единству. Ни одна из стран СНГ не может самостоятельно обеспечить высококлассные переводы западной научной, философской, художественной литературы на свой язык, чтобы сделать их доступными для всего своего населения. Для этого у них нет таких высококвалифицированных кадров и необходимой материальной базы, средств. Именно русский язык способен и должен выполнить роль латинского языка в прошлом для передачи и усвоения достижений мировой культуры. Кто не поймет этого - будет наказан историей, которая в конечном счете скажет свое слово и обеспечит путь к единству человечества. Все же нельзя надеяться только на стихийный естественный процесс. Люди, познав законы эволюции природы и общества, должны сознательно ими руководство-
ваться и помогать осуществлению величественной цели - своего единства. Оно нужно для строительства своей счастливой жизни, для освоения человечеством Космоса, для будущих взаимоотношений с внеземными цивилизациями.
1. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. С. 27.
2. Соловьев Вл.С. Сочинения: В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 59.
3. Русский космизм. М., 1993. С. 303.
4. Шарден Тейяр. Феномен человека. М., 1987. С. 194.
5. Рерих И. К. Живая этика. М., 1992. С. 5.
6. Бердяев И.А. Судьба России. М., 1990. С. 95.
7. Шпет Г.Г. Сочинения. М., 1989. С. 28.
ПРЕСТИЖ КАК ЯВЛЕНИЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
В.В. Комлева
Komleva V.V. Prestige as a phenomenon of society’s spiritual life. The article looks at the nature of prestige as a phenomenon of society’s spiritual life and differentiates the notions: “prestige,” “status,” “authority,” “respect,” and “attraction.” It also discusses the mechanism of prestige appraisal formation and the specific character of its functioning in modem, “societal” society.
Престиж, как явление духовной жизни общества, представляет собой особую духовную морфему, на основе которой оцениваются и ранжируются социальные объекты. Престиж порождает многочисленные иллюзии и регулирует социальное поведение, обладает мощными компенсаторными возможностями.
В научный оборот понятие «престиж» было введено английскими учеными в 1911 году в связи с изучением тех дифференцированных оценок, которыми общественное мнение наделяет различные виды профессионального труда [1]. К настоящему моменту существует ряд подходов к определению природы престижа и престижных оценок. Наиболее существенным является стратификационный, рассматривающий престиж как меру социального статуса и основание деления общества на страты. В данном контексте проводились эмпирические измерения показателей ранга положения и престижа; исследовались предпосылки существования,
принципы функционирования феномена «престижного потребления» во всех формах его проявления. В отечественной социологии наиболее изученным является престиж профессий, их иерархия и привлекательность различных сфер деятельности. В теории символического интеракционизма престиж рассматривается с позиции ролевого взаимодействия и функции символьного опознания. Аксиологический подход показывает ценностную природу престижа, его способность оценивать и ранжировать объекты в соответствии с их социальной значимостью.
Нередко подчеркивается компенсаторная природа престижа, и он рассматривается через стремление к власти, контролю над событиями и людьми. В психологии престиж находится в поле зрения сторонников психодинамического подхода, гуманистического, мотивационного. Психодинамический подход констатирует факт стремления к престижу как компенсацию чувства неполноценности. Сторонники гуманистического направ-
ления рассматривают престиж через призму уважения, утверждая, что нет престижа без уважения и уважения без престижа. В мотивационном подходе престиж изучают в контексте мотивации достижения.
В целом, несмотря на разнообразие подходов к изучению престижа, приходится констатировать: 1) отсутствие фундамен-
тальных работ, посвященных собственно престижу; 2) недостаточную разработанность подхода к исследованию престижа как феномена духовной жизни общества.
Рассматривая престиж как явление духовной жизни общества с точки зрения новой философии (учение Э.В. Ильенкова об особой роли идеального в обществе как «специфического момента» всего мира социальности), мы полагаем, что стремление к престижу есть движение от «Я-реального» к «Я-идеальному», желание самореализоваться, изменить свой способ жизнедеятельности или хотя бы иллюзорно (через приобретение символов престижа) приобщиться к субъективно желаемому положению. Достижение престижа связано с определенными усилиями
и, в идеале, с созидательно-преобразующей деятельностью, одной из детерминант которой является высокий уровень субъектности (осознание, рефлексия субъектом своих потребностей, интересов, влечений, реального потенциала).
Однако при существующих социеталь-пых отношениях имеют место нерефлекси-руемые социальные поведение и деятельность. Престижные оценки воспроизводятся из поколения в поколение, автоматизируются, а не развиваются в контексте реальной социальной ситуации. Поэтому престиэ/с не способствует движению к идеальному, а провоцирует сегодня отчужденную организацию духовной жизни, организует ее заданным образом, превращает в независимую давлеющую над человеком враждебную ему силу.
Обобщив существующие в науке подходы к определению престижа, условно выделим две основные точки зрения:
1) престиж является интегральной оценкой, синтезирующей все ценности, приписываемые обществом данному объекту,
2) престиж - это способ морального вознаграждения (поощрения) в виде общественного признания, авторитета, внимания, которыми пользуется объект в обществе (индивид, группа, социальный институт).
Первые, как правило, переводят французское слово prestige как обаяние, очарование; вторые - как авторитет, влияние.
На наш взгляд, престиж имеет статусную, аксиологическую природу и представляет собой феномен духовной жизни общества, выражающий необходимость ее иерархизации через ориентированность индивидуального поведения на эталонные символы, статусы, ценности, мотивы, что базируется на выработанной в ходе социоантропогенеза потребности огромных масс людей в иллюзорной мифологической сопряженности их идеалов.
В обыденном сознании (нередко и в научном исследовании) престиж отождествляется с такими понятиями, как статус, авторитет, уважение и привлекательность. Мы же предполагаем необходимость их дифференциации в рамках рассматриваемого явления.
ПРЕСТИЖ И СТАТУС
Согласно известной концепции М. Вебера, социальный статус - это интегрированный показатель положения индивида или социальной группы в обществе, рассматриваемом как система. Социальный статус -это не просто место, а положение в социальной иерархии. Мерой, которая определяет это положение, является престиж (социальное почитание, социальная репутация, уважение) [2]. Люди, объединенные одинаковым престижем (то есть находящиеся в одинаковом положении на шкале общественного признания), образуют единый статус (или статусную группу). Подобные совокупности дифференцируются между собой по уровню их престижа.
Основой такой дифференциации у М. Вебера является образ жизни, как способ жизнедеятельности, поведения и потребления благ. Индивиды, принадлежащие к определенному статусу, постепенно вырабатывают специфический стандарт поведения и оцениваются обществом как монолит [3]. Этот стандарт становится критерием оценки «должного» поведения, основой для уважения и признания, «в соответствии с этим стандартом выбираются партнеры для социального общения. Развивается осознание значимости своего положения, «своеобразное статусное самоуважение», а одновременно с ним возникает стремление дистанцировать свою группу. При этом претендовать на право обладания престижем на основании
только экономических достижений и приобретений, даже в точности перенимая при этом необходимый образ жизни, расценивается как посягательство на саму основу статусного порядка. «Точнее говоря, в силу резкой реакции на претензии собственности как таковой, «парвеню» никогда не признавались безоговорочно в привилегированных престижных группах, как бы точно их образ жизни не соответствовал образу жизни этих групп. Признаются со временем лишь их потомки, воспитанные во всех условностях данной статусной группы и никогда не претендовавшие на престиж, заработанный собственным трудом ради прибыли (заработка)» [2, с. 35]. Другими словами, богатство само по себе не способно обеспечить престиж, но оно влияет на престижную оценку (особенно когда речь идет о статусах с прагматичными ценностями, а не об элитах). Оно, совместно с властью, образованием и профессией оказывает влияние на общественную репутацию, выступает в качестве предпосылок, возможности вести определенный образ жизни.
Каждый статус предполагает для своих представителей свои права, обязанности, влияние, возможности, сферы взаимодействия и тому подобное. Именно эти признаки оцениваются в общественном мнении как критерии, показатели статуса, а следовательно, наделяются престижем. Источники престижа, как правило, не заметны, не проявляют себя стороннему, непосвященному наблюдателю. Когда они видны, то являются лучшим индикатором престижа.
Подводя итоги, отметим: статус - это формальная, объективная характеристика положения индивида; престиж - неформальная, скрытая, психологическая характеристика. Ею индивид наделяется окружением, и она существует в их сознании в идеальной форме в виде признания, уважения и тому подобное; престиж - есть способ идентификации субъектов внутри одного статуса; престиж - есть способ дистанцирования статусов друг от друга.
ПРЕСТИЖ И АВТОРИТЕТ
Не акцентируя внимания на различных подходах к пониманию природы авторитета, отметим, что авторитет выражает особого рода отношения между людьми и их общностями, основанные прежде всего на признании и глубоком доверии к качествам и дос-
тоинствам его носителя. Авторитет имеет социальную природу, поэтому он не задается априори, а приобретается, зарабатывается: в первую очередь, он зависит от успешности выполнения каких-либо социальных функций.
Авторитет - это значимость и влияние. Престиж есть результат сравнения значимости разных субъектов на основании присущей общепринятой системы ценностей.
Престиж проявляется в большей привлекательности одних объектов по сравнению с другими, и, сопутствуя авторитету, «он дополняет влияние авторитетной личности социально-психологической поддержкой». В то же время, будучи тесно связан с такими явлениями, как стереотип и установка, аттракция и имидж, он может искажать реальный авторитет. В целом же, степень понижения или повышения авторитета связана с изменением социального статуса его носителя и обусловлена местом на шкале предпочтений, что, в свою очередь, зависит от уровня престижа соответствующей должности, звания, организации [4]. В тех же общностях, где власть как ценность доминирует, повышение авторитета имеет своим следствием повышение престижа. Это положение подтверждает тот факт, что понятие «авторитет» нередко рассматривают в совокупности с понятием «власть» [5-8]. Однако, в отличие от авторитета, понятие «престиж» не имеет яркой «властной» окраски.
ПРЕСТИЖ И УВАЖЕНИЕ
Потребность личности в престиже по субъективной значимости нисколько не уступает потребности в уважении. По мнению К. Дэвиса и У. Мура, престиж «есть одобрение, которое относится к обладанию положением, то есть одобрение, сопровождающее данное положение, а не качество выполнения его обязанностей»; уважение - есть «разновидность одобрения, которое относится к правильному выполнению обязанностей положения» [9]. Следовательно, престиж является стимулом достичь определенного положения, а уважение обеспечивает наличие мотивации для добросовестного выполнения требований, предъявляемых этим положением. Наличие престижа обеспечивает иерар-хизацию и мобильность духовной жизни общества, а уважение - его устойчивость, статичность.
Уважение, как общественная оценка, предполагает признание личных качеств, а
престиж характеризует положение в системе общественных отношений и является безличной характеристикой, показывает место в иерархии духовной жизни общества.
Несмотря на то, что престиж и уважение существуют как самостоятельные характеристики, они являются поощрением общества за конформность пропагандируемым нормам и ценностям и могут компенсировать друг друга в сознании отдельных индивидов. Обладание престижем позволяет удовлетворить одну их самых значимых социальных потребностей - потребность в общественном признании. Ее удовлетворение имеет следствием самоутверждение и самоуважение личности.
Потребности самоуважения А. Маслоу разделял на две основные: самоуважение и уважение другими [10]. Первая потребность включает такие понятия, как компетентность, уверенность, достижения, независимость и свобода. Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка и принятие. Фрустрация этих потребностей приводит к чувству неполноценности, бессмысленности, слабости, зависимости и пассивности. Если мы обозначим:
С - самоуважение,
А - уважение другими,
В - собственно самоуважение,
Р — престиж,
Б - другие составляющие «уважения другими» (признание, статус, репутация, принятие и др.),
=> - знак следствия;
X - коэффициент неопределенности, то зависимость престижа, самоуважения и уважения другими будет выглядеть следующим образом:
Если С = А + В + х, и если А = Р + Б,
то С = (Р + Б) + В => отсутствие Р => => отсутствие А => отсутствие С.
(Коэффициент неопределенности вводится в начальную формулу с целью подчеркнуть тот факт, что в данном процессе нельзя делать однозначных выводов, ибо даже «уважение другими», в некоторой степени, есть результат субъективного восприятия объективной реальности.)
Когда не удовлетворяется потребность в престиже, индивид испытывает психологический дискомфорт, выражающийся в переживании неудовлетворенности, неполноцен-
ности, повышенной тревожности, нарастающей неуверенности в своих возможностях.
Обладание престижем есть самостоятельный и значимый мотив для изменения социального положения и статуса, он провоцирует социальное поведение индивида и иерархизирует ценности. Активная деятельность по достижению престижа наиболее характерна для лиц, ощущающих нестабильность своего положения или неудовлетворенных им, она может выступать в качестве компенсации фрустрированных социогенных потребностей.
ПРЕСТИЖ И АТТРАКЦИЯ
Аттракция (от лат. аНгаЬеге - привлекать, притягивать) - понятие, обозначающее возникновение привлекательности при восприятии какого-либо объекта. В отличие от престижных оценок, оценки аттракции носят более личный характер и строятся с учетом объективных и субъективных обстоятельств, которые характеризуют группу людей и их оценки собственных способностей.
Разграничение престижа и привлекательности свидетельствует о признании специфичности престижного отношения, при котором представления о значимости тех или иных свойств и особенностей объектов пре-стижирования опосредуются общепринятыми эталонами и стереотипами общественного сознания. Последние оказывают влияние и на аттракцию объектов. Однако привлекательность, прежде всего, обусловлена непосредственной значимостью для респондентов тех или иных особенностей объекта [11]. Индивид определяет свое положительное отношение к существенным для него характеристикам престижного объекта и его деятельности, но еще не учитывает их доступность и другие объективные обстоятельства реального выбора. В процессе дальнейшего формирования самосознания и самоопределения индивида оценка аттракции элементов духовной жизни конкретизируется и развивается в сторону намерения взаимодействовать с ними, воплощается в личных планах, и элементы духовной жизни признаются престижными.
Несмотря на то, что престиж - есть результат общественного мнения, а аттракция -индивидуального, грань между данными понятиями очень тонкая и едва уловимая. Видимо, в реальной жизни престижных оценок в «чистом виде» не существует. По мнению И.М. Поповой и В.Б. Мойна, в качестве ос-
нований престижа выступает специфика содержания объекта престижирования, а его аттракция, в значительной степени, определяется условиями его существования и жизнедеятельности [11, с. 89]. Престиж мало связан с фактическим поведением объекта престижирования, тогда как аттракция оказывает на реальное поведение заметное влияние: чем она выше, тем стабильнее существование объекта престижирования, тем сплоченнее его представители. Привлекательность в большей степени, чем престиж, связана с личными предпочтениями и потребностями человека.
Концептуально не опровергая данную точку зрения, все же отметим, что в потреб-ностно-мотивационной структуре личности нередко доминирует определенная потребность, которая может не соответствовать общепринятым ценностным ориентациям. Это рассогласование между ценностями общности и потребностями индивида приводит к разного рода девиациям. К тому же, отличия между оценками престижа и аттракции нередко опосредуются законами апперцепции сензитивностью относительно престижных объектов и возможностью непосредственного взаимодействия с объектом престижирования.
Предполагается, что, чем большую субъективную значимость для индивида имеет потребность в таких характеристиках, как авторитет, статус, уважение, превосходство, тем сильнее в его самосознании сближаются понятия «престиж» и «аттракция». Престиж делает объект привлекательным, а привлекательность способствует его престижу. Столь тесная корреляция данных понятий предполагает, что престиж объекта во многом зависит от суммы оценок того, как и насколько данный объект может удовлетворить калс-дую отдельную личностную потребность индивида. Вес в этой сумме оценок определяется иерархией потребностей конкретного индивида и его системой ценностей.
В итоге понятия «статуса», «авторитета», «увао/сения», «аттракции» рассматриваются нами в качестве атрибутов пре-стижа.
Следует отметить, что престиж - это не только результат общественной оценки, он может выступать и как самостоятельное психологическое образование, функционирующее в виде осознания личностью своих потребностей, мотивов, интересов и возможностей социальных объектов по их удовлетво-
рению. Престижные оценки представляют собой сложнейший и противоречивый механизм индивидуальных и групповых оценок. Важнейшими составляющими такого механизма являются:
1) оценки объекта престижирования общественными институтами, группами, стратами и тому подобное;
2) оценки объекта отдельными индивидами.
Общественные оценки базируются на значимости и перспективности социальных объектов. Такие оценки могут быть материальными (заработная плата, премия) и моральными (уважение, превосходство). Они показывают престижный статус - усредненную оценку важности социального объекта, выполняемой им функции, его места в системе духовной жизни общества. Индивиды оценивают социальные объекты с точки зрения их общественной значимости (то есть учитывают и моральную, и материальную ценность), и это составляет предмет уважения. С другой стороны, индивиды оценивают то, как и насколько социальный объект способен удовлетворить их актуальные потребности, и это составляет предмет аттракции. Аттракция и уважение являются источниками индивидуальных престижных оценок. В системе с общественными моральными и материальными оценками они порождают престиж. Этот процесс способен неизменно функционировать десятилетиями, так как базируется на инерции мотивации и инерции стереотипов (см. схему 1).
В социеталъном обществе престижные оценки - есть продукт мифологизированного сознания и стереотипизации мышления.
Стереотип, как стандартизированный, устойчивый, эмоционально насыщенный, ценностно определенный образ и представление о социальном объекте, имеет в своей основе реальный психологический феномен генерализации, обобщения, схематизации данных своего и чужого опыта. Стереотип базируется на аффективно-оценочной основе. Наиболее яркие, броские, лежащие на поверхности черты объектов престижирования подчеркиваются, предвзятые представления эмоционально окрашиваются. Происходит «бессознательно-художественная переработка природы» (К. Маркс) и, в некоторой степени, фантастическое отражение действительности. Это сближает явление стереотипизации с первоначальным значением слова
моральное
поощрение
материальное
поощрение
престиж
аттракции
уважение
Логика
социальных
ситуаций
Инерция
социальных
стереотипов
Оценка
обществом
Инерция
мотивации
Индивидуальная
оценка
Логика
индивидуальных
переживаний
Схема 1. Механизм формирования престижных оценок
«престиж» (латинское «preastigim» означало иллюзию, обман чувств, эффект, достигаемый посредством трюка; французское «prestige» - обаяние, очарование) и препятствует пониманию истинной сущности явления. Стереотипы способствуют функционированию традиций и привычек, а принятие стереотипных престижных оценок дает ощущение принадлежности к данной группе, представление о своем социальном положении, облегчает процесс идентификации с референтной группой. Стереотипы препятствуют формированию новых престижных оценок. «Они наполняют свежее видение старыми образцами и накладываются на тот мир, который мы воскрешаем в своей памяти» [12]. Хотя степень адекватности стереотипов чрезвычайно лабильна, «они возникают от незначительных намеков, которые могут варьироваться от правдивого обоснования до смутной аналогии» [12].
Инерция стереотипов обеспечивает стабильность престижных оценок во временной трансспективе и провоцирует реакции переноса, то есть на явление настоящего реагируют как на явление прошлого. Происходит повторение, «новое издание» старых объектных отношений. Это анахронизм, временная погрешность, при которой имеет место перемещение: импульсы, чувства и защитные механизмы прошлого перемещаются на настоящее. В основе своей это явление бессознательное, и индивиды, реагирующие чувствами переноса, большей частью не осознают искажения и транслируют стереотипные престижные оценки.
Данный факт существенно затрудняет осознание реальности, ибо стереотип блокирует функционирование когнитивного компонента. Человек (группа) действует в соответствии с готовой конативной моделью, основанной на определенном когнитивном
конструкте, схеме базальных убеждений. Информация, выходящая за пределы данного конструкта и противоречащая его содержанию, настораживает или отвергается (теория личностных конструктов Дж. Келли), ибо требует дополнительных усилий по переработке, пониманию и, возможно, изменению конструкта. Стереотип же упрощает восприятие социальных объектов и способствует продуцированию готовых престижных оценок в рамках имеющегося когнитивного конструкта. Поэтому мы говорим, что при со-циеталъпых отношениях престиж существенно деформирует, уродует духовную жизнь, оформчяя ее в фантастические формы и организуя заданным образом. В данной ситуации вряд ли возможно говорить о ка-ком-либо уровне субъектности, креативности, способности созидать.
Бессубъектность же ограничивает появление новых престижных оценок, провоцирует усвоение чужого мнения, конформность пропагандируемой норме, ценности и воспроизведение архаичных представлений о престиже тех или иных социальных объектов.
Однако мотивация поливариантна и индивидуальные оценки престижа могут существенно различаться в зависимости от личностных переживаний, восприятия, мировоззрения индивида, иногда отклоняющихся от общепринятых. К тому же свой отпечаток накладывает специфика актуальной ситуации и ее субъективная значимость для индивида. Логика каждой конкретной ситуации своеобразна и, следовательно, престижные оценки формируются по-разному, иногда нетипично. Поэтому мы говорим, что особенности конкретной ситуации и неповторимость индивидуальных переживаний могут приводить к отклонениям от общепринятой схемы (см. схему 1).
Сегодня, несмотря на противоречивость объективной реальности, люди более свободны в своем выборе. Мощный поток инте-риоризируемой информации дает возможность десенсибилизации стереотипов (умень-
шения чувствительности к стереотипным оценкам), переосмысления бытия, перехода от мифологии к приоритету когнитивного (когнитивная реатрибуция), ибо людям свойственно мыслить, познавать реальность, стремиться к более совершенным образцам поведения и деятельности. На наш взгляд, в современных условиях ломки ценностнонормативной системы, дихотомии мышления появилась возможность изменения уровня престижа некоторых элементов духовной жизни общества, так как резко усиливается возможность девиаций престижных оценок, грозящих в перспективе стать эталонами.
1. Черноволенко В.Ф., Оссовский В.Л., Паниот-то В.И. Престиж профессий и проблемы социально-профессиональной ориентации молодежи. Киев, 1979. С. 34.
2. Вебер М. Класс, статус, партия // Социальная стратификация. Вып. 1. М., 1992. С. 103.
3. Грищенко Ж. М. Онтология успеха и поражения // Социс. 1998. №9. С. 57.
4. Абашкина Е.Б. Психологические механизмы восприятия политического лидера: Автореф. дис.... канд. полит, наук. М., 1993.
5. Молл Е.Г. Психология управленческой карьеры: Автореф. дис. ... д-ра псих. наук. С.-Пб., 1997.
6. Heifeemaee В.Ф. Соотношение социального статуса и идеалов в развитии личности: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. С.-Пб.,
1996.
7. Солдатов В.Е. Авторитет должности и авторитет личности: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Свердловск, 1990.
8. Трифонова С.И. Психологические условия формирования авторитета власти в общественном сознании: Автореф. дис. ... канд. псих. наук. М., 1997.
9. Социальная стратификация. Вып. 1. М., 1992.
С. 102.
10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С.-Пб.,
1997. С. 493.
11. Попова И. М., Мойн В.Б. Престиж и привлекательность профессий // Социс. 1979. № 4. С. 85.
12. Lippman W. Public Opinion. N. Y., 1965. С. 60.