УДК 371
ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА
КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
О.Г. Красношлыкова38, И.В. Шефер39, М.В. Садретдинова40, Е.В. Бородкина41
1,2,3,4Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки
работников образования
Россия, 650070, г. Кемерово, ул. Заузелкова, 3
1E-mail: [email protected]
2E-mail: [email protected]
3E-mail: [email protected]
4 E-mail: [email protected]
Аннотация
На основании данных социологического исследования «Престиж профессии педагога», проводимого на территории Кемеровской области с 2010 года, анализируется динамика представлений педагогов региона о престижности своей профессии, составляющих престижа, определяется взаимосвязь восприятия педагогическими работниками престижности профессии и удовлетворенности трудом, соотносятся мнения педагогов о престиже профессии с представлениями широких кругов общественности для выявления социального статуса педагогов, прогнозирования изменений, оценки кадровых рисков, получения представлений о том, как будет осуществляться профессиональная и территориальная мобильность. Объективная информация о социальном статусе педагогов в обществе, полученная в результате исследований престижности профессии педагога, дает возможность принимать обоснованные управленческие решения и получать своевременную обратную связь в отношении уже реализуемых мер. Ключевые слова: престиж профессии педагога, привлекательность профессии, удовлетворенность профессиональной деятельностью, факторы престижности педагогической профессии, кадровый потенциал, профессиональное развитие, качество образования.
Введение
Развитие кадрового потенциала, достижение высокого профессионального уровня работников образования, повышение социальной значимости, престижа педагогической профессии является актуальным направлением современной образовательной политики. В настоящее время государство уделяет значительное внимание обеспечению социальных гарантий педагогов, грантовой поддержке, развитию конкурсного движения, системы наставничества, совершенствованию индивидуально-дифференцированного подхода к профессиональному развитию и др. Все эти мероприятия направлены на приток и закрепление в образовательных организациях молодых и высокопрофессиональных кад-
38Красношлыкова Ольга Геннадьевна, доктор педагогических наук, профессор, ректор.
39Шефер Инна Валерьевна, заведующий Центром мониторинга состояния региональной системы образования.
40Садретдинова Мария Вячеславовна, кандидат филологических наук, заведующий лабораторией Центра мониторинга состояния региональной системы образования.
41Бородкина Евгения Викторовна, методист Центра мониторинга состояния региональной системы образования.
ров, совершенствование профессионализма педагогических работников и в конечном итоге на повышение качества и доступности предоставляемого образования. В данном контексте важным представляется изучение восприятия педагогами своей профессии, их отношения к собственной профессиональной деятельности, удовлетворенности различными составляющими труда.
1. Обзор литературы
Удовлетворенность профессиональной деятельностью, по мнению современных исследователей (А.А. Баранова, Ф.П. Березина, В.Н. Гордиенко, А.А. Реан и др.), является одним из значимых условий успешности педагогов в профессии, их профессионального и личностного совершенствования [4].
В наиболее общем смысле удовлетворенность дефиницируется как чувство того, кто доволен исполнением своих стремлений, желаний, потребностей, а профессия -это основной род занятий, трудовой деятельности [11]. Исходя из этого под удовлетворенностью профессиональной деятельностью следует понимать состояние, возникающее в результате исполнения стремлений, желаний, потребностей, связанных с реализацией трудовой деятельности.
В современных психолого-педагогических исследованиях понятие «удовлетворенность профессиональной деятельностью» раскрывается учеными через различные аспекты данного феномена: интегративный показатель, отражающий отношение субъекта к избранной профессии [13], система ценностных ориентаций и социальных установок, связанных с профессией и с особенностями конкретной организации, в которой трудится человек, реакция на совокупность объективных и субъективных факторов, связанных с работой (возраст, пол, социальный статус, опыт работы, уровень оплаты труда, отношения между людьми в организации и т. д.) [2], исполнение ожиданий человека от материальных, социальных и духовно-нравственных результатов своей работы [16], оценка степени насыщения потребностей, которые личность стремится удовлетворить в сфере, связанной с процессом труда [17].
В рассматриваемой статье под удовлетворенностью профессиональной деятельностью понимается соотношение ожиданий, потребностей, запросов педагогов и их исполненности относительно содержательных аспектов, условий и результатов труда. По мнению В.Г. Подмаркова, к основным группам потребностей, которые педагог стремится реализовать в своем труде, наряду с материальными потребностями, желанием реализовать личностный потенциал относится потребность в престижности профессии, необходимость реализовать свою социальную роль, принять участие в общественно-значимой деятельности [12].
Это позволяет сделать вывод, что высокий престиж профессии является одним из условий профессиональной удовлетворенности педагога, значимым ресурсом ее роста. В современных исследованиях отмечена связь восприятия учителями престижа своей профессии и удовлетворенности: более оптимистичные представления о престиже учительской профессии коррелируют с более высокой удовлетворенностью работой, профессией, возможностью профессиональной самореализации, перспективами профессионального роста и отношениями с обучающимися [9].
Престиж профессии педагога следует рассматривать в контексте как общественного сознания (в широком смысле), так и субъективного представления носителя профессии (в узком, конкретном смысле).
Под престижем профессии в широком смысле понимается ее место в иерархии других сфер деятельности в представлениях общественности в соотношении со сло-
жившейся шкалой ценностей, репутация профессии в социуме, уважение к профессии со стороны общества [14]. Ученые определяют стратификацию профессий в общественном сознании как устойчивую, стабильную, мало поддающуюся изменениям систему, что во многом определяется детерминацией престижа профессии целым рядом факторов: демографическим, экономическим, политическим, историческим, влиянием научно-технического прогресса и другими. По мнению Л.Н. Тимировой, чем стабильнее ситуация в стране, тем меньше вероятность изменений в градации профессий [15]. Однако в периоды реформирования, в частности в области образования, существенных изменений в политической, экономической и других сферах, интенсивного развития науки и техники могут наблюдаться сдвиги в представлениях о престиже профессий.
Исследователи отмечают, что иерархия профессий дифференцируется в разрезе представлений различных классов, социальных групп, индивидов [1]. В связи с этим престиж в узком смысле следует рассматривать как субъективное восприятие педагогом собственной профессии в ряду других профессий, а также представления о том, какое положение занимает его профессия в социуме.
Несомненно, престиж профессии педагога зависит от сложившихся традиций, общественного мнения, позиции СМИ, условий труда, уровня доходов и других факторов. Вместе с тем отношение педагогов к собственной профессии, понимание работы как призвания, ценностное отношение к своей деятельности вносят значительный вклад в повышение репутации профессии в социуме. Иными словами, групповые представления педагогического сообщества о социальном статусе во многом определяют высокое положение профессии в обществе, ее привилегированность и привлекательность для субъектов профессионального выбора.
Изучение престижности педагогической профессии ведется относительно недавно и связано с необходимостью обновления образования и поиском путей повышения его качества.
При определении престижности профессии педагога исследователи обращаются к различным индексам, обобщая которые можно выделить показатели, связанные с организацией, содержанием и результатами труда. Так, к показателям, отражающим привлекательность условий профессиональной деятельности, относятся заработная плата, меры социальной поддержки и поощрения, уровень комфорта, гарантии бесплатного повышения квалификации в обязательных объемах и др. В рамках содержания профессиональной деятельности ученые изучают зависимость престижа профессии от возможности проявить способности и реализовать творческий потенциал, сложности выполнения трудовых функций и др. При оценке престижа профессии педагога внимание уделяется также исследованию результатов профессиональной деятельности, отражающих качество труда педагога (сформированность у обучающихся умений и навыков, любовь и признательность со стороны детей и родителей и др.) и, следовательно, качество образования [6, 17].
В современных условиях развития кадрового потенциала системы образования исследование престижности педагогической профессии имеет особое значение, так как позволяет определить социальный статус педагогов, спрогнозировать изменения, оценить кадровые риски, получить представление о том, как будет осуществляться профессиональная и территориальная мобильность. Полученные результаты дают возможность разработать систему необходимых мер по формированию имиджевых составляющих профессии, улучшению самочувствия педагогов, оценить их результативность.
2. Материалы и методы
Социологическое исследование «Престиж профессии педагога», позволяющее выявить динамику представлений педагогов региона о престижности своей профессии, составляющих престижа, определить взаимосвязь восприятия педагогическими работниками престижности профессии и удовлетворенности трудом, соотнести мнения педагогов о престиже профессии с представлениями широких кругов общественности, проводится на территории Кемеровской области с 2010 года. В данной статье детально представлены данные исследования, полученные в 2016 году. В опросе принимали участие педагоги общего и дополнительного образования, а также представители общественности; всего более 9 тысяч человек.
3. Результаты исследования
Согласно полученным данным, ранг профессии педагога по критерию «престиж», который в сознании респондентов воспринимается как авторитет, влияние, уважение и высокий социальный статус, является достаточно низким по сравнению с рангами других профессий. При ранжировании профессий на основе ответов респондентов отмечено, что профессия педагога рассматривается участниками опроса как одна из наименее престижных из всех представленных в списке (табл. 1).
Таблица 1
Результаты изучения мнений респондентов о престижности профессий
Перечень профессий Педагоги, % Представители общественности, %
Специалист в области ^-технологий 88,60 87,47
Юрист 87,51 87,21
Менеджер, управленец 82,76 82,73
Госслужащий 80,73 81,68
Журналист 76,17 76,16
Бухгалтер, экономист 71,08 73,45
Врач 66,88 70,89
Преподаватель высшей школы 64,68 67,78
Инженер 57,48 65,58
Рабочий высокой квалификации 51,98 55,53
Педагог 32,74 41,59
Работник торговли, общественного питания 31,03 39,25
Особый интерес в рамках исследования представляет то, что, по мнению респондентов, определяет понятие «престиж педагогической профессии». В представлениях и педагогов, и общественности ключевыми позициями, характеризующими престиж профессии педагога в современном российском обществе, являются любовь и признательность обучающихся и родителей, признание со стороны социума и достойный уровень зарплаты (табл. 2). Исходя из этого под престижем профессии участники исследования понимают преимущественно характеристики, отражающие общепризнанное содержание понятия, определяющегося влиянием, уважением, стремлением работника реализовать свою социальную роль. Кроме того, значительную важность для опрошенных имеет величина оплаты труда, что, вероятно, отражает реалии российского общества.
Таблица 2
Результаты изучения мнений респондентов о факторах престижности педагогической профессии
Факторы престижности Педагоги, % Представители общественности, %
Любовь и признательность обучающихся и родителей 50,67 48,34
Признание со стороны общества 43,44 42,07
Достойный уровень зарплаты 42,06 38,37
Возможность проявить способности 35,42 29,63
Возможность постоянного профессионального роста 35,28 34,64
Возможность помочь детям адаптироваться к жизни 30,16 30,32
Нестандартность, творческое содержание работы 29,78 28,92
Гарантированная работа, низкая вероятность ее потерять 25,64 28,78
Большой отпуск летом 24,47 28,15
Пребывание в культурной среде 22,00 20,67
Самостоятельность, свобода деятельности 13,36 13,89
«Чистая», удобная работа 12,17 18,83
Возможность дополнительного заработка по профессии 5,31 9,51
Среди факторов престижности респонденты также выделяют возможности для постоянного профессионального роста, проявления своих способностей, оказание помощи детям в адаптации к жизни, нестандартность, творческое содержание работы, что отражает ценностное отношение к аспектам профессиональной деятельности, среди которых - непрерывное самообразование, профессиональное самосовершенствование и личностное развитие, стремление к реализации своего профессионального потенциала. Это свидетельствует о том, что приверженность педагогов профессии во многом обусловлена содержанием профессиональной деятельности, и подтверждает результаты российских исследований [8, 10].
Сравнительная характеристика мнений работников образования различных возрастных групп о факторах престижности профессии показала, что педагоги до 30 лет чаще отмечали нестандартность, творческое содержание работы, возможность постоянного профессионального роста, оказания помощи детям в адаптации к жизни, а также показатели, связанные с условиями труда: пребывание в культурной среде, «чистая», удобная работа, возможность дополнительного заработка. В свою очередь, педагоги старше 50 лет подчеркивали значимость самостоятельности, свободы деятельности.
На протяжении последних лет наблюдаются значительные позитивные изменения отношения педагогов к собственной профессии: доля респондентов, выразивших мнение о высоком и скорее высоком престиже профессии педагога в регионе, выросла с 14,3 % в 2010 году до 28,83 % в 2016 году. Однако удельный вес педагогов, считающих профессию непрестижной, остается высоким (27,48 %). Следует отметить, что педагогические работники сельских территорий, в отличие от городских, оценили престиж профессии несколько выше: 32,32 % против 27,38 %.
Представители общественности заметно чаще, чем работники образования, отмечали высокий престиж педагогической профессии (49,17 %). Примечательно, что респонденты независимо от рода деятельности выражали схожие мнения об уровне престижа педагогов. Однако уровень престижа рассматриваемой профессии в оценках представителей молодого поколения в возрасте до 30 лет значительно выше, чем в оценках представителей других возрастных групп. Следовательно, можно отметить намечающуюся в современном обществе позитивную динамику в отношении социального статуса педагога. В общественном сознании формируется устойчивая иден-
тификация данной профессии со стабильностью и привлекательностью, профессия педагога рассматривается как творческая и дающая возможность самореализации личности.
Исследователи выяснили, как респонденты оценивают динамику престижа профессии педагога, возможные перспективы изменения ее статуса. При ответе на вопрос об изменении престижа за последнее время 16,21 % педагогов отметили его рост, 30,94 % указали, что престиж не изменился, и 48,81 % выразили мнение о снижении престижа. Согласно полученным результатам, представители общественности чаще, чем работники образования, указывали на рост престижности педагогической профессии (22,31 %). Представители общественности более оптимистичны, чем педагогические работники, в определении возможной позитивной динамики социального статуса профессии. Вместе с тем около половины респондентов прогнозировали отсутствие каких-либо изменений в отношении социального статуса профессии педагога в ближайшем будущем.
Обратим внимание на представления работников образования в возрасте до 30 лет и старше 50 лет о престиже своей профессии (табл. 3). Молодые педагоги более позитивно, чем представители других возрастных групп, оценили социальный статус своей профессии. Представления педагогических работников возрастной группы старше 50 лет достаточно пессимистичны в отношении не только уровня престижа профессии, но и его динамики.
Полученные результаты согласуются с данными эмпирических исследований, проведенных на территории Российской Федерации [5]. Полагаем возможным согласиться с тем, что начинающие педагоги, как правило, более оптимистичны, не имеют серьезных профессиональных разочарований, в силу небольшого педагогического опыта у них меньше возможностей оценить изменения, происходящие в системе образования, и определить социальный статус своей профессии. В свою очередь, педагоги, долго работающие в сфере образования, достаточно категоричны, что может быть связано с их профессиональным выгоранием.
Таблица 3
Результаты изучения мнений педагогов об уровне и динамике престижа профессии по возрастным группам
Возрастная группа Доля респондентов, выразивших мнение, %
о высоком и скорее высоком престиже профессии о росте престижа профессии в последнее время о росте престижа профессии в ближайшие 2 года
До 30 лет 40,15 18,13 15,80
30-40 лет 33,49 18,83 17,23
41-50 лет 26,41 16,32 13,74
Более 50 лет 18,43 9,98 8,60
Престиж профессии рассматривается исследователями в аспекте ее привлекательности, под которой понимается желательность данной профессии в отношении конкретного респондента [14], степень соответствия реально существующих характеристик профессии возможностям индивидов [7]. Согласно полученным данным, около 70 % педагогов Кузбасса выбрали бы свою профессию еще раз, если бы представилась такая возможность. Эти данные еще раз подтвердили, что содержание и специфика профессиональной деятельности позволяют сохранять увлеченность профессией, стремление к самореализации и саморазвитию. Однако 56,49 % педагогических работников не рекомендовали бы избрать профессию педагога своим де-
тям, родственникам, друзьям, что может указывать на осознание ими сложности профессиональной деятельности, высокие требования, предъявляемые со стороны государства и общества к профессиональной компетентности работников образования, качеству труда и результатам. Полученные данные также подтверждают то обстоятельство, что педагоги в большинстве своем не стремятся к развитию педагогической династии, желая для своих детей лучшего выбора [5].
В целом результаты исследования указывают на некоторые позитивные изменения в представлениях общественности и самих педагогов о престиже профессии и в то же время на необходимость совершенствования деятельности по повышению социального статуса работников образования.
По данным исследования наблюдается взаимосвязь между результатами изучения мнений педагогов о престиже профессии и их удовлетворенностью профессиональной деятельностью. Удельный вес педагогических работников, отметивших удовлетворенность профессией, вырос с 71,9 % в 2010 году до 81,81 % в 2016 году, что коррелирует с данными по динамике престижа. Вместе с тем педагоги выразили мнение, что в профессиональной деятельности их не удовлетворяет несоответствие заработной платы и вкладываемого труда (61,14 %), невозможность заработать на «достойную жизнь» (52,90 %), низкая престижность профессии в числе прочих (42,00 %), высокая учебная нагрузка (29,94 %), недостаточная заинтересованность обучающихся (27,32 %).
Причины неудовлетворенности профессиональной деятельностью в определенной мере зависят от возраста педагогических работников (табл. 4).
Таблица 4
Результаты изучения мнений педагогов о причинах неудовлетворенности профессиональной деятельностью по возрастным группам
Причины неудовлетворенности профессиональной деятельностью Доля педагогов, %
до 30 лет 30-40 лет 41-50 лет более 50 лет
Отсутствие серьезных перспектив карьерного роста 17,35 14,62 11,44 9,98
Неудобный график работы 13,73 9,02 9,29 7,83
Невозможность заработать на достойную жизнь 53,63 50,56 53,89 54,99
Утрата интереса к профессии, понимание, что это «не мое дело» 7,77 4,95 4,00 3,38
Несоответствие зарплаты и вкладываемого труда 58,81 56,31 63,40 66,51
Сложный контингент учащихся, его незаинтересованность в учебе 29,79 23,72 26,88 33,79
Сложности взаимоотношений с руководством 5,44 4,15 4,43 2,76
Высокая учебная нагрузка 25,91 29,07 32,24 29,19
Устаревшие учебные планы, программы 4,92 4,47 5,79 4,30
Плохие условия труда на рабочем месте, плохая ресурсная база школы 17,88 19,47 20,37 23,81
Низкая престижность профессии 29,01 33,55 47,60 53,92
Молодые педагоги (до 30 лет) чаще, чем представители других возрастных групп, указывали на отсутствие перспектив карьерного роста, неудобный график работы, а также утрату интереса к профессии. Работники в возрасте более 50 лет
в большей мере не удовлетворены низким уровнем престижа профессии, плохим контингентом учащихся.
Выявление проблемных аспектов профессиональной деятельности на основе мнений педагогов дает возможность разработать систему мероприятий по повышению престижа профессии педагога. Особую значимость также приобретают предложения участников опроса, направленные на повышение социального статуса работника образования. Большинство респондентов отмечали необходимость формирования положительного образа учителя в СМИ, развития конкурсного движения, системы наставничества, увеличения доли молодых педагогов, повышения качества подготовки будущих работников образования, расширения социальных льгот, усиления внимания к организации оздоровления педагогов. Принятые меры могут быть эффективны как в отношении роста престижа педагогической профессии, так и в отношении удовлетворенности педагогов своей профессиональной деятельностью.
Таким образом, полученные результаты наглядно свидетельствуют о том, что престиж профессии является значимым ресурсом повышения удовлетворенности педагогов профессиональной деятельностью, оказывающей заметное влияние на их профессиональное развитие и успешность. Проведенное исследование позволило выявить в качестве наиболее значимых факторов, определяющих престиж профессии педагога, общественное признание, специфику содержания труда, а также материальное благополучие. В последние годы наблюдаются некоторые позитивные изменения в отношении оценки престижа профессии в представлениях как общественности, так и работников образования. Изменение общественного сознания и субъективных представлений носителей педагогической профессии о социальном статусе педагога напрямую связано с ростом престижа педагогического труда. Работа по повышению престижа профессии носит долгосрочный характер и требует целенаправленной деятельности по позитивному изменению социального статуса педагогов, усилению привлекательности профессии в рамках профессионального выбора. Особое внимание необходимо уделить педагогам в возрасте более 50 лет, представления которых о низком уровне престижа профессии могут определяться профессиональным выгоранием, в связи с чем актуальным является совершенствование системы сопровождения и поддержки профессиональной деятельности.
Обсуждение и заключение
Объективная информация о социальном статусе педагогов в обществе, полученная в результате исследований престижности профессии педагога, дает возможность принимать обоснованные управленческие решения и получать своевременную обратную связь в отношении уже реализуемых мер.
В регионе осуществляется система мероприятий, направленных на развитие кадрового потенциала, привлечение в отрасль высококвалифицированных кадров, молодых специалистов и их сохранение в образовательных организациях. Значительное внимание уделяется созданию условий для развития профессионализма педагогов, совершенствованию механизмов стимулирования непрерывного профессионального роста, программ подготовки и переподготовки педагогических кадров. Персонифицированный подход и опережающая подготовка кадров, осуществляющаяся в Кемеровской области, ориентированы на формирование целостного взгляда педагогов на свою деятельность, реализацию образовательных и профессиональных потребностей, устранение выявленных дефицитов. В регионе действует система мер социальной поддержки педагогов различных возрастных групп, проводится добро-
вольная сертификация педагогических и руководящих работников, развивается институт наставничества, ориентированный на оказание помощи молодым специалистам в приобретении профессиональных навыков, ускорение процесса их адаптации и профессионального становления, реализуется целый комплекс мероприятий по выявлению, поддержке и поощрению талантливых педагогов-наставников, распространению их передового педагогического опыта и др.
О результативности проводимых в Кемеровской области мероприятий свидетельствует расширение участия учителей в деятельности профессиональных сообществ, в конкурсном движении, в научно-практических конференциях, увеличение доли педагогических работников, имеющих высшую квалификационную категорию, своевременно прошедших курсы повышения квалификации и др.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Астафьев Я.У., Шубкин В.Н. Социология образования в СССР и России [Электронный ресурс] // Мир России. Социология. Этнология. - 1996. - № 3. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/sotsiologiya-obrazovaniya-v-sssr-i-rossii (дата обращения: 27.08.2018).
2. Берзин Б.Ю., Мальцев А.В. Учитель: удовлетворенность профессией и социально-психологическое самочувствие [Электронный ресурс] // Социальная философия и социология. - 2016. - № 7. - Режим доступа: https://docplayer.ru/29605599-Uchitel-udovletvorennost-professiey-i-socialno-psihologicheskoe-samochuvstvie.html (дата обращения: 27.08.2018).
3. Воробьева И.В. Престиж профессии учителя [Электронный ресурс] // Вестник РГГУ. Сер. Философия. Социология. Искусствоведение. 2014. № 4 (126). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/prestizh-professii-uchitelya-1(дата обращения: 20.08.2018).
4. Гордиенко В.Н. Удовлетворенность профессиональной деятельностью как психологический критерий личностно-профессионального развития учителя: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Иркутск, 2004 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/udovletvorennost-professionalnoi-deyatelnostyu-kak-psikhologicheskii-kriterii-lichnostno-pro(дата обращения: 27.08.2018).
5. Ефимова Г.З. Динамика престижа педагогической профессии в России и мире: экономический аспект [Электронный ресурс] // Науковедение: Интернет-журнал. - 2015. - № 6 (31). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-prestizha-pedagogicheskoy-professii-v-rossii-i-mire-ekonomicheskiy-aspekt (дата обращения: 27.08.2018).
6. Зиятдинова Ф.Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы, пути решения / Рос. акад. управления, Центр социол. исслед. - М.: Луч, 1992 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/02/23/1214891722/ Ziyatdinova.pdf (дата обращения: 27.08.2018).
7. Кафидов В. В. Социально-экономические факторы престижа профессии [Электронный ресурс] // УЭкС. - 2017. - № 7 (101). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/ n/sotsialno-ekonomicheskie-faktory-prestizha-professii (дата обращения: 23.08.2018).
8. Леонидова Г.В. Профессиональная самоидентификация и самочувствие учителей в условиях продолжающихся реформ образования [Электронный ресурс] // Проблемы развития территории. - 2017. - № 6 (92). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/ n/professionalnaya-samoidentifikatsiya-i-samochuvstvie-uchiteley-v-usloviyah-prodolzhayuschihsya-reform-obrazovaniya (дата обращения: 27.08.2018).
9. Лукьянова М.И. Педагог сегодня: особенности, трудности, риски, возможности // Психология и педагогика: пространства и взаимодействия. - М.: Школьные технологии, 2010. - С. 25-46.
10. Маслинский К.А., Иванюшина В.А. Остаться учителем? Факторы, влияющие на отношение к уходу из учительской профессии [Электронный ресурс] // Вопросы образования. -
2016. - № 4. - Режим доступа: https://vo.hse.ru/data/2016/12/21/1112265783/Maslinsky.pdf (дата обращения: 27.08.2018).
11. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Мир и образование, Оникс, 2011.
12. Подмарков В.Г. Современная «социологическая теория организации» и проблема труда [Электронный ресурс] // Социальные проблемы организации труда. - М.: Мысль, 1969. -С. 193-213. - Режим доступа: http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/ 89931/15-Podmarkov.pdf?sequence=1 (дата обращения: 27.08.2018).
13. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер, 2000. - 416 с. (Сер. Мастера психологии) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gigabaza.ru/doc/85623.htmI (дата обращения: 27.08.2018).
14. Руднев М.Г. Методология и основные результаты исследований престижа профессий в зарубежной социологии [Электронный ресурс] // Вопросы образования. - 2008. -№ 2. - Режим доступа: https://cyberIeninka.ru/artide/n/metodoIogiya-i-osnovnye-rezuItaty-issIedovaniy-prestizha-professiy-v-zarubezhnoy-sotsioIogii (дата обращения: 27.08.2018).
15. Тимирова Л.Н. Роль престижа профессий в изменении социально-профессиональной структуры общества [Электронный ресурс] // Вестник Костромского государственного университета. Сер. Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2008. - № 5. - Режим доступа: https://cyberIeninka.ru/articIe/n/roI-prestizha-professiy-v-izmenenii-sotsiaIno-profes-sionalnoy-struktury-obschestva (дата обращения: 27.08.2018).
16. Шульц Д.П., Шульц С.Э. Психология и работа: 8-е изд. - СПб.: Питер, 2003 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bookap.info/upravIenie/ shuIts_psihoIogiya_i_rabota8_e_izdanie_2003/Ioad/pdf.shtm (дата обращения: 27.08.2018).
17. Ядов В.А. Мотивация труда: проблемы и пути развития исследований // Советская социология. - М., 1982. - Т. 2. - С. 118-129.
Поступила в редакцию 12.09.2018 В окончательном варианте 09.11.2018
UDC 371
STATUS OF THE PROFESSION OF A TEACHER AS A RESOURCE FOR INCREASING PROFESSIONAL SATISFACTION
O.G. Krasnoshlykova42, I.V. Shefer43, M.V. Sadretdinova44, E.V. Borodkina45
^Kuzbass Regional Institute for Professional Development and Retraining of Education Workers
3, ZauzoIkovа str., Kemerovo, Russian Federation, 650070
^E-mail: [email protected]
2E-maiI: [email protected]
3E-maiI: [email protected]
4E-maiI: [email protected]
Abstract
Based on the data of the sociological survey "Status of the Profession of a Teacher" conducted in the territory of Kemerovo Region since 2010, the authors analyze dynamics of the ideas of the region's teachers about the status of their profession and elements that make up this status, determine the interrelation between the perception of the professional status by the teachers and their professional satisfaction, correlate the teachers' opinions about the status of
42Olga G. Krasnoshlykova, Doc. Ped. Sci., Professor, Rector.
43Inna V. Shefer, Head of Monitoring Centre of Regional Education System.
44Maria V. Sadretdinova, Cand. Phil., Head of Laboratory of Centre for Monitoring Regional Education System.
45Eugene V. Borodkina, Methodology Expert, Centre for Monitoring Regional Education System.
their profession with ideas of the general public to identify the social status of teachers, forecast changes, assess staff risks, obtain ideas about how professional and territorial mobility will be developed. Objective information about the social status of teachers obtained as a result of the survey of the teachers' professional status makes it possible to take well-grounded managerial decisions and receive timely feedback on the measures already implemented. Key words: status of the profession of a teacher, attractiveness of the profession, professional satisfaction, factors of the status of the teacher's profession, human resources, professional development, education quality.
REFERENCES
1. Astafyev Ya.U., Shubkin V.N. 1996. Sociology of Education in the USSR and Russia. MirRos-sii. Sotsiologiya. Etnologiya [The World of Russia. Sociology. Ethnology], 3, electronic source available at URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sotsiologiya-obrazovaniya-v-sssr-i-rossii (access date: 27.08.2018).
2. Berzin B.Yu., Maltsev A.V. 2016. Teacher: satisfaction with the profession and socio-psychological well-being. Sotsial'naya filosofiya i sotsiologiya [Social Philosophy and Sociology], 7, electronic source available at URL: https://docplayer.ru/29605599-Uchitel-udovletvorennost-professiey-i-socialno-psihologicheskoe-samochuvstvie.html (access date: 27.08.2018).
3. Vorobyeva I.V. 2014. Status of the teacher's profession. Vestnik RGGU. Seriya «Filosofiya. Sotsiologiya. Iskusstvovedeniye» [Bulletin of the RSUH. Series Philosophy. Sociology. Art Studies], 4 (126), electronic source available at URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prestizh-professii-uchitelya-1 (access date: 20.08.2018).
4. Gordienko V.N. 2004. Satisfaction with professional activity as a psychological criterion of ersonal and professional development of the teacher [Udovletvorennost' professional'noy deyatel'nost'yu kak psikhologicheskiy kriteriy lichnostno-professional'nogo razvitiya uchitelya]: the author's abstract. of a Doct. Thesis in Psychology. Irkutsk, electronic source available at URL: http://www.dissercat.com/content/udovletvorennost-professionalnoi-deyatelnostyu-kak-psikhologicheskii-kriterii-lichnostno-pro (access date: 27.08.2018).
5. Efimova G.Z. 2015. Dynamics of the pedagogical profession status in Russia and worldwide: the economic aspect. Internet-zhurnal Naukovedenie [Internet-based journal of Science Studies], 6 (31), electronic source available at URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-prestizha-pedagogicheskoy-professii-v-rossii-i-mire-ekonomicheskiy-aspekt (access date: 27.08.2018).
6. Ziyatdinova F.G. 1992. Social position and prestige of teaching: problems, ways of solution [Sotsial'noye polozheniye i prestizh uchitel'stva: problemy, puti resheniya]. Ros. akad. uprav-leniya, Tsentr sotsiol. issled. M.: Luch, electronic source available at URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/02/23/1214891722/Ziyatdinova.pdf (access date: 27.08.2018).
7. Kafidov V.V. 2017. Social and economic factors of the professional status. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami [Management of Economic Systems], 7 (101), electronic source available at URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-ekonomicheskie-faktory-prestizha-professii (access date: 23.08.2018).
8. Leonidova G.V. 2017. Professional self-identification and well-being of teachers under the conditions of ongoing educational reforms. Problemy razvitiya territorii. [Problems of the Territory Development], 6 (92), electronic source available at URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-samoidentifikatsiya-i-samochuvstvie-uchiteley-v-usloviyah-prodolzhayuschihsya-reform-obrazovaniya (access date: 27.08.2018).
9. Lukyanova M.I. 2010. Teacher today: features, challenges, risks, opportunities. Psikhologiya i pedagogika: prostranstva i vzaimodeystviya [Psychology and pedagogy: spaces and interactions]. M.: Shkol'nye tekhnologii, pp. 25-46.
10. Maslinsky K.A., Ivanyushina V.A. 2016. To remain a teacher? Factors influencing attitudes toward retirement from the teaching profession. Voprosy obrazovaniya [Issues of Education],
4, electronic source available at URL:
https://vo.hse.ru/data/2016/12/21/1112265783/Maslinsky.pdf (access date: 27.08.2018).
11. Ozhegov S.I. 2011. Explanatory dictionary of the Russian language [Tolkovyy slovar' russkogo yazyka]. M.: Mir i Obrazovanie, Oniks, 2011.
12. Podmarkov V.G. 1969. The modern "sociological theory of organization" and the problem of labour. Podmarkov V.G. Social problems of labour organization [Sotsial'nyye problemy or-ganizatsii truda]. M.: "Mysl'", pp. 193-213, electronic source available at URL: http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/89931/15-Podmarkov.pdf?sequence=1 (access date: 27.08.2018).
13. Rean A.A., Kolominsky Ya.L. 2000. Social Pedagogical Psychology [Sotsial'naya pedagog-icheskaya psikhologiya]. Saint-Petersburg: Publishing House "Peter", 416 p. (Seriya «Mastera psikhologii»), electronic source available at URL: https://gigabaza.ru/doc/85623.html (access date: 27.08.2018).
14. Rudnev M. G. 2008. Methodology and the main results of research on the occupational status in foreign sociology. Voprosy obrazovaniya [Issues of education], 2, electronic source available at URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-i-osnovnye-rezultaty-issledovaniy-prestizha-professiy-v-zarubezhnoy-sotsiologii (access date: 27.08.2018).
15. Timirova L.N. 2008. The role of occupational status in changing the social and professional structure of society. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogi-ka. Psikhologiya. Sotsiokinetika [Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Social Kinetics], 5, electronic source available at URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-prestizha-professiy-v-izmenenii-sotsialno-professionalnoy-struktury-obschestva (access date: 27.08.2018).
16. Shul'ts D.P., Shul'ts S.E. 2003. Psychology and work [Psikhologiya i rabota]. 8th ed. St. Petersburg: Peter, electronic source available at URL: http://bookap.info/upravlenie/shults_psihologiya_i_rabota8_e_izdanie_2003/load/pdf.shtm (access date: 27.08.2018).
17. Yadov V.A. 1982. Motivation of labor: problems and ways of development of research. So-vetskaya sotsiologiya [Soviet Sociology], Vol. 2. M., pp. 118-129.
Original article submitted 12.09.2018 Revision submitted 09.11.2018