Научная статья на тему 'Особенности инновационного развития Российской Федерации'

Особенности инновационного развития Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1109
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ИННОВАЦИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС / ВЕНЧУРНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ / INFORMATION / INFORMATION REVOLUTION / INNOVATIONS / NATIONAL INNOVATION SYSTEM / INNOVATIVE BUSINESS / VENTURE INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Потеряева Борисовна Потеряева, Третьяк Наталия Вадимовна

Рассматриваются вопросы развития информационного общества, высокотехнологической экономики, формирования инновационного человека и компетенций инновационной деятельности, поддержки системы высшего и дополнительного профессионального образования, создания инновационного государства и современной инфраструктуры, которые в масштабе страны имеют стратегическое значение. Сохранение независимости государства в условиях современных глобальных вызовов напрямую связано с их успешным решением. Отмечается возрастающая роль в экономике страны развития новых технологий, значительную часть которых составляет сфера информационно-телекоммуникационных технологий. Новые и высокие технологии, инновации, знания рассматриваются в России как один из важнейших источников экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of Innovative Development of the Russian Federation

The article concerns questions of the information-oriented society and hi-tech economics development, the formation of innovative human and competence of the innovating activities, supporting of higher and additional professional education, creation of innovative country with modern infrastructure, which has a big strategic importance. Saving the country’s independence in today’s world strongly depends on the correct solution of these tasks. Also, the article notes the increasing role of the new technologies development, a significant part of which in the national economic is the sphere of information and telecommunication technologies. New and high technology, innovation and knowledge are considered in Russia as one of the most important sources of economic advance.

Текст научной работы на тему «Особенности инновационного развития Российской Федерации»

Вестник Челябинского государственного университета.

2016. № 6 (388). Экономические науки. Вып. 53. С. 97—105.

УДК 338.1

ББК У9(2Рос)-551

ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О. Б. Потеряева, Н. В. Третьяк

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия

Рассматриваются вопросы развития информационного общества, высокотехнологической экономики, формирования инновационного человека и компетенций инновационной деятельности, поддержки системы высшего и дополнительного профессионального образования, создания инновационного государства и современной инфраструктуры, которые в масштабе страны имеют стратегическое значение. Сохранение независимости государства в условиях современных глобальных вызовов напрямую связано с их успешным решением. Отмечается возрастающая роль в экономике страны развития новых технологий, значительную часть которых составляет сфера информационно-телекоммуникационных технологий. Новые и высокие технологии, инновации, знания рассматриваются в России как один из важнейших источников экономического роста.

Ключевые слова: информация, информационная революция, инновации, национальная инновационная система, инновационный бизнес, венчурное инвестирование.

В социологии и философии общество в широком смысле рассматривается как сложная система организованной человеческой жизнедеятельности, проявляющейся во взаимодействии и развитии различных социальных организаций, институтов, групп, а также социальных явлений и противоречий. Общество, являясь сложной системой, состоит из подсистем или сфер общественной жизни. Как правило, рассматривают политическую, экономическую, социальную и духовную сферы общественной жизни. Все сферы жизни связаны и взаимодействуют между собой: экономические отношения в стране определяются политической и правовой системой, которая, в свою очередь, во многом зависит от духовной культуры народа и национальных традиций, социальное развитие тесно связано с экономикой. Сложная организация общества, динамизм и его изменчивость, восходящее развитие всех сфер на определенном историческом этапе открывают новые возможности перед человеком, дают толчок развитию новых областей знания и, соответственно, технологий. В итоге общество переходит на новый, более высокий уровень развития. Настоящее время отмечено возрастающей ролью развития наукоемких и высокотехнологических отраслей, значительную часть которых составляет сфера информационно-телекоммуникационных технологий. Информационная сфера влияет на все стороны жизни общества. «Наиболее масштабно влияние информационных технологий на современный мир проявляется в экономи-

ческой сфере. Благодаря этим технологиям меняются условия и содержание трудовой деятельности миллионов людей, радикально ускоряется решение сложнейших производственных задач, значительно повышается эффективность управления. Возникают новые профессии и рабочие места, формируются не существовавшие доселе отрасли производства, меняется функционирование традиционных отраслей» [1].

Широкое применение компьютеров и сети Интернет ведет к реорганизации сферы управления, деловой сферы и производства, способствуя развитию новых методов управления и повышая их эффективность.

Направление, связанное с разработкой и внедрением информационных технологий во все сферы жизни общества, является одним из приоритетных в проводимой нашим государством политике, реализуется ряд правительственных программ, нацеленных на стратегическое, экономическое и научно-техническое развитие в XXI в. Новые и высокие технологии, инновации, знания рассматриваются в России как один из важнейших источников экономического роста.

Сфера инновационных, наукоемких и высокотехнологических разработок, в том числе информационно-коммуникационных технологий, тесно связана с понятием информационной революции. На эту связь между технологическими и информационными революциями в истории развития цивилизации обратил внимание А. И. Ракитов. Смена научных парадигм происходит благодаря

научным революциям. Революционными бывают переходы от одних технических систем, основанных, например, на применении живой силы, к паровым машинам («революция пара») или от паровых машин к двигателям, использующим электрическую энергию («революция электричества»). Информационная революция вырастает из технологических инноваций, но не сводится к ним. Сущность же информационной революции заключается в радикальном изменении инструментальной основы, средств и способов обработки, передачи и хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения. Информационная революция опосредствованно оказывает возрастающее влияние на ход исторических событий, постепенно меняя систему ценностей, мировоззрение и представ ле -ния людей [2. С. 12—14].

В настоящее время существуют альтернативные мнения об этапах и числе информационных революций. Рассмотрим в данной статье пять основных информационных революций, которые за всю историю развития человеческого общества привели к кардинальным и качественным изменениям в общественных отношениях, а также в сфере экономики.

Первая информационная революция связана с изобретением письменности. Появление и развитие письменности (II тыс. до н. э.; предметное, рисуночное пиктографическое, идеографическое и фонетическое буквенное письмо, в котором знаки обозначают предметы, слоги и звуки) позволило закреплять, хранить и передавать речевую информацию с помощью начертательных знаков. В отличие от непосредственного речевого общения письменность дала возможность преодолевать пространственные и временные границы общения людей, процесс общения приобрел историческое и географическое измерения. Благодаря возможности хранения, накопления и передачи знаний письменность оказалась важнейшим стимулом ускорения развития духовной культуры, явилась важнейшей предпосылкой становления науки [3. С. 70—71].

Вторая информационная революция обусловлена изобретением книгопечатания. Книгопечатание было изобретено дважды: в 900-х гг. н. э. в Поднебесной (Китае) и потом в XV в. в Западной Европе Иоганном Гутенбергом. Книгопечатание на Руси берет свое начало в XVI столетии. В 1563 г. начала деятельность первая государственная типография, в которой работа-

ли Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Именно там была выпущена первая датированная книга — «Апостол» [4]. Изобретение книгопечатания позволило тиражировать и распространять информацию, обеспечило доступность информации и знаний для больших масс населения.

Третья информационная революция вызвана изобретением электричества: в конце 1831 г. английский ученый Майкл Фарадей сообщил об открытии им явления электромагнитной индукции, которое составляет основу всей современной электроэнергетики. Благодаря возможности использовать электричество в повседневной жизни были изобретены телеграф (в 1852 г. построена линия электрического телеграфа между Петербургом и Москвой), телефон (31 декабря 1898 г. начала работу телефонная линия между Петербургом и Москвой) и радио (в России изобретателем радио считается А. С. Попов, создавший в 1895 г. чувствительный и надежно работавший радиоприемник, пригодный для радиосвязи). Итогом этих изобретений явилось повышение степени распространяемости информации: возросла роль средств массовой информации как механизмов передачи на значительные расстояния сообщений и знаний, ставших более доступными. Значительно возросла роль информации как средства воздействия на развитие общества и государства, расширились возможности общения людей.

Четвертая информационная революция началась в середине XX в. и связана с изобретением вычислительной техники и персонального компьютера, созданием сетей связи и телекоммуникаций. В соответствии с общепринятой оценкой развития вычислительной техники первым поколением считались ламповые компьютеры, вторым — транзисторные, третьим — компьютеры на интегральных схемах, а четвертым — компьютеры с использованием микропроцессоров. В результате стало возможным накапливать, хранить, обрабатывать и передавать информацию в электронной форме, увеличилась скорость передачи, поиска и получения информации.

Настоящее время отмечено высоким уровнем развития трансграничных глобальных информационно-телекоммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты и находящих применение как в профессиональной, так и в бытовой сфере. Электронные коммуникации и информационные технологии, в том числе мобильные, внедряются во все структуры государства,

бизнеса и общества. «Для предприятий, различных организаций и учреждений обеспечение мобильности и дистанционной работы сотрудников, переход к системе электронного документооборота, доступ к своим внутренним информационным ресурсам, проведение удаленных совещаний стало возможно с использованием мобильных устройств и решений» [5].

В России мобильные технологии только начинают развиваться, что связано, в частности, с меньшим пока распространением мобильных устройств и отсутствием у большинства предприятий стратегии мобилизации.

Однако, по данным компании «Первый БИТ», в среднем руководители и владельцы бизнеса почти половину рабочего времени проводят вне рабочего места, но ежедневно проверяют информацию о платежах, объем продаж, дебиторскую задолженность и мн. др. Смартфон, оснащенный соответствующими мобильными приложениями, становится необходимым инструментом контроля бизнеса [6].

Аналитическое агентство Gartner опубликовало информацию о формировании мобильной экосистемы, объединяющей социальные медиа, облачные вычисления и мобильные технологии. И указанная мобильная экосистема актуальна в рамках всеобщей консьюмеризации — внедрения пользовательских устройств в корпоративную информационную систему, допуска сотрудников к внутренней сети и в Интернет с их личных мобильных устройств. Широкое распространение мобильных гаджетов и социальных медиа позволяет ускорить и упростить процесс общения или обмена информацией. Связующим звеном данной мобильной экосистемы является информация, хранящаяся в облачных ресурсах и доступная с любых устройств. Компании, кото -рые смогут сориентироваться и воспользоваться имеющейся информацией, получат значительные преимущества над конкурентами [7].

Интернет как часть глобальных электронных коммуникаций и мобильные технологии — наглядный пример развития информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ) и результат пятой информационной революции.

Информация в современном мире является системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, социальной сферы, сферы национальной безопасности. Информационное преимущество, определяемое информационными ресур-

сами, превращается в важную социальную силу, способствующую перераспределению экономических, социальных и политических ресурсов. Для устойчивого развития общества необходимо осуществление целенаправленной политики государства в области развития инноваций, информационного общества и обеспечения информационной безопасности [8].

Правительство Российской Федерации приняло ряд важных мер в области инновационного развития страны, реализации курса на модернизацию экономики, развития новых отраслей, обеспечения национальной технологической безопасности, повышения качества жизни.

7 февраля 2008 г. была принята утвержденная президентом РФ (№ Пр-212) Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на период до 2015 г. Также разработаны: Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. (№ 2227-р), и Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014—2020 гг. и на перспективу до 2025 г., утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. (№ 2036-р). С целью комплексного и эффективного развития информационных технологий Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313 утверждена государственная программа «Информационное общество (2011—2020 годы)», включающая два этапа: 2011—2014 и 2015—2020 гг.

Цели и задачи государственной программы заключаются в получении гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий и создание условий для оперативного и эффективного взаимодействия государства с гражданами и бизнесом с их использованием. Одними из показателей успешной реализации Программы станут: рост индекса Российской Федерации в международном рейтинге стран по уровню развития информационных и телекоммуникационных технологий, увеличение количества граждан, использующих госуслуги в электронной форме, и удельный вес домохозяйств, имеющих доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет с домашнего компьютера, в общем числе домохозяйств.

Госпрограмма включает четыре подпрограммы: «Информационно-телекоммуникационная

инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе», «Информационная среда», «Безопасность в информационном обществе», «Информационное государство» — и федеральную целевую программу «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 — 2015 годы».

Ожидаемые результаты реализации программы касаются:

— создания на всей территории Российской Федерации современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры;

— достижения опережающего роста российского рынка информационных и телекоммуникационных технологий по отношению к общемировому уровню;

— обеспечения высокого качества предоставления государственных услуг в электронном виде;

— осуществления большинства юридически значимых действий в электронном виде;

— обеспечения прав и основных свобод человека, в том числе права каждого человека на информацию;

— развития сервисов на основе информационных и телекоммуникационных технологий в сферах культуры, образования и здравоохранения;

— предоставления возможности осуществления трудовой деятельности дистанционно и содействия самозанятости;

— достижения технологической независимости Российской Федерации в отрасли информационных и телекоммуникационных технологий;

— достижения такого уровня развития технологий защиты информации, который обеспечивает неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, безопасность информации ограниченного доступа;

— высокой степени интеграции Российской Федерации в мировое информационное общество [9].

Оценка эффективности реализации первого этапа госпрограммы дана в Уточненном сводном годовом докладе о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ РФ по итогам 2014 г., размещенном на Портале госпрограмм [10].

По результатам реализации первого этапа госпрограммы РФ «Информационное общество (2011—2020 годы)» — 2011—2014 гг. — степень до -стижения целевых показателей составила 84,8 %, эффективность реализации — 87,9 % [Там же].

По итогам 2014 г. доля граждан, пользующихся госуслугами в электронной форме, составила 35,3 %, что на 4,5 % выше, чем в 2013 г. Функционально усовершенствован Единый портал государственных и муниципальных услуг: за 2014 г. добавлены 144 новые услуги (функции), среди которых — прием налоговой декларации, запись к врачу, запись в детские сады и др. В 2014 г. доля домохозяйств, имеющих широко -полосный доступ к Интернету, составила 58,3 %.

В рамках госпрограммы успешно осуществлен запуск и ввод в эксплуатацию спутников «Экспресс-АМ5», «Экспресс-АТ1», «Экспресс-АТ2» и «Экспресс-АМ6», предназначенных для задач распределения теле- и радиовещания, обеспечения непосредственного телевещания, широкополосного доступа в Интернет, предоставления пакета мультисервисных услуг.

В 2014 г. в интернет-экономике создано свыше 100 тыс. новых рабочих мест. Объем интернет-рынков с электронными платежами превысил 1 трлн р., что составляет 1,5 % ВВП России за 2014 г. Объем интернет-зависимых отраслей составил 9,4 % ВВП России. В рамках госпрограммы РФ «Информационное общество (2011— 2020 годы)» в российских регионах созданы 12 технопарков в сфере высоких технологий общей площадью более 450 тыс. кв. м, разместивших 18,5 тыс. рабочих мест в 775 компаниях-резидентах с совокупной годовой выручкой более 40 млрд р.

План реализации госпрограммы РФ «Информационное общество (2011—2020 годы)» на 2014— 2016 гг. утвержден Распоряжением Правительства РФ от 31 июля 2014 г. № 1441-р [Там же].

Место Российской Федерации в международном рейтинге по индексу развития информационных технологий на 2014 г. — 45-е (плановое — 40-е) [11].

По инициативе ОАО «РВК» при содействии Министерства экономического развития РФ и других министерств, ведомств, институтов развития и представителей экспертного сообщества и бизнес-сообщества ежегодно выходит открытый экспертно-аналитический отчет «Россия: курс на инновации», освещающий ход реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.

Подготовка третьего выпуска проводилась с апреля по июнь 2015 г. В ходе исследования проведено более 90 экспертных интервью, а также социологический опрос более 170 респондентов [12].

Курс развития на инновации включает ряд направлений. Одно из них — формирование инновационного человека и компетенций инновационной деятельности. Развитие этого направления связано с совершенствованием системы высшего и дополнительного профессионального образования, введением образовательных программ, ориентированных на развитие предпринимательских и практических навыков у студентов, а также навыков по продвижению научных разработок и венчурному инвестированию у специалистов, с адресной поддержкой талантливой молодежи и молодых ученых.

С 2013 г. в пяти технических вузах: НИТУ МИСиС, МГТУ им. Баумана, Самарском государственном аэрокосмическом университете, Рязанском радиотехническом университете и НИУ ИТМО — для учащихся введен курс «Инновационная экономика», включающий теоретические и практические блоки по предпринимательству и инновациям. В МФТИ, РАНХиГС, РУДН, МГУ им. Ломоносова и других предлагается обучение по программам «Инновационный менеджмент» и «Менеджмент в сфере высоких технологий».

Также реализуются образовательные программы для специалистов по продвижению научных разработок и венчурному инвестированию. В 32 городах России прошли «Региональные сессии практического консалтинга», в рамках которых более 1800 чел. получили соответствующие консультации.

Работают зимняя и летняя школы Академпарка в Новосибирске, стартап-школы SUMIT в Санкт-Петербурге, TAIGA в Иркутске и StartupSamara в Самаре. Оказана поддержка 32 школам для старт-апов.

С задачей создания к 2016 г. центров трансфера технологий (ЦТТ) более чем в 10 вузах в сентябре 2014 г. стартовал совместный с ОАО «Технопарк Санкт-Петербурга» проект по развитию инновационных экосистем вузов и региональных научных центров с продвижением бизнес-модели ЦТТ и маркетинга инноваций.

Совместно с ОАО «РВК» внедрены несколько программ, позволивших 60 представителям региональных органов власти, российских технологических компаний, вузов, институтов развития и прочих организаций изучить опыт создания и развития инновационных кластеров и экосистем во Франции, Бразилии и Южной Корее.

Важным шагом в развитии системы высшего образования стало создание базовых кафедр. Один из примеров — базовая кафедра РВК в МФТИ «Управление технологическими проектами», где готовят специалистов в области управ -ления. Ряд преподавателей кафедры являются директорами крупных компаний и профессионалами, работающими на рынке технологического предпринимательства и венчурного инвестирования. В 2014 г. 11 выпускников-магистров были трудоустроены в российских технологических компаниях и венчурных фондах [12].

По мере интенсивного развития Интернета растет потребность и в системах электронного обучения (e-Learшng) для академического обучения и корпоративных тренингов как во всем мире, так и в России. Одной из первых на этом рынке заявила о себе группа компаний «Компетентум». Среди заказчиков решений e-Learning — более 200 компаний и организаций по всему миру, в том числе Министерство образования и науки РФ, ведущие мировые провайдеры продуктов и услуг электронного обучения, крупнейшие российские компании, такие как «Северсталь», «ВымпелКом», «Росгосстрах» и др. За 22 года работы «Компетентум» реализовал более 300 проектов, создал более 1,5 млн различных образовательных продуктов и программ. Кроме того, компания занимается оцифровкой учебных материалов и разработкой обучающих программ для разных цифровых носителей (ПК, электронных книг, смартфонов, планшетов) [Там же].

Другим направлением развития инноваций можно назвать инновационный бизнес, развивающийся по пути совершенствования механизмов реализации программ инновационного развития (ПИР) крупных компаний с государственным участием и государственных корпораций, развития приоритетных технологических платформ, формирования механизмов участия бизнеса (высокотехнологического) в инновационной политике на принципах государственно-частного партнерства и др.

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме в 2013 г. составил 9,2 % (в 2009 г. — 4,5 %). Согласно целевым индикаторам Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г., доля инновационной продукции должна увеличиться до 15 % к 2020 г., доля на международных рынках в области ядерных технологий, авиа- и судостроения, программного обеспечения должна достичь 10 %. На 2015 г.

60 государственных корпораций и компаний с государственным участием, реализующих программы ПИР, обеспечивают около 20 % российского внутреннего валового продукта (ВВП). Также уровень отчислений на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) в этих компаниях увеличился более чем в два раза и сопоставим с уровнем зарубежных корпораций. Фонд поддержки НИОКР «Энергия без границ», созданный компанией ИНТЕР РАО, определяет направления развития энергетики и финансирует перспективные поисковые и прикладные исследования, научно-исследовательские и другие работы, цель которых связана с решением задач по инновационному развитию электроэнергетики.

С 2015 г., в соответствии с перечнем поручений Председателя Правительства РФ по итогам встречи с членами Экспертного совета при Правительстве РФ, российским компаниям требуется осуществить актуализацию программ ПИР с учетом обеспечения импортоза-мещения и внедрения российских технологий. Наибольшую активность в формировании среды для инвестирования в инновационные разработки проявляют «РВК», «Сколково», «РОСНАНО». Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) начиная с 2013 г. оказывает поддержку технологическим компаниям на ранних этапах развития. ФРИИ планирует создать не менее 400 старт-апов, в числе приоритетов — образовательные, законодательные и инфраструктурные проекты. На сегодняшний день более 90 % инновационных разработок приходится пока на информационные технологии [12].

ОАО «РВК» — государственный фонд и институт развития РФ, один из ключевых инструментов государства в деле построения национальной инновационной системы. ОАО «РВК» создано по Распоряжению Правительства РФ от 7 июня 2006 г. № 838-р.

Одним из первых (1992 г.) термин «инновационная система» употребил датский экономист Б. Лундвалл. По его оценке, инновационная система включает некие элементы и связи между ними, которые взаимодействуют при производстве, распространении и использовании экономически полезных и востребованных знаний с учетом национального аспекта [13].

В 1995 г. С. Меткалф предложил еще одно определение национальной инновационной системы (НИС), где она рассматривается как совокупность

различных институтов, которые по отдельности и во взаимодействии вносят вклад в развитие и передачу новых технологий и обеспечивают рамки для формирования государственной политики, оказывающей влияние на инновационные процессы экономического развития страны [Там же].

Данная концепция формирует базу нового подхода к развитию экономики на основе национальных инноваций. НИС возникает при объединении усилий государства, представителей предпринимательской, научной и творческой среды. Государство определяет рамки и формирует мо-тивационную основу деятельности элементов системы (национальной, региональной либо связанной с областью какой-либо технологии или инфраструктуры), также может выступать катализатором процессов в инновационной системе как партнер, снижающий инновационные риски. Таким образом, формируются взаимоотношения науки, промышленности и общества. Интеграция образования, науки и бизнеса способствует научно-техническому прогрессу, а устойчивые взаимосвязи малого, среднего и крупного бизнеса являются основой экономического развития страны и повышения конкурентоспособности ее экономики в целом и на региональных уровнях [Там же].

Широкое распространение в последнее время получило совместное употребление экономических категорий «инновация», «предпринимательство» и биологической категории «экосистема». Использование в экономической науке категорий смежных дисциплин способствует более полному объяснению происходящих явлений или процессов. «Предпринимательская экосистема» — это набор условий, обеспечивающих успешное создание и развитие фирм. Ключевой особенностью такого объединения является самоорганизация. Инновационная или предпринимательская экосистема может состоять из четырех основных компонентов: идеи, предпринимательского опыта, источника финансирования и сообщества, которое объединяет их в единое целое. Любое предпринимательство по своей сущности является инновационным, поскольку ориентировано на постоянный поиск новых, более эффективных способов организации деятельности. Таким образом, инновационное содержание связано с поиском, активизацией, развитием и рациональным использованием ресурсов и заложено изначально в самой предпринимательской деятельности [14].

Реализация инновационных проектов тесно связана с рисками. Выбор решений в венчурном

(рисковом) предпринимательстве основывается как на традиционных бизнес-решениях, так и на интуиции, видении перспектив и прочих факторах. С венчурным предпринимательством связаны венчурные фонды и венчурные компании, осуществляющие поиск и отбор инновационных проектов, организующие привлечение инвестиций в инновационные высокотехнологичные проекты и управляющие венчурными проектами.

Деятельность ОАО «РВК» связана со стимулированием создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования. Компания в роли государственного фонда венчурных фондов осуществляет государственное стимулирование и финансовую поддержку высокотехнологического сектора. С 2015 г. ОАО «РВК» задействовано в реализации Национальной технологической инициативы (НТИ).

Национальная технологическая инициатива — программа мер, нацеленная на формирование принципиально новых рынков и создание условий для глобального технологического лидерства России к 2035 г. НТИ как один из приоритетов государственной политики была обозначена президентом РФ В. В. Путиным в Послании к Федеральному собранию 4 декабря 2014 г. Движущей силой НТИ должно стать сообщество НТИ — объединение технологических предпринимателей, проектных и творческих команд, ведущих университетов и исследовательских центров, крупных деловых объединений России, институтов развития, экспертных и профессиональных сообществ, а также заинтересованных органов исполнительной власти. Принятие данных мер требуется для прогнозирования разви-

тия экономики, обеспечения национальной безопасности, высокого качества жизни людей, развития отраслей нового технологического уклада [15].

Все существующие деловые, политические, общественные институты, организации, компании нашей страны переживают сегодня необратимую трансформацию, связанную с распространением новейших технологий. Создание высокотехнологического бизнеса, формирование инновационного человека и компетенций инновационной деятельности, поддержка системы образования, коммерциализация результатов научной деятельности, создание инновационного государства и современной инфраструктуры, участие в мировой инновационной системе — все это стратегически важные задачи в масштабе страны, от решения которых зависит сохранение политической и экономической независимости государства. Развитие новых наукоемких и высокотехно -логичных отраслей, значительную часть которых составляет сфера информационно-телекоммуникационных технологий, является важнейшим источником экономического роста страны на сегодняшний день. Инновационное развитие РФ стало необходимостью в обеспечении экономической безопасности. В последнее время наша страна столкнулась с новыми глобальными вызовами, в мире разворачивается конкуренция за образ будущего. Все это говорит об актуальности поставленных перед Россией задач и о том, что нельзя оставаться в стороне от происходящих в мире процессов. Страны, остающиеся в роли наблюдателей, смогут только выбирать из предложенного, а не формировать самостоятельно программы развития своей страны.

Список литературы

1. Вайнштейн, Г. От новых технологий к «новой экономике» / Г. Вайнштейн // Мировая экономика и междунар. отношения. — 2002. — № 10. — С. 22—29.

2. Ракитов, А. И. Философия компьютерной революции / А. И. Ракитов. — М. : Политиздат, 1991. — 287 с.

3. Найдыш, В. М. Концепции современного естествознания : учебник. / В. М. Найдыш. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Альфа-М : Инфра-М, 2004. — 622 с.

4. История книгопечатания [Электронный ресурс]. — URL: http://library.timacad.ru/redkie_knigi/ istoriya-knigopechataniya (дата обращения: 05.04.2016).

5. Куц, Д. В. Развитие технологий обеспечения безопасности мобильного доступа к Сети / Д. В. Куц, Н. В. Третьяк, Х. С. Саруханян // Вестн. УрФО. Безопасность в информ. сфере. — 2016. — № 1 (19). — С. 15—21.

6. «Первый БИТ» изучил, как в российских компаниях используют мобильные приложения [Электронный ресурс] // Открытые системы. — URL: http://www.osp.ru/news/2016/0221/13031751/ (дата обращения: 17.03.2016).

7. Social Media, Mobile Technology, Cloud Converging: Gartner [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.eweek.com/c/a/Mobile-and-Wireless/Social-Media-Mobile-Technology-Cloud-Converging-Gart-ner-124988 (дата обращения: 17.03.2016).

8. Хапай, А. А. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации: инновационные подходы реализации на современном этапе / А. А. Хапай // Теория и практика обществ. развития. — 2015. — № 17. — С. 83—87.

9. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011—2020 годы)» [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 15 апр. 2014 г. № 313 // Справочная правовая система «Консультант-Плюс». — URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=181433;fld=134;dst=1000000001,0;rnd=0.595427589651158 (дата обращения: 11.04.2016).

10. Уточненный сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ РФ по итогам 2014 года [Электронный ресурс] // Портал госпрограмм. — URL: http:// programs.gov.ru/Portal/analytics/quarterReportToGovernment (дата обращения: 11.04.2016).

11. Сведения о достижении показателей госпрограммы [Электронный ресурс] // Портал госпрограмм. — URL: http://programs.gov.ru/Portal/programs/reportIndicators/24 (дата обращения: 11.04.2016).

12. Россия: курс на инновации [Электронный ресурс] // Открытый экспертно-аналитический отчет. — URL: http://www.rusventure.ru/ru/programm/analytics/ (дата обращения: 11.04.2016).

13. Голиченко, О. Г. Национальная инновационная система: от концепции к методологии исследования. [Электронный ресурс] / О. Г. Голиченко. — URL: http://institutiones.com/innovations/2523-nacionalnaya-innovacionnaya-sistema.html (дата обращения: 15.03.2016).

14. Мошкин, И. В. Предпринимательская экосистема инновационного университета [Электронный ресурс] / И. В. Мошкин. — URL: http://www.management61.ru/index.php?do=static&page=moshkinstat4 (дата обращения: 15.03.2016).

15. Национальная технологическая инициатива [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rusventure. ru/ru/nti/ (дата обращения: 15.03.2016).

Сведения об авторах

Ольга Борисовна Потеряева — кандидат философских наук, доцент кафедры управления общественными отношениями Института государственного управления и предпринимательства Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Россия, Екатеринбург.

Третьяк Наталия Вадимовна — магистрант кафедры управления общественными отношениями Института государственного управления и предпринимательства, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Россия, Екатеринбург. n.v.tretiak@urfu.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2016. No. 6 (388). Economic Sciences. Iss. 53. Рp. 97—105.

CHARACTERISTICS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

O.B. Poteriaeva

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Russia, Yekaterinburg

N.V. Tretyak

Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Russia, Yekaterinburg. n.v.tretiak@urfu.ru

The article concerns questions of the information-oriented society and hi-tech economics development, the formation of innovative human and competence of the innovating activities, supporting of higher and additional professional education, creation of innovative country with modern infrastructure, which has a big strategic importance. Saving the country's independence in today's world strongly depends on the correct solution of these tasks. Also, the article notes the increasing role of the new technologies development, a significant part of which in the national economic is the sphere of information and telecommunication technologies. New and high technology, innovation and knowledge are considered in Russia as one of the most important sources of economic advance.

Keywords: information, information revolution, innovations, national innovation system, innovative business, venture investment.

References

1. Vaynshtayn G. Ot novykh tekhnologiy k "novoy ekonomike" [From new technologies to "new economy"]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya [World Economy and International Relationships], 2002, no. 10, pp. 22—29. (In Russ.).

2. Rakitov A.I. Filosofiya komp'yuternoy revolyutsii [The philosophy of the computer revolution]. Moscow, Politizdat Publ., 2007. 287 p. (In Russ.).

3. Naydysh V.M. Kontseptsii sovremennogo yestestvoznaniya [Concepts of modern science]. Moscow, Al'fa-M Publ., Infra-M Publ., 2004. 622 p. (In Russ.).

4. Istoriya knigopechataniya. [The history of printing]. Tsentral'naya nauchnaya biblioteka imeni N.I. Zhe-leznova [Central Scientific Library named after N.I. Zheleznov]. Available at: http://library.timacad.ru/redkie_ knigi/istoriya-knigopechataniya, accessed 05.04.2016. (In Russ.).

5. Kuts D.V., Tretyak N.V., Sarukhanyan K.S. Razvitiye tekhnologiy obespecheniya bezopasnosti mobil'nogo dostupa k seti [Development of technologies granting secure mobile access to network]. Vestnik UrFO. Bezo-pasnost' v informatsionnoy sfere [Bulletin of the Ural Federal District. Security in the sphere of information], 2016, no. 1 (19), pp. 15—21. (In Russ.).

6. "Pervyy BIT" izuchil, kak v rossiyskikh kompaniyakh ispol'zuyut mobil'nye prilozheniya ["The first bit" researched how Russian companies use mobile applications]. Otkrytye sistemy [Open systems]. Available at: http://www.osp.ru/news/2016/0221/13031751/, accessed 17.03.2016. (In Russ.).

7. SocialMedia, Mobile Technology, Cloud Converging: Gartner. Available at: http://www.eweek.com/cZa/Mo-bile-and-Wireless/Social-Media-Mobile-Technology-Cloud-Converging-Gartner-124988, accessed 17.03.2016.

8. Khapay A.A. Strategiya razvitiya informatsionnogo obshchestva v Rossiyskoy Federatsii: innovatsionnye podkhody realizatsii na sovremennom etape [Strategy of information society development in the Russian Federation: the implementation of innovative approaches at the present stage]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development], 2015, no. 17, pp. 83—87. (In Russ.).

9. Approval of the state program of the Russian Federation "Information Society (2011—2020)". Russian Federation Government Decree, no. 313 of 15 April 2014]. Spravochnayapravovaya sistema "Konsul'tantPly-us" [Legal reference system "ConsultantPlus"]. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=-doc;base=LAW;n=181433;fld=134;dst=1000000001,0;rnd=0.595427589651158, accessed 11.04.2016. (In Russ.).

10. Utochnyonnyy svodnyy godovoy doklad o khode realizatsii i otsenke effektivnosti gosudarstvennykh programm RF po itogam 2014 goda [Adjusted consolidated annual progress report on the implementation and evaluation of the effectiveness of the Russian Federation on the results of 2014 state programs]. Portal gos-programm [State programs site]. Available at: http://programs.gov.ru/Portal/analytics/quarterReportToGovern-ment, accessed 11.04.2016. (In Russ.).

11. Svedeniya o dostizhenii pokazateley gosprogrammy [Information about the indicators of the state program]. Portal gosprogramm [State programs site]. Available at: http://programs.gov.ru/Portal/programs/re-portIndicators/24, accessed 11.04.2016. (In Russ.).

12. Rossiya: kurs na innovatsii [Russia: a course on innovation]. Otkrytyy ekspertno-analiticheskiy otch-yot [Open expert-analytical report]. Available at: http://www.rusventure.ru/ru/programm/analytics/, accessed 11.04.2016. (In Russ.).

13. Golichenko O.G. Natsional'naya innovatsionnaya sistema: ot kontseptsii k metodologii issledovaniya [National innovation system: from the concept to the research methodology]. Ekonomicheskiyportal [Economic site]. Available at: http://institutiones.com/innovations/2523-nacionalnaya-innovacionnaya-sistema.html, accessed 15.03.2016. (In Russ.).

14. Moshkin I.V. Predprinimatel'skaya ekosistema innovatsionnogo universiteta [Entrepreneurial ecosystem of innovative university]. Available at: http://www.management61.ru/index.php?do=static&page=moshkin-stat4, accessed 15.03.2016. (In Russ.).

15. Natsional'naya tekhnologicheskaya initsiativa [National Technology Initiative]. Available at: http:// www.rusventure.ru/ru/nti/, accessed 15.03.2016. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.