Научная статья на тему 'Информационные технологии в интенсификации процесса обучения иностранным языкам'

Информационные технологии в интенсификации процесса обучения иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕР / ИНТЕРНЕТ / ТРАДИЦИОННЫЕ УЧЕБНИКИ / ПИСЬМЕННАЯ И УСТНАЯ РЕЧЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухитдинова Надира Абдуллаевна

Современные инновации в сфере информационных технологий влияют на разные виды деятельности нашей современной жизни. В период интенсивного развития информационных технологий, в особенности компьютера, актуальностью этой темы является сравнение традиционных учебников c новыми видами учебников нового поколения, которые отображаются на дисплее монитора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в интенсификации процесса обучения иностранным языкам»

8. Степанова В.В. Синонимические связи слов в аспекте типологии лексических значений. // Лексико-семантические связи слов в русском языке: Межвуз. сб-к науч. тр. Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1983. С. 3-12.

9. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка: Уч. пособие для фил. фак. ун-тов. М.: Высш. шк., 1982. С. 152.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ Мухитдинова Н.А.

Мухитдинова Надира Абдуллаевна - кандидат филологических наук, PhD, заведующая кафедрой, кафедра социально-гуманитарных наук и иностранных языков, Научно-образовательный центр корпоративного управления, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: современные инновации в сфере информационных технологий влияют на разные виды деятельности нашей современной жизни. В период интенсивного развития информационных технологий, в особенности компьютера, актуальностью этой темы является сравнение традиционных учебников c новыми видами учебников нового поколения, которые отображаются на дисплее монитора. Ключевые слова: информационные технологии, компьютер, интернет, традиционные учебники, письменная и устная речь.

Каждый знает значение информационных технологий к развитию цивилизации. По мнению некоторых ученых, главное изобретение в сфере информационных технологий -изобретение письменной речи. Именно поэтому важно принять во внимание высокие технологии, которые вступают в нашу современную жизнь. Несколько Постановлений Президента Республики Узбекистана уже подчеркнули важность этого изобретения ко всем сферам нашей современной жизни, включая образование [1].

Современное образование создало проблему информационной перегруженности учащихся и проблему ориентировки в избыточном количестве информации. Как быть? Что делать если перегруженное общество просто упускает часть информации, которую ему не под силу усвоить?

Противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом заставляет современную педагогику отказаться от всестороннего развития личности и перейти к развитию способностей человека к само регуляции и самообразованию. Модернизация образования позволит выйти из кризиса.

Благодаря компьютерным технологиям, обеспечивающим с колоссальной скоростью передачу огромных массивов информации из одной точки земного шара в любую другую, сегодняшнее цивилизованное человечество вступает в новую, информационную эру. И сегодня вряд ли можно найти тему более модную и широко обсуждаемую, чем современная глобальная информационная революция, и те перемены, к которым она привела и приведет в будущем как в обществе в целом, так и для каждого человека в частности. Исходя из этого, естественно, что нет и равнодушных к этим переменам. Одни их восхваляют и объявляют началом и главным содержанием новой эры в истории человечества, утверждением информационного общества. Другие относятся к ним с опаской, отмечая, что эти перемены усложняют жизнь человека и уводят людей в виртуальный мир, который далек от действительности. Третьи признают как новые возможности и перспективы, которые открывают информационные технологии, так и опасности, которые нужно вовремя осознать и предупредить [4, с. 256-266].

И естественно рождаются вопросы, требующие ответа: в чем суть современной информационной революции, которая свершилась, и что нового она вносит в жизнь общества? Какие новые возможности и перспективы открывают информационные технологии во всем их многообразии и быстрой изменчивости? И как гармонизировать потребности и способности человека с бурным, многослойным, стремительно нарастающим и меняющимся потоком информации?

Однако надо помнить, что современная информационная революция далеко не первая в истории человечества.

Первый и наиболее значимый информационный переворот, отделивший человека от остального животного мира — возникновение речи, способов формулировать свою мысль в звуковых символах и сообщать ее другому члену своей общины. Возник мощный канал накопления и передачи информации, обогащения знаний и опыта, предупреждения об опасностях. Это в корне изменило условия жизни и развития наших весьма отдаленных предков, стало фундаментом их прогресса в доисторические времена [2].

Вторая информационная революция — изобретение письменности, что произошло после неолитической революции и в какой-то мере явилось ее результатом. Со временем нараставший поток новых знаний и навыков потребовали новых способов закрепления и передачи из поколения в поколение накопленной информации, с чем уже не могла справиться устная речь. Главные особенности письменной речи включают следующие: неограниченный в пространстве и времени; текст, написанный в бумаге, может быть воспроизведен в любое время и в любом месте; представленное знание представляет собой синтагматическую природу; количество текста измерено числом страниц; обратная связь от поставки текста не может быть достигнута в процессе поставки текста или в конце этого - для этого, встреча с лектором обязательна; размеры текста установлены [3].

Изобретение знаковой информации и ее закрепление в камне, глиняных табличках, на папирусе, а затем и на бумаге многократно умножили возможности накапливать, передавать и воспринимать знания и опыт, информацию о важнейших событиях. Новой ступенью общественного разделения труда стало появление групп людей, профессионально занимающихся информационной деятельностью — писцы, чтецы, учителя и т. д.

Третьей информационной революцией можно считать изобретение книгопечатания. Стимулируемое книгопечатанием развитие наук ускоряло темпы накопления систематизированных по отраслям знаний. Эти знания можно было быстро тиражировать, и они становились доступными для многих, нередко далеко удаленных друг от друга территориально и во времени, участников внутриотраслевого процесса. Это был огромный шаг в интеллектуальном прогрессе, образовании, усвоении и передаче научных и культурных достижений.

К четвертой информационной революции можно отнести изобретение и распространение радио и телевидения. Это позволило сократить расстояния, передавать, преодолевая границы, необходимую информацию в звуковом или образном виде, создавать растущее информационное поле, охватывающее весь земной шар. Человек стал гражданином мира, в реальном масштабе времени узнавая о событиях в любом уголке планеты. Но опять же отсутствует контакт между лектором и студентом.

Современная информационная революция — пятая по счету (и, как полагают многие исследователи, вероятно, далеко не последняя). Ее ключевые символы — компьютер, мультимедиа, интернет. Мультимедиа - возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами. Интернет ликвидирует информационную разобщенность, позволяет любому пользователю находить интересующую его информацию и передавать свою, вступать в диалог с другим пользователем в любом уголке планеты, создает всемирное информационное пространство. Скорость, масштабность, многообразие, сочетание глобализации с индивидуализацией, с возможностью для каждого получить именно ту информацию, которая ему нужна, многократное повышение

49

производительности и интенсивности труда производителей и потребителей информационных продуктов — вот отличительные черты современной, пятой по счету информационной революции.

Но надо помнить, что электронные образовательные ресурсы не заменяет учебник. Книга - универсальное, достаточно простое и оперативное средство описания объектов, процессов и абстракций. Носителем абстракций может быть только текст, сам являющийся комбинацией символьных абстракций. Кроме того, книга не требует дополнительных технических средств воспроизведения, удобна в использовании в любом месте и в любое время. Электронные образовательные ресурсы дополняют возможности организации учебного процесса. электронные образовательные ресурсы нового поколения - это одно из инновационных средств обучения [5].

Использование электронные образовательные ресурсы в учебном процессе, во-первых, совершенствует содержание учебного материала, во-вторых, способствует реализации индивидуального и лично-ориентированных подходов в обучении.

Принятие во внимание всего этого, мы должны заключить, что человечество оказывается перед очень большим изобретением, которое является равным и еще более важным, чем изобретения письменной речи и позже печати. Мы знаем, как быстро продвигались нации, которые использовали эти изобретения вовремя в каждодневной жизни их обществ. Высокие технологии развиваются намного быстрее, и наша нация должна рассмотреть и приложить все усилия, чтобы использовать это полностью во всех сферах его жизни, включая образование.

Список литературы

1. Каримов И.А. Баркамол авлод орзуси «Шарк нашриёти». Тошкент, 1999.

2. Амирова А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. Очерки по истории лингвистики. Москва, 1975.

3. Исмаилов А. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

4. Каландия И.Д. Санкт-Петербургское философское общество, 2005 г. С. 256-266.

5. Хоружая А.А. Использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе (начальная школа). Краснодарский край.

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Базарова Л.Б.

Базарова Лобар Базарбаевна - преподаватель, кафедра английского языка и литературы, факультет филологии, Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан

Аннотация: автор статьи говорит о формирования лексических навыков на английском языке. Первая часть статьи посвящена справочной информации о сути лексики, связывая это явление с другой концепцией, так называемой памятью. Автор утверждает, что оба просто пополняют друг друга. А также автор смогла дать яркую иллюстрацию эффективности ИКТ в обучении и изучении иностранного языка. По мнению автора, ИКТ играют важную роль в изучении нового языка. Ключевые слова: память, лексика, ИКТ, обучающий, речевая перспектива.

УДК 81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.