УДК 342.951:325(571.150) Левин Павел Николаевич
кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел
Барнаульского юридического института МВД России
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УФМС РОССИИ ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ)
Аннотация:
Несмотря на последние изменения в российском законодательстве в сфере миграции, автор на основе аналитических данных УФМС России по Алтайскому краю отмечает целый ряд нерешенных правовых и организационных проблем в указанной сфере. Подчеркивается острота вопросов квотирования иностранных работников, требований к их работодателям и определения критериев признания иностранного гражданина высококвалифицированным специалистом. Автором предлагаются меры, направленные на совершенствование миграционного законодательства и повышение эффективности деятельности ФМС России.
Ключевые слова:
миграционная политика, Алтайский край, квотирование, высококвалифицированный иностранный специалист, ценз хозяйственной деятельности организации.
Levin Pavel Nikolaevich
PhD in Law, Assistant Professor, Administrative Law and Police Administrative Activity Department, Barnaul Institute of Law under the Ministry of Internal Affairs of Russia
CONCERNING IMPROVEMENT OF THE MIGRATION POLICY IMPLEMENTATION (CASE STUDY OF THE ACTIVITY OF THE ALTAI DEPARTMENT OF THE FEDERAL MIGRATION SERVICE OF RUSSIA)
Summary:
Despite the recent changes in the Russian migration legislation, the author notes a number of unresolved legal and organizational problems in this sphere on the basis of analytical data of the Altai Department of the Federal Migration Service of Russia. The paper emphasizes the relevance of the issues of quotas for foreign workers, definition of criteria for recognition of a foreign citizen as a highly qualified specialist, and requirements for their employers. The author proposes the measures aimed at improvement of the migration legislation and increase of the efficiency of the FMS activities.
Keywords:
migration policy, Altai territory, quotas, highly qualified foreign specialist, qualification of economic activity of a company.
В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ 13 июня 2012 г.) отмечено, что миграционное законодательство Российской Федерации не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом [1]. Анализируя проблемы социальной, национальной и миграционной политики, В.В. Путин отметил: «Очевидно, что нам надо на порядок повысить качество миграционной политики государства. И мы будем решать эту задачу» [2].
В 2014 г. в Российской Федерации был принят целый ряд нормативных правовых актов, направленных на совершенствование административно-правового регулирования в сфере миграционной политики. Так, 1 января 2014 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В 2014 г. Правительство Российской Федерации установило допустимую долю иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами в сфере розничной торговли и в области спорта. В соответствии с нововведениями иностранные граждане допускаются к розничной торговле алкогольными напитками, но их количество должно составлять не более 15 % общей численности работников, тогда как в 2013 г. допустимая доля иностранцев в этой сфере составляла 25 %. В розничной торговле фармацевтическими товарами, в сфере розничной торговли в торговых палатках и на рынках в 2014 г. была установлена нулевая квота. Также в 2014 г. стали реализовываться предложения В.В. Путина о введении для иностранных граждан патентов, необходимых при трудоустройстве у юридических лиц.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Федеральным законом от 20 апреля 2014 г. № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» добавлено еще одно основание приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. Реализация указанной нормы Федерального закона направлена на сокращение сроков приема иностранных граждан и лиц без гражданства в гражданство Российской Федерации без выполнения условия пятилетнего срока проживания на территории России по виду на жительство. Гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке могут получить иностранные граждане и лица без гражданства, признанные в ходе собеседования носителями русского языка. В истекшем году были приняты и иные изменения в законодательство Российской Федерации в сфере миграции.
Все эти и иные государственные меры направлены на совершенствование механизма административно-правового регулирования в сфере миграции. Однако в указанной сфере остается неразрешенным целый ряд правовых и организационных проблем, которые считаем необходимым рассмотреть на примере данных миграционной ситуации и деятельности УФМС России по Алтайскому краю по реализации государственной политики в сфере миграции в Алтайском крае за 2014 г.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2013 г. № 2231-р для Алтайского края на 2014 г. установлена квота на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства на временное проживание в Российской Федерации в количестве 3000 разрешений, что на 25 % меньше, чем на 2013 г. (4000). Было принято 5323 заявлений о выдаче разрешения на временное проживание (аналогичный период прошлого года (далее - АППГ) - 5814, -8,5 %), из них 3133 - в пределах установленной квоты (АППГ - 4101, -23,6 %).
По данным аналитического обзора миграционной ситуации и деятельности УФМС России по Алтайскому краю по реализации государственной политики в сфере миграции, в основной массе иностранные граждане, желающие получить разрешение на временное проживание, прибывают в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. За 12 месяцев 2014 г. в УФМС России по Алтайскому краю поступило 2363 заявления о выдаче вида на жительство в Российской Федерации по различным основаниям и о продлении срока действия вида на жительство (АППГ - 2006, +17,8 %).
Однако за 2014 г. в Алтайском крае было выявлено 2396 фактов (АППГ - 1596, +50,1 %) несоответствия реальных целей въезда на территорию Российской Федерации заявленным целям. По всем правонарушениям составлены протоколы об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 18.8 КоАП РФ.
Также проведенный анализ сложившейся правоприменительной практики позволяет резюмировать, что существующая система квотирования в современных условиях является несовершенной, что выражается в отсутствии законодательно установленной связи между утвержденной на региональном уровне заявкой работодателя «О потребности в привлечении иностранных работников» [3] (включенной в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении перечня профессий для привлечения иностранных работников на календарный год») и законодательно гарантированным привлечением иностранных работников в рамках утвержденной заявки.
Преимущественное право работодателей, чьи заявки учтены при формировании квоты, пользоваться этой квотой законом не установлено.
Учитывая изложенное, полагаем целесообразным:
- законодательно закрепить положение о том, что выдача разрешений на работу иностранным гражданам производится для трудоустройства в организации, включенные в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении перечня профессий для привлечения иностранных работников на календарный год»;
- в качестве приоритетного метода отбора трудовых мигрантов, в особенности квалифицированных, формировать и использовать квоту не на «обезличенные» разрешения на работу, а на профессии, то есть установление для субъекта Российской Федерации «лимита» на привлечение иностранных работников по определенным профессиям, специальностям (должностям), по которым регион испытывает потребность и которую невозможно восполнить за счет местных трудовых ресурсов.
Урегулирование обозначенного вопроса на законодательном уровне позволит управлять миграционными потоками посредством осуществления организованного набора иностранных работников работодателями, участвовавшими в заявочной компании, контролировать привлечение и использование иностранных работников, исключить злоупотребление положениями законодательства.
С учетом сложившейся практики реализации миграционного законодательства Российской Федерации в сфере осуществления контрольно-надзорных полномочий органов ФМС России считаем целесообразным на законодательном уровне закрепить:
- понятие «иммиграционный контроль», систему и полномочия органов, его осуществляющих, а также полномочия их сотрудников;
- ответственность иностранных транспортных компаний, осуществляющих международные пассажирские перевозки иностранных граждан за нарушение требований п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 413 «О миграционной карте» и п. 1 ст. 4 протокола МВД Республики Беларусь от 7 июля 2006 г. «Протокол между МВД Республики Беларусь и МВД Российской Федерации о порядке реализации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об использовании миграционной карты единого образца от 5 октября 2004 года», согласно которым транспортные компании бесплатно обеспечивают бланками миграционной карты иностранных граждан при въезде в Российскую Федерацию;
- определить порядок принятия решения о неразрешении въезда и перечень уполномоченных органов государственной власти Российской Федерации по принятию таких решений;
- конкретизировать обязанности принимающей стороны по контролю за выездом иностранного гражданина, приглашенного в Российскую Федерацию.
Основным критерием признания иностранного гражданина высококвалифицированным специалистом является уровень назначенной ему заработной платы. При этом законодателем не установлен обязательный пропорциональный порядок распределения указанной заработной платы по месяцам, что позволяет недобросовестным работодателям злоупотреблять правом и перенести выплату основной части заработной платы на последний месяц отчетного квартала, при этом трудовые отношения с высококвалифицированным работником расторгнуть, не исполнив обязательств по выплате установленного п. 1 ст. 13.2 Федерального закона размера заработной платы [4].
П. 5 ст. 13.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлен перечень работодателей или заказчиков работ (услуг), имеющих право привлекать для осуществления трудовой деятельности высококвалифицированных специалистов. Представляется необходимым дополнить имеющийся перечень цензом хозяйственной деятельности организации, характеризующей ее в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта: образовано не менее 3 лет на дату обращения с ходатайством о привлечении высококвалифицированного иностранного специалиста; размер уставного капитала такой организации должен составлять не менее тысячекратного минимального размера оплаты труда; на дату обращения организация должна осуществлять хозяйственную деятельность, что подтверждается налоговой отчетностью.
Указанные предложения в значительной мере могли бы способствовать совершенствованию миграционного законодательства и повысить эффективность деятельности ФМС России.
Ссылки:
1. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ 13 июня 2012 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».
2. Путин В.В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета. 2012. 23 января.
3. Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) для привлечения иностранных работников на 2014 год : приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 15 января 2014 г. № 8 [Электронный ресурс]. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».
4. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации : федер. закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».