© Давыдова М.Л., Макаров В.О., 2012
®
УДК 340.1 ББК 67.072
ПРЕСС-РЕЛИЗ
МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ И ЕС: ПРАВОВЫЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕШЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ»
М.Л. Давыдова, В.О. Макаров
В статье обозначена актуальность проблематики проходившей 5-6 апреля 2012 г. в Волгограде Международной научно-практической конференции «Миграционная политика в России и ЕС: правовые, экономические, институциональные аспекты решения региональных проблем». Представлена общая хронология конференции и содержание наиболее интересных докладов.
Ключевые слова: Международная научнопрактическая конференция, миграция, миграционная политика России, миграционная политика в Европейском Союзе, проблемы миграции.
В настоящее время комплекс проблем, вызванных миграционными процессами в Волгоградской области, не являющейся в этом смысле исключением ни из общероссийских, ни из европейских тенденций, сводится к двум основным противоречиям. Во-первых, являясь с демографической точки зрения умирающим регионом и поэтому остро нуждаясь в притоке населения, Волгоградская область сталкивается с отрицательным, порой крайне негативным, отношением принимающего сообщества к мигрантам. Во-вторых, интеграция мигрантов, особенно «культурно далеких», но не только их, довольно часто осложняется нежеланием или неготовностью с их стороны воспринимать язык и социальные нормы принимающего сообщества. Названные проблемы, безусловно, носят социокультурный характер и ни в коей мере не могут быть сведены к вопросам совершенствования миграционного законодательства, что требует их обсуждения на междисциплинарном уровне. Юриспруденция выступает здесь лишь одним из множества средств, необходимых для решения существу-
ющих проблем. В юридической плоскости можно выделить два наиболее важных аспекта. С одной стороны, это закрепление правовых механизмов, создающих условия для решения миграционных проблем (создающих условия для решения, но не решающих проблемы, так как решение их требует реализации комплекса социальных, экономических, политических мер, которые лишь опосредуются правом). С другой стороны, собственно юридическим вопросом является устранение барьеров в работе уже существующих правовых механизмов. Подобные барьеры могут быть собственно юридическими и организационными. В первом случае речь идет о недостатках миграционного законодательства, непродуманных или ошибочных правовых нормах, юридических пробелах или коллизиях. Вторая группа барьеров связана с вопросами реализации законодательства о миграции, эффективности его действия и теми препятствиями (коррупция, отсутствие обратной связи и др.), которые снижают эту эффективность.
Учитывая сказанное, обсуждать юридические механизмы существующих проблем имеет смысл, лишь опираясь на всесторонний анализ сложившейся ситуации. Для этого необходимо объединить усилия представителей научного сообщества (не только юристов,
но и экономистов, социологов, философов, лингвистов), чиновников, бизнесменов, руководителей национальных общин. Именно поэтому кафедра конституционного и муниципального права Волгоградского государственного университета инициировала проведение не узкоспециального мероприятия, посвященного сугубо юридическим аспектам миграционной политики, а междисциплинарного научно-практического семинара. Инициатива была поддержана российским представительством Фонда им. Конрада Аденауэра, обеспечившим участие специалистов из Австрии и Германии, а также компенсировавшим расходы, связанные с приездом в Волгоград российских и украинских ученых из Москвы, Ставрополя, Махачкалы, Воронежа, Самары и Одессы. Для того чтобы обеспечить предметное обсуждение миграционной ситуации в Волгоградской области, к участию в конференции были приглашены представители государственных и муниципальных органов, работодателей, правозащитных общественных организаций, национальных общин, а также студенты и аспиранты волгоградских вузов, являющиеся гражданами государств ближнего и дальнего зарубежья и на собственном опыте знакомых с положением мигрантов в Волгоградской области.
В итоге 5-6 апреля 2012 г. в Волгограде прошла Международная научно-практическая конференция «Миграционная политика в России и ЕС: правовые, экономические, институциональные аспекты решения региональных проблем». Ниже представлена общая хронология конференции и содержание наиболее интересных докладов.
Первый день конференции прошел в актовом зале Волгоградского филиала Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. С приветственными словами перед участниками конференции выступили доктор исторических наук, профессор, директор ВФ РАНХиГС Игорь Олегович Тюменцев; заместитель начальника УФМС России по Волгоградской области Николай Вениаминович Плюснин; кандидат юридических наук, доцент, декан юридического факультета ВолГУ Илья Степанович Дикарев; представитель Фонда им. Конрада Аденауэра Елена Леонидовна Данченко. Выступающие отметили
необходимость установления межкультурной коммуникации, а также восприятия мигранта прежде всего как личности.
Структура конференции состояла из четырех тематических блоков, первый из которых был посвящен концептуальным основам миграционной политики и предполагал преимущественно освещение зарубежного опыта. Модератором в данном блоке выступила Марина Леонидовна Давыдова, доктор юридических наук, заведующая кафедрой конституционного и муниципального права Волгоградского государственного университета. Первым выступающим стал профессор, вицеректор Венского университета, член Экспертного совета немецких фондов по вопросам интеграции и миграции Хайнц Фассман с докладом на тему «Европейская миграция: эмпирические данные и политическое регулирование», в котором были освещены основные каналы европейской миграции. Ими являются:
1) трудовая миграция; 2) воссоединение семьи; 3) этнически привилегированная миграция; 4) вынужденная миграция. Приведя обширную статистику европейских стран, господин Фассман отметил, что политическое регулирование в последние годы было изменено: акцент теперь делается не на миграционную ротацию низкоквалифицированных работников, а на достаточно жесткий отбор и принятие в страну высококвалифицированных кадров. Среди современных проблем было выделено отсутствие четкой унификации европейских миграционных правил и нехватка соответствующей идентичности.
Работа блока продолжилась выступлением доктора юридических наук, профессора кафедры права Европейского Союза и сравнительного правоведения Одесской национальной юридической академии Мехмана Дамир-ли на тему «Концептуальные основы формирования миграционно-правовой политики государства в современных условиях». На основе анализа ряда факторов, которые обусловливают становление миграционно-правовой политики современного государства, был сделан вывод, что предпочтительной является политика мультикультурализма без образования закрытых анклавов.
Тематика второго блока касалась современной экономики, миграции, занятости насе-
ления. Здесь прозвучал достаточно критичный и вызвавший бурную дискуссию доклад доктора экономических наук, заведующего кафедрой маркетинга и рекламы Волгоградского государственного университета Даниила Петровича Фролова «Миграция, конкуренция регионов и территориальный маркетинг». Довольно провокационно прозвучали его предложения ужесточить государственное регулирование в данной сфере, сформировать национальные республики в сибирских регионах Российской Федерации и предоставить их жителям азиатских стран с целью сохранения данных территорий. Обоснованием этих предложений послужила резкая критика миграционной политики современного российского государства и констатация существования целого ряда иллюзий относительно этой политики - иллюзии ротации, ассимиляции и регулирования.
Серьезные статистические данные содержались в докладе Ольги Степановны Олейник, доктора экономических наук, заслуженного экономиста РФ, руководителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области. Выделив в качестве основных факторов, влияющих на миграционные процессы в Российской Федерации, геополитические (распад СССР) и экономические (поиск работы, улучшение жилищных условий, повышение уровня и изменение образа жизни), О.С. Олейник привела обширную статистику по Волгоградской области. Основными тенденциями миграционной ситуации в Волгоградской области являются: 1) рост внутрироссийского миграционного обмена; 2) качественные изменения в потоках мигрантов (увеличение доли лиц с высоким уровнем образования); 3) увеличение внутрирегиональной миграции, связанной с процессом урбанизации; 4) снижение миграционных потоков населения из стран СНГ.
Практический аспект вопроса трудовой миграции подробно представила индивидуальный предприниматель Балабанова Татьяна Петровна в докладе «Проблемы легализации трудовых мигрантов в Волгоградской области». Занимаясь официальной легализацией иностранных граждан, приезжающих для временного трудоустройства в Волгоградскую область, она выявила ряд законодательных проблем, создающих препятствия для разви-
тия сферы легальной миграции. Прежде всего, это действующая сегодня система квотирования, подстегивающая нелегальную трудовую миграцию и создающая бюрократические барьеры у желающего заниматься трудовой деятельностью на территории региона легально. При этом сложности возникают и в результате невозможности точного прогнозирования необходимого работодателю количества квот на будущий сезон. Таким образом, предлагается либо отменить систему квотирования для низкоквалифицированной трудовой миграции из стран с безвизовым режимом, либо перенести нормативное решение проблемы с федерального на региональный уровень. Необходимо также установить и применять ответственность, адекватную личному вкладу чиновника в процессе исполнения или неисполнения гарантий, данных государством сельхозтоваропроизводителям. В рамках обсуждения докладов этого блока принял участие директор Центра занятости населения г. Волгограда Валерий Иванович Нечаев.
Третий тематический блок конференции был посвящен вопросам миграции и охраны правопорядка. В качестве модератора выступил Александр Владимирович Одинцов, кандидат социологических наук, эксперт общественно-консультационного совета при УФМС России по Волгоградской области. Открыла работу данного блока советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса, начальник отдела по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев УФМС России по Волгоградской области Татьяна Анатольевна Бирюкова со своим докладом «Адаптация мигрантов: проблемы, пути решения». Отметив необходимость просветительской деятельности в среде мигрантов, Татьяна Анатольевна сделала акцент на обучении мигрантов русскому языку. Действенный эффект, по ее мнению, должны оказать специализированные центры либо школы мигрантов, созданные на условиях государственно-частного партнерства. При этом важен и вопрос адаптации принимающего сообщества к мигрантам. Необходимо, во-первых, устранение предрассудков и стереотипов в отношении мигрантов, мешающих диалогу, и, во-вторых, налаживание постоянного диалога с коренным населением, особенно молодежью.
Алексей Викторович Солохин, полковник внутренней службы, начальник отдела иммиграционного контроля УФМС России по Волгоградской области, продолжил развивать тему практических аспектов правового регулирования миграционных процессов в Волгоградской области. В своем выступлении на тему «Проблемы иммиграционного контроля на территории Волгоградской области» он отметил, что количество преступлений, совершенных иностранными гражданами, из года в год практически стабильно, в то время как число преступлений, совершенных в отношении иностранных граждан, в настоящее время снижено, в связи с чем недопустимо, по его мнению, говорить о возможности отмены системы квотирования как одного из средств удержания криминогенной ситуации под контролем. Нарушение миграционного законодательства преимущественно происходит в аграрных хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей в районах области. Алексей Викторович также отметил сегодняшние изменения в законодательстве, касающиеся сроков и порядка привлечения к административной ответственности иностранных граждан, не поставленных на учет по месту пребывания в установленном законом порядке.
Выступление доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Республики Дагестан, заведующего кафедрой теории государства и права Дагестанского государственного университета, члена Координационного совета при Президенте Республики Дагестан по проблемам формирования гражданского общества, председателя Общественной палаты Республики Дагестан Абулмуслима Магомедовича Муртазалиева было посвящено «Некоторым вопросам совершенствования миграционной политики на региональном уровне». Охарактеризовав миграционную ситуацию в Северо-Кавказском регионе, Абулмуслим Магомедович отметил такие проблемы, как, например, пробельность миграционной политики в отношении этнических животноводов из Дагестана, работающих на территории сопредельных субъектов, а также незаконная миграция из стран ближнего зарубежья. По его мнению, сложное социально-экономическое
положение республики и относительно высокий уровень безработицы будут в дальнейем способствовать напряженности миграционной ситуации, а также противоправным действиям со стороны нелегальных мигрантов (иностранных граждан), прибывающих в республику, и российских граждан, предоставляющих им рабочее место и жилье.
Завершил работу первого дна конференции доклад Светланы Юрьевны Ивановой, доктора философских наук, профессора, руководителя научной группы политико-идеологических исследований, главного научного сотрудника Южного научного центра РАН, на тему «К вопросу о конфликтогенном потенциале социально-экономических “сетей” мигрантов». На основе обширных статистических данных, полученных в ходе проведения социологических опросов, Светлана Юрьевна осветила вопросы отношения мигрантов и коренного населения Ставропольского края друг к другу, а также выделила основные факторы, влияющие на конфликтогенность миграции. При этом социальные «сети» этнических мигрантов являются прежде всего средством социальной и экономической адаптации иноэтнических мигрантов, чаще всего занимающих те экономические ниши, которые не востребованы автохтонами, их этноконфликтный потенциал весьма скромен.
Второй день конференции проходил в стенах Волгоградского государственного университета. Здесь гостей приветствовали ректор ВолГУ, доктор экономических наук, профессор Олег Васильевич Иншаков и председатель Волгоградской городской думы Ирина Александровна Карева. Олег Васильевич отметил, что очень важно создать механизмы адаптации мигрантов, которые на сегодняшний день в большинстве своем отсутствуют. Они должны стать также удачными и эффективными фильтрами для людей, которые действительно хотят жить и работать на законных основаниях и могут поспособствовать развитию государства. В свою очередь, Российская Федерация должна создавать благоприятные условия для их жизни. Ирина Александровна Карева заявила, что миграция - важный фактор общественного развития, а также отметила, что наша страна имеет богатую миграционную историю, но
пока отсутствует стройная законодательная система в этой сфере. Ее обсуждение крайне важно для политиков и экономистов, потому что на основе выводов, рекомендаций специалистов они могут принимать важнейшие решения. При этом в регионе явно чувствуется дефицит рабочих рук, особенно в сельском хозяйстве, строительстве. Поэтому так важно выстроить правильную, взвешенную миграционную политику.
В обсуждении правозащитной тематики в рамках тематического блока конференции, посвященного миграции и защите прав человека, приняли участие уполномоченный по правам человека Волгоградской области Валерий Александрович Ростовщиков и уполномоченный по правам ребенка Волгоградской области Нина Николаевна Болдырева, председатель Общественно-консультативного совета при УФМС России по Волгоградской области Александр Алексеевич Кривцов.
Доктор филологических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ, заслуженный работник Высшей школы Российской Федерации, директор Института филологии и межкультурной коммуникации Волгоградского государственного университета Николай Леонидович Шам-не прочитал доклад на тему «Региональная миграция и проблемы ксенофобии в СМИ». Профессор предложил рассматривать вышеназванный вопрос в контексте двух парадоксально связанных друг с другом процессов -глобализации и национальной идентификации. Анализируя множество примеров из средств массовой информации, Николай Леонидович пришел к выводу, что образ этнически «Чужого» зачастую имеет в российской прессе конкретную интерпретацию, которая может нести и откровенно интолерантный характер. Образ «Чужого» как «Врага» актуализируется чаще всего и это ведет к трансформированию этнической картины мира населения и способствует распространению ксенофобских настроений в обществе. При этом преобладание негативного прагматического потенциала в газетных публикациях способствует неприятию других этносов и вызывает внутреннюю агрессию у читателей. Это ставит перед журналистами задачу выступать в каче-
стве посредников в межкультурной коммуникации и демонстрировать толерантное отношение к разным культурным и этническим социумам.
В докладе Марины Викторовной Немы-тиной, доктора юридических наук, профессора, заведующей кафедрой теории и истории государства и права Российского университета дружбы народов, на тему «Гармонизация публичных и частных интересов в правовом регулировании миграционных отношений» были выделены и рассмотрены три периода в правовом обеспечении миграционных процессов, которые также отражают общие тенденции развития российского общества, государства и права. С начала 90-х гг. XX в. до 2001 г. в правовом регулировании превалировали права и интересы человека как частного лица. С 2002 по 2006 г. наблюдается резкое усиление роли государства в регулировании миграционных процессов. В абсолют возводятся публичные интересы, которые трактуются как тождественные государственным. В последние же годы миграционную политику можно условно охарактеризовать как направленную на установление относительного баланса публичных и частных интересов в правовом регулировании миграционных отношений.
Модератором круглого стола «Механизмы решения миграционных проблем: общегосударственный и региональный уровни» выступил Хашматулла Бехруз, доктор юридических наук, профессор кафедры права Европейского Союза и сравнительного правоведения Одесской национальной юридической академии. Открыв обсуждение собственным докладом «Оптимизация государственной политики в сфере иммиграции: опыт Украины», он отметил, что миграционная политика - это прежде всего часть общей правовой политики государства. Заявив, что украинская миграционная концепция практически полностью совпадает с германской, докладчик подчеркнул, что проблема, по его мнению, состоит в правоприменении, а не в изъянах нормативной базы. При этом миграционный орган должен быть регулирующей институцией, а не карательным образованием, направленным на борьбу с миграционными потоками. Поиск эффективных решений проблем, связанных с иммиграцией, предполагает работу в следую-
щих направлениях: создание механизмов контроля соблюдения положений Конвенции о статусе беженца, Международной конвенции о защите прав трудящихся мигрантов и членов их семей; налаживание эффективного сотрудничества между государствами; разработка информационной стратегии; организация приема, въезда и транзита; предоставление социальной помощи и правовой защиты; нахождение приемлемых вариантов для беженцев; социальная адаптация иммигрантов и др.
В рамках круглого стола был заслушан доклад второго гостя, приглашенного Фондом им. Конрада Аденауэра, - Бернда Зайферта, сотрудника отдела по делам детей, молодежи и семьи администрации г. Кельн. Он изложил концепцию укрепления интегративного городского сообщества, успешно апробированную в г. Кельне. Все миграционные вопросы Кельна находятся в компетенции Интеграционного совета, включающего в себя, в том числе, и выборных представителей мигрантов, которые в большинстве своем являются молодыми людьми. Развивая интеграционные процессы, мигрантов вовлекают во все сферы жизни города. В рамках интегративной концепции функционируют различные тематические рабочие группы: 1) демократическое развитие;
2) языковая интеграция; 3) территория города (социальная), в том числе интеграция через спорт, культуру; 4) образование и профессия; 5) общественная работа. Языковая интеграция начинается еще с дошкольного возраста и всячески поощряется. Также ежегодно проводится межкультурная неделя, которая показывает культурное разнообразие города и поддерживается активным участием населения. Важную роль играет и Кельнский совет религий, являющийся добровольным соединением религиозных общин и организаций, которые содействуют межрелигиозному диалогу, мирному, равноправному сосуществованию всех жителей г. Кельн и выступают против любых форм дискриминации, террора и насилия.
О перспективах применения этой концепции в г. Волгограде рассуждал кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкой филологии ВолГУ Шовгенин Александр Николаевич в своем докладе «Языковая интеграция иммигрантов: перспективы применения западноевропейского опыта в Волгограде».
По его мнению, достаточно перспективным является двуязычное образование детей иммигрантов в Волгограде. Это связано с высоким потенциалом предлагаемой программы для формирования толерантного восприятия иммигрантами окружающего языкового большинства. Она помогает продемонстрировать ребенку значимость обоих языков и сформировать положительное отношение как к родителям, так и к окружающему обществу.
Работа круглого стола завершилась выступлением Виктора Александровича Пилипенко, кандидата философских наук, доцента, директора Научно-исследовательского центра регионального развития Волгоградского филиала РАНХиГС, и обсуждением его доклада на тему «Социальное прогнозирование результатов реализации государственной миграционной политики в субъекте Российской Федерации». Виктор Александрович отметил, что в последние годы в Волгоградской области наблюдается своеобразный информационный вакуум относительно исследований миграционных процессов, отсутствует статистический банк данных о миграционных процессах на территории РФ и ее субъектах, открытых для свободного доступа, критерии оценки эффективности наиболее важных решений в области миграционного законодательства. Социальное прогнозирование результатов реализации государственной миграционной политики (в том числе сценарное прогнозирование) позволит сократить дистанцию между академическими разработками в области демографии, социальной статистики, экономики и социологии, с одной стороны, и практическими потребностями органов государственной и муниципальной властей - с другой. Моделирование сценариев нежелательных ситуаций, конкретизация негативных последствий их развития позволит значительно актуализировать научную обоснованность принимаемых административных решений в сфере регулирования миграционных процессов, а также усилить результативность профилактических мероприятий, направленных против экстремизма, ксенофобии и крайних форм национализма.
Завершающей частью конференции стала итоговая дискуссия, целью которой была выработка оптимальной модели региональной правовой политики в сфере миграции: ее элемен-
тов, принципов построения, условий эффективности. Модераторами обсуждения выступили Марина Викторовна Немытина и Марина Леонидовна Давыдова. Следует признать, что дискуссия сразу пошла по незапланированному сценарию, выявив ряд концептуальных противоречий, в первую очередь связанных с отсутствием общественного консенсуса по вопросу о том, кто именно - государство или гражданское общество - несет ответственность за построение сбалансированной миграционной политики. С одной стороны, многие правовые механизмы, установленные государством без опоры на общественную поддержку, без должной предварительной апробации, оказываются малоэффективными. С другой стороны, многие инициативы общественных организаций, национальных объединений или научных учреждений часто разбиваются о неготовность государства прислушиваться к мнению гражданского общества. Кроме того, многие сложности, которые можно было бы устранить на региональном уровне, по действующему законодательству отнесены к федеральному ведению, что дополнительно усложняет ситуацию, увеличивая расстояние между возникающей проблемой и центром ее решения. Приводимые ниже выводы и предложения участников конференции являются поэтому не столько характеристиками искомой оптимальной модели региональной правовой политики, сколько «кирпичиками», положенными в ее основание, так как построение взвешенной миграционной политики, целесообразной с точки зрения государства и приемлемой для всех слоев общества, остается пока делом будущего.
1. Миграционные процессы являются объективными и необходимыми. В рамках глобализации, а также под влиянием экономических и геополитических факторов миграция становится привычным и полезным явлением, необходимым как для мигранта, так и для принимающего его государства. Необходимо использовать зарубежный опыт миграционной политики, в рамках которой миграция не рассматривается как проблема. В Российской Федерации, и в Волгоградской области в частности, мигранты занимают рабочие места, заполняемость которых коренное население обеспечить не способно. Поэтому миграционные процессы являются необходимым элементом российской экономики.
2. Современное состояние миграционной политики Российской Федерации проходит стадию проблематизации. Для выработки эффективной политики в сфере миграции требуются конкретные цели, которые позволят выработать вектор дальнейшего желаемого развития. В связи с этим необходима вербализация существующих проблем, а также организация комплексного междисциплинарного диалога.
3. Важным в развитии миграционной политики является интегральный подход, так как следует задействовать различные сферы и уровни. Интеграция может проходить посредством языка, культуры, профессиональной деятельности, образования, религии, всех составных частей социальной сферы и т. д. Соответствующие институции должны развиваться взаимосвязано, их деятельность необходимо координировать.
4. Достижение эффективных результатов в сфере миграции более вероятно при активной роли субъекта Российской Федерации в данном вопросе. Учитывая специфику региона, субъект Федерации может наилучшим образом выявлять и вырабатывать механизмы решения местных проблем. Таким образом, представляется необходимым активное развитие регионального законодательства в сфере миграции. Результативной также видится модель партнерства субъектов.
5. Одним из основных интегративных элементов в вопросах миграции является язык. Благодаря ему происходит взаимодействие субъектов, принятие их друг другом. Язык также организует общее социальное пространство группы людей, обеспечивает ее интеграцию. В результате становится возможным коммуникация и диалог. Таким образом, происходит разрешение конфликтов и солидаризация коренного населения и мигрантов. Важную роль в этом вопросе должно сыграть государство, в том числе посредством образования, а также прочих механизмов адаптации мигрантов.
6. Необходимым является конструктивный диалог между государством и обществом. Идеи и предложения, возникающие в среде ученых, практиков, должны восприниматься и применяться властными структурами, в чью компетенцию входят вопросы миграции. При этом требуется организация слаженного взаимодействия органов, занима-
ющихся миграцией. В рассматриваемых вопросах эффективным будет лишь междисциплинарный диалог, в котором специфика каждой отдельной участвующей в нем группы позволит сформировать объективные и необходимые обществу выводы.
7. На сегодняшний день требуются изменения и дополнения законодательной базы в сфере миграции. Необходимо изменить систему квотирования, влекущую за собой увеличение сектора нелегальной миграции, а также изменить и дополнить систему патентов. Требуется установление и применение четкой юридической ответственности по отношению к нарушителям в данной сфере, как к мигран-
там, так и к чиновникам. При этом государственные органы в вопросах миграции должны быть не карательными, а регулирующими.
8. Серьезную роль в улучшении миграционной ситуации способны сыграть наука и образование. Поэтому необходима разработка учебных курсов по миграционной политике и миграционному праву, которые могут быть введены на управленческих и юридических специальностях региональных высших учебных заведений, позволив подготовить квалифицированных специалистов, способных на научной основе разрабатывать и реализовывать миграционную политику Волгоградской области.
PRESS RELEASE FOR THE INTERNATIONAL RESEARCH AND PRACTICE CONFERENCE “THE MIGRATION POLICY IN RUSSIA
AND THE EU: LEGAL, ECONOMIC, INSTITUTIONAL ASPECTS OF SOLVING REGIONAL PROBLEMS”
M.L. Davydova, V.O. Makarov
The article indicates the urgent of issues of the International research and practice conference “The migration policy in Russia and the EU: legal, economic, and institutional aspects of solving regional problems” which took place on April 5-6, 2012 in Volgograd. The general chronology of the conference and the contents of the most interesting reports are represented.
Key words: international research and practice conference, migration, migration policy in Russia, migration policy in the European Union, problems of migration.