Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ПРЕДМЕТНО-СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ПРЕДМЕТНО-СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байгулова Н.А.

на основе анализа отечественной литературы по аспектам компетентностного подхода в сфере образования рассматриваются предметно-специализованные компетенции у выпускников ВУЗов. Для оценки предметно-специализированных компетенций выпускников предложен опросник оценки требований руководителя к выпускникам ВУЗа. Необходимо проведение мониторинга уровня сформированности предметно-специализированных компетенций по окончании обучения. Успешность развития профессионально-педагогической компетентности будущего специалиста зависит от применения современных методов образования, стимулирующих самостоятельную активность студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF FORMATION AND ESTIMATION IN DETAIL-SPECIALIZED COMPETENCE STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

the summary: on the basis of the analysis of the domestic literature on aspects competence the approach in sphere of education, are examined detail - specialized the competence at graduates of high school on a speciality. For an estimation in detail - specialized competence graduates the questionnaire of an estimation of requirements of the head to graduates of high school is offered. Carrying out of monitoring of a level formation in detail - specialized competence is necessary upon termination of training. Success of development of professional - pedagogical competence of the future specialist depends on application of modern methods of the education stimulating independent activity of the student.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ПРЕДМЕТНО-СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ПРЕДМЕТНО-СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Байгулова Н.А. Email: Baigulova6119@scientifictext.ru

Байгулова Наталья Алексеевна - старший преподаватель, кафедра дефектологии, факультет психологии и специального образования, Томский государственный педагогический университет, г. Томск

Аннотация: на основе анализа отечественной литературы по аспектам компетентностного подхода в сфере образования рассматриваются предметно-специализованные компетенции у выпускников ВУЗов. Для оценки предметно-специализированных компетенций выпускников предложен опросник оценки требований руководителя к выпускникам ВУЗа. Необходимо проведение мониторинга уровня сформированности предметно-специализированных компетенций по окончании обучения. Успешность развития профессионально-педагогической компетентности будущего специалиста зависит от применения современных методов образования, стимулирующих самостоятельную активность студента. Ключевые слова: компетенция, компетентностный подход, предметно-ориентированные компетенции, образовательный процесс, обеспечение качества образования, качество подготовки специалистов.

QUESTIONS OF FORMATION AND ESTIMATION IN DETAIL-SPECIALIZED COMPETENCE STUDENTS OF A PEDAGOGICAL

UNIVERSITY Baigulova NA.

Baigulova Natalya Alekseevna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF DEFECTOLOGY, FACULTY OF PSYCHOLOGY AND SPECIAL EDUCATION, TOMSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, TOMSK

Abstract: the summary: on the basis of the analysis of the domestic literature on aspects competence the approach in sphere of education, are examined detail - specialized the competence at graduates of high school on a speciality. For an estimation in detail -specialized competence graduates the questionnaire of an estimation of requirements of the head to graduates of high school is offered. Carrying out of monitoring of a level formation in detail - specialized competence is necessary upon termination of training. Success of development of professional - pedagogical competence of the future specialist depends on application of modern methods of the education stimulating independent activity of the student.

Keywords: competence, competence approach, subject-oriented competencies, educational process, quality assurance of education, quality of training of specialists.

УДК 378.212.014.3

Проблема профессиональной направленности высшего профессионального образования является важной и актуальной в настоящее время. Рынок труда диктует свои требования, главными из которых являются профессиональная компетентность, согласно которой выпускник будет отнесен к определенной квалификационной категории, отражающей степень освоения им профессии по выбранной специальности. Социально-экономические изменения в обществе способствуют тому,

что быстро меняется сама система образования: иными становятся ее запросы и потребности, меняется круг вопросов.

Проблема выявления соответствия качества подготовки специалистов требованиям работодателя до настоящего вызывает ряд вопросов. Прежде всего, это вопросы структуры предметно-специализированных компетенций, определение ее необходимых и достаточных составляющих. Соответственно, требует дальнейшего уточнения и корректировки программы подготовки специалистов.

При проведении опросов по изучению требуемых работодателями компетенций, как правило, называются качества, составляющие основу общих компетенций. Для выяснения специфики компетенций выпускников ВУЗа было проведено исследование мнений работодателей о профессиональной компетентности работников сферы образования. Анкета состояла из разделов, включающих специфику приема на работу, оценку уровня квалификации и соответствия качества обучения современным требованиям, системы оценки качества подготовленных выпускников, осведомленность в содержании и уровне подготовки при переходе к многоуровневой образовательной системе.

Всего было анкетировано 39 человек. Проведенные исследования показывают, что требования, предъявляемые выпускникам работодателями и результаты подготовки специалистов, определяемые программами обучения и образовательной политикой руководства вуза, расходятся по ряду важнейших параметров. Так, данные анкетирования работодателей при приеме специалиста на работу показывают, что наибольший интерес вызывает «квалификация» выпускника. В то время как вузовские руководители заинтересованы, чтобы претендент на работу имел «опыт профессиональной деятельности». Руководителей районных систем образования больше интересует уровень образования претендентов, а директора образовательных учреждений на собеседовании выясняют мотивы выбора данного места работы.

Среди отмеченных негативных качеств выпускников поступающих на работу, респондентами, как правило, отмечаются: невысокий уровень подготовки, завышенная самооценка, слабая подготовленность к трудоустройству, оторванность знаний от практики, психологическая неподготовленность к реалиям работы, отсутствие представления о нормах поведения в трудовом коллективе, отсутствие понимания работы, представлений о структуре, «правилах игры» в коллективе, субординации, нечеткое представление о существующих должностных позициях и др.

В настоящее время одним из приоритетных направлений развития образования должно стать совершенствование профессиональной компетентности специалистов, которое позволило бы им своевременно решать проблемы психического развития детей и подростков, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности, помогать педагогическим коллективам создавать и использовать обоснованные методы, формы и средства учебно-воспитательной работы.

Можно предположить, что данную проблему, целесообразно решать на основе компетентностного подхода. Компетентностный подход является одним из наиболее развивающихся направлений педагогической теории и практики, одним из важнейших оснований обновленого образования.

В России и в зарубежных образовательных системах существует несколько классификаций компетенций в сфере профессионального образования. В ходе разработки проектов ГОС ВПО принято несколько типов классификаций компетенций:

- классификация, предложенная в проектах стандартов подготовки бакалавров по специальности и магистров по специальности [1, с. 99; 2, с. 36; 3, с. 42; 4, с. 5];

- классификация, примененная в проекте TUNING «Настройка образовательных структур в европейских вузах» («Tuning Educational Structures in Europe») [5, с. 4; 6, с. 10];

- классификация, совмещающая оба типа классификаций [7, с. 12].

Очевидно, что компетенции можно разделить на две группы: те, которые относятся к общим (универсальным, ключевым, надпрофессиональным), и те, которые можно назвать предметно-специализированными (профессиональными). В условиях ускоряющихся, характерных для современных рынков труда, общие компетенции приобретают важное значение. Однако при оценке профессионализма выпускника и степени его подготовленности к практической деятельности исходят из анализа предметно-специализированных компетенций.

Обе группы компетенций соотносятся с двумя рядами требований: требованиями к академической подготовленности и требованиями к профессиональной подготовленности. В числе последних можно выделить компетенции для всех специальностей подготовки (инвариантные) и компетенции, связанные с конкретными специальностями (вариативные). Уровни общих компетенций характеризуют способность к мобильности, коммуникации и актуализации личности в обществе, а уровни предметно-специализированных компетенций характеризуют сформированность практических умений специалиста определенной профессии.

При анализе компетенций специалиста также выделяют общие и предметно-специализированные компетенции, отражающиеся в «Квалификационных характеристиках работников учреждений образования», утверждённых по согласованию с Министерством труда РФ Приказом Министерства образования РФ и Государственного комитета РФ по высшему образованию от 30.08.1995 № 463/1268 (с изменениями и дополнениями, внесёнными Приказом Министерства образования РФ и Государственного комитета РФ по высшему образованию от 14.12.95 № 622/1646).

Согласно проекта ГОС 3-го поколения к группе общих компетенций, универсальных для всех профессий относят [8, с. 82]: способность к анализу и синтезу, способность к организации и планированию, имеющиеся базовые знания в различных областях науки, письменную и устную коммуникацию на родном языке, знание второго языка, элементарные навыки работы с компьютером, навыки управления информацией, решения проблем, принятия решений, способность к критике и самокритике, способность к работе в команде, навыки межличностных отношений, способность общаться со специалистами из других областей, принятие мультикультуральных различий, способность применять теоретические знания на практике, способность учиться и приобретать новые знания, способность адаптироваться к новым ситуациям, способность порождать новые идеи, способность работать самостоятельно, разрабатывать и управлять проектами, проявлять инициативу и предпринимательский дух, стремиться к успеху и заботиться о качестве выполняемой работы.

Из приведенного перечня универсальных компетенций следует, что охватывается достаточно широкий и разноплановый спектр знаний умений и навыков, сложно проверяемых и контролируемых, в отличие от предметно-специализированных компетенций.

Предметно-специализированные компетенции включают в себя знания законодательства Российской Федерации в области образования, международного законодательства о правах детей, изучение ведомственных нормативно-правовых документов по вопросам обучения и воспитания детей и подростков, основ законодательства в области охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости населения и его социальной защиты. Кроме этого, специалист должен знать общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, (детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику), основы дефектологии, основы психотерапии, основы психогигиены, основы профориентации, психологии труда, основы психологического консультирования и психопрофилактики, методы активного обучения, методы социально-психологического тренинга общения, современные

методы индивидуальной и групповой профконсультации, методы диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребёнка.

Кроме знаний, предметно-специализированные компетенции включают в себя умения и навыки, осваиваемые в процессе получения высшего образования в ходе т.н. учебных практик. К числу таких умений и навыков, относят диагностическую, консультативную, коррекционную деятельность, а также педагогическую деятельность в отношении учеников и родителей (проведение бесед, чтение лекций, участие в родительских собраниях.

Компетентность рассматривается как система знаний, умений и навыков, которые обеспечивают будущему специалисту не только общую подготовленность, но и высокий уровень профессионального самосознания, умения управлять своими психическими состояниями.

М.Б. Калашникова [9, с. 55] считает, что психологическая компетентность будущего специалиста должна рассматриваться как неотъемлемая составляющая его профессиональной компетентности. При этом под психологической компетентностью автор понимает интегративное многоуровневое личностное образование, основанное на положительных мотивах выбора профессии, совокупности системных знаний, умений и навыков, практического опыта, рефлексивной деятельности, диалогической культуры, выражающееся в теоретической и практической готовности и способности специалиста к эффективному осуществлению профессионально-педагогической деятельности. Психологическая компетентность проявляется в:

- умении диагностировать и использовать диагностический материал, проектировать и направлять индивидуальное развитие личности;

- способности оказывать психолого-педагогическую помощь нуждающимся в сложные периоды их жизни;

- владении навыками педагогического общения;

- потребности в профессиональном и личностном саморазвитии.

Полученные научные сведения позволяют наметить следующие этапы формирования компетентности специалиста в системе непрерывного педагогического образования:

1) допрофессиональный этап — приобретение в период обучения в вузе знаний и умений, которые станут основой компетентности будущего педагога.

2) профессиональный этап — развитие компетентности специалиста в период его работы. Данный этап должен быть непрерывным, осуществляющимся в период всей профессиональной деятельности педагога.

При обучении в ВУЗе студенты получают знания, которые нуждаются в адаптации к практической деятельности. Начинающий специалист на адаптацию обычно затрачивает два-три года. Только после этого можно говорить о первичном профессиональном опыте.

Среди всего многообразия существующих методов профессионального развития учащихся, применяемых в высшей школе, является метод «портфолио» [10, с. 29]. Метод предназначен для того, чтобы систематизировать опыт, накапливаемый специалистом, его знания, точнее определить направления его развития, облегчить консультирование его со стороны более квалифицированных психологов и администрации, а также сделать более объективной оценку его профессионального уровня.

Портфолио представляет собой:

- набор документов, фиксирующих профессиональное развитие (дипломы, сертификаты, справки, грамоты, заключения аттестационных комиссий, характеристики, рекомендации и др.);

- методический «портфель» - описание используемых методов работы с анализом их эффективности, наиболее удачные методические разработки, примеры творческих или иных работ учащихся;

- описание процесса и результатов работы с супервизором (предполагаемые цели работы, планы, программы, результаты наблюдения супервизора и оценки работы с его стороны);

- результаты аттестаций и иных видов оценки работы студента.

Метод проектов - одна из современных инновационных педагогических технологий, когда поставленная перед студентом значимая задача находит свое решение и оформляется в виде продукта - исследовательской, проектной, творческой разработки. Основная цель метода проектов состоит в предоставлении студентам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных областей. Преподавателю при этом отводится роль разработчика задания (формирования замысла проекта), координатора, эксперта, консультанта.

Метод тренингов позволяет приобрести навыки общения и проблемно-решающего поведения, необходимого в дальнейшей профессиональной деятельности. Работа в группе позволяет идентифицировать себя как личность и профессионала, а также развить личностные и межличностные навыки, повышающие способность принимать обоснованные решения и предпринимать конструктивные шаги в отношении своих решений.

Таким образом, метод портфолио, проектная деятельность и метод тренингов, наряду с другими технологиями обучения являются эффективным механизмом мотивации и развития личностно-ориентированного образования в высшей школе, способствующего формированию профессиональных компетенций на основе самостоятельного обучения.

Актуальна также и проблема оценки сформированных предметно-специализированных компетенций. Предметно-специализированные компетенции имеют тесную связь со знаниями, полученными в ВУЗе. Поэтому при оценке предметно-специализированных компетенций необходимо соотнести академические и профессиональные параметры с международными программами и стандартами качества.

Для выявления сформированности предметно-специализированных компетенций выпускника ВУЗа необходим мониторинг качества, под которым понимается категория, определяющая состояние и результативность процесса профессиональной подготовки в вузе, их соответствие государственному образовательному стандарту, а также потребностям работодателей в формировании практических профессиональных навыков у выпускника.

Доминирующей процедурой данного оценивания является тестирование, в ходе которого проводится оценка на соответствие содержания, уровня и качества подготовки кадров параметрам, установленным ГОС ВПО. Одной из форм тестирования является Интернет-экзамен. Результаты Интернет-экзамена позволяют, во-первых, оценить уровень освоения каждым студентом всех разделов (дидактических единиц) ГОС ВПО проверяемых дисциплин; во-вторых, на основе анализа структуры уровня подготовки выделить разделы с низким уровнем освоения темы, раздела (дидактической единицы) ГОС ВПО; в-третьих, разработать мероприятия по повышению качества обученности и преподавания учебных дисциплин, разделов, тем ГОС ВПО; в-четвертых, оказывают помощь руководителям программ обучения при создании систем управления качеством подготовки кадров на основе независимой внешней оценки.

Таким образом, успешность развития профессионально-педагогической компетентности специалиста будет зависеть от совокупности образовательных условий, важнейшими из которых являются:

- мониторинг уровня формирования предметно-специализированных компетенций;

- стимуляция самостоятельной активности студента с целью перехода из состояния внешнего управления образовательным процессом в последующее самоуправление с помощью современных методов (портфолио, проектов, тренинг и

др.).

Исследование в данном направлении необходимо продолжить с целью разработки учебно-методических материалов для их использования в учебном процессе и в ходе педагогических практик.

Список литературы /References

1. Белоцерковский А.В. К вопросу о согласовании образовательных и профессиональных стандартов // Высшее образование в России, 2015. № 6. С. 2630.

2. Белякова Н.А. Модель национальной системы учительского роста и совершенствование профессионального стандарта «Педагог» // Образование и педагог в условиях информационного социума: взгляд из будущего [Электронный ресурс]: материалы всероссийской научно-практической конференции, 22 ноября 2016 г. / отв. ред. С.П. Машовец, Н.Б. Москвина. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2017. С. 36-39.

3. Коршунов С.В. Подходы к проектированию образовательных стандартов в системе многоуровневого инженерного образования: Материалы к шестому заседанию методологического семинара 29 марта 2005 г. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 88 с.

4. Исследование преемственности стандартов высшего образования и профессиональной деятельности / под ред. Е.В. Пискуновой. СПб.: Свое издательство, 2015.

5. Зимняя И.А. Компетентность человека - новое качество результата образования // Проблемы качества образования. Кн. 2. Компетентность человека - новое качество результата образования. Материалы XIII Всероссийского совещания. М.; Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. С. 415.

6. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

7. Хуторской А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов. М., 2002.

8. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 114 с.

9. Калашникова М.Б. Формирование психологической компетентности педагогов // Педагогика. № 2, 2009. С. 55-60.

10. Девисилов В.А. Портфолио и метод проектов как педагогическая технология мотивации и личностно ориентированного обучения в высшей школе // Высшее образование сегодня, 2009. № 2. С. 29-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.