Научная статья на тему 'Престиж профессии «педагог дошкольного образования»: оценки педагогов и позиция родителей'

Престиж профессии «педагог дошкольного образования»: оценки педагогов и позиция родителей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1594
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагог дошкольного образования / престиж профессии / дети дошкольного возраста / дошкольное образовательное учреждение / родители / early childhood education teacher / prestige of the profession / preschool children / early childhood educational institution / parents

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кашуркина Светлана Сафиновна, Лукишина Татьяна Александровна

В статье анализируется отношение респондентов к профессии «педагог дошкольного образования». Респондентами выступили педагоги дошкольных образовательных учреждений (n = 203) и родители дошкольников (n = 706), выборка исследования – целевая. Основанием для проведения эмпирического исследования выступила программа НО У ДПО «Центр социально-гуманитарного образования» (г. Казань), реализуемая в рамках экспериментальной площадки ФИРО РАН ХиГС. Срок проведения исследования – сентябрь–октябрь 2018 г. Для сбора информации использовался метод анкетирования. Исследование показало, что, признаваясь профессионалом, значимым для прогрессивного развития общества, педагог дошкольного образования выполняет его социальный заказ, но оценивается общественным мнением как человек, не имеющий возможности подняться на высокую ступень в социальной иерархии. Несмотря на принадлежность респондентов-педагогов дошкольных образовательных учреждений к малообеспеченным слоям российского общества и отсутствие высокого социально-экономического статуса, их представления о своей профессии в целом позитивны. Авторы предполагают, что позитивная интерпретация респондентами-педагогами ДО У внешней оценки своей профессии является механизмом осознанного повышения профессионализма. Педагог ДО У – это творческая профессия и положительная самооценка престижа работы в ДО У может быть связана с процессами самоактуализации и самореализации. С другой стороны, завышенные представления о престиже своей профессии помогают педагогам ДО У формировать свой символический капитал. Респонденты-родители демонстрируют доверие к государственным дошкольным образовательным учреждениям, что определяется патерналистскими ориентациями родителей во взаимоотношениях с педагогами и администрацией дошкольного образовательного учреждения и интерпретируется авторами как лояльность респондентов к государственным структурам. Авторы отмечают, что престиж профессии «педагог дошкольного образования» имеет разный смысл для тех, кто является ее носителем, для тех, кто пользуется образовательными услугами, для общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Prestige of the Early Childhood Education Teacher: Self-Assessment by Teachers and by Parents

This article analyzes the attitude of respondents to the profession of Early Childhood Education Teacher. Respondents were preschool teachers (n = 203) and parents of preschoolers (n = 706). The basis for the empirical study was the Kazan Center for Social and Humanitarian Education, which is being implemented within the framework of the experimental site of FEDI RANEPA. The study was conducted over September and October 2018. A questionnaire method was used to collect information. The research has shown that to be recognized as a professional, significant for the progressive development of society, the early childhood education teacher fulfills his/her social order, but is assessed by public opinion as a person who does not have the opportunity to rise to a high level in the social hierarchy. Despite the fact that the respondents, i.e. the teachers of early childhood educational institutions belong to the low-income strata of the Russian society and the absence of a high socio-economic status, their ideas about their profession are generally positive. The authors suggest that the positive interpretation of the external assessment of their profession by the respondents is a mechanism for conscious increase of professionalism. An early childhood education teacher is a creative profession and a positive self-esteem of the prestige of the work in the field of early childhood education work can be linked to the processes of self-actualization and selfrealization. On the other hand, overestimated perceptions of the prestige of the profession help early childhood education teachers to form their symbolic capital. Responding parents demonstrate trust in public early childhood educational institutions, which is defined by paternalistic orientation of parents in relations with teachers and administration of preschool educational institution and is interpreted by the authors as loyalty of respondents to government. The authors note that the prestige of the profession of an early childhood education teacher has different meanings for its bearers, for those who use educational services, and for society as a whole.

Текст научной работы на тему «Престиж профессии «педагог дошкольного образования»: оценки педагогов и позиция родителей»

Н ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ _

УДК 37.011.31; 304.2 DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10057

Кашуркина С.С., Лукишина Т.А.

Престиж профессии «педагог дошкольного образования»: оценки педагогов и позиция родителей

Кашуркина Светлана Сафиновна*, Лукишина Татьяна Александровна,

Отдел аналитических исследований и разработок НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования»(Казань, Россия)

В статье анализируется отношение респондентов к профессии «педагог дошкольного образования». Респондентами выступили педагоги дошкольных образовательных учреждений (п = 203) и родители дошкольников (п = 706), выборка исследования - целевая. Основанием для проведения эмпирического исследования выступила программа НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования» (г. Казань), реализуемая в рамках экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС. Срок проведения исследования - сентябрь-октябрь 2018 г. Для сбора информации использовался метод анкетирования. Исследование показало, что, признаваясь профессионалом, значимым для прогрессивного развития общества, педагог дошкольного образования выполняет его социальный заказ, но оценивается общественным мнением как человек, не имеющий возможности подняться на высокую ступень в социальной иерархии. Несмотря на принадлежность респондентов-педагогов дошкольных образовательных учреждений к малообеспеченным слоям российского общества и отсутствие высокого социально-экономического статуса, их представления о своей профессии в целом позитивны. Авторы предполагают, что позитивная интерпретация респондентами-педагогами ДОУ внешней оценки своей профессии является механизмом осознанного повышения профессионализма. Педагог ДОУ - это творческая профессия и положительная самооценка престижа работы в ДОУ может быть связана с процессами самоактуализации и самореализации. С другой стороны, завышенные представления о престиже своей профессии помогают педагогам ДОУ формировать свой символический капитал. Респонденты-родители демонстрируют доверие к государственным дошкольным образовательным учреждениям, что определяется патерналистскими ориентациями родителей во взаимоотношениях с педагогами и администрацией дошкольного образовательного учреждения и интерпретируется авторами как лояльность респондентов к государственным структурам.

Авторы отмечают, что престиж профессии «педагог дошкольного образования» имеет разный смысл для тех, кто является ее носителем, для тех, кто пользуется образовательными услугами, для общества в целом.

Ключевые слова: педагог дошкольного образования, престиж профессии, дети дошкольного возраста, дошкольное образовательное учреждение, родители.

Для цитирования: Кашуркина С.С., Лукишина ТА. Престиж профессии «педагог дошкольного образования»: оценки педагогов и позиция родителей // Современное дошкольное образование. -2019. - №6(96). - С. 36-49. DOI: 10.2441 1/1997-9657-2019-10057

Материалы статьи получены 11.09.2019.

* Контакты: csgo-firo@mail.ru

UDC 37.011.31; 304.2

DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10057

Professional Prestige of the Early Childhood Education Teacher: Self-Assessment by Teachers and by Parents

Svetlana S. Kashurkina*, Tatyana A. Lukishina,

Analytical Research and Development Non-government Educational Institution of Additional Professional Education «Center of Humanities & Social Education» (Kazan, Russia)

This article analyzes the attitude of respondents to the profession of Early Childhood Education Teacher. Respondents were preschool teachers (n = 203) and parents of preschoolers (n = 706). The basis for the empirical study was the Kazan Center for Social and Humanitarian Education, which is being implemented within the framework of the experimental site of FEDI RANEPA. The study was conducted over September and October 2018. A questionnaire method was used to collect information. The research has shown that to be recognized as a professional, significant for the progressive development of society, the early childhood education teacher fulfills his/her social order, but is assessed by public opinion as a person who does not have the opportunity to rise to a high level in the social hierarchy. Despite the fact that the respondents, i.e. the teachers of early childhood educational institutions belong to the low-income strata of the Russian society and the absence of a high socio-economic status, their ideas about their profession are generally positive. The authors suggest that the positive interpretation of the external assessment of their profession by the respondents is a mechanism for conscious increase of professionalism. An early childhood education teacher is a creative profession and a positive self-esteem of the prestige of the work in the field of early childhood education work can be linked to the processes of self-actualization and self-realization. On the other hand, overestimated perceptions of the prestige of the profession help early childhood education teachers to form their symbolic capital.

Responding parents demonstrate trust in public early childhood educational institutions, which is defined by paternalistic orientation of parents in relations with teachers and administration of preschool educational institution and is interpreted by the authors as loyalty of respondents to government. The authors note that the prestige of the profession of an early childhood education teacher has different meanings for its bearers, for those who use educational services, and for society as a whole.

Keywords: early childhood education teacher, prestige of the profession, preschool children, early childhood educational institution, parents.

For citation: Kashurkina S.S., Lukishina T.A. (201 9). Professional prestige of the early childhood education teacher: self-assessment by teachers and by parents. Preschool Education Today. 6:13, 36-49 (in Russian). DOI: 10.2441 1/1997-9657-2019-10057

Original manuscript received 11.09.2019.

* Contacts: csgo-firo@mail.ru

Представления респондентов о престиже профессии «педагог дошкольного образования»

Дошкольное образование является важной частью социальной реальности российского общества, характеризующегося продолжающейся трансформацией. Устойчивый интерес к семье и детскому саду сформирован как со

стороны научного, так и профессионального сообщества (экспертных групп).

Так, отечественный исследователь Е.М. Колесникова отмечает, что «педагоги дошкольного образования являются примером профессии из списка базовых социальных обязательств государства, и проблематика их статусного положения заслуживает серьезного анализа» (Колесникова, 2019). Если педагоги дошкольного образования верят, что их социальной статус уважаем обществом, сфера

их профессиональной деятельности является привлекательной, то данная субъективная оценка выступает в качестве важного фактора профессионального развития индивида. Цель статьи - представить результаты конкретного исследования, проведенного авторами на основании реализации программы НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования» в рамках экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС (приказ ФГАУ «ФИРО» от 24 июня 2016 года № 198) (Некрасов и др., 2019). Эмпирическим объектом анализа выступили педагоги дошкольных образовательных организаций (п = 203) и родители дошкольников (п = 706). Сбор данных осуществлялся посредством заполнения анкет. Опрос был проведен в сентябре-октябре 2018 года.

В качестве показателей, связанных с престижем профессиональной деятельности педагогов ДОУ и определяющих их представления о себе, были выделены соответствующие эмпирические индикаторы.

Понятие «престиж профессии» через проблематику данного феномена детально описывает отечественный исследователь М.Н. Руднев (Руднев, 2019). Он подчеркивает, что в России существует неясность с пониманием и интерпретацией данного понятия, так как «изучение престижа профессий в СССР и в 1990-е годы в России носило характер отдельных акций» (Руднев, 2019). По мнению ученого, престиж обусловлен, прежде всего, представлениями людей о социальной иерархии, следовательно, данное понятие субъективное и зависит от множества факторов: от индивидуальный оценки, общественного мнения до влияния больших социальных групп и институтов. Престиж профессии можно определить как авторитет, уважение к профессии со стороны общества, репутацию профессии в социуме, ее положение в иерархии относительно других профессий в представлениях людей (Руднев, 2019). Понятие престиж является важным элементом в оценке социального статуса человека и значимым компонентом его жизни. Престиж профессии обеспечивает мотивацию педагога ДОУ для добросовестного выполнения профессиональных обязанностей. Поэтому предполагается, что «переживание» за престиж профессии осознанно или неосознанно фиксируется в сознании индивидов и является основой профессионального поведения.

Опираясь на приведенные определения, мы включили в группу индикаторов данные об отношении к престижу профессии (считаете ли

вы свою профессию престижной), о рейтинге дошкольного учреждения (каков рейтинг вашего дошкольного учреждения в окружающем социуме), о конфликтах в коллективе, о важности профессиональных качеств педагога (какие качества наиболее значимы для администрации; какие качества администрации детского садика наиболее важны для вас), данные об удовлетворенности работой в ДОУ (в какой мере вас устраивает:), данные о доверии к образовательным дошкольным учреждениям (оцените степень доверия к образовательным дошкольным учреждениям), сведения о материальном положении респондентов.

Подчеркнем, что субъективная оценка своего профессионального статуса является важной для характеристики социального самочувствия. Многочисленные исследования констатируют, что значимость престижности и общественно-политического характера профессии оказывает влияние на мотивационную структуру в педагогических коллективах детских садов (Абанкина, 2017). Проведенное исследование показывает, что половина опрошенных педагогов ДОУ (55,2%) уверены, что их профессия престижна. С ними солидарны 48,9% родителей (рис. 1). Непрестижной свою профессию считают только 15,3% педагогов, и 20,7% родителей разделяют эту точку зрения. Однако то, что уклонились от выбора 29,6% педагогов и 30,4% родителей, указывает на социальную проблему.

Обратимся к классификации профессий по степени привлекательности, разработанной авторитетным российским социологом Д.Л. Константиновским.

Блок профессий высшей привлекательности - профессии, которые имеют высокий образовательный ценз, предполагают наличие специальных компетенций, пользуются спросом на рынке труда, являясь актуальными для каждого данного отрезка времени, открывают возможности для продвижения, жизненного успеха.

Блок профессий средней привлекательности - смешанная группа видов занятий, где если встречаются профессии, требующие высшего образования, то с компонентой рутинного труда, если профессии умственного труда, то среднего уровня квалификации, а если рабочие профессии, то квалифицированные. Здесь выделены две подгруппы: верхняя (преобладание профессий высококвалифицированного труда) и нижняя (преобладание элементов рутинного труда).

Блок профессий низкой привлекательности отводится рабочим профессиям средней и низкой квалификации, наименее квалифицированным видам физического труда, сферы обслуживания и, в особенности, сельского хозяйства.

Константиновский приходит к выводу, что в настоящее время привлекательность профессии определяется прагматически ориентированными характеристиками (высокий спрос на рынке труда, материальная самостоятельность). При этом общегуманистические составляющие профессии (интеллигентность, высококвалифицированный труд, служение обществу) образуют самостоятельную шкалу оценок привлекательности, не конкурирующую, а соподчиненную ведущим характеристикам (Константиновский, 2015).

Предложенная классификация профессий позволяет предположить, что профессия «педагог дошкольного образования» принадлежит к профессии средней верхней привлекательности, тем самым являя собой специфический для нашего общества факт. Также мы считаем, что на формирование представлений респондентов о престиже профессии «педагог дошкольного образования» оказывают ярко выраженные на индивидуально-личностном уровне прагматически ориентированные характеристики и общегуманистические составляющие профессии.

Известно, что престиж профессии является субъективным критерием стратификации. Как справедливо отмечает отечественный исследователь Е. Ярская, общественное мнение производится не только и не столько общественностью, сколько силами рынка и государства (Ярская-Смирнова, 2012). Исследование «рейтинг профессий и школьных предметов», проведенное в 2018 году аналитическим центром Юрия Левады, показало, что профессия «школьный учитель» располагается в конце списка (Левада-центр, 2018), а «воспитатель» совсем не обозначен респондентами, даже среди женщин. Несмотря на то, что уважение россиян к педагогической профессии в целом возрастает, практические реалии таковы, что социальные представления о профессии «вывернуты наизнанку»: значимость педагога в формировании ценностей у детей дошкольного возраста признается всеми группами общества, но в идеологию рынка данная позиция не вписывается.

Опрос родителей показал, что в ответах и педагогов, и родителей проявляется неод-

Рис. 1. Отношение респондентов к престижу профессии «педагог дошкольного образования»

нозначность при определении престижа профессии «педагог дошкольного образования». на наш взгляд, данные позиции педагогов и родителей обусловлены не только субъективными факторами (жизненный опыт индивидов), но и объективными. К объективным факторам мы относим отсутствие общественной риторики профессиональной группы педагогов ДО, а также статусную рассогласованность в профессиональной деятельности (высокие: социальная значимость и общественные ожидания, низкие: уровень доходов и престиж профессии). С другой стороны, педагог ДОУ - это творческая профессия и положительная самооценка престижа работы в ДОУ может быть связана с процессами самоактуализации и самореализации. Педагоги ДОУ «приукрашивают» представления о престиже своей профессии, и данная логика помогает педагогам ДОУ формировать свой символический капитал.

Согласно мотивационной теории А. Маслоу, обладание престижем позволяет удовлетворить одну из важнейших потребностей индивида - потребность в признании. Удовлетворение этой потребности порождает у индивида чувство уверенности в себе (Маслоу, 2011). Однако, как мы отмечали, престижность профессии «педагог дошкольного образования» является спорным социальным фактом. Следовательно, неудовлетворенная потребность в признании может вызвать у педагогов ДОУ лишь чувства униженности, слабости, беспомощности. Искусственное завышение своего профессионального статуса является механизмом психологической защиты на угрозу «Я», возникающую при невозможности реализовать свою потребность в признании.

Образование в целом становится приоритетным направлением в развитии социума.

Престиж института дошкольного образования повышается, прежде всего, за счет признания дошкольной подготовки уровнем образования. К другим причинам, на наш взгляд, следует отнести разнообразие форм учреждений в негосударственном секторе образовательных услуг, а также целенаправленную работу СМИ как одного из социальных институтов, определяющих траектории развития современного человека в образовательном пространстве российского общества (индивидуальная практика, частные сады, центры развития).

Обратимся к материальному положению педагога ДОУ. В России заработок воспитателя в муниципальном бюджетном образовательном учреждении в среднем составляет 19 842 рубля при установленном прожиточном минимуме 10 842 рубля (газета «Коммерсант», 2018). Гендерная структура занятости в дошкольном образовании максимально ассиметричная -практически все женщины. Последние стараются без значительного ущерба для семейной жизни совмещать профессиональные обязанности и различные социальные роли: мам, бабушек, жен.

Подчеркнем, что в Приволжском федеральном округе почти половина семей воспитателей, а именно 46%, не преодолевают порога ежемесячного среднедушевого дохода в 10 тыс. рублей. Это самый красноречивый показатель низкого уровня дохода относительно остальных территориальных округов (Абанкина, 2017).

Проанализируем высказывания респондентов о материальном положении их семей (табл. 1). Данный показатель входит в социально-экономические характеристики и, как известно, имеет существенное значение для формирования сознания индивидов.

Отметим, что позицию «денег хватает на основные продукты питания; мясо и рыбу можем позволить не более 3 раз в неделю, ред-

ко - фрукты» выбрали 6,4% опрошенных педагогов ДОУ и 4,5% родителей. Данный факт косвенно свидетельствует об их принадлежности к «бедствующим», поскольку представители данной группы ограничивают себя в самом необходимом (Тихонова, 2014). Пятая часть педагогов ДОУ (21,2%) и 13% родителей выбрали позицию «на питание денег хватает, но одежду и обувь покупаем только при их сильном износе». Данная категория респондентов, хотя и оценивает свое материальное положение несколько лучше, примыкает к «бедствующим». Несколько выше «на одежду, обувь денег хватает, но крупную бытовую технику купить можем только в кредит» оценивают свой уровень жизни (46,3% опрошенных педагогов ДОУ и 38,3% родителей) (строка 3 табл. 1). Позицию «на бытовую технику денег хватает, но автомобиль купить не можем» выбрали 14,3% педагогов ДОУ и 21,5% родителей. Учитывая такой показатель индекса уровня жизни, как возможность приобретения автомобиля, данную категорию мы соотносим с медианными слоями населения («малообеспеченные»).

Проведенный анализ показывает, что принадлежность к бедствующим слоям населения принадлежат 27,6% педагогов ДОУ и 17,5% родителей (сумма строк 1 и 2 табл. 1), а к медианному классу - 60,6% педагогов ДОУ и 59,8% родителей (сумма строк 3 и 4 табл. 1). К стратифицированному среднему классу мы можем отнести только 11,8% опрошенных педагогов ДОУ и 22,7% родителей (сумма строк 5 и 6 табл. 1). Таким образом, в нашем исследовании педагогический состав дошкольных образовательных учреждений сформирован, в основном, представителями малообеспеченных слоев российского общества. Распределение ответов по самоощущению респондентов-родителей в отношении своего материального благосостояния сходно с таковым у респонден-

Таблица 1. Материальное положение семей респондентов

№ Выбор высказываний Педагоги, % Родители, %

1 Денег хватает на основные продукты питания; мясо и рыбу можем позволить не более 3 раз в неделю, редко - фрукты 6,4 4,5

2 На питание денег хватает, но одежду и обувь покупаем только при их сильном износе 21,2 13

3 На одежду, обувь денег хватает, но крупную бытовую технику купить можем только в кредит 46,3 38,3

4 На бытовую технику денег хватает, но автомобиль купить не можем 14,3 21,5

5 На автомобиль денег хватает, но квартиру или дом купить не можем 6,9 13,8

6 Можем приобрести (купили) квартиру (дом) 4,9 8,9

Итого 100 100

Таблица 2. Распределение ответов респондентов о престижности профессии «педагог дошкольного образования» в зависимости от их материального положения

№ Выбор высказываний Считаете ли вы профессию «педагог ДОУ» престижной

Педагоги ДОУ, % Родители, %

Да Нет Затрудняюсь ответить Да Нет Затрудняюсь ответить

1 Денег хватает на основные продукты питания; мясо и рыбу можем позволить не более 3 раз в неделю, редко - фрукты 53,8 30,8 15,4 40,6 9,4 50

2 На питание денег хватает, но одежду и обувь покупаем только при их сильном износе 55,8 18,6 25,6 45,7 22,8 31,5

3 На одежду, обувь денег хватает, но крупную бытовую технику купить можем только в кредит 51 16 33 47,2 23,2 29,6

4 На бытовую технику денег хватает, но автомобиль купить не можем 58,6 6,9 34,5 55 17,2 27,8

5 На автомобиль денег хватает, но квартиру или дом купить не можем 78,6 14,3 7,1 47,4 20,6 32

6 Можем приобрести (купили) квартиру (дом) 50 0 50 54 22,2 23,8

тов-педагогов, однако самооценка респондентов-родителей заметно выше.

Учитывая тот факт, что для российского общества характерна завышенная вербальная классовая самоидентификация (Тихонова, 2018), неудивительно, что данный феномен частично находит свое отражение в оценивании педагогами ДОУ престижа своей профессии.

Возвращаясь к мнению опрошенных респондентов о престиже профессии «педагог дошкольного образования», обратимся к таблице 2, в которой показано распределение их ответов. Корреляционный анализ по данным параметрам показал, что статистически значимые линейные связи не обнаружены. Однако примечательно, что самый высокий показатель (30,8%) выборов непрестижности своей профессии среди «бедствующих» педагогов, и наоборот, у педагогов из среднего класса нет ни одного такого выбора.

Известно, что не всегда заработная плата рассматривается в качестве мотива для профессионального маршрута индивида. Несмотря на то, что заработки в сфере дошкольного образования остаются невысокими, педагогами позитивно интерпретируется внешняя оценка своей профессии. Авторы предполагают, что малая восприимчивость респондентов к внешнему мнению может определяться гендерной направленностью, что и выражается в положительных ответах респондентов о престиже профессии.

Для сферы дошкольного образования в современной России характерна социальная дифференциация, порождающая большую разно-

родность (Аберкромби, 1997). На наш взгляд, дифференциация может происходить по следующим причинам:

- педагоги ДОУ работают в более и в менее престижных ДОУ;

- педагоги ДОУ имеют разный уровень образования (среднее специальное: педагогическое и непедагогическое; высшее образование «разного достоинства»);

- педагоги ДОУ являются представителями разных слоев населения российского общества, что во многом определяет поведенческие стратегии педагогов;

- педагоги ДОУ являются носителями различных социально-психологических конструктов (профессиональный уровень, социальная компетентность и др.), что оказывает влияние на способность педагогов «встроиться» в социально-психологическую и социально-экономическую иерархию института дошкольного образования;

- интенсивность личностной вовлеченности в профессию различна (профессия как призвание является основным лозунгом не для всех педагогов, и показатели результатов профессиональной деятельности трансформируются в пассивное удовлетворение).

Феномен социальной дифференциации в контексте изучения престижа профессии «педагог дошкольного образования» требует специального изучения.

Можно предположить, что профессия педагога дошкольного образования привлекает молодых женщин в соответствии с индивидуальными особенностями, составляющими стиль жизни, а также традиционной феноме-

низацией профессии в обществе. Вероятность трудоустройства по другой специальности с желаемой заработной платой в ситуации женской безработицы незначительна, в связи с чем данная профессия выступает в качестве социального блага в виде места работы в системе образования.

Несомненно, престиж профессии педагога ДОУ имеет разный смысл для тех, кто является ее носителем; для тех, кто пользуется образовательными услугами; и для общества в целом.

Сегодня посещение ребенком детского сада - это социальная норма вне зависимости от социального статуса родителей и места их проживания. В настоящее время остро выступает проблема ожиданий и требований родителей к качеству дошкольных образовательных программ и профессионализму педагогов.

В рамках нашего исследования предусмотрен вопрос для педагогов «как вы считаете, каков рейтинг вашего дошкольного учреждения в окружающем социуме?» (рис. 2). Большинство респондентов (78,8%) заявили, что рейтинг ДОУ высокий, 18,2% педагогических работников определили рейтинг как средний, а 3% уклонились от ответа.

Рис. 2. Мнение педагогов ДОУ о рейтинге дошкольного учреждения

Очевидно, что педагоги положительно оценивают собственные ощущения, удовлетворены качеством образовательной среды и конструктивным взаимодействием с родителями и коллегами (рис. 2).

Другим важным индикатором в нашем исследовании выступают данные о доверии родителей к образовательным дошкольным учреждениям. Опрос показал, что больше половины респондентов (57,6%) полностью доверяют государственным образовательным учреждениям и 2,7% стараются контролировать

качество оказанных дошкольным учреждением образовательных услуг. Не ответили на данный вопрос 39,7% респондентов (рис. 3). При этом 47,5% родителей признаются, что от их мнения практически ничего не зависит, и они не могут повлиять на принятие решений в садике. В целом следует заметить, что опрошенные респонденты демонстрируют удовлетворенность внешним образом ДОУ. На наш взгляд, данные ответы нужно интерпретировать с позиции социального согласия (Козырева, 2019). Лояльность респондентов к государственным учреждениям объясняется традиционным доверием населения Республики Татарстан к властям (Ермолаева, 2015), а также патерналистскими ориентациями родителей во взаимоотношениях с педагогами и администрацией ДОУ.

Иная позиция представлена в ответах респондентов о негосударственных дошкольных образовательных учреждениях (клубы, центры развития и пр.): им полностью доверяют 47,4% опрошенных родителей (рис. 3) и только 19,7% следят за качеством оплаченных образовательных услуг, а 32,9% респондентов не ответили на данный вопрос, что может рассматриваться как признание проблемы с одновременным нежеланием «выносить сор из избы».

Рис. 3. Доверие родителей к образовательным дошкольным учреждениям

Крупномасштабное исследование изменений в сфере дошкольного образования, проведенное коллективом авторов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», свидетельствует о том, что различия позиций родителей государственных детсадов и родителей частных детсадов в отношении формирования норм и ценностей у детей не носят принципиального характера (Абанкина, 2017). Большинство родителей демонстрируют невысокий уровень притязаний на статус «полноправного участника» воспита-

тельного и образовательного процесса в триаде «дети - родители - воспитатели». Последнее обстоятельство имеет особую значимость, поскольку свидетельствует об отсутствии общественного заказа на изучение и решение проблем социального взаимодействия в сфере дошкольного образования.

Педагоги ДОУ о конфликтах в коллективе

В исследовании изучалось мнение респондентов о конфликтах внутри коллектива. Конфликты - это социальный феномен, который выполняет конструктивную и деструктивную функции и является результатом удовлетворения или неудовлетворения потребностей индивидов. Об отсутствии конфликтов на работе заявили более 60,6% респондентов (рис. 4), что указывает на высокий уровень овладения коммуникативной компетенцией. Под коммуникативной компетенцией подразумевается такая организация педагогического взаимодействия, при которой создается общность участников образовательного процесса при сохранении индивидуальности каждого из них, формируется психологическая готовность к сотрудничеству, обеспечивается достижение ожидаемых результатов (Бобина, 2015).

Личные взаимоотношения в качестве причин конфликтов указали 27,1% респондентов (рис. 4).

Среди других позиций, по которым возникают конфликты, респондентами были отмечены: «отношение администрации» (4,4%), «возрастные характеристики» (3,9%), «материальное обеспечение» (2,5%), «неравенство в социальных статусах» (1,5%).

Рис. 4. Распределение ответов респондентов на вопрос «По каким вопросам в коллективе возникают конфликты?»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На напряженность в трудовых коллективах ДОУ по причине статусных различий и заметного разрыва в оплате труда между вспомогательным и педагогическим персоналом указывают и другие исследователи (Абанкина, 2017).

Эксперты в области дошкольного образования указывают, что внутрипрофессиональ-ное неравенство является острой проблемой. напряжение внутри коллектива вызывает разница в оплате труда между педагогами с разным уровнем образования и стажем педагогической деятельности. Так, опытные работники со средним специальным педагогическим образованием, в совершенстве владеющие различными технологиями в работе с детьми, раздражены тем обстоятельством, что педагоги без стажа, но с высшим профессиональным образованием имеют более высокую оплату труда даже при отсутствии должных профессиональных навыков.

С другой стороны, отметим ориентированность педагогов ДОУ, участвующих в нашем исследовании, на социально одобряемые ответы. Предположим, что конформизм является одним из распространенных способов «социального существования» в коллективе ДОУ. Однако природа данного поведения (демонстративная или истинная конформность) неясна и требует дальнейшего изучения с использованием качественных методов.

В ходе исследования мы выясняли, какие качества специалиста, по мнению педагогов ДОУ, наиболее значимы для администрации (рис. 5).

Рис. 5. Мнение педагогов ДОУ о качествах работников, значимых для администрации

Обработка анкет показала, что педагоги считают значимым качеством специалиста профессионализм (94,6% выборов). Профессионализм целесообразно рассматривать как социальное явление, в содержание которого включены не только профессиональ-

ные знания, умения и навыки, но и личная ответственность за сферу профессиональной деятельности, которая выражается в понятии «нравственная ценность». Л. Абдалина и В. Бережная определяют профессионализм педагога как системный феномен, выражающий уровень владения педагогом профессиональной деятельностью, проявляющейся в сформи-рованности профессиональной компетентности (Абдалина, 2019).

Значительное количество выборов (66,5%) отдано позиции «ответственность», что логично, т.к. ответственность является составной частью профессионализма. Значительно меньшее количество респондентов отметили «участие в общественной работе» (25,1% выборов) и «благожелательное отношение к администрации» (12,8% выборов).

Наименее значимыми для администрации качествами педагоги считают «умение зарабатывать деньги на нужды учреждения» (2,5% выборов), «покладистость» (2% выборов), что косвенно указывает на социальный инфантилизм респондентов. Современные тенденции развития социума таковы, что отсутствие социальных навыков обесценивает профессионализм индивида.

Респонденты в нашем исследовании тоже имели возможность определить важность социальных и профессиональных качеств администрации.

Рис. 6. Мнение педагогов ДОУ о наиболее важных качествах администрации

Первое место по количеству выборов (64%) занимает позиция «уважение со стороны администрации». На втором месте (56,2% выборов) - «профессионализм». Третье место отдано варианту ответа «справедливая оценка вклада в общую деятельность» (51,2% выборов). Заметим, что 19,7% выборов было отда-

но позиции «благожелательное отношение к сотрудникам», под которым понимается учет их личностных характеристик, здоровья и особенностей семейного положения, что вполне ожидаемо. Значимость ответственности для администрации выделили только 11,3% респондентов. Такая качественная характеристика, как воспитанность, была отмечена в 7,9% выборах респондентов.

Анализ ответов свидетельствует о том, что респонденты определяют важные качества администрации, прежде всего, в понимании смысла общего дела и поддержки своих сотрудников.

Педагоги об удовлетворенности работой в ДОУ

Обратимся к анализу удовлетворенности педагогов работой в ДОУ (табл. 3).

Таблица 3. Распределение ответов респондентов-педагогов на вопрос «Если говорить в целом, то в какой мере вас устраивает или не устраивает?»

Оценка по позициям Полностью устраивает, % Отчасти устраивает, % Совсем не устраивает, %

Зарплата 31,5 55,7 12,8

График работы 64 31,0 5

Близость учреждения к дому 72,4 17,2 10,3

Возможность устроить своего ребенка в ДОУ 54,7 20,7 24,6

Перспектива профессионального роста 60,1 36 3,9

Социально-психологический климат в коллективе 68,5 27,1 4,4

Степень участия родителей в жизни детского сада 39,4 54,7 5,9

Отношение родителей к вам 67 30,5 2,5

Уважение со стороны окружающих 73,4 25,6 1

Представления о том, что для педагогов ДОУ близость детского сада от дома является одним из важных критериев при выборе места работы, подтверждают полученные результаты. Так, большинство респондентов (72,4%) устраивает близость учреждения к дому, отчасти устраивает (17,2%), совсем не устраивает (10,3%). Другим важным фактором, по мнению респондентов, является «уважение со стороны окружающих» (73,4%), что традиционно мож-

но операционализировать через общественно значимый характер профессии «педагог дошкольного образования».

Определенный дисбаланс складывается при оценке респондентами позиции «график работы»: полностью устраивает 64% респондентов, отчасти устраивает - 31%, не устраивает -0,5%. Известно, что график работы имеет правовой аспект и регулирует продолжительность рабочего времени педагогов ДОУ. Вероятно, на практике педагоги ДОУ сталкиваются с обстоятельствами, когда вынуждены выполнять работу, не предусмотренную трудовым договором и должностными обязанностями, что и объясняет их недовольство.

Возможность устроить своего ребенка в ДОУ актуальна для 54,7% респондентов. Позицию «отчасти устраивает» выбрали 20,7% респондентов и «не устраивает» - 24,6%. Очевидно, что степень актуальности устройства ребенка в ДОУ определяется возрастом педагогов ДОУ.

Социально-психологический климат в коллективе полностью устраивает 68,5% респондентов, отчасти устраивает - 27,1%, совсем не устраивает - 4,4%. Очевидно, как и во всяком коллективе, особенно в женском, проявляются личностные особенности индивидов. Педагоги понимают, что их коллегам свойственны непростые характеры.

Полностью довольны отношением родителей к себе 67% педагогов, отчасти - 30,5%, не устраивает отношение к ним только 2,5% респондентов. Данная оценка, в целом, объясняется «толерантным поведением» родителей в отношении педагогов ДОУ.

Удовлетворенность респондентов заработной платой выглядит менее оптимистичной. Безусловная важность заработной платы как фактора благополучия индивида обусловлена тем, что зарплата позволяет удовлетворять базовые физиологические потребности и чувствовать относительную безопасность. недостаточный уровень заработной платы не может приносить человеку чувство удовлетворения (Маклакова, 2015).

Опрос показал, что зарплата полностью устраивает только 31,5% респондентов, отчасти устраивает - 55,7%, не устраивает - 12,8%. Здесь основные доводы просты. Зарплата педагогов ДОУ не позволяет им быть уверенными в стабильном материальном благополучии. Работая в детском саду и не имея других источников дохода, невозможно позволить себе приобретение престижного жилья и ка-

чественного автомобиля иностранной сборки, платные медицинские услуги, интересный и разнообразный досуг, регулярное обновление гардероба и накопление финансов на «черный день». несомненно, оценка респондентов зависит также и от профессиональной конкурентоспособности.

Ответы педагогов по позиции «степень участия родителей в жизни детского сада» таковы: полностью устраивает 39,4% респондентов, отчасти устраивает - 54,7%, не устраивает - 5,9%. Такое распределение характеризует современную социально-экономическую ситуацию, когда временные и финансовые ресурсы родителей дефицитны, т.к. совершенно необходимы для сохранения (повышения) уровня жизни семьи.

Подводя итоги

Социальный институт дошкольного образования в современном российском обществе претерпевает существенные изменения, приобретая особое значение для российских семей. Это связано, прежде всего, с институциональными преобразованиями, произошедшими в российском обществе за последние 20 лет. Престиж профессии является важным показателем, который отражает состояние современного российского общества. Дифференциация в оплате труда педагогов дошкольного образования и работников, к квалификации которых предъявляются самые низкие требования (малоквалифицированные рабочие, продавцы, уборщицы и т.д.), незначительна, что явно не способствует росту престижа профессии педагога дошкольного образования.

В настоящее время фигура педагога, работающего в дошкольном учреждении, воспринимается представителями экспертных сообществ и обществом неоднозначно. Признаваясь профессионалом, значимым для прогрессивного развития общества, педагог ДОУ выполняет его социальный заказ, но оценивается общественным мнением как человек, не имеющий возможности подняться на высокую ступень в социальной иерархии. Подчеркнем, что профессия «педагог дошкольного образования» требует высокого профессионализма, включающего не только знания, умения и практические навыки. Работа в детском саду - это, прежде всего, любовь к детям, «ибо для человека не имеет никакой цены то, что он не может делать со страстью» (Вебер, 2019). Успехи в позитивной оценке обществом профессии «педагог

дошкольного образования» оказывают огромное воздействие на повышение ответственности не только педагогов, но и родителей.

Таким образом, социальный престиж педагога дошкольного образования, пусть и не сопровождающийся высоким социально-экономическим статусом, и есть тот ведущий фактор, наличие которого становится основным мотивом и механизмом осознанного повышения профессионализма работников сферы дошкольного образования, а, следовательно, и важным фактором развития системы дошкольного образования в целом. ■

Информация об авторах

Кашуркина Светлана Сафиновна, кандидат социологических наук, начальник отдела аналитических исследований и разработок НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования» (Казань, Россия), csgo-firo@mail.ru

Лукишина Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, инспектор отдела аналитических исследований и разработок НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования» (Казань, Россия), conf@csgo-kazan.ru

Information about authors

Svetlana S. Kashurkina, PhD in Sociology, Head of Analytical Research and Development Non-Government Educational Institution of Additional Professional Education «Center of Humanities & Social Education» (Kazan, Russia), csgo-firo@mail.ru

Tatyana A. Lukishina, PhD in Pedagogy, Inspector of Analytical Research and Development Non-Government Educational Institution of Additional Professional Education «Center of Humanities & Social Education» (Kazan, Russia), conf@csgo-kazan.ru

Литература

1. Абанкина И.В., Родина Н.В., Филатова Л.М. Анализ изменений в сфере дошкольного образования. - М.: НИУ ВШЭ, 2017. - 78 c.

2. Абдалина Л., Бережная И. Профессионализм педагога: компоненты, критерии оценки [Электронный ресурс] / Научная электронная библиотека КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/professionalizm-pedagoga-komponenty-kriterii-otsenki (дата обращения: 30.01.2019).

3. Аберкромби Н, Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь / Пер. с англ. Под

ред. С.А. Ерофеева. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1997. - 420 с.

4. Бобина О.С. Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в образовательной организации (на примере образовательных организаций СПО): дис. ... канд. пед. наук. - Томск, 2015. - 254 с.

5. Вебер М. Наука как призвание и профессия [Электронный ресурс] / Электронная библиотека ЛитМир. URL: https://www.litmir. me/br/?b = 44288 (дата обращения: 25.02.2019).

6. Ермолаева П.О., Дёмкина Е.П. Восприятие Татарстана его жителями: лояльность республике и оценка перспектив развития // Электронный экономический вестник. -№3 (июль-сентябрь 2015 года). - С. 29-37.

7. Зарплаты воспитателей повысились с нагрузкой [Электронный ресурс] / Коммерсант. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3521765 (дата обращения: 30.01.2019).

8. Козырева П.М. Доверие и его ресурсы в современной России. - М.: Институт социологии РАН, 2011. - 172 с.

9. Колесникова Е.М. Российские учителя и воспитатели: особенности «женской» занятости и внутрипрофессиональная дифференциация [Электронный ресурс]. URL: http://www. vestnik-soc.unn.ru/files/Предварительный%20 макет%20№%204%202018.pdf (дата обращения: 24.02.2019).

10. Колесникова Е.М. Педагоги дошкольного образования: восприятие репутации в СМИ и проблемы модернизации информационной политики // Профессиональные группы в модернизирующемся российском обществе: монография [Электронный ресурс]. URL: http:// www.isras.ru/publ.html?id = 6952&type= publ (дата обращения: 02.03.2019).

11. Колесникова Е.М. Педагоги дошкольного образования: специфика профессиональной группы и рынка услуг // Вестник Института социологии. - №7. - 2013. - С. 135.

12. Константиновский Д.Л. Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования [монография] / М.А. Абрамова, Е.Д. Вознесенская, Г.С. Гончарова, В.Г. Костюк, Е.С. Попова, Г.А. Чередниченко. -М.: ЦСП и М, 2015. - 232 с.

13. Константиновский ДЛ. Изменение неравенства в образовании [Электронный ресурс] / Институт социологии РАН. URL: http:// www.isras.ru/files/File/ezhegodnik/2018/25_ Ejegod_2018-25.06_Konstantinovsky.pdf (дата обращения: 24.02.2019).

14. Константиновский Д.Л. Неравенство

и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы - начало 2000-х). - М.: ЦСП, 2008. - 552 с.

15. Маклакова Т.Г. Влияние размера заработной платы на субъективное экономическое благополучие человека // Креативная экономика. - 2015. - №9 (10). - С. 1217-1228.

16. Мансуров ВА., Юрченко О.В. Социальные аспекты подготовки дошкольных работников в России // Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость (Екатеринбург, 19-21 октября 2016 года) [Электронный ресурс] Материалы V Всероссийского социологического конгресса / отв. ред. В.А. Мансуров - Электрон. дан. -М.: Российское общество социологов, 2016. -С. 6477-6485.

17. Маслоу А Мотивация и личность. - 3-е изд. - СПб.: Печатный двор им. А. М. Горького, 2011. - 351 с.

18. Некрасов АЮ, Блинова Л.Ф., Кашуркина С.С., Лукишина ТА. Отчет об экспериментальной деятельности НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования», сетевой экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС при Президенте РФ за 2018 год [Электронный ресурс]. URL: http://www. csgo-kazan.ru/625-otchet-po-eksperiiTientalnoj-deyatelnosti.html (дата обращения: 03.03.2019).

19. Нисская А.К. Представления современных родителей о дошкольном образовании. Как сделать детский сад привлекательным. [Электронный ресурс] // Теория и практика образования. URL: https://cyberleninka.ru/ artide/v/predstavleniya-sovreiTiennyh-roditeley-o-doshkolnom-obrazovanii-kak-sdelat-detskiy-sad-privlekatelnym (дата обращения: 30.01.2019).

20. Прожиточный минимум в России [Электронный ресурс] / Коммерсант. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3622932 (дата обращения: 30.01.2019).

21. Рейтинг профессий и школьных предметов [Электронный ресурс] / Аналитический центр Ю. Левады. URL: https://www.levada. ru/201 8/08/1 0/rejting-professij-i-shkolnyh-predmetov/ (дата обращения: 30.01.2019).

22. Руднев М.Н. Методология и основные результаты исследований престижа профессии в зарубежной социологии [Электронный ресурс]. URL: http://www.isras.ru/files/File/ Publication/Prestizh_prof_Rudnev.pdf (дата обращения: 10.01.2019).

23. Сваталова ТА. Оценивание профессиональной компетентности педагогов до-

школьного образования с учетом требований профессионального стандарта // Современные исследования социальных проблем.- 2016. -№3-2 (59). - С. 193-198.

24. Собкин В.С., Халутина ЮА. Отношение родителей детей дошкольного возраста к образовательному процессу в детском саду: удовлетворенность, оценка качества и эффективности обучения // Современное дошкольное образование. Теория и практика. -2018. - №1 (83). - С. 6-18.

25. Тихонова Н.Е. Модель субъективной стратификации российского общества и ее динамика // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссия. - 2018. - №1-2 (126). - С. 17-28.

26. Тихонова Н.Е. Социальная структура России: теории и реальность. - М.: Новый хронограф: Институт социологии РАН, 2014. -408 с.

27. Хьелл Л, Зиглер Д. Теории личности. -СПб.: Питер, 2014. - 607 с.

28. Шевченко Т.С. Статус педагога-воспитателя в профессиональном становлении [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека КиберЛенинка. URL: // https://cyberleninka.ru/article/v/status-pedagoga-vospitatelya-v-professionalnom-stanovlenii (дата обращения: 30.01.2019).

29. Эннанова Л.Ф. Проблемы профессиональной компетентности педагогов системы дошкольного образования // Проблемы современной науки и образования. - 2015. - № 11 (41). - С. 197-199.

30. Ярская-Смирнова Е., Смирнов П. Те самые профессии: шкалы престижа и рамки публичности [Электронный ресурс] / Высшая школа экономики. URL: https://www.hse.ru/pubs/ share/direct/document/53457135 (дата обращения: 10.01.2019).

References

1. Abankina I.V., Rodina N.V., Filatova L.M. (2017) Analiz izmenenij v sfere doshkol'nogo ob-razovaniya [Analysis of changes in the sphere of preschool education]. Moscow. NIU VSHE [Higher School of Economics]. 78.

2. Abdalina L., Berezhnaya I. (2019) Professionalizm pedagoga: komponenty, krite-rii ocenki [The professionalism of the teacher: the components, evaluation criteria]. Nauchnaya elek-tronnaya biblioteka KiberLeninka. URL: https://cy-berleninka.ru/article/v/professionalizm-pedagoga-komponenty-kriterii-otsenki (data obrashcheniya: 30.01.2019).

3. Aberkrombi N., Hill S., Terner B.S. (1997) Sociologicheskij slovar' [Sociological dictionary]. Edited by S.A. Erofeeva. - Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta [Publishing house of Kazan University]. 420.

4. Bobina O.S. (2015) Sovershenstvovanie professional'noj kompetentnosti pedagogov v obrazovatel'noj organizacii (na primere obrazovatel'nyh organizacij SPO) [Improvement of professional competence of teachers in the educational organization (on the example of educational organizations SPO)]: dis. ... kand.ped.nauk. Tomsk. 254.

5. Ennanova L.F. (2015) Problemy professional'noj kompetentnosti pedagogov sistemy doshkol'nogo obrazovaniya [Problems of professional competence of teachers of preschool education]. Problemy sovremennoj nauki i obrazovaniya [Problems of Modern Science and Education]. 11 (41). 197-199.

6. Ermolayeva P.O., Demkina E.P. (2015) Vospriyatiye Tatarstana ego zhitelyami: loyal-nost respublike i otsenka perspektiv razvitiya [Perception of Tatarstan by its residents: loyalty to the Republic and assessment of development prospects]. Elektronnyy ekonomicheskiy vestnik [Electronic Economic Bulletin]. 3-iyul-sentyabr 2015 goda). 29-37.

7. Khyell L. Zigler D. (2014) Teorii lichnos-ti [Theory of personality]. Sankt-Petersburg. Piter Publ. 607.

8. Kolesnikova E.M. (2013) Pedagogi doshkol'nogo obrazovaniya: specifika professional'noj gruppy i rynka uslug [Teachers of preschool education: the specifics of the professional group and the market of services]. Vestnik Instituta Sociologii [Bulletin Of the Institute of sociology]. 7. 135.

9. Kolesnikova E.M. (2019) Pedagogi doshkol'nogo obrazovaniya: vospriyatie repu-tacii v SMI i problemy modernizacii informa-cionnoj politiki [Teachers of preschool education: perception of reputation in mass media and problems of modernization of information policy]. Professional'nye gruppy v moderniziruyush-chemsya rossijskom obshchestve: monografiya [Professional groups in the modernizing Russian society: monograph]. URL: http://www.isras.ru/publ. html?id = 6952&type=publ (data obrashcheniya: 02.03.2019).

10. Kolesnikova E.M. (2019) Rossijskie uchite-lya i vospitateli: osobennosti «zhenskoj» zanyatosti i vnutriprofessional'naya differenciaciya [Russian teachers and educators: features of "female" employment and intraprofessional differentiation]. URL: http://www.vestnik-soc.unn.ru/files/npegBa

puTeAbHbiM%20Mai<eT%20№%204%202018.pdf (data obrashcheniya: 24.02.2019).

11. Konstantinovskij D.L. (2008) Neravenstvo i obrazovanie. Opyt sociologicheskih issledovanij zhiznennogo starta rossijskoj molodezhi (1960-e gody - nachalo 2000-h) [Inequality and education. Experience of sociological researches of life start of the Russian youth (1960s-early 2000s)]. Moscow. CSP. 552.

12. Konstantinovskij D.L. (2015) Novye smys-ly v obrazovatel'nyh strategiyah molodezhi: 50 let issledovaniya [New meanings in youth educational strategies: 50 years of research. Monograph]. M.A. Abramova, E.D. Voznesenskaya, G.S. Goncharova, V.G. Kostyuk, E.S. Popova, G.A. Cherednichenko. Moscow. CSP i M. 232.

13. Konstantinovskij D.L. (2019) Izmenenie neravenstva v obrazovanii [Changing inequality in education]. Institut sociologii RAN [Institute of Sociology RAS]. URL: http://www.isras.ru/ files/File/ezhegodnik/2018/25_Ejegod_2018-25.06_Konstantinovsky.pdf (data obrashcheniya: 24.02.2019).

14. Kozyreva P.M. (2011) Doveriye i ego resursy v sovremennoy Rossii [Trust and its resources in modern Russia]. Moscow. Institut sotsi-ologii RAN [Institute of Sociology RAS]. 172.

15. Maklakova T.G. (2015) Vliyanie razmera zarabotnoj platy na sub"ektivnoe ekonomiches-koe blagopoluchie cheloveka [Influence of the size of the salary on subjective economic well-being of the person]. Kreativnaya ekonomika [Creative Economy]. 9(10). 1217-1228.

16. Mansurov V.A., Yurchenko O.V. (2016) Social'nye aspekty podgotovki doshkol'nyh rabotnikov v Rossii. Sociologiya i obshchestvo: social'noe neravenstvo i social'naya spravedli-vost' (Ekaterinburg, 19-21 oktyabrya 2016 goda) [Social aspects of training preschool workers in Russia / / Sociology and society: social inequality and social justice (Yekaterinburg, 19-21 October 2016)] Materialy V Vserossijskogo sociologichesk-ogo kongressa [Materials of V all-Russian sociological Congress]. Moscow. Rossijskoe obshchestvo sociologov [Russian society of sociologists]. 6477-6485.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Maslou A. (2011) Motivaciya i lichnost'. [Motivation and personality]. Sankt-Petersburg. Pechatnyj dvor im. A. M. Gor'kogo [Printing house them. A. M. Gorky]. 351.

18. Nekrasov A.Yu., Blinova L.F., Kashurkina S.S., Lukishina T.A. (2019) Otchet ob eksperimental'noj deyatel'nosti NOU DPO «Centr social'no-gumanitarnogo obrazovaniya», setevoj eksperimental'noj ploshchadki FIRO RANHiGS

pri Prezidente RF za 2018 god [Report on the experimental activities of Center for Social and Humanitarian Education, the network of the experimental platform of FIRO RANEPA under the President of the Russian Federation for 2018]. URL: http://www.csgo-kazan.ru/625-otchet-po-eksperi-mentalnoj-deyatelnosti.html (data obrashcheniya: 03.03.2019).

19. Nisskaya A.K. (2019) Predstavleniya sovremennyh roditelej o doshkol'nom obrazovanii. Kak sdelat' detskij sad privlekatel'nym. [Ideas of modern parents about preschool education. How to make kindergarten attractive] Teoriya i praktika obrazovaniya [Theory and practice of education]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/predstav-leniya-sovremennyh-roditeley-o-doshkolnom-ob-razovanii-kak-sdelat-detskiy-sad-privlekatelnym (Date: 30.01.2019).

20. Prozhitochnyj minimum v Rossii [Living wage in Russia]. Kommersant. URL: https://www. kommersant.ru/doc/3622932 (Date: 30.01.2019).

21. Rejting professij i shkol'nyh predme-tov [Ranking of professions and school subjects]. Analiticheskij centr YU.Levady [Levada-Centre]. URL: https://www.levada.ru/2018/08/10/re-jting-professij-i-shkolnyh-predmetov/ (Date: 30.01.2019).

22. Rudnev M.N. (2019) Metodologiya i os-novnye rezul'taty issledovanij prestizha professii v zarubezhnoj sociologii [Methodology and main results of studies of the prestige of the profession in foreign sociology].URL: http://www.isras.ru/files/ File/Publication/Prestizh_prof_Rudnev.pdf (Date: 10.01.2019).

23. Shevchenko T.S. (2010) Status pedagoga-vospitatelya v professional'nom stanovlenii [The status of the teacher-educator in professional formation]. Novye tekhnologii. Nauchnaya elektronnaya biblioteka KiberLeninka. URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/v/status-pedagoga-vospitatelya-v-pro-fessionalnom-stanovlenii (Date: 30.01.2019).

24. Sobkin V.S., Halutina Yu.A. (2018) Otnoshenie roditelej detej doshkol'nogo vozras-

ta k obrazovatel'nomu processu v detskom sadu: udovletvorennost', ocenka kachestva i effek-tivnosti obucheniya [Parents of Preschool Children and Their Attitude to the Educational Process in Kindergarten: Satisfaction, Stance on Quality and the Effectiveness of Education] Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teoriya i praktika [Preschool Education Today]. 1(83). 6-18.

25. Svatalova T.A. (2016) Ocenivanie professional'noj kompetentnosti pedagogov doshkol'nogo obrazovaniya s uchetom trebovanij professional'nogo standarta [Assessment of professional competence of teachers of preschool education taking into account requirements of the professional standard] Sovremennye issledovaniya social'nyh problem [Modern Researches of Social Problems]. №3-2(59). 193-198.

26. Tihonova N.E. (2014) Social'naya struk-tura Rossii: teorii i real'nost' [Social structure of Russia: theories and reality]. Moscow. Novyj hro-nograf: In-t sociologii RAN [New chronograph: Institute of sociology RAS]. 408.

27. Tihonova N.E. Model' sub"ektivnoj strat-ifikacii rossijskogo obshchestva i ee dinamika // Vestnik obshchestvennogo mneniya. Dannye. Analiz. Diskussiya. - 2018. - №1-2 (126). -S.17-28.

28. Veber M. (2019) Nauka kak prizvanie i professiya [Science as a vocation and profession]. Elektronnaya biblioteka LitMir. URL: https://www. litmir.me/br/?b = 44288 (Date: 25.02.2019).

29. Yarskaya-Smirnova E. Smirnov P. (2019) Te samye professii: shkaly prestizha i ramki publichnosti [Those same professions: scales of prestige and publicity framework / Electronic resource] Vysshaya shkola ekonomiki [Higher school of Economics]. URL https://www.hse.ru/ pubs/share/direct/document/53457135 (Date: 10.01.2019).

30. Zarplaty vospitatelej povysilis' s nagruz-koj [The salaries of teachers have increased with the load]. Kommersant. URL: https://www.kom-mersant.ru/doc/3521765 (Date: 30.01.2019).

Смотрите видеоканал журнала «СДО» на YouTube: http://www.youtube.com/user/JournalPreschool

Следите за новостями от журнала «СДО» в Instagram: https://www.instagram.com/sdo_preschool/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.