Научная статья на тему 'Стратегии поведения девочек-подростков в ситуации психологического насилия'

Стратегии поведения девочек-подростков в ситуации психологического насилия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1110
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСИЛИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ / БУЛЛИНГ / СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИИ НАСИЛИЯ / ЛОКУС КОНТРОЛЯ / VIOLENCE / PSYCHOLOGICAL VIOLENCE / BULLYING / COUNTRY TEGIYA BEHAVIOR IN SITUATIONS OF VIOLENCE / LOCUS OF CONTROL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зонова Юлия Владимировна, Ершова Нина Николаевна

В статье рассматриваются особенности психологического насилия в среде девочек-подростков, виды и природа буллинга в школе. Представлены результаты исследования зависимости выбора стратегии поведения девочками-подростками, оказавшимися в ситуации психологического насилия, от самооценки, экстернального или интернального локуса контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategies for behavior of girls’ teenagers in situations of psychological violence

This article discusses features of psychological violence among adolescent girls, the types and nature of bullying in school. The results of the study of behavior depending on the choice of strategy devochkami teenagers who found themselves in a situation of psychological of violence by self-externality or internality of locus of control.

Текст научной работы на тему «Стратегии поведения девочек-подростков в ситуации психологического насилия»

Причины, по которым молодёжь не хочет идти работать в школы, можно перечислять бесконечно, но стоит надеяться, что в скором времени они начнут сокращаться. Сегодня государство прилагает для этого множество усилий. Пока это в основном социальные меры, направленные на поддержку учителей, молодых специалистов, а также выпускников школ, абитуриентов и студентов, выбравших педагогические специальности, позволяющие привлечь молодежь к работе в школах, поднять престиж профессии педагога. Престиж профессии учителя во многом обусловлен престижем образования в обществе. Потребность в образования в знаниях как ценности приобретает в условиях социально-экономического развития страны новый смысл, а в связи с этим постепенно будет возрастать и престиж профессии учителя.

Примечания

1. Зиятдинова Ф. Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы, пути решения. М.: Луч, 1992.

2. Профессия - учитель: учеб. пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников / А. С. Роботова, И. Г. Шапошникова, В. А. Родионова и др.; под ред. А. С. Роботовой. М.: ИЦ «Академия», 2005. 368 с.

УДК 316.622:159.922.775

Ю. В. Зонова, Н. Н. Ершова

СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ В СИТУАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

В статье рассматриваются особенности психологического насилия в среде девочек-подростков, виды и природа буллинга в школе. Представлены результаты исследования зависимости выбора стратегии поведения девочками-подростками, оказавшимися в ситуации психологического насилия, от самооценки, экстернального или интернального локуса контроля.

This article discusses features of psychological violence among adolescent girls, the types and nature of bullying in school. The results of the study of behavior depending on the choice of strategy de-vochkami teenagers who found themselves in a situation of psychological of violence by self-externality or internality of locus of control.

Ключевые слова: насилие, психологическое насилие, буллинг, стратегия поведения в ситуации насилия, локус контроля.

Keywords: violence, psychological violence, bullying, country tegiya behavior in situations of violence, locus of control.

© Зонова Ю. В., Ершова Н. Н., 2012 8

Насилие сегодня стало одной из самых популярных тем как для бытового обсуждения, так и для научных исследований. Это обусловлено распространенностью различных форм принудительного взаимодействия, проявляющихся как в военных конфликтах, террористических актах, так и в семейных драмах или школьных драках. В современном мире повысилась терпимость общества к фактам насилия, особенно в отношении к детям, что подтверждается информацией СМИ о жестоком отношении к детям в семье, в подростковой среде, фактами возбуждения уголовных дел против родителей либо против сверстников. Опасность распространения насилия по отношению к детям в обществе привела российское правительство к ратификации Конвенции ООН «О правах ребёнка» и формированию системы мер по преодолению насилия над детьми, что выразилось в создании кризисных центров, реабилитационных служб, телефонов доверия, благотворительных фондов и т. д.

Как объект анализа, насилие над детьми получило достаточно глубокое обоснование в контексте изучения воспитательных проблем в Х1Х-ХХ вв. Ими занимались западные учёные (Ж.-Ж. Руссо, М. Мон-тессори) и российские педагоги (А. М. Обухов, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский), которые анализировали свободное воспитание как теорию и эксперимент. Продолжали развивать педагогику ненасилия Ш. Я. Амонашвили, А. С. Макаренко, В. А. Су-хомлинский, а также Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова, выделившие основные положения личностно-ориен-тированной гуманистической педагогики. Философс-ко-социологические аспекты насилия в Х1Х-ХХ вв. поднимались в работах Х. Ортега-и-Гассет, В. Паре-то, Спинозы, К. Яспера, Н. О. Лосского и др. Соединение культурологической и психологической линий исследования насилия находим у Э. Фромма, Д. Гал-тунга. Рассмотрением природы насилия занимались 3. Фрейд, К. Лоренц, Л. Берковиц, А. Басе, А. Бандура, Д. Доллард и др. В собственно психологическом аспекте проблематика насилия представляет область, разрабатывающуюся в мировой психологии последнюю четверть ХХ в., в частности в работах К. Брона, Д. Иваниек, Дж. Кобрина, Д. Левинсона, Р. Лэнга, Э. Миллера, Д. Финкелхора. Проблеме насилия в отношении детей в современный период, включающей аспекты насильственной преступности по отношению к детям, вопросы их безопасности, посвящены работы Н. К. Асановой, И. А. Фурманова. Формированию гуманистических основ и методов взаимодействия в обществе, между поколениями; изучению способов предупреждения и преодоления самой изощренной формы социального насилия - насилия над детьми в семье - посвящены работы И. Ф. Дементьевой, В. Н. Кудрявцевой, И. С. Кона, А. В. Наумовой. Особой областью в рамках исследования проблемы насилия в современном обществе выделяется тема насилия над детьми, поскольку они

Ю. В. Зонова, Н. Н. Ершова. Стратегии поведения девочек-подростков в ситуации психологического.

- наиболее уязвимая и незащищенная социальная группа. Под насилием над ребенком понимают физическое, психологическое, социальное воздействие на человека (ребенка) со стороны другого человека (ребенка или взрослого), семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психологическому здоровью и целостности [1]. Анализ психологических последствий и реабилитации детей - жертв насилия осуществлен в работах О. Е. Булановой, С. И. Голода, Т. Н. Дороновой, О. М. Здравомысло-вой, Н. О. Зиновьевой, Н. Ф. Михайловой, Т. Я. Сафоновой, Е. Р. Смирновой, Е. И. Цимбал. Наибольшее распространение получила следующая классификация насилия. Выделяется четыре основных типа насилия:

- сексуальное насилие - это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения;

- пренебрежение - это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18-летнего возраста, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре;

- физическое насилие - это любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет;

- психологическое насилие - хронические паттерны поведения, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка [2].

Психологическое насилие среди детей и подростков как социальное явление только недавно стало приобретать особую актуальность и остроту. До этого проблема продолжительное время оставалась без должного внимания, и проблемы жестокого обращения в детской среде не находили своего отражения в первую очередь в практике психологии и педагогики. Одним из обстоятельств, способствующих этому, является ла-тентность самого явления. Психологическое насилие среди детей часто скрыто как от родителей, так и от педагогов по причине неинформирования взрослых самими пострадавшими, а также по причине отсутствия внешних следов насилия. Другим возможным обстоятельством, препятствующим актуализации этой проблемы в нашем обществе, является равнодушное и снисходительное отношение граждан к детской агрессивности. Полагая, что ребенок, а тем более подросток, должен уметь постоять за себя в разных детских коллективах, взрослые часто не различают границ дозволенного, границ между конструктивным «выяснением отношений» и издевательствами, которые портят ребенку жизнь. Однако именно в последние 30 лет психологи и педагоги бьют тревогу - настолько частым, жестоко проявляемым и приводящим к тяжелым последствиям становится это явление.

Впервые исследования этого социального явления были проведены в Швеции в начале 80-х гг. психологом, доктором Ханцем Лейманом. Он же ввел понятие «моббинг» и охарактеризовал его как «психологический террор». Примерно в это же время Е. Роландом вводится понятие «буллинга».

Английское слово bullying (от bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает запугивание, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе. Буллинг - это разрушительное поведение более «сильных», направленное на более «слабых», это социальное явление, свойственное преимущественно организованным детским коллективам, в первую очередь школе. Многочисленные исследователи объясняют это обстоятельство прежде всего тем, что школа - это универсальная арена, полигон для разрядки детьми своих многочисленных накопившихся дома негативных импульсов. По данным Д. Олвеуса, примерно 16% девочек и 17,5% мальчиков во всех развитых странах мира (за исключением Японии) 2-3 раза в месяц становятся жертвами буллинга безотносительно к тому, в какой школе они учатся: дорогой элитной или бюджетной в социально неблагополучном районе [3]. Согласно одному национальному опросу США, с буллингом сталкивались около 30% школьников 8-10-х классов. По другим данным, жертвой травли становится каждый четвертый подросток, а каждый пятый считает булли себя. В российских школах 19% мальчиков и 10% девочек в возрасте 11 лет хотя бы один раз участвовали в издевательстве и преследовании другого ребенка, в возрасте 13 лет эти показатели повышаются -25% мальчиков и 15% девочек [4]. Выделяют различные виды травли:

1) вербальная (словесная) - насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей;

2) социальное исключение - бойкот, отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т. д.);

3) физическое насилие - избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнимание вещей и др.

Обычно все виды травли сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы длительные травмирующие переживания.

Практически в каждом классе есть дети, которые являются объектами психологического насилия со стороны сверстников. Насилие приводит ребенка к сильному психологическому и эмоциональному дискомфорту и страданиям, которые порой подталкивают находящуюся в отчаянии жертву к необдуманным и трагичным поступкам: суициду, жестокой

мести обидчикам и свидетелям своего «позора». Феномен психологического насилия чаще всего характерен для среднего детства и для подростков, набирая особую остроту именно в подростковом возрасте. Особенно опасно насилие, когда оно направлено на девочек. Если объектом психологического насилия становится мальчик, то на него «нападают» преимущественно только другие мальчики, а девочки часто становятся на его защиту. Если же подобным объектом становится девочка, то ее обижают уже не только мальчики, но и другие девочки [5]. Когда ребенок сталкивается с насмешками и издевательствами одноклассников, то зачастую он не знает, как реагировать на них, чтобы прекратить психологическое насилие, или реагирует неправильно, чем усугубляет свое положение. Исходя из этого, особую значимость приобретает выбор девочками-подростками, очутившимися в ситуации психологического насилия, адекватной и конструктивной стратегии поведения, которая бы помогла выйти из сложившейся неприятной ситуации.

Цель исследования - изучить особенности выбора стратегии поведения девочками-подростками, оказавшимися в ситуации психологического насилия.

Гипотеза включает в себя следующие предположения:

- непосредственными жертвами психологического насилия со стороны сверстников в наибольшей степени становятся девочки-подростки, обладающие заниженной самооценкой и экстерналь-ным локусом контроля;

- девочки-подростки с экстернальным локусом контроля выбирают такие стратегии поведения в ситуации психологического насилия, как соперничество, избегание и приспособление, а девочки-подростки с интернальным локусом контроля -сотрудничество и компромисс.

В эмпирическом исследовании приняли участие учащиеся 7-х и 8-х классов одной из школ г. Кирова, всего 100 человек.

Для определения подверженности психологическому насилию у девочек-подростков мы провели анализ анкеты «Что говорят подростки о насилии». Анализ данных показал, что в данной выборке нет ни одной девочки, которая ни разу бы не подвергалась психологическому насилию со стороны сверстников. Редко сталкивались с данной проблемой и имеют низкий уровень подверженности психологическому насилию всего лишь 15% выборки. Девочек, имеющих высокий уровень подверженности психологическому насилию, оказалось 18% от выборки, а со средним уровнем - 67%, что является тревожным показателем и говорит о том, что в подростковой среде психологическое насилие является распространенным и даже привычным явлением, от которого ни одна из школьниц не застрахована. Наиболее частой формой психологического насилия, которой подвергались опрашиваемые, являют-

ся вербальные оскорбления, нецензурные выражения в их адрес и сплетни (их отметили 72% девочек), повышение голоса, крики (66%), бойкот (58%) и запрятывание, порча личных вещей (47%). 36% опрошенных признались, что вообще не делали попыток прекратить психологическое насилие по отношению к себе, но и 66% из тех, кто ответил, что пытались защититься и остановить обидчика, в качестве основных своих действий отметили просто игнорирование негативных выпадов в свою сторону. Таким образом, многие девочки абсолютно беззащитны перед психологическим насилием со стороны сверстников в силу своей неосведомленности о способах реагирования в подобной ситуации.

Для определения самооценки девочек-подростков нами были проанализированы результаты, полученные посредством методики С. А. Будасси. Оказалось, что 36% девочек в данной выборке присуща адекватная самооценка, для 32% более характерна заниженная самооценка, а для 32% -завышенная, из них у 4% самооценка завышена по невротическому типу. Результаты по тесту Дж. Рот-тера показали, что в данной выборке с небольшим перевесом преобладают девочки с интернальным локусом контроля (51%). Испытуемых с экстернальным локусом контроля чуть меньше - всего 49% от общего числа. Для определения стратегий поведения в ситуации психологического насилия нами был проведен анализ результатов по методике К. Томаса. Наименьшая часть девочек выбрала в качестве доминирующих стратегии соперничества (24%) и избегания (20%), а большая часть - стратегии сотрудничества (26%), компромисса (27%) и приспособления (28%).

Результаты корреляционного анализа выявили взаимосвязь подверженности психологическому насилию, самооценки и локуса контроля. Подверженность психологическому насилию в изучаемой выборке положительно коррелирует с экстерналь-ным локусом контроля (г = 0,475, р # 0,01) и отрицательно коррелирует с интернальным локу-сом контроля (г = -0,475, р # 0,01). Таким образом, чем ближе девочки-подростки к экстерналь-ному локусу контроля, тем больше они подвержены психологическому насилию, чем ближе к ин-тернальному - тем меньше они подвержены психологическому насилию. Также в данной выборке была выявлена отрицательная связь (г = -0,602, р # 0,01) между подверженностью психологическому насилию и самооценкой, что говорит о том, что чем выше у девочки-подростка самооценка, тем меньше она подвержена психологическому насилию, чем ниже самооценка - тем больше подверженность психологическому насилию.

Нами была выявлена взаимосвязь между локу-сом контроля и стратегиями поведения в ситуации психологического насилия. Интернальный локус контроля имеет положительную связь со стратеги-

К. А. Новикова. Связь позитивного мышления и учебных достижений старшеклассников

ями сотрудничества (г = 0,470, р # 0,01) и компромисса (г = 0,344, р # 0,01), а также отрицательную связь со стратегиями избегания (г = -0,333, р # 0,01) и приспособления (г = -0,406, р # 0,01). Экстернальный локус контроля, соответственно, отрицательно связан со стратегиями сотрудничества (г = -0,470, р # 0,01) и компромисса (г = -0,344, р # 0,01) и положительно связан со стратегиями избегания (г = 0,333, р # 0,01) и приспособления (г = 0,406, р # 0,01). Подобные результаты можно объяснить тем, что сотрудничество и компромисс являются стратегиями, при которых человек должен активно взаимодействовать с другим, не бояться самостоятельных решительных действий. Так выстраивать свое поведение предпочитают именно интерналы как люди, более уверенные в себе, более самостоятельные и независимые. Избегание и приспособление чаще используется экстерналами, поскольку данные стратегии направлены просто на подстраивание к сложившимся обстоятельствам без их преобразования. Следует отметить, что между локусом контроля и стратегией соперничества взаимосвязи не обнаружилось, то есть в зависимости от ситуации соперничество могут выбирать девочки с любым локусом контроля.

Таким образом, между подверженностью психологическому насилию, локусом контроля и самооценкой девочек-подростков существует взаимосвязь: девочки с экстернальным локусом контроля и низкой самооценкой по сравнению с другими девочками наиболее подвержены психологическому насилию со стороны сверстников. Кроме того, девочки с экстернальным локусом контроля чаще склонны выбирать стратегии избегания и приспособления, а девочки с интернальным локусом контроля - стратегии сотрудничества и компромисса в ситуации психологического насилия.

Примечания

1. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления / под ред. Е. Н. Волковой. СПб.: Питер, 2008. 240 с.

2. Руководство по предупреждению насилия над детьми / под ред. Н. К. Асановой. М.: Владос, 1997. 504 с.

3. Бердышев И. Лекарство против ненависти // Первое сентября. 2005. 15 марта. С. 3.

4. Кон И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? // Семья и школа. 2006. № 11. С. 15-18.

5. Бердышев И. С., Нечаева М. Г. Диагностика и профилактика жестокого обращения в детской среде: практ. пособие для врачей и соц. работников. СПб.: Регион. центр «Семья», 2005.

УДК 37.015.31

К. А. Новикова

СВЯЗЬ ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ И УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В статье рассматривается связь позитивного мышления и достижений личности. Эмпирическое исследование, проведенное на выборке старшеклассников (n = 67), показало, что между различными параметрами позитивного мышления, учебными достижениями и самоуважением старшеклассников имеются положительные корреляции.

The article is concerned with the problem of positive thinking and person achievements. It is shown by the empirical study on a sample of students (n = 67) that various parameters of positive thinking, self-esteem and academic achievements of students are positively correlated.

Ключевые слова: позитивное мышление, атрибутивный стиль, оптимизм, самоуважение.

KeywordS: positive thinking, attribution al style, optimism, self-esteem.

Большинство жизненных ситуаций имеют как позитивные, так и негативные стороны. Адаптироваться к реальности и её трудностям человеку помогает позитивное мышление. Ценность оптимистического взгляда на жизнь никогда не подвергалась сомнению, но лишь сравнительно недавно оптимизм стал предметом научных исследований [1].

На протяжении длительного времени исследователи значительно больше внимания уделяли негативным аспектам функционирования человека, чем позитивным. Проблема оптимизма стала остроактуальной, когда распространение депрессии приняло характер эпидемии [2]. В последнее десятилетие в рамках позитивной психологии стала интенсивно разрабатываться проблематика позитивного мышления. Позитивное мышление определяется как «специфический вид мышления, характеризующийся положительной эмоциональной окраской, стремлением решить проблему» [3]. Основным признаком такого вида мышления, как указывает Л. С. Колмогорова, являются позитивные установки в анализе ситуации, в планировании предстоящих действий, в осмыслении собственной жизни, когда мыслительная работа по интерпретации того или иного события приводит к положительной эмоции или к изменению знака эмоции - с отрицательного на положительный [4].

В XX в. многие выдающиеся психологи интересовались тем, что позднее стало предметом изучения позитивной психологии. Среди них были К. Юнг

© Новикова К. А., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.