Научная статья на тему 'Возможности и перспективы участия госкорпораций в развитии инновационной инфраструктуры экономики современной России'

Возможности и перспективы участия госкорпораций в развитии инновационной инфраструктуры экономики современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
517
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ / ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСКОРПОРАЦИЙ / ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ АГЕНТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларин С. Н.

Представлена краткая характеристика современных проблем развития инновационной экономики в России. Показаны особенности формирования государственных корпораций, раскрыты их роль и значение при проведении модернизации российской экономики. На примере ГК «Росатом» представлен краткий анализ наиболее перспективных форм взаимодействия экономических агентов инновационной инфраструктуры со структурными подразделениями госкорпораций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ларин С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности и перспективы участия госкорпораций в развитии инновационной инфраструктуры экономики современной России»

УДК 338.242.4

возможности и перспективы

участия госкорпораций в развитии

инновационной инфраструктуры

экономики современной россии*

С. Н. ЛАРИН,

кандидат технических наук, старший научный сотрудник E-mail: larinsn@cemi. rssi. ru Центральный экономико-математический институт Ран

Представлена краткая характеристика современных проблем развития инновационной экономики в России. Показаны особенности формирования государственных корпораций, раскрыты их роль и значение при проведении модернизации российской экономики. На примере государственной корпорации «Росатом» представлен краткий анализ наиболее перспективных форм взаимодействия экономических агентов инновационной инфраструктуры со структурными подразделениями госкорпораций.

Ключевые слова: инновационная экономика, инновационная инфраструктура, проблемы развития, особенности формирования госкорпораций, перспективные формы взаимодействия экономических агентов.

Введение. В настоящее время неотъемлемыми условиями успешного развития экономики любой страны являются формирование научно обоснованной государственной политики в области инноваций и создание инновационной инфраструктуры, обеспечение взаимодействия между всеми экономическими агентами региональных инновационных систем (РИС), а также комплексная поддержка инновационного процесса на всех стадиях его реализации. Сложность разработки и осуществления современной инновационной политики и формирования

* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 13-06-00123а).

16 -

инновационной инфраструктуры определяется не только потребностью в качественных изменениях в сознании граждан, но и необходимостью вовлечения большого числа общественных институтов и экономических агентов для интеграции возможностей науки, бизнеса и образования. Значительно упростить решение этой проблемы может создание инновационной инфраструктуры на уровне регионов, что позволит обеспечить не только их эффективное взаимодействие, но и правильно использовать региональные особенности при построении конкурентоспособной инновационной экономики в масштабах государства [11, 12, 16].

Под инновационной инфраструктурой понимается комплекс взаимосвязанных экономических агентов и обслуживающих их предпринимательских структур, являющихся основой для развития инновационной экономики. Инновационная инфраструктура представляет собой совокупность экономических агентов, осуществляющих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обеспечение инновационной деятельности и является важнейшей частью РИС. Она выступает интегратором инновационно-инвестиционной деятельности, обеспечивая функциональное взаимодействие и развитие ее участников на различных этапах инновационного процесса [9, 14].

Зарубежный опыт показывает, что развитие инновационной инфраструктуры призвано акти-

визировать развитие инновационной деятельности. Поддержка же отдельных инновационных фирм оказывается менее эффективной, чем вложения средств в инновационную инфраструктуру, поскольку именно последняя обеспечивает долгосрочный эффект и может способствовать генерированию и непрерывному воспроизводству субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства [3]. Эффективность функционирования инновационной инфраструктуры определяется тем, насколько согласованно взаимодействуют составляющие ее экономические агенты, каким образом они обеспечивают интеграцию в единый технологический цикл всех стадий инновационного процесса, начиная от количества и качества инновационных идей и заканчивая научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками (НИОКР) с их последующим внедрением в различные сферы общественного производства.

В зависимости от уровня социально-экономического развития в каждой стране используется своя модель инновационного преобразования экономики, формируется своя национальная инновационная система (НИС) и соответствующая ей инновационная инфраструктура. Общих рецептов переноса успешного опыта отдельно взятых стран на всю территорию или отдельный регион другой страны пока не существует. Всякий раз такую задачу нужно решать отдельно, учитывая опыт инновационного развития каждой страны, ее экономический потенциал, масштабы предстоящих преобразований и целый ряд других факторов [15, 17]. Учитывая указанные обстоятельства, попытаемся определить проблемы и перспективы модернизации российской экономики, используя для этого как уже существующие, так и новые формы и методы взаимодействия экономических агентов в рамках инновационной инфраструктуры.

Современные проблемы развития инновационной экономики в России. Перед экономикой современной России стоит сложная задача ускоренной модернизации и преодоления одного из глобальных вызовов мировой экономики, которая заключается в переходе от экспортно-сырьевой ориентации ее развития к инновационным преобразованиям, характерным для VI и V, а по отдельным направлениям -и VI экономического уклада. Для решения этой задачи потребуется преодолеть целый ряд проблем системного характера за достаточно ограниченный промежуток времени, ведь экономически развитые

страны вряд ли будут спокойно смотреть, как российская экономика догоняет их в своем развитии. Еще более наивно ожидать от них действенной помощи в поставках современных технологий и оборудования, а также организации «прорывных» исследований и производств инновационных продуктов на территории нашей страны. Именно поэтому преодоление статуса сырьевой державы с кризисным состоянием экономики России придется решать собственными силами.

Однако в настоящее время на этом пути существует целый ряд проблем, к наиболее серьезным из которых можно отнести следующие:

- фактическое отсутствие на государственном уровне плана модернизации российской экономики (управление ею во многих случаях осуществляется в «ручном» режиме по прямому указанию Президента России или Председателя Правительства РФ);

- среди значительного числа разработанных и принятых государственных программ не просматривается комплексного взаимодействия, а качество их выполнения остается недопустимо низким;

- трансформация российской экономики в поставщика сырьевых ресурсов, которая начиная с 1990-х гг. наращивает свои темпы и приобретает все более устойчивую тенденцию. Для примера приведем всего несколько цифр. Так, в 2010 г. доля минерального сырья и металлов в экспорте в страны СНГ и дальнего зарубежья составила 78,1 %, тогда как доля экспорта технологического оборудования была всего 5,4 % [6]. Для сравнения: аналогичные показатели 1990 г. для бывшего СССР составили 51,8 и 18,3 % соответственно. В 2010 г. российские нефтяные компании экспортировали 68 % добываемой нефти, в то время как в 1990 г. экспорт нефти в СССР составлял лишь 26 % [7];

- текущий уровень промышленного производства и инвестиций пока еще остается ниже уровня 1990 г.;

- отсутствие продуманного плана приватизации собственности привело к разрыву многих устоявшихся технологических связей, результатом чего стало вытеснение новых отечественных предприятий и компаний с рынков и утрата ими лидирующих позиций;

- моральный и физический износ эксплуатируемых основных средств производства остается

крайне высоким и по некоторым отраслям превышает критический уровень 60-65 % [1];

- вновь образованные российские производства оказались не готовы к острой конкуренции на международных рынках, а вступление России в ВТО еще более усугубило эту ситуацию в сельском хозяйстве и пищевой промышленности;

- сложившиеся политические и экономические обстоятельства способствовали резкому росту объемов производства в так называемом «теневом» секторе отечественной экономики и активизации утечки российского капитала за рубеж.

Несмотря на крайне благоприятную внешнеэкономическую ситуацию и высокие цены на нефть в 2009-2011 гг., России до сих пор не удалось выйти на дореформенный уровень развития [6]. Инвестиции, как основа будущего развития страны, составляют всего 56,8 % от уровня 1990 г., промышленное производство - 77,1 %, внутренние затраты организаций на НИОКР - 55,6 %, доля инновационных организаций на протяжении последних 15 лет не может превысить 10 % (рис. 1).

Особого внимания заслуживает анализ численности научного персонала, уровня затрат на проведение НИОКР и их финансирования, а также

эффективности научных исследований. %

Примечание: за 100 % принят уровень 1990 г.

Рис. 1. Динамика основных показателей инновационного развития российской экономики в 1990-2010 гг., %: 1 - ВВП; 2 - промышленное производство; 3 - внутренние затраты на исследования; 4 - инвестиции в основной капитал; 5 - доля инновационных организаций

В процессе перехода к рыночной экономике общая доля стран СНГ на мировом рынке наукоемкой продукции уменьшилась как минимум в 20 раз: с 8 % в 1990 г. до 0,3-0,4 % в последние годы. Внутренние затраты на проведение НИОКР составляют немногим более 1,2 % от ВВП, что в разы меньше по сравнению с другими странами (в том числе и бывшим СССР) [7]. А ведь именно вложения средств в проведение НИОКР позволяют организациям совершенствовать технологии производства, снижать его издержки, добиваясь в результате конкурентных преимуществ на рынках сбыта.

Финансирование НИОКР из всей совокупности источников остается недостаточным для получения серьезных «прорывных» результатов в научных исследованиях. Так, финансирование проведения НИОКР из внебюджетных фондов предприятий и организаций снизилось до 1,6 %. Рост доли государственного финансирования в абсолютном выражении за последние годы продолжает оставаться несущественным и по сравнению с уровнем 1990 г. уменьшился более чем в 4 раза (2,03 % против 0,56 %), как показано на рис. 2 [6]. Отчасти следствием этого стало уменьшение численности персонала, занятого проведением НИОКР, которая по сравнению с уровнем 1990 г. сократилась в 2,6 раза и продолжает падать вслед за снижением числа созданных передовых (инновационных) производственных технологий.

Передовые (инновационные) производственные технологии -это технологии и технологические процессы, включающие машины, аппараты, оборудование и приборы, основанные на микроэлектронике или управляемые с помощью компьютеров и используемые при проектировании, производстве или обработке продукции. Принципиально новыми признаются технологии, не имеющие аналогов (отечественных или зарубежных), созданные впервые, обладающие

3 %

23 %

43%

Тыс. чел.

1990

1993

2002

2006

2010

Рис. 2. Численность научного персонала и финансирование науки в России в 1990-2010 гг.: I - численность персонала, занятого исследованиями и разработками, тыс. чел.;

II - финансирование науки, % ВВП

качественно новыми характеристиками, отвечающими требованиям современного уровня или превосходящими его [8]. Именно по числу этих технологий можно оценить экономический эффект от затрат на НИОКР. Динамика создания таких технологий в 1997-2009 гг. отражена на рис. 3 [6].

Анализ приведенных на рис. 3 данных свидетельствует о том, что по уровню создания передовых (инновационных) производственных технологий Россия пока еще не 1200 вышла даже на уровень 1997 г., не говоря уже о более раннем периоде. Более того, динамика последних лет больше характеризует стагнацию и застой, чем устойчивый рост. В 1990 г. в РСФСР было создано 1 166 образцов новых типов машин, оборудования, аппаратов, приборов, средств автоматизации, причем лишь 2,7 % из них были хуже отечественных и зарубежных аналогов. Также обстоят дела и с патентной активностью. В 2000 г. российским за-

явителям было выдано 19,7тыс. патентов, в 2009г. уже в два раза больше - 39тыс. Но и эти цифры значительно ниже уровня 1990 г., когда было выдано 66тыс. авторских свидетельств [7].

И все же общее число создаваемых и используемых передовых (инновационных) производственных технологий в последние годы выросло до 201,9 тыс., хотя их новизна постепенно утрачивается. Используемых до трех лет среди передовых технологий всего 39 %, а 19 % приходится на технологии, используемые уже более десяти лет (то есть являющиеся передовыми весьма условно) [1].

По результатам исследования, проведенного Росстатом совместно с ВШЭ, выяснилось, что недостаток собственных средств (39 % респондентов) и высокая стоимость нововведений (26 %) являются для российских предпринимателей более серьезным препятствием, чем для западноевропейских (15 % и 20 % опрошенных соответственно) [8]. В целом это говорит о недостатке финансирования инноваций, особенно со стороны государства.

Для коренного улучшения создавшегося положения России остается самый сложный путь - создавать условия для опережающего развития, в основе которого лежит внедрение уникальных технологий и инноваций нового, VI, технологического уклада. Отчасти этому могли бы поспособствовать государственные корпорации (ГК), создаваемые для решения в сжатые сроки определенных целей стратегического развития экономики и государства и использующие при этом преимущественно средства

1000

800

996

600 —

400

200 —

30

821

745

00

711

688

727

80

06

780

676

82

637 538"

735 ¡42

53

787 789 687 684

105

1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Рис. 3. Динамика создания передовых (инновационных) производственных технологий в России в 1997-2009 гг, шт.: I - всего; II - новые в стране; III - принципиально новые

государственного бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации [13].

Особенности создания государственных корпораций. Первые государственные корпорации были созданы во второй половине 2007 г.: Фонд содействия реформированию ЖКХ, «Росатом», «Рос-технологии», «Роснанотех» (с 2011 г. - «Роснано»), «Олимпстрой», «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» и «Агентство по страхованию вкладов». Федеральный закон от 12.01.1996 N° 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» довольно размыто определяет это образование как не имеющую членства некоммерческую организацию, учрежденную Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданную для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций [8].

Особенности правового статуса ГК заключаются в том, что каждая из них создается на основании собственного федерального закона и со своими «правилами игры». Имущество, переданное ГК Российской Федерацией, является собственностью госкорпорации, а не государственной (этим ГК отличается от ФГУП). Тем самым контроль за собственностью ГК выведен из-под надзора Счетной палаты РФ (за исключением контроля за эффективностью использования имущественного взноса). Кроме того, ГК не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а она, в свою очередь, не отвечает по обязательствам ГК [18, 19].

На ГК не распространяются положения о раскрытии информации, обязательные для публичных ОАО, а также действие закона о банкротстве. В отличие от ФГУП госкорпорации по большей части выведены из-под контроля ряда государственных органов. ГК не обязана предоставлять в государственные органы документы, содержащие отчет о своей деятельности (исключение составляет ряд документов, предоставляемых в Правительство РФ). Без согласия ГК госорганы не могут направлять представителей для участия в проводимых корпорацией мероприятиях, проводить проверки соответствия деятельности корпорации ее расходам, в том числе по использованию денежных средств и иного имущества в целях, предусмотренных ее учредительными документами. На государственные корпорации не распространяются положения Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для го-

сударственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013), что позволяет ГК проводить конкурсы и аукционы на закупку товаров, работ и услуг в свободном порядке [8].

Контроль за деятельностью ГК осуществляется Правительством РФ на основе представления корпорацией годового отчета, аудиторского заключения, а также заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой отчетности и иных документов корпорации. Согласно большинству законов о госкорпорациях, руководитель ГК назначается главой государства. Например, глава ГК «Роснано» назначается на должность (не более чем на пять лет) и освобождается от должности Президентом РФ. Президентом, Правительством, а также частично депутатами Госдумы формируются наблюдательные советы, контролирующие вместе с правлением и гендиректором деятельность госкорпораций. Органом внутреннего финансового контроля является ревизионная комиссия [19].

В связи с такой двойственностью правовой природы госкорпораций любопытен вопрос несовпадения юридического и экономического содержания понятия «собственность». Формально государственные органы власти контролируют их деятельность, принимают решение о распоряжении некоторыми видами имущества, могут изъять у ГК ее имущество, сменить руководство, заставить вернуть имущественный взнос, как это было сделано во время обострения кризиса. Таким образом, юридически имущество ГК как бы находится одновременно у двух собственников: самого государства и государственной корпорации. Экономическая же природа отношений в значительной мере характеризуется частным присвоением доходов и, скорее всего, это положение только закрепится осуществляемым преобразованием ряда госкорпораций в ОАО с дальнейшей приватизацией части государственной доли [2].

Госкорпорации различаются по своей природе, и их деятельность сочетает в себе как коммерческую, так и социальную и общественную составляющие. В законодательстве обозначен некоммерческий статус ГК, однако им разрешено заниматься коммерческой деятельностью. Госкорпорация объединяет предприятия одной из наиболее высокотехнологичных отраслей промышленности, и ее инновационное развитие является неотъемлемым условием сохранения позиций технологического лидерства и обороноспособности страны, что составляет

один из базовых приоритетов ее деятельности. Госкорпорация регулярно осуществляет рыночно-технологический (форсайт) и конкурентный анализ (технологический аудит и бенчмаркинг), с учетом которых в ее подразделениях инициируются соответствующие инновационные проекты [19].

Например, госкорпорация «Роснано» нацелена на то, чтобы коммерциализировать инвестиционные проекты в области нанотехнологий, а через некоторое время выходить из участия в них. ГК вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению ее целей. Прибыль корпорации, полученная по результатам ее деятельности, подлежит направлению исключительно на достижение установленных целей. ГК «Росатом», управляя всеми ядерными активами России, тем самым занимается не только коммерческой деятельностью в области продажи электроэнергии АЭС, но и ядерным сдерживанием, радиационной безопасностью и др. Часть предприятий ГК «Ростехнологии» являются оборонными, и таким образом на эту госкорпорацию возлагаются также задачи по обеспечению национальной безопасности. Коммерческая же ее составляющая проявляется в продаже оружия и военной техники, а также гражданской продукции, созданной на базе военных производств. ГК «Олимпстрой» была создана для более конкретной цели - строительства олимпийских объектов и необходимой инфраструктуры в Сочи [8].

Очевидно, что эти проекты можно было бы реализовать с помощью существующего арсенала средств, в том числе посредством участия государства в уставном капитале традиционных финансово-промышленных групп (ФПГ), государственного заказа, бюджетных субвенций и субсидий, налоговых льгот, бюджетных кредитов и инвестиций. Однако это потребовало бы достаточно длительных сроков, что в создавшихся условиях неприемлемо. Именно поэтому понадобилось создание госкорпораций и предоставление им ряда льготных условий для скорейшего решения задач стратегического развития экономики и страны в целом. При этом вопросы осуществления должного контроля за деятельностью ГК и их ответственности в рамках существующего законодательства должны решаться если не в общепринятом, то как минимум в достаточно «прозрачном» порядке с обязательным привлечением компетентных структур. В противном случае могут возникнуть (а практика показывает, что уже

возникли) неформальные связи между высшими чиновниками и крупными инсайдерами, близкими к руководству ГК. Но, поскольку эта тематика выходит за пределы данной статьи, перейдем к раскрытию перспектив участия ГК в развитии инновационной инфраструктуры.

Перспективы участия госкорпораций в развитии инновационной инфраструктуры на примере ГК «Росатом». В начале своей деятельности каждая ГК разрабатывает программу инновационного развития и технологической модернизации, в которой отражается стратегия ее развития. В части новых инициатив, возникших в ходе разработки программы ГК «Росатом», были выделены комплексные проекты по развитию инновационной инфраструктуры - экспериментальной базы, интеллектуальной собственности и активизации работы по взаимодействию с вузами в области подготовки кадров и выполнения НИОКР [5].

Развитие мировой энергетики характеризуется постепенной переориентацией в пользу безуглеродных источников энергии и ростом роли распределенной генерации, повышением требований к технико-экономическим характеристикам выработки, а также усилением конкуренции - как между компаниями, так и между источниками энергии. Для поддержания конкурентоспособности страны на энергетическом рынке в краткосрочном периоде необходима модернизация действующей технологической платформы атомной энергетики, а в среднесрочной и долгосрочной перспективах - создание нового технологического портфеля, адекватного потребностям меняющейся энергосистемы мира.

Вектор инновационной деятельности ядерных компаний-аналогов позволяет заключить, что развитие атомного сектора будет основываться не только на развитии традиционных энергетических технологий, но больше на «новых» применениях ядерных технологий и капитализации компаниями собственных технологических компетенций на неэнергетических рынках. Таким образом, текущая трансформация рынка энергетики, стратегий лидеров атомного сектора и анализ сильных и слабых сторон ГК «Росатом» определяют три приоритета ее инновационного развития:

1) повышение конкурентоспособности продукции и услуг на атомных энергетических рынках за счет модернизации существующих технологий и технического перевооружения производственных мощностей;

2) создание новых «прорывных» технологий и продуктов для энергетических рынков как в сфере традиционной для атомной сферы крупномасштабной генерации, так и для растущих сегментов малой генерации, передачи и хранения электроэнергии;

3) постепенная технологическая и продуктовая диверсификация за счет трансфера отраслевых наработок в новые для ГК рынки - ядерную медицину, досмотровые системы, новые материалы и др. [5].

Рассмотрим их применительно к организации эффективного взаимодействия экономических агентов инновационной инфраструктуры с подразделениями ГК «Росатом» с учетом международного и российского опыта.

1. Сотрудничество с институтами развития и расширение инновационного малого и среднего бизнеса с использованием механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП)

В выстраивающейся в России национальной системе институтов развития, призванной обеспечить комплексное внедрение инноваций и фактически являющейся переходным механизмом к сетевой модели управления, ГК «Росатом» выполняет несколько функций. С одной стороны, она выступает контрагентом существующих организаций (в основном финансовых), используя возможности кооперации для финансирования мероприятий по развитию инновационно-технологического потенциала атомной сферы, с другой - «Росатом» в различной степени «реализует» функции институтов развития в областях нормативно-правового, кадрового и инфраструктурного обеспечения. Помимо этого, инициируя формирование технологических платформ, ГК «Росатом» выступает квалифицированным заказчиком комплексных НИОКР.

Для стимулирования коммерциализации отраслевых наработок через институты развития в ГК «Росатом» создан специализированный проектный офис для взаимодействия с ГК «Роснано», который осуществляет подготовку инновационных проектов предприятий ГК «Росатом» к финансированию. Реализация таких проектов предполагает создание малой проектной компании с совместным участием «Росатома», «Роснано» и, при необходимости, внешнего инвестора. В некоторых случаях инициаторами подобных проектов, в которых ГК «Росатом» выступает соинвестором, являются малые и средние предприятия. Так, наблюдательным

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

советом ГК «Роснано» одобрен проект «Расширение производства многоцелевых детекторов для идентификации широкого спектра веществ на основе технологии меченых нейтронов», инициированный малой компанией ООО «ДВиН» (г. Дубна) и ФГУП «ВНИИА им. Н. Л. Духова». Предположительный объем финансирования проекта - 462 млн руб., в том числе финансирование ГК «Роснано» - 155 млн руб. [5].

2. Развитие сетевого подхода к управлению инновациями

Интернационализация НИОКР стала основной тенденцией в области управления инновациями, что обусловлено влиянием глобализационных процессов, в частности развитием транснационального бизнеса, возрастанием ресурсоемкости исследований, ускорением технологических циклов. Целью кооперации при выполнении НИОКР, как правило, является решение проблемы дефицита ресурсов и разделение рисков реализации проектов на различных этапах: доконкурентной стадии создания технологии (для технологических платформ и базовых технологий); стадии разработки прикладных продуктовых и процессных инноваций; стадии масштабирования крупных или технически сложных инновационных проектов; стадии адаптации продукции или услуг под нужды отдельных рынков [4]. Развитие данной тенденции происходит с расширением географии (охвата стран) и с возрастанием сложности НИОКР: от кооперации между развитыми государствами интернационализация НИОКР распространяется на развивающиеся страны; от вторичных, поддерживающих НИОКР, - к работе в сфере «прорывных» инноваций.

Как следствие, ключевым изменением в системе управления инновациями стал постепенный переход от закрытой системы разработки НИОКР в условиях централизованно-корпоративной системы СССР к открытой системе активного сотрудничества ГК «Росатом» с другими заинтересованными сторонами на отраслевом, государственном и мировом уровне в соответствии с теорией открытых инноваций [3].

3. Интернационализация НИОКР, международная кооперация и центры коллективного пользования

Государственная корпорация «Росатом» является одним из ключевых участников международных проектов в атомной сфере в зоне фундаментальных исследований. В рамках программы «Поколение

IV» (международное сотрудничество по разработке реакторных систем IV поколения с улучшенными характеристиками по ядерной и энергетической безопасности, ресурсопотреблению и нераспространению с возможностью их лицензирования, сооружения, эксплуатации после 2030 г.) ГК «Ро-сатом» определена исполнительной организацией по реализации Рамочного соглашения от 30.07.2009 № 1050-р от имени Правительства РФ. Полноправными участниками проекта являются ЕС, Канада, Китай, Южная Корея, США, Франция, Швейцария, ЮАР, Япония и Россия [5].

Ключевым результатом 2010 г. стало подписание 4 октября в Висбадене (Германия) Конвенции о сооружении и эксплуатации Европейского центра по исследованию ионов и антипротонов (ФАИР). Это проект ускорительного исследовательского комплекса нового поколения, открывающего возможности в области перспективного использования энергии атомного ядра, доля ГК «Росатом» в котором составляет 17,8 %.

В 2006 г. госкорпорация подписала соглашение об участии в проекте ИТЭР по совместному освоению термоядерных технологий в формате международной кооперации. В соответствии с этим проектом «Росатом» поставляет оборудование и материалы для строящегося реактора: компоненты электропитания, защитные элементы внутренней камеры и магнитные катушки реактора. Помимо ГК «Росатом» (доля участия - 9,09 %) в данном проекте заняты еще шесть стран (см. таблицу).

Интернациональный проект Международного агентства по ядерной энергии (МАГАТЭ) по инновационным ядерным реакторам и топливным циклам (ИНПРО) был инициирован в 2001 г. государствами - членами МАГАТЭ. Цель проекта - развитие инновационных ядерных энергетических систем и ядерных топливных циклов, исключающих использование плутония и высокообогащенного урана (ВОУ), а также технологий обогащения и

Вклад государственной корпорации «Росатом» в реализацию международных проектов

Наименование проекта Совокупная стоимость проекта, млрд руб. Доля ГК «Росатом»

Млрд руб. %

ИТЭР 225,0 20,45 9,09

ФАИР 81,0 14,42 17,8

Итого... 306,0 34,87 -

Источник: [5].

переработки. ИНПРО - механизм реализации инициативы, выдвинутой В. В. Путиным на Саммите тысячелетия в 2000 г. по решению политических, экономических и экологических проблем, связанных с обеспечением человечества энергией. Он объединяет 30 участников и призван закрепить лидерство России в атомной энергетике.

Тенденция интернационализации НИОКР также проявляется в развитии новых форм использования исследовательской инфраструктуры. Современные центры исследований имеют тенденцию перехода к модели центров коллективного пользования, согласно которой компании-лидеры осуществляют научно-исследовательские разработки в партнерстве с исследовательскими институтами, университетами и другими компаниями отрасли. Этим восполняются недостающие компетенции, объединяются возможности финансирования, создается более эффективная научная и техническая инфраструктура для успешной инновационной деятельности, что позволяет инновационным компаниям в достаточной мере реализовывать концепцию открытых инноваций (Open Innovation Network) [3].

Примером могут служить исследовательские центры MIT, Cornell, CERN, уникальность которых заключается прежде всего в развитой и доступной инфраструктуре. Все же большинство компаний (университетов, лабораторий) тяготеют к «смешанной» модели, в которой исследовательская инфраструктура используется для решения собственных задач (как своими силами, так и в кооперации с другими участниками) и одновременно предоставляется сторонним пользователям для повышения эффективности загрузки исследовательских мощностей.

Другой тенденцией в развитии инфраструктуры становится обеспечение прозрачности информационной среды и стимулирование профессионального взаимодействия сотрудников внутри организации. Инновационные компании стремятся улучшить коммуникации между своими научно-исследовательскими подразделениями для обеспечения более эффективного распространения информации о новейших разработках, объединения компетенций и более быстрого технологического обмена между научными подразделениями и бизнес-единицами (business unit). Однако общего подхода к реализации поставленных задач пока не существует: ряд компаний проводит объединение всех исследовательских центров своих бизнес-единиц в единое подразде-

ление, в то время как другие компании организуют виртуальные порталы общего пользования.

4. Технологические платформы

В рамках сетевого подхода к управлению инновациями ГК «Росатом» участвует в развитии технологических платформ Российской Федерации. Технологическая платформа (ТП) - это инструмент формирования и реализации приоритетов научно-технологического развития в сложных областях социально-экономической деятельности [4]. Масштабность и комплексность поставленных в рамках ТП задач и неопределенность последствий технологических изменений определяют необходимость широкой кооперации между крупными правительственными институтами и производственными предприятиями.

Технологическая платформа является формой ГЧП в инновационной сфере, способом мобилизации усилий заинтересованных сторон (государства, бизнеса, научного сообщества, институтов образования) по достижению целей и задач, являющихся приоритетными для радиологического сектора Российской Федерации. ГК «Росатом» участвует в развитии технологических платформ, выступая при этом координатором ТП по замкнутому ядерно-топливному циклу с реакторами на быстрых нейтронах (ЗЯТЦ), управляемому термоядерному синтезу (УТС), радиационным технологиям и твердым полезным ископаемым. Таким образом, кооперация охватывает как технологические платформы по неосвоенным направлениям на традиционных энергетических рынках (например ЗЯТЦ и УТС), так и по перспективным направлениям на новых для ГК «Росатом» неэнергетических рынках (ТП «Радиационные технологии»).

В настоящее время процесс создания ТП «Радиационные технологии» находится на завершающем этапе. Она включена в список технологических платформ, рекомендованных для утверждения правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям. После утверждения ТП «Радиационные технологии» будет создан высший орган ее управления - Совет технологической платформы. Предполагается, что он будет образован на базе совета российского радиологического кластера, который уже формируется.

«Росатом» также участвует в ряде технологических платформ, инициированных внеотраслевы-ми компаниями, например «Малая распределенная энергетика» (ГК «Росатом»), «Технологическая

платформа твердых полезных ископаемых» (ОАО «ВНИИХТ»), «Новые полимерные композиционные материалы и технологии» (ОАО «НПК «Химпро-минжиниринг», ФГУП «НИИграфит») и др. [5].

5. Венчурный фонд и партнерство с зарубежными инвесторами

Уменьшение масштаба государственного финансирования НИОКР и тенденция к их интернационализации диктуют новые требования к источникам финансирования инновационной деятельности ГК «Росатом». Финансирование НИОКР из собственных и государственных средств перестает быть достаточным для обеспечения технологического лидерства ГК «Росатом» как на традиционных, так и на новых, неэнергетических рынках.

В настоящее время основной мировой тенденцией является диверсификация и комплементарность источников финансирования инноваций по всему спектру возможностей - от собственных средств до посевных инвестиций венчурных фондов.

Тенденция к диверсификации источников финансирования актуальна для инновационных проектов на любых рынках, где присутствует ГК «Росатом», однако имеет диспропорциональное значение для новых, неэнергетических рынков.

Анализ опыта и практики крупных высокотехнологичных компаний, осуществляющих инновационную деятельность, убедительно демонстрирует низкую эффективность и сдерживающий эффект традиционной модели финансирования применительно к процессу создания инновационных продуктов.

Повышение эффективности механизмов финансирования инноваций сопряжено с преодолением ряда проблем, характерных для текущей парадигмы развития экономики, не отвечающей вызовам инновационной стратегии. Большое количество внутри- и межведомственных согласований замедляет принятие решений, и финансовые возможности ГК «Росатом» на этапе выполнения отраслевых НИОКР и на стадии ранней коммерциализации технологий ограничены. К тому же система отбора инновационных проектов, отталкиваясь от набора имеющихся НИОКР, а не от потребностей рынка, не соответствует общемировым стандартам.

Таким образом, необходимым условием развития инновационной деятельности ГК «Росатом» является создание гибких механизмов финансирования инноваций, которые, с одной стороны, обеспечивали бы необходимую оперативность и

эффективность принятия решений, а с другой -адекватно учитывали специфику инновационной деятельности (сокращение длительности технологического цикла, повышение рискового аспекта инвестиций) при создании ГК «Росатом» нового бизнес-ядра [5].

Решение этих вопросов возможно в результате создания специальных форм финансирования инновационных проектов как за счет собственных средств, так и с привлечением внешнего финансового ресурса со стороны венчурных фондов и фондов прямых инвестиций, готовых делить риски инновационных проектов, оставляя при этом операционный контроль за ГК «Росатом», а также выполнять функцию поиска проектов в логике стратегии развития этой госкорпорации.

В качестве базовых для системы финансирования инновационных проектов с учетом зарубежной практики в ГК «Росатом» рассматриваются три инструмента: 1) создание фонда Генерального директора; 2) инвестирование в венчурный фонд неэнергетических ядерных технологий; 3) партнерство с внешними венчурными фондами. Рассмотрим кратко их основное содержание [5].

Фонд генерального директора предназначен для развития инновационной среды и осуществления инвестиций в перспективные «прорывные» инновации ГК «Росатом». Он позволяет обеспечивать адресное финансирование отдельных проектов в России и за рубежом на этапе коммерциализации или стадии углубленных НИОКР, минуя традиционную многоступенчатую процедуру согласований.

Основой фонда являются собственные средства ГК «Росатом», объем которых, необходимый для эффективного функционирования рассматриваемого института исходя из опыта создания аналогичных проектов ведущих иностранных компаний, соответствующих по уровню ГК «Росатом», составляет порядка 25-30 млн долл. в год. Каждый из выбранных проектов получает финансирование в среднем от 500 тыс. до 5 млн долл., при этом отдельные проекты особой важности могут иметь неограниченный в рамках фонда размер финансирования [5].

В основе функционирования данного фонда лежит работа специальной экспертной группы, в задачи которой входят поиск инновационных проектов и отбор наиболее перспективных из них с последующим представлением генеральному директору, принимающему решение о финансировании без предварительных консультаций с руководителями

подразделений. Задачами группы также являются координация проработки проекта участием в работе советов директоров финансируемых бизнес-единиц и другие формы контроля в соответствии с принципами корпоративного управления.

Главное назначение венчурного фонда неэнергетических ядерных технологий состоит в финансировании наиболее перспективных и зрелых проектов российских и иностранных компаний в области неэнергетических ядерных секторов, а также в выводе внутренних разработок ГК «Росатом» на коммерческий рынок. За счет кооперации с другими инвесторами (ОАО «РВК», Фонд «Сколково», ГК «Роснано», ВТБ и др.) венчурный фонд позволяет значительно снизить операционные, финансовые и прочие риски ГК «Росатом» и увеличить для нее доступный объем финансирования.

Руководство фондом неэнергетических ядерных технологий осуществляется независимой управляющей компанией, которая полностью исключает влияние ГК «Росатом» на систему принятия решений, при этом стратегические и тактические цели фонда определяются в русле его общей инвестиционной политики в интересах всех участников. Соблюдение непосредственных интересов ГК «Росатом» гарантируется посредством механизма опционов и приоритетного права выкупа успешных проектов.

Финансовая база инвестиционного института, в котором ГК «Росатом» выступает в качестве «якорного» инвестора, составляет порядка 300-500 млн долл., из которых на долю госкорпорации приходится не более 10-20 %. Это около 60 млн долл., не связанные с затратами госкорпорации на НИОКР, а проходящие как финансовая инвестиция. Участие остальных инвесторов, в том числе иностранных, эквивалентно доле ГК «Росатом» с незначительными колебаниями в большую или меньшую сторону. При этом внутренняя норма прибыли фонда, рассчитанная на функционирование в течение десяти лет, ожидается на уровне 30 % [5].

Важнейшим элементом концепции повышения эффективности системы финансирования инновационного развития атомной отрасли выступает партнерство с внешними венчурными фондами для совместной реализации проектов по передаче технологий с помощью механизма спин-офф1

1 Спин-офф (от англ. spin-off) - корпоративное действие, в результате которого на базе материнской компании образуется самостоятельная фирма для коммерческой реализации нового продукта или научно-технического достижения.

и выкупа успешно реализованных проектов [3]. Данный механизм открывает для ГК «Росатом» широкий доступ к технологиям на отечественных и международных рынках, находящихся в орбите ее интересов, при этом он сопряжен с низким уровнем затрат и сопутствующих рисков. Общая стоимость проекта зависит от количества спин-офф компаний и размера конкретной сделки либо от стоимости выкупаемого венчурного бизнеса. При успешной реализации проекта партнерские венчурные фонды в процессе выкупа компаний фактически выступают в качестве агентов ГК «Росатом» по поиску перспективных бизнес-единиц и доведению их до соответствующего уровня.

При осуществлении спин-офф проекта одновременно решаются задачи по повышению структурной эффективности ГК «Росатом» и по привлечению дополнительного финансирования для других НИОКР. При продаже венчурному фонду компании с последующим ее выкупом и включением в структуру ГК «Росатом» происходит существенная минимизация вероятности появления высокорисковых проектов, находящихся, тем не менее, в орбите стратегических интересов госкорпорации. Наконец, покупка интересующих ГК «Росатом» компаний совместно с венчурными фондами обеспечивает расширение финансовых ресурсов при одновременном снижении уровня рисков.

Интересы ГК «Росатом» дополнительно обеспечиваются формированием «дорожных карт» и влиянием на инвестиционную политику фондов в момент их создания, фактическим отсутствием требований по финансированию самих фондов (за исключением начальных затрат), а также построением эффективной системы специальных фондов-сателлитов для повышения конкуренции и максимизации эффекта.

Таким образом, партнерство с внешними венчурными фондами позволяет добиться создания благоприятной инвестиционной среды, приобрести дополнительный ресурс развития, не зависящий от политической конъюнктуры, получить доступ к иностранным технологиям при минимальном уровне риска, сформировать в представлении ведущих партнеров образ открытой глобальной компании, реализовать перспективные непрофильные разработки.

6. Мотивация исследователей на коммерциализацию и стартапы

Управление человеческим капиталом является одним из ключевых направлений системы управле-

ния инновациями. Современная концепция развития инновационной культуры в компаниях-лидерах предусматривает разработку ориентированной на сотрудников НИОКР системы мотивации, стимулирующей приток идей изнутри и извне компании. При этом реализуются как мотивация на генерацию и подачу новых идей, так и на увеличение их коммерческой направленности. Для достижения результатов используются различные механизмы, например «мягкой», нематериальной мотивации путем пропаганды культуры инновационных достижений и выделения наиболее активных сотрудников, механизмы материальной мотивации посредством лицензионных вознаграждений (роялти) и выплат за патенты.

В области мотивации персонала к инновационной деятельности в ГК «Росатом» разработаны, внедрены и развиваются следующие механизмы. В систему ежегодной оценки результативности, компетенции и потенциала работников этой госкорпорации входит критерий «инновационность». Результаты данной оценки влияют как на карьерный рост сотрудников, так и на размер заработной платы.

При планировании фондов оплаты труда те организации отрасли, деятельность которых связана с исследованиями и разработками, получают, как правило, более прогрессивный прирост бюджетов на заработную плату по сравнению с другими подразделениями. Действующая система премирования на основе ключевых показателей эффективности (КПЭ) позволяет дополнительно премировать работников за реализацию задач по инновационному развитию.

На стимулирование инновационной активности молодых ученых атомной отрасли направлен ежегодный конкурс ГК «Росатом» по их премированию (100 премий по 100 тыс. руб.) [5]. Одним из основных критериев отбора победителей является инновационный характер работ молодых ученых. Приведенные меры призваны способствовать культивированию внутри ГК «Росатом» инновационной культуры и реализации успешных стартапов.

7. Интеллектуальная собственность как предмет капитализации

Анализ зарубежной практики показывает, что стратегия активного управления интеллектуальной собственностью занимает ключевое место в условиях глобализации исследовательской деятельности организаций. В последнее время компании стали более

активно приобретать патенты в зарубежных странах, что говорит об ужесточении глобальной конкуренции и, как следствие, о выработке компаниями международной стратегии управления интеллектуальной собственностью (ИС). Для этого компании-лидеры создают межфункциональные команды из сотрудников коммерческих подразделений, институтов НИОКР и юридических специалистов для определения стратегии в области ИС для каждой новой линейки продукта или нового «ядра» бизнеса. На основе различных источников информации - бизнес-планов, схем разработки продуктов, планов НИОКР, технологических карт и анализа мировых трендов развития НИОКР и ИС - команды специалистов разрабатывают стратегию в области ИС. За реализацию данной стратегии отвечают эксперты центров ИС.

В целях развития интеллектуальной собственности как предмета капитализации разработана отраслевая целевая программа «Развитие системы управления интеллектуальной собственностью и стимулирования генерации новых знаний в ГК «Росатом» на период 2011-2015 гг.». Среди прочего программой предусмотрена реализация следующих задач:

- капитализация предприятий и организаций атомной отрасли за счет принятия в состав баланса интеллектуальной собственности в качестве нематериального актива;

- обеспечение легальной передачи технологий ноу-хау между формируемым отраслевым фондом интеллектуальной собственности и организациями атомной отрасли на основе лицензионной торговли и отчуждения патентов;

- конверсия военной атомной интеллектуальной собственности, предусматривающая процедуры ее рассекречивания, адаптации, обеспечения правовой охраной, выпуска продукции и коммерциализации прав;

- коммерциализация интеллектуальной собственности (прав на технические и технологическое разработки) на внутреннем и зарубежных рынках, в том числе использование интеллектуальной собственности для формирования альянсов, совместных предприятий, перекрестного лицензирования;

- приобретение прав на использование технологий и разработок, создание которых в организациях атомной отрасли экономически невыгодно либо невозможно (лицензирование, покупка патентов, приобретение ноу-хау) [5].

В результате реализации данной программы предполагается увеличить долю нематериальных активов (НМА) в общей стоимости активов предприятий отрасли, увеличить количество ИС (отдельно патентов, ПЭВМ, БД, секретов производства ноу-хау) и объем финансовых потоков по лицензионным договорам и договорам отчуждения прав на ИС.

8. Управление знаниями В силу высокой наукоемкости атомной отрасли знания и результаты интеллектуальной деятельности являются основой конкурентоспособности ГК «Росатом». В этой связи особое значение для компании имеет совокупность стратегий и процессов по выявлению, приобретению, распространению, использованию, контролю и обмену знаниями, которые составляют систему управления знаниями [10].

С учетом существующего опыта ведущих мировых компаний (Conoco, Philips, Fluor, NASA, вооруженные силы США) с 2011 г. в ГК «Росатом» года начато внедрение корпоративной системы управления знаниями, включающей следующие функции:

- сбор, анализ и внедрение инновационных идей и проектов;

- аккумулирование лучшего опыта и рекомендаций, способных существенно оптимизировать работу отдельных направлений или подразделений;

- обеспечение экспертной поддержки рабочих процессов;

- информационная поддержка рабочих процессов через формирование системы накопления, хранения, поиска и предоставления информации, включая результаты НИОКР;

- интеграция с HR-блоком, нацеленная на поиск и выявление сотрудников с высоким интеллектуальным потенциалом;

- управление компетенциями, карьерным ростом и мотивацией сотрудников [5].

Для реализации основных функций корпоративной системы управления знаниями предполагается создать специализированный сетевой ресурс нового поколения. Таким образом, разработчикам и исследовательским коллективам, независимо от их месторасположения и отраслевой принадлежности, будет предложена сетевая среда (виртуальное рабочее место исследователя), включающая информацию о лотах на идеи и технологии, средства коммуникации, виртуальные лаборатории, дис-

танционные консалтинговые, информационные, образовательные услуги и пр.

Предполагается разделить ресурс на три зоны: только для корпоративных пользователей, для зарегистрированных пользователей - партнеров и открытую зону свободного доступа. Заказчики смогут размещать свои лоты в любой из трех зон, в зависимости от характера работы. При их размещении в открытой зоне они получают доступ к самоорганизующейся глобальной сети разработчиков, реализуя элементы модели открытых инноваций (open innovation, crowd sourcing). В целом проект будет стимулировать инновационную активность путем создания виртуального операционного пространства для креативной части работников атомной отрасли.

9. Бизнес-инкубаторы, скрининг-группы, центры коллективного пользования

Сетевой подход к управлению инновациями предусматривает развитие менее формализованного подхода к процессу коммерциализации «прорывных» идей. Анализ опыта зарубежных компаний-лидеров показывает, что при запуске новых продуктов используются как внутренняя инфраструктура, так и внешние университеты и научно-исследовательские центры. Как правило, у каждого проекта есть четкий «владелец», поэтому при необходимости компании создают специальные постоянно функционирующие подразделения управления инновациями и организуют межфункциональные команды.

Важную роль в создании инновационной среды играют бизнес-инкубаторы как инструмент формирования заказчиков на новые разработки и способ коммерциализации идей. В 2006 г. был создан орган по управлению инновационной деятельностью ГК «Росатом» - Центр «Атом-инновации» для развития отраслевой инновационной инфраструктуры и трансфера передовых технологий атомного энергопромышленного комплекса. Затем в 2007-2010 гг. организован ряд успешных компаний для осуществления коммерциализации наукоемких разработок организаций атомной и смежных сфер экономики в различных прикладных областях. Кроме того, ГК «Росатом» начала осуществлять взаимодействие с передовыми научными коллективами и малыми инновационными предприятиями (МСБ), разработки которых имеют большое значение для стратегических проектов корпорации [5]. Предприятия ГК «Росатом» обладают мощной производственной базой, на основе которой планируется создание серийных

производств инновационной техники с участием малых и средних предприятий. Вклад малых предприятий в уставный капитал совместной компании осуществляется путем передачи инновационных технологических решений и патентных прав. Кроме того, возможно сотрудничество с малыми и средними предприятиями в области совместных продаж инновационной продукции.

В качестве развития дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества предполагается заключение дистрибьютерских соглашений для продажи продукции малых и средних предприятий вместе с продукцией ГК «Росатом» как единого брэнда. Одним из видов взаимодействия с инновационными предприятиями является размещение заказа на НИ-ОКР или заказа на проведение совместных исследований с НИИ ГК «Росатом». Кроме того, корпорация поддерживает инновационную активность своих предприятий по коммерциализации технологий, разработанных на предприятиях, не входящих в технологическое ядро ГК «Росатом» и не создающих для нее новых рынков. Для поддержки функционирования таких предприятий совместно с АФК «Система» учрежден технопарк «Система-Саров», в котором предусмотрено создание развитой инновационной инфраструктуры для использования научного и кадрового потенциала Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики Российского федерального ядерного центра (РФЯЦ ВНИИЭФ). Наряду с малыми компаниями к участию в работе технопарка приглашены крупные технологические корпорации Intel, Nokia, Siemens и др., что обеспечит высокий уровень взаимодействия и востребованности разработок малых предприятий технопарка. Кроме того, ГК «Росатом» сотрудничает и с другими организациями, заинтересованными в коммерциализации разработок предприятий (ЗАО «Объединение «Бинар») [5].

Однако для более активного развития сетевой инновационной инфраструктуры требуется формирование новых институциональных форм в рамках компании, поэтому ГК «Росатом» рассматривает возможность создания группы по коммерциализации, отвечающей за отбор и проработку инновационных проектов и обеспечивающей их максимальную независимость от внутренних процессов в корпорации. В составе данной группы может быть выделено скрининговое подразделение, задачей которого будет являться поиск новых идей вне ГК «Росатом».

Следующим направлением работ в рамках сетевого подхода к управлению инновациями является адаптация к современной «смешанной» модели обеспечения доступа к инфраструктуре за счет расширения использования научно-исследовательской и экспериментальной базы. Примером в этой области является создание на основе отдельных институтов и лабораторий ГК «Росатом» центров коллективного пользования (в рамках проекта «Сколково») и выполнение международных заказов на исследования.

13 декабря 2010 г. между ГК «Росатом» и Фондом развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий подписан меморандум о взаимопонимании, который предусматривает полномасштабное сотрудничество сторон при реализации проекта создания инновационного центра (ИЦ) «Сколково», в том числе по следующим направлениям: развитие исследовательской, экспериментальной и инновационной инфраструктуры в области радиационных технологий; научные исследования и разработки; международное продвижение ИЦ «Сколково»; экспертная поддержка формирования эффективных институтов, регулирования и среды [5].

Планируется, что ИЦ «Сколково» станет уникальной площадкой для развития партнерства и малого инновационного бизнеса. В этих целях ГК «Росатом», в частности, определит перечень своих лабораторий и установок, которые будут использоваться в качестве центров коллективного пользования научными группами и малым инновационным бизнесом, участвующими в реализации проекта ИЦ «Сколково», для исследований и продвижения своих разработок по приоритетным направлениям модернизации экономики России. К последним относятся радиационные технологии широкого спектра применения, инновационные энергетические технологии, технологии создания новых материалов и их свойств, компьютерные технологии, медицина. Кроме того, ГК «Росатом» предполагает создать в ИЦ «Сколково» современный универсальный исследовательский технологический центр, базирующийся на ускорительном комплексе, работа которого будет основана на принципах коллективного пользования для научных групп и малых инновационных компаний.

Таким образом, создание группы по коммерциализации и платформы коллективного пользования на базе ИЦ «Сколково» наряду с основанными ранее

малыми инновационными компаниями и бизнес-инкубаторами призвано оформить институциональные рамки сетевой формы управления инновациями.

Заключение. Обобщая результаты проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.

Инновационная инфраструктура как на федеральном, так и на региональном уровнях в настоящее время находится в стадии своего становления. Взаимодействие ее составляющих пока не отлажено, поэтому не представляется возможным говорить о ее полноценном влиянии на модернизацию современной экономики России. Кроме того, развитию основных составляющих инновационной инфраструктуры мешает целый ряд проблем системного характера, выявленных в ходе проведенных исследований.

В то же время такой инструмент инновационной инфраструктуры региональной экономики, как государственная корпорация, реализует большое количество функций, в соответствии с которыми можно разработать схемы взаимодействия экономических агентов. Эти схемы могут стать основой для формирования системы мониторинга и оценки эффективности их инновационной деятельности в масштабах отдельного региона или кластера, возглавляемого ГК. Формирование подобных схем взаимодействия экономических агентов инфраструктуры, выделенных по функциональному принципу, позволит разработать систему индикаторов, учитывающую структуру ресурсных потоков и совокупность происходящих внутри процессов, что будет способствовать решению задач стратегического развития российской экономики.

Таким образом, используемые государственными корпорациями формы и инструменты организации взаимодействия экономических агентов инновационной инфраструктуры региональной экономики могут дать положительный результат если не по всем, то хотя бы по отдельным направлениям.

Список литературы

1. Глазьев С. Ю. Уроки очередной российской революции: крах либеральной утопии и шанс на экономическое чудо. М.: Экономическая газета, 2011.

2. Дзарасов Р. С., Новоженов Д. В. Крупный бизнес и накопление капитала в современной России. М.: УРСС, 2009.

3. ИцковицГ. Тройная спираль. Университеты -предприятия - государство. Инновации в действии / пер. с англ. Томск: Изд-во ТГУСУР, 2010.

4. Ларин С. Н., Жилякова Е. В. Организационные структуры и интеграционные формы науки и бизнеса как фактор стимулирования инновационной деятельности на региональном уровне // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 19. С. 17-28.

5. Паспорт Программы инновационного развития и технологической модернизации Госкорпорации «Росатом» на период до 2020 года (в гражданской части). [Электронный ресурс]. URL: http://www. rosatom. Tu/resources/89bf38804943a3eab6c1bf30f35e6b6f/ pasport_ipr_1_kos. pdf.

6. Российский статистический ежегодник -2011. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Россия в цифрах. 2012. Крат. ст. сб. M.: Росстат, 2012.

8. Соколов А. Роль госкорпораций в развитии инноваций в современной России [Электронный ресурс]. URL: http://igpr. ru/articles/rol_goskorporacij_ v_razvitii_ innovacij_v _ sovremennoj_rossii.

9. Федосеева С. В. Развитие механизма управления инновационной инфраструктурой в экономических системах. Самара: СамГЭУ, 2010.

10. Хрусталёв Е. Ю. Теоретические основы построения семантической системы знаний об инновационном развитии экономики // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 8. С. 2-13.

11. Хрусталёв Е. Ю. Финансово-экономическая значимость и рисковость наукоемких инновационных проектов // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 8. С. 2-11.

12. Хрусталёв Е. Ю., Ларин С. Н. Использование информационных ресурсов и технологий для стимулирования инновационного развития экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 32. С. 2-11.

13. Хрусталёв Е. Ю., Ларин С. Н. Новые тенденции в организации партнерских отношений государства и бизнеса в инновационной сфере // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 34. С. 2-10.

14. Хрусталёв Е. Ю., Ларин С. Н. Региональные приоритеты в развитии инновационной инфраструктуры // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 42. С. 8-15.

15. Хрусталёв Е. Ю., Славянов А. С. Методология формирования инвестиционной стратегии инновационно ориентированного экономического роста // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 15. С. 2-8.

16. Хрусталёв Е. Ю., Славянов А. С. Проблемы формирования инвестиционной стратегии инновационно ориентированного экономического роста // Проблемы прогнозирования. 2011. № 3. С. 19-30.

17. Хрусталёв Е. Ю., Хрусталёв О. Е. Модельное обоснование инновационного развития наукоемкого сектора российской экономики // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 9. С. 2-13.

18. Хрусталёв Е. Ю., Хрусталёв О. Е. Организационно-экономические методы формирования современных корпоративных структур // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 45. С. 11-16.

19. Шилин А. Н. Государственные корпорации в инновационной структуре России. М.: НОУ ВПО «МФПА», 2009.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» выпускает специализированные финансово-экономические и бухгалтерские журналы, а также оказывает услуги по изданию монографий, деловой и учебной литературы.

Тел./факс (495) 721-8575 e-mail: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.