Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА СНИЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА'

ПРОБЛЕМА СНИЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1626
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / ПРОФЕССИЯ / ПРЕСТИЖ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Жерихова Наталья Алексеевна

Исследование посвящено анализу проблемы снижения социального статуса профессии педагога. В статье рассматриваются основные причины, которые привели к падению престижа профессии педагога в рамках современного российского общества по сравнению с предыдущими этапами развития образования в нашей стране. В ходе исследования были сформулированы задачи, решение которых положительно скажется на повышении престижа педагогических профессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Жерихова Наталья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF REDUCING THE SOCIAL STATUS OF THE TEACHING PROFESSION

The research is aimed at analyzing the problem of lowering the social status of a teacher. The article examines the main reasons that led to the decline in the prestige of the teaching profession within the framework of modern Russian society. There is also a comparative analysis of the position of teachers in a certain historical period of time with the position of a modern teacher. The article pays special attention to the practical side of the problem: some tasks are identified, the solution of which will have a positive effect on increasing the prestige of teachers. An analysis has been carried out that helps to formulate the main content of these tasks, as well as to identify the prospects for solving the problem. The article reflects the urgency of the problem, its essence and the attitude of the state and the whole society to it.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА СНИЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА»

ПРОБЛЕМА СНИЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА Грязнова Елена Владимировна, д.фил.н., профессор (e-mail: egik37@yandex.ru) Жерихова Наталья Алексеевна, студент Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (e-mail: nata.zherixova@mail.ru)

Исследование посвящено анализу проблемы снижения социального статуса профессии педагога. В статье рассматриваются основные причины, которые привели к падению престижа профессии педагога в рамках современного российского общества по сравнению с предыдущими этапами развития образования в нашей стране. В ходе исследования были сформулированы задачи, решение которых положительно скажется на повышении престижа педагогических профессий.

Ключевые слова: педагог, социальный статус, профессия, престиж, образование, педагогика.

Введение. Социальный статус педагогов на современном этапе развития общества достаточно низок. Снижение престижа профессии педагога начало происходить из-за изменений социальной структуры в целом, что зафиксировано в некоторых социологических центрах, например, МГУ им. М. В. Ломоносова, ФОМ, ВЦИОМ [1]. Молодёжь не стремится идти в данную сферу деятельности, так как сегодня труд педагога является низкооплачиваемым и непрестижным. Для понимания актуальной для общества проблемы необходим анализ социального статуса педагогов, с помощью которого можно будет выявить причины сложившейся ситуации. Также важно проследить изменение социального статуса педагогов за последние годы, так как проведённый анализ поможет выявить тенденции данного процесса.

Социальный статус профессии тесно связан с понятием «престиж профессии», и понятие «престиж» ранее рассматривалось с теоретической стороны Э. Дюркгеймом, М. Вебером, П.А. Сорокиным, Т. Парсонсом, Р. Мертоном - классиками социологии. Они говорили о том, что социальное неравенство, прежде всего, определяется авторитетностью функций, которые выполняются в обществе. [2] Аспекты социального статуса были рассмотрены в работах С. В. Полутина, Ж. Т. Тощенко [3], Г. В. Осипова, Л. А. Беляевой [4]. Процессы социальной структуры широко исследовали З. Т. Голенкова [5], М. К. Горшков, Н. Е. Тихонова, А. Л. Маршак, И. Н. Трофимова [6] и другие. Изучение работ социологов, посвященных проблемам социального статуса профессий, показало, что причин его снижения достаточно много. В современных условиях цифровизации общества

возникает необходимость исследования и систематизации причин изменения статуса педагогических профессий.

Методология. Для проведения исследования с целью оценки актуальности и престижа профессии педагога были использованы такие методы, как: анализ источников, сопоставление, сравнительный анализ, систематизация, которые помогли подробнее понять проблематику. Также был задействован метод анкетирования, в ходе которого студентам был предложен опрос, состоящий из 11 вопросов. Все они непосредственно связаны с темой социального положения педагогов: анализ различных точек зрения позволил выделить наиболее значимые причины, по которым молодые люди не стремятся связать свою жизнь с преподаванием.

Изложение основного материала исследования. В XXI веке существует огромное количество проблем: одни из них менее значимы и не придаются масштабной огласке, другие - всё больше привлекают внимание к себе и требуют немедленного решения. К одной из таких проблем относится снижение социального статуса современного педагога. В понятие «профессия» вкладывается не одно значение. Профессия - это, прежде всего, реализация трудовых и профессионально выполняемых функций [7]. Но, всё таки, отчасти, можно согласиться с высказываем: «Учитель - не профессия, а призвание». Далеко не все учителя способны в должной мере уметь передавать имеющиеся знания и навыки. Важный навык любого педагога - умение преподносить информацию доступным языком, основываясь на уровне знаний, чтобы ребёнок мог усвоить необходимые знания, которые даёт учитель. Отношение государства и всего общества к профессии педагога достаточно противоречиво: с одной стороны все признают значимость и важность труда, который выполняют преподаватели, а с другой - престиж профессии всё больше снижается, по сравнению с прошлыми годами, а меры, которые могли бы улучшить ситуацию, так и не принимаются. Но в сознании самих педагогов, профессия намного престижнее, ведь работа, которую ежедневно проделывает каждый учитель, велика. Сами учителя, несмотря на низкую оплату труда, отлично справляются со своими обязанностями, внося огромный вклад в развитие общества [810].

Если говорить о положении педагога на протяжении истории развития общества, то, несомненно, и методы обучения и само отношение к педагогам было совсем другим. На примере древних времён, можно заметить, что дети набирались опыта путём включения в деятельность своих наставников, то есть взрослых. Со временем орудия труда становились сложнее и, соответственно, уже было необходимо более ответственно подходить к передаче знаний и навыков подрастающему поколению. Педагогов в то время называли воспитателями. Ими становились лишь умные и талантливые люди, которые были бы способны передать накопленный опыт последующему поколению, позаботиться об их нравственном воспитании и подготовить их к самостоятельной жизни. Позднее учителями могли назначаться

люди, которые знали о культуре не только своего государства, но и других. Они много путешествовали по миру, приобретая больше знаний и опыта. В древней Руси к учителям относились очень почтительно, называя их «мастерами», чтобы ещё больше подчеркнуть уважение к ним. Кирилл и Мефо-дий - святые православной и католической церкви, создали славянскую азбуку, которая стала большим прорывом в сфере образования. [11] В ранних летописях упоминались первые школы: «Послал он (князь Владимир) собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение». Сергий Радонежский является явным примером не только чудотворца, но и учителя. Епифаний Премудрый, православный святой, написал о житие Сергия Радонежского, в котором отметил: «Он был отцам отец и учителям учитель, ведь он неложный и праведный учитель» [12]. В наше время такое невозможно наблюдать: учителей не считают престижными в обществе, не придают значимости их труду, никто не стремится брать пример с них и также пойти по этому пути, чтобы помогать в обучении и воспитании будущего поколения. Отчасти это связано с переходом на новый уровень общественного развития, но, вопреки тому, что профессия далеко не престижна, она является востребованной в обществе [13, 14].

Многие задумывались над причинами снижения престижа профессии педагога и предлагали возможные пути её решения. Н. А. Степаненко отметила, что для решения проблемы необходимо «повысить сложность поступления в педагогические ВУЗы» - такой путь решения проблемы связан с достаточно низкими требованиями к поступающим в такие вузы [15]. В связи с низким спросом, поступить в педагогический вуз не вызывает труда, из-за этого большинство молодых людей не желают никак связывать свою жизнь с преподаванием. Также в своей статье автор выдвигает такой путь решения, как стабилизация изменений Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Он заключается в том, что действие ФГОС должно быть хотя бы 5 лет. Профессия педагога подразумевает большое количество документации, а частая смена требований от государства добавляет работу преподавателям, поэтому данный путь является необходимым для облегчения педагогического труда. Автор пытается донести до читателей актуальность и значимость проблемы и говорит о том, что: «Система образования любого государства и ее состояние - один и критериев благополучия жизни граждан». [15 - стр. 5]

В советский период авторитет учителя не ставился под сомнение: его труд являлся почётным. Авторитет роли педагога поддерживался государством и обществом. В различных произведениях литературы и кинофильмах того периода преподаватели изображались как мудрые, хорошо образованные, достойные люди [16]. Существовали инструменты в налаживании дисциплины (оценки, угроза остаться на второй год, вызов родителей), они с начальной школы закладывали в ребёнке уважение к педагогам, и никто даже не мог подумать о том, чтобы относиться к ним без должного уважения. Если сопоставить отношение к педагогам в советское и совре-

менное время, то можно заметить, что эти инструменты существуют до сих пор, но в рамках современности они не оказывают влияние на поведение учеников. Современные дети перестали проявлять должное уважение к преподавателям. [17, 18]. Но при всём этом государство пытается поддерживать сферу образования для улучшения социального положения её сотрудников. Проведение всероссийских олимпиад, международных конкурсов для школьников и студентов непосредственно подчеркивают необходимость педагогической деятельности. Данные мероприятия помогают школьникам и студентам определить их уровень знаний в каком-либо направлении, а также попробовать себя в чём-то новом. Например, осенью 2020 года началась регистрация на бесплатное участие в олимпиаде «Я -профессионал», которая направлена на проверку профессиональных знаний студентов. Студенты для собственного развития могут попробовать себя в чём-то новом, а стимулом является денежный приз, льготы при поступлении и рекомендации работодателю, которые могут получить лучшие участники.

Был проведён опрос, касающийся проблемы понижения социального статуса профессии педагога. В данном опросе обозначились наиболее важные стороны проблемы. В анкетировании принимали участие 32 студента, которые в своём большинстве обучаются в Нижегородском педагогическом университете имени Козьмы Минина. В результате анализа диаграмм лишь 34% опрошенных хотели бы в будущем стать работниками сферы образования. При ответе на вопрос «считаете ли вы профессию педагога востребованной», большинство(94%) ответило, что является, но при этом лишь 5% считают, что общество высоко оценивает данную профессию. Но тогда отсюда следует вопрос: чем же определяется престиж профессии? (рис.1) Касаемо этого, примерно равное число студентов выбрали варианты: размером заработной платы (44%) и общественной полезностью (46%), также можно выделить степень сложности и ответственности труда (37%). Педагог - достаточно сложная и ответственная работа, являющаяся значимой для всего общества, и требующая высокую степень подготовленности. Отсюда следует, что проблема падения престижа социального статуса педагога по большей части связана с низкой заработной платой, а, значит, в первую очередь необходимо начать решение проблемы именно с изменения оплаты труда педагогов - так считают 63% опрошенных.

Рис.1. Факторы определения престижности профессии

Среди наиболее важных задач, которые могли бы повысить престиж профессии и которые необходимо решить в первую очередь, можно выделить следующие: Экономическая поддержка деятельности (71%) (повышение оплаты труда, оборудование рабочих мест, социальные льготы), включение в закон особого статуса педагогических работников, который должен улучшить отношение окружающих к данной профессии (47%). Также качественно подготовленные и квалифицированные педагоги, несомненно, повышают статус профессии, показывая своим примером то, что данная профессия действительно недооценена обществом, поэтому необходимо предоставить реальные возможности повышения квалификации (10%). Проблеме следует уделить внимание, так как с каждым годом она становится всё более актуальной, и если не направить силы на решение необходимых задач, то она выйдет на более высокий уровень (рис.2).

Рис. 2. Задачи повышения престижности профессии педагога По результатам анкетирования можно выделить несколько главных причин низкого престижа профессии педагога: 1-низкая заработная плата; 2-

высокая степень ответственности и сложности труда при относительно низкой его оплате; 3-работа с большим объёмом документации; 4-проблема образовательной инфраструктуры, то есть недочёты в деятельности не только отдельных объектов, но и во всём комплексе ресурсов, обеспечивающих функционирование системы образования. Удовлетворённость профессией служит одним из условий, обеспечивающих успешность педагогической деятельности - такого мнения придерживаются некоторые исследователи современности (Г. З. Ефимова [19], Ф. П. Березина, А. А. Баранова, В. Н. Гордиенко, Е. И. Пронина [20] и др.). Полученные результаты можно дополнить ещё некоторыми проблемами: старение педагогических кадров и слабое закрепление молодёжи в профессии.

Таким образом, в условиях низкого престижа педагогов, особенно сложно приходится молодым педагогам в силу небольшого педагогического опыта им сложнее включиться в образовательный процесс. Решению этой стороны проблемы может поспособствовать возвращение института наставничества для молодых педагогов: это поможет в их первичной адаптации, а также выработает мотивацию к самореализации. Более опытный специалист поможет сориентироваться в педагогической среде, окажет ему необходимую теоретическую и практическую помощь и поспособствует повышению профессиональной компетентности. Одной из важных задач современного общества является повышение роли и значения профессии педагога. Уровень подготовки будущих специалистов играет важную роль для адаптации в рабочей среде. Многие дети, а порой и взрослые, стали относиться неуважительно учителям. Такое отношение недопустимо, ведь учитель лишь хочет передать все необходимые знания для дальнейшего функционирования детей в обществе. Такое неуважительное отношение к труду учителей ещё больше «отбивает» желание молодых людей идти работать в эту сферу. Повышение престижа профессии педагога - это многосторонний процесс, так как инициаторами могут выступать государство, образовательные учреждения и общество в целом. В ходе исследования социального статуса современного педагога были определены задачи, требующие безотлагательного решения.

Подводя краткие итоги, особенно стоит отметить, то, что в современном обществе социальный статус педагога значительно снизился. Сегодня педагог не входит в число престижных профессий, так как показателем престижности выступает размер материальной платы за работу. Труд преподавателей достаточно низко оценивается, так как заработная плата не соответствует сложности выполняемых задач. Несмотря на то, что в обществе профессия педагога имеет невысокий престиж, нельзя говорить о том, что сами преподаватели относят себя к низкой профессионально-статусной группе. Любовь педагогов к своему роду деятельности для них ставится выше высокого материального вознаграждения за труд. Проявление инициативы в решении существующих проблем сферы образования служит

отличным вкладом в повышение социального статуса педагога. Недаром Луций Анней Сенека говорил: «Век живи - век учись!»

Список литературы

1. Филиппов А.А. Социально-профессиональный статус школьного учителя в современной России: автореферат диссертации на соискание научной степени кандидата социологических наук: 39.06.01. Пенза: ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет, 2012. 27 с.

2. Филиппов А.А. Социально-профессиональный статус школьного учителя в современном российском обществе // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2011. №2(18). С. 89-97.

3. Тощенко Ж. Т. Феномен прекариата: теоретические и методолигческие основания исследования // Социологические исследования. 2019. №9. С. 51-63.

4. Беляева Л.А. Доходное неравенство в российском обществе: социальные последствия и проблемы // Вестник Института социологии. 2018. №26. С. 83-100.

5. Голенкова З.Т., Голиусова Ю.В., Орехова И.М. Противоречия и проблемы модернизации социальной структуры современного российского общества // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып.17. М. : Новый Хронограф, 2019. С. 311-331.

6. Трофимова И.Н. Ценность образования в контексте изменений жизненных приоритетов россиян // Сборник материалов. (Москва, 28-30 ноября 2019г.). Москва: ФНИСЦ РАН, 2019. С. 686-688.

7. Грязнова Е.В., Вересова Е.А., Михеева В.В. Информационное неравенство в информатизации муниципального управления // Социодинамика. 2015. № 9. С. 93-105.

8. Балашова Е.С., Богачева А.В., Мальцева С.М. "Философия" как мировоззренческая основа правового сознания студента вуза // Современные исследования социальных проблем. 2019. Т. 11. № 2-2. С. 74-78.

9. Богачева А.В., Мальцева С.М., Лужкова Е.А. Влияние семейного климата на развитие личности современного студента // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 5 (39). С. 11-17.

10. Степанова Д.А., Балашова Е.С. Правовое положение педагогических работников в мире и в РФ // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития: сборник научных статей 9-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 3-х томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2019. С. 224-229.

11. Пискунов А. И. История педагогики и образования // Учебное пособие для педагогических учебных заведений. Москва: Сфера, 2004. 512 с.

12. Петрова К.С., Сидоров С.В. Учителя в Древней Руси // Шадринск: ФГОБУ ВПО Шадринский государственный педагогический институт, 2011. URL: http://si-sv.com/publ/16-1-0-46 (дата обращения: 02.12.2020).

13. Асадуллин Р.М., Фролов О. В. Кризис педагогической культуры и некоторые задачи современной педагогической мысли // Образование и наука. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/krizis-pedagogicheskoy-kultury-i-nekotorye-zadachi-sovremennoy-pedagogicheskoy-mysli (дата обращения: 28.11.2020).

14. Грязнова Е.В., Мальцева С.М., Паскаль В.В., Макарова О.В. "Инновация": проблема трактовки сущности понятия в педагогике // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. Т. 1. № 7 (33). С. 160-164.

15. Степаненко Н.А. Проблема престижа профессии педагога. Томск: ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет». - 2016. С. 1-5.

16. Матолыгина Н.В., Руглова Л.В. О педагогическом авторитете преподавателя высшей школы на современном этапе развития российского общества // Интернет-журнал «Мир науки» ( Санкт-Петербург, 2017г.). Санкт-Петербург: Санкт-

Петербургский государственный экономический университет. 2017. С. 1-8. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/10PDMN517.pdf (дата обращения: 22.09.2017).

17. Строганов Д.А., Суровегина Е.С., Поштару Р.И. Проблема обесценивания феномена любви в современном мире (в историческом контексте) // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 3 (45). С. 118-124.

18. Грязнова Е.В., Есакова И.Н. Корпоративная информационная культура в менеджменте здравоохранения // Национальная безопасность / nota bene. 2014. № 5 (34). С. 816-825.

19. Ефимова Г. З. Динамика престижа педагогической профессии в России и мире: экономический аспект // Науковедение: Интернет-журнал. 2015. №6(31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-prestizha-pedagogicheskoy-professii-v-rossii-i-mire-ekonomicheskiy-aspekt (дата обращения: 28.11.2020).

20. Пронина Е.И., Коган Е.А. Педагог в изменяющемся мире. Профессия педагога-дошкольника глазами родителей. Москва: ФНИСЦ РАН, 2018. С. 97-109. Построение методического аппарата для определения потребностей в получении новых научных знаний и технологий/ Пашникова И.К.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.30-34

21. Возможности адаптации и эффективности внедрения выявленных инновационных тенденций в условиях отечественных вузов/ Раздорова О.В.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.35-38

22. Необходимость формирования человека как полноценного субъекта всякой деятельности/ Скороводов М.В.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.39-43

23. Применение облачных технологий в процессе преподавания бухгалтерского учета/ Федоров О.И.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 4438

24. Процесс обучения бакалавров по направлению подготовки "технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств"/ Шамсутова А.И.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 49-52

25. Вопросы инновационных технологий обучения, пришедших на смену традиционным методам обучения/ Суворова М.О.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 32-36

26. Роль художественной детали в понимании центральной идеи произведения/ Усольцова Г. А.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.37-41

27. Обеспечение индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной среде/ Филиппова О.В.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.42-46

Gryaznova Elena Vladimirovna, doctor of philosophy, Professor of the Department of Philosophy and Theology Zherikhova Natalia Alekseevna, student Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

THE PROBLEM OF REDUCING THE SOCIAL STATUS OF THE TEACHING PROFESSION

Abstract. The research is aimed at analyzing the problem of lowering the social status of a teacher. The article examines the main reasons that led to the decline in the prestige of the teaching profession within the framework of modern Russian society. There is also a comparative analysis of the position of teachers in a certain historical period of time with the position of a modern teacher. The article pays special attention to the practical side of the problem: some tasks are identified, the solution of which will have a positive effect on increasing the prestige of teachers. An analysis has been carried out that helps to formulate the main

content of these tasks, as well as to identify the prospects for solving the problem. The article reflects the urgency of the problem, its essence and the attitude of the state and the whole society to it.

Key words: teacher, social status, profession, prestige, education, pedagogy.

ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА НА УЛУЧШЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ В РОССИИ Елисеева Наталия Волеславовна, д.геогр.н., профессор (e-mail: envves@mail.ru) Павленко Виталий Александрович, магистрант (e-mail: pavlenko krd@bk.ru) Академия маркетинга и социально-информационных технологий,

г.Краснодар, Россия

В статье рассмотрены наиболее сложные и актуальные проблемы демографического состояния России. Проведен анализ разных регионов по состоянию экологической ситуации, здравоохранения, семейной, социальной, образовательной и других сфер. Политика государства, направленная на решение демографических проблем, многообразна, но существенных результатов пока не наблюдается. Установлено, что изменение образа жизни, включая отказ от курения, чрезмерного потребления алкоголя, не здоровой пищи и т.д., поможет предотвратить многие заболевания. Поэтому, очень важно продолжать программу по формированию здорового образа жизни.

Ключевые слова: демография, здоровье, политика государства, трудовые ресурсы, социальная среда.

Актуальность проблемы обусловлена сложной демографической ситуацией в стране, изменение которой возможно благодаря проведению эффективной государственной политики. Политика государства, направленная на решение демографических проблем, многообразна. Она включает демографическую, миграционную, жилищную, налоговую, семейную, социальную, экономическую политику. В ее состав входит государственная политика в сфере здравоохранения, образования, туризма, физической культуры и спорта.

Интерес к изучению демографических процессов в России возрастает, так как демографический фактор, как и социальный, и экономический является одной из важнейших предпосылок развития страны.

Экономика страны представляет собой сложный хозяйственный механизм, который сформировался на базе социально-экономического развития, межрайонного территориального разделения труда и интеграционных процессов. Экономика имеет свои законы, согласно которым имеют место всплески и падения тех или иных процессов: общественного производства, изменяется уровень безработицы, курс национальной валюты и др. Для то-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.