Научная статья на тему 'Преподавание иностранного языка с использованием современных технологий'

Преподавание иностранного языка с использованием современных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ВУЗ / СТУДЕНТ / ПЕДАГОГ / ЫТА КОМПЬЮТЕРНЫЕ И ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косимхужаева Муътабар Алимджановна

В статье перечисляются дидактические возможности, предоставляемые современными технологиями обучения. Анализируется их влияние на изменение роли преподавателя и студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преподавание иностранного языка с использованием современных технологий»

ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Косимхужаева М.А.

Косимхужаева Муътабар Алимджановна — преподаватель,

кафедра практических дисциплин английского языка-2, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье перечисляются дидактические возможности, предоставляемые современными технологиями обучения. Анализируется их влияние на изменение роли преподавателя и студента.

Ключевые слова: английский язык, вуз, студент, педагог, компьютерные и интернет-технологии, дидактические возможности.

Преподавание каждой учебной дисциплины в вузе обязано учитывать существующие тенденции развития общества, а также его запросы относительно предъявляемого образовательного продукта, поскольку именно они являются критерием востребованности выпускников системы высшего образования, и значит основой для применения тех или иных методик и технологий, направленных на достижение требуемого результата. В условиях глобального социального процесса, связанного с переходом к информационному обществу использование преподавателем вуза компьютерных технологий выглядит неотъемлемой составной частью процесса обучения. Поскольку в информационном обществе возрастает потребность в специалисте, обладающем не только набором профессиональных качеств и компетенций, но и способном критически и творчески мыслить, готовом получать знания, непрерывно их обновлять и умеющем самостоятельно это делать. А поскольку ситуация на рынке труда быстро меняется, существует запрос на специалиста, образование которого позволяет ему быстро переучиваться и приспосабливаться к новым условиям применения своих способностей и профессиональных компетенций. Значит, центр тяжести смещается из области материального производства в область создания информационных продуктов и осуществления информационной деятельности, а, именно, сбора, накопления, обработки, хранения, передачи, использования и продуцирования информации. В то же время применение данных технологий студентами в процессе усвоения дисциплины способствует овладению ими важной профессиональной компетенции. В этом плане учебная деятельность студента с использованием компьютерных и интернет-технологий обладает дополнительным развивающим потенциалом. Расширяются возможности для преподавателя как организатора учебного процесса и возможности для студента как полноправного его участника. Они связаны с четырьмя основными областями использования компьютеров в образовании: компьютер как объект изучения; компьютер как средство повышения эффективности педагогической деятельности; компьютер как средство повышения эффективности научно-исследовательской деятельности в образовании и компьютер как компонент системы образовательно-педагогического управления. Обучение иностранному языку как часть образовательного процесса не представляет собой никаких исключений в этом отношении. Изучение компьютерных технологий не относится непосредственно к проблемам повышения эффективности образования. Но для преподавателя и для студента овладение данными технологиями не только дает им в руки мощный инструмент деятельности, но и развивает определенный набор качеств, способствующих оптимизации процесса обучения (например, навыки отбора, классификации, организации информации). Педагогическое управление связано с образовательным процессом обучения иностранному языку и напрямую влияет на моделирование учебно-познавательной деятельности студентов определенной структуры (электронная переписка, структурированное предоставление электронных обучающих материалов и т.д.), а ведение научно-исследовательской работы (поиск наиболее наукоемкой информации, ее отбор, хранение, классификация и т.д.) является неотъемлемой частью не только деятельности преподавателя, но и учебной деятельности студента.

Интернет-технологии предоставляют возможности:

1) использования интернет-сервисов (веб-паутины, электронной почты, чатов, службы быстрых сообщений, аудио и видеоконференций, голосовых сообщений);

2) осуществления работы в сети (использования поисковых систем, браузеров, просмотра страниц);

3) доступа к информационным ресурсам (веб-страницам, интернет-порталам, электронным библиотекам).

Применительно к обучению компьютерные и интернет технологии предоставляют возможность создания и использования:

1) обучающих программ (электронных учебников, тренажеров, лабораторных практикумов, тестовых систем);

2) обучающих систем на базе мультимедийных технологий с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на дисках;

3) интеллектуальных и обучающих экспертных систем;

4) распределенных баз данных;

5) средств телекоммуникации (электронной почты, сети обмена данными, телеконференций);

6) электронных библиотек [1, с. 59].

Таким образом, использование современных технологий обучения позволяет преподавателям и студентам пользоваться целым арсеналом средств, которые направлены на развитие и совершенствование всех компонентов образовательной системы.

Список литературы

1. Материалы XI международной научной конференции «Высшее образование для XXI века». 27-29 ноября 2014 года. М., 2014. 143 с.

НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА Мирзоидова Н.А.

Мирзоидова Нигора Авазовна — преподаватель, кафедра практических дисциплин, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: профессиональная деятельность педагога требует умения составлять учебно-методический комплекс. Обновленные государственные образовательные стандарты внесли в них изменения.

Ключевые слова: язык, студент, преподаватель.

Развитие системы высшего образования в Республике Узбекистан направлено на кардинальное совершенствование содержания подготовки квалифицированных конкурентоспособных специалистов [1, с. 1]. В этих целях в нашей республике организована Государственная инспекция по надзору за качеством образования. Для того чтобы выпускники вузов были подготовлены к профессиональной деятельности, необходимо внести коррективы в учебно-методическую литературу. Это касается рабочих программ, учебно-методических комплексов, которые представляют собой систему дидактических средств обучения, созданную в целях наиболее полной реализации образовательных и воспитательных задач, сформированных программой по данной дисциплине. Значит, цель создания учебно-методического комплекса заключается в обеспечении качественного методического оснащения учебно-воспитательного процесса. В структуру учебно-методического комплекса входят: титульный лист; содержание учебно-методического комплекса; требования из рабочей программы к представлениям, знаниям, умениям по теме; тезисы лекций для теоретического занятия или методические разработки для преподавателя; методическая разработка для студента; методическое пособие для самоподготовки студента; дидактический, иллюстративный и раздаточный материал по теме; средства контроля знаний (тестовые задания, ситуационные задачи и др.); глоссарий; основная и дополнительная литература для подготовки; вопросы для самоподготовки по теме. План учебного занятия - это документ, разрабатываемый преподавателем на каждое занятие для обеспечения эффективной реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития студентов, формирования у них прочных знаний, умений и навыков. Это начало творческого поиска, средства эффективности занятия, реализация замысла педагога, фундамент вдохновения и талантливой импровизации. В нем отражается тема и цель учебного занятия, краткое содержание материала, определяются форма организации учебно-познавательной деятельности студентов, методы, средства обучения, система заданий, формирование новых научных понятий и их применение в различных ситуациях обучения, контроль и коррекция от незнания к знанию, от неумения к умению совершать на этом пути необходимые и достаточные познавательные и практические действия при решении запланированных на уроке учебно-познавательных и практических задач.

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.