Научная статья на тему 'ПРЕПОДАВАНИЕ В ВИРТУАЛЬНЫХ КЛАССАХ: ТРАДИЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ'

ПРЕПОДАВАНИЕ В ВИРТУАЛЬНЫХ КЛАССАХ: ТРАДИЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВИРТУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВИРТУАЛЬНЫЕ КЛАССЫ / ВЕБ-ПЛАТФОРМА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / EDUCATIONAL ORGANIZATION / VIRTUAL EDUCATION / VIRTUAL CLASSES / WEB-PLATFORM / DISTANCE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донина Ирина Александровна, Первова Дарья Андреевна

Данное исследование посвящено изучению определения виртуальные классы в спектре дистанционного обучения. В работе проанализированы несколько примеров форм виртуальных классов, а также некоторые международные веб-площадки (Moodle, Khan Academy). Автор предлагает сравнительную таблицу особенностей реализации виртуальных классов в России и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Донина Ирина Александровна, Первова Дарья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРЕПОДАВАНИЕ В ВИРТУАЛЬНЫХ КЛАССАХ: ТРАДИЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ»

3. Мирошниченко Д. Обзор рынка детских игрушек [Электронный ресурс] // Энциклопедия российского бизнеса.-2017-№1(02.03.2017) - Точка доступа: https://www.openbusiness.ru/biz/business/obzor-rynka-detskikh-tovarov/ (дата обращения 30.09.2018)

4. Петросьян А.О. Макроэкономические и институциональные факторы развития торговой инфраструктуры товароснабжения рынка детских игрушек // Вестник РГЭУ РИНХ. 2013. №4 (44). Точка доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/makroekonomicheskie-i-institutsionalnye-faktory-razvitiya-torgovoy-infrastruktury-tovarosnabzheniya-rynka-detskih-igrushek (дата обращения: 18.09.2018)]

5. Шерайзина Р.М., Александрова М.В., Тращенкова С.А., Донина И.А. Развитие детско-родительских отношений в процессе продуктивного взаимодействия субъектов территориальных детско-взрослых сообществ // Психолого-педагогические особенности семьи XXI века отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2016. С. 245-254.

6. Шерайзина Р.М., Донина И.А., Румянцева А.В., Зиновьева С.Д., Афонина В.В., Романова К.А. Готовность педагогов дошкольного образования к управлению детско-родительскими сообществами в условиях инклюзивной среды // Психолого-педагогическое сопровождение детей особой заботы Отв. редактор А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2017. С. 43-51.

7. Pevzner M.N., Sherayzina R.M., Petryakov P.A., Donina I.A., Migunova E.V. Intergenerational relationships in contemporary models of territorial communities of children and adults // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2016. Т. 7. № 3. С. 2242-2254.

8. Pevzner M.N., Donina I.A., Ushanova I.A., Aleksandrova N.V., Afonina V.V. Management of diversity: information and marketing approach // Педагогические инновации - 2017 Материалы международной научно-практической интернет-конференции. 2017. С. 15-17.

9. Плотникова Е.Е., Быстрова Н.В., Тюмина Н.С. Специфика взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьей воспитанника // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. №58-2. С. 191-194

УДК 378.1

ПРЕПОДАВАНИЕ В ВИРТУАЛЬНЫХ КЛАССАХ: ТРАДИЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ

доктор педагогических наук, доцент Донина Ирина Александровна Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого (г. Великий Новгород);

магистрант Первова Дарья Андреевна Новгородский Государственный университет им. Ярослава Мудрого (г. Великий Новгород)

Постановка проблемы. Традиционные методы преподавания постепенно трансформируются в сторону нового, интерактивно-виртуального электронного обучения. Уже сейчас многие образовательные организации пользуются такими функциями общения учитель/преподаватель - ученик/студент, как электронная почта, мессенджеры, социальные сети, вебинары, форумы, а также виртуальные площадки, называемые Виртуальными классами.

В то время, когда доступность обучения достигает все больших масштабов, требования к форме и подаче обучающего материала подталкивают директоров и руководителей образовательных учреждений к более быстрому переходу на виртуальное обучение.

Растущая популярность виртуального образования предоставляет возможность студентам и преподавателям не быть в определенном месте в определенное время физически, а проводить и присутствовать на занятиях на специальных виртуальных платформах в Интернете. Виртуальное образование есть процесс и результат взаимодействия субъектов и объектов образования, сопровождаемый созданием ими виртуального образовательного пространства, специфику которого определяют данные объекты и субъекты. Существование виртуального образовательного пространства вне коммуникаций учителей, учеников и образовательных объектов невозможно [4].

Изложение основного материала исследования. Термин «виртуальный» означает моделирование реальных вещей. Виртуальные классы представляют собой моделирование реальных занятий через Интернет, что обеспечивает удобную площадку для дистанционного обучения, которое активно распространяется по всему миру.

Виртуальный класс - это среда, где формируется образовательный процесс, использующий Интернет в качестве информационного канала. Доступ к Виртуальному классу учащийся может получить из своего расписания в личном кабинете на сайте образовательного учреждения. Основа виртуального занятия -самостоятельное повторение теории и выполнение учащимися тренировочных заданий с системой педагогической поддержки.

Виртуальные классы позволяют учащимся «посещать» виртуальные занятия из любой удобной точки Земли, будь то дом, кафе в другой части города, или даже другая страна, а также работать студентам со всего мира вместе онлайн, исключая таким образом затраты на передвижения и время.

На данный момент существуют различные содержательные формы виртуальных классов, например виртуальные семинары, обучающие вебинары, онлайн-дискуссии с коллегами и т.п. Все участники виртуального образовательного процесса, также как и реальном классе, имеют возможность общаться друг с другом в чате, а используя микрофон и камеру могут видеть собеседников и активно вступать в обсуждения.

Виртуальные классы базируются на специальных веб-платформах, которые также предоставляют возможность загружать и скачивать необходимый учебный материал. Одной из ведущих сред дистанционного обучения, признанной по всему миру, является Moodle.

Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) — это свободная система управления обучением, ориентированная прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а так же поддержки очного обучения. Проект был создан австралийцем Мартином Дугиамасом в 90-х гг., работающим над социальными конструктивистскими моделями обучения и обучения в Интернете. Созданная система была предназначена для внедрения в университетах, однако стала настолько популярной, что сейчас

используется в колледжах, училищах, школах, некоммерческих организациях, различных фирмах во многих странах мира.

Используя Moodle преподаватель может создавать курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, опросников и т.п. Для использования Moodle достаточно иметь любой web-браузер, что делает использование этой учебной среды удобной как для преподавателя, так и для обучаемых. По результатам выполнения учениками заданий, преподаватель может выставлять оценки и давать комментарии. [6] Таким образом Moodle является и центром создания учебного материала, и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса.

Помимо особых виртуальных обучающих систем, также создаются образовательные сайты, предоставляющие необходимый школьный базовый учебный материал. Одним из ярких примеров такой площадки является Академия Хана (Khan Academy) - некоммерческая образовательная организация, созданная в 2006 году выпускником Гарварда Салманом Ханом. Зарегистрировавшись на сайте, обучающемуся предоставляется доступ к коллекции из более чем 3600 бесплатных микролекций по математике, физике, химии, биологии, истории, финансам, экономике, космологии, истории искусства и компьютерным наукам [2]. Ученик сам выбирает направление для изучения, просматривает обучающие видео, проходит набор обязательных тестов по пройденному материалу, по завершению которых переходит на следующий более сложный уровень обучения.

Академия Хана уже используется в некоторых американских школах как дополнение к основной учебной программе. Преподаватели, также подключаясь к системе через статус «Учитель», могут отслеживать все успехи студентов или задержки на образовательных блоках, что позволяет им обращать особое внимание на таких студентов во время реальных уроков. Интегрируя «сильных» учеников с «отстающими», учебный процесс может принимать тьюторскую форму обучения. Некоторые ученые называют такую систему обучения «промо-версией» образования будущего.

В России Виртуальные классы еще не являются распространенной системой, однако находят свое выражение в виде вебинаров. Вебинар - разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет. Все больше учителей и преподавателей используют вебинары для предоставление ученикам и студентам информации, различных научных концепций и идей, таким образом вовлекая учащихся в образовательный процесс с помощью информационных технологий, уже привычных новому поколению.

Выводы. Несмотря на неоспоримые преимущества, Виртуальные классы имеют и некоторые недостатки. Например, у студента или учителя должны быть не только компьютер, но и отличное интернет-соединение с хорошей скоростью обработки информации, организаторские навыки и навыки самодисциплины.

Очевидно, что зарубежные страны намного активнее переходят на дистанционное обучение, чем это происходит в России. Однако, государство намерено выделять больше денежных средств для развития образовательного рынка - в 2016 г. объем рынка на онлайн-образование составлял 1,1% - 20,7 млрд рублей, а к 2021 г. ожидается увеличение расходов до 2,6%, что составит 53,3 млрд рублей [3].

Ниже приводится сравнительная таблица особенностей реализации Виртуальных классов в спектре дистанционного обучения в России и за рубежом [1].

Зарубежье Россия

Используемые платформы Большое количество специальных платформ, осуществляющих работу Виртуальных классов (Moodle, ezTalks Meetings, WizIQ, Udemy, Velpic и др.); специальные обучающие сайты для дополнительного онлайн обучения (Khan Academy), вебинарные комнаты Moodle, Vimbox, iSpring Online, WebTutor и др.; вебинарные комнаты

Аудитория Младшая, средняя, старшая школы; колледжи, вузы; частные корпоративные организации Средняя и старшая школы, колледжи, сузы, вузы; частные корпоративные организации

Распространенность Более 500 европейский вузов оказывают образовательные услуги посредством дистанционного обучения 133 российских вузов оказывают образовательные услуги посредством дистанционного обучения

Эффективность 91% прошедших онлайн-курсы оценивают их позитивно или скорее позитивно 86% прошедших онлайн-курсы оценивают их позитивно или скорее позитивно

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению определения виртуальные классы в спектре дистанционного обучения. В работе проанализированы несколько примеров форм виртуальных классов, а также некоторые международные веб-площадки (Moodle, Khan Academy). Автор предлагает сравнительную таблицу особенностей реализации виртуальных классов в России и за рубежом.

Ключевые слова: образовательная организация, виртуальное образование, виртуальные классы, веб-платформа, дистанционное обучение.

AnMtation. This study is devoted to determining virtual classes as a tool for distance education. The article analyses some examples of different virtual classes forms including some international web-platforms (Moodle, Khan Adedimy). The author offers a comparative table of implementation features of virtual classes in Russia and abroad.

Keywords: educational organization, virtual education, virtual classes, web-platform, distance education

Литература:

1. Архипова М.В., Жулина Е.В., Шутова Н.В Информационное общество и образовательный процесс // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. №59-1. С. 56-59

2. Баринова Н.В. Проблемы развития дистанционного и электронного образования в России // ИТпортал, 2017. №2 (14). URL: http://itportal.ru/science/tech/problemy-razvitiya-distantsionnogo

3. Белова Л.Г. Образование в информационном обществе: виртуальный класс и другие проблемы // Россия и современный мир. 2001. №3 (31). С. 63-74.

4. Донина И.А. Использование дистанционных технологий в профессиональной подготовке современных руководителей/Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 6. С. 34-35.

5. Донина И.А., Иванова Т.Д. Информационно-профессиональная среда как средство формирования управленческой компетентности будущих бакалавров сервиса // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. С. 204.

6. Донина И.А., Ширина Т.Г., Ширин Д.А. Система IT-Сопровождения участников образовательных программ // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1 (6). С. 22-24

7. Донина И.А., Тайкова Л.В. Виртуальные профессиональные сообщества как фактор становления конкурентоспособности педагога // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 865.

8. Лях Ю.А. Формирование познавательной самостоятельности школьников в воспитательно-образовательном процессе гимназии // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Кемерово, 2004

9. Лях Ю.А. Совершенствование системы оценки качества общего образования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. 22. № 2. С. 1

10. Нурмагомедова Н.Х., Магомедова З.З. Проектная деятельность как составляющая информационного образовательного пространства в организации учебного процесса // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. №58-4. С. 189-192

11. Онлайн-образование: растущая индустрия. Ч.2 / Информационно-аналитический журнал «Университетская Книга» 15.02.2018 [Электронный ресурс]: http://www.unkniga.ru/vishee/8005-online-obrazovanie-rastuschaya-industriya-2.html

12. Разумова Н.А. Видиеолекции и вебинары в системе дистанционного обучения // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2013. № 1. С. 69-70.

13. The Evolution of the school of the future. Elizabeth Jacobs, TED talk, January 15, 2014. URL: https: // ideas.ted.com / salman-khans-ted-talk-ignited-the-conversation-about-online-education-why-hes-doubling-down-on-the-school-of-the-future/

14. Two giants of online learning discuss the future of education. Helen Walters, TED talk, January 28, 2014. URL: https: // ideas.ted.com/in-conversation-salman-khan-sebastian-thrun-talk-online-education/

УДК 378.147: 796

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

кандидат педагогических наук, доцент Емельянова Юлия Николаевна Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (г. Казань);

доцент Емельянов Василий Дмитриевич Приднестровский государственный университет имени Т. Г. Шевченко (г. Тирасполь);

старший преподаватель Капсомун Наталья Григорьевна Приднестровский государственный университет имени Т. Г. Шевченко (г. Тирасполь)

Постановка проблемы. Главная цель современного профессионального образования - подготовка высококвалифицированного и компетентного специалиста, где ключевая роль отводится компетентностному подходу, который обеспечивает формирование профессиональных компетенций, на основе приобретенных в процессе обучения знаний, умений и навыков [4]. Совершенствование на основе применения компетентностного подхода образовательных стандартов по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (уровень бакалавр) создало потребность в дополнительных обучающих технологиях, способствующих формированию значимых компетенций будущего педагога по физической культуре.

Рассматривая компетенцию как способность эффективно применять полученные в ходе обучения знания, умения и навыки, а также личностные качества, соответственно компетентный специалист характеризуется уровнем владения совокупностью компетенций и степенью готовности применить их в будущей профессиональной деятельности. Следовательно профессиональная компетентность - это совокупность интеллектуальных и навыковых составляющих (когнитивного и деятельностного), личностных характеристик (ценностные ориентации, способности, черты характера и т.д.) и опыта [8].

Изложение основного материала исследования. Компетентность педагога по физической культуре представлена совокупностью общекультурных, профессиональных и обще-профессиональных компетенций. Основной акцент педагогов должен быть сделан на формирование профессиональных компетенций, которые получают свое развитие при изучении базовых дисциплин.

В исследовании В.В. Абрамовой представлена структура профессиональной компетентности учителя физической культуры, которая состоит из трех компонентов: профессионально-деятельностного, коммуникативного и личностного. Профессионально-деятельностный компонент включает предметную, информационно-исследовательскую, валеологическую и двигательную компетенции, уровень сформированности которых определяется по следующим критериям:

- в предметной компетенции: наличие научных знаний по педагогике, психологии, теории и методике физического воспитания и спорта, базовым и новым физкультурно-спортивным видам, сформированность ведущих умений практического приложения предметных знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.