Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА'

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КЛЮЧЕВЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / INTERACTIVE TECHNOLOGIES / KEY AND PROFESSIONAL COMPETENCIES / OPERATIONAL APPROACH / AND COMPETENT APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянова Юлия Николаевна, Емельянов Василий Дмитриевич, Баченина Елена Александровна

На современном этапе развития высшего образования актуализируется необходимость применения интерактивных технологий, которые необходимы не только для оптимизации учебного процесса, но и как эффективное средство формирования ключевых и профессиональных компетенций. В статье рассматриваются основные понятия связанные с применением интерактивных технологий с учетом особенностей педагогического процесса в физкультурном вузе. Авторы рассматривают проблемы применения интерактивных технологий и предлагают методические подходы по внедрению различных форм, средств и методов интерактивного взаимодействия непосредственно на практическом занятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Емельянова Юлия Николаевна, Емельянов Василий Дмитриевич, Баченина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE APPLICATION OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN THE TRAINING OF BACHELORS IN THE DIRECTION OF PHYSICAL EDUCATION

At the present stage of the development of higher education, the need for the use of interactive technologies is being updated, which are necessary not only to optimize the educational process, but also as an effective means of forming key and professional competencies. The article considers the main concepts related to the use of interactive technologies, taking into account the peculiarities of the pedagogical process in a physical education university. The authors consider the problems of using interactive technologies and propose methodological approaches to implement various forms, tools and methods of interactive interaction directly in a practical lesson.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

руководителя аспиранта на современном этапе реализации Федеральных государственных стандартов подготовки кадров высшей квалификации.

Литература:

1. Бугославская А.В. Формы реализации модели педагогического сопровождения профессионально-личностного становления будущих психологов // Проблемы современного педагогического образования. -2020. - №66-1. - с. 42-44.

2. Бугославская А.В. Этапы реализации модели педагогического сопровождения профессионально-личностного становления будущих психологов // Педагогический вестник. - 2020. - №12. - с. 7-9.

3. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Большая Рос. энцикл.; СПб. Норинт, 1997, 1999, 2001, 2004. - 1456 с.

4. Донина И.А., Алексеева О.В. Тьюторское сопровождение научно-исследовательской деятельности аспирантов // Педагогический вестник. - 2019. - №11. - с. 18-20.

5. Ерохина, Т.И. Формы и перспективы взаимодействия в культуросообразной научно-образовательной среде // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2013. - №1. - с. 31-34.

6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, с: ил., 2002. - 512 с.

7. Красинская Л.Ф., Климова А.С. Аспирантура в ожидании перемен: насколько к ним готовы аспиранты и их научные руководители? // Высшее образование в России. 2020. - №3. - с. 24-36.

8. Макаренко Ю.В. Современные педагогические инновации как инструмент управления качеством образовательных услуг // Педагогический вестник - 2020. - №14. - с. 67-68.

9. Малошонок Н.Г., Терентьев Е.А. На пути к новой модели аспирантуры: опыт совершенствования аспирантских программ в российских вузах // Вопросы образования, 2019. - № 3. - С. 8-42.

10. Морозов В.А. Взаимодействие: понятие, виды и свойства // Креативная экономика, 2015. - №9 (10). -С. 1309-1318.

11. Ракитина О.В. Особенности взаимодействия субъектов научно-исследовательской деятельности: бакалавриат, магистратура, аспирантура // Приволжский научный вестник. - 2014. - №11-2 (39). - С. 177-182.

12. Соловьева H.B. Научное взаимодействие как особая форма общения руководителя и аспиранта / Н.В. Соловьева // Мир психологии. — 2008. — №1. — С. 71-72.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Емельянова Юлия Николаевна

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (г. Казань); старший преподаватель Емельянов Василий Дмитриевич

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (г. Казань); старший преподаватель Баченина Елена Александровна

Казанский государственный архитектурно-строительный университет (г. Казань)

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация. На современном этапе развития высшего образования актуализируется необходимость применения интерактивных технологий, которые необходимы не только для оптимизации учебного процесса, но и как эффективное средство формирования ключевых и профессиональных компетенций. В статье рассматриваются основные понятия связанные с применением интерактивных технологий с учетом особенностей педагогического процесса в физкультурном вузе. Авторы рассматривают проблемы применения интерактивных технологий и предлагают методические подходы по внедрению различных форм, средств и методов интерактивного взаимодействия непосредственно на практическом занятии.

Ключевые слова: интерактивные технологии; ключевые и профессиональные компетенции, деятельностный подход, компетентностный подход.

Annоtation. At the present stage of the development of higher education, the need for the use of interactive technologies is being updated, which are necessary not only to optimize the educational process, but also as an effective means of forming key and professional competencies. The article considers the main concepts related to the use of interactive technologies, taking into account the peculiarities of the pedagogical process in a physical education university. The authors consider the problems of using interactive technologies and propose methodological approaches to implement various forms, tools and methods of interactive interaction directly in a practical lesson.

Keywords: interactive technologies; key and professional competencies, operational approach, and competent approach.

Введение. Современное образование неразрывно связано с постоянным развитием технологий, что обуславливает необходимость формирования у обучающихся многомерного интеллекта, способности к творческому саморазвитию [1], что не возможно достичь посредством традиционных подходов к обучению. С переходом на государственные стандарты нового поколения обучение приобретает все более выраженный характер интерактивного общения преподавателя и студента, то есть строиться на взаимодействии и совместной деятельности при организации образовательного процесса. Немаловажным фактором внедрения интерактивных технологий является доступность образовательной среды в любой сфере деятельности человека [5].

С развитием информационно-коммуникационных технологий методы интерактивного общения получили достаточно широкое распространение в вузе. Это связано с тем, что студентам приходится самостоятельно осваивать большие объемы информации, осуществлять ее поиск и качественный анализ доля получения необходимого знания в достаточно малые сроки обучения, что в целом повышает востребованность именно интерактивных технологий в процессе обучения.

Ориентация современной модели образования на формирование таких компетенций как способность к системному и критическому мышлению, самоорганизации, проектной деятельности и работе в команде

обусловила необходимость изучения педагогического содержания интерактивных технологий с учетом особенностей подготовки бакалавров по направлению «физическая культура».

Изложение основного материала статьи. В современной педагогике вопросы совершенствования образования на основе оптимизации и технологизации процесса обучения содержатся в работах В.И. Андреева, С.А. Беспалько, В.И. Боголюбова, В.В. Гальперина, Г.К. Селевко и др. В исследованиях последних лет рассматриваются различные направления использования интерактивных технологий, раскрываются основные понятия, связанные с их применением [61.

Интерактивные технологии обучения представляют собой современный подход к организации образовательного процесса, применение которого стало возможно с развитием информационных технологий. Интерактивные технологии являются ведущим условием для функционирования высокопродуктивной модели обучения, способствующей значительному улучшению общей эффективности образовательного процесса.

В основе применения интерактивных технологий лежат исследования, проведенные в конце 20-го века, которые выявили эффективность деятельностного подхода к обучению. Применение принципов деятельностного подхода позволяет с высоким показателем усвоения знаний и формирования умений через практический поиск и применение знаний (в среднем 75% усвоения) и обучение других как немедленное применение полученных знаний (95-100%) добиться максимального эффекта при обучении не зависимо от области знаний и возраста обучающихся [2].

Деятельностный подход реализуется через активные технологии обучения, позволяющие организовать педагогический процесс в соответствии с принципами индивидуализации, гибкости, элективности, контекстности содержания, сотрудничества и др. Так индивидуализация обучения обеспечивает наибольшее раскрытие и совершенствование имеющихся способностей обучающегося и реализуется через внесение корректив в содержание, объем и время усвоения учебного материала. С учетом индивидуального стремления и возможностей обучающегося, осуществляется максимально возможное приближение темпа, направленности и других аспектов организации учебного процесса к потребностям студента, что позволяет стимулировать учебную деятельность за счет увеличения уровня учебной мотивации [3].

Освоение образовательных программ в соответствии с ФГОС ВО основано на применении положений компетентностного подхода, что предусматривает реализацию в образовательном процессе в том числе и интерактивных технологий. В подготовке бакалавров по направлению Физическая культура применение интерактивных технологий имеет ряд особенностей, связанных со спецификой процесса обучения, в первую очередь с тем, что на теоретические вопросы дисциплин, формирующих профессиональные компетенции, отводится менее 20% от всего аудиторного времени, выделяемого на изучение дисциплины. Большую часть теоретической информации студенты получают на практических занятиях, а также при самостоятельной подготовке к ним [4].

При такой организации обучения возникает ряд проблем:

1) учебный материал по дисциплине необходимо представлять не в полном объеме, а лишь отдельные фрагменты теории, как ориентиры для более глубокого самостоятельного изучения теоретических основ предмета;

2) проверить качество освоения теоретического раздела дисциплины возможно только в промежуточной и итоговой форме контроля (контрольная работа, зачет, экзамен);

3) недостаточность времени на проверку взаимосвязанности теоретического знания и практического умения, сформированных в процессе обучения.

Решению обозначенных проблем помогает внедрение в образовательный процесс системы дистанционного обучения Moodle, предоставляющей возможность непрерывного самостоятельного самообучения. Данная программная платформа позволяет построить образовательный процесс не только на получении информации, но и на постоянном ее обновлении и обмене с другими участниками обучения. Эффективность применения интерактивных технологий обучения во многом зависит от подготовки преподавателя, обеспечивающего наполнение и использование образовательного контента дисциплины в учебно-познавательной сетевой среде.

Одним из возможных механизмов использования интерактивных технологий в подготовке бакалавров по направлению Физическая культура является разработка электронного учебно-методического комплекса дисциплины (ЭУМКД). ЭУМКД представляет собой структурированное содержание дисциплины и включает в себя комплекс электронных документов, таких как рабочая программа, методические рекомендации и учебные пособия, тестовые задания, а также видео контент: презентации лекций и видео-уроки по методике обучения технике движений, правилам соревнований и т.д.

Интерактивность обучения при использовании ЭУМКД основана на взаимодействии преподавателя и студентов как при личном (он-лайн) контакте, так и удаленно (оф-лайн), а также на равноправном участии в традиционном образовательном процессе. В современной педагогике интерактивные технологии можно разделить на две группы: неимитационные - содержат необходимую структурированную, логически построенную и визуализированную информацию об изучаемом объекте (видео-лекции, презентации, тестирование, вебинар и др.)и имитационные, основанные на построении моделей изучаемых процессов и явлений, т.е. воспроизведении в условиях обучения процессов, происходящих в реальной системе (подготовка и выполнение учебных заданий, разбор и их анализ, учебная практика, деловая или имитационная игра и т.д.). Помимо этого выделяют интерактивные методы обучения, которые уточняют ту или иную технологию. Так видео-лекция может быть использована как в качестве метода представления учебной информации, так и моделью педагогической ситуации [2].

Использование интерактивной технологии помимо электронной модели обучения предусматривает применение различных форм, средств и методов интерактивного взаимодействия непосредственно на практическом занятии (моделирование педагогических ситуаций, использование игрового метода, постановка и совместное решение учебных заданий). Основные методические принципы интерактивного обучения при применении ЭУМКД по дисциплинам практического характера, например, «Теория и методика избранного вида спорта» реализуются через:

1. Соответствие терминологии требованиям дисциплины. При разработке лекционного, практического интерактивного контента необходимо разработать глоссарий профессиональных терминов и понятий в соответствии с современными требованиями. Важно представить материал таким образом, чтобы он не

только соответствовал требованиям научности, но при этом был доступен обучающимся. При необходимости, например, когда тема требует введения не изученных ранее понятий, можно воспользоваться режимом «всплывающих окон», гиперссылок» и т.п., разъясняющих непонятный или новый термин.

2. Практикоориентированное содержание. Любая лекция должна быть основана на сочетании теоретического и практического материалов. Но именно интерактивные технологии позволяют теоретические основы предмета рассмотреть через призму конкретных практических примеров профессиональной деятельности. Например, видео-лекция по теме: «Анализ техники избранного вида» должна сопровождаться демонстрацией эталонного выполнения технического приема, с подробным визуализированным анализом для чего можно использовать функцию «стоп кадр» с акцентированием на ключевых фазах движения. При этом возможно фрагментарное использование модификации «case-study» - одной из форм интерактивной технологии, позволяющей создать определенную проблемную ситуацию. В ходе поиска разрешения ситуации происходит формирование аналитических, практических, коммуникативных и др. навыков. На практических занятиях студенты выполняют различные ролевые функции, например, при постановке и решении задач обучения конкретной фазе того или иного движения.

3. При применении интерактивной технологии обучения непосредственно на практическом занятии необходимо формулировать задачу доступно (разместить перечень примерных педагогических ситуаций для решения на практических занятиях в электронной базе учебно-методического комплекса). Важно поддерживать со всеми студентами непрерывный визуальный контакт, который позволяет сформировать у них уверенность в собственных силах, вовлеченность в учебный процесс, как мотивационную основу педагогической деятельности.

4. Для формирования у студентов профессиональных компетенций необходимо часть функций в ходе занятия предлагать выполнить студентам, например, на практическом занятии по обучению технике избранного вида, студент по заданию преподавателя, не только разрабатывает конспект занятия, но и готовит ряд вопросов по теме для обсуждения с одногруппниками. Правильно сформулированные вопросы, а также ответы позволяют оценить уровень знаний по изучаемой теме.

5. Использование интерактивных технологий подразумевает максимальное включение в учебный процесс активное использование технических средств, в том числе раздаточного дидактического материала в виде таблиц, слайдов, учебных фильмов, роликов, видеоклипов с помощью которых иллюстрируется изучаемый материал. Преподаватель должен уметь не только систематизировать доступный интернет-контент, но и создавать собственный.

6. Эффективность применения интерактивных технологий зависит также от внутригрупповой заинтересованности студентов к потреблению данного учебного продукта, что может быть достигнуто посредством активизации познавательной деятельности и применения активных методов обучения (самостоятельная разработка и защита презентации по методике обучения технике по предлагаемой схеме; просмотр учебных видео, составление электронного портфолио по предмету и т.д.) [3].

7. Организация учебного интерактивного пространства предполагает постоянное управление процессом обучения со стороны преподавателя, направленное на раскрепощение и поддержку студентов; учет их индивидуальных творческих и интеллектуальных способностей и т.д.

Выводы. Таким образом, применение интерактивных технологий делает процесс обучения не только современным, наукоемким, продуктивным, но, что более важно, субъективным по отношению к студенту, позволяет сформировать основные умения и навыки у обучающихся в планировании и организации самостоятельной практической деятельности, что отвечает требованиям формирования ключевых и профессиональных компетенций будущих тренеров, спортивных педагогов. При интерактивном обучении студент становится основной фигурой в процессе формирования компетенций, в то время как роль преподавателя сводится к функции модератора, управляющего этим процессом. Преподаватель занимается научной организацией образовательного процесса, консультирует самостоятельную работу студента, контролирует и оценивает результаты совместного труда. Это позволяет сформировать у студентов потребность в постоянном самосовершенствовании, активную жизненную и профессиональную позицию, навыки общения и взаимодействия в коллективе при решении учебных задач, нестандартное мышление, положительную мотивацию к творческой профессиональной деятельности, актуализировать потребность в самообучении, воздействовать на интенсификацию учебного процесса на основе индивидуализации процесса учения и дифференциации содержания.

Литература:

1. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. 2-е изд. -Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

2. Голованова, И.И. Практики интерактивного обучения: метод. пособие / И.И. Голованова, Е.В. Асафова, Н.В. Телегина. - Казань: Казан. ун-т, 2014. - 288 с.

3. Емельянова, Ю.Н., Совершенствование подготовки бакалавров физической культуры на основе интеллектуализации процесса обучения / Ю.Н. Емельянова, Г.Р. Данилова, В.Д. Емельянов // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта, 2019. - № - 64-3. - С. 92-97.

4. Емельянова, Ю.Н. Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов по физической культуре посредством активных технологий обучения / Ю.Н. Емельянова, В.Д. Емельянов, Н.Г. Капсомун // Педагогический вестник, Ялта. - №3, 2018. - С. 31-34.

5. Коновалов, И.Е. Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивное образовательное пространство высшего учебного заведения физкультурного профиля / И.Е. Коновалов, Ю.В. Болтиков, В.В. Андреев. - Текст: непосредственный // Адаптивная физическая культура. - 2017. - №3. -С. 36-38.

6. Толыпина, Ю.А. Использование интерактивных технологий в образовательном процессе / Ю.А. Толыпина. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 300-301. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2079/ (дата обращения: 03.08.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.