Научная статья на тему 'Государственная поддержка инновационных проектов как элемент обеспечения национальной безопасности России'

Государственная поддержка инновационных проектов как элемент обеспечения национальной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
819
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIONS / INVESTMENT / INNOVATIVE PROJECT / GOVERNMENT SUPPORT / NATIONAL SECURITY / COMPETITIVENESS / ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тактарова Светлана Викторовна, Солдатова Светлана Сергеевна

Актуальность и цели. На сегодняшний день инновации являются решающим фактором технологического, экономического и социального развития хозяйствующего субъекта. Общеизвестный факт, что для России весьма актуальной является задача технологической модернизации внутренней производственной сферы, что позволит ей повысить конкурентоспособность российских товаров и обеспечить продовольственную безопасность страны. Преодоление технологического отставания в сфере инноваций невозможно без увеличения объемов инвестирования, в том числе значительной финансовой поддержки государства. Цель работы проанализировать формы, оценить объемы и подчеркнуть основные направления государственной поддержки инновационной деятельности. Актуальность данного направления бесспорна. Материалы и методы. Реализация поставленных задач была достигнута на основе анализа основных форм государственной поддержки сферы инноваций в соответствии со стратегией «Инновационная Россия 2020». Результаты. В результате исследования данных о деятельности Российской венчурной компании, Инновационного центра «Ско́лково», Государственной корпорации ОАО «Роснано», Внешэкономбанка, Государственной корпорации «Росатом», а также информации из Отчета Правительства РФ о деятельности Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России в 2015-2016 г. была выявлена специфика и особенности государственной поддержки инноваций в России. Выводы. В статье представлены основные направления и механизмы осуществления государственной поддержки сферы инноваций в целях обеспечения национальной безопасности страны. Авторы подчеркивают важность и необходимость развития инновационной деятельности для выхода России на качественно новый уровень экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тактарова Светлана Викторовна, Солдатова Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT OF INNOVATION PROJECTS AS AN ELEMENT OF NATIONAL SECURITY OF RUSSIA

Background. Nowadays, innovations are a decisive factor in technological, economic and social development of a business entity. It is a well-known fact that technological modernisation of domestic production is highly important for Russia. It should increase competitiveness of Russian goods and ensure food security of the country. Bridging the technological gap in the sphere of innovations is impossible without increasing investments, including a significant financial support from the state. The aim of this work is to analyze forms, to estimate volumes and to highlight main directions of state support of innovation activities. The relevance of this direction is undeniable. Materials and methods. The research tasks were implemented by analyzing main forms of state support of innovations in accordance with the strategy "Innovative Russia 2020". Results. Having studied the activities of the Russian venture company, Innovation center "SKOLKOVO", State Corporation RUSNANO OJSC, Vnesheconombank, State Corporation "Rosatom", as well as information from the Report of the Government of the Russian Federation on the activities of the Commission for modernisation and technological development of Russia's economy in 2015-2016 the authors described the specificity and peculiarities of the state support of innovations in Russia. Conclusions. The article presents the main directions and mechanisms of state support to the innovation sector in order to ensure national security. The authors emphasize the importance and necessity of development of innovations for Russia to achieve a qualitatively new level of economic development.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка инновационных проектов как элемент обеспечения национальной безопасности России»

УДК 336.532

DOI 10.21685/2309-2874-2017-2-7

С. В. Тактарова, С. С. Солдатова

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Аннотация.

Актуальность и цели. На сегодняшний день инновации являются решающим фактором технологического, экономического и социального развития хозяйствующего субъекта. Общеизвестный факт, что для России весьма актуальной является задача технологической модернизации внутренней производственной сферы, что позволит ей повысить конкурентоспособность российских товаров и обеспечить продовольственную безопасность страны. Преодоление технологического отставания в сфере инноваций невозможно без увеличения объемов инвестирования, в том числе значительной финансовой поддержки государства. Цель работы - проанализировать формы, оценить объемы и подчеркнуть основные направления государственной поддержки инновационной деятельности. Актуальность данного направления бесспорна.

Материалы и методы. Реализация поставленных задач была достигнута на основе анализа основных форм государственной поддержки сферы инноваций в соответствии со стратегией «Инновационная Россия - 2020».

Результаты. В результате исследования данных о деятельности Российской венчурной компании, Инновационного центра «Сколково», Государственной корпорации ОАО «Роснано», Внешэкономбанка, Государственной корпорации «Росатом», а также информации из Отчета Правительства РФ о деятельности Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России в 2015-2016 г. была выявлена специфика и особенности государственной поддержки инноваций в России.

Выводы. В статье представлены основные направления и механизмы осуществления государственной поддержки сферы инноваций в целях обеспечения национальной безопасности страны. Авторы подчеркивают важность и необходимость развития инновационной деятельности для выхода России на качественно новый уровень экономического развития.

Ключевые слова: инновации, инвестиции, инновационный проект, государственная поддержка, национальная безопасность, конкурентоспособность, экономическое развитие.

S. V. Taktarova, S. S. Soldatova

STATE SUPPORT OF INNOVATION PROJECTS AS AN ELEMENT OF NATIONAL SECURITY OF RUSSIA

Abstract.

Background. Nowadays, innovations are a decisive factor in technological, economic and social development of a business entity. It is a well-known fact that technological modernisation of domestic production is highly important for Russia. It should increase competitiveness of Russian goods and ensure food security of the country. Bridging the technological gap in the sphere of innovations is impossible without increasing investments, including a significant financial support from the

state. The aim of this work is to analyze forms, to estimate volumes and to highlight main directions of state support of innovation activities. The relevance of this direction is undeniable.

Materials and methods. The research tasks were implemented by analyzing main forms of state support of innovations in accordance with the strategy "Innovative Russia - 2020".

Results. Having studied the activities of the Russian venture company, Innovation center "SKOLKOVO", State Corporation RUSNANO OJSC, Vnesheconom-bank, State Corporation "Rosatom", as well as information from the Report of the Government of the Russian Federation on the activities of the Commission for modernisation and technological development of Russia's economy in 2015-2016 the authors described the specificity and peculiarities of the state support of innovations in Russia.

Conclusions. The article presents the main directions and mechanisms of state support to the innovation sector in order to ensure national security. The authors emphasize the importance and necessity of development of innovations for Russia to achieve a qualitatively new level of economic development.

Key words: innovations, investment, innovative project, government support, national security, competitiveness, economic development.

На сегодняшний день сложилась такая ситуация, что в качестве главного механизма регулирования инновационной сферы в России воспринимается государство, при этом ему отводится ведущая роль в процессе финансирования инновационной деятельности. В целом инвестиционно-инновационная политика государства зависит от внешней и внутренней социально-экономической и политической обстановки. Выделяют долгосрочную и краткосрочную инновационную политику, при этом в качестве глобальных целей подчеркнуто, что государству необходимо обеспечить диверсификацию и рост экономики, обеспечить ее стабильность и независимость от внешних факторов, сформировать инновационную экономику страны. С точки зрения краткосрочных целей установлено: обеспечить денежными средствами инновационные производства для создания и реализации конкурентоспособных отечественных продуктов.

В центре программы реализации целей и планов развития в соответствии со стратегией «Инновационная Россия - 2020» находится активизация инновационной активности в регионах путем создания спецкластеров. Во исполнение поручения Президента РФ (от 11 ноября 2011 г.), а также решений Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, Минэкономразвития России, по итогам проведения конкурсного отбора, выбрал 25 кластеров, которые располагаются на территориях с высоким уровнем концентрации научно-технической и производственной деятельности: Алтайский край, Архангельская, Калужская, Кемеровская область, Красноярский край, г. Москва, Московская, Нижегородская, Новосибирская область, Пермский край, Республики Башкортостан, Мордовия и Татарстан, Самарская, Свердловская область, г. Санкт-Петербург, Томская, Ульяновская область и Хабаровский край [1].

Данные инновационные территориальные кластеры характеризуются сочетанием мирового уровня конкурентоспособности базирующихся на их территории предприятий, демонстрирующих высокую динамику роста объе-

мов производства, с высоким научно-техническим потенциалом исследовательских и образовательных организаций, сосредоточенных в рамках кластера. Программы и презентации этих инновационных территориальных кластеров представлены на сайте Минэкономразвития России и на сайте кластерной обсерватории Высшей школы экономики.

После спада инновационной деятельности в России в конце 90-х -начале 2000-х гг., в 2004-2007 гг. начался этап ее активизации и, соответственно, рост числа государственных фондов.

Российская венчурная компания создана в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 7 июня 2006 г. № 838-р. Уставный капитал АО «РВК» составляет 30,01 млрд руб., при этом 100 % капитала РВК принадлежит России в лице Федерального агентства по управлению госимуществом РФ. РВК ведет инвестиционную деятельность как учредитель и финансовый участник инвестиционных фондов (Дочерние фонды, Фонды РВК в зарубежной юрисдикции, Фонды в форме закрытых паевых инвестиционных фондов особо рисковых (венчурных) инвестиций, Фонды в форме договора инвестиционного товарищества). Все эти структуры инвестируют в инновационные проекты, и к 2016 г. общий объем проинвестированных средств составил 17,6 млрд руб., число финансируемых инновационных компаний достигло 202 наименований [2].

Если рассмотреть структуру инвестирования средств РВК, то в качестве приоритетных направлений можно выделить: медицина, здравоохранение -25,35 % от общего объема; информационные технологии, интернет-технологии и сервисы - 24,64 %; электроника - 13,68 %. Число компаний, утвержденных на инвестирование за счет средств фондов РВК в 2017 г., составило 214, а совокупный объем одобренных к инвестированию средств - 17,7 млрд руб.

Инновационный центр «Сколково» создан в соотвествии с Федеральным законом РФ № 244-ФЗ от 28 сентября 2010 г. «Сколково» представляет собой современный научно-технологический инновационный комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий, где обеспечены особые экономические условия для компаний, работающих в приоритетных отраслях модернизации экономики России [3].

По данным Правительства РФ («Отчет о деятельность в сфере инноваций») в настоящее время статус участника проекта в центре «Сколково» имеют свыше 1,4 тыс. российских компаний из 65 субъектов Российской Федерации, в данных компаниях создано более 18 тыс. высокотехнологичных рабочих мест, совокупный объем выручки участников проекта на конец 2015 г. составил 80,5 млрд руб., общий объем частных инвестиций в проекты компаний-участников - 17,2 млрд руб. За период 2013-2015 гг. участниками ИЦ «Сколково» подано 1955 заявок на регистрацию объектов интеллектуальной собственности, получено 859 патентов и свидетельств. По итогам 20152016 гг. на территории инновационного центра открыто девять центров НИОКР, созданы пять кластеров, разрабатывающих инновационные проекты в наиболее приоритетных сферах: информационный, биомедицинский, энергоэффективный и кластер ядерных и космических технологий.

Государственная корпорация ОАО «Роснано» создана в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ для развития нанотехнологий [4]. Основным видом деятельности «Роснано» является инве-

стирование средств в частные проекты по созданию новых нанотехнологиче-ских производств; долевое участие в проектах; предоставление денежных средств в виде комфортных займов; предоставление поручительств по кредитам; приобретение облигаций и конвертируемых долговых обязательств; осуществление лизинговых операций; поддержка через финансирование фондов.

По итогам первых пяти лет своей деятельности (2007-2012 гг.) корпорация заключила 105 инвестиционных соглашений с общим бюджетом 480 млрд руб., из которых 205 млрд руб. - это инвестиции со стороны «Рос-нано»; при участии корпорации было открыто 24 новых производства. Наиболее крупные инновационно-инвестиционные проекты «Роснано» осуществляются в следующих сферах развития науки и технологий: солнечная энергетика и энергосбережение, наноструктурированные материалы, медицина и биотехнологии, машиностроение и металлообработка, оптоэлектрони-ка и наноэлектроника, а также ряд инфраструктурных проектов. За 2015 г. «Роснано» показала чистую прибыль в размере 4,9 млрд руб. (совокупный доход оценивается в 10,3 млрд руб.) против убытка в 8,4 млрд руб. в 2014 г.

Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк, ВЭБ) - российская государственная корпорация, учрежденная Российской Федерацией на основании Федерального закона «О банке развития» № 82-ФЗ от 17 мая 2007 г. Основное направление деятельности Внешэкономбанка - это финансирование крупных инвестиционных проектов, которые по тем или иным причинам не могут быть реализованы за счет коммерческих банков. Согласно меморандуму о финансовой политике Внешэкономбанк кредитует проекты стоимостью более 2 млрд руб., срок кредита при этом должен превышать 5 лет [5].

Среди прочих функций Внешэкономбанка выделяется: поддержка экспорта, предоставление госгарантий по кредитам, развитие механизмов государственно-частного партнерства, содействие привлечению иностранных инвестиций. Российский экспортный центр (РЭЦ), созданный при Внешэкономбанке, совместно с Торгово-промышленной палатой России оказывают помощь российским экспортерам в сложных условиях экономических санкций против России.

По размеру кредитного портфеля и объему экспортных гарантий в 2015 г. ВЭБ достиг параметров оптимистичного сценария своей стратегии развития, несмотря на ухудшившиеся условия инвестирования (введение санкций и закрытие доступа на внешние рынки капитала, резкое ослабление рубля), объем предоставленного финансирования по проектам и сделкам составил 182 млрд руб. или 66 % от запланированного объема; объем предоставленных экспортных кредитов составил 401 млн долл. США, или только 12 % от плановой величины; объем предоставленных гарантий в целях поддержки экспорта составил 1362 млн долл. США, что равно 594 % плана.

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» — российский государственный холдинг, ведущий свою историю от 26 июня 1953 г. 3 декабря 2007 г. президентом России был подписан закон, согласно которому была утверждена Российская государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». На сегодняшний день данная корпорация является одним из лидеров мировой атомной промышленности, занимает 2-е место в мире по запасам урана и 5-е - по объему добычи, 4-е место в мире - по про-

изводству атомной энергии, контролирует 40 % мирового рынка услуг по обогащению урана и 17 % рынка ядерного топлива [6].

«Росатом» является некоммерческой организацией, при этом в ее задачи входит как развитие атомной энергетики и предприятий ядерного топливного цикла, так и выполнение функций, возложенных на нее государством, — обеспечение национальной безопасности (ядерное сдерживание), ядерной и радиационной безопасности, а также развитие прикладной и фундаментальной науки, госкорпорация уполномочена от имени государства выполнять международные обязательства России в области использования атомной энергии и режима нераспространения ядерных материалов. Согласно годовой отчетности корпорации, публикуемой на ее официальном сайте, экономическое развитие «Росатома» позволяет инвестировать средства в более 360 организаций различных организационно-правовых форм, входящих в систему данной госкорпорации: объем выручки за 2015 г. составил 821,2 млрд руб. (рост +32,8 %), чистые активы оцениваются 2 029,4 млрд руб. (рост +17,8 %), нематериальные активы 55,9 млрд руб. (рост +16,5 %).

Согласно отчету, опубликованному на официальном сайте Правительства РФ [7], деятельность Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России в 2015-2016 г. охватывала пять приоритетных направлений, в рамках которых возможны технологические прорывы и достижение значимого мультипликативного эффекта:

1) направление «Стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение»: на реализацию проектов в рамках направления было израсходовано 8,5 млрд руб. из федерального бюджета, в том числе 6,9 млрд руб. в рамках бюджетных ассигнований, а также 3,3 млрд руб. из внебюджетных источников;

2) направление «Ядерные технологии»: на реализацию проектов в сданной сфере было направлено 35,8 млрд руб. из федерального бюджета и 10,6 млрд руб. из внебюджетных источников;

3) направление «Космос и телекоммуникации»:объем финансирования проектов указанного направления из федерального бюджета составил 59,9 млрд руб., в том числе 16,5 млрд руб. в рамках ассигнований комиссии, а также 11,6 млрд руб. из внебюджетных источников;

4) направление «Медицинская техника и фармацевтика»: финансирование проектов указанного направления из федерального бюджета составило 1,8 млрд руб., в том числе 1,6 млрд руб. в рамках ассигнований комиссии, а также 6,6 млрд руб. из внебюджетных источников;

5) направление «Энергоэффективность»: реализация шести проектов данного направления была завершена еще в 2012 г., один завершился в 2015 г. В рамках направления «Энергоэффективность» финансирование из федерального бюджета было направлено только на реализацию проекта «Инновационная энергетика» в объеме 4,3 млрд руб.

Общий объем финансовой господдержки данных направлений составил 110,3 млрд руб. из федерального бюджета, объем внебюджетного финансирования оценивается в 34,1 млрд руб.

В настоящее время, когда бюджет Российской Федерации является дефицитным, а значит, существуют ограничения финансовых возможностей, перед государством стоит сложная задача по формированию эффективных косвенных мер, направленных на стимулирование инвестиционной деятель-

ности, что обеспечит дополнительный приток финансовых средств со стороны частных инвесторов:

- оптимизация системы налогообложения;

- повышение эффективности взаимодействия участников венчурного рынка;

- популяризация технологического предпринимательства;

- содействие глобализации российской инновационной индустрии. Таким образом, инновационные организации будут производить действительно востребованную продукцию, как на внутреннем, так и на мировом рынке. Государство со своей стороны получит экономическую выгоду: во-первых, от экономии средств на прямом финансировании инновационной сферы, а во-вторых, в качестве дополнительного дохода, в виде поступлений в бюджет налоговых и других обязательных платежей, который сформируются в ходе реализации инновационного проекта [8-10].

Успешная реализация инновационной политики государства имеет ключевое значение для обеспечения национальной безопасности страны, как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе. Бесспорно то, что технологическое отставание отечественного производства не только подрывает экономическое благосостояние как производственной сферы, так и государства в целом, но и является ощутимой угрозой ее суверенитету и обороноспособности. Особенно остро данная проблема видится в условиях нестабильности внешней политики, попыток политического шантажа и откровенного давления на руководство РФ, а также обострения военных конфликтов вблизи границы России. Поэтому государство через эффективную систему поддержки и софинансирования (особенно инноваций в военно-производственном комплексе) должно контролировать ситуацию в сфере инноваций и технологического развития с целью обеспечения национальной безопасности страны и ее граждан.

Библиографический список

1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Инновационная Россия - 2020. - URL: http://government.ru/.

2. Официальный сайт РВК - Российская венчурная компания. - URL: http:// www.rvc.ru/

3. Официальный сайт Инновационного центра Сколково. - URL: http://sk.ru/news/

4. Официальный сайт РОСНАНО. - URL: http://www.rusnano.com/

5. Официальный сайт Внешэкомбанк РФ. - URL: http://www.veb.ru/

6. Официальный сайт Государственной корпорации по атомной энергии Росатом. -URL: http://www.rosatom.ru/

7. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. - URL: http:// government.ru/

8. Государственная поддержка инновационной деятельности : федер. закон № 254-ФЗ от 21.07.2011 // Собрание законодательства РФ. - Глава IV.1.

9. Осадчиков, И. С. Государственное финансовое стимулирование инновационной деятельности в инновационной сфере / И. С. Осадчиков // Экономика, государство, общество. - URL: http://ego.uapa.ru/ru/issue/2016/04/!/

10. Султанов, И. А. Финансирование инновационных проектов: формы и источники / И. А. Султанов. - URL: http://projectimo.ru/upravlenie-investiciyami/ finansirovanie-innovacionnykh-proektov.html#i-8.

References

1. Strategiya innovatsionnogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda. Innovatsionnaya Rossiya [The strategy of innovative development of Russia for the period til 2020]. 2020. Available at: http://government.ru/.

2. Ofitsial'nyy sayt RVK - Rossiyskaya venchurnaya kompaniya [The official website of the Russian venture company]. Available at: http://www.rvc.ru/

3. Ofitsial'nyy sayt Innovatsionnogo tsentra Skolkovo [The official website of Innovation center of Skolkovo]. Available at: http://sk.ru/news/

4. Ofitsial'nyy sayt ROSNANO [The official website of ROSNANO]. Available at: http://www.rusnano.com/

5. Ofitsial'nyy sayt Vneshekombank RF [The official website of Vneshekombank of Russia]. Available at: http://www.veb.ru/

6. Ofitsial'nyy sayt Gosudarstvennoy korporatsii po atomnoy energii Rosatom [The official website of Stae Nuclear Energy Corporation Rosatom]. Available at: http://www.rosatom.ru/

7. Ofitsial'nyy sayt Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii [The official website of the Government of the Russian Federation]. Available at: http://government.ru/

8. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected laws of the Russian Federation]. Chap. IV.1.

9. Osadchikov I. S. Ekonomika, gosudarstvo, obshchestvo [Economy, state society]. Available at: http://ego.uapa.ru/ru/issue/2016/04/!/

10. Sultanov I. A. Finansirovanie innovatsionnykh proektov: formy i istochniki [Innovative project financing: forms and sources]. Available at: http://projectimo.ru/upravlenie-investiciyami/finansirovanie-innovacionnykh-proektov.html#i-8.

Тактарова Светлана Викторовна

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента и экономической безопасности, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: kaf_eop@rambler.ru

Солдатова Светлана Сергеевна кандидат экономических наук, доцент, кафедра менеджмента и экономической безопасности, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: kaf_eop@rambler.ru

Taktarova Svetlana Viktorovna Candidate of economic sciences, associate professor, head of sub-department of management and economic security, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Soldatova Svetlana Sergeevna Candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of management and economic security, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

УДК 336.532 Тактарова, С. В.

Государственная поддержка инновационных проектов как элемент обеспечения национальной безопасности России / С. В. Тактарова, С. С. Солдатова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. - 2017. - № 2 (6). - С. 62-68. Б01 10.21685/2309-28742017-2-7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.