Научная статья на тему 'Основные факторы и ресурсы модернизации экономики на этапе ее перехода на инновационный путь развития'

Основные факторы и ресурсы модернизации экономики на этапе ее перехода на инновационный путь развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
539
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / РЕСУРСЫ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИИ / РАЗВИТИЕ / FACTORS / RESOURCES / MODERNIZATION / ECONOMIC / INNOVATIVE / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиев Адик Тагирович, Титов Алексей Викторович

Рассматриваются проблемы модернизации современной российской экономики в связи с ее переходом на инновационный путь развития. Раскрывается понятие «модернизация», основные факторы и пути инновационного развития, характеризуется ресурсное обеспечение структурной модернизации российской экономики в направлении ее трансформации в инновационную экономику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main factors and resources of economic modernization towards its transition to innovative development1the Moscow state Industrial University

The of contemporary modernization of the Russian economy due to its transition to innovative development Expands the concept of modernization, the main factors and the way of innovation development, resource provision is characterized by structural modernization of the Russian economy in the direction of its transformation into an innovative economy.

Текст научной работы на тему «Основные факторы и ресурсы модернизации экономики на этапе ее перехода на инновационный путь развития»

15. ИНВЕСТИЦИИ И ИННОВАЦИИ

15.1. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ И РЕСУРСЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ НА ЭТАПЕ ЕЕ ПЕРЕХОДА НА ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ

Алиев Адик Тагирович, д.э.н., профессор, кафедра «Финансы и кредит» Московского государственного индустриального университета.

[email protected]

Титов Алексей Викторович, к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит» Московского государственного индустриального университета.

[email protected]

Аннотация: Рассматриваются проблемы модернизации современной российской экономики в связи с ее переходом на инновационный путь развития. Раскрывается понятие «модернизация», основные факторы и пути инновационного развития, характеризуется ресурсное обеспечение структурной модернизации российской экономики в направлении ее трансформации в инновационную экономику.

Ключевые слова: факторы, ресурсы, модернизация, экономика, инновации, развитие.

THE MAIN FACTORS AND RESOURCES OF ECONOMIC MODERNIZATION TOWARDS ITS TRANSITION TO INNOVATIVE DEVELOPMENT

Aliyev АШк Tagirovich, Professor, Department of «Finans and credibiofthh Mosccw state Industrial Univvrsity.

[email protected]

Titov Alexey Victorovich, senior lecturer of faculty «the Finance and the credit» oo tte OOoocow otata tnstataSa of industrial nniversity.

[email protected]

Annotation: The of contemporary modernization of the Russian economy due to its transition to innovative development Expands the concept of “modernization", the main factors and the way of innovation development, resource provision is characterized by structural modernization of the Russian economy in the direction of its transformation into an innovative economy.

Keywords: factors, resources, modernization, economic, innovative, development.

Модернизация - главный тезис сегодняшнего дня, с которым связывается перевод российской экономики на инновационный путь развития. Однако каково содержание понятия «модернизация» и какова последовательность мер ее осуществления в российских условиях - по этим вопросам нет однозначного ответа.

Само слово «модернизация» в русском языке означает «осовременивание», что означает процесс усовершенствований, которые делают общество соответствующим современным требованиям. Это отказ от старых форм и поиск новых, а в конечном итоге это должно выразиться в совокупности инноваций, приводящих к существенным изменениям социальноэкономических процессов общества. Здесь под инно-

вациями следует понимать значительные кардинальные преобразования в основных сферах жизни общества, что дает в результате качественное изменение всего образа жизни людей.

В современном смысле модернизация заключается в распространении ценностей и достижений, накопленных, прежде всего, в развитых западных странах, внедривших прагматизм и рационализм в хозяйственной деятельности, осуществивших переход к постиндустриализации. На базе чего углубляются специализация и дифференциация труда, что ведет к появлению новых профессий и новых видов деятельности. Это стимулирует значительное повышение уровня образования и развитие системы учебных заведений разных ступеней. Формируются политические институты современного типа: избирательная система, политические партии, парламентаризм. Снижается влияние традиционных ценностей и социальных институтов, таких как религия и семья. Идет развитие средств массовой информации и превращение их в источник знаний и культуры.

В узком экономическом представлении в понятие «модернизация» вкладывается такое содержание как обновление основных фондов. В настоящее время это понятие, как нам представляется, по сути, мало чем изменилось, но распространилось на все стороны жизни общества (модернизация политической, социальной, экономической и др. системы).

Инновационный путь развития требует значительного государственного регулирования инвестиционной деятельности, активного участия государства в структурной модернизации экономики.

Целевыми ориентирами модели инновационного развития экономики является использование инновационных источников роста за счет как реализации конкурентных преимуществ экономики России (топливноэнергетический и аграрно-промышленный комплексы, транспорт), так и развития новых, прогрессивных наукоемких отраслей, основанных на знаниях.

К числу основных факторов потенциала инновационной экономики относятся:

1. Формирование эффективной национальной инновационной системы путем развертывания долгосрочных целевых программ и проектов, обеспечивающих лидирующие позиции России на рынках высокотехнологичных товаров и услуг.

2. Глубокая модернизация социальной сферы, и, прежде всего образования, здравоохранения, жилищного сектора, обеспечивающая повышение уровня и качества, стандартов жизни населения.

3. Качественная модернизация транспортной инфраструктуры, электроэнергетики, связи и информационных технологий при одновременном повышении эффективности энерго - и - ресурсосберегающих технологий.

4. Ускоренное экономическое развитие новых региональных центров в Поволжье, на Дальнем Востоке и юге России, преодоление отставания дигрессивных регионов.

5. Много векторная политика во внешнеэкономической сфере, опирающаяся на расширение международных экономических отношений со всеми странами мира, и не только с Евросоюзом и США.

6. Создание качественно глубоких и новых форм интеграции и сотрудничества с государствами СНГ.

В результате структурной модернизации российская экономика повысит свой уровень социальноэкономического развития, характерного для промышленно-развитых стран. Это позволит существенно сократить технологический и социальный разрыв между Россией и ведущими странами мира, занять достойное место в мировой экономике на основе использования научно-исследовательского образовательного и производственно-технологических потенциалов.

Дальнейшее инновационное развитие страны предполагается в направлениях в соответствии с принятой Президиумом Правительства РФ (октябрь, 2011 г.) стратегией до 2020 г.:

1. Рост доли инновационно-активных предприятий с нынешних 9,3% до 40 - 50%. Стоит отметить, что развитые страны уже преодолели такой рубеж, в частности для Германии этот показатель составляет почти 72%.

2. Увеличение доли РФ на мировом уровне высокотехнологичной продукции с 0, 3% до 2%. При этом экспорт отечественных высокотехнологичных товаров к 2020 г. должен составить не менее 5-10% (сейчас Россия фактически является импортером технологий).

3. Увеличение до 3 тыс. количество патентов, регистрируемых российскими компаниями в ЕС, США и Японии (сейчас всего лишь 63 патента в год).

4. Увеличение в два раза (с 2,5 до 5%) доли публикаций российских ученых в мировых научных журналах и др.

Общий объем бюджетных расходов на ближайшие 10 лет оценивается в 15,7 трлн. руб., которые включают, в том числе, расходы на оборудование, науку и др. В 2012 г. дополнительные инновационные расходы составят 40 млрд. руб., а в 2013 г. - приблизительно 50 млрд. руб.

Согласно стратегии реализовать ее предусматривается в два этапа.

На 1 - ом этапе (2011 - 2013 г.г.) должна быть решена задача повышения восприимчивости бизнеса и экономики к инновациям в целом.

На 2-ом этапе (2014 - 2020 г.г.) предполагается проведение масштабного перевооружения и модернизация промышленности, формирование работоспособной национальной инновационной системы.

Результатом реализации стратегии должно стать создание эффективных материальных и моральных стимулов для притока квалифицированных специалистов и предпринимателей, творческой молодежи.

Ставится задача адаптации всех ступеней системы образования нового качества, необходимого для инновационной экономики с целью формирования, требуемых знаний, компетенций, навыков и моделей поведения. Именно на этой основе возможно обеспечить технологическую модернизацию ключевых секторов национального хозяйства, определяющих роль и место страны в мировой экономике.

Модернизация российской экономики требует значительных финансовых ресурсов. В связи с этим, как предполагается, значительную долю в финансовом обеспечении инноваций должны занимать государственные компании. В соответствии с их планами инвестиционные затраты на инновации уже в истекшем году составили 700 млрд. рублей, из них 230 млрд. рублей - на НИОКР. К 2013 г. объемы инвестиций в инновации этих компаний вырастут до 1,5 трлн. рублей. Как

полагают авторы, такие гигантские инвестиции позволят перевести экономику на другой качественный инновационный уровень.

В структурной модернизации экономики в направлении инновационного развития существенная роль отводится национальной банковской системе. Однако в настоящее время она не способна финансировать российскую модернизацию и обеспечить ее необходимым денежным потоком. Причины в этом следующие:

Как отмечалось на ХХ Международном банковском конгрессе (весна 2011 г. ) на начало 2011 г. стоимость всех основных фондов России оценивалось в 100 трлн. руб. со средней степенью износа по всем отраслям народного хозяйства 44 %. В отдельных отраслях уровень износа основных средств гораздо больше - в торговле и ремонте - 61% , в производстве транспортных средств и оборудования - 52%, в добыче полезных ископаемых - 46%.

Особенно тяжелое положение с основными фондами сложилось в отечественной промышленности. За последние 40 лет (в сравнении с 1971 г.) средний возраст оборудования в нашей промышленности увеличился почти вдвое. В 1971 г. 41% мощностей имело возраст до 5 лет, а в настоящее время такой возраст имеют лишь 9,6%. По данным счетной палаты износ основных фондов в отдельных отраслях промышленности достигает 80%, в то время как динамика их обновления составляет всего 11%.

Между тем историческая практика ведущих стран мира показывает, что локомотивом становления инновационной экономики является мощная конкурентоспособная промышленность. Однако в настоящее время по оценке Минфина РФ на перевооружение отечественного промышленного производства для придания ей инновационного характера необходимо ежегодно тратить около 30% ВВП. Для сравнения, по итогам в 2010 г. данный показатель составил лишь 20% ВВП. При этом доля банковского сектора не превышает 10% (в промышленно развитых странах - 2030%).

Во многих странах мира сами компании инвестируют только 20-30 % собственных средств, а остальные -привлекаются с финансовых рынков или финансируются за счет государства. У нас прямо противоположная картина - сегодня 70% средств в модернизацию должны вкладывать сами предприятия.

В настоящее время банковский сектор предоставляет кредиты в основном крупнейшим заемщикам по процентным ставкам от 8 до 10%. Однако для инвестиционного финансирования, как показывает зарубежный опыт, процентная ставка по кредитам не должна превышать 5 - 7% при умеренной инфляции в 2 - 3% в год.

Еще одной проблемой банковского финансирования инвестиций является срок финансирования. Сегодня средневзвешенный срок привлекаемых банками ресурсов составляет 1,5 - 2 года, в то время как инвестиционные проекты в промышленные объекты требуют финансовых вложений от 5 до 10 лет и более. Таким образом, источники для долгосрочного финансирования у национальной банковской системы сейчас практически отсутствуют.

Это одна сторона проблемы. Другая - отсутствие качественных инвестиционных проектов, непрозрачная структура заемщика и высокие проектные риски - основные причины отказа в кредитовании проектов среднего масштаба. Решение этих проблем сводится к

качественно более обоснованному подходу предприятий к подготовке кредитных заявок, в использовании государственных гарантий и в проектном финансировании.

Сдерживающим фактором инвестиционного финансирования в настоящее время выступает низкая капитализация национальных банков. Так, удельный вес долгосрочных кредитов свыше 3-х лет в корпоративном кредитном портфеле составляет 30%. Соответственно, 70% - это среднесрочные и краткосрочные кредиты. Средний российский банк по объему собственного капитала в 7 раз меньше, чем польский и чешский, в 40 раз мельче среднего английского банка и примерно в 35 раз меньше среднего корейского банка. В таких условиях наши банки не способны предоставлять крупномасштабные кредиты, адекватные спросу со стороны реального сектора экономики.

Для решения задач модернизации необходимо, по мнению многих экспертов, в 1,5 раза увеличить годовой объем инвестиций в основные фонды и как минимум в 2 раза - долю банковского сектора в их финансировании.

В целях финансового обеспечения спроса экономики за счет долгосрочного кредитования в ближайшей перспективе банковскому сектору необходимо значительно расширить ресурсную базу пассивов. Для этого предлагаются следующие основные меры:

- увеличение гарантируемого государством объема вкладов населения при их размещения в банках на срок более 3 лет (сегодня объем депозитов населения на срок более 3 лет составляет менее 1 триллиона рублей при общем их объеме более 10 триллиона рублей);

- освобождение от налогов доходов физических лиц, инвестирующих в российские ценные бумаги на срок более 3-х лет (сегодня налог составляет 9%);

- повышение капитализации отечественной банковской системы за счет размещения в них средств части Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;

- введение безотзывных вкладов и расширение практики использования гарантий и проектов государственного частного партнерства;

- освобождение от налогообложения доходов физических лиц, направленных на финансирование венчурных стартапов (деятельность бизнес-ангелов).

При этом важно, чтобы меры по стимулированию формирования долгосрочных пассивов и роста кредитования банками одновременно сопровождались с мерами, предусматривающими экономические стимулы для предприятий к повышению их рентабельности и повышающими их заинтересованность в кредитовании инвестиционных проектов своего развития.

В целом же в России финансирование в области инноваций в сотни раз меньше, чем на Западе. Например, в настоящее время, оплатить международное па-тентирование в сумме 50 тыс. долл. за патент, для большинства российских новаторов, превращающих научные проекты в реальность, является задачей непосильной. В то же время, государство часто не может найти за большие деньги исполнителей на выполнение прорывных научно-технических проектов.

Одним из выходов из этой сложившейся парадоксальной ситуации связывается с такой формой совместного участия государства и бизнеса в финансировании важнейших научных и технологических проектов, как государственно-частное партнерство, которое помогает не только выполнить проект, но и создать заин-

тересованность в нем бизнеса еще на начальном этапе его реализации.

Однако частный бизнес сегодня слабо мотивирован на финансирование инновационной индустрии. Об этом свидетельствует следующий факт. Общий объем финансирования только по ФЦП «Стратегия развития наноиндустрии в РФ на 2008- 2011 г.г. » составил 27, 3 млрд. руб., из них 24, 5 млрд. руб. выделило государство, и лишь около 2,8 млрд. руб. - частный бизнес (или чуть больше 10 %).

Другим направлением финансирования инновационного предпринимательства является развитие индустрии прямых и венчурных инвестиций. Однако пока инвестиции в инновации сокращаются. По оценке Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий, до 90% сокращают свои вложения крупные корпорации, до 60% - бизнес- ангелы, до 45% - венчурные фонды.

В настоящее время основная доля поддержки инновационной сферы смещается в сторону государства.

Первый опыт в этом направлении уже создается в Москве. 50-70 инновационных компаний Москвы получат инвестиции из городского бюджета по итогам 2011 г. В этих целях создан Московский фонд развития венчурного инвестирования, который выделяет безвозвратные субсидии из бюджета столицы - до 500 тыс. руб. для начинающих компаний и до 5 млн. руб. для любых действующих инновационных предприятий. Причем приоритетной сферой для Фонда являются информационные технологии. Одновременно Фонд планирует программу стажировок предпринимателей до 100 человек на недельную стажировку в США, Израиль, Китай, Германию и др. страны.

На федеральном уровне одним из главных источников для отечественных новаторов становится Российская венчурная компания (РВК).

Деятельность РВК сосредоточивается на решении трех главных задач:

- обеспечение поддержки инновационных компаний на всех стадиях из развития: от идеи до самостоятельного доходного бизнеса;

- создание инфраструктуры;

- проведение экспертизы проектов.

Одновременно в стране формируется сеть венчурных фондов, выступающих в качестве инвесторов в финансировании стартапов. Как и любой инвестор, венчурный фонд заинтересован в извлечении прибыли, т.е. в развитии бизнеса, роста его капитализации, увеличении стоимости своей доли. Поэтому стартап, претендующий на инвестиционное финансирование за счет средств венчурного фонда, должен заинтересовать его, т.е. должен обладать качественными параметрами, интересными инвестору, а именно:

- конкурентоспособность разрабатываемого продукта (услуги) и спрос (имеющийся или потенциальный) на него (нее);

- коллектив работников (специалистов), способных реализовать идею в хозяйственную практику;

- обоснованные финансово - инвестиционные показатели проекта - срок окупаемости проекта, денежные потоки, доходность и др.

Их ориентиром, в частности, могут выступать средние показатели по рынку.

Предварительный анализ «Обзора рынка прямых и венчурных инвестиций в России» в 2010 г. показал, что в лидерах у инвесторов как и в предыдущие годы по прежнему являются сектор информационных технологий (в т. ч. программное обеспечение), финансовый и

потребительский рынки. Объемы инвестиций в другие отрасли в разы меньше. В перспективе эта тенденция сохранится и вряд ли стоит ожидать кардинального перераспределения инвестиций между отраслями. В качестве примера можно привести рисунок, на котором показана структура распределения инвестиций в 2010 г. в ИТ-стартапы.

55%

Государствен ное финансирова 25% 15%

ние 10%

Венчурные Собственные 5%

фонды средства

предприятий Бизнес-ангелы

ИСТОЧНИКИ

финансирования

Рис. Структура инвестиций в ИТ-стартапы в 2010 г.

Следует отметить, что источники инвестиционного финансирования на разных этапах развития компаний отличаются. Так, для компаний на ранних этапах развития предпочтительней инвестиции бизнес - ангелов, а для более зрелых - финансирование за счет венчурных фондов. При этом рынок венчурного капитала в России весьма значителен. По оценке Национальной ассоциации бизнес - ангелов, ежегодный объем российского рынка только индивидуальных венчурных инвестиций достигает 15 млрд. руб.

Еще одной проблемой подрывающей стимулы инновационного развития является неадекватная современная налоговая политика. Так, введение дополнительных налогов с сумм, превышающих порог регрессивной шкалы заработной платы, увеличит себестоимость на 4-5% в связи с ростом нагрузки на выплату страховых взносов, которые по сравнению с другими сферами и отраслями экономики вырастут на 30-40%. Дело в том, что для финансового сектора и традиционных отраслей экономики доля расходов на выплату заработной платы в структуре себестоимости составляет в среднем 30-50% (а в добывающей промышленности - 10%). Введение дополнительного налогового платежа в 10% с высоких зарплат с одновременным снижением ставки страховых взносов с 34% до 30% практически мало отразится на суммарных издержках предприятий .

По иному складывается ситуация в инновационном бизнесе, особенно в наиболее продвинутом и конкурентоспособном на мировом рынке секторе программного обеспечения. В общей структуре расходов 7080% затрат падает на выплату зарплаты. К тому же уровень оплаты труда их сотрудников в 2-3 раза выше среднего по стране. Поэтому в таких организациях произойдет увеличение налоговой нагрузки примерно в 1,5 раза, что явится, во-первых, сдерживающим фактором ускоренного развития инновационных компаний. Во-вторых, может привести к нежелательным «конвертным» схемам выплат заработной платы и ухода их в «тень». В-третьих, подорвет конкурентоспособность и рентабельность этого малого инвестиционного бизнеса.

Список литературы:

1. http://business.rg/ru, 2011 - 2012 г.

2. www.rg/ru/innovacii, 2011 - 2012 г.

3. www.rg/ru/zakony, 2011 - 2012 г.

4. www.ru.rg, 2011-2012 гг.

Reference list:

1. http://business.rg/ru, 2011 - 2012 г.

2. www.rg/ru/innovacii, 2011 - 2012 г.

3. www.rg/ru/zakony, 2011 - 2012 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. www.ru.rg, 2011-2012 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.