Научная статья на тему 'Модернизация экономики России: проблемы и перспективы'

Модернизация экономики России: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1200
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ОБНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ / ЛИКВИДАЦИЯ ОТСТАЛОСТИ / ПЕРЕДОВОЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ / ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ / ВЕНЧУРНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ECONOMIC MODERNIZATION / RENEWAL OF THE ECONOMY / THE ELIMINATION OF BACKWARDNESS / THE ADVANCED LEVEL OF DEVELOPMENT / A HIGH LEVEL OF ECONOMIC DEVELOPMENT / INNOVATION ECONOMY / INNOVATIVE DEVELOPMENT OF RUSSIA / VENTURE FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прокофьев Николай Николаевич

Рассмотрены дискуссионные вопросы инновационного развития российской экономики. Уточнено понятие «модернизация экономики страны». Предпринята попытка анализа причин пессимистического прогноза о возможном влиянии принципиально новых технологических решений на качественный экономический рост страны. Предложены меры, которые позволят значительно повысить роль венчурного финансирования в активизации инновационной деятельности предприятий. Подчеркнуто, что реализация потенциала малых предприятий как важных субъектов процесса модернизации российской экономики может быть достигнута только при условии их эффективного взаимодействия с различными институтами рынка – государством, крупными производственными предприятиями, научными центрами и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of Russian Economy: Problems and Prospects

The article discusses the question of the ability of the Russian economy to develop an innovation. The notion of "economic modernization of the country." The reasons for the disappointing forecast are: why, in the nearest future, new technological solutions are unlikely to be the basis for strong economic growth of the country. He formulated measures that would significantly enhance the role of venture capital in innovative activities of enterprises. He emphasized that the implementation of the capacity of small enterprises as important actors in the process of modernization of the Russian economy that could be achieved only if their effective interaction with the various institutions of the market such as: the state's largest industrial companies, research centers, etc.

Текст научной работы на тему «Модернизация экономики России: проблемы и перспективы»

Информация и модернизация российской экономики

Модернизация экономики России: проблемы и перспективы

Н.Н. Прокофьев

Рассмотрены дискуссионные вопросы инновационного развития российской экономики. Уточнено понятие «модернизация экономики страны». Предпринята попытка анализа причин пессимистического прогноза о возможном влиянии принципиально новых технологических решений на качественный экономический рост страны. Предложены меры, которые позволят значительно повысить роль венчурного финансирования в активизации инновационной деятельности предприятий. Подчеркнуто, что реализация потенциала малых предприятий как важных субъектов процесса модернизации российской экономики может быть достигнута только при условии их эффективного взаимодействия с различными институтами рынка - государством, крупными производственными предприятиями, научными центрами и др.

Ключевые слова: модернизация экономики, обновление экономики, ликвидация отсталости, передовой уровень развития, высокий уровень экономического развития, инновационная экономика, инновационное развитие России, венчурное финансирование.

В сентябре 2011 г. Президиум Правительства России одобрил представленную Министерством экономического развития РФ «Стратегию инновационного развития до 2020 года» [4]. В соответствии с этим документом предполагается, что у российской экономики есть три основных варианта развития в контексте инновационной составляющей: 1) инерционное импор-тоориентированное технологическое развитие; 2) догоняющее развитие и локальная технологическая конкурентоспособность; 3) достижение лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях.

В качестве наиболее вероятного и желательного сценария развития событий рассматривается комбинация второго и третьего вариантов развития российской экономики при специализации инновационной составляющей российской экономики на таких направлениях, как авиакосмическая отрасль, нанотехнологии, композитные материалы, атомная и водородная энергетика, биомедицинские технологии жизнеобеспечения и защиты человека и животных, отдельные направления рационального природопользования и экологии

[4].

Сегодня дискуссия о модернизации экономики актуальна как никогда: то и дело говорят о переводе ее на инновационные «рельсы». Это на самом деле - единственная траектория развития, которая может обеспечить выживание России в исторической перспективе [1].

В научной экономической литературе нет достаточно четкого определения современного понятия модернизации экономики страны [1]. К примеру, модернизацию экономики можно определять как обновление, ликвидацию отсталости, выход на современный, сравнимый с передовыми странами

уровень развития [10]. За требования современности для экономики страны нами принято ее соответствие экономикам ведущих промышленно развитых стран мира, а именно такому критерию, как высокий уровень экономического развития [1].

На наш взгляд, «модернизация экономики страны - это процесс достижения прогрессивных сдвигов в экономике страны, ее изменение соответственно требованиям современности путем внедрения различных усовершенствований».

Для Российской Федерации в современных условиях актуальное значение имеет максимальное ускорение действий, направленных на переход от сырьевой экономики к экономике инновационной [7].

Модернизация отечественной экономики - приоритетная общенациональная задача, в решении которой государство способно сыграть ключевую роль. В этой связи важно обеспечить более активное участие предпринимателей в коммерциализации научных разработок, внедрении технологических и управленческих инноваций, создании современных товаров и услуг. От успеха такой работы прямо зависят повышение качества жизни людей, укрепление конкурентных позиций России на мировом рынке.

Модернизация экономики является комплексным процессом, охватывающим как технологические, так и организационные преобразования. При этом ключевым направлением для российской экономики является технологическое развитие, так как современная модернизация - это не столько наращивание объемов производства, сколько создание и развитие высокотехнологичного производства. Такой вывод обусловлен тем, что в настоящее время большая часть активов предприятий, оставшихся в наследство от Советского Союза, постепенно, но с каждым годом все быстрее и быстрее приходит в негодность, обостряя проблему технологического переоснащения предприятий.

В большинстве своем отечественные авторы неоднозначно оценивают происходящие в современной России процессы. Так, например, А. Фадин в своей статье «Модернизация через катастрофу» [11] утверждает, что политическая система страны (России) не реформируема, резких скачков, потрясений, в частности модернизации, не существует. И сама модернизация есть не более чем «мутация» общества. Объясняется это тем, что посткоммунистическая ситуация в России может быть охарактеризована как бессубъектная. Любая форсированная модернизация (и структурная в том числе) требует мощной государственной воли, управляемого, способного к сложным командным маневрам госаппарата, т.е. некоторого субъекта реформ. Подобный субъект не только отсутствует, но, по всей видимости, и не может быть порожден этим обществом в обозримые сроки.

Признавая значимость и необходимость проведения модернизации российской экономики, вместе с тем следует четко представлять, каковы возможности ее практической реализации, ее основные субъекты, движущие силы. Речь идет о выделении тех хозяйствующих субъектов, которые станут

платформой модернизации и на базе которых будут разработаны и созданы передовые технологии, которые в дальнейшем станут основой технологического развития предприятий и организаций различных отраслей и сфер деятельности.

Потребность в модернизации обусловливается в первую очередь тем, что значительное количество производителей российских товаров, которые сегодня находятся в нише «цена и качество», неконкурентоспособны при повышении покупательной способности российского населения. В последнее время эта тенденция проявляется в виде роста импорта как из стран ближнего, так и дальнего зарубежья в соответствии с ростом уровня жизни населения.

Наука в современных условиях является одним из основных факторов развития экономики страны. Необходимо понимание того, что наука России -ее национальное богатство, основной фактор экономического роста страны. Потери научного потенциала нельзя будет быстро скомпенсировать из-за большой инерционности передачи знаний от старшего поколения младшему.

Существенную роль может сыграть малый и средний бизнес в осуществлении прорыва в целом ряде важнейших направлений научно-технического прогресса. Достаточно много таких примеров как на Западе, так и в США и других странах. В России в настоящее время подобная попытка предпринимается, как известно, в Сколкове [12].

Оценивая инновационность развития российской экономики, нужно признать, что основного финансового результата она достигает благодаря ее классическому сырьевому направлению, не являющемуся инновационным. В матрице Бостонской консалтинговой группы такие направления называются «дойными коровами» - они обеспечивают объем, но не скорость роста. Тем не менее у нас уже есть осознанная необходимость создания параллельного, дополнительного сегмента экономики, основанного на новых знаниях, использующего новые инструменты и предлагающего новые ценности. Этот сегмент экономики сможет расти и развиваться независимо от количества людей, объема материальных активов, ресурса нефти и газа и т.п. При небольших (поначалу) объемах этот сегмент будет отличаться высокой скоростью развития - в терминах «бостонской» матрицы такие направления называются «звездами».

Многие компоненты инновационного развития в России сегодня либо формируются, либо уже сформированы. Хорошо известны планы инновационного развития госкорпораций, недавно созданы структуры для обсуждения таких проблем. Реализуются госпрограммы по технологическим платформам, созданы институты развития. Однако государство не может заниматься развитием инноваций само по себе. Без активного участия бизнеса никакого серьезного движения вперед не произойдет. Бизнес должен поддерживать все стадии инновационного процесса - образование, создание инновационных предприятий, поддержку начинающих технологических компаний.

Далеко не случайно, что в США, Канаде, странах Западной Европы, Японии, Южной Корее, да и в Китае и Индии именно сейчас возросли вложения в НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки), образование, здравоохранение. Показательно, что в сентябре 2010 г. в США был принят закон о дополнительном выделении из бюджета 30 млрд долл. для кредитования малого бизнеса, что позволит создать дополнительно 500 тыс. рабочих мест. Весьма символично, что в рамках закона, имеющего антикризисную направленность, было продлено освобождение малых предприятий от налогов на их расходы, связанные с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками. Снят налог на новое оборудование, приобретаемое с сентября 2010 г. по декабрь 2011 г. И это все происходит в условиях, когда конкурентная борьба сама подталкивает американский бизнес к технико-технологическому совершенствованию. У нас другая ситуация. Государство из бюджета тратит на НИОКР немало, но в то же время затраты на НИОКР наших компаний, в том числе крупных, ничтожны. В результате общие расходы на НИОКР в России составляют лишь 1% ВВП, а в США -2,7% , в Японии, Швеции, Израиле - от 3,5 до 4,5% ВВП [5].

Учитывая стремление России выйти в число передовых стран с высококонкурентной экономикой, более предпочтительным представляется вариант «активной» модернизации. Однако, по данным статистики, чуть более 80% создаваемых в России передовых производственных технологий являются «новыми в стране» и лишь около 7% являются принципиально новыми, не имеющими аналогов за рубежом, что явно недостаточно для «активной» модернизации.

Приведенные цифры свидетельствуют о том, что в ближайшем будущем принципиально новые технологические решения вряд ли смогут стать основой качественного экономического роста. Причины такого положения кроются в технологической отсталости российской экономики, которая, с одной стороны, не предъявляет спроса на инновации высокого уровня; с другой стороны, отсутствие предложения в свою очередь тормозит формирование спроса.

Среди различных типов малых предприятий, выделяемых современной экономической наукой [5], ключевыми элементами и наиболее активными проводниками модернизации являются венчурные фирмы и в меньшей степени - компании «мини-монополисты».

Венчурные (рисковые) фирмы осуществляют такое технологическое развитие, которое часто приводит либо к модернизации старых либо к возникновению новых отраслей экономики, что особенно важно для научно-технологических зон. Главная их цель - получить продукт, который принесет большие прибыли. Вопрос выживания этих компаний зависит непосредственно от удачной разработки новшеств.

Венчурные фирмы - весьма гибкие и эффективные предприятия, которые создаются для апробации, доработки, доведения до коммерческой кон-

диции и промышленной реализации новых технологий - идей, изобретений, нововведений, создание которых сопряжено с определенным риском. Для модернизации особенно важны венчурные предприятия, функционирующие в наукоемких отраслях экономики, где специализируются на проведении научных исследований и разработок, что позволяет осуществлять коммерческую апробацию новых технологий.

Что касается «мини-монополистов», то это особый вид малых предприятий, которые удовлетворяют весьма ограниченный, но зато долговременный и стабильный спрос. Обычно эти фирмы занимаются изготовлением продукции, которая рассчитана на рынки, не интересующие вследствие их малых размеров крупные компании. Эти фирмы немногочисленные и не испытывают серьезной конкуренции вследствие уникальности своей продукции. Вместе с тем нередко они демонстрируют уникальный технологический опыт, который, однако, не может найти массового применения.

Государство может принимать активное участие в реализации различных моделей венчурного финансирования, и один из таких способов государственной поддержки инноваций сейчас апробируется в российских условиях. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ № 838-р от 7 июня 2006 г. была создана Российская венчурная компания (РВК) в виде акционерного общества со 100-процентным государственным капиталом. Эта компания вкладывает средства через венчурные фонды, создаваемые совместно с частными инвесторами. Всего при участии РВК было создано 8 таких фондов: «ВТБ - Фонд венчурный»; «Биопроцесс Кэпитал Венчурс»; «Максвелл Био-тех»; «Лидер-Инновации»; «Тамир Фишман Си Ай Джи венчурный фонд»; «С-Групп Венчурс»; «Новые технологии»; «Фонд посевных инвестиций Российской венчурной компании».

Общий размер этих фондов составляет около 21 млрд руб., или около 710 млн долл., а доля РВК в них - около 54% (11,3 млрд руб., или 383 млн долл.). Число проинвестированных ими инновационных и наукоемких предприятий в феврале 2010 г. достигло 21, совокупный объем инвестированных средств - 2867 млн руб., или около 97 млн долл. [5].

Тем не менее приходится констатировать, что опыт венчурного финансирования в России пока чрезвычайно мал, как и его доля в подпитке инновационно ориентированных инвестиций в российскую экономику. Отсутствует жизнеспособное ядро крупных компаний, способных на регулярной основе создавать и осваивать новейшие технологии, что значительно ухудшает инновационный климат в стране. Нет и фирм-гигантов (за исключением госкорпораций), выводящих на рынок большое количество инновационных проектов и заинтересованных в их продвижении.

К сожалению, численность таких предприятий пока является слишком малой, чтобы рассчитывать на ощутимые результаты их деятельности, составляя около 9% от общей численности малых предприятий (в Германии, например, их доля более 70%). Невысок и реальный вклад этих хозяйствую-

щих субъектов в национальную экономику, дающих экономике не более 1% [13].

Вместе с тем представляется, что уровень финансирования инновационной деятельности в России должен повышаться прежде всего за счет предпринимательского сектора. Государство, со своей стороны, должно создать благоприятные условия для компаний, проявляющих активность в этой сфере.

Для совершенствования финансов организаций венчурного бизнеса, по нашему мнению, целесообразно:

• сформировать законодательную базу, способствующую развитию венчурного инвестирования в инновационные проекты;

• разработать механизмы страхования венчурных вложений в высокотехнологичные НИОКР;

• использовать для финансирования венчуров капитал из нескольких фондов одновременно; помимо гарантированного финансового обеспечения проекта это позволит привлекать к его реализации больше квалифицированных экспертов как в области экономики, так и в области техники и современных технологий.

Осуществление указанных мер позволит значительно повысить роль венчурного финансирования в активизации инновационной деятельности корпоративных структур.

Реализация потенциала малых предприятий как важных субъектов процесса модернизации российской экономики может быть достигнута только при условии их эффективного взаимодействия с различными институтами рынка - государством, крупными производственными предприятиями, научными центрами и др.

Развитие малого и среднего предпринимательства может проходить по целому ряду направлений. Это, например, инициативное создание малого предприятия, то есть, можно сказать, снизу. Другой путь - через разукрупнение организаций благодаря развитию новых типов организаций в условиях модернизации. В любом случае современные малые и средние предприятия -это не натуральные хозяйства, а самостоятельные части крупного производства. Модернизация экономики охватывает и модернизацию управления, создание новых типов структур.

В настоящее время анализируются и развиваются такие виды структур, как сетевая и виртуальная организации с «внутренними» рынками, многомерная организация, круговые корпорации, интеллектуальные организации, обучающие организации и др.

Нынешний этап социально-экономического развития страны в условиях модернизации должен рассматриваться с точки зрения создания новых предпосылок к переходу малого и среднего бизнеса на качественно новую ступень развития. Ключевым моментом здесь должна быть не только государственная законодательная и материальная поддержка малого бизнеса, но и

более тесная интеграция его и крупных российских предпринимательских структур. Это и должно стать в условиях модернизации объектом целенаправленной политики государственной поддержки как на федеральном, так и на региональном уровне.

В этой связи Дмитрий Медведев заявил на встрече с молодыми учеными, предпринимателями, занятыми в инновационной сфере, что «в 2012 году только на космос и телекоммуникации будет направлено 161 млрд руб., а всего в сферу модернизации, о которой я последние годы говорю, будет направлено около 1 трлн руб.» [13].

Как и раньше, российская экономика нуждается в инновациях. «Восстановление инновационного характера нашей экономики надо начинать с университетов - и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития... Мы должны иметь к 2020 г. несколько университетов мирового класса по всему спектру современных материальных и социальных технологий», - считает В.В. Путин. А значит, российские исследовательские университеты должны получить ресурсы на научные разработки в размере 50% от своего финансирования по разделу «Образование» - как их международные конкуренты. Глава правительства обещает в несколько раз - до 25 млрд руб. в 2018 г. - увеличить финансирование государственных научных фондов, поддерживающих разработки научных коллективов [6].

Таким образом, с точки зрения инновационного развития Россия сегодня - в некотором смысле «стартап», у которого есть желание развиваться. У нас есть хорошие идеи, у нас есть люди, которые начинают активно их реа-лизовывать, есть воля государства и желание бизнеса. Это и есть фундамент, необходимый для дальнейшего строительства.

Литература

1. Арзамасцев Н.В., Валентей С.Д. и др. Научно-технический потенциал России и его использование. - М., 2001. - 240 с.

2. Выступление Дмитрия Анатольевича Медведева на конференции «Роль малого и среднего бизнеса в модернизации экономики России» 25 мая 2010 года.

3. Послание Федеральному собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г. Сайт Президента России http://www.kremlin.ru/

4. Правительство РФ одобрило стратегию инновационного развития до 2020 г. // сайт РИА Новости. 17:15 07/09/2011 / http://www.ria.ru/nano_ news/

5. Примаков Е. Достижения не должны заслонять проблемы. Какую эстафету передал 2010-й новому году // Российская газета. 14 января 2011 г.

6. Путин В.В. Шаги навстречу капиталу // Российская газета. 31 января 2012 г.

7. Стенографический отчет о заседании Совета Безопасности, посвященном мерам по реализации Послания Федеральному собранию от 20 июня 2006 г. // Сайт Президента России / http://archive.kremlin.ru/.

8. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. // Российская газета. № 88 (4912). 2009.

9. Федеральный закон Российской Федерации от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» // http://www.rg.ru/

10. Ясин Е.Г. Модернизация России: доклады для 10 конференций. Кн. 1. -М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2009. - 540 с.

11. http://lizard.jinr.ru/~tina/world/history/inoe/fadin.htm

12. http://www.ibl.rU/konf/021210/5.html

13. http://actualcomment.ru/news/32364

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.