Научная статья на тему 'Эффективность применения компьютерных технологий в учебном процессе'

Эффективность применения компьютерных технологий в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
213
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ОБУЧЕНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КРИТЕРИИ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Мухитдинова Дильдара Хайтматовна

Использование интернет-технологий предоставляет определённые возможности в изучении иностранного языка. В статье названы критерии, способствующие повышению эффективности обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность применения компьютерных технологий в учебном процессе»

стиля и жанра языковых средств было чувство соразмерности, чтобы экспрессивно-оценочное богатство русского литературного языка стало достоянием лексического запаса каждого человека. Это одно из непременных условий формирования и развития творческой, подлинно интеллигентной личности, способной оценить красоту художественного слова и всего окружающего мира.

Список литературы

1. АрнольдИ.В. Стилистика современного английского языка. М.: Флинта, 2002. 384 с.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Мухитдинова Д.Х.

Мухитдинова Дильдара Хайтматовна — заведующая кафедрой, кафедра языков,

Ташкентский государственный аграрный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: использование интернет-технологий предоставляет определённые возможности в изучении иностранного языка. В статье названы критерии, способствующие повышению эффективности обучения.

Ключевые слова: технология, обучение, иностранный язык, эффективность, критерии, дидактические принципы.

Современные дидактические возможности компьютерных технологий дают преподавателю в руки целый арсенал средств, позволяющий представить обучающий материал и работать с ним наиболее эффективным образом [1, с. 140]. К этим возможностям относятся:

1. Функционирование базы данных разнородной информации, хранение больших ее объемов с возможностью интерактивного доступа к информации различного вида, а также к любой части информации внутри определенного блока в зависимости от решаемой задачи обучения.

2. Представление текстовой, графической, аудиовизуальной информации с возможностью выбора необходимой линии развития процесса в зависимости от поставленных задач.

3. Представление информации, воспринимаемой студентом сразу несколькими органами чувств параллельно, а не последовательно.

4. Интерактивное взаимодействие с виртуальными объектами предметной среды; демонстрация реально протекающих событий в реальном времени с возможностью наложения или вкрапления другой информации.

5. Обеспечение доступа к любым зафиксированным данным.

6. Дифференциация представляемой информации адекватно выбранным признакам.

7. Ранжирование, иерархизация представляемой информации адекватно установленным правилам.

8. Создание виртуального образа объекта, процесса, явления, адекватно отражающего существенные признаки его реального аналога, наделение его динамикой развития, адекватно отражающей закономерности реального развития.

К основным дидактическим принципам применения компьютерных средств обучения, а на их базе - компьютерных технологий, повышающих эффективность образовательного процесса, можно отнести: информативность - возможность предъявления необходимой и дополнительной информации в удобной форме; интегративность - возможность рассмотрения изучаемого объекта как по частям, так и в целом; компенсаторность - облегчение процесса обучения, уменьшение временных затрат и трудоемкости процесса изучения материала; наглядность в представлении материала; достоверность - возможность подготовки качественного и актуального обучающего материала; интерактивность - возможность индивидуализации обучения; инструментальность - рациональное обеспечение определенных видов деятельности; независимость - возможность использования в удобное время в удобном месте; технологичность - возможность получения и обработки результатов обучения и контроля. Исходя из указанных дидактических принципов, можно выделить цели, которые наиболее эффективно реализуются с помощью использования компьютерных технологий. К ним относятся: индивидуализация и дифференциация процесса обучения; осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок; высвобождение учебного времени за счет выполнения трудоемких или типовых операций на компьютере; осуществление самоконтроля, самокоррекции и самоподготовки обучающихся; моделирование и имитация изучаемых объектов, исследуемых

процессов или явлений; повышение наглядности представления учебной информации; создание и использование информационных баз данных, необходимых в учебной деятельности, обеспечение доступа к распределенным информационным ресурсам компьютерной сети; усиление мотивации обучения; снабжение обучающихся методикой усвоения учебного материала; усиление внутренних механизмов ответственности самих студентов за активизацию познавательной деятельности; развитие видов мышления; формирование умения принимать оптимальное решение или вариативные решения в сложной ситуации и др.

В процессе преподавания иностранного языка могут применяться интернет-технологии, предоставляющие следующие возможности:

1) использование интернет-сервисов (электронной почты, чатов, аудио и видеоконференций, голосовых сообщений);

2) осуществление работы в сети (использование поисковых систем, браузеров);

3) доступ к информационным ресурсам (веб-страницам, интернет-порталам и т.д.).

Эффективность применения компьютерных технологий в учебном процессе зависит от

дидактических возможностей технологий, дидактических принципов их применения, комплекса целей, наиболее эффективно реализующихся с их использованием, а также в возможности удовлетворения определенных потребностей личности в своем развитии.

Список литературы

1. Исажанова Н. Современное обучение иностранному языку // Гармонично развитое поколение -

условие стабильного развития Республики Узбекистан. Ч. 2. Т.: УзНИИПН, 2019. С. 139-141.

ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Толибова Г.Р.

Толибова Гулноз Рустамовна — преподаватель, кафедра интенсивного обучения второму иностранному языку, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье обсуждаются вопросы оптимизации преподавания иностранного языка с помощью применения компьютерных технологий. Указываются факторы, объясняющие причины эффективности применения компьютерных технологий в процессе обучения в вузе. Ключевые слова: компьютерные технологии, Интернет, образование, иностранный язык, преподавание.

В условиях повсеместного возрастания международных экономических, политических и культурных связей владение иностранными языками становится насущной необходимостью для людей самых разнообразных профессий. Это, в свою очередь, ставит перед современным государством задачу для выработки новых, более эффективных методов подготовки квалифицированных кадров, способных в своей профессиональной деятельности осуществлять различные виды межъязыковой и межкультурной коммуникации. Глобальный социальный процесс связан с переходом к информационному обществу, когда центр тяжести смещается из области материального производства в область создания информационных продуктов и осуществления информационной деятельности, а именно, сбора, накопления, обработки, хранения, передачи, использования, продуцирования информации [1, с. 72]. Применение данных технологий студентами в процессе изучения иностранного языка способствует овладению ими важной профессиональной компетенции. В информационном обществе возрастает потребность в специалисте, обладающем не только набором профессиональных качеств и компетенций, но и способном критически и творчески мыслить, готовом самостоятельно получать знания, непрерывно их обновлять и умеющем это делать. А поскольку ситуация на рынке труда быстро меняется, существует запрос на специалиста, образование которого позволяет ему быстро переучиваться и приспосабливаться к новым условиям применения своих способностей и компетенций.

Значит, дипломированный специалист сегодня - это личность, обладающая функциональным и творческим применением знаний, критическим мышлением, умеющая использовать информационно-коммуникационные технологии, применять различные способы коммуникации, в том числе языковые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.