Научная статья на тему 'Динамика престижа педагогической профессии в России и мире: экономический аспект'

Динамика престижа педагогической профессии в России и мире: экономический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1295
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТАТУС ПЕДАГОГА / ПРЕСТИЖ / УЧИТЕЛЬ / ПЕДАГОГ / ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / TEACHER''S SOCIOECONOMIC STATUS / PRESTIGE / TEACHER / PEDAGOGUE / EDUCATION / SCHOOL / EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимова Галина Зиновьевна

Учительство является социально-профессиональной группой, имеющей приоритетное социально-экономическое значение в любом обществе. Особенную актуальность изучение социально-экономического положения учителя приобретает в условиях экономического кризиса. Особый научный интерес представляют молодые учителя они обладают значимым интеллектуальным потенциалом и экономические условия, оказывающие влияние на их закрепление в профессии оказывают пролонгированное влияние на экономику региона и страны в целом на краткосрочную либо долгосрочную перспективу. В исследовании представлены данные официальной международной статистики в отношении распределения работников сферы образования по полу. На основании результатов эмпирического исследования, проведенного коллективом Тюменского государственного университета в 2015 году, проведен анализ эффективности различных аспектов и факторов закрепления учителя в профессии. Благодаря полученной информации возможно аргументированно корректировать образовательную политику в странах в случае выявления конкретных проблем. Отмечается, что в последние несколько лет в России произошел существенный перелом в наборе на педагогические специальности. Растет конкурс на педагогические специальности в учреждениях высшего профессионального образования, среди студентов повышается доля мужчин. В статье представлены данные об общих объемах контрольных цифр приема граждан по специальностям направлениям подготовки высшего образования (44.00.00 Образование и педагогические науки) для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Результаты представленного материала расширяют представления о динамике престижа педагогической профессии в России и мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prestige dynamics of the teaching profession within Russia and without: an economic aspect

The teaching is a socially-professional group with a high-priority socioeconomic significance in any society. Study of the teacher's socioeconomic status gains a special relevance as economic crisis bites. The young teachers are of the utmost scientific interest, because they have a high intellectual potential, and the economic conditions exerting influence on their strengthening in profession have a prolonged effect on the economy of region and country as a whole for the shortor long-term. The study presents the data of the official international statistics in the context of sex distribution of educators. On the basis of the results of empirical study that was conducted by the Tyumen State University' staff in 2015 the effectiveness analysis of the various aspects and factors was performed for strengthening of teacher in his profession. Thanks to the received information it is possible to correct an educational policy reasonably in the countries in case of identification of specific problems. It is stated that in the last few years in Russia the significant turning point took place during intake of students by the pedagogical specialties. In the state higher education institutions there is a growing competition by the pedagogical specialties, and the proportion of men is rising among students. The article presents information on the total volumes of control figures when admitting citizens by specialties in the line of the higher education program track (44.00.00 Education and Pedagogical Sciences) for training by the educational programs of baccalaureate, specialist' degree or magistracy having the state accreditation at the expense of the federal budget appropriations. The results of the presented material expand understanding on the dynamics of the teaching profession prestige within Russia and without.

Текст научной работы на тему «Динамика престижа педагогической профессии в России и мире: экономический аспект»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №6 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-6 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/112EVN615.pdf DOI: 10.15862/112EVN615 (http://dx.doi.org/10.15862/112EVN615)

УДК 331.1

Ефимова Галина Зиновьевна

ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»

Россия, Тюмень1

Доцент кафедры «Общей и экономической социологии»

Кандидат социологических наук РИНЦ: http://elibrary.ru/author items.asp?authorid=571660

E-mail: EfimovaGZ@gmail.com

Динамика престижа педагогической профессии в России и мире: экономический аспект

1 625003, Россия, Тюменская область, Тюмень, ул. Семакова, 10

Аннотация. Учительство - является социально-профессиональной группой, имеющей приоритетное социально-экономическое значение в любом обществе. Особенную актуальность изучение социально-экономического положения учителя приобретает в условиях экономического кризиса. Особый научный интерес представляют молодые учителя - они обладают значимым интеллектуальным потенциалом и экономические условия, оказывающие влияние на их закрепление в профессии оказывают пролонгированное влияние на экономику региона и страны в целом на краткосрочную либо долгосрочную перспективу.

В исследовании представлены данные официальной международной статистики в отношении распределения работников сферы образования по полу. На основании результатов эмпирического исследования, проведенного коллективом Тюменского государственного университета в 2015 году, проведен анализ эффективности различных аспектов и факторов закрепления учителя в профессии.

Благодаря полученной информации возможно аргументированно корректировать образовательную политику в странах в случае выявления конкретных проблем.

Отмечается, что в последние несколько лет в России произошел существенный перелом в наборе на педагогические специальности. Растет конкурс на педагогические специальности в учреждениях высшего профессионального образования, среди студентов повышается доля мужчин. В статье представлены данные об общих объемах контрольных цифр приема граждан по специальностям направлениям подготовки высшего образования (44.00.00 Образование и педагогические науки) для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Результаты представленного материала расширяют представления о динамике престижа педагогической профессии в России и мире.

Ключевые слова: социально-экономический статус педагога; престиж; учитель; педагог; образование; школа; образовательное учреждение.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках проекта "Формирование практикоориентированной исследовательской деятельности педагога в многоуровневом университетском образовании" (№ 14-18-02520).

Ссылка для цитирования этой статьи:

Ефимова Г.З. Динамика престижа педагогической профессии в России и мире: экономический аспект // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №6 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/112EVN615.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/112EVN615

Статья опубликована 25.11.2015.

Учитель - представитель интеллигенции, играющий важную роль в функционировании общества через воспитание, образование и социализацию подрастающего поколения, передачу ему знаний, традиций и ценностей.

По данным официальной статистики, число государственных и муниципальных общеобразовательных организаций в России, по данным на начало 2000/2001 учебного года составляло 68,1 тыс., а к 2014/15 учебном году произошло сокращение до 44,1 тыс. В Российской Федерации на начало 2014/15 учебного года работали 1501 гимназия (1208,6 тыс. обучающихся), 1125 лицеев (833,5 тыс. обучающихся). Численность обучающихся в общеобразовательных организациях страны снизилась за указанный промежуток с 20493 тыс. человек до 14299 тыс. человек. Численность учителей уменьшилась с 1,751 миллиона до 1,052 миллиона человек2. Соответственно, несмотря на общее снижение количества обучающихся и педагогического корпуса, возрастает нагрузка: если в 2000/2001 учебном году на одного учителя приходилось 12 учеников, то в 2014/12015 учебном году - 14 человек.

Общеизвестно, что престиж профессии учителя в нашей стране долгое время был крайне низок [2], [3], [4], [5], [8]. Однако, в последние годы уважение россиян к педагогической профессии неуклонно возрастает. В общественном сознании наряду с ростом престижа и уровня дохода учителя, формируется устойчивая идентификация данной профессии со стабильностью и привлекательностью; также профессия весьма творческая и дает возможность самореализации личности педагога.

Так, по результатам опроса Фонда общественного мнения, при ответе на вопрос «Как вы думаете, сейчас профессия школьного учителя пользуется или не пользуется уважением?»: вариант ответа «не пользуется» в 2001 году выбрали 63% россиян, в 2006 -55%, в 2012 - 47%, в 2014 году - 37%. В 2014 году впервые количество респондентов, уверенных в высоком престиже профессии учителя составило 54%, превысив количество тех, кто придерживался противоположной точки зрения.

Среди приоритетных качеств хорошего учителя 32% респондентов назвали: «образованность, профессионализм, хорошее знание предмета» (быть хорошо подготовленным к работе в школе; быть эрудированным, обладать высоким профессионализмом, грамотно выполнять свою работу, знание своего предмета), 18% «любовь к детям» и 17% - «терпение, сдержанность, спокойствие»3.

Если в 2008 году при ответе на вопрос «Как вам кажется, сегодня российские учителя оказывают или не оказывают влияние на взгляды школьников? И если оказывают, то значительное или незначительное?» лишь немногим более четверти опрошенных выбрали вариант ответа «значительное» (27%), то к 2014 году их доля возросла до 45%. Доля респондентов, считающих что «не оказывает влияния» сократилась с 2008 по 2014 год в 2,6 раза (с 18% до 7%). Три четверти (77%) родителей школьников опрошенных Фондом общественное мнение уверены, что помимо преподавания учителя должны формировать мировоззрение своих учеников4.

Представленные результаты наглядно свидетельствуют о неуклонном росте престижа профессии учителя и признании в обществе его социальной значимости. Представим далее

2 Основные показатели образования в Российской Федерации //

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/education/#.

3 Учитель: престиж профессии и необходимые качества // http://fom.rU/Nauka-i-obrazovanie/11773 (дата обращения 20.09.2015).

4 Родители школьников об образовании и роли учителя // http://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/12243 (дата обращения 20.09.2015).

данные международного исследования, для оценки ситуации в российском общем образовании более объективно.

В рамках Международного исследования по вопросам преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey, TALIS) в 2014 году Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) проведена независимая внешняя оценка качества российского общего образования через сравнение отечественных учителей с коллегами из 37 стран и выявлены их сильные и слабые стороны. Благодаря этой информации появляется возможность "не вслепую" корректировать образовательную политику в странах в случае выявления конкретных проблем. В России в зону внимания исследователей попали 4076 учителей и 198 директоров в общеобразовательных учреждениях 14 регионов страны. Эксперты TALIS анализируют данные о педагогах и директорах школ по таким показателям, как подготовка и профессиональное развитие, оценка качества работы, руководство учебным заведением, установки и приемы преподавания, удовлетворенность своим трудом и уверенность в собственных профессиональных способностях5.

Среди позитивных тенденций, выявленных в результате данного исследования, отмечается стремление российских учителей к профессиональному развитию и признание ими значимости внешней оценки своей работы как фактора, влияющего на уровень оплаты труда. То есть, "наши учителя повышают квалификацию чаще и по большому спектру направлений" [1]. Также об этом свидетельствуют результаты исследований Института социологии образования РАО (академик РАО В.С. Собкин) [7]. Работа учителей в России более специализирована - три четверти от их общего числа ведут только один предмет (в среднем по миру 50%), что свидетельствует о высокой концентрации профессионального потенциала.

Негативный показатель, выявленный при анализе - высокий уровень трудовой нагрузки. В странах ОЭСР средняя нагрузка школьного учителя составляет 39 часов в неделю, а в России - 46. Около 88% российских педагогов работают на полную ставку. Еще больше часов работают только учителя в школах стран Азии. Также критическим моментом в работе учителя является чрезмерный объем административной работы, в том числе на "бумажную" работу, в виде заполнения различных отчетных документов. На проверку работ учеников наши преподаватели тратят примерно столько же времени, сколько их коллеги в странах ОЭСР - в среднем 5 часов в неделю [1]. На индивидуальное планирование и подготовку к уроку - 11 часов (в странах ОЭСР - 7), а на общую административную работу - 4 часа (в странах ОЭСР - 3 часа).

В России в течение достаточно долгого времени молодежь, после окончания педагогических институтов не стремилась устраиваться на работу в школу. В основном это происходило по причине недостаточной заработной платы и заниженного социального статуса учителя. Сегодня, благодаря более высокому финансированию оплаты труда учителей общеобразовательных школ, средняя заработная плата педагога в стране находится на уровне со среднерыночной в экономике. Учителя имеют возможность воспользоваться различными социальными льготами, что также обеспечивает приток молодых кадров в профессию.

Сегодня в кадровом составе педагогического корпуса общеобразовательных учреждений увеличился процент молодых учителей (младше 30 лет) - с 11% в 2008 году до 13% в 2014 году. Таким образом, доля молодежи среди учителей идентична мировому уровню. По данным ректора ВШЭ Я.И. Кузьминова, сегодня число учителей младше 25 лет

5 TALIS - The OECD Teaching and Learning International Survey // http://www.oecd.org/edu/school/talis.htm (дата обращения 20.09.2015).

составляет около 5%, что более чем вдвое превышает средний показатель по миру (2%). Как отметил Я.И. Кузьминов, молодые педагоги (примерно 60%) оценивают престиж своей профессии выше, чем старшие коллеги, среди которых востребованной и уважаемой в обществе свою работу считают только 40%. По данным исследования TALIS почти половина (45%) учителей старше 60 лет (в РФ их 40% против 32% в среднем по странам ОЭСР) верят в престижность своего труда [1].

Изменения государственной политики в сфере общего образования отозвались ростом престижа профессии, Позитивные имения также находят отражение в более "сильных'' абитуриентах (по среднему баллу ЕГЭ), поступающих в педагогические вузы, конкурентоспособных и мотивированных именно на работу в общеобразовательных учреждениях выпускниках педагогических университетов, снижению среднего возраста российского учителя, росте качества базового образования и иным позитивным тенденциям. Современное общество предъявляет к системе высшего (в том числе педагогического) образования строгие требования: подготовка квалифицированных и конкурентоспособных специалистов, ориентированных на профессиональное самосовершенствование и личностный рост.

Важную роль в установлении нормативов педагогической профессии играет профессиональный стандарт педагога [10]. Он утверждается Министерством труда и социального развития Российской Федерации и распространяется на педагогическую деятельность воспитателей и учителей в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании. Современный профессиональный стандарт подготовлен рабочей комиссией под руководством академика Российской академии образования Е.А. Ямбурга при участии ведущих представителей экспертного сообщества6. Профессиональный стандарт учителя - ответ на вызовы времени, нижняя планка для профессионала, которую необходимо перевыполнить и еще один шаг на пути повышения престижа профессии учителя и работы, которую он выполняет.

Вместе с тем, по данным Ректора национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Я.И. Кузьминова, "введение эффективного контракта и повышение заработной платы вывели школьных преподавателей на уровень среднего класса" [1].

Как результат синтеза повышения престижа учительского труда, карьерных перспектив и роста заработной платы видна еще одна позитивная теденция: рост количества мужчин среди педагогического коллектива. Пока это проявляется не так явно, но начало тенденции есть. По результатам международного исследования, феминизация учительства -общемировая тенденция. Однако, в России она проявляется более гипертрофированно: 85% женщин-учителей против 68% в среднем по странам ОСЭР. Об этом также свидетельствует стереотипный социальный портрет современного учителя, основанный на результатах исследования, проведенного в 2014 году Е.А. Соколовой выглядит следующим образом: это женщина (95% респондентов) в возрасте 35-45 лет (60% респондентов). Как правило, школьный педагог состоит в браке (95%) и воспитывает одного ребенка (75% респондентов), довольствуется средним (65% респондентов) или ниже среднего (35% респондентов) уровнем жизни [8, 182].

6 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)". Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. №544н //

http://www.ug.ru/uploads/files/new_standards/6/Профессиональный%20стандарт%20Педагог.doc.

Далее обратим внимание на результаты эмпирического исследования, проведенного коллективом Тюменского государственного университета, которые не расходятся с общероссийскими и общемировыми тенденциями и отражают некоторые иные аспекты престижа учительской профессии7. Результаты отражены в коллективной монографии [9].

Обратим внимание на оценки молодых педагогов юга Тюменской области: в среднем они более позитивно, по сравнению со своими старшими коллегами оценивают динамику престижа своей профессии. При ответе на вопрос "Как за последние пять лет изменился престиж профессии учителя" каждый шестой респондент в возрасте моложе 30 лет (17%) отметил его понижение, а 19% затруднились дать ответ. Респонденты прочих возрастных категорий настроены значительно более категорично: о понижении престижа профессии заявили 37% и 9% затруднились с ответом. Отметим, что чем старше учитель, тем чаще он отмечал понижение престижа профессии (43% в возрасте старше 65 лет). О повышении престижа учительской профессии говорят 35% молодых педагогов и 31% респондентов прочих возрастных категорий.

Очевидно, что учителям, имеющим внушительный педагогический стаж, есть с чем сравнивать современное положение дел в сфере образования и значимости социальной роли учителя. Начинающие педагоги пока не имеют такой возможности и оценивают собственные ощущения на время проведения опроса.

Престиж профессии напрямую определяет место учителя в социальной иерархии. Молодые учителя в среднем выше оценивают удовлетворенность своим общественным положением. Вариант ответа "удовлетворен" выбрали 50% молодых учителей и лишь 38% респондентов прочих возрастных категорий; "скорее удовлетворен" - 40% и 43%, соответственно.

Когда учителя рассказывают своим знакомым о том, в какой школе они работают (речь не идет о занимаемой ими должности), то большинство респондентов чувствуют удовлетворение (46%), а каждый третий - гордость (30%), безразличие чувствуют 15% учителей, а 3% вообще не любит упоминать об этом при беседе. Затруднились с ответом 6% опрошенных.

Каков же авторитет современного учителя по мнению их самих? Половина опрошенных молодых педагогов отмечают свое влияние на школьников как достаточно сильное: "учитель является одним из авторитетов для учеников" (47%), аналогичного мнения придерживаются 41% учителей прочих возрастов. В тоже время немногим более трети молодых педагогов ощущают низкий авторитет своей профессии: "ученики воспринимают авторитет учителя как нечто необязательное" (38%, против 45%). Чем старше учитель, тем ниже его авторитет у школьников (по самооценке респондентов). Считаем, что данный разброс в оценках логичен и объясняется минимальным возрастным диапазоном, отделяющим молодых учителей от школьников (особенно старшеклассников). Молодого учителя школьники воспринимают более позитивно, как способного понять их и, в то же время, обладающего серьезными знаниями и ценным опытом.

7 В период с января по июнь 2015 года коллективом социологической лаборатории при кафедре общей и экономической социологии Тюменского государственного университета проведено социологическое исследование по изучению качества жизни учителей Тюменской области (без автономных округов). Руководитель НИР: Академик РАО, доктор философских наук, профессор Шафранов-Куцев Г.Ф. Генеральная совокупность учителей Тюменской области на конец 2014 года составила 9071 человек (по данным Департамента образования и науки Тюменской области). Выборочная совокупность составила 910 респондентов: учителя Абатского, Вагайского, Исет-ского, Казанского, Ялуторовского, Ярковского районов, городов Тюмени, Тобольска и Ишима. Стандартная ошибка выборки составила 3% (по формуле В.И. Паниотто), что обеспечивает высокую достоверность полученных данных.

Вместе с тем, наглядным критерием престижа педагогической профессии служит готовность перейти на другую работу (если представится такая возможность) и желание продолжать педагогическую династию, чтобы дети и внуки так же были учителями.

О переходе на другую работу задумывался каждый четвертый респондент (24%), а вовсе не думал об этом - каждый третий учитель (35%). Категорически отвергают возможность перехода на другую работу 41% педагогов, участвовавших в исследовании. Отмечается четкая тенденция - чем дольше респондент работает в педагогике, тем ниже его стремление перейти на другую работу при первой возможности. Так, среди начинающих педагогов (в возрасте до 30 лет) перейти на другую работу желает каждый третий респондент (35%), а из числа опытных педагогов (старше 60 лет) аналогичного мнения придерживаются лишь 12% респондентов. Категорически отрицают возможность смены работы 20% молодых учителей, 40% учителей в возрасте 40-49 лет и 69% педагогов старше 60 лет.

Итак, наиболее интенсивная ротация кадров в учительской среде приходится именно на молодежь. Для тех, кто не исключает вероятность перехода на другую работу, определяющими факторами выбора нового места работы является: высокая заработная плата (57%) и благоприятные условия работы (30%). Гораздо менее популярны следующие критерии выбора новой работы: теплые отношения в коллективе (4%), возможности проявить свои способности (7%) и лучшие взаимоотношения с руководителем (2%).

Для оценки еще одной «грани» социального престижа профессии учителя респондентам предложено оценить является ли школа хорошим / не лучшим / плохим местом работы для молодежи / лиц зрелого возраста / ваших детей. Интересно различие в ответах учителей при описании школы как места работы. Они считают, что трудоустройство в школу на должность учителя наиболее благоприятно для молодежи (68%), чем для лиц зрелого возраста (46%). Но учителя не желают продолжения династии! Для своих детей лишь десятая часть респондентов желает трудоустроиться в школу (9%). На основании этих оценок учителя легко заподозрить в необъективности при оценке школы как хорошего места для работы молодежи. Почему же в таком случае, учитель не хочет, чтобы его дети продолжили педагогическую династию?! Ошибаются ли они, желая детям «лучшей доли», чем профессия учителя?

Обратимся к официальным данным, какой же в действительности профессиональный выбор делает молодежь. По итогам вступительной кампании 2015 года, наряду с традиционно популярными профессиями экономистов и юристов, большой конкурс состоялся на педагогические специальности. Наиболее показательным в росте престижа и востребованности педагогов в российском обществе является увеличение количества бюджетных мест в вузах, которое можно трактовать как государственный и социальный заказ на учителей. Вспомним, что ещё несколькими годами ранее (в 2009 году) по итогам приемной кампании правительственное издание «Российская газета» сообщала, что свыше двух тысяч бюджетных мест в педагогических вузах остались свободными [4]. В то время учительская профессия не была столь привлекательна для абитуриентов.

В 2015 году Министерство образования и науки России сохранило количество бюджетных мест в вузах на уровне прошлого года, увеличив квоту для работников образования, медиков, инженеров, работников образования и по программам магистратуры (см. Табл. 1). В 2013 году в соответствии с решением коллегии министерства увеличено количество мест по программам магистратуры (на 20%) по сравнению с 2012 годом. Также

квота увеличена для поступающих на специальности, связанные с образованием и педагогикой (на 6,11%)8.

Как отметил в своем выступлении В.В. Путин, в 2012 году «произошел существенный перелом в наборе на педагогические специальности. Увеличилось число талантливых, хорошо успевающих абитуриентов, которые пришли в педагогические вузы» [6]. Растет конкурс на педагогические специальности в учреждениях высшего профессионального образования, среди студентов повышается доля мужчин.

Таблица 1

Общие объемы контрольных цифр приема граждан по специальностям направлениям подготовки высшего образования (44.00.00 Образование и педагогические науки) для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры за счет бюджетных ассигнований

федерального бюджета

Бакалавриат Специалитет Магистратура Аспиран тура Итого

всего очное всего очное всего очное

2014/2015 учебный год9 47860 32004 284 266 7590 6241 - 94245

2015/2016 учебный год10 43745 29237 284 266 25038 13876 - 112446

2016/2017 учебный год11 43754 26473 319 270 37807 16651 586 125860

Сложно спрогнозировать процент выпускников педагогических специальностей, которые пойдут работать в сферу образования после окончания обучения. Значительно большую уверенность в трудоустройстве в школы дает целевой прием. Тем не менее, опираясь на приведенные выше данные международных, общероссийских и региональных исследований, можно предположить с высокой долей вероятности, что количество выпускников педагогических вузов трудоустроившихся в городские и сельские общеобразовательные учреждения будет только расти. Повышение престижа профессии, рост оплаты труда и социальных гарантий привлечет в педагогику еще более конкурентоспособных студентов, обладающих потенциалом к педагогической работе, которые станут великолепными учителями, наставниками будущих поколений.

8 Будущие медики, инженеры и педагоги в этом году получат больше бюджетных мест в российских вузах - Ми-нобрнауки // http://минобрнауки.рф/пресс-центр/3392 (дата обращения 20.09.2015).

9 Общие объемы контрольных цифр приема граждан по специальностям направлениям подготовки высшего образования (44.00.00 Образование и педагогические науки) для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в 2014 году // Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.10.2013 №1177 // http://kpfu.ru/docs/F857299084/m1177.pdf (дата обращения 20.09.2015).

10 Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.01.2014 №78 "Об утверждении общих объемов контрольных цифр приема для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в 2015 году" // http://www.gzgu.ru/doc/spo_kcp/docs/2015/78.pdf (дата обращения 20.09.2015).

11 Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 марта 2015 г. N 284 "Об утверждении общих объемов контрольных цифр приема для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2016/17 учебный год" // http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70836280/ (дата обращения 20.09.2015).

ЛИТЕРАТУРА

1. Возовикова Т. Из крайних в средние. российские учителя поднялись по социальной лестнице // ПОИСК. - 2015. - №23(2015).

2. Гаврилюк А. Отношение к учителю - индикатор состояния экономики и общества // Человек и труд. 2007. - №12. - С. 44-47.

3. Засыпкин В.П., Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Учительство как социально-профессиональная общность // Социологические исследования. 2015. №2. C. 113-122.

4. Ивойлова И. Не хочу быть учителем // Официальный сайт газеты «Российская газета» // http://www.rg.ru/2009/09/15/uchitel.html (дата обращения 20.09.2015).

5. Осипов А.М. Учителя как социально-профессиональная группа // Образование и общество. 2007. №5. С. 69-73.

6. Путин В.В. Послание Президента Федеральному Собранию // http://kremlin.ru/events/president/news/17118.

7. Собкин В.С., Адамчук Д.В. К вопросу о профессиональном развитии педагога: повышение квалификации и членство в педагогических сообществах // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2015. Т. 1. №2 (2). С. 20-40.

8. Соколова Е.А. Стереотипный образ учителя в прессе провинциального города: гендерный аспект // Педагогическое образование в России. - 2014. - №10. - С. 180-184. Со стр. 182.

9. Тюменское учительство: работа и качество жизни / под ред. Г.Ф. Шафранова-Куцева, академика Российской академии образования. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2015. - 264 с.

10. Ямбург Е.А. Новый профессиональный стандарт педагога: проблемы внедрения // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2015. Т. 1. №2 (2). С. 163-169.

Рецензент: Статья рецензирована членами редколлегии журнала.

Efimova Galina Zinov'evna

Tyumen State University Financial and Economic Institute Associate Professor, Department of General and Economoc Sociology

Russia, Tyumen E-mail: EfimovaGZ@gmail.com

Prestige dynamics of the teaching profession within Russia and without: an economic aspect

Abstract. The teaching is a socially-professional group with a high-priority socioeconomic significance in any society. Study of the teacher's socioeconomic status gains a special relevance as economic crisis bites. The young teachers are of the utmost scientific interest, because they have a high intellectual potential, and the economic conditions exerting influence on their strengthening in profession have a prolonged effect on the economy of region and country as a whole for the short- or long-term.

The study presents the data of the official international statistics in the context of sex distribution of educators. On the basis of the results of empirical study that was conducted by the Tyumen State University' staff in 2015 the effectiveness analysis of the various aspects and factors was performed for strengthening of teacher in his profession.

Thanks to the received information it is possible to correct an educational policy reasonably in the countries in case of identification of specific problems.

It is stated that in the last few years in Russia the significant turning point took place during intake of students by the pedagogical specialties. In the state higher education institutions there is a growing competition by the pedagogical specialties, and the proportion of men is rising among students. The article presents information on the total volumes of control figures when admitting citizens by specialties in the line of the higher education program track (44.00.00 Education and Pedagogical Sciences) for training by the educational programs of baccalaureate, specialist' degree or magistracy having the state accreditation at the expense of the federal budget appropriations.

The results of the presented material expand understanding on the dynamics of the teaching profession prestige within Russia and without.

Keywords: teacher's socioeconomic status; prestige; teacher; pedagogue; education; school; educational institution.

REFERENCES

1. Vozovikova T. Iz kraynikh v srednie. rossiyskie uchitelya podnyalis' po sotsial'noy lestnitse // POISK. - 2015. - №23(2015).

2. Gavrilyuk A. Otnoshenie k uchitelyu - indikator sostoyaniya ekonomiki i obshchestva // Chelovek i trud. 2007. - №12. - S. 44-47.

3. Zasypkin V.P., Zborovskiy G.E., Shuklina E.A. Uchitel'stvo kak sotsial'no-professional'naya obshchnost' // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2015. №2. C. 113122.

4. Ivoylova I. Ne khochu byt' uchitelem // Ofitsial'nyy sayt gazety «Rossiyskaya gazeta» // http://www.rg.ru/2009/09/15/uchitel.html (data obrashcheniya 20.09.2015).

5. Osipov A.M. Uchitelya kak sotsial'no-professional'naya gruppa // Obrazovanie i obshchestvo. 2007. №5. S. 69-73.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Putin V.V. Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu // http://kremlin.ru/events/president/news/17118.

7. Sobkin V.S., Adamchuk D.V. K voprosu o professional'nom razvitii pedagoga: povyshenie kvalifikatsii i chlenstvo v pedagogicheskikh soobshchestvakh // Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Sotsial'no-ekonomicheskie i pravovye issledovaniya. 2015. T. 1. №2 (2). S. 20-40.

8. Sokolova E.A. Stereotipnyy obraz uchitelya v presse provintsial'nogo goroda: gendernyy aspekt // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2014. - №10. - S. 180184. So str. 182.

9. Tyumenskoe uchitel'stvo: rabota i kachestvo zhizni / pod red. G.F. Shafranova-Kutseva, akademika Rossiyskoy akademii obrazovaniya. Tyumen': Izdatel'stvo Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta, 2015. - 264 s.

10. Yamburg E.A. Novyy professional'nyy standart pedagoga: problemy vnedreniya // Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. Humanitates. 2015. T. 1. №2 (2). S. 163-169.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.