8.2. ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В РОССИЮ ИЗ СТРАН БЛИЖНЕГО И ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ
Кудрявцева Лариса Владимировна, кандидат юридических наук, доцент
Контакты автора: Larisa-k75@mail.ru
Аннотация. Настоящая статья посвящена вопросам правового регулирования привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов в Российскую Федерацию, в том числе и для возведения олимпийских объектов в г. Сочи. Автор проводит анализ данных о квалификации иностранных работников, привлеченных для участия в работах в Краснодарском крае в 2010 году. Указывает на недостатки современного правового регулирования в данной сфере и предлагает конкретные меры их преодоления. Ключевые слова: миграция, миграционная политика, иностранная рабочая сила, олимпийские объекты в городе Сочи, проблемы трудовой миграции, высококвалифицированные специалисты
LEGAL MEASURES OF ATTRACTION OF HIGHLY SKILLED LABOUR TO RUSSIA FROM THE COUNTRIES OF NEAR AND FAR ABROAD
Kudryavtseva Larisa, PhD, Associate Professor
Annotation: This article is devoted to the legal regulation of highly skilled foreign workers into the Russian Federation, including for the construction of Olympic facilities in Sochi. The author analyzes data on the qualifications of foreign workers attracted to participate in the Krasnodar Territory in 2010. Points to the shortcomings of contemporary legal regulation in this area and proposes concrete measures to overcome them.
Keywords: migration, immigration policy, foreign labor, the Olympic facilities in Sochi, the problems of labor migration, highly skilled
Новое российское миграционное законодательство, по сути вступившее в силу с начала 2007 года, в целом объективно оценивается и в России, и за рубежом достаточно высоко. Было принято более 20 законодательных актов, десятки указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации. За короткое время заново была создана нормативно-правовая база в сфере миграции, закреплены полномочия в реализации миграционной политики и оказании государственных услуг в области миграции. Благодаря этому появилась достоверная статистика, наметилась позитивная динамика миграционных процессов, появились новые возможности для оздоровления миграционной и демографической ситуации, Российская Федерация стала активным и
цивилизованным участником международного трудового обмена.
В условиях продолжающегося в России демографического кризиса и бездействующей системы профессионально-технического обучения потребность в квалифицированных рабочих кадрах по-прежнему очень высокая. Утрата подготовленных кадров может иметь тяжелые последствия для экономики страны. Вместе с тем, необходимо учитывать, что ситуация в мире быстро меняется. В условиях нынешнего сокращения штатов, непосредственно затрагивающего интересы российских граждан, государство обязано принять все необходимые меры для того, чтобы вакансии в первую очередь были заняты российскими гражданами. Иностранным гражданам могут предлагаться только оставшиеся вакансии. На недавнем заседании глав правительств ЕврАзЭС Владимир Владимирович Путин достаточно подробно остановился на этом вопросе. Он призвал своих коллег, премьер-министров стран -участниц ЕврАзЭС, с пониманием отнестись к проблемам в сфере труда в Российской Федерации. В частности, принять участие в возведении олимпийских объектов в Сочи.
Премьер-министр Путин на форуме ЕврАзЭС предложил руководителям государств-участников, озабоченным предполагаемым снижением объема трудовых мигрантов, выезжающих в Россию на заработки, прежде всего Таджикистана, Киргизии, Узбекистана, поучаствовать в строительстве гостиниц. Он отметил, что, с одной стороны, это позволит обеспечить собственным гражданам занятость и соответственно поступление от них денежных средств, а с другой стороны - внести свою лепту в подготовку проведения Олимпиады в 2014 году.
В Сочи, как известно, для организации и руководства строительными работами создана корпорация "Олимпстрой". Она может привлекать иностранную рабочую силу для возведения олимпийских объектов. Внедрению в практическую деятельность принципов организованного подбора и привлечения иностранной рабочей силы сейчас уделяется большое внимание. Необходимы деловые связи с соответствующими структурами в странах СНГ, которые подбирают или готовят для нашей страны кадры с необходимыми профессией и квалификацией. Также в связи с большим объемом олимпийского строительства, объектов для проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 г., а также строительства в г. Сочи трассы для проведения российского этапа Чемпионата «Формула 1» в 2011 году предполагается значительное увеличение количества иностранных граждан, прибывающих с целью осуществления трудовой деятельности, кроме того ожидается увеличение количества квалифицированных и высококвалифицированных иностранных работников. Также в будущем, возможно, спрогнозировать повышение миграционной активности в Анапском районе, где намечено создание туристско-рекреационной особой экономической зоны «Новая Анапа». Крупные инвестиционные проекты повлекут за собой массовый приток иностранных специалистов на территорию Краснодарского края.
Таким образом, в настоящее время в миграционной политике наблюдается формирование нового курса, согласно которому необходимо уделять больше внимания не количественному, а качественному составу приезжающих на работу в Россию мигрантов. Первый заместитель Председателя Совета Федерации А.Торшин в расширенном заседании коллегии Феде-
Кудрявцева Л.В. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
ральной миграционной службы (ФМС), касаясь проблем трудовой миграции, высказал свое мнение: "Я считаю необходимым подготовить целевой закон о кадровом обеспечении модернизации экономики, где специальный раздел был бы посвящен привлечению высококвалифицированной иностранной рабочей силы, - сказал А.Торшин. - Речь идет о так называемых ^^-трудовых мигрантах", которые во всех инстанциях должны получить "зеленый коридор" - от границы, таможни, ФМС, налоговой службы"1.
Вступившие в действие с 1 июля 2010 г. изменения в российское миграционное законодательство, получившие в народе название «Закона о патентах» с уверенностью можно отнести к прогрессивной струе в сфере миграции.
Они предусматривают следующее. Иностранцу, сведения о котором как о высококвалифицированном специалисте размещены на сайте ФМС России, могут оформить обыкновенную деловую визу для въезда в Россию. Цель - провести переговоры с работодателем (заказчиком) и заключить трудовой (гражданско-правовой) договор. Срок действия визы - до 30 суток. Она оформляется, если у иностранца есть письменное предложение работодателя (заказчика) о въезде в нашу страну для проведения переговоров.
Иностранным гражданам - высококвалифицированным специалистам, въезжающим в Россию для проведения переговоров и заключения трудового (гражданско-правового) договора, выдается однократная обыкновенная деловая виза на срок до 30 суток.
Это касается лишь специалистов, сведения о которых размещены на официальном сайте ФМС России. Для получения визы надо представить письменное предложение работодателя (заказчика) о въезде и подтвердить наличие средств для проживания и выезда из страны по окончании разрешенного срока.
Если ходатайство о привлечении иностранца в качестве высококвалифицированного специалиста удовлетворено, вместо однократной деловой визы выдается обыкновенная рабочая на срок договора (но не более чем на 3 года со дня въезда). В дальнейшем ее можно продлить на такой же срок. Для этого надо обратиться в миграционный орган учета по месту пребывания. К примеру, в отдел по вопросам трудовой миграции УФМС России по Краснодарскому краю с июля прошлого года обратились 6 609 иностранных граждан, принято 5 958 документов к оформлению патентов для работы у частных лиц, выдано 5 026 патентов. В день сотрудники отдела оформляют в среднем документы на 100 патентов2. При получении патента иностранный гражданин представляет квитанцию об уплате авансового платежа по сумме налога в размере 1 000 рублей в месяц. В целом Краснодарский край является достаточно привлекательным для трудовых мигрантов.
C 15 февраля 2011, вступил в силу Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. № 385-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Закон устанавливает более благоприятные условия для въезда и пребывания в Российской Федерации высококвалифицированных иностранных специалистов и членов их семей, закрепляет более простую процедуру выдачи членам семьи высококвалифицированного специалиста рабочих виз и их последующего продления.
Утверждено постановление Правительства РФ от 24 мая 2010 г. № 364, которое вносит изменения в постановление Правительства, регулирующее ускоренный и упрощенный порядок получения иностранными гражданами разрешений на работу. Раньше такие правила распространялись лишь на тех, кто заключил трудовые или гражданско-правовые договоры с Оргкомитетом XXII Олимпийских зимних игр. Теперь аналогичные правила распространяются и на тех иностранных граждан, которые заключили договоры с Государственной корпорацией по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта.
Предоставлены некоторые преференции высококвалифицированным специалистам-иностранцам. К ним относятся лица, имеющие опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности. По общему правилу размер выплачиваемой им в России зарплаты должен составлять не менее 2 млн. руб. в год. Она будет облагаться НДФЛ по ставке 13%3 .
Управлением федеральной миграционной службы особое внимание уделяется обеспечению безопасности в период подготовки к проведению Олимпиады 2014. Работа в этом направлении строится во взаимодействии с силовыми структурами и контрольнонадзорными органами. Налажено конструктивное взаимодействие с Государственной Корпорацией «Олимпстрой»4.
Разговоры о развитии частно-государственного партнерства, которые уже четыре года ведутся в нашей стране, нужно как можно быстрее переводить в практическую плоскость. Сегодня в каждом субъекте Российской Федерации функционируют государственные центры занятости, однако они физически не успевают обслужить население, ищущее работу в своем регионе, не говоря уже об иностранцах. Было бы очень неплохо, чтобы частные и государственные структуры, отвечающие за данный сектор, наконец, скооперировались. Частные - могут открыть свои представительства за рубежом, контактировать там с партнерами и подбирать с их помощью потенциальных трудовых мигрантов, имеющих нужные нам профессию, специальность и квалификацию. А государственные службы будут работать с прибывшим контингентом трудовых мигрантов и работодателями. Только тогда можно будет говорить, что цепочка замкнута, и ситуация находится под контролем.
Предлагается рассмотреть возможность проработки следующих проблемных вопросов на федеральном законодательном уровне.
1.Существующее законодательство не требует от иностранного гражданина в обязательном порядке реализации предоставленного ему права на работу: не определен срок, в течение которого иностранный гражданин, имеющий патент, обязан трудоустроиться; санкции, применяемые в случае его не трудоустройства в период действия патента; не предусмотрена форма подтверждения трудоустройства ИГ; не установлено основание для отказа в получении гражданином нового патента в случае, если в период действия предыдущего патента было выявлено, что данный гражданин к работе не привлекался.
2.Отсутствие необходимости фиксировать сведения о месте пребывания гражданина, получившего патент,
3 http://www.fms.gov.ru/press/publications/news_detail.php?
1 Материалы Информационно-правового портала "Гарант". Ю=27396
159
2 http://www.ufmskm.ш/site2/news/4256/4.02.2011 4 Там же
ослабляет возможности осуществления в отношении него контрольно-надзорных мероприятий.
Отсутствует нормативная база и по проблеме «заемного труда» иностранных работников. Не определено, имеют ли право фирмы, оформившие на себя ми-грантов-трудящихся, впоследствии «передавать» или откомандировывать этих работников в третьи организации для осуществления трудовой функции на основании гражданско-правового и трудового договора.
3.Невозможно получить информацию из налоговых органов об ИГ, повторно оплативших авансовый платеж для продления срока действия патента в связи с тем, что в налоговые органы данная информация поступает не персонифицировано (обезличенно).
4.Законом не закреплен порядок предоставления работодателями в отношении иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по патентам, сведений об их медицинском освидетельствовании.
5.Отсутствие в системе органов ФМС России органов дознания не позволяет проводить мероприятия по сопровождению уголовных дел по выявленным фактам организации незаконной миграции (ст.322.1 УК РФ), изготовления, сбыта поддельных документов (ст.327 УК РФ) что приводит к снижению результативности возбуждения уголовных дел по данным статьям Уголовного кодекса. По-прежнему достаточно затруднительна работа по документированию видами на жительство категории лиц, чьи паспорта признаны выданными в нарушение установленного порядка в связи с тем, что данное направление работы регламентировано лишь указаниями ФМС России от 01.04.2009 № КР-1/10-4579 и от 20.04.2009 № СК-1/8-5841 «О выдаче вида на жительство некоторой категории граждан» Данная категория граждан по различным причинам не может определить свой правовой статус на территории РФ при подаче заявлений о выдаче вида на жительство, в результате чего, в дальнейшем, не представляется возможным удовлетворить их заявления о приёме в гражданство РФ. Данный факт является одной из причин значительного увеличения показателя постоянно проживающих по видам на жительство лиц без гражданства на территории края.
6. Ряд проблем существует в части осуществления деятельности по урегулированию правового статуса лиц, длительное время пребывающих в крае без документов, итогом которой является оформление разрешения на временное проживание лица без гражданства, а в некоторых случаях - вида на жительство. Работа с данной категорией лиц затруднена из-за отсутствия нормативной базы, а правоприменительная практика скорректирована лишь указаниями ФМС России, которые, зачастую, носят несогласованный характер. В ряде случаев подготовка заключений по урегулированию статуса ЛБГ вступает в противоречие с принципами приобретения российского гражданства -для признания ЛБГ требуется подтверждение о непринадлежности лица к гражданству иных стран, что не предусмотрено указанием ФМС России, касающимся легализации лиц, длительное время проживающих в РФ без документов.
Список литературы:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2006 г. N 783 //Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1 (II ч.), ст. 247; N 46, ст. 5598; 2008, N 41, ст. 4676; 2008, N 50, ст. 5945.
2. Об утверждении на 2010 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу: Постановление Пра-
вительства Российской Федерации от 28 ноября 2009 г. N 962 //Российская газета, 2009, N 5056.
3. Материалы Информационно-правового портала "Гарант".
4. http://www.ufmskrn.ru/site2/news/pres/3679/
5. http://www.fms.gov.ru/press/publications/news_detail.php?
Ю=27396
РЕЦЕНЗИЯ
Статья «Правовые меры привлечения высококвалифицированной рабочей силы в Россию из стран ближнего и дальнего зарубежья» содержит обзор фактического материала и проблем привлечения высококвалифицированной иностранной рабочей силы в Краснодарском крае и в целом в Российской Федерации. Сделаны выводы о направлениях совершенствования правового регулирования в данной сфере. Автор проявила научную добросовестность и самостоятельность. Теоретическая ценность работы состоит в развитии теории трудовых отношений с иностранным элементом. Практическая значимость статьи состоит в возможности использования выводов в законотворчестве. Статья Л.В. Кудрявцевой «Правовые меры привлечения высококвалифицированной рабочей силы в Россию из стран ближнего и дальнего зарубежья» рекомендуется для публикации в открытой печати.
Филиала РГСУ в г. Анапе, кафедра гражданского
права, доцент
к. юн. С. П. Ставило