Научная статья на тему 'Связь позитивного мышления и учебных достижений старшеклассников'

Связь позитивного мышления и учебных достижений старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1039
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / АТРИБУТИВНЫЙ СТИЛЬ / ОПТИМИЗМ / САМОУВАЖЕНИЕ / POSITIVE THINKING / ATTRIBUTION AL STYLE / OPTIMISM / SELF-ESTEEM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Новикова Ксения Андреевна

В статье рассматривается связь позитивного мышления и достижений личности. Эмпирическое исследование, проведенное на выборке старшеклассников (n = 67), показало, что между различными параметрами позитивного мышления, учебными достижениями и самоуважением старшеклассников имеются положительные корреляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Новикова Ксения Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relationship of positive thinking and academic senior pupil achievement

The article is concerned with the problem of positive thinking and person achievements. It is shown by the empirical study on a sample of students (n = 67) that various parameters of positive thinking, self-esteem and academic achievements of students are positively correlated.

Текст научной работы на тему «Связь позитивного мышления и учебных достижений старшеклассников»

ями сотрудничества (г = 0,470, р # 0,01) и компромисса (г = 0,344, р # 0,01), а также отрицательную связь со стратегиями избегания (г = -0,333, р # 0,01) и приспособления (г = -0,406, р # 0,01). Экстернальный локус контроля, соответственно, отрицательно связан со стратегиями сотрудничества (г = -0,470, р # 0,01) и компромисса (г = -0,344, р # 0,01) и положительно связан со стратегиями избегания (г = 0,333, р # 0,01) и приспособления (г = 0,406, р # 0,01). Подобные результаты можно объяснить тем, что сотрудничество и компромисс являются стратегиями, при которых человек должен активно взаимодействовать с другим, не бояться самостоятельных решительных действий. Так выстраивать свое поведение предпочитают именно интерналы как люди, более уверенные в себе, более самостоятельные и независимые. Избегание и приспособление чаще используется экстерналами, поскольку данные стратегии направлены просто на подстраивание к сложившимся обстоятельствам без их преобразования. Следует отметить, что между локусом контроля и стратегией соперничества взаимосвязи не обнаружилось, то есть в зависимости от ситуации соперничество могут выбирать девочки с любым локусом контроля.

Таким образом, между подверженностью психологическому насилию, локусом контроля и самооценкой девочек-подростков существует взаимосвязь: девочки с экстернальным локусом контроля и низкой самооценкой по сравнению с другими девочками наиболее подвержены психологическому насилию со стороны сверстников. Кроме того, девочки с экстернальным локусом контроля чаще склонны выбирать стратегии избегания и приспособления, а девочки с интернальным локусом контроля - стратегии сотрудничества и компромисса в ситуации психологического насилия.

Примечания

1. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления / под ред. Е. Н. Волковой. СПб.: Питер, 2008. 240 с.

2. Руководство по предупреждению насилия над детьми / под ред. Н. К. Асановой. М.: Владос, 1997. 504 с.

3. Бердышев И. Лекарство против ненависти // Первое сентября. 2005. 15 марта. С. 3.

4. Кон И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? // Семья и школа. 2006. № 11. С. 15-18.

5. Бердышев И. С., Нечаева М. Г. Диагностика и профилактика жестокого обращения в детской среде: практ. пособие для врачей и соц. работников. СПб.: Регион. центр «Семья», 2005.

УДК 37.015.31

К. А. Новикова

СВЯЗЬ ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ И УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В статье рассматривается связь позитивного мышления и достижений личности. Эмпирическое исследование, проведенное на выборке старшеклассников (n = 67), показало, что между различными параметрами позитивного мышления, учебными достижениями и самоуважением старшеклассников имеются положительные корреляции.

The article is concerned with the problem of positive thinking and person achievements. It is shown by the empirical study on a sample of students (n = 67) that various parameters of positive thinking, self-esteem and academic achievements of students are positively correlated.

Ключевые слова: позитивное мышление, атрибутивный стиль, оптимизм, самоуважение.

KeywordS: positive thinking, attribution al style, optimism, self-esteem.

Большинство жизненных ситуаций имеют как позитивные, так и негативные стороны. Адаптироваться к реальности и её трудностям человеку помогает позитивное мышление. Ценность оптимистического взгляда на жизнь никогда не подвергалась сомнению, но лишь сравнительно недавно оптимизм стал предметом научных исследований [1].

На протяжении длительного времени исследователи значительно больше внимания уделяли негативным аспектам функционирования человека, чем позитивным. Проблема оптимизма стала остроактуальной, когда распространение депрессии приняло характер эпидемии [2]. В последнее десятилетие в рамках позитивной психологии стала интенсивно разрабатываться проблематика позитивного мышления. Позитивное мышление определяется как «специфический вид мышления, характеризующийся положительной эмоциональной окраской, стремлением решить проблему» [3]. Основным признаком такого вида мышления, как указывает Л. С. Колмогорова, являются позитивные установки в анализе ситуации, в планировании предстоящих действий, в осмыслении собственной жизни, когда мыслительная работа по интерпретации того или иного события приводит к положительной эмоции или к изменению знака эмоции - с отрицательного на положительный [4].

В XX в. многие выдающиеся психологи интересовались тем, что позднее стало предметом изучения позитивной психологии. Среди них были К. Юнг

© Новикова К. А., 2012

с его индивидуацией, или концепцией «становления всем, чем человек может быть», М. Ягода, пытавшаяся дать определение позитивному психическому здоровью, Г. Олпорт, интересовавшийся зрелостью личности [5].

Попытки понять смысл и содержание позитивного мышления предпринимались и продолжают предприниматься как в зарубежной (Д. Аллен, Р. Бернс, Э. Блейер, К. Бютнер, Д. Джампольски, М. Джеймс, Д. Джонгвард, Дж. Капрара, Э. Ле Шан, К. Петерсон, М. Раттер, М. Селигман, П. Стека, 3. Фрейд, К. Хорни и др.), так и в отечественной науке (Э. М. Александровская, Т. О. Гордее-ва, А. Б. Добрович, И. В. Дубровина, А. И. Захаров, В. Леви, Е. Н. Осин, С. Л. Рубинштейн, В. Я. Семке, О. К. Тихомиров, М. Тышкова и др.). Кроме того, существует огромное количество популярной литературы о позитивном мышлении, силе оптимистического отношения к жизни в целом и о роли оптимизма в жизни человека. Среди авторов популярных изданий и статей можно назвать таких известных авторов, как В. Пичугин, Э. Хейч, Х. Сильва, Р. Дилтс и др.

Многие исследователи считают, что формировать позитивное мышление ребенка нужно начинать тогда, когда он осознает свои эмоции, когда ментальный механизм, вырабатывающий ту или иную эмоциональную реакцию, еще не стал автоматизмом, то есть в возрасте 7-10 лет. Именно младший школьный возраст сензитивен для развития позитивного мышления. В исследованиях обращается внимание на тот факт, что младший школьник уже достаточно подготовлен к формированию позитивного мышления и соответствующего ему поведения, чему способствуют следующие умения: умение соотносить воспринимаемую информацию с тем, что должно быть; умение планировать свою деятельность; становление произвольного процесса воспроизведения образов эмоций; умение управлять образами воображения; повышение уровня речевого развития и, кроме того, развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления [6].

Исследования позитивных психологов обнаружили множество преимуществ оптимистичного

взгляда на жизнь. Было выявлено, что оптимисты лучше адаптируются к негативным ситуациям (в частности, к раку груди, к различным операциям, пересадке костного мозга и СПИДу). Оптимизм благоприятствует целенаправленному решению проблем, чувству юмора, планам на будущее, позитивной переинтерпретации и принятию ситуации, если та не поддается контролю. Таким образом, когда речь идет о преодолении трудностей, у оптимистов есть преимущества. Следует заметить, что, по наблюдениям исследователей, оптимисты не склонны отрицать существование проблемы, в то время как пессимисты часто стараются дистанцироваться от нее. Оптимисты не «прячут голову в песок» и не игнорируют угрозы их благополучию. Например, они следят за своим здоровьем и обычно обнаруживают потенциально серьезные проблемы здоровья достаточно рано. Оптимисты прилагают больше усилий для достижения цели и не склонны сдаваться, полагая, что с ситуацией можно успешно справиться тем или иным способом. Пессимисты, в свою очередь, скорее будут ожидать провала и, как следствие, скорее будут опускать руки.

Оптимисты ведут более здоровый образ жизни (например, едят здоровую пищу и регулярно проходят диспансеризацию) и находятся в лучшей физической форме, чем пессимисты. Оптимисты демонстрируют и большую производительность труда [7]. Позитивное мышление дает человеку жизнерадостное мироощущение, способность воспринимать, аккумулировать и распространять положительные мысли и эмоции. Радость обостряет восприимчивость человека к миру, позволяет восхищаться и наслаждаться им. Оптимистичный человек видит мир в его красоте и гармонии, ощущает сопричастность к окружающей действительности [8].

В значительной степени позитивное мышление может влиять на успешность разных видов деятельности человека.

Целью данного исследования явилось изучение взаимосвязи позитивного мышления с успешностью учебной деятельности старшеклассников. Гипотеза исследования была сформулирована на основе работы Т. О. Гордеевой и Е. Н. Осина [9] и

Таблица 1

Шкалы Учащиеся кш эовских школ Учащиеся московских школ

Среднее Ст. откл. Среднее Ст. откл.

Общий показатель оптимизма 207,45 23,66 202,19 26,15

Параметр стабильности 65,76 8,96 62,70 9,94

Параметр глобальности 71,15 9,10 70,19 9,70

Параметр контроля 70,54 13,39 69,30 14,19

Оптимизм в ситуации успеха 80,63 12,48 77,99 14,23

Оптимизм в ситуации неудачи 126,82 15,70 124,20 18,64

Оптимизм в ситуации достижения 147,15 19,44 142,65 20,70

Оптимизм в межличностных ситуациях 60,30 7,56 59,54 9,87

состояла в предположении о том, что успешность учебной деятельности взаимосвязана с оптимистическим мышлением и самоуважением старшеклассников.

Методы исследования: опросник стиля объяснения успехов и неудач для подростков (СТОУН-П) Т. О. Гордеевой, Е. Н. Осина и В. Ю. Шевяхо-вой; шкала самоуважения М. Розенберга; анализ успеваемости учащихся. Для математической обработки данных применялись коэффициент корреляции Кендалла, однофакторный параметрический дисперсионный анализ, проверка данных на нормальность распределения, проверка равенства дисперсий.

Исследование проводилось в 2011 г. В качестве респондентов выступили учащиеся 10-11-х классов одной из гимназий г. Кирова и одной из школ Белохолуницкого района (п = 67) в возрасте от 16 до 18 лет, в том числе 16 юношей и 51 девушка.

Анализ полученных данных проводился в двух направлениях. Первое направление было нацелено на анализ особенностей выраженности позитивного мышления кировских старшеклассников в сравнении с показателями позитивного мышления учащихся московских школ, выявленных в исследовании Т. О. Гордеевой, Е. Н. Осина, В. Ю. Шевяховой [10]. Были получены следующие данные (см. табл. 1).

Можно отметить, что средние значения по шкалам оптимизма у кировских школьников несколько выше средних значений, полученных на выборке московских школьников. Данные были проверены на достоверность различий с помощью и-критерия Манна-Уитни. Было выявлено, что уровень позитивного мышления у кировских старшеклассников статистически достоверно превышает уровень позитивного мышления старшеклассников из московских школ.

Анализ данных позволил выделить три уровня выраженности отдельных показателей оптимизма у старшеклассников (низкий, средний и высокий) и рассчитать процентные соотношения этих уровней по каждой из шкал (табл. 2).

Наиболее ярко выраженным параметром позитивного мышления респондентов является «оптимизм в межличностных ситуациях». Наименее выраженными параметрами оказались «оптимизм в ситуациях успеха» и «оптимизм в ситуациях достижений». «Общий показатель оптимизма» имеет среднюю степень выраженности.

Второе направление анализа данных было нацелено на выявление наличия и характера взаимосвязей между показателями оптимизма и учебными достижениями старшеклассников.

В качестве показателя учебных достижений школьников, участвующих в исследовании, высчи-

Таблица 2

Шкалы Уровень выраженности показателей оптимизма, %

Низкий Средний Высокий

Общий показатель оптимизма 17,9 59,7 22,4

Параметр стабильности 14,9 68,7 16,4

Параметр глобальности 13,4 68,7 17,9

Параметр контроля 17,9 70,1 12,0

Оптимизм в ситуации успеха 20,9 61,2 17,9

Оптимизм в ситуации неудачи 17,9 64,2 17,9

Оптимизм в ситуациях достижения 20,9 62,7 16,4

Оптимизм в межличностных ситуациях 9,0 79,1 11,9

Таблица 3

Параметры оптимизма Успеваемость старшеклассников

Учащиеся кировских школ 2011г. (п = 67) Учащиеся московских школ

2006 г. (п = 92) 2007 г. (п = 224)

Параметр стабильности 0,41**

Параметр глобальности 0,28** 0,29** 0,23**

Параметр контроля 0,23**

Оптимизм в ситуациях успеха 0,32** 0,26**

Оптимизм в ситуациях неудачи 0,38**

Общий показатель оптимизма 0,41** 0,21* 0,16*

Оптимизм в ситуациях достижений 0,39** 0,25* 0,17*

Оптимизм в межличностных ситуациях 0,33**

Примечание . ** - р < 0,01, * - р < 0,05

Таблица 4

Параметры оптимизма Самоуважение

Параметр стабильности 0,329**

Параметр глобальности 0,363**

Общий показатель оптимизма 0,329**

Оптимизм в ситуациях успеха 0,321**

Оптимизм в ситуациях неудачи 0,272**

Оптимизм в ситуациях достижений 0,310**

Оптимизм в межличностных ситуациях 0,222*

Примечание . ** - р < 0,01, * - р < 0,05

тывался средний балл по трем основным школьным предметам за предыдущую четверть (русскому языку, литературе и математике).

С помощью корреляционного анализа были выявлены связи между различными показателями позитивного мышления и учебными достижениями учащихся. Представим данные корреляционного анализа в табличном виде в сопоставлении с данными, полученными на выборке московских старшеклассников в указанном выше исследовании (см. табл. 3).

Как видно из таблицы, успеваемость кировских старшеклассников коррелирует со всеми параметрами позитивного мышления. Все показатели оптимистического атрибутивного стиля обнаруживают прямые значимые связи с учебными достижениями учащихся. Сильные значимые связи обнаружены между успеваемостью и такими параметрами оптимистического стиля мышления, как «стабильность» и «общий показатель оптимизма». Можно сказать, что стабильность, то есть представления о постоянстве и неизменности причин успехов и неудач, а также общий показатель оптимизма значительно влияют на учебную успеваемость старшеклассников, и наоборот.

Представим результаты корреляционного анализа связи позитивного мышления и самоуважения старшеклассников (табл. 4).

Выявлено, что самой сильной связью является связь между самоуважением и параметром глобальности, то есть самоуважение зависит от того, воспринимаются ли успехи индивидом как охватывающие всю его жизнь или охватывающие лишь часть его жизни, а также какую часть жизни индивида затрагивают произошедшие в его жизни неудачи. И наоборот, чем более обширно охватывают успехи жизнь индивида и менее сильно затрагивают неудачи его жизнь, тем более характерно для индивида чувство собственного достоин-

ства и уважения своей личности. Наименее выраженной является связь между самоуважением школьников и их оптимизмом в межличностной сфере, базирующимся на осознании отношений с окружающими как благоприятных и контролируемых.

Таким образом, параметры позитивного мышления связаны с учебной успешностью старшеклассников и их самоуважением. Проведенное исследование подтверждает необходимость развития у школьников умения мыслить позитивно, гибко и конструктивно, интерпретируя любые, в том числе трудные, жизненные ситуации.

Примечания

1. Гордеева Т. О, Осин Е. Н. Позитивное мышление как фактор учебных достижений старшеклассников // Вопросы психологии. 2010. № 1. C. 24-33.

2. Перова Е. А, Ениколопов С. Н. Оптимизм как одна из составляющих субъективного благополучия // Вопросы психологии. 2009. № 1. C. 51-57.

3. Колмогорова Л. С., Лычева М. В. Позитивное мышление в свете отечественных и зарубежных исследований // Вестн. Барнаул. гос. пед. ун-та. Сер. «Психолого-пед. науки». Барнаул, 2006. № 6. С. 4-10.

4. Там же.

5. Бонивелл И. Ключи к благополучию: Что может позитивная психология. М.: Время, 2009.

6. Лычева М. В. Исследование особенностей позитивного мышления младших школьников // Мир науки, культуры, образования. 2008. № 5 (12). C. 166169.

7. Бонивелл И. Ключи к благополучию: Что может позитивная психология. М.: Время, 2009.

8. О. В. Ромах, М. В. Лапухина // URL: http:// www.analiculturolog.ru/ Загл. с экрана.

9. Гордеева Т. О., Осин Е. Н. Позитивное мышление как фактор учебных достижений старшеклассников // Вопросы психологии. 2010. № 1. C. 24-33.

10. Гордеева Т. О. Осин Е. Н, Шевяхова В. Ю. Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач: опросник СТОУН. М.: Смысл, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.