Научная статья на тему 'Исследование престижа педагогической профессии среди учащихся современной школы'

Исследование престижа педагогической профессии среди учащихся современной школы Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
496
48
Поделиться
Ключевые слова
ПРЕСТИЖ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ / УЧАЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Протасов Валерий Сергеевич, Кувалдина Елена Алексеевна

В статье рассматриваются проблемы нехватки учительских кадров. Представлено исследование вопросов престижа педагогической профессии и причин снижения интереса к профессиональной педагогической деятельности среди выпускников образовательных учреждений.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Протасов Валерий Сергеевич, Кувалдина Елена Алексеевна,

The ussue of the prestige of teaching profession among students in today’s schools

The problems of staffing, teaching profession, the prestige of the profession, the reasons for reducing the prestige of the teaching profession. The paper deals with the problem of shortage of teaching staff. The issue deals with the prestige of teaching profession and the reasons for the decline of interest in professional educational activities among the graduates of educational institutions.

Текст научной работы на тему «Исследование престижа педагогической профессии среди учащихся современной школы»

ДИСКУССИОННАЯ ПЛОЩАДКА «РЕБЕНОК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ДЕТИ И РОДИНА»

УДК 37.015:331.548

В. С. Протасов, Е. А. Кувалдина

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТИЖА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

В статье рассматриваются проблемы нехватки учительских кадров. Представлено исследование вопросов престижа педагогической профессии и причин снижения интереса к профессиональной педагогической деятельности среди выпускников образовательных учреждений.

The problems of staffing, teaching profession, the prestige of the profession, the reasons for reducing the prestige of the teaching profession.

The paper deals with the problem of shortage of teaching staff. The issue deals with the prestige of teaching profession and the reasons for the decline of interest in professional educational activities among the graduates of educational institutions.

Ключевые слова: престиж, педагогическая профессия, учащиеся.

Keywords: prestige, teaching profession, students.

В настоящее время во многих школах наблюдаются тенденции к развитию кризиса нехватки молодых педагогических кадров. Средний возраст преподавателей в некоторых школах приближается к 50-55 годам, а молодые люди не стремятся идти работать в образовательные учреждения. Особенно нехватка учительских кадров ощущается в сельских учебных заведениях.

В Кировской области недостаточное кадровое обеспечение учителями и педагогами в учреждениях разного уровня является одной из острых проблем системы образования в регионе. Сегодня в образовательных учреждениях Кировской области имеется примерно 500 вакансий, около 216 - в детсадах и более 300 - в школах. При этом в 2011 году выпуск молодых специалистов по педа-

© Протасов В. С., Кувалдина Е. А., 2012 6

гогическим специальностям составил 456 человек. Однако на работу в образовательные учреждения пришли только 76 выпускников ВятГГУ (27%) и 75 выпускников педагогических колледжей (46%).

Чиновники связывают кадровый дефицит с низкой заработной платой педагогов. Вместе с тем отмечается, что с 1 июня 2011 года зарплаты бюджетников были повышены на 6,5%. В связи с требованиями нового закона «Об образовании» уровень зарплат педагогов скоро будет доведен до средней заработной платы по промышленности в регионах. Данные мероприятия должны заинтересовать молодые кадры. Однако снижение интереса к профессии педагога связано и со снижением престижа педагогической деятельности.

Престиж профессии учителя в современной непростой социально-экономической ситуации нельзя охарактеризовать одним словом - «низкий» или «высокий». Начнем с понятия «престижная профессия». Престиж (от французского «prestige» -воздействие, авторитет) - это, во-первых, влиятельность людей данной профессии в обществе. Во-вторых, достойная оплата труда.

Проблемы престижа учительской профессии изучались в социологии. Ф. Г. Зиятдинова [1] подчеркивает, что престиж - многостороннее явление:

- это сравнительная оценка обществом социальной значимости различных объектов;

- это функциональная важность профессии;

- это степень уважения, признания, которым пользуется конкретный человек как представитель той или иной профессии;

- это самоценное качество, предопределяющее выбор личностью той или иной профессии.

Анализируя эти определения, можно выделить основные показатели и характеристики престижа профессии учителя. Прежде всего, отметим, что престиж - это объективно-субъективная характеристика труда учителя. Престиж профессии учителя определяется как взаимодействие общественных оценок и субъективного мнения о профессии самих педагогов.

По уровню престижности учительская профессия не входит в первую десятку престижных про-

В. С. Протасов, Е. А. Кувалдина. Исследование престижа педагогической профессии.

фессий. Сегодня профессия учителя - одна из самых массовых. Исследователями выявлено, что массовые профессии редко бывают престижными. Однако оценка социумом функциональной роли учителя довольно высока в большинстве стран мира. Мировое сообщество в документах международных форумов, конференций, в материалах ЮНЕСКО четко обозначает высокую роль и место учительства в развитии интеллектуального потенциала общества XXI в., его конкурентоспособности в формировании личности, в освоении, развитии культуры, во взаимодействии между людьми, во взаимодействии человека с окружающей средой. Общественной мерой признания престижности профессии выступает материальное вознаграждение труда [2].

Однако в ситуации социальных перемен в российском обществе учитель не удовлетворен социальным престижем. На государственном уровне труд учителя сегодня оценивается низко. Это выражается, прежде всего, в заработной плате, не соответствующей сложному характеру труда педагогов. Престиж профессии в сознании педагогов выше, чем в обществе. Престиж - это духовная категория, она возвышает учителя в его собственных глазах. Социологические исследования показывают, что оценивая педагогическую профессию по сравнению с другими профессиями, учителя считают, что она не лучше и не хуже других - 54% учителей; намного лучше других -25%; хуже многих - 8%, затруднились ответить -13%, т. е. большинство учителей считают, что их труд нормален, и не выдвигают к нему запредельных требований [1].

Анализируя свою работу, отношение к своей профессии, учителя демонстрируют довольно высокий уровень удовлетворенности разными аспектами своей деятельности, за исключением заработной платы. Привлекательность педагогического труда лежит для них, прежде всего, в сфере духовной и нравственной, связанной с пониманием учителями своей миссии в обществе, с возможностью творческого самовыражения в работе. Удовлетворенность своей профессией складывается из удовлетворения собой как педагогом и межличностными отношениями в коллективе образовательного учреждения.

С целью выявления престижа педагогической деятельности среди молодёжи нами был проведен социологический опрос среди учащихся 8-11-х классов одной из общеобразовательных школ Юрь-янского района Кировской области. В исследовании участвовали 56 человек в возрасте 15-18 лет.

Один из вопросов, адресованных респондентам, выявлял отношение к профессии «педагог». После обработки данных были получены следующие результаты: чем ниже возраст учащихся, тем ниже престиж профессии педагога. Причиной тому - низкий социальный статус учителя, а также навязывание

социумом в сознание молодых людей «модных» профессий, таких, как юрист, менеджер, специальностей, связанных с интернет-технологиями, и др.

Также школьникам предлагалось подумать о том, почему среди педагогов мало молодых людей. Практически не сомневаясь, респонденты называли весомые причины. На первое место по ответам учащихся выходит проблема низкой заработной платы работников образования, на второе - тяжелый характер работы педагога. В принципе, наша точка зрения совпадает с точкой зрения большинства участников опроса. Сегодня профессия педагога связана с большой загруженностью, необходимостью работы с огромным количеством документации, «оскорбительно» низкой заработной платой, высокой ответственностью не только за подготовку учащихся по учебному предмету, но и за воспитание подрастающего поколения.

Желание стать педагогами изъявила лишь пятая часть опрошенных (20%), причём данный процент выше среди учащихся 10-11-х классов. Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что в ближайшее время «омоложение» педагогических кадров может остаться лишь мечтой и не более. Респондентам, которые на сегодняшний день решили не связывать свою жизнь с педагогической деятельностью, предлагалось поразмышлять о том, что бы смогло изменить их мнение. Большая часть (63%) подростков утверждает, что это не произойдёт ни при каких условиях. Но есть и те (37% учащихся), которые готовы изменить своё мнение, если бы у педагогов была более достойная заработная плата и меньшая нагрузка.

Также учащиеся подчёркивают и то, что желание быть педагогом пропадает из-за постоянного роста неуважения к учителям. Сегодняшний учитель не так часто получает искренние благодарности от своих подопечных. Почему же в современном обществе прослеживается такая тенденция? Ответ прост. Меняется страна, в которой мы живём, а параллельно меняется отношение в обществе к учителю. Можно привести множество примеров, когда учителей постоянно и излишне критикуют, подвергают сомнению их действия, осуждают. Нередки случаи, когда родители судятся со школой, с учителями. Часто в средствах массовой информации учительскую профессию «опускают ниже плинтуса». Всё это отпугивает сегодняшних учеников от выбора профессиональной педагогической деятельности.

Старшеклассники боятся проблем, с которыми им придётся сталкиваться ежедневно, если они станут учителями. Вот некоторые из них: большая ответственность; сложность в нахождении «общего языка» с современными детьми; бесполезный труд, так как многие тинэйджеры попросту не хотят учиться, и др.

Причины, по которым молодёжь не хочет идти работать в школы, можно перечислять бесконечно, но стоит надеяться, что в скором времени они начнут сокращаться. Сегодня государство прилагает для этого множество усилий. Пока это в основном социальные меры, направленные на поддержку учителей, молодых специалистов, а также выпускников школ, абитуриентов и студентов, выбравших педагогические специальности, позволяющие привлечь молодежь к работе в школах, поднять престиж профессии педагога. Престиж профессии учителя во многом обусловлен престижем образования в обществе. Потребность в образования в знаниях как ценности приобретает в условиях социально-экономического развития страны новый смысл, а в связи с этим постепенно будет возрастать и престиж профессии учителя.

Примечания

1. Зиятдинова Ф. Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы, пути решения. М.: Луч, 1992.

2. Профессия - учитель: учеб. пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников / А. С. Роботова, И. Г. Шапошникова, В. А. Родионова и др.; под ред. А. С. Роботовой. М.: ИЦ «Академия», 2005. 368 с.

УДК 316.622:159.922.775

Ю. В. Зонова, Н. Н. Ершова

СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ В СИТУАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

В статье рассматриваются особенности психологического насилия в среде девочек-подростков, виды и природа буллинга в школе. Представлены результаты исследования зависимости выбора стратегии поведения девочками-подростками, оказавшимися в ситуации психологического насилия, от самооценки, экстернального или интернального локуса контроля.

This article discusses features of psychological violence among adolescent girls, the types and nature of bullying in school. The results of the study of behavior depending on the choice of strategy de-vochkami teenagers who found themselves in a situation of psychological of violence by self-externality or internality of locus of control.

Ключевые слова: насилие, психологическое насилие, буллинг, стратегия поведения в ситуации насилия, локус контроля.

Keywords: violence, psychological violence, bullying, country tegiya behavior in situations of violence, locus of control.

© Зонова Ю. В., Ершова Н. Н., 2012 8

Насилие сегодня стало одной из самых популярных тем как для бытового обсуждения, так и для научных исследований. Это обусловлено распространенностью различных форм принудительного взаимодействия, проявляющихся как в военных конфликтах, террористических актах, так и в семейных драмах или школьных драках. В современном мире повысилась терпимость общества к фактам насилия, особенно в отношении к детям, что подтверждается информацией СМИ о жестоком отношении к детям в семье, в подростковой среде, фактами возбуждения уголовных дел против родителей либо против сверстников. Опасность распространения насилия по отношению к детям в обществе привела российское правительство к ратификации Конвенции ООН «О правах ребёнка» и формированию системы мер по преодолению насилия над детьми, что выразилось в создании кризисных центров, реабилитационных служб, телефонов доверия, благотворительных фондов и т. д.

Как объект анализа, насилие над детьми получило достаточно глубокое обоснование в контексте изучения воспитательных проблем в Х1Х-ХХ вв. Ими занимались западные учёные (Ж.-Ж. Руссо, М. Мон-тессори) и российские педагоги (А. М. Обухов, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский), которые анализировали свободное воспитание как теорию и эксперимент. Продолжали развивать педагогику ненасилия Ш. Я. Амонашвили, А. С. Макаренко, В. А. Су-хомлинский, а также Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова, выделившие основные положения личностно-ориен-тированной гуманистической педагогики. Философс-ко-социологические аспекты насилия в Х1Х-ХХ вв. поднимались в работах Х. Ортега-и-Гассет, В. Паре-то, Спинозы, К. Яспера, Н. О. Лосского и др. Соединение культурологической и психологической линий исследования насилия находим у Э. Фромма, Д. Гал-тунга. Рассмотрением природы насилия занимались 3. Фрейд, К. Лоренц, Л. Берковиц, А. Басе, А. Бандура, Д. Доллард и др. В собственно психологическом аспекте проблематика насилия представляет область, разрабатывающуюся в мировой психологии последнюю четверть ХХ в., в частности в работах К. Брона, Д. Иваниек, Дж. Кобрина, Д. Левинсона, Р. Лэнга, Э. Миллера, Д. Финкелхора. Проблеме насилия в отношении детей в современный период, включающей аспекты насильственной преступности по отношению к детям, вопросы их безопасности, посвящены работы Н. К. Асановой, И. А. Фурманова. Формированию гуманистических основ и методов взаимодействия в обществе, между поколениями; изучению способов предупреждения и преодоления самой изощренной формы социального насилия - насилия над детьми в семье - посвящены работы И. Ф. Дементьевой, В. Н. Кудрявцевой, И. С. Кона, А. В. Наумовой. Особой областью в рамках исследования проблемы насилия в современном обществе выделяется тема насилия над детьми, поскольку они