Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / АКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCES / ACTIVE TECHNOLOGIES OF EDUCATING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянова Юлия Николаевна, Емельянов Василий Дмитриевич, Капсомун Наталья Григорьевна

В статье рассмотрены возможности применения активных технологий обучения (технологии организации проектной деятельности, технологии развития критического мышления, технологии оценки эффективности образовательного процесса) для формирования профессиональных компетенций будущих педагогов по физической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Емельянова Юлия Николаевна, Емельянов Василий Дмитриевич, Капсомун Наталья Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF FUTURE TEACHERS ON PHYSICAL CULTURE BY ACTIVE TECHNOLOGIES OF TRAINING

In the article possibilities of application of active technologies of educating (technologies of organization of project activity, technology of development of the critical thinking, technology of estimation of efficiency of educational process) or forming of professional competences of future teachers are considered on a physical culture.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ»

Keywords: educational organization, virtual education, virtual classes, web-platform, distance education

Литература:

1. Архипова М.В., Жулина Е.В., Шутова Н.В Информационное общество и образовательный процесс // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. №59-1. С. 56-59

2. Баринова Н.В. Проблемы развития дистанционного и электронного образования в России // ИТпортал, 2017. №2 (14). URL: http://itportal.ru/science/tech/problemy-razvitiya-distantsionnogo

3. Белова Л.Г. Образование в информационном обществе: виртуальный класс и другие проблемы // Россия и современный мир. 2001. №3 (31). С. 63-74.

4. Донина И.А. Использование дистанционных технологий в профессиональной подготовке современных руководителей/Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 6. С. 34-35.

5. Донина И.А., Иванова Т.Д. Информационно-профессиональная среда как средство формирования управленческой компетентности будущих бакалавров сервиса // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. С. 204.

6. Донина И.А., Ширина Т.Г., Ширин Д.А. Система IT-Сопровождения участников образовательных программ // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1 (6). С. 22-24

7. Донина И.А., Тайкова Л.В. Виртуальные профессиональные сообщества как фактор становления конкурентоспособности педагога // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 865.

8. Лях Ю.А. Формирование познавательной самостоятельности школьников в воспитательно-образовательном процессе гимназии // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Кемерово, 2004

9. Лях Ю.А. Совершенствование системы оценки качества общего образования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. 22. № 2. С. 1

10. Нурмагомедова Н.Х., Магомедова З.З. Проектная деятельность как составляющая информационного образовательного пространства в организации учебного процесса // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. №58-4. С. 189-192

11. Онлайн-образование: растущая индустрия. Ч.2 / Информационно-аналитический журнал «Университетская Книга» 15.02.2018 [Электронный ресурс]: http://www.unkniga.ru/vishee/8005-online-obrazovanie-rastuschaya-industriya-2.html

12. Разумова Н.А. Видиеолекции и вебинары в системе дистанционного обучения // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2013. № 1. С. 69-70.

13. The Evolution of the school of the future. Elizabeth Jacobs, TED talk, January 15, 2014. URL: https: // ideas.ted.com / salman-khans-ted-talk-ignited-the-conversation-about-online-education-why-hes-doubling-down-on-the-school-of-the-future/

14. Two giants of online learning discuss the future of education. Helen Walters, TED talk, January 28, 2014. URL: https: // ideas.ted.com/in-conversation-salman-khan-sebastian-thrun-talk-online-education/

УДК 378.147: 796

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

кандидат педагогических наук, доцент Емельянова Юлия Николаевна Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (г. Казань);

доцент Емельянов Василий Дмитриевич Приднестровский государственный университет имени Т. Г. Шевченко (г. Тирасполь);

старший преподаватель Капсомун Наталья Григорьевна Приднестровский государственный университет имени Т. Г. Шевченко (г. Тирасполь)

Постановка проблемы. Главная цель современного профессионального образования - подготовка высококвалифицированного и компетентного специалиста, где ключевая роль отводится компетентностному подходу, который обеспечивает формирование профессиональных компетенций, на основе приобретенных в процессе обучения знаний, умений и навыков [4]. Совершенствование на основе применения компетентностного подхода образовательных стандартов по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (уровень бакалавр) создало потребность в дополнительных обучающих технологиях, способствующих формированию значимых компетенций будущего педагога по физической культуре.

Рассматривая компетенцию как способность эффективно применять полученные в ходе обучения знания, умения и навыки, а также личностные качества, соответственно компетентный специалист характеризуется уровнем владения совокупностью компетенций и степенью готовности применить их в будущей профессиональной деятельности. Следовательно профессиональная компетентность - это совокупность интеллектуальных и навыковых составляющих (когнитивного и деятельностного), личностных характеристик (ценностные ориентации, способности, черты характера и т.д.) и опыта [8].

Изложение основного материала исследования. Компетентность педагога по физической культуре представлена совокупностью общекультурных, профессиональных и обще-профессиональных компетенций. Основной акцент педагогов должен быть сделан на формирование профессиональных компетенций, которые получают свое развитие при изучении базовых дисциплин.

В исследовании В.В. Абрамовой представлена структура профессиональной компетентности учителя физической культуры, которая состоит из трех компонентов: профессионально-деятельностного, коммуникативного и личностного. Профессионально-деятельностный компонент включает предметную, информационно-исследовательскую, валеологическую и двигательную компетенции, уровень сформированности которых определяется по следующим критериям:

- в предметной компетенции: наличие научных знаний по педагогике, психологии, теории и методике физического воспитания и спорта, базовым и новым физкультурно-спортивным видам, сформированность ведущих умений практического приложения предметных знаний.

- в информационно-исследовательской компетенции: умение в поиске, обработке, обобщении и систематизации информации, делать выводы, умение в организации и проведении экспериментального исследования.

- в валеологической компетенции: соблюдение основных требований здорового образа жизни; иметь знания об особенностях физического функционирования человеческого организма [1].

Коммуникативная компетенция предусматривает владение специальной терминологией, понятийным аппаратом; умение регулировать эмоциональное состояние, выдержка в общении с людьми, предупреждение и тактичное разрешение возникновения конфликтных ситуаций, установление доброжелательных и гуманных взаимоотношениях с детьми, коллегами, педагогического такта, эмпатии [1].

Личностный компонент профессиональной компетентности учителя физической культуры включает в себя: ценностно-смысловую, рефлексоторную и общекультурную компетенции, а также совокупность профессионально значимых качеств.

Ценностно-смысловая компетенция - предполагает соответствие системы личностных ценностей социально-значимым нравственным ориентирам, ответственность за результаты своей профессиональной деятельности [1]. Общекультурная компетенция - требует наличие знаний по широкому кругу вопросов, знание элементов национальной и мировой культуры, эрудированность и начитанность. Рефлексоторная компетенция личностного совершенствования предполагает формирование рефлексии и адекватной самооценки; стремления к личностному совершенствованию.

Профессионально значимые качества характеризуются самостоятельностью, умением принимать решение и ответственностью за свои поступки, нравственностью, педагогическим оптимизмом, гуманностью, высоким уровнем самосознания и чувством собственного достоинства, способностью к творчеству и к культурной самоидентификации [1].

Как отмечает И.А. Зимняя, для формирования профессиональных компетенций необходимо создание организационно-технологических условий, состоящих из инновационных технологий и активных методов обучения, а также средств оценки эффективности образовательного процесса, направленного на выявление сформированной компетенции [5].

По определению В.Н. Кругликова, активное обучение - это организация и проведение учебного процесса, направленные на общую стимуляцию учебной деятельности обучающихся при помощи комплексного применения педагогических и организационно-управленческих средств [7].

Образовательный процесс посредством активных технологий обучения строится в соответствии с принципами индивидуализации, гибкости, элективности, контекстности содержания, сотрудничества и др. Так индивидуализация обучения обеспечивает наибольшее раскрытие и совершенствование имеющихся способностей обучающегося и реализуется через внесение корректив в содержание, объем и время усвоения учебного материала. С учетом индивидуального стремления и возможностей обучающегося, осуществляется максимально возможное приближение темпа, направленности и других аспектов организации учебного процесса к потребностям студента, что позволяет стимулировать учебную деятельность за счет увеличения уровня учебной мотивации.

Соответствие содержания дисциплины принципу гибкости обеспечивает вариативность подготовки, возможность своевременного изменения в процессе обучения теоретического обучения, содержания и форм практики с учетом требований заказчика к специалисту. Элективность в формировании содержания дисциплины обеспечивается посредством разработки образовательных маршрутов, углубляющих профессиональные компетенции и позволяет получить уникальный набор знаний, умений и навыков, в соответствии с личными возможностями и потребностями и т.д. [7].

С учетом изложенного и с целью совершенствования процесса формирования профессиональных компетенций будущего педагога по физической культуре на факультете физической культуры и спорта ПГУ им. Т.Г. Шевченко в образовательный процесс по дисциплине «Легкая атлетика и методика преподавания» были внедрены следующие технологии активного обучения:

- технология организации проектной деятельности студентов, направленная на формирование умений пользоваться полученными знаниями для решения новых познавательных и практических задач, умений планировать и организовывать самостоятельную исследовательскую деятельность (портфолио);

- технология развития критического мышления, направленная на формирование умений сбора и анализа качества получаемой информации, рассмотрения задач обучения, выявления проблем с выяснением их причин, построения логических выводов (анализ урока по легкой атлетике);

- технология оценки эффективности образовательного процесса, направленная на выявление сформированных профессиональных компетенций (балльно-рейтинговая система).

Технология «Портфолио» реализуется с целью формирования проектно-конструкторского мышления студентов, умений применять полученные теоретические знания при обучении технике видов легкой атлетики на практике и предусматривает:

• синтез, анализ литературных данных и их конспектирование;

• составление план-схем последовательности обучения технике видов легкой атлетики;

• составление план-конспектов урока по легкой атлетике, постановку общих и частных задач; подбор средств и методов их решения; регламентацию нагрузки.

В помощь студентам для оформления портфолио, было разработано учебное пособие по обучению технике легкоатлетических видов в виде план-схем. План схема включает в себя:

1) последовательность решения поставленных задач при обучении технике легкоатлетического вида, соответствующее отдельным фазам упражнения (их количество зависит от сложности целостного действия во время выполнения упражнения);

2) средства, способствующие решению поставленной задачи в логической последовательности;

3) организационно-методические мероприятия, позволяющие исключить появление ошибок в технике изучаемого движения, которые являются основой в разработке план-конспектов урока по легкой атлетике [2].

Реализация представленной технологии способствует также развитию у студентов критического мышления, посредством выполнения самоанализа проведения своего урока и анализа проведения урока другими студентами. В ходе анализа и самоанализа формируется важное умение выполнять самооценку и взаимооценку результатов педагогической деятельности. В помощь студентам, был разработан бланк анализа урока, включающий основные критерии оценки деятельности проводящего, отражающие уровень

сформированности у него профессиональных компетенций. Например, использование взаимосочетания слова и показа, применение терминологии указывает на сформированность профессионально-деятельностного и коммуникативного компонентов компетенций. Качество обучения тем самым отражается в компетенциях обучающихся, и что более важно, в способности к их реализации в дальнейшей профессиональной деятельности.

Практическая реализация компетенций характеризует уровень подготовленности как отдельного учащегося, так и качество системы образования в целом [3]. На сегодняшний день разработка эффективной системы контроля качества образования и соответствующего инструментария остается актуальной проблемой. Согласно действующим государственным образовательным стандартам основными оценочными средствами остаются зачет и экзамен, которые в полной мере не дают представления о качестве подготовки студента. Сегодня нормой качества образования становится оценка знания не отдельного предмета, а целой области знаний, объединяющей несколько предметов и составляющее теоретическую основу определенной профессиональной компетенции. Именно компетенции, обладающие интегральными характеристиками, более полно отражают межпредметные связи. Следовательно, в ходе аттестации обучающийся должен продемонстрировать уровень освоения достаточно большого набора различных компетенций.

Выводы. Таким образом, технология оценки эффективности образовательного процесса, предусматривает внедрение модели контроля знаний, которая включает следующие этапы:

- разработка паспорта компетенций, отображающего основные требования, предъявляемые к уровню сформировавшихся той или иной компетенции в процессе обучения. Паспорт компетенций - это полная характеристика требований к результату образования каждой из компетенций в частности, который включает в себя карту компетенции дисциплины с уровнями ее сформированности;

- разработка карты компетенций по дисциплине включает уже развернутую характеристику требований к ее содержанию, в соответствии с формируемыми компетенциям в составе многокомпонентного образовательного поля [6];

- разработка балльно-рейтинговой системы оценки уровня сформированности компетенций. Балльно-рейтинговая система позволяет более четко определить уровень успешности усвоения учебного материала студентом через баллы и рейтинги, которые измеряются в зачетных единицах трудоемкости [3].

Учитывая перечисленные требования, критериями оценки эффективности формирования профессиональных компетенций по дисциплине «Легкая атлетика и методика преподавания» были приняты: посещаемость занятий, в процентах от общего числа часов, отведенных на определенную дисциплину; самостоятельная работа студента по заданной теме (портфолио); теоретическая подготовка по пройденному материалу; практическая деятельность на занятии.

Введенная система позволила:

- стимулировать посещаемость учебных занятий;

- активизировать самостоятельную работу студентов;

-выполнять систематический контроль за работой студентов.

Применение технологии балльно-рейтинговой оценки также способствует формированию профессиональных компетенций будущего педагога по физической культуре и предусматривает активизацию самообразования, самосовершенствования и самоорганизации.

Таким образом, внедрение технологий активного обучения в образовательный процесс дисциплины «Легкая атлетика и методика преподавания» позволяет сформировать основные умения и навыки обучающихся в планировании и организации самостоятельной практической деятельности, что отвечает требованиям формирования профессиональных компетенций будущих педагогов по физической культуре.

Аннотация. В статье рассмотрены возможности применения активных технологий обучения (технологии организации проектной деятельности, технологии развития критического мышления, технологии оценки эффективности образовательного процесса) для формирования профессиональных компетенций будущих педагогов по физической культуре.

Ключевые слова: компетенция, профессиональные компетенции, активные технологии обучения.

Annotation. In the article possibilities of application of active technologies of educating (technologies of Organization of project activity, technology of development of the critical thinking, technology of estimation of efficiency of educational process) or forming of professional competences of future teachers are considered on a physical culture.

Keywords: competence, professional competences, active technologies of educating.

Литература:

1. Абрамова, В.В Формирование профессиональных компетенций будущих учителей физической культуры: Дис. канд. пед. наук. - Ростов-на-дону, 2006. - 229 с.

2. Емельянов, В.Д. Методика последовательного обучения технике легкой атлетики студентов факультета физической культуры / В.Д. Емельянов, Н.Г. Арапу // Наука-2020: Образование в современном мире: материалы Международной научно-практической конференции 23-25 марта 2016 г. Орел. / НИЦ МАБИВ; ФГБОУ ВО «Приднестровский государственный университет»; под.ред. С.Ю. Махова. - Орел, 2016. - 3 (9). - С. 91-101.

3. Звонников, В.И., Челышкова, М.Б. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход: учеб. пособие. - М.: Университетская книга; Логос, 2009. - 273 с.

4. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.

5. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст]: материалы к 1-му заседанию метолог. семинара 20 мая 2004 г. / И.А. Зимняя.

- Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.

6. Капсомун, Н.Г. Карта компетенций как инструмент оценки качества образования будущих учителей физической культуры / Н.Г. Капсомун // Фiзичне виховання, спорт i здоров'я людини; Вюник Кам'янець-Подшьського нацюнального ушверситету iменi 1вана Опенка, 2017 - Випуск 10. - С. 212-221.

7. Кругликов, В.Н. Активное обучение в техническом вузе: теоретико-методологический аспект [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / В. Н. Кругликов. - Санкт-Петербург, 2000. - 47 с.

8. Луценко, Л.И. Компетентностная модель повышения квалификации директора школы // Педагогика.

- 2005. - № 3. - С. 61-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.