ПСИХОЛОГИЯ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2015. № 1. С. 6-14.
УДК 159.923
Л. И. Дементий, В. Е. Купченко
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ЛИЧНОСТНЫЕ РИСКИ И СОЦИАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ ШКОЛЬНОГО НАСИЛИЯ*
Агрессия и деструкция, к сожалению, стали приметой нашей эпохи. Противостояние этим негативным тенденциям возможно при условии понимания механизмов - социальных и личностных -возникновения и проявления насилия.
Описывается специфика проявления и мотивация насилия, выражаемая подростками в отношении сверстников в школе, а также реагирование «жертвы» и наблюдателей на факт совершаемого насилия. Результатом эмпирического исследования является выявление личностных особенностей подростков, проявляющих насилие в школе.
Ключевые слова: насилие в школе; последствия насилия; личностные риски; личностные особенности агрессоров.
L. I. Dementiy, V. E. Kupchenko
Omsk State University n. a. F. M. Dostoevsky
PERSONAL RISKS AND SOCIAL THREATS OF BULLYING*
The article describes the specifics of motivation and manifestations of violence exhibited by adolescents in relation to their peers in school, as well as the response of "victim" and observers to the fact perpetrated violence in school. The result of the empirical study is to identify personal characteristics such as anxiety, self-attitude, empathy, volitional control teenagers are violent in school.
Keywords: school violence; violence; personal risk; personal characteristics of aggressors.
ВВЕДЕНИЕ
Психологическая безопасность является важнейшей характеристикой среды, необходимой для гармоничного развития личности. Нарушение ощущения психологической безопасности и защищенности может быть связано с распространением насилия в обществе и многих его институтах - семье, школе и других образовательных учреждениях. Практически ежедневно в СМИ обсуждаются и анализируются события, связанные с насилием в мире, стране. Наиболее уязвимой в этом отношении группой являются дети, у которых в силу их возраста не сформировались способы противодействия и совладания с насилием. Между тем общество не может не осознавать разрушительности последствий
агрессии и насилия для ребенка, психика которого только формируется. Декларация прав ребенка 1959 г. провозгласила, что ребенок в виду его физической и умственной незрелости, уязвимости и зависимости от мира взрослых, от его решений и действий нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту.
Многие специалисты связывают ухудшение психического здоровья населения в современном обществе именно с ростом насилия в обществе, семье, образовательных учреждениях, в быту. Актуальной обозначенная проблема является и для Омска и Омской области. В Государственном докладе о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации за 2012 г. (подготовленном
* Работа проводилась при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 15-16-55011.
© Дементий Л. И., Купченко В. Е., 2015
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации) Омская область вошла в число 26 субъектов Российской Федерации, в которых зафиксирован наибольший рост преступлений в отношении несовершеннолетних в 2012 г. (1 936; +104,9 %).
Необходимо отдельно отметить, что в условиях развития информационной структуры России широкое распространение приобретают факты негативного влияния сети Интернет на психику несовершеннолетних и, как следствие, увеличивается количество случаев совершения преступлений различной направленности как самими несовершеннолетними, так и в отношении них. По данным Центра безопасного Интернета, в России активно пользуются сетью от 8 до 14 миллионов детей в возрасте до 14 лет, что составляет 18 % интернет-аудитории нашей страны. Столь же стремительно развивается рынок сотовой связи, всё более популярным становится мобильный Интернет. Распространение порнографии в сети - наиболее острая, но не единственная проблема, связанная с пользованием несовершеннолетними сетью. Угрозу представляют и экстремистские материалы, и иная опасная информация, которая вызывает значительные психологические проблемы, трудно поддающиеся лечению или коррекции.
Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиауслугах и электронных СМИ - требование международного права. Личность, не чувствующая психологической защищённости, не обладающая внутренним ресурсом сопротивляемости к негативным воздействиям, может «полностью потерять возможность для своего эффективного функционирования» [2, с. 20].
Жестокое обращение в любой форме его проявления влияет на все аспекты развития ребенка, накладывая отпечаток на физическое и умственное здоровье, на психику и взаимоотношения в обществе. По данным современных психологических исследований, пережитое насилие, как правило, не проходит бесследно, проявляясь в таких симптомах, как травматические стрессовые реакции, подозрительность и недоверие, депрессия и суицидальное поведение, низкая самооценка, поведенческие расстройства, нарушения познавательных функций, потеря интереса к школе [9].
К сожалению, не теряет своей актуальности изучение проблемы психологической безопасности образовательной среды. В качестве основного источника психологической травмы в результате взаимодействия участников образовательного процесса называется психологическое насилие [2]. В школе насилие может проявляться во взаимоотношениях ученик - ученик, ученик - учитель, учитель -родитель. В зарубежной психологии проблема насилия в школе, обозначаемая научным термином «буллинг», имеет более долгую и масштабную историю изучения по сравнению с российскими исследованиями. Основными инициаторами и разработчиками данной проблемы являются норвежские специалисты Д. Олвеус, А. Пикас и Е. Д. Роланд, в Великобритании в этом направлении успешно работают психотерапевты Д. Лейн и Э. Миллер, Д. П. Таттум, в американской школе изучения данной проблемы - психологи и психотерапевты А. М. Хорн, Б. Глейзер, Т. В. Сейджером и т. д.
В отечественной психологии проблемы школьного насилия активно исследуются И. С. Коном, Н. О. Зиновьевой, Н. Ф. Михайловой, М. М. Кравцовой, И. С. Бердышевым, М. Г. Нечаевой, В. Р. Петросянц, И. А. Баевой и др. По сравнению с зарубежной, в отечественной психологии данная проблематика разработана недостаточно.
Под школьным насилием понимается «вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам...» [4, с. 45]. В современной мировой науке наряду с понятием «школьное насилие» используется, как уже указывалось, термин «буллинг» («школьная травля»), наиболее точно отражающий ситуацию насилия в образовательной среде. Основными показателями буллинга в образовательной среде являются систематичность, длительность и осознанность со стороны обидчика (желание причинить боль, напугать или подвергнуть человека длительному напряжению), разнообразие форм его проявления. Подростковый возраст выступает периодом активного развития всех личностных факторов и социальных сфер: расширяется сфера самосознания, появляется чувство взрослости, формируется идентичность личности. Меняется ведущая деятельность, возрастает потребность в коллективе сверстников, их принятии и завоевании определенного
статуса в их среде. Чувствительность к оценке, повышенная эмоциональность, уязвимость подростка являются дополнительными факторами, увеличивающими вероятность высокой стрессогенности, специфики восприятия ситуации насилия и существенных ее последствий для личности подростка. С другой стороны, стремление стать взрослым, желание быть принятым сверстниками, крайняя самонадеянность, конфликтность наряду с широкой распространенностью сцен насилия в СМИ и Интернете способствуют всё большей популярности агрессивного поведения в подростковой среде. Жертвой жестокого обращения в детской среде потенциально может стать любой ребенок. Безусловно, важно выяснять, кто из детей в силу личностных особенностей рискует оказаться объектом насмешек, издевательств и других форм жестокого обращения. Не менее важным является выявление особенностей детей, непосредственно инициирующих и проявляющих школьное насилие. Проблемой нашего исследования является выявление личностных особенностей подростков-агрессоров, проявляющих насилие. Среди факторов осуществления школьного насилия выделяется отдельная категория личностных особенностей его участников. В результате анализа различных источников нами выделены личностные образования, играющие определенную роль в проявлении насилия, такие как самоотношение, волевая регуляция, эмпатия и тревожность.
Самоотношение личности как чувство, включающее переживания различного содержания (самоуверенность, самопринятие, самоуважение и т. п.), может направлять поведение человека, способствуя сохранению субъективного благополучия, либо стимулировать неадекватное поведение личности, желание самоутверждения за счет агрессии в отношении другого [8].
Важным фактором проявления насилия по отношению к ученикам может служить волевая саморегуляция, являясь «мерой овладения собственным поведением в различных ситуациях, то есть способностью сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями» [1, с. 100], так как, в частности, от ее сформированности зависит нормативность поведения школьников.
Период подросткового возраста является важным в формировании такого феномена, как эмпатия. Его цель - «проникновение» во
внутренний мир другого человека. Так, вследствие низкой выраженности эмпатии подросток более агрессивен, меньше ориентирован на моральные оценки и т. д. То есть кроме существования у человека образа себя немаловажно построение образа другого человека, а также определенное отношение к нему [9].
Тревожность, понимаемая как «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» [7, с. 3], может проявляться как в мобилизующей тревоге, повышать активность, даже агрессивность, так и в демобилизующей тревоге, проявляющейся в оцепенении, потере интереса, апатии и другом, то есть неоднозначно детерминировать феномен школьного насилия.
МЕТОД
Участники
Выборку исследования составили 144 подростка (80 мальчиков и 64 девочки) в возрасте 13-15 лет, обучающихся в 7-8 классах школ города Омска. Данный возраст является подростковым согласно периодизации возрастного развития Л. С. Выготского и
Д. Б. Эльконина.
Методы и процедура
1. Для выделения типов подростков, осуществляющих насилие в школе, а также изучения особенностей школьного насилия, мы разработали авторскую анкету «Изучение подростков, осуществляющих буллинг в школе». В качестве диагностических критериев ситуации школьного насилия выступили:
• факт осуществления насилия и его вид (физический, психологический);
• длительность и систематичность осуществления насилия;
• осознанный характер осуществления насилия (наличие причин и устойчивой мотивации к его осуществлению);
• осуществление насилия против психо-логически/физически более слабого ученика.
С целью исследования личностных особенностей подростков нами применялся методический инструментарий: методика многомерной оценки детской тревожности (МОДТ) Е. Е. Малковой [5], опросник «Исследование волевой саморегуляции (А. Г. Зверков,
Е. В. Эйдман) [3], методика «Исследование уровня эмпатийных тенденций» И. М. Юсупова [6]; опросник самоотношения (ОСО) (В. В. Столин, С. Р. Пантилеев) [8].
При статистической обработке эмпирических данных нами были использованы программы вычисления MS Excel, SPSS 14.0, методы первичной статистической обработки (средние значения, стандартное отклонение и т. д.), частотный анализ для качественного анализа анкеты, кластерный анализ К-сред-них для выделения типов подростков, ощущающих школьное насилие, непараметрический критерий различия для двух независимых выборок ^-критерий Манна - Уитни.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Распространенность и проявление насилия в школьной среде
Согласно результатам, полученным под нашим руководством И. Н. Ляшенко, по отношению к сверстникам подростками наиболее часто используются оскорбления, высмеивания, присвоение прозвищ (52,1 %), пинки, толчки, удары, подзатыльники (41,7 %) и намеренное игнорирование или отказ от общения (37,8 %). Таким образом, в подростковой среде чаще выражены психологические формы насилия, что согласуется с результатами исследований зарубежных авторов. Как известно, ведущей деятельностью подростков является общение. В подростковой группе могут постепенно складываются определенные нормы поведения, которые должны выполняться всеми ее членами, а нарушение или несоответствие им часто влечет за собой проявление по отношению к «нарушителю» различных форм психологического насилия: изоляцию, оскорбления, высмеивания, угрозы и т. д. Кроме того, возникающее у подростков стремление к самоутверждению, носящее чаще демонстративный, внешний характер, также в основном выражается в психологическом насилии, различные формы которого приобретают более «прицельный» и задевающий самооценку жертвы характер, а значит, становится более «эффективным» для самоутверждения перед сверстниками.
В проявлении подростками физического и психологического насилия мы видим следующие половые (гендерные) особенности: игнорирование и изоляция других подростков чаще демонстрируется девочками, что согласуется с мнением опытных исследователей буллинга [9], которые отмечают, что девочки охотнее пользуются косвенными формами агрессии: давлением, распространением слухов, исключением из круга общения и т. д.
Следует отдельно отметить особенность, заключающуюся в том, что намеренным распространением слухов занимаются чаще мальчики (13,8 %), чем девочки (7,8 %). Данный факт зарубежные авторы пытаются объяснить тенденциями современного общества, в котором мужчины становятся более чувствительными, и потому данный вид насилия все чаще встречается в мужской среде. Такие формы насилия, как порча, прятанье вещей, отбирание вещей, школьных принадлежностей, денег и так далее, а также угрозы в адрес другого ученика чаще проявляются мальчиками, привыкшими проявлять свою агрессию в более открытой форме, чем девочки.
Наиболее интенсивное (до нескольких раз в неделю, почти каждый день) проявление насилия в форме толчков, пинков, ударов, подзатыльников, оскорблений, высмеиваний осуществляется в основном мальчиками. Для девочек наиболее типичной формой проявления насилия является игнорирование.
Объектом насилия, как правило, становится один (25,7 % всей выборки) или два-три ученика (34,7 % всей выборки), что является особенностью буллинга. Это факт связан с тем, что агрессорами чаще всего «выбираются» более слабые и (или) отличающиеся от других дети, которых, как правило, не так много в классе.
Насилие чаще всего совершается по отношению к мальчикам (38,8 % всей выборки), что также можно объяснить особенностями нормативной культуры мальчиков и их стремлением к повышению своего авторитета среди сверстников.
Подростки проявляют насилие как в одиночку (25,7 % всей выборки), так и группой (26,4 % всей выборки), причем как в присутствии других, так и наедине «с жертвой» (39,6 % всей выборки). Это подтверждает данные о существовании разных типов агрессоров. Д. Олвеус выделяет участников школьного насилия, представленной в так называемом круге буллинга. Так, инициировать и проявлять насилие в одиночку могут ярко выраженные и (или) уверенные в себе агрессоры, а присоединяться и осуществлять буллинг в группе могут так называемые последователи или приспешники, которые в большей степени ориентируются на других или чувствуют себя увереннее, проявляя насилие в группе.
Наиболее распространенными причинами, по которым подростки совершают наси-
лие по отношению к сверстникам, являются, по их мнению, высокомерное поведение сверстника (40,3 % всей выборки) и то, что дети рассказывают учителю о других учениках (11,8 % всей выборки). Данную закономерность можно объяснить особенностями, а вернее противоречиями подросткового возраста, когда общение у подростков включает две противоречивых потребности: проявлять себя как уникальную личность, имеющую свой внутренний мир, и принадлежать к группе, которая проявляется конформностью подростков. Поэтому совершение подростками поступков, не соответствующих поведению большинства, противопоставление себя другим или неподчинение нормам, принятым в группе, может вызывать агрессию большинства или лидеров группы.
«Мотивами» осуществления насилия подростки называют восстановление справедливости (29,9 % подростков), неприязнь (24,3 % подростков) или месть (14,6 % подростков), то есть насилие для них является средством реализации определенных целей. При этом важно понимать, что подростки могут не осознавать истинные мотивы, давая социально желательные ответы на вопросы, связанные с мотивами осуществления насильственных действий. Одним из возможных истинных мотивов насилия может быть стремление проявить власть в подростковой группе. Кроме этого, подростки, не владеющие другими способами решения конфликтов, способны прибегать к насилию по отношению к более слабым сверстникам как к единственно возможному способу поддержания своего статуса в группе («отрицательный лидер», «борец за справедливость»). На вопросы, связанные с осознанием того, каковы эмоциональные последствия насилия для жертвы, более 27,6 % подростков отмечают такие сильные негативные эмоции, как страх, ненависть, ужас, беспомощность, гнев. Данный факт является одним из важных критериев буллинга, который свидетельствует о том, что дети осознают причиненные страдания другому, а также в определенной степени отражает меру жестокости совершаемых действий.
На вопрос о том, что предпринимала «жертва» после того, как по отношению к ней совершалось насилие, большинство подростков (31,25 % всей выборки) отметили, что «жертва» совершала ответные действия или делала вид, что ничего не произошло (22,9 %
всей выборки). Такие ответные действия «жертвы» подтверждают данные о существовании разных типов подростков, подвергающихся школьному насилию, а именно о «жертвах», пассивно воспринимающих агрессию в свой адрес, и «жертвах», предпринимающих какие-либо попытки справиться с агрессором.
Важным фактором, влияющим на поведение школьников, является особенность психологического климата в школьном коллективе. Как показывает наше исследование, 92,4 % школьников имеют в классе от двух и более друзей, что позитивно сказывается на их оценке взаимоотношений в классе, которые они характеризуют как дружеские, доброжелательные, сотруднические (80 %). Вместе с тем, около 40 % школьников указывают на наличие дискомфортных эмоциональных ситуаций. Незащищенными в классе себя чувствуют 2,7 % детей.
Заметим, что неудовлетворение потребности в безопасности может оказывать негативное влияние на личность подростка, повышая его тревожность, снижая уверенность и самооценку, искажая самоотношение, препятствуя формированию субъектных характеристик, которые активно формируются в период подросткового возраста.
Важным в контексте изучаемой проблемы является вопрос о восприятии насилия всеми участниками образовательного процесса и частоте его проявления как диагностического признака нарушенности безопасности образовательной среды.
Большинство подростков, проявляющих различные формы насилия в школе, отмечают, что учителя очень редко реагируют на это. Около 30 % школьников отмечают как наиболее распространенную форму пресечения насилия замечание или выговор, что является достаточно привычным наказанием для большинства из них, еще и малоэффективным. Подростки, проявлявшие физическое и психологическое (10 и 8 % соответственно) насилие по отношению к сверстникам, отмечали, что взрослые никак не реагировали или делали вид, что ничего не замечают.
Данные факты являются, с нашей точки зрения, тревожными. Отсутствие санкций в ситуации насилия создаёт благоприятные условия для проявления и распространения насилия, формирует толерантное отношение к насилию вообще. Можно предположить, что
в таких условиях агрессивные модели и паттерны поведения могут становиться нормой и закрепляться.
Исследование показывает, что психологическое насилие, которое наиболее распространенно среди школьников, значительно реже, чем физическое насилие, замечается учителями и часто не становится даже темой для обсуждения.
50 % подростков указывают на проявление насилия со стороны учителей, причем около 16,6 % подростков говорят, что часто подвергаются насилию. Предположим, что проявление учителями различных форм психологического или физического насилия по отношению к ученикам может негативно сказываться не только на ребенке, по отношению к которому проявляется насилие, но и на атмосфере класса в целом, задавая допустимую модель межличностного взаимодействия, что является достаточно интересной и в то же время требующей дополнительного изучения темой исследования.
Личностные типы подростков в ситуации насилия
По результатам кластерного анализа в ситуации школьного насилия выявлено четыре роли подростков: «типичные агрессоры», «эпизодические агрессоры», «свидетели»,
«жертвы». Все они имеют различия в восприятии и переживании ситуации насилия.
Для «типичных агрессоров» (22 %) характерно более интенсивное проявление насилия по отношению к сверстникам, низкий уровень переживания насилия по отношению к себе, осознанность совершаемых актов насилия, проявляемых из-за мести, неприязни или же стремления к справедливости. Подростки, относящиеся к типу «эпизодические агрессоры» (29,9 %), по параметрам насилия в школе имеют сходные результаты с типом «явные агрессоры», однако отличаются меньшей интенсивностью проявляемого насилия. Тип «жертвы» (24,3 %) чаще остальных переживает насилие со стороны сверстников, при этом крайне редко сам совершает насилие по отношению к сверстникам. Тип «свидетели буллинга» (23,6 %) составили школьники, которые сами не проявляют насилие и не подвергаются насилию со стороны сверстников.
Социально-психологический анализ причин, мотивов, форм, видов и частоты школьного насилия, безусловно, интересен и позво-
ляет в целом представить ситуацию в образовательном учреждении с точки зрения оценки опасности / безопасности образовательной среды. Однако, как уже отмечалось выше, необходимо изучение психологических «корней» насилия. Мы сравнили личностные особенности подростков разных типов.
Проанализировав средние значения по всем шкалам методики многомерной оценки детской тревожности (МОДТ) Е. Е. Малковой (Ромицыной) у групп агрессоров и других подростков, мы не смогли выделить каких-либо особенностей тревожности, так как значения по всем шкалам находятся на среднем уровне. При этом, обратив внимание на частые высокие стандартные отклонения, мы определили выраженность разных уровней тревожности (табл.1).
Из таблицы 1 следует, что у агрессоров в меньшей степени выражены тревожные опасения, оказывающие непосредственное влияние на развитие у подростка потребности в успехе, достижении высокого результата и так далее, в то время как у 23 % подростков, являющихся жертвами насилия со стороны сверстника, данный параметр тревожности находится на высоком или крайне завышенном уровне.
Кроме этого, стоит отметить, что у подростков группы «Явные агрессоры» в меньшей степени проявлены тревожные переживания, обусловленные проблемными взаимоотношениями с другими подростками. Предположительно, это можно объяснить тем, что подростки, проявляющие явную агрессию к сверстнику, обладают определенной силой и властью над другими учениками, не испытывают тревожных переживаний по поводу проблемных взаимоотношений со сверстниками, так как сами инициируют данные взаимоотношения.
Относительно других особенностей тревожности можно отметить, что агрессоры испытывают меньше тревожных переживаний в ситуациях, связанных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим. Данная особенность может означать эмоциональную устойчивость агрессоров к оценке со стороны сверстников.
Особенности волевой саморегуляции подростков могут быть охарактеризованы через значения общей шкалы «Волевой самоконтроль» и двух субшкал - «Настойчивости» и «Самообладания» (табл. 2).
Таблица 1
Соотношение групп подростков по выраженности уровней тревожности
Кластеры Шкалы «Явные агрессоры» (%) «Эпизодические агрессоры» (%) «Жертвы» (%) «Свидетели буллинга» (%)
Крайне высокий Высокий Средний Низкий Крайне высокий Высокий Средний Низкий Крайне высокий Высокий Средний Низкий Крайне высокий Высокий Средний Низкий
ОТ 13 22 50 16 2 30 42 26 6 23 69 3 15 15 35 35
ТС 0 3 75 22 0 9 86 5 6 14 69 11 0 18 59 24
ТО 3 9 72 16 2 12 74 12 3 11 83 3 0 6 88 6
ТУ 3 6 75 16 2 9 70 19 3 9 74 14 3 9 74 15
ТР 3 6 75 16 2 23 58 16 9 14 57 20 3 6 65 27
ТуО 0 13 72 16 2 12 77 9 6 17 74 3 6 6 77 12
ТпС 3 16 66 16 2 14 61 23 9 20 66 6 3 21 71 6
ТпЗ 3 16 66 16 2 19 70 9 0 11 80 9 3 21 71 6
СПА 6 22 59 13 7 21 67 5 3 29 60 9 3 15 59 24
ВР 6 28 56 9 5 21 56 19 9 29 49 14 6 15 47 32
Примечание: ОТ - «общая тревожность»; ТС - «тревога в отношениях со сверстниками»; ТО - «тревога, связанная с оценкой окружающих»; ТУ - «тревога в отношениях с учителями»; ТР - «тревога в отношениях с родителями»; ТуО - «тревога, связанная с успешностью в обучении»; ТпС - «тревога, возникающая в ситуациях самовыражения»; ТпЗ - «тревога, возникающая в ситуациях проверки знаний»; СПА - «снижение психической активности, обусловленное тревогой»; ВР - «повышенная вегетативная реактивность, обусловленная тревогой».
Таблица 2
Особенности волевого самоконтроля подростков в ситуации школьного насилия
Кластеры Шкалы «Явные агрессоры» (%>) «Эпизодические агрессоры» (%) «Жертвы» (%) «Отрицающие насилие и (или) свидетели буллинга» (%)
Волевой самоконтроль М 11,3* 12,7 12 14 2**
б 3,5 4,3 3,4 3,5
Самообладание М 6,5 6,7 6,8 6,9
б 2 2,2 2 2
Настойчивость М 6,9* 8,5 8,1 10**
б 2,6 3,1 2,7 2,7
Примечание: в таблице указан уровень выраженности признака, где * - низкий уровень признака; ** - высокий уровень признака; М - средние значения; 5 - стандартное отклонение.
свидетели буллинга»
Типы подростков
□ Общий уровень эмпатии
Особенности общего уровня эмпатии в выделенных группах подростков
Согласно полученным результатам (табл. 2), для типа «явные агрессоры» более характерен низкий уровень волевого самоконтроля и настойчивости. Можно сказать, что проявление буллинга является свидетельством эмоциональной незрелости, более высокой импульсивности. Опишем выявленные особенности эмпатии у подростков (рис.).
Более низкий уровень эмпатии характерен в большей степени агрессорам. В группе «явные агрессоры» больше всего подростков, у которых выражены низкий (19 % подростков) и крайне низкий (13 % подростков) уровни эмпатии к животным, детям, героям художественных произведений. Подростки, эпизодически проявляющие агрессию, менее эмпатичны по отношению к родителям и незнакомым людям.
Проанализировав средние значения и стандартные отклонения выбранных шкал самоотношения во всех четырех группах, нами были выявлены следующие особенности (табл. 3).
В группе «эпизодические агрессоры» глобальное самоотношение, как внутренне недифференцированное чувство «за» и «против» самого себя наиболее ярко выражено по сравнению с другими группами подростков. Кроме того, у подростков данной группы также более выражено чувство самоуважения.
Это, возможно, объясняется тем, что такие подростки реже сталкиваются во взаимоотношениях со сверстниками с проблемами, которые в период подросткового возраста играют важную роль в формировании адекватного образа себя. Подростки типа «эпизодические агрессоры» в полной мере не вовлечены в процесс школьного насилия, как, например «жертвы», и не подвергаются насилию со стороны более агрессивных подростков, вполне способны постоять за себя, если возникнет какая-нибудь конфликтная ситуация. Следовательно, они в меньшей степени испытывают напряжение, незащищенность или бессилие, как это нередко ощущают сторонние свидетели происходящего. Низкая уверенность в себе выявлена у подростков, регулярно проявляющих агрессию по отношению к сверстнику, и свидетелей буллинга. Полученные данные отражают проявление различного поведения подростков, имеющих заниженную самооценку: одни в ситуации насилия выбирают пассивную позицию стороннего наблюдателя, другие сами инициируют агрессию. Выбор различных тактик поведения, возможно, определяется, как мы выявили ранее, сниженной тревожностью, проблемными взаимоотношениями с другими подростками, неразвитым самоконтролем и эмпатией.
Таблица 3
Особенности самоотношения подростков в ситуации насилия
Кластеры «Явные «Эпизодические «Жертвы» «Отрицающие насилие и(или)
Шкалы '----- агрессоры» (%) агрессоры» (%) (%) свидетели буллинга» (%>)
S (глобальное М 71,55 76,64** 68,59 67,11
самоотношение) б 15,82 20,96 24,77 18,64
I (самоуважение) М 54,12 66,35 51,19 50,4
б 25,01 27,31 26,01 24,86
II (аутосимпатия) М 60,54 66,03 61,29 64,03
б 19,02 23,53 23,01 23,6
III (ожидание положитель- М 31,87 40,46 38,24 32,24
ного отношения от других) б 18,93 21,48 27,27 22,52
IV (самоинтерес) М 51,07 61,32 58,72 55,21
б 30,63 29,5 30,85 32,56
1 (самоуверенность) М 49,6* 56,72 58,04 48,51*
б 23,47 24,02 25,27 21,72
3 (самопринятие) М 55,99 65,2 52,65 56,44
б 22,01 28,59 28,96 26,07
5 (самообвинение) М 48,4* 40,65* 52,08 47,59*
б 28,66 28,13 31,7 26,38
Примечание: М - средние значения; 5 - стандартное отклонение; * - признак не выражен; ** - признак ярко выражен.
Таким образом, характерными личностными особенностями подростков-агрессоров являются более низкий уровень тревоги, связанной с успешностью в обучении (U = 359 при p < 0,01); тревоги, возникающей в ситуации самовыражения (U = 527 при p < 0,05); менее выраженный самоконтроль (U = 222,5, при p < 0,001); более низкий уровень эмпатии (U = 345,5 при p < 0,01). Для ситуации межличностного взаимодействия подростков в школе более неблагоприятным типом являются подростки, явно и систематически проявляющие агрессию к сверстнику. Демонстрация насилия по отношению к сверстникам взаимосвязана с неуверенностью в себе, неразвитой способностью понять состояние другого человека, сопереживать ему, импульсивностью и несформированным самоконтролем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барабанщикова Т. А., Рыжкова А. Н. Психологические методики изучения личности : практикум / под ред. А. Ф. Ануфриева. -
М. : Ось-89, 2007. - С. 100-106.
2. Баева И. А., Волкова Е. Н., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды : учебное пособие / под ред. И. А. Баевой. - М. : Экон-Информ, 2009. -248 с.
3. Зверков А. Г., Эйдман Е. В. Исследование волевой саморегуляции. Психологические
методики изучения личности : практикум. -М. : Ось-89, 2007. - С. 100-106.
4. Зиновьева Н. О., Михайлова Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. - СПб. : Речь, 2003. -248 с.
5. Психодиагностическая методика для много-
мерной оценки детской тревожности : пособие для врачей и психологов / автор-сост. Е. Е. Малкова (Ромицына) ; науч. ред.
Л. И. Вассерман. - СПб.: Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, 2007. - С. 35.
6. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога : учеб. пособие : в 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1999. - Кн. 2 : Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. - С. 47-51.
7. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с.
8. Столин В. В., Пантилеев С. Р. Опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике : психодиагностические материалы. -М., 1988. - С. 123-130.
9. Фурманов И. А. Психологические последствия насилия над детьми // Избранные научные труды Белорусского государственного университета : в 7 т. - Т. 1 : Педагогика. Психология. Социология. Философия. -Мн. : БГУ, 2001. - С. 183-190.