Научная статья на тему 'Миграционная политика: проблемы, противоречия, решения'

Миграционная политика: проблемы, противоречия, решения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2180
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ЗАМЕЩАЮЩАЯ МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / ДИАСПОРА / МИГРАНТОФОБИЯ / АДАПТАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / MIGRATION / LABOR MIGRATION / REPLACEMENT MIGRATION / MIGRATION POLICY / MULTICULTURALISM / DIASPORA / MIGRANT-PHOBIA / ADAPTATION / INTEGRATION / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тюменцева Галина Ивановна

Представлен анализ механизмов реализации миграционной политики по различным направлениям, выделенным в «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г.», как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации Омской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Migration policy: problems, contradictions, decisions

The paper gives analysis of mechanisms of migration policy in different directions pointed out in the “Concept of State Migration Policy of the Russian Federation until the year 2025” on both federal level and subject of the Russian Federation level (on the example of Omsk region).

Текст научной работы на тему «Миграционная политика: проблемы, противоречия, решения»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 14 (343).

Политические науки. Востоковедение. Вып. 15. С. 47-54.

Г. И. Тюменцева

МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА:

ПРОБЛЕМЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ, РЕШЕНИЯ

Представлен анализ механизмов реализации миграционной политики по различным направлениям, выделенным в «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г.», как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации - Омской области.

Ключевые слова: миграция; трудовая миграция; замещающая миграция; миграционная политика; мультикультурализм; диаспора; мигрантофобия; адаптация; интеграция; толерантность.

В условиях активизации миграционных процессов, связанной с экономическими и демографическими диспропорциями в мире в целом и на постсоветском пространстве в частности, актуализируется вопрос эффективности взаимодействия трудовых мигрантов с принимающим обществом.

Россия, согласно докладу ООН, в 2013 г. заняла 2-е место в мире после США по числу мигрантов. В стране проживает 11 млн мигрантов, что составляет 8 % всего населения и около 16 % трудоспособного населения. Мнения экспертов по поводу такого числа приезжих существенно расходятся. Одни считают, что рост миграционных потоков - это объективная, общемировая тенденция, и только миграция способна разрешить экономические и демографические проблемы современной России. Другие авторы уверены, что риски, связанные с миграционными процессами, не адекватны тем ожиданиям, которые вызваны притоком мигрантов.

Эти подходы отражают сложность и противоречивость миграционных процессов и, вместе с тем, мотивируют поиск эффективных способов решения насущных задач для страны:

- привлечение дешевой рабочей силы и решение демографических проблем;

- реагирование на социальный запрос. связанный с растущими антимигрантскими настроениями в обществе, и преодоление деструктивных практик взаимодействия с трудовыми мигрантами в этом принимающем обществе.

Сегодня миграционная политика является одним из приоритетных направлений в политической и экономической деятельности нашего государства. Осуществляется она в рамках «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до

2025 г.», где в первую очередь предусмотрена разработка и принятие нормативных правовых актов Российской Федерации.

Достаточно либеральное миграционное законодательство сделало Россию привлекательной принимающей страной, особенно для населения стран СНГ. Однако анализ миграционной ситуации за последние годы говорит о том, что проблема нелегальной миграции не решена. Глава ФМС РФ К. Ромодановский называет приблизительное число нелегалов от 3 до

5 млн человек. «Работающие незаконно мигранты находятся в полной власти работодателя, а нередко и криминального бизнеса. Права работника - на здоровье, жизнь - не защищены. Фактически это трудовое рабство. Такие мигранты не общаются с населением, не обращаются в органы государственной власти. В итоге образуются национальные анклавы, формируются криминальные, экстремистские настроения, осложняется обстановка в обществе»1.

Выступая в мае 2013 г. на телевидении, К. Ромодановский подчеркнул, что подходы, связанные с привлечением иностранной рабочей силы, нужно существенно реформировать. «Мы понимаем, что миграция должна давать позитив для экономики, и не выступаем против нее как явления. Но когда мы на протяжении 2-х лет видим 37 % прироста въезда иностранных рабочих в Россию, причем половина из них представители Центральной Азии, а половина из этой половины не знает русского языка, возникает вопрос: зачем они приехали в Россию?»2

А действительно, «кто» и «зачем»? Трудовой мигрант в основном имеет мужское лицо: 86 % приезжих в Россию - это мужчины, притом, что в структуре мировой миграции женщины составляют 48 %3. Очевидно, что такая половая характеристика мигрантов связана

с видами их деятельности: в торговле занято 60 %, в строительстве - 30 %, в сельском хозяйстве - 10 %. Средний возраст составляет 35 лет, срок проживания от 9 до 12 меся-цев4. В целом низкий общеобразовательный уровень - 50 % не имеют профессионального образования. До выезда на работу в Россию 40-50 % трудовых мигрантов относили себя к группе крайне бедных. Если потенциал трудовой миграции из Таджикистана и Киргизии в большей степени уже использован, то «освоение» потенциала узбекской миграции только начинается. 76 % въехавших в Россию в 2012 г. трудовых мигрантов - граждане СНГ, из них 63 % - из Узбекистана5.

60 % оседают в Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Ленинградской областях, Краснодарском крае. Такая география расселения объясняет антимигрантские настроения, прежде всего, москвичей. По данным ВЦИОМ (опрос проведен в феврале 2013 г.6), жители столицы ставят необходимость скорейшего решения проблемы миграции на первое место, считая ее даже важнее транспортной. На встрече с участниками дискуссионного клуба «Валдай» 16 сентября 2013 г. С. Собянин подчеркнул, что идею ужесточения миграционного законодательства поддерживают 77 % москви-чей7 (думается, что после событий в Бирюлево эта цифра стала бы еще выше).

Если говорить о мнении россиян в целом по этому поводу, то количество респондентов, считающих приезд мигрантов благом для экономики, за последние 6 лет уменьшилось втрое, с 17 % в 2007 г. до 6 % в 2013 г. Во столько же раз, с 15 % до 6 % сократилось число респондентов, которые связывают с приездом иностранцев развитие культуры. 36 % россиян обвиняют мигрантов в создании конкуренции на рынке труда8.

Учитывая антимигрантские настроения в обществе, дошедшие до мигрантофобии (что особенно ярко проявилось в массовых беспорядках в Бирюлево в октябре 2013 г.), европейский опыт «провала» политики мультикуль-турализма, о чем заявили лидеры Германии, Франции, Великобритании и своеобразно заявила тихая, спокойная Норвегия (делом Брей-вика)9, Россия резко ужесточила миграционное законодательство. Произошел ощутимый поворот в сторону запретительных и карательных мер.

С 9 августа 2013 г. в соответствии с Федеральным законом от 23.07.13. № 207 ФЗ10 уже-

сточены меры уголовной и административной ответственности за нарушение иностранными гражданами или лиц без гражданства правил въезда в РФ либо режима пребывания в стране и незаконное осуществление трудовой деятельности.

По новому законодательству за нелегальную миграцию увеличивается срок ограничения для въезда иностранцев с 3 до 5 лет для тех, кто дважды нарушил законодательство Российской Федерации (кроме случаев уголовного преступления). За потворство и организацию незаконной миграции предусмотрено лишение свободы сроком на 10 лет. Теперь нарушивший правила въезда в страну или трудоустройства мигрант не сможет избежать выдворения (ранее судья мог выбирать между штрафом и выдворением). Новизна законодательства заключается и в том, что касается не только мигрантов, но и принимающей стороны - штраф до 500 тыс. р. за неприятие мер по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашенного.

В 2012 г. принят закон об обязательном тестировании мигрантов на знание русского языка.

К 2015 г. допуск иностранных граждан в Россию будет осуществляться только по заграничным паспортам (новое положение не будет касаться граждан Таможенного Союза, т. е. Казахстана и Белоруссии).

После событий 12-13 октября в московском районе Западное Бирюлево Государственная Дума намерена разработать «дорожную карту» по законодательному решению проблем миграции. Высказываются крайние позиции от введения визовых отношений до отказа на

3 года привлекать в Москву и Московскую область иностранную рабочую силу (В. Жириновский)11. Однако большинство политиков и общественных деятелей считают, что есть и другие действенные способы решения проблем трудовой миграции. Так, по мнению главы государства В. В. Путина, визовый режим лишь оттолкнет партнеров по СНГ, а не сблизит их (саммит АТЭС 08.10.1312). Введение визового режима для граждан из стран СНГ может разрушить историческую общность народов, которая создавалась веками и продолжает служить объединяющим элементом, считает глава Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей В. Чаплин13. Несогласие с введением визового режима объясняется также и тем, что

визы как инструмент контроля вообще являются атавизмом, по мнению члена партии «Справедливая Россия» И. Пономарева, не несущим за собой ничего, кроме очередных поборов в консульствах и подогрева коррупции правоохранителей. Коренные жители, сталкивающиеся с наплывом иностранной рабочей силы, справедливо требуют от властей оградить их от преступных элементов и проявления беззакония во всех его формах. А это совсем не то же самое, что выстраивание заградительных барьеров на границе с государствами, еще недавно являющимися частью большой страны14.

К. Ромодановский подчеркивает, что стране нужно сосредоточиться на привлечении квалифицированных мигрантов. Необходимо создавать, в том числе правовые, условия для молодых и перспективных иностранцев, желающих приехать в Россию. Уже с 2014 г. для студентов, обучающихся очно, будет введена упрощенная процедура оформления разрешения на работу: работодателю не нужно получать разрешение на привлечение и использование рабочей силы.

Федеральная миграционная служба подготовила проект постановления правительства

о новых правилах отбора иностранных граждан для получения вида на жительство в России. Согласно этому документу, кандидатам в россияне будут начислять баллы за возраст, образование, стаж работы по специальности, знание русского языка, опыт работы в России, наличие предложенной работы, родственников в стране пребывания. При этом необходимо набрать 75 баллов из 100 возможных. Больше всего баллов будут начислять за «правильный» возраст и образование. Так, человек в возрасте от 21 до 45 лет получит 20 баллов, старше 55 -

0 баллов, так же оценивается образование ниже среднего общего, зато наличие ученой степени оценивается в 25 баллов. Сегодня балльная система используется только в 3 странах мира: Австралии, Новой Зеландии и Канаде, и дает свои результаты.

Президент Федерации мигрантов России Маджумдер Мухаииад Амин назвал систему баллов «хорошим начинанием», но система подсчета, по его мнению, требует доработки. Не всегда оправдано ограничение по возрасту, можно выше оценивать специальное образование, полученное в России, оно значит больше, чем ученая степень, выданная на родине, тем более что ее имеет не более 1 % легальных ми-грантов15.

Эти меры важны, однако они не распространяются на временных трудовых мигрантов, особенно нелегальных, которые составляют почти половину всего миграционного потока.

Для регулирования отношений на рынке труда обсуждаются меры государственного протекционизма: трудовые вакансии должны сначала предлагаться российским гражданам, а затем всем остальным.

В результате правовых изменений уже за первое полугодие 2013 г. доступ в Российскую Федерацию был закрыт для более 200 тыс. человек по причине нарушения режима пребывания в нашей стране.

Такой резкий поворот в миграционной политике был воспринят неоднозначно. Так, бизнес-омбудсмен Б. Титов пишет о том, что запреты и карательные меры не решат проблему, а еще больше затянут гордиев узел. «Задача государства не в том, чтобы затруднить доступ на наш рынок труда иностранцам, а в том, чтобы все они были надлежащим образом легализованы и пополнили российский бюджет налогами»16. О. Л. Рыбаковский, ссылаясь на мировой опыт, говорит о том, что ужесточение миграционной политики практически неизбежно ведет к росту нелегальной миграции17.

Однако, на наш взгляд, в реализации государственной миграционной политики в значительно большей мере, чем это происходит сейчас, необходимо использовать системный подход, который является методологической основой всей Концепции.

Механизм реализации любого из направлений миграционной политики может быть как стимулирующим, так и сдерживающим, нейтральным.

Большинство принимающих стран мира используют приоритетно-протекционистский подход при регулировании миграции. Государства приема не только не препятствуют, но и поощряют въезд тех категорий мигрантов, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным.

На вопрос, который С. А. Степанов вынес в заголовок своей статьи, «Какие мигранты нужны России для ее модернизации»18, конечно, хочется ответить - высококвалифицированные, образованные, способные принять нормы и ценности иной культуры. Однако, к сожалению, сегодня такая модель трудового мигранта в российской действительности воспринимается не как возможность, а, скорее, как идеал.

Поскольку реальность далека от данного идеала, необходимо, хотя бы отчасти, снизить миграционные риски. Для этого, наряду с правовым ужесточением, максимально реализовать важнейшее направление Концепции - содействие адаптации и интеграции мигрантов.

В июле 2010 г. было создано Управление содействия интеграции ФМС России, цель которого - осуществление содействия интеграции иммигрантов в Российское общество на основе уважения к российской культуре, жизненному укладу россиян, формированию терпимости во взаимоотношениях, предотвращения этнокон-фессиональных конфликтов.

Одним из главных качеств, присущих мигрантам всего мира, является маргинальность, т. е. принадлежность сразу к двум культурным, экономическим и юридическим мирам. Однако, как подчеркивает М. А. Клупт, в России это маргинальность особого типа, она далека от той, которую анализировал Р. Парк в своей ставшей классикой работе «Маргинальный человек». Ощущение ‘я - чужой’ присуще и тем, кто вливается в средний класс, принимая его нормы, и тем, кто «застревает» в низших слоях городского населения, впитывая стандарты «культуры бедности», при этом испытывая почти враждебное отношение к ценностям принимающего общества и даже тем, кто добивается экономического успеха при отвержении культурных ценностей19.

Хотя бы частичное преодоление маргиналь-ности мигрантов связано с осуществлением политики мультикультурализма - одной из философских концепций глобального общества. В основе мультикультурализма лежит идея интеграции различных культур, позволяющей сохранить эти культуры и обеспечить их взаимодействие и взаимообогащение.

При всей сложности и противоречивости осуществления этой политики в мире, особенно в Европе, о чем говорилось выше, существует и положительный опыт ее реализации, например, в Канаде. Идея сохранения иммигрантами культурной идентичности является главной отличительной чертой канадского подхода. Но любое культурное своеобразие допускается лишь при условии соблюдения законодательства страны приема20. На наш взгляд, Россия должна опираться на подобный опыт, но в большей степени использовать многовековой опыт сосуществования разных этносов, конфессий на ее территории. Конечно, ресурс общего языкового и культурного простран-

ства, заложенный в советское время, практически исчерпан, но историческая память и опыт сохранились, что может оптимизировать политику адаптации и интеграции особенно трудовых мигрантов.

Начальник Управления содействия интеграции ФМС РФ Т. А. Бажан в интервью радио «Маяк» от 27 июля 2013 г. остановилась на основных направлениях деятельности Управ-ления21, одно из которых - активное взаимодействие с национально-культурными объединениями, землячествами, диаспорами по вопросам правового информирования, консультирования, преодоления языкового и социокультурного барьеров, посредничества между ФМС и мигрантами.

Сегодня сформировались мощные национальные диаспоры - часть народа, проживающая за пределами своей родины, имеющая с ней общие духовные, культурные и исторические корни. На наш взгляд, неправомерно утверждать, как это делает Г. А. Дробот22, что диаспора - это сугубо политическое явление, в отличие от миграции. Даже диаспоры первой волны, возникшие после распада СССР, имели не только политические интересы, тем более об этом нельзя говорить сейчас.

Национальные диаспоры замыкают на себе решение многих вопросов, в том числе и нелегальной миграции.

Например, УФМС РФ по Омской области осуществляет активную работу с 5 наиболее крупными национальными общественными объединениями, связанными с трудовой миграцией:

- Омское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз армян»;

- Омская областная общественная организация «Содружество узбекистанцев»;

- Омская областная общественная организация «Содружество кыргызстанцев»;

- Совет региональной общественной организации азербайджанцев Омской области «Огненная стрела»;

- Ассоциация китайских иммигрантов в Омской области «Хуа Цяо».

Сегодня в Омской области проживают 8,5 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства (в 2012 г. их число составляло 6 тыс.). Эти объединения помогают обеспечивать контроль за законностью пребывания иностранных граждан на территории региона, оказывают содействие в оформлении документов,

выдворении в административном порядке. Уже традицией стала практика совместных семинаров, «круглых столов», совещаний, где решаются различные вопросы, связанные с миграцией. В частности, на последнем таком совещании по инициативе руководителя Омской областной общественной организации «Содружество кыргызстанцев» А. Асанова обсуждался вопрос о необходимости увеличения квоты на привлечение иностранных работников с 3200 в год до 10-15 тыс., т. к. от этого напрямую зависит развитие важнейшего сектора экономики Омской области - строительство23.

Очень важны контакты с религиозными объединениями, которые, с одной стороны, предоставляют возможность осуществления религиозного культа приезжим мигрантам, в основном мусульманам, с другой - помогают пресекать их религиозный экстремизм. Религиозные центры берут на себя также организацию помощи в изучении русского языка, т. к. с 01.12.12 г. трудовые мигранты, работающие в сфере обслуживания, должны предъявить сертификат о прохождении экзамена по русскому языку. Уже сегодня на базе религиозных центров по России функционирует 284 курсов, 98 из них бесплатно.

За первое полугодие 2013 г. экзамен сдали

20 тыс. человек, 1 тыс. - не смогли его сдать. Многие мигранты пока игнорируют этот закон, мотивируя тем, что приезжают на один сезон, чтобы заработать и вернуться домой, поэтому нет смысла тратить время на образование и деньги на сертификат. Т. А. Бажан считает, что это издержки переходного периода. Закон заработал, и 20 тыс. - это немало, т. к. его действие началось фактически с января 2013 г., когда люди уже имели разрешение на трудовую деятельность по старому законодательству. Сейчас заканчивается годовой срок, и потребность в сертификатах возрастет в разы.

Еще одно важное направление деятельности Управления, на которое указала его начальник, - это заключение договоров со стра-нами-донорами о домиграционной профессиональной и языковой подготовке. Уже существует практика таких договоров с Киргизией и Таджикистаном.

А. С. Ахиезер ввел понятие ‘социальные интеграторы’ - это институты, которые осуществляют интеграцию и адаптацию иностранных граждан (государство, общественные организации, СМИ и т. д.)24. И эти социальные интеграторы должны особенно хорошо понимать, в

общем-то, банальную истину, что интеграция -это двусторонний процесс взаимодействия, предусматривающий ответственность не только мигрантов, но и принимающего общества.

Мигрантофобия, ксенофобия, которые особенно проявились в период предвыборной компании в мэры Москвы и событий в Бирюлево, порой искусственно разжигались. Овощную базу и торговый центр «Бирюза», где находились мигранты, полиция практически не защищала, митингующим дали их разгромить вполне осознанно. Именно подобная лояльность властей становится катализатором межнационального и межконфессионального противостояния.

Антимиграционные настроения в обществе, опасения криминализации мигрантов имеют объективную основу, однако есть и другие данные, о которых должны знать не только специалисты, но и широкая общественность. Так, по данным МВД РФ в 2012 г. уменьшилось число преступлений, совершенных мигрантами, на

5 % и составило 1,8 % всей зарегистрированной преступности, а количество преступлений в отношении к иностранным гражданам выросло на 8,4 %. Тестирование на наркотики легальных мигрантов в Москве показало, что они не употребляют наркотики, не выявлено ни одного случая, в связи с чем признаны нецелесообразными дальнейшие проверки.

Сегодня толерантность в идеологии и политике оказывается серьезно потесненной. Интеграция в иной социум чаще всего оборачивается дезинтеграцией, что позволило некоторым авторам предположить, что повсеместная распространенность деструктивных практик взаимодействия с трудовыми мигрантами (обман, дискриминация, рабский труд, ксенофобия и т. д.) является закономерностью в сложившихся условиях, а не случайностью. Эти практики превращаются в норму повседневной жизни, т. к. пронизаны антагонизмом интересов25. При всей жесткости позиции авторов следует признать, что проблема адаптации и интеграции еще ждет своего решения.

Призывы быть терпимыми не могут сами по себе заставить общество быть толерантным. Толерантность - это свойство развитого гражданского общества, к которому Россию можно отнести с большой долей условности. К сожалению, и мигранты не всегда способны и готовы хотя бы к адаптации, не говоря уж об интеграции. Очевидно, что происходит столкновение разных цивилизаций, и точек сопри-

косновений между ними явно недостаточно для снижения напряженности в обществе. Все это свидетельствует о глубине и масштабности вызова, который требует достойного ответа, и не только от власти, но и от каждого гражданина, который, почти по Чехову, должен по капле выдавливать из себя националиста и экстремиста.

Управление миграционными процессами предполагает дифференцированный подход, исходя из видов миграции. Одним из важных направлений миграционной политики является привлечение русскоязычного населения, оказавшегося за пределами Российской Федерации. Численный потенциал соотечественников в ближнем и дальнем зарубежье составляет около 5 млн человек (из 25 млн человек, проживавших за рубежом РСФСР, после распада СССР в Россию вернулось 4 млн)26. Причем в Белоруссии и Украине миграционный потенциал уже иссяк, в Казахстане значительно уменьшился, в Прибалтике изначально был невелик и сохранился в основном в государствах Средней Азии.

О. Л. Рыбаковский включает в это число и жителей США, Германии и Израиля, эмигрировавших в эти страны. Автор предлагает проводить по отношению к ним активную ре-патриационную политику, ссылаясь на опыт Казахстана, который стимулировал такие переселения экономически27. На наш взгляд, такое сравнение некорректно, как и надежды на успех такой политики. Если и возвращаются единицы, то не по экономическим причинам. В массовом масштабе выехавшие в эти страны граждане, в основном, ассимилированы в экономику, политику, культуру принимающей страны.

Что же касается соотечественников, проживающих в странах ближнего зарубежья, то «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселения соотечественников», принятая в декабре 2006 г., оказалась для них достаточно привлекательной. За 5 лет ее реализации (фактически с 2007 г.) в Российскую Федерацию прибыло 97 тыс. человек, из них в 2011 г. - 32 тыс., в 2012 г. - 35 тыс. человек.

Первое место по привлекательности занимал Центральный федеральный округ, второе

- Северо-Западный и Сибирский округа, третье - Дальний Восток. Причем акценты постепенно смещались. Если в 2009-2010 гг. второй и третий регион выбирали только каждый 10-й, в 2012 г. - каждый 3-й.

Интерес к этой программе вызвал необходимость ее новой редакции, которая была утверждена в сентябре 2012 г. и продлена до 2017 г. Программа стала бессрочной, изменился принцип деления территории страны на категории. Если раньше выделялись 3 категории: 1) приоритетные, 2) территории, в которых развиваются различные экономические проекты, и 3) прочие, то в новой редакции деление происходит только по 2-м категориям: 1) приоритетные и 2) прочие.

Программой определены 10 субъектов РФ приоритетного заселения: Республика Бурятия, Забайкальский, Приморский, Хабаровский, Камчатский края, Амурская, Иркутская, Магаданская, Сахалинская области и Еврейская автономная область. Суммы подъемных выплат увеличены здесь в 2 раза: со 120 до 240 тыс. р., в то время как других районах участник программы получает 60 тыс., а члены его семьи -по 20 тыс. р. Этот выбор, конечно, не случаен и связан с низкой заселенностью этих регионов вообще и трудовых ресурсов в частности. Хотя понятна и позиция губернатора Красноярского края, который предложил всю Сибирь отнести к территории с приоритетным статусом.

Если раньше свидетельства о переселении были бессрочными, что тормозило процесс переселения, то сейчас введен трехгодичный срок его действия с целью минимизации отсрочки принятого решения.

Одной из важных новаций программы явился отказ от жесткой привязки переселенца к месту предполагаемой работы. Участник программы теперь может заниматься любым видом деятельности, не запрещенной российским законодательством.

Образовательный уровень переселенцев очень высок: высшее образование имеют 40 %, среднее специальное - 36 %, при этом 21,5 % нет еще 18 лет. Эти дети, отмечает директор департамента государственной политики в сфере межнациональных отношений А. Жу-равский28, получив образование в наших школах и вузах, выйдут на рынок труда как раз в тот период, когда в них будет наиболее острая потребность.

Если в 2007 г. к этой программе подключилось только 12 регионов РФ, то в 2012 г. - 40 регионов, в том числе и Омская область.

К реализации долгосрочной целевой программы по переселению соотечественников Омская область подключилась в 2009 г., что стало особенно актуальным в условиях, когда воспро-

изводство трудовых ресурсов характеризуется отрицательными величинами между приростом и убытием. Сначала программа осуществлялась только в 8 муниципальных образованиях, где высококвалифицированные кадры были наиболее востребованы: в Омске, Шербакульском, Называевском, Саргатском, Тевризском, Кру-тинском, Колосовском и Усть-Ишимском районах. Сейчас она реализуется по всей области.

По долгосрочной целевой программе Омской области на 2013-2017 гг. (такие программы утверждены Правительством РФ пока только в 5 наиболее успешных в осуществлении миграционной политики регионах) соотечественникам предоставляются услуги в сфере здравоохранения: бесплатное медицинское освидетельствование на инфекционные заболевания и наркоманию, а также медицинские процедуры при устройстве на работу. Дополнительно к федеральным мерам за счет средств областного бюджета переселенцам выплачивается единовременное подъемное пособие для желающих переселиться в Омск, равное величине среднегодового прожиточного минимума на душу населения, для переселившихся в районы Омской области эта сумма увеличивается вдвое. Помимо этого, каждому вновь прибывшему предлагают несколько вариантов трудоустройства. В целях содействия в жилищном обустройстве предоставляется пособие в качестве компенсации расходов по найму жилья. Переселенцы могут бесплатно переобучаться, кроме получения высшего образования. В региональной программе предусмотрено так же субсидирование желающих развивать собственный бизнес в размере 150 тыс. р. Помимо финансовой поддержки, департамент труда и соц. развития представляет полный комплекс всех видов услуг, связанных с предпринимательской деятельностью: юридических, организационных и методических29.

Для реализации этой программы создана межведомственная комиссия, состав которой утверждается губернатором Омской области.

Об эффективности осуществления программы говорят следующие данные: Омская область по количеству принятых соотечественников занимает 1-е место в Сибирском федеральном округе и 5-е место по России. Всего за время реализации программы в регион прибыло 7817 ее участников и членов их семей, в основном квалифицированных специалистов. Только за январь 2013 г. переселилось 550 человек, а за первое полугодие 2013 г. - 1903 человека, что

на 73 % больше, чем в 2012 г. Для сравнения -в Волгоградскую область (более привлекательную и по климатическим, и по географическим условиям, еще не знающую теракта) за весь 2012 г. прибыло только 230 человек, в Алтайский край за время действия программы - 1295 человек, в Хабаровский - 1972 человека. До 2017 г. предполагается привлечь еще 6800 человек, из них 884 в Омскую область, остальных - в Омск. Основной поток переселенцев, около 77 %, с 2009 по 2012 г. пришел из Казахстана, сейчас растет активность со стороны Узбекистана и Таджикистана30.

На наш взгляд, Омская область привлекает иммигрантов, прежде всего, мерами социальной поддержки, заинтересованностью региональной власти в решении демографических проблем, пониманием, что без разумной миграционной политики вряд ли удастся решить масштабные социально-экономические задачи развития Прииртышья. Однако при всем положительном опыте осуществления программы существуют проблемы, которые необходимо разрешать в первую очередь: трудоустройство, низкая зарплата, отсутствие гражданства. Для оптимизации процесса адаптации соотечественников к новой среде, минимизации вышеназванных трудностей УФМС РФ по Омской области регулярно проводит совместные семинары-совещания с представителями работодателей.

Итак, сегодня без миграции не обходится ни одна страна мира, и труд мигрантов является важным фактором развития России в том числе. Однако последствия замещающей миграции, когда миграционные потоки компенсируют сокращение численности населения, неоднозначны и, порой, противоречивы. Миграционная политика современной России, являясь одним из приоритетных направлений политической и экономической деятельности государства, пытается учитывать все риски напряженности и хотя бы минимизировать их. Однако, на наш взгляд, для повышения ее эффективности необходимо более методично, целенаправленно применять системный подход, который заложен в Концепции миграционной политики. При этом каждое ее направление, подчас, существует само по себе, отсутствует их внутренняя связь и взаимообусловленность, акценты смещаются в сторону решения сиюминутных, чаще всего, политических задач. Пора теории стать практикой, и тогда миграционные процессы станут фактором не ослабления, а усиления страны.

Примечания

1 Ромадановский, К. В России начала реализовываться новая концепция миграционной политики [Электронный ресурс]. URL : http: // www.gosrfi/ru/news/3252.

2 Ромадановский, К. России не грозят беспорядки, подобные шведским [Электронный ресурс] // Программа «Познер» от 27 мая 2013 г. URL : http://www.1tv.ru/sprojects_edition/si5756/fi23558.

3 Зинченко, Н. Н. Миграция населения в глобальном пространстве современного мира // Социол. исслед. 2011. № 3. С. 186.

4 Безбородова, Т. М. Мигранты на российском рынке труда // Социол. исслед. 2013. № 5. С. 6.

5 Степанов, С. А. Какие мигранты нужны России для ее модернизации // Соц.-гуманитар. знания. 2012. № 2. С. 32-33.

6 В Москве число мигрантов достигло 20 процентов от общего количества населения [Электронный ресурс]. URL : http://nazaccent. ru/content/6720-v-moskve-chislo-migrantov-otn-ositelno-zhitelej.html.

7 Собянин за визы для мигрантов [Электронный ресурс]. URL : http: //rusplt.ru/policy/So-banin-o-migrantah.html.

8 Работодатель под прицелом : помогут ли ужесточения [Электронный ресурс]. URL : http:// echo.msk.ru/programs/poehali/1153770-echo.

9 См.: Трещанин, Д. Мультикультурализм - это тупиковая стратегия [Электронный ресурс]. URL : http: // svpressa.ru/society/article/38872.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 Федеральный закон от 23.07.2013 № 207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях совершенствования миграционного законодательства и ответственности за его нарушение» [Электронный ресурс]. URL : http:// graph.document.kremlin. ru/page .aspx?1;3580263.

11 Депутаты подумают, как лучше бороться с нелегалами [Электронный ресурс]. URL : http:// www.vesti.ru/doc.html?id=1141635.

12 Путин о миграции : визовый режим лишь оттолкнет партнеров по СНГ [Электронный ресурс]. URL : ria.ru/society/20131008/968476674. html.

13 Чаплин : введение виз со странами СНГ

разрушит историческое единство [Электронный ресурс]. URL : http://ria.ru/soci-

ety/20131018/971033900.html.

14 Споры вокруг миграционной политики [Электронный ресурс]. URL : http//www.vesti. html?id=1142265&cid=5.

15 Для мигрантов разработали систему бал-

лов [Электронный ресурс]. URL : http:vz.ru/ news/2013/7/31/643511.html.

16 Мигрантам - зеленый свет [Электронный ресурс]. URL : http://echo.msk.ru/blog/ titov_b/1159006-echo.

17 Рыбаковский, О. Л. Миграционная политика современной России : структура и направления / О. Л. Рыбаковский; С. В. Мартыненко // Народонаселение. 2013. № 2. С. 53.

18 Степанов, С. А. Какие мигранты нужны России... С. 28-47.

19 Клупт, М. А. Демографическое развитие России : нефтяной нарратив // Социол. исслед. 2013. № 5. С. 61.

20 Дробот, Г. А. Глобальная миграция : факторы, последствия, регулирование, диаспоры // Соц.-гуманитар. науки. 2012. № 2. С. 169.

21 Начальник Управления содействия интеграции ФМС России Т. Бажан в программе «Паспортный контроль» - радиостанция «Маяк» [Электронный ресурс]. URL : http://www.ra-diomayak.ru/person/show/id/5192/from/brand/ brand_id/721.

22 Дробот, Г. А. Глобальная миграция. С. 169.

23 В УФМС России по Омской области состоялось заседание «круглого стола» по вопросу адаптации иностранных граждан на территории Омской области [Электронный ресурс] URL : http://ufms.omsk.ru/www/ufms.nsf.

24 См.: Дмитриев, А. В. Интеграция трудовых мигрантов в мегаполисе : локальные модели, контекст идентичности (методология и методы исследования) / А. В. Дмитриев, Г. А. Пядухов // Социол. исслед. 2013. № 5. С. 51.

25 Там же. С. 50.

26 Рыбаковский, Л. Л. Динамика населения России и ее компоненты в 2001-2025 гг. // Социол. исслед. 2011. № 12. С. 48.

27 Рыбаковский, О. Л. Миграционная политика. С. 53.

28 Журавский, А. Новая программа - новые возможности [Электронный ресурс]. URL : http:// rusazia.net/news?uid=1298.

29 Круглый стол по вопросу содействия интеграции и адаптации иностранных граждан на территории Омской области, проблем в сфере трудовой миграции и путей их решения [Электронный ресурс]. URL : http://federalpolit.ru/ govbody/fmsrussia/news/955056/.

30 Подведены итоги служебной деятельности за

1 полугодие 2013 года [Электронный ресурс]. URL : http://ufms.omsk.ru/www/ufms.nsf/0/355 8753856A6C5EDC6257BAC00326B19?0penDo cument.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.