Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2014. № 1 (1). С. 36-42. УДК 314.7.044
Г. И. Тюменцева
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В статье представлен анализ механизмов реализации миграционной политики по различным направлениям, выделенным в «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г.» как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации - Омской области. Представленный опыт позволяет утверждать, что в регионе сложилась относительно эффективная система воздействия на такие миграционные процессы, как адаптация, интеграция мигрантов.
Ключевые слова: миграция; трудовая миграция; замещающая миграция; миграционная политика; мультикультурализм; диаспора; мигрантофобия; адаптация; интеграция; толерантность.
G. I. Tyumentseva
IMMIGRATION POLICY OF MODERN RUSSIA
The paper presents an analysis of the mechanisms for the implementation of migration policies in various areas highlighted in the "Concept of State Migration Policy of the Russian Federation until the year 2025" on both the federal level of the Russian Federation and the Omsk region. The research data suggest that the region has developed relatively effective mechanism off control over such immigration processes such as adaptation, integration immigrants.
Keywords: migration; labor migration; replacement migration; migration policy; multiculturalism; diaspora; migrant-phobia; adaptation; integration; tolerance.
Россия, согласно докладу ООН, в 2013 г. заняла 2-е место в мире после США по числу мигрантов. В стране проживает 11 млн мигрантов, что составляет 8 % всего населении и около 16 % трудоспособного населения. Мнения экспертов по поводу такого числа приезжих существенно расходятся. Одни считают, что рост миграционных потоков -это объективная, общемировая тенденция и только миграция способна разрешить экономические и демографические проблемы современной России. Другие авторы уверены, что риски, связанные с миграционными процессами, не адекватны тем ожиданиям, которые вызваны притоком мигрантов.
Эти подходы отражают сложность и противоречивость миграционных процессов и вместе с тем мотивируют поиск эффективных способов решения насущных задач для страны:
- привлечение дешевой рабочей силы и решение демографических проблем;
- реагирование на социальный запрос, связанный с растущими антимигрантскими настроениями в обществе, и преодоление деструктивных практик взаимодействия с трудовыми мигрантами в этом принимающем обществе.
Сегодня миграционная политика является одним из приоритетных направлений в политической и экономической деятельности нашего государства. Осуществляется она в рамках «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г.», где в первую очередь предусмотрена разработка и принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, оптимизация процессов адаптации и интеграции мигрантов, привлечение соотечественников из других регионов.
Достаточно либеральное в недавнем прошлом миграционное законодательство сделало Россию привлекательной принимающей страной, особенно для населения
© Тюменцева Г. И., 2014 36
стран СНГ. Однако анализ миграционной ситуации за последние годы говорит о том, что проблема нелегальной миграции не решена. Глава ФМС РФ К. Ромодановский называет приблизительное число нелегалов -от 3 до 5 млн человек. «Работающие незаконно мигранты находятся в полной власти работодателя, а нередко и криминального бизнеса. Права работника - на здоровье, жизнь - не защищены. Фактически это трудовое рабство. Такие мигранты не общаются с населением, не обращаются в органы государственной власти. В итоге образуются национальные анклавы, формируются криминальные, экстремистские настроения, осложняется обстановка в обществе» [1].
Выступая в мае 2013 г. на телевидении, К. Ромодановский подчеркнул, что подходы, связанные с привлечением иностранной рабочей силы, нужно существенно реформировать. «Мы понимаем, что миграция должна давать позитив для экономики, и не выступаем против нее как явления. Но когда мы на протяжении 2-х лет видим 37-процентный прирост въезда иностранных рабочих в Россию, причем половина из них - представители Центральной Азии, а половина из этой половины не знает русского языка, возникает вопрос: "Зачем они приехали в Россию?"» [2].
А действительно, «кто» и «зачем»? Трудовой мигрант в основном имеет мужское лицо - 86 % приезжих в Россию - это мужчины, притом что в структуре мировой миграции женщины составляют 48 % [3]. Очевидно, что такая половая характеристика мигрантов связана с видами их деятельности: в торговле занято 60 %, в строительстве -30 %, в сельском хозяйстве - 10 %. Средний возраст мигрантов составляет 35 лет, срок проживания - от 9 до 12 месяцев [4]. В целом характерен низкий общеобразовательный уровень, 50 % не имеют профессионального образования. До выезда на работу в Россию 40-50 % трудовых мигрантов относили себя к группе крайне бедных. Если потенциал трудовой миграции из Таджикистана и Киргизии в большей степени уже использован, то «освоение» потенциала узбекской миграции только начинается. 76 % въехавших в Россию в 2012 г. трудовых мигрантов - граждане СНГ, из них 63 % из Узбекистана [5].
60 % оседают в Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Ленинградской областях, Краснодарском крае. Такая география расселения объясняет антимигрантские настроения, прежде всего москвичей. По данным ВЦИОМ (опрос проведен в феврале 2013 г. [6]), жители столицы ставят необходимость скорейшего решения проблемы миграции на первое место, считая ее даже важнее транспортной.
Если говорить о мнении россиян в целом по этому поводу, то количество респондентов, считающих приезд мигрантов благом для экономики, за последние 6 лет уменьшилось втрое, с 17 % в 2007 г. до 6 % в 2013 г. Во столько же раз, с 15 % до 6 %, сократилось число респондентов, которые связывают с приездом иностранцев развитие культуры. 36 % россиян обвиняют мигрантов в создании конкуренции на рынке труда [7].
Механизм реализации любого из направлений миграционной политики может быть как стимулирующим, так и сдерживающим, так и нейтральным.
Большинство принимающих стран мира используют приоритетно-протекционистский подход при регулировании миграции. Государства приема не только не препятствуют, но и поощряют въезд тех категорий мигрантов, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным.
На вопрос, вынесенный С. А. Степановым в заголовок своей статьи «Какие мигранты нужны России для ее модернизации» [8], конечно, хочется ответить - высококвалифицированные, образованные, способные принять нормы и ценности иной культуры. Однако, к сожалению, сегодня такая модель трудового мигранта в российской действительности воспринимается не как возможность, а, скорее, как идеал.
Поскольку реальность далека от данного идеала, необходимо, хотя бы отчасти, снизить миграционные риски. Для этого наряду с правовым ужесточением необходимо максимально реализовать важнейшее направление Концепции - содействие адаптации и интеграции мигрантов.
В июле 2010 г. было создано Управление содействия интеграции ФМС России, цель которого - осуществление содействия интеграции иммигрантов в Российское обще-
ство на основе уважения к российской культуре, жизненному укладу россиян, формирование терпимости во взаимоотношениях, предотвращение этноконфессиональных конфликтов.
Одним из главных качеств, присущих мигрантам всего мира, является маргинальность, т. е. принадлежность сразу к двум культурным, экономическим и юридическим мирам. Однако, как подчеркивает М. А. Клупт, в России это маргинальность особого типа, она далека от той, которую анализировал Р. Парк в своей ставшей классикой работе «Маргинальный человек». Ощущение «я - чужой» присуще и тем, кто вливается в средний класс, принимая его нормы, и тем, кто «застревает» в низших слоях городского населения, впитывая стандарты «культуры бедности», при этом испытывая почти враждебное отношение к ценностям принимающего общества, и даже тем, кто добивается экономического успеха при отвержении культурных ценностей [9].
Хотя бы частичное преодоление марги-нальности мигрантов связано с осуществлением политики мультикультурализма - одной из философских концепций глобального общества. В основе мультикультурализма лежит идея интеграции различных культур, позволяющей сохранить эти культуры и обеспечить их взаимодействие и взаимообогащение.
При всей сложности и противоречивости осуществления этой политики в мире, особенно в Европе, существует и положительный опыт ее реализации, например, в Канаде. Идея сохранения иммигрантами культурной идентичности является главной отличительной чертой канадского подхода. Но любое культурное своеобразие допускается лишь при условии соблюдения законодательства страны приема. [10]. На наш взгляд, Россия должна опираться на подобный опыт, но в большей степени использовать многовековой опыт сосуществования разных этносов, конфессий на ее территории. Конечно, ресурс общего языкового и культурного пространства, заложенный в советское время, практически исчерпан, но историческая память и опыт сохранились, что может оптимизировать политику адаптации и интеграции мигрантов, особенно трудовых.
Начальник Управления содействия интеграции ФМС РФ Т. А. Бажан в интервью радио «Маяк» от 27 июля 2013 г. остановилась на основных направлениях деятельности Управления [11]: активное взаимодействие с национально-культурными объединениями, землячествами, диаспорами по вопросам правового информирования, консультирования, преодоления языкового и социокультурного барьеров, посредничества между ФМС и мигрантами.
Сегодня сформировались мощные национальные диаспоры - часть народа, проживающая за пределами своей родины, имеющая с ней общие духовные, культурные и исторические корни. На наш взгляд, неправомерно утверждать, как это делает Г. А. Дробот [12], что диаспора это сугубо политическое явление, в отличие от миграции. Даже диаспоры первой волны, возникшие после распада СССР, имели не только политические интересы, тем более об этом нельзя говорить сейчас.
Национальные диаспоры замыкают на себе решение многих вопросов, в том числе и нелегальной миграции.
Например, УФМС РФ по Омской области осуществляет активную работу с пятью наиболее крупными национальными общественными объединениями, связанными с трудовой миграцией:
- Омское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз армян»;
- Омская областная общественная организация «Содружество узбекистанцев»;
- Омская областная общественная организация «Содружество кыргызстанцев»;
- Совет региональной общественной организации азербайджанцев Омской области «Огненная стрела»;
- Ассоциация китайских иммигрантов в Омской области «Хуа Цяо».
Сегодня в Омской области проживают 8,5 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства (в 2012 г. их число составляло 6 тыс.). Эти объединения помогают обеспечивать контроль за законностью пребывания иностранных граждан на территории региона, оказывают содействие в оформлении документов, выдворении в административном порядке. Уже традицией стала практика со-
вместных семинаров, круглых столов, совещаний, где решаются различные вопросы, связанные с миграцией (в 2012 г. было проведено 27 рабочих встреч). В частности, на одном из последних таких совещаний по инициативе руководителя Омской областной общественной организации «Содружество кыргызстанцев» А. Асанова обсуждался вопрос о необходимости увеличения квоты на привлечение иностранных работников с 3 200 в год до 10-15 тыс., так как от этого напрямую зависит развитие важнейшего сектора экономики Омской области - строительства [13].
Очень важны контакты с религиозными объединениями, которые, с одной стороны, предоставляют возможность осуществления религиозного культа приезжим мигрантам, в основном мусульманам, с другой - помогают пресекать их религиозный экстремизм. Религиозные центры берут на себя так же организацию помощи в изучении русского языка, так как с 1 декабря 2012 г. трудовые мигранты, работающие в сфере обслуживания, должны предъявить сертификат о прохождении экзамена по русскому языку. Уже сегодня на базе религиозных центров по России функционирует 284 курса по изучению русского языка, 98 из них бесплатные.
В качестве одной из мер адаптации мигрантов Т. А. Бажан назвала издание «Памятки для иммигрантов», которая бы помогала приезжим ориентироваться прежде всего в правовом поле. Однако печальный опыт издания «Справочника трудового мигранта» в Санкт-Петербурге, где трудовые мигранты оскорбительно изображены в виде инструментов - валика, веника, шпателя и кистей, заставляет вспомнить основной тезис клятвы Гиппократа - «не навреди».
А. С. Ахиезер ввел понятие «социальные интеграторы» - это институты, которые осуществляют интеграцию и адаптацию иностранных граждан (государство, общественные организации, СМИ и т. д.) [14]. Эти социальные интеграторы должны особенно хорошо понимать, что интеграция - это двусторонний процесс, взаимодействие, предусматривающее ответственность не только мигрантов, но и принимающего общества.
Антимиграционные настроения в обществе, опасения криминализации мигрантов
имеют объективную основу, однако есть и другие данные, о которых должны знать не только специалисты, но и широкая общественность. Так, по данным МВД РФ [15], в 2012 г. уменьшилось число преступлений, совершенных мигрантами на 5 % и составило 1,8 % всей зарегистрированной преступности, а количество преступлений в отношении к иностранным гражданам выросло на 8,4 %. Тестирование на наркотики легальных мигрантов в Москве показало, что они не употребляют наркотики, не выявлено ни одного случая, в связи с чем признаны нецелесообразными дальнейшие проверки.
Сегодня толерантность в идеологии и политике оказывается серьезно потесненной. Интеграция в иной социум чаще всего оборачивается дезинтеграцией. Это позволило некоторым авторам предположить, что повсеместная распространенность деструктивных практик взаимодействия с трудовыми мигрантами (обман, дискриминация, рабский труд, ксенофобия и т. д.) является закономерностью в сложившихся условиях, а не случайностью. Эти практики превращаются в норму повседневной жизни, так как пронизаны антагонизмом интересов [16]. При всей жесткости позиции авторов следует признать, что проблема адаптации и интеграции еще ждет своего решения.
В определенной степени на это настроена федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 -2020 годы)», принятая в сентябре 2013 г. [17]. По оптимистическим прогнозам ее разработчиков, к 2020 г. 65 % граждан России будут положительно оценивать состояние межнациональных отношений в стране, а 85 % - толерантно относиться к другим национальностям, что сегодня звучит фантастически, если не сказать странно. Реализация данной программы обойдется «всего» в 4,5 млрд рублей из федерального бюджета и примерно в 2 млрд из местных бюджетов. Эти немалые средства пойдут на «принятие системных мер гуманитарного, информационного, просветительского, государственного и общественного характера».
Однако призывы быть терпимыми не могут сами по себе заставить общество быть толерантным. Толерантность - это свойство
развитого гражданского общества, к которому Россию можно отнести с большой долей условности. К сожалению, и мигранты не всегда способны и готовы хотя бы к адаптации, не говоря уж об интеграции. Очевидно, что происходит столкновение разных цивилизаций и точек соприкосновения между ними явно недостаточно для снижения напряженности в обществе. Все это свидетельствует о глубине и масштабности вызова, который требует достойного ответа не только от власти, но и от каждого гражданина.
Управление миграционными процессами предполагает дифференцированный подход, исходя из видов миграции. Одним из важных направлений миграционной политики является привлечение русскоязычного населения, оказавшегося за пределами Российской Федерации. Численный потенциал соотечественников в ближнем и дальнем зарубежье составляет около 5 млн человек (из 25 млн человек, проживавших за рубежом РСФСР, после распада СССР в Россию вернулось 4 млн) [18]. Причем в Белоруссии и Украине миграционный потенциал уже иссяк, в Казахстане значительно уменьшился, в Прибалтике изначально был невелик и сохранился в основном в государствах Средней Азии.
О. Л. Рыбаковский включает в это число и жителей США, Германии и Израиля, эмигрировавших в эти страны. Автор предлагает проводить по отношению к ним активную репатриационную политику, ссылаясь на опыт Казахстана, который стимулировал такие переселения экономически [19]. На наш взгляд, такое сравнение не корректно, как и надежды на успех этой политики. Если и возвращаются единицы, то не по экономическим причинам. В массовом масштабе выехавшие в эти страны граждане в основном ассимилированы в экономику, политику, культуру принимающей страны.
Что же касается соотечественников, проживающих в странах ближнего зарубежья, то «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселения соотечественников», принятая в декабре 2006 г., оказалась для них достаточно привлекательной. За 5 лет ее реализации (фактически с 2007 г.) в Российскую Федерацию прибыло 97 тыс. человек, из них в 2011 г. -32 тыс., в 2012 г. - 35 тыс. человек.
Первое место по привлекательности занимал Центральный федеральный округ, второе - Северо-Западный и Сибирский округа, третье - Дальний Восток. Причем акценты постепенно смещались. Если в 20092010 гг. второй и третий регион выбирали только каждый 10-й, в 2012 г. - каждый 3-й.
Интерес к этой программе вызвал необходимость ее новой редакции, которая была утверждена в сентябре 2012 г. Программа стала бессрочной, изменился принцип деления территории страны на категории. Если раньше выделялись 3 категории: 1) приоритетные, 2) территории, в которых развиваются различные экономические проекты и 3) прочие, то в новой редакции деление происходит только по 2-м категориям: 1) приоритетные и 2) прочие.
Программой определены 10 субъектов РФ приоритетного заселения: Республика Бурятия, Забайкальский, Приморский, Хабаровский, Камчатский край, Амурская, Иркутская, Магаданская, Сахалинская области и Еврейская автономная область. Суммы подъемных выплат увеличены здесь в 2 раза: со 120 до 240 тыс. руб., в то время как в других районах участник программы получает 60 тыс. руб., а члены его семьи - по 20 тыс. руб.
Если раньше свидетельства о переселении были бессрочными, что тормозило процесс переселения, то сейчас введен трехгодичный срок его действия с целью минимизации отсрочки принятого решения.
Одной из важных новаций программы явился отказ от жесткой привязки переселенца к месту предполагаемой работы. Участник программы теперь может заниматься любым видом деятельности, не запрещенной российским законодательством.
Образовательный уровень переселенцев очень высок: высшее образование имеют 40 %, среднее специальное - 36 %, при этом 21,5 % нет еще 18 лет. Директор департамента государственной политики в сфере межнациональных отношений А. Журавский отмечает, что эти дети, получив образование в наших школах и вузах, выйдут на рынок труда как раз в тот период, когда в них будет наиболее острая потребность [20].
Если в 2007 г. к этой программе подключилось только 12 регионов РФ, то в 2012 г. - 40 регионов.
К реализации долгосрочной целевой программы по переселению соотечественников в 2009 г. подключилась Омская область, что стало особенно актуальным в условиях, когда воспроизводство трудовых ресурсов характеризуется отрицательными величинами между приростом и убытием. Сначала программа осуществлялась только в 8 муниципальных образованиях, где высококвалифицированные кадры были наиболее востребованы: в Омске, Шербакульском, Называев-ском, Саргатском, Тевризском, Крутинском, Колосовском и Усть-Ишимском районах, сейчас она реализуется по всей области.
По долгосрочной целевой программе Омской области на 2013-2017 гг. [21] (такие программы утверждены Правительством РФ пока только в пяти наиболее успешных в осуществлении миграционной политики регионах: Республика Марий Эл, Тверская, Курская, Пензенская и Омская области) соотечественникам предоставляются услуги в сфере здравоохранения: бесплатное медицинское освидетельствование на инфекционные заболевания и наркоманию, а также медицинские процедуры при устройстве на работу. В целях содействия в жилищном обустройстве предоставляется пособие в качестве компенсации расходов по найму жилья. Переселенцы могут бесплатно переобучаться (за исключением высшего образования). В региональной программе предусмотрено также субсидирование желающих развивать собственный бизнес в размере 150 тыс. руб. Помимо финансовой поддержки департамент труда и социального развития представляет полный комплекс всех видов услуг, связанных с предпринимательской деятельностью: юридических, организационных и методических [22].
Для реализации этой программы создана межведомственная комиссия, состав которой утверждается губернатором Омской области. Об эффективности осуществления программы говорят следующие данные: Омская область по количеству принятых соотечественников занимает 1-е место в Сибирском федеральном округе и 5-е место по России. Всего за время реализации программы в регион прибыло 7 817 ее участников и членов их семей, в основном квалифицированных специалистов. Только за январь 2013 г. пересе-
лилось 550 человек, а за первое полугодие 2013 г. - 1 903 человека, что на 73 % больше, чем в 2012 г. Для сравнения: в Волгоградскую область (более привлекательную и по климатическим, и по географическим условиям, еще не знающую теракта) за весь 2012 г. прибыло только 230 человек, в Алтайский край за время действия программы -1 295 человек, в Хабаровский - 1 972 человека. До 2017 г. предполагается привлечь еще 6 800 человек, из них 884 - в Омскую область, остальных - в Омск. Основной поток переселенцев (около 77 %) с 2009 по 2012 г. пришел из Казахстана, сейчас растет активность со стороны Узбекистана и Таджикистана [23].
На наш взгляд, Омская область привлекает иммигрантов прежде всего мерами социальной поддержки, заинтересованностью региональной власти в решении демографических проблем, пониманием, что без разумной миграционной политики вряд ли удастся решить масштабные социально-экономические задачи развития Прииртышья. Однако при всем положительном опыте осуществления программы существуют проблемы, которые необходимо разрешать в первую очередь: трудоустройство, низкая зарплата, отсутствие гражданства. Для оптимизации процесса адаптации соотечественников к новой среде, минимизации вышеназванных трудностей УФМС РФ по Омской области регулярно проводит совместные семинары-совещания с представителями работодателей.
Итак, очевидно, что сегодня без миграции не обходится ни одна страна мира, и труд мигрантов является важным фактором развития России в том числе. Однако последствия замещающей миграции, когда миграционные потоки компенсируют сокращение численности населения, неоднозначны и порой противоречивы. Миграционная политика современной России, являясь одним из приоритетных направлений политической и экономической деятельности государства, пытается учитывать все риски напряженности и хотя бы минимизировать их. Однако, на наш взгляд, для повышения ее эффективности необходимо более методично, целенаправленно применять системный подход, который является методологической основой всей Концепции миграционной политики.
При этом каждое ее направление часто существует само по себе, отсутствует их внутренняя связь и взаимообусловленность, акценты смещаются в сторону решения сиюминутных, чаще всего политических задач. Пора теории стать практикой, и тогда миграционные процессы станут фактором не ослабления, а усиления страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ромадановский К. В России начала реализовы-ваться новая концепция миграционной политики. - URL: http://www.gosrfi/ru/news/3252.
2. Ромадановский К. России не грозят беспорядки, подобные Шведским / Программа «Познер» от 27 мая 2013 г. - URL: http:// www.1tv.ru/sprojects_edition/si5756/fi23558.
3. Зинченко Н. Н. Миграция населения в глобальном пространстве современного мира // Социологические исследования. - 2011. -№ 3. - С. 186.
4. Безбородова Т. М. Мигранты на российском рынке труда // Социологические исследования. - 2013. - № 5. - С. 6.
5. Степанов С. А. Какие мигранты нужны России для ее модернизации // Социально-гуманитарные знания. - 2012. - № 2. - С. 32-33.
6. Львов С. В Москве число мигрантов достигло 20 процентов от общего количества населения. - URL: http://nazaccent.ru/content/6720-v-moskve-chislo-migrantov-otnositelno-zhitelej.html.
7. Дзятко Т. Работодатель под прицелом: помогут ли ужесточения. - URL: http://www.echo. msk.ru/programs/poehali/1153770-echo.
8. Степанов С. А. Какие мигранты нужны России для ее модернизации. - С. 28-47.
9. Клупт М. А. Демографическое развитие России: нефтяной нарратив // Социологические исследования. - 2013. - № 5. - С. 61.
10. Дробот Г. А. Глобальная миграция: факторы, последствия, регулирование, диаспоры // Социально-гуманитарные науки. - 2012. - № 2. - С. 169.
11. Начальник Управления содействия интеграции ФМС России Т. Бажан в программе «Паспортный контроль» - радиостанция «Маяк». -URL: http://www.fms.gov.ru/press/publications/ #TEMPLATE=&C0DE=speech_publications&YEA R=2013&M0NTH=7&PAGEN_1=1.
12. Дробот Г. А. Глобальная миграция: факторы, последствия, регулирование, диаспоры. -С. 169.
13. В УФМС России по Омской области состоялось заседание «круглого стола» по вопросу адаптации иностранных граждан на территории Омской области. - URL: http://ufms.omsk.ru/ www/ufms.nsf/0/2AD8A6 F7C40362B1C6257B3A 0032CE84?0penDocument.
14. См.: Дмитриев А. В., Пядухов Г. А. Интеграция трудовых мигрантов в мегаполисе: локальные модели, контекст идентичности (методология и методы исследования) // Социологические исследования. - 2013. - № 5. - С. 51.
15. Мигранты и преступность: Факты против мифов. - URL: http://www.grrf.ru/novosti/ migranty-i-prestupnost-fakty-protiv-mifov.html.
16. См.: Дмитриев А. В., Пядухов Г. А. Интеграция трудовых мигрантов в мегаполисе: локальные модели, контекст идентичности (методология и методы исследования) // Социологические исследования. - 2013. - № 5. - С. 50.
17. Постановление Правительства Российской Федерации о федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (20142020 годы)». - URL: http://www.government.ru/ media/files/41d4862001ad2a4e5359.pdf.
18. Рыбаковский Л. Л. Динамика населения России и ее компоненты в 2001-2025 гг. // Социологические исследования. - 2011. - № 12.
- С. 48.
19. Рыбаковский О. Л., Мартыненко С. В. Миграционная политика современной России: структура и направления // Народонаселение.
- 2013. - № 2. - С. 53.
20. Резчиков А. Процедура переселения соотечественников и их обустройство в России упрощается. - URL: http://www.russkie.org/ index.php?id = 29271&module=fullitem.
21. Постановление правительства Омской области «Об утверждении долгосрочной целевой программы Омской области «Оказание содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом (2013-2017 годы)». - URL: www.garant.ru/hotlaw/omsk/493019.
22. Круглый стол по вопросу содействия интеграции и адаптации иностранных граждан на территории Омской области, проблем в сфере трудовой миграции и путей их решения. -URL: http://federalpolit.ru/govbody/fmsrussia/ news/955056.
23. Подведены итоги служебной деятельности за 1 полугодие 2013 года. - URL: http:// www.ufms.omsk.ru/www/ufms.nsf/0/35587538 56A6C5EDC6257BAC00326B19?OpenDocument.