Научная статья на тему 'Преподаватель: проблемы самоидентификации'

Преподаватель: проблемы самоидентификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преподаватель: проблемы самоидентификации»

Т. ГОМЗА, доцент Хабаровский государственный технический университет

Глубинные изменения в современном обществе и культуре предполагают реализацию в образовательной сфере таких базисных ценностей личности, как самореализация, жизнетворчество, культурная идентификация, индивидуализация и т.д., при этом одной из важнейших является ее самоидентификация.

В традиционном способе моделирования образовательного процесса индивидуальная позиция преподавателя как автора транслируемого курса либо игнорируется, либо предъявляется нерефлексивно, в то время как эта позиция может оказать решающее влияние как на содержание обучения, так и на его методические аспекты.

Образование, ориентированное на личностное развитие его субъектов, особую роль отводит авторской точке зрения преподавателя. Ее принято характеризовать категорией «мировоззрение», которое определяется как «система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации» [1].

А.Г. Бермус предлагает категорию личностной социокультурной позиции, которая может быть определена рядом идентификаторов. В сфере научной культуры в качестве таковых могут выступать позиции критика, аналитика, эксперта, интерпретатора и др., в сфере образовательной культуры

— учителя, методиста, теоретика, системотехника, в сфере управленческой культуры

— консультанта, организатора, менеджера.

Основываясь на историко-культурном анализе образовательных систем и форм педагогического знания, А.Г. Бермус выя-

Преподаватель: проблемы

самоидентификации

вил четыре базисных типа педагогических культур с целью построить модели личностной самоидентификации студентов и про-диагностировать наличие соответствующих культурных типов среди студентов различных факультетов и этапов обучения в педагогическом университете [2].

Автором выделены следующие типы образования.

1. Национально-религиозный тип:

• духовная метафора - возвышение и постижение мудрости Жизни;

• культурные и социальные формы -сопричастность в Абсолюте;

• личностная метафора - служение.

2. Классический тип:

• духовная метафора - созерцание совершенства и гармонии Космоса и Природы;

• культурные формы - передача знаний, окультуривание природных способно-стей,склонностей и потребностей;

• социальная метафора - передача накопленного культурного опыта от учителя - учащимся;

• личностная метафора - исполнение долга перед обществом и культурой.

3. Прагматический тип:

• духовная метафора - протестантская идея добродетели и долга;

• культурные формы - развитие практических способностей через занятие деятельностью;

• социальная метафора - общественное производство и управление;

• личностная метафора - достижение оптимального результата, адаптивность в изменяющихся обстоятельствах.

4. Персоноцентрический тип (личностно-ориентированное, элитарное образование):

• духовная метафора - экзистенциальные ценности;

• культурные формы - проживание и переживание существующего и возможного опыта;

• социальная метафора - диалог, погружение в иную культуру, игра;

• личностная метафора - индивидуальный путь.

Автором предложены условные обозначения этих четырех историко-культурных типов учителя: учитель-проповедник, учитель-информатор, учитель-технолог и учитель-персона, - и разработана анкета, ответы на вопросы которой позволили бы идентифицировать каждого из респондентов с тем или иным культурным типом.

Нам предоставилась возможность провести анкетирование слушателей ФПК технического университета по методике А.Г. Бермуса. Респонденты были мотивированы к участию в анкетировании тем, что получали возможность узнать, к какому культурному типу они принадлежат.

Обработка результатов анкеты показала следующее распределение по типам: «учителей-проповедников» - 26,48%, «учителей-информаторов» - 23,74%; «учителей-технологов» - 26,94% и «учителей-персон» - 22,84%.

Интересно, что на вопрос: «Для меня образование - это прежде всего:

1) возможность судить о мире, понимать и осмысливать происходящее;

2) возможность приобщиться к сокровищам мировой культуры;

3) возможность найти себя;

4) возможность получить практические знания и приобрести полезные для жизни умения» - 43% выбрали ответ 1); 52% - ответ 4), а 5% дали ответ в разделе «иное», по смыслу отвечающее типу «учитель-персона».

С точки зрения становления гуманистического мировоззрения отрадно, что 71,4% респондентов считают, что основной целью образования должно стать обеспечение саморазвития и самореализации каждого субъекта образовательного процесса.

В сегодняшних условиях перехода в новую социокультурную ситуацию, когда

многие интерпретируют происходящее как нарушение «нормального» течения событий, особенно важно рассмотрение вопроса о том, какие личностные смыслы находит педагог для себя в педагогической деятельности, какие цели он ставит себе и как их добивается.

Выявление ценностных приоритетов педагогов проводилось разными авторами, в большинстве своем использовавшими методы ранжирования ценностей.

Нами была выбрана методика исследования приоритетных ценностей педагогов, предложенная Санкт-Петербургским институтом педагогического мастерства [3]. Результаты исследования представлены в таблице.

При обработке результатов вначале был определен процент испытуемых, выставивших данной ценности ранг 1-3, т.е. придающих ей особую важность; затем определено среднее значение ранга для каждой позиции. Для сравнения и осмысления в последней графе приведены результаты Санкт-Петербургского исследования. Высокая ориентация на ценности личного благополучия (здоровье, семья, материальное благосостояние, друзья и т.д.) демонстрирует большее внимание к собственным нуждам — раньше общественные ценности ставились выше личных. Велика роль ценностей духовного и культурного развития, что подтверждает представление о педагогическом корпусе как «носителе» и трансляторе культурного опыта. Низкий уровень ориентации на общественно-политические ценности показывает, что спокойное, независимое существование связано, скорее, не с надеждами на свободное, демократическое общество, а с благополучием «микромира» (семья, друзья, коллеги).

Сознание педагогического корпуса во многом заполнено иллюзиями и стереотипами, которые, с одной стороны, позволяют педагогу с минимальными затратами, оперативно решать сложные проблемы, возникающие в его деятельности, а с другой —

Таблица

Ценностные ориентации преподавателей технического вуза

Ценностные ориентации Процент испытуемых, признавших ценность высокозначимой Суммарный ранг ценности Данные по работе [3]

Здоровье 75 3,6 77

Материальное благополучие 40 5,15 56

Интересная работа 67,5 4,7 58

Честный труд 20 5,90 25

Успех моих учеников 10 8,03 24

Деньги — 8,85 12

Уважение окружающих 20 7,20 34

Политическая стабильность в стране 20 9,2 23

Семья 50 5,7 74

Образование 15 7,2 19

Интеллектуальное развитие 25 6,5 37

Приобщение к культуре и духовности 20 7,78 36

Чистая совесть, принципиальность в большом и малом 35 7,70 32

Личная независимость, возможность действовать самостоятельно, согласно своим убеждениям 35 5,50 32

Друзья 30 7,40 54

Достоинство сограждан 15 9,60 9

приводят к возникновению таких состояний, как эмоциональное сгорание, психоэнергетическое истощение.

Психологи считают, что существуют следующие мифы, которые препятствуют работе педагога:

• миф о спокойствии (учитель в любой ситуации должен вести себя спокойно, уравновешенно);

• миф о сдержанности (учитель всегда должен быть сдержан и держать дистанцию);

• миф о любви ко всем ученикам (учитель должен проявлять одинаково ровное отношение ко всем ученикам в классе);

• миф о необходимости сокрытия чувств, поддающихся осознанию и контролю (учитель должен скрывать свои истинные чувства от учеников);

• миф педагогического самопожертвования, проявляющийся в установке учителя на полную отдачу работе, стремлении забыть обо всем и жить только ее интересами [4].

Последний миф соответствует такой концентрации смыслов на профессиональной деятельности, которая приводит к полной растерянности педагогов, когда они выходят на пенсию и ощущают «экзистенциальный вакуум».

Для того чтобы действовать эффективно, педагогу необходимо самому гармонизировать свои ценности и цели с тенденциями динамики культуры, образования, общества. Это не означает, что свои ценности и цели надо приводить в соответствие с целями сообщества: инертность и иллюзии общественного сознания - общеизвестный факт. Речь идет о гармонизации индивидуальных целей и ценностей с глубинными процессами и тенденциями, происходящими в социальной среде. Здесь каждый миг мы имеем дело с новым миром, а потому осознание мира как непрерывного, меняющегося приводит к мысли о том, что ничто не сохраняется самотождественным.

Осознанность педагогом индивидуальной системы личностных ценностей влияет на его способность конструировать систему профессиональных взаимоотношений, ставить задачи профессионального существования и личностного бытия. Целенаправленная работа по осмыслению и формированию ценностной основы своей деятель-

ности способствует целостному и аутентичному бытию человека, его ориентации на развитие ценностей творческой и личностной самореализации; а согласованность между личностными ценностями и ценностями, регулирующими деятельность вуза как социальной организации, приводит к созданию условий для конструктивной работы.

Литература

1. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фро-

лова. 5-е изд. — М., 1987.

2. Бермус А.Г. Историко-культурные иден-

тификаторы педагогического образования университетского типа // Электронный журнал «Исследовано в России».-2000. - № 33. - С. 451-464. http:// zhurnal.ape.relarn/ ru/artikles/2000/033/pdf

3. Бондаревская Е.В, Кульневич С.В. Педа-

гогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. — Ростов н/ Д, 1999.

4. Клюева Н.В. Технологии работы психоло-

га с учителем. — М., 2000.

«ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ»

НАУЧНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЖУРНАЛ

«ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ» - базовый философский журнал Министерства образования России.

Основные рубрики:

философия и культура в контексте времени проблемы российского образования в помощь преподавателю гуманитарных дисциплин актуальные проблемы современности

Публикуются статьи отечественных и зарубежных специалистов в области истории философии, философской антропологии, политической культурологии, религиоведения, психологии, философского психоанализа, эзотерики.

Журнал «Философские науки» входит в перечень изданий, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования РФ.

Индекс в каталоге «Пресса России» - 45490. Телефон редакции 203-72-15

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.