Научная статья на тему 'Мнение молодежи о престиже военной службы в Вооруженных силах России'

Мнение молодежи о престиже военной службы в Вооруженных силах России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3308
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Ключевые слова
ПРЕСТИЖ / ВОЕННАЯ СЛУЖБА / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / ИМИДЖ / PRESTIGE / STATUS / MILITARY SERVICE / ARMED FORCES / IMAGE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Грунтовский Иосиф Иосифович

Престиж военной службы рассматривается как социальное явление, исследуется его сущность и значение для функционирования Вооруженных сил и общества. Анализируется соотношение престижа с такими понятиями как уважение, авторитет, привлекательность и статус, взаимосвязь престижа военной службы с имиджем Вооруженных сил и взаимовлияние данных явлений друг на друга. На основе результатов конкретных социологических исследований изучаются уровни формирования и восприятия престижа военной службы в сознании молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the prestige of military service as a social phenomenon, its nature and significance for Armed Forces and Society. The article analyses the correlation of prestige with concepts like respect, authority, attraction, and status. The author looks into the relations of prestige of military service and the image of Armed Forces and their mutual influence. The article discusses the levels of formation and perception of the prestige in the youth mentality.

Текст научной работы на тему «Мнение молодежи о престиже военной службы в Вооруженных силах России»

УДК 316.662.23

I МНЕНИЕ МОЛОДЕЖИ О ПРЕСТИЖЕ ВОЕННОЙ I СЛУЖБЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИИ

Грунтовский Иосиф Иосифович,

кандидат социологических наук, доцент, [email protected], Институт сервиса, филиал ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The article examines the prestige of military service as a social phenomenon, its nature and significance for Armed Forces and Society. The article analyses the correlation of prestige with concepts like respect, authority, attraction, and status. The author looks into the relations of prestige of military service and the image of Armed Forces and their mutual influence. The article discusses the levels of formation and perception of the prestige in the youth mentality.

Престиж военной службы рассматривается как социальное явление, исследуется его сущность и значение для функционирования Вооруженных сил и общества. Анализируется соотношение престижа с такими понятиями как уважение, авторитет, привлекательность и статус, взаимосвязь престижа военной службы с имиджем Вооруженных сил и взаимовлияние данных явлений друг на друга. На основе результатов конкретных социологических исследований изучаются уровни формирования и восприятия престижа военной службы в сознании молодежи.

Key Words: prestige, status, military service, armed forces, image

Ключевые слова: престиж, военная служба, Вооруженные силы, имидж

В современных условиях при проведении дальнейших реформ и преобразований в российских Вооруженных Силах, проходящих на фоне глубоких социально-экономических и ценностных изменений в обществе, обостряются многие социальные проблемы, связанные с функционированием института военной службы, жизнедеятельностью военнослужащих армии и флота. В 2008 году началось очередное реформирование Вооруженных сил России, призванное повысить их боевую мощь и мобильность. Как заявил начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров, главная цель военной реформы — создать к 2015 году современные, мобильные, хорошо подготовленные, оснащенные новейшими образцами вооружений и военной техники Вооруженные силы, способные адекватно реагировать на все возможные угрозы.

Все это несомненно отражается на различных сторонах жизни общества и его институтов, многих социальных процессах и явлениях. Одним из них является престиж военной службы в Вооруженных силах РФ, поскольку динамика престижа военной службы сказы-

вается на функционировании такого важного общественного института как Вооруженные силы и в целом общества.

В послании Федеральному собранию в 2009 году Президент РФ Д.А. Медведев отметил, что вкладом в повышение престижа военной службы и авторитета офицера в обществе будет создание до конца 2009 года в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге военно-образовательных учреждений нового типа — трех крупных военно-учебных центров. Они призваны сыграть решающую роль в формировании молодого поколения офицеров, профессионально подготовленных, воспитанных в духе патриотизма, воинской чести и высокой нравственности. Повышению престижа военной службы и авторитета офицера в обществе будет способствовать создание семи президентских кадетских училищ. Первое из них откроется в 2010 году в Приволжском федеральном округе [2].

Проблемы, связанные с престижем профессиональной деятельности в различных социальных институтах, в последнее время вы-

носятся на обсуждение широкой общественности.

Престиж военной службы формируется в социальной среде и обусловлен процессами социального взаимодействия, отношениями, преобладающими в обществе. Использование возможностей социологического анализа применительно к изучению престижа военной службы является эффективным способом его осмысления как социального явления.

В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 58-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в других войсках, воинских формированиях, органах, воинских подразделениях и создаваемых на военное время специальных формированиях [1].

Вооруженные силы РФ являются основным элементом военной организации государства и социальным институтом, где проходит социализацию большинство мужского и часть женского населения страны.

Вооруженные силы и военная служба в них обладают рядом признаков: 1) Вооруженные силы создает и содержит государство; строительство, функционирование и основы прохождения военной службы в Вооруженных силах детерминируется политикой и экономикой государства и регламентируется конституцией, законами, международно-правовыми нормами; 2) Вооруженные силы — основное и решающее средство ведения вооруженной борьбы (войны), обладающее определенной боевой мощью; 3) их функционирование представляет особый вид социальной деятельности (военной службы), понимать это особенно важно при социологическом подходе к анализу рассматриваемого феномена.

Престиж (фр. рrestige: первоначаль-

ное значение — обаяние, очарование; лат. praestigium — иллюзия, обман чувств) обычно определяют как соотносительную оценку какого-либо социального объекта (индивида, группы, института), разделяемую членами данного общества на основании определенной системы ценностей [12. С. 259].

Перестиж понимают как значимость, приписываемую общественным сознанием тому или иному роду деятельности [7. С. 583] как

сравнительную оценку социальной значимости объекта престижа, его положение в обществе, закрепленную в общественном мнении [5. С. 14] или меру признания обществом заслуг индивида (группы, института). Иногда престиж рассматривают как влияние (сильное или слабое), оказываемое индивидами, группами и социальными институтами, или их социальное положение.

Престиж рассматривают и с точки зрения социального неравенства, а также социальных различий [8. С. 84]. Такое понимание престижа отличается от других определений прежде всего тем, что в нем явление трактуется не как свойство объектов, а как принцип придания им этого свойства, существующий в нормах и ценностях общественного сознания, проявляющихся в обыденном мышлении и поведении индивидов.

Некоторые ученые рассматривают престиж как структурный элемент социального статуса, сравнительно оценивающий положение личности, социальной группы, но уже в общественном мнении (наряду с социальным положением и социальной ориентацией) [3. С. 59].

При определении понятия «престиж военной службы» необходимо учитывать общее определение социального престижа и объективную природу данного явления, а также особенности Вооруженных Сил как социальной системы. Автор под престижем военной службы понимает сравнительную оценку значимости института военной службы, основанную на системе общественных ценностей, закрепленную в общественном сознании и определяющую его положение в общественной иерархии социальных институтов.

В целях более полного изучения престижа военной службы необходимо рассмотреть соотношение понятия «престиж» с понятиями «авторитет», «статус», «уважение», «привлекательность» военной службы и связь с понятием «имидж» для сравнения качественных характеристик названных понятий.

Рассматривая соотношение понятий «престиж» и «статус» военной службы необходимо отметить, что статус — это формальная, объективная характеристика положения социального объекта. Престиж — это неформальная, скрытая, психологическая характеристика. Указанной характеристикой объект наделяется социальным окружением, и существует она

в общественном сознании в идеальной форме в виде признания, уважения и т.п. Престиж есть мера социального статуса, способ дифференциации общества на статусы и дистанцирования статусов друг от друга, а также способ идентификации субъектов внутри одного статуса [4. С. 103].

Понятия «престиж» и «авторитет» военной службы рядоположены и в обыденном сознании нередко взаимозаменяют друг друга. Однако в научной литературе эти понятия недопустимо отождествлять ни в теоретическом анализе, ни при исследовании реальных общественных процессов и явлений.

Авторитет рассматривается как общепризнанное значение, влияние, или «вес», которыми пользуется военнослужащий, благодаря определенным своим качествам, достоинствам, заслугам [11. С. 2]. Анализ «авторитета» и «престижа» с точки зрения властных отношений показал: престиж не имеет той властной окраски, которая характеризует авторитет. Симбиоз этих понятий наблюдается в обществах, где власть как ценность доминирует.

На основе анализа результатов научных исследований можно сформулировать следующую закономерность: повышение престижа профессиональной деятельности ведет к повышению авторитета ее представителей в общественном сознании и наоборот повышение авторитета нередко может вести к повышению престижа его носителя. Существуют некоторые исключения, однако их рассмотрение выходит за рамки нашего исследования. Отметим лишь, что повышение авторитета имеет своим следствием повышение престижа, как правило, в тех общностях, где власть как ценность и цель жизнедеятельности занимает ведущее место в иерархической структуре ценностей.

Сопоставляя понятия «престиж» и «уважение», следует отметить, что престиж «есть одобрение, которое относится к обладанию положением, т.е. одобрение, сопровождающее данное положение, а не качество выполнения его обязанностей», а уважение — «разновидность одобрения, которое относится к правильному выполнению обязанностей положения» [9. С. 201]. Следовательно, престиж является стимулом достичь определенного положения, а уважение обеспечивает наличие мотивации для добросовестного выполнения требований, предъявляемых этим положением. Наличие престижа обеспечивает мобиль-

ность общества в отношении иерархии страт, а уважение — его устойчивость, статичность.

Анализ соотношения понятий «престиж» и «привлекательность» военной службы показывает, что в отличие от индивидуальных оценок уважения, привлекательность является оценкой более определенной и легче поддается фиксации в процедурах опроса. Под привлекательностью какого-либо социального объекта следует понимать выбор данного объекта в прожективной ситуации, «примери-вание» его особенностей на себя, принципиальное и «абстрактное согласие к взаимодействию с этим социальным объектом (выбор профессии)» [10. С. 47].

Оценки привлекательности военной службы в отличие от престижных оценок носят более личный характер и строятся с учетом объективных и субъективных обстоятельств, которые характеризуют группу людей и их оценки собственных способностей.

Несмотря на то, что престиж есть результат общественного мнения, а привлекательность — индивидуального, грань между этими понятиями очень тонка и едва уловима. Столь тесная взаимосвязь данных понятий предполагает, что престиж военной службы во многом зависит от суммы оценок того, как и насколько профессиональная деятельность может удовлетворить каждую отдельную личностную потребность индивида. Вес в этой сумме оценок определяется иерархией потребностей конкретного индивида и его системой ценностей.

Таким образом, понятия «престиж», «статус», «авторитет», «уважение» и «привлекательность» военной службы являются рядоположенными, взаимозависимыми структурообразующими престижа, но не тождественными ему. Каждая из указанных характеристик выполняет свои особые функции в системе социальных отношений, имеет свои сущностные черты, особую природу происхождения, это необходимо учитывать при исследовании престижа военной службы.

Необходимо рассмотреть тесную взаимосвязь понятия «престиж» с понятием «имидж» (англ. «image» — «образ», «подобие»). В современной литературе словом «имидж» обозначают особого вида образы-представления, широко используемые различными институтами для формирования установок массового сознания.

Любой имидж, в том числе имидж Вооруженных сил, может конструироваться целенаправленно, или непроизвольно, как побочный продукт какой-либо другой деятельности. Этот образ призван оказать эмоциональнопсихологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т.п. [6. С. 58]. Имидж оказывает сильное влияние на престиж.

Имидж Вооруженных сил как социального института оказывает существенное влияние на такое социальное явление как престиж военной службы в них. Это сказывается в уменьшении или увеличении привлекательности военной службы для индивидов, авторитете Вооруженных сил и уважении к военнослужащим в обществе.

Вооруженные силы тесно связаны с основными сферами жизни общества: материальнопроизводственной, политической, социальной и духовной. Следовательно, положение дел в этих сферах, их состояние во многом будут определять имидж Вооруженных сил и престиж военной службы в них. В целом все эти сферы оказывают влияние на формирование и динамику в общественном сознании престижа военной службы.

Имидж — это кратковременный образ Вооруженных сил, сформированный под воздействием ряда социальных факторов и условий. Он в разное время и в разных социальных контекстах может меняться как в положительную, так и в отрицательную сторону. Престиж военной службы как стереотип общественного сознания, сформированный на ценностной основе, имеет более устойчивое во времени и не подверженное быстрым изменениям положение.

Взаимосвязь и взаимозависимость престижа военной службы как явления существующего в общественном сознании и имиджа Вооруженных сил как образа-представления, складывающегося в индивидном сознании, очевидна. Престиж, как и имидж, выделяет социальный объект, создает впечатление его радикального отличия от других, наделяет явление характеристиками, лежащими за пределами его реальных качеств, причем любыми характеристиками, поскольку это производится с помощью ассоциаций и складывающихся стереотипов. Через всевозможные психологические и социально-психологические механизмы он внедряется в массовое созна-

ние, а ассоциации «привязывают» к явлению заданные характеристики в зависимости от целей тех, кто создает образы.

Если престиж можно представить как сложившийся в общественном сознании стереотип, то имидж всегда представляет собой в известном смысле полуфабрикат. Он лишь задает определенные направления для домысливания в соответствии с имеющимся опытом, а затем с помощью воображения каждый человек «соучаствует» в его создании, становится его «соавтором» и воспринимает его как собственное видение, а не как нечто навязанное извне. Имидж играет важную, а порой и определяющую роль в формировании и динамике престижа воинской службы.

Таким образом, имидж Вооруженных сил можно определить как образ-представление, методом ассоциаций наделяющий объект (Вооруженные силы) свойствами (социальными, психологическими, эстетическими и т.д.), которые не всегда имеют основания в реальных свойствах самого объекта, но обладают социальной значимостью для воспринимающего такой образ [6. С. 57]. «Престиж», как и «имидж», ограничивает рациональное познание армии и военной службы в ней и в то же время своим внушающим воздействием создает специфическую социальнопсихологическую установку действия.

Итак, престиж военной службы, как и имидж Вооруженных сил, может быть основным или побочным продуктом деятельности и не всегда является искусственным психологическим образованием. Есть основания полагать, что в настоящее время активные действия со стороны государственных органов по формированию престижа военной службы и положительного имиджа российской армии либо не предпринимаются, либо носят непоследовательный и разрозненный характер, осуществляются по остаточному принципу из-за дефицита средств на содержание армии.

Связь между действительностью и престижем военной службы обозначена в выражении «жить на уровне своего престижа». Важно не только создать «престиж военной службы» в Вооруженных силах, но и «жить на уровне этого престижа», все время его оправдывая и подкрепляя, тем самым поддерживая положительную динамику престижа военной службы.

Другими словами, Вооруженным силам как социальному институту, военной

службе в них едва ли удастся соответствовать созданному респектабельному и высоко функциональному образу-представлению без обеспечения надлежащей правовой защиты военнослужащих, решения комплекса социально-экономических проблем (льготы, жилье, денежное довольствие, социальное страхование и т.д.), надлежащей рекламы военной службы.

Соответственно, в общественном и индивидном сознании без поддержания положительного образа-представления о Вооруженных силах, не удастся поддерживать положительную динамику престижа военной службы. Престиж военной службы способствует формированию имиджа Вооруженных сил в индивидуальном сознании, в такой же мере имидж воздействует на динамику престижа военной службы в общественном сознании.

Условия XXI века предъявляют к важному политическому инструменту государства — Вооруженным силам — высокие требования, значительное несоответствие которым не способен завуалировать никакой престиж военной службы и имидж Вооруженных сил, озвучиваемый органами государственной власти и ничем не подтвержденный. Целенаправленное влияние на формирование и положительную динамику в обществе престижа военной службы в Вооруженных силах со стороны государства мало заметно. Косвенное влияние на данное социальное явление можно наблюдать, например, в циклах художественных фильмов и сериалов, посвященных военной службе в Вооруженных силах России. Примером такого формирования негативного образа армии является, на наш взгляд, сериал «Солдаты».

Для выявления совокупности характеристик и оценок, описывающих в общественном сознании образ российской армии и престиж военной службы в ней, автор данной статьи провел в октябре — ноябре 2009 года социологический опрос молодежи о том, что они думают о военной службе в Вооруженных силах РФ. В результате исследования были выявлены существенные моменты, которые иллюстрируют положение дел на всех уровнях восприятия престижа военной службы в массовом сознании молодых граждан России.

Примерно 10% опросных листов содержали тенденциозно негативные высказывания о военной службе в армии, авторами которых в

подавляющем большинстве являлись молодые люди, как правило, юноши, избегающие армейской службы. Столько же респондентов высказались об армии подчеркнуто положительно. Более информативной оказались ответы остальных опрошенных (75—80%).

Все слова, которые первыми пришли на ум респондентам при их размышлениях о военной службе в Вооруженных силах, можно разделить на три примерно равные группы: положительно, нейтрально и отрицательно характеризующие военную службу.

Среди положительных высказываний следует отметить следующие понятия: «долг Родине», «школа мужества», «воинские традиции», «дружба», «храбрость», «честь», «защита», «патриотизм», «Отечество» и т.п. Они максимально абстрактны в отличие от конкретных высказываний, которые отнесены к третьей группе.

Нейтральными, можно считать такие слова как, например: «служба», «военкомат», «форма», «оружие», «зарядка», «взвод», «фуражка», «письма» и т.п. Эта группа носит атрибутивный характер и позволяет обывателям безошибочно, без всяких оценок отличать одно явление, или вид деятельности от другого.

Третью группу составили негативные высказывания. Данная группа оказалась несколько большей по количеству понятий. Чаще всего, примерно в 60% случаев называлась «дедовщина», «беспорядок», «произвол». Причем «дедовщина» была в перечне одним из первых, вероятно ассоциативно в сознании людей это слово очень тесно связано с оценочными суждениями о современной армии.

Остальные высказывания опрашиваемых можно объединить по смысловым подгруппам: а) относящиеся к проблемам питания и быта (невкусная еда, тушенка, похлебка, железные кровати, чистка картофеля, рутина, бардак, выживание и т.п.); б) относящиеся к вопросам внешнего вида (короткая стрижка, лысые, недосыпание, усталость, грустные лица и т.п.); в) относящиеся к характерным событиям и явлениям, касающимся Вооруженных сил и службы в них (незащищенность, плачущие матери, нехватка денег, нищета, падение вертолетов, «откосить», отсрочки, самоволка, принуждение, откуп, взятки, унижение, риск, страх, дезертирство, глупое руководство, воровство и др.).

Анализ данных позволяет построить некую концептуальную модель, объясняющую механизм формирования престижа военной службы в сознании современных граждан. У каждого человека восприятие Вооруженных сил индивидуально и целостно, но вместе с тем обладает рядом общих для всех людей особенностей, позволяющих создавать универсальные уровни для объяснения этого процесса восприятия.

В данной модели целесообразно выделить три уровня: 1) мифологический (абстрактный); 2) виртуально-стереотипный; 3) предметный (конкретный). В ходе социальных взаимодействий и отношений на каждом из этих уровней восприятия формируется определенная часть престижа военной службы в Вооруженных силах.

Мифологический уровень восприятия — это глубинный, наиболее общий (абстрактный) слой коллективного бессознательного, который хранит социогенетическую память человеческого рода. Содержимое коллективного бессознательного является сознанию в виде непроизвольных мифов, символов и образов.

В процессе коммуникации общественное сознание наделяет представителей Вооруженных сил, саму армию и службу в ней качествами, которые могут быть им в данное время и не присущи, а менее значимые или же «невыгодные» в данный момент свойства отбрасывает. Воздействие, оказываемое, например, военнослужащим, перестает быть воздействием конкретной личности или престижа военной службы, оно ассоциируется с представлениями об армии и военной службе в целом, приобретает совершенно новые качества и эффективность. Происходит мифологизация образа военнослужащего, перенос престижа военной службы сформированного другими поколениями на военную службу сегодня.

На этом уровне формируются глубинные устойчивые представления о том, какой должна быть армия, формируется престиж военной службы. Здесь находится конгломерат неявных социальных, скрытых желаний, неосуществленных стремлений, человеческих чувств, как-то: древнейшие надежды на богатыря, воина-освободителя, патриотический дух народа, иррациональная вера в победу, ее мистифицирование.

Виртуально-стереотипный уровень восприятия отражает господство средств массовой коммуникации. Информационные потоки современных электронных и печатных средств массовой информации приносят огромное количество однопорядковых для восприятия информационных единиц: события в Чечне, новости из Ирака, цены на нефть, концерты поп-звезд, телесериалы, аналитические программы и т.д. Внутри информационного потока все эти и другие единицы являются равноудаленными от сознания воспринимающего субъекта. Картинки на телеэкране постоянно меняются. Каждую минуту происходит что-то новое. У человека не остается времени для того, чтобы объективно сформировать собственное рациональное отношение к демонстрируемым событиям. Гораздо проще положиться на уже выработанное средствами массовой информации стереотипное мнение. Таким образом искусственно стирается разница между боевой операцией в Чечне и результатом футбольного матча.

Предлагаемые стереотипы в отношении Вооруженных сил и военной службы в них далеко не однозначны и противоречиво сказываются на процессе формирования престижа военной службы в Вооруженных силах. Психологический след информации в массовом сознании становится большим, чем фактический смысл заявляемых сведений. Так, например, часть респондентов, которая опрашивалась во время демонстрации сериала «Солдаты», отражала в своем сознании представления об армии с помощью слов, наличие которых обусловливалось сюжетной линией фильма («прапорщик», «замполит», «медпункт», «ЧИПОК», «медсестра» и т.п.), в то время как другие участники опроса указанные слова практически не использовали.

Массовое сознание (впрочем, как и индивидуальное) весьма консервативно. Все многообразие современного мира оно склонно укладывать в своеобразные схемы или стереотипы. Для людей с разными возрастными, социальными, культурными, образовательными характеристиками общими становятся стереотипные представления, часто имеющие происхождения из прошлого. Это бывает в том случае, когда у многих из них присутствовали общие знания, полученные посредством типичных культурных источников (книги, школа, воспитание, СМИ, слухи и т.д.). Стереоти-

пизация — это шаблонный способ мышления, помогающий человеку осознать реальность, сделать ее более понятной и менее сложной. Стереотип, складывавшийся о престиже военной службы в Вооруженных силах веками, отражается и в индивидуальном представлении о нем.

Предметный (конкретный) уровень восприятия отражает реальное взаимодействие людей с Вооруженными силами, теми ее элементами, которые физически осуществляют функционирование военной системы или имели отношение к ней. Каким бы ни был целенаправленно конструируемый престиж воинской службы, на этом уровне он претерпевает самую значительную коррекцию. От взаимодействия с конкретными представителями военной организации, носителями престижа военной службы, в конечном счете, зависит результат восприятия военной службы в целом.

На конкретном уровне отражения особенно благоприятно воспринимается образ армии и службы в ней при условии, если явно просматриваются положительные для общества результаты ее функционирования.

Анализ ответов респондентов показывает, что совокупность положительных высказываний о Вооруженных силах следует расценивать как проявление мифологического уровня восприятия престижа военной службы. Это свидетельствует о значительном запасе уважения к армии и прочности социогенетической

памяти российского населения, опираясь на которые возможно повышать привлекательность военной службы в этой государственной организации. Происхождение негативных образов-представлений о военной службе в Вооруженных силах, по-видимому, следует относить к виртуально-стереотипному и предметному уровням восприятия. Учитывая стойкость стереотипов и наличие негативного личного жизненного опыта у большинства населения страны, можно предположить, что положительная динамика представлений о престиже военной службы в армии потребует длительных, целенаправленных и значительных усилий материального и духовного плана.

Любые содержательные размышления относительно престижа военной службы в Вооруженных силах становятся возможными, если придерживаться социологического подхода к анализу престижа, видеть многогранность и неоднозначность этого явления. Престиж военной службы — это, в первую очередь, надиндивидуальное образование, существующее в общественном сознании населения, являющееся результатом социального взаимодействия и социальных отношений, складывающихся в общественной среде с существующими в ней определенными общественными ценностями и обусловленное множеством внешних и внутренних факторов.

Литература

1. Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе».

2. Послание Президента РФ Федеральному собранию 5 ноября 2009 года.

3. Вдовин Ю.Н. Престиж воинской службы (философско-политологический анализ): Дис.... канд. филос. наук. М.: ГА ВС, 1992.

4. Вебер М. Класс, статус, партия // Социальная стратификация. Вып. 1. М., 1992.

5. Гизатулина Ю.Ф. Престиж как социокультурный феномен: Автореферат дис. ... канд. социол. Наук. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. Социол. фак. М., 1994.

6. Новик В.К, Передня Д.Г. Имидж современной российской армии глазами молодежи / Социологические исследования. 2006. № 5.

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1990.

8. Савиньски 3., ДоманьскиX. Структурообразующие аспекты социального престижа. Варшава, 1989.

9. Социальная стратификация. Вып.1. М., 1992.

10. Черноволенко В.Ф., Оссовский В.Л., Паниотго В.И. Престиж профессий и проблемы социальнопрофессиональной ориентации молодежи. Киев, 1979.

11. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г. Осипова. М., 1998.

12. Социологический энциклопедический словарь. М: Норма, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.