Научная статья на тему 'О престиже личности в трансформирующемся российском обществе'

О престиже личности в трансформирующемся российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
972
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТИЖ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРЕСТИЖ / ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ / ПРЕСТИЖНЫЕ ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Флоринская С. А.

Статья посвящена проблеме престижа личности в трансформирующемся российском обществе. Престиж личности рассматривается через призму престижных оценок, которые лежат в основе человеческих отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual Prestige in the Changing Russian Society

The author discusses the individual prestige based on the prestigious beliefs and ratings, which are the starting points for human relations.

Текст научной работы на тему «О престиже личности в трансформирующемся российском обществе»

ПОЛЕМИКА

УДК 306.16

О престиже личности в трансформирующемся российском обществе

Флоринская С.А.,

аспирант, flo-snezhana @yandex. ru,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The author discusses the individual prestige based on the prestigious beliefs and ratings, which are the starting points for human relations.

Статья посвящена проблеме престижа личности в трансформирующемся российском обществе. Престиж личности рассматривается через призму престижных оценок, которые лежат в основе человеческих отношений.

Ключевые слова: престиж личности, социальный престиж, трансформация социальных институ-

тов, престижные оценки.

Проблема престижа личности актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане, прежде всего, потому что престижные оценки лежат в основе всех человеческих отношений.

В период системного кризиса, охватившего все стороны жизни человека и общества, в условиях неопределенности и неравновес-ности возрастает роль личностного фактора, индивидуальной воли, которая при условии престижности личности позволяет влиять на жизнедеятельность и судьбы многих людей. Мобилизовать престижную личность в условиях социокультурных трансформаций для решения социально значимых проблем, использовать потенциал такой личности на благо общества — одна из важнейших задач Российского государства по выходу из кризиса. При этом знание механизма функционирования оценок престижа является необходимым условием целенаправленного формирования престижа личности, соответствующего новым российским реалиям.

В условиях происходящей трансформации социальных институтов, интенсивной социальной динамики, циркуляции элит, в условиях напряженности, нестабильности общества стремление к престижу не является движением от «Я»-реального к «Я»-идеальному, желанием самореализоваться. Стремление к престижу становится показателем желания обладать социально-

экономическими благами, иметь возможность влияния, хотя бы иллюзорного (через приобретение символов престижа), приобщиться к субъективно желаемому положению.

В идеале достижение престижа связано с определенными волевыми усилиями, с созидательно-преобразующей деятельностью, одной из детерминант которой является высокий уровень субъектности (осознание, рефлексия субъектом своих потребностей, интересов, влечений, реального потенциала). Однако при существующих социетальных отношениях имеют место нерефлексируемые социальные поведение и деятельность. Престижные оценки личности воспроизводятся из поколения в поколение и автоматизируются. Поэтому престиж не способствует движению к идеальному, а провоцирует отчужденную организацию духовной жизни, организует ее заданным образом, превращает в независимую, довлеющую над человеком, враждебную ему силу.

Из-за неоднозначности трактовки природы престижа в общественных науках, неопределенностью его качественных характеристик и в связи с динамикой престижных оценок в последнее время возросла необходимость переосмысления сущности данного феномена. Все ярче проявляющиеся тенденции глобализации приводят к тому, что стратификационная сущность престижа проявляется не только на мезо- и макроуровнях, но и на микроуровне. Престиж, пытаясь иерархизировать геопо-

ПОЛЕМИКА

литические, экономические, транскультурные позиции, ставит под сомнение концепцию «равновесия систем». Муссируется идея «подтягивания мировой периферии» к «мировым державам», чей способ жизнедеятельности призается престижным. На индивидуальном уровне престиж ранжирует людей, определяет степень их значимости и, соответственно, косвенно опровергает теорию эгалитаризма.

Не оценивая указанное явление как положительное или отрицательное, отметим амбивалентность проявления престижа, как на индивидуальном, так и на групповом уровнях. С одной стороны, идет унификация оценок престижа (признаки этого - крах прежней системы ценностей, распространение единых символов престижа, унификация моды и т.д.). С другой стороны, престиж объединяет в себе разнообразные мифы. Показатель этого — возникновение девиаций в общем процессе социализации, различие в стремлениях, интересах людей, дифференциация оценок престижа на уровне субкультур.

Трансформация иерархии значимых ценностей, их дифференциация и локализация провоцирует рост девиаций престижа личности. Прогнозирование подобных девиаций, тенденций их развития позволяет проследить изменения престижных оценок личности и возможности ее влияния на отдельные электоральные группы. Вследствие этого становится возможным профилактика и предупреждение асоциального поведения.

Изучение престижа важно в контексте экзистенциальных проблем личности. Престиж мифологичен, иллюзорен и представляет собой некий «фикционный финализм» (термин

А. Адлера), ибо стремление к нему есть фикция. Эмпирически невозможно объективно проверить его результат, прогнозировать степень удовлетворенности человека по мере приближения к престижу. Всегда существуют объекты более престижные, чем те, которые были целью жизни. Тем не менее, стремление к престижу наполняет смыслом жизнь и отдельных личностей, и общностей в целом.

Стремление к престижу воспитывается и развивается в процессе социализации и является показателем желания человека реализовать свой потенциал, неотъемлемую составляющую структуры личности. От рождения стремление к престижу присутствует у всех в виде теоретической возможности, а не реаль-

ной данности, и каждый человек может осуществить эту возможность своим собственным путем. Изучение престижа личности поможет наполнить новым содержанием понятие личности, показать новые пути ее самореализации.

Изучение проблемы престижа личности требует изучения реальной социокультурной ситуации, ценностей российского общества, стереотипов общественного мнения, а также пересмотра традиционных методов социологических исследований престижа. Проблема престижа личности является актуальной социологической, психологической и философской проблемой, нуждающейся во всестороннем и глубоком научном исследовании.

Впервые престиж стал объектом научного исследования ученых-социологов с точки зрения его стратификационной сущности (Б. Барбер, М. Вебер, К. Дэвис, Р. Мертон, У. Мур, Т. Парсонс, А.Р. Редклиф-Браун,

В.М. Быченков, С.И. Замогильный, Т.И. Заславская, В.И. Ильин, В.В. Радаев, О.И. Шка-ратан и др.). Они рассматривают престиж как меру социального статуса и основание деления общества на страты. Изучение престижа в данном контексте проводилось не только на теоретическом, но и на практическом уровне. Попытки эмпирически измерить показатели ранга положения и престижа предпринимались такими учеными, как Т. Гейгер, Р. Кеннинг, К. Саваластога,

А. Сарапата, У.Л. Уорнер, А. Холлингсхеад, Р.К. Хатт. Исследования предпосылок существования, принципов функционирования феномена «престижного потребления» во всех его формах проявления принадлежат Т. Веблену, Г. Зиммелю, В. Зомбарту, Р. Кенигу, Р. Миллсу, В. Паккарду, Г. Тарду.

Сегодня все чаще говорят о глобализации престижных оценок и унификации механизма престижирования (Э. Гидденс, М. Кастельс, Р. Харрис). Однако до настоящего времени наиболее детальное, и обоснованное изучение престижа по-прежнему принадлежит М. Веберу и П. Сорокину.

В отечественной социологии глубокого фундаментального теоретико-методологического анализа принципов и механизма функционирования престижа не предпринималось. Первые наиболее удачные попытки таких исследований принадлежат новосибирским ученым под руководством В.Н. Шуб-

кина (60-е годы), которые ввели в научный оборот понятие «престиж профессии», что и предопределило дальнейший ход научной мысли в отечественной социологии. Предметом изучения стала иерархия престижа и привлекательность различных сфер деятельности, без должного учета личностного фактора (С.А. Войтович, И.М. Попова, М.Х. Титма,

B.Ф. Черноволенко и др.).

Ученые Украины исследовали специфические черты общественного сознания — детерминанты престижного отношения к действительности и профессиональной ориентации молодежи.

Прибалтийские ученые изучали иерархию престижных профессий, пытаясь установить зависимость шкалы престижа от социальнодемографических и поселенческих факторов .

Одним из научных ориентиров проблемы изучения престижа личности может послужить стратификационный подход (Т.И. Заславская, СИ. Замогильный, В.И. Ильин, В.В. Радаев,

C.Г. Саблина, Н.Е. Тихонова, О.И. Шкаратан) ;

На анализ престижа личности существенное влияние оказали исследования:

• статуса (М. Вебер, В.Г. Нецветаев, С.Г. Саблина и др.) ;

• элит (Г.К. Ашин, М. Афанасьев, М. Вебер,

B.И. Ильин, О.И. Крыштановская, Р. Миллс, М. де Сен Мартен, Е.В. Охотский, Н.В. Петров и др) ;

• авторитета (М. Вебер, В.В. Калиничев, Т. Карлейль, Н.М. Кейзеров, В.Д. Комаров, Я. Кучер, Г. Лебон, Б. Поршнев и др.) ;

• стереотипа и установки (С. Аш, В.М. Бехтерев, Дж. Дэвис, Ф. Знанецкий, У. Липпман, А.С. Прангишвили, У. Томас, Д. Узнадзе, Д. Чарквиани, М. Шериф, Ж. Эллюль, В. Ядов и др.) ;

• мотивации (В.Г. Асеев, Дж.Аткинсон,

C.Б. Каверин, B.C. Магун, М.Ш. Магомед-Эминов, А. Маслоу, Г. Мюррей, Д. Макклелланд, X. Хаккаузен, П.М. Якобсон и др.) .

Исследуя проблему престижа личности в условиях трансформации российского общества, следует опираться на логику социологического подхода, в основе которого лежат фундаментальные положения концепции М. Вебера (престиж как мера социальных статусов и основа неравенства в обществе); П. Сорокина (престиж как одно из оснований социальной мобильности); П. Бурдье (учение о роли габитуса в системе идентифи-

кации с престижной группой); Э.Дюркгейма, Т.Парсонса (зависимость престижа от системы ценностей); Г.Шмоллера, Р.Вормса (различие социального и профессионального престижа); М.Кастельса (концепция глобализации престижных оценок); Д.Белла (концепция престижа профессиональных групп в постиндустриальном обществе).

В начале 80-х годов XX века стали закладываться основы исследования различий социально значимого поведения индивидов, их стремления к престижу в зависимости от качественных характеристик их деятельности: привлекательности, социально-экономических условий выполнения, возможностей для творческого роста, повышения квалификации, морального и материального вознаграждения .

Это были первые попытки учесть особенности личности (ценности, мотивы, образование и др.) при рассмотрении престижа. Однако они не получили дальнейшей поддержки, и в начале XXI в., когда все настойчивей заговорили о возрастающей роли личностного фактора, мы вновь сталкиваемся с изучением престижа профессий. Особенно наглядно это проявляется в системе государственной службы (исследователи В.Э. Бойков, В.В. Дьякова, Г.П. Зинченко, Н.В. Романовский, П. Шепель, С.О. Шихлинский и др.)

Вопросы престижа рассматриваются в отдельных отраслях научного знания. Так, в социологии, кроме указанной стратификационной сущности престижа, подчеркивается его аксиологический аспект (А.Н. Вардамацкий,

С.А. Войтович, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, А.А. Кисель, М.К. Мамардашвили, И.М. Попова, А.К. Уледов).

На основе сложившейся общепринятой системы ценностей престиж ранжирует людей, группы, профессии и т.д. в соответствии с их значимостью и актуальностью для общества. Однако представители аксиологического подхода упускают из виду индивидуальную систему ценностей, существенным образом влияющую на оценки престижа. Более того, в условиях ломки общественной ценностной системы усиливается значение индивидуальных ценностей, индивидуальных оценок престижа. Возникает ситуация, когда критерии престижа, ранее считавшиеся девиантными, становятся эталонами. Поэтому на современном этапе развития отечествен-

ПолЕМикА

ной социологии важно изучать именно престиж личности, а не престиж профессии.

В политологии престиж является объектом внимания в контексте проблемы существования элит (Г.К. Ашин, П. Бурдье, В.М. Быченков, О. Крыштановская, Д. Крэстева, Е.В. Охотский), власти (М.В. Ильин,Э. Канет-ти), политического лидерства (Ж. Блондель, Фред И. Гринстайн, Дж. Кенджеми, Г. Лебон, Г.А. Авцинова, Г.К. Ашин, Г.Г. Дилигенский, Л.Я. Гозман, Е. Егорова, Е.Б. Шестопал). При этом ученые-политологи подчеркивают компенсаторную функцию престижа, позволяющую в социально приемлемых формах чрезмерное стремление к власти, контролю над собой и людьми (А. Джордж, Г. Лассуэл).

Компенсаторная сторона престижа исследуется в психологии. Так, в психоаналитической концепции 3. Фрейда источник стремления к престижу находится в глубинах психики человека и связан, как правило, с наличием глубоких комплексов неполноценности. Престиж личности в контексте стремления к власти рассматривается в концепции психоанализа власти (С. Московичи, Э. Эриксон, К. Юнг, Д. Ранкур-Лаферриер, Н.С. Автономова). А. Адлер говорит, что стремление к престижу и превосходству является врожденным, изначально присущим всем людям, но степень выраженности этого стремления зависит от среды развития личности. Стремление к престижу способствует развитию личности, хотя и иллюзорно.

Авторы гуманистического направления в психологии личности (А. Маслоу, К. Роджерс) рассматривают престиж как основу уважения и самоуважения человека, без которых вряд ли можно стать престижной личностью. Гуманисты трактуют обладание престижем как возможность для дальнейшей реализации личностного потенциала, для самоактуализации. Однако, как показывают наши исследования, на современном этапе развития российского общества престиж более связан с материальными, нежели с духовными аспектами жизнедеятельности.

Интересен мотивационный подход к изучению престижа. По мнению Д. Мак-клеланд, Дж. Аткинсон, Д. Роттер, X. Хек-хаузен и др., стремление к престижу является показателем выраженности мотивации достижения. Доминирование мотива достижения над мотивом стремления избе-

жать неудачи позволяет прогнозировать заинтересованность личности в престиже.

Подходы к изучению престижа личности далеко неоднозначны, порой противоречивы и не обоснованы. Такие различия можно объяснить разными целями исследования, которые обусловливают позицию и направление мысли исследователя. Анализ показывает, что исследования престижа не систематизированы, не имеют единой научно-методической базы, несмотря на то, что престиж способствует закреплению и воспроизводству особо важных для общества социальных отношений и играет значительную роль в саморазвитии личности. Мало исследованы источники возникновения, механизм функционирования, динамика престижных оценок. Недостаточный учет личностного фактора, боязнь «психологизма» привели к тому, что оказались не исследованы девиации престижа, специфика престижа представителей отдельных субкультур, духовные аспекты престижа личности.

Интересно рассмотреть престиж как целостное многоуровневое социальнопсихологическое явление, подчиненное законам развития личности и общества. Престиж личности формируется в определенных социокультурных условиях, порожденных традициями, культурой, менталитетом народа, фиксируется в стереотипах и социальных установках и регулирует поведение личности.

Престиж проявляется в конкретноисторических формах деятельности личности (социальной, политической, управленческой, научной, художественной и др.). Нас интересует социологический аспект престижа личности, т.е. взаимовлияние личности и социума, индивидуальных и общественных критериев престижа, условия формирования престижных оценок и возможность их отклонения от общепринятых норм в условиях социокультурной трансформации России.

Формирование общетеоретической модели престижа личности в условиях трансформации российского общества могла бы стать основной целью для прикладных исследований престижа.

Выполнение поставленной цели потребовало бы решения следующих теоретических и научно-практических задач:

• осуществление концептуальной разработки понятия «престиж личности», изучив взаимоотношения между понятиями «пре-

стиж», «статус», «авторитет», «уважение», «аттракция»;

• социологическое осмысление престижа личности, его функционального значения с точки зрения стратификационной, аксиологической, социально-психологической сущности;

• выявление системы условий и факторов, влияющих на престиж личности: от наследуемого социального положения до индивидуальной мотивации, определяющей формирование и развитие престижной личности и социальных ожиданий относительно ее поведения;

• раскрытие механизма формирования престижа личности, показа значения в нем социокультурных условий, общественных и индивидуальных оценок, факторов престижа;

• определение основных направлений девиаций престижных оценок в условиях социокультурной трансформации российского общества;

• разработка теоретической модели социального прогнозирования динамики престижа личности в современных российских условиях.

Таким образом, престиж личности в трансформирующемся российском обществе представляет собой своеобразную, за-

крепленную в образах, символах, нормах, ценностях программу социального поведения людей и их объединений; выражается в комплексе ролевых обобщенных показателей, имеющих стратегическое структурное и ценностное значение для данной системы. Выявляя характеристики престижа, можно прогнозировать его временную стабильность.

Высшей точкой стабильности престижа является тот момент, когда интериоризация общественно значимых ценностей превращается в индивидуальном сознании и поведении в подлинную морально-нравственную мотивацию. В этом случае мы говорим о высокой степени совпадения индивидуальных и общесоциальных оценок престижа.

Источником развития престижа личности являются как социальные факторы (соответствие системе ценностей, социальным установкам, экспектациям значимых лиц), так и индивидуальные (система интересов, потребностей и мотивов быть престижным). В условиях социокультурной трансформации престиж личности видоизменяется из-за деформации всей системы социальных институтов, их переориентации на вновь утверждающиеся социальные нормы, ценности, отношения.

Литература

1. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социс. 1994. № 5.

2. Гизатулина Ю.Ф. Престиж как социокультурный феномен: Автореф. дис. ... канд. социол. наук / МГУ им.

М.В. Ломоносова. М., 1994. 22 с.

3. Грунтовский И.И. Престиж воинской службы офицерского состава Вооруженных Сил Российской Федера-

ции и пути его повышения: социологический анализ. Автореф . дис. ... канд социол. Наук / СГА. М, 2004.

4. Дзядуков К.И. Должность как социальное явление: Автореф. дис. ... канд. социол. наук / (Рос. акад. гос. служ-

бы при Президенте РФ). М, 2000. 24 с.

5. Заславская Т.И. Трансформация социальной структуры российского общества // В кн.: Куда идет Россия?

Социальная трансформация постсоветского пространства. М., 1996.

6. Кардамонов О.А. Престиж и пафос как жизненные стратегии социоэкономической группы (анализ СМИ) //

Социс. 2001. № 1.С. 66-72.

7. Комлева В.В. Престиж государственной службы: проблемы социологического исследования: Автореф. дис. ...

канд. филос. наук. Тамбов, 2000. 20 с.

8. Социальная и культурная динамика. Опыт многонациональной России. М., 1998.

9. Тихонова Н.Е. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике. М., 1999.

10.Черноволенко В.Ф., Осовский В.Л., Паниотто В.И. Престиж профессий и проблемы социальнопрофессиональной ориентации молодежи: Опыт социологического исследования. Киев: Наук. думка, 1979. 162 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.