Научная статья на тему 'Особенности государственного регулирования венчурного финансирования в России'

Особенности государственного регулирования венчурного финансирования в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1241
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВЕНЧУРНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ СФЕРА / GOVERNMENT REGULATION / VENTURE FINANCING / INNOVATION BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Седаш Татьяна Николаевна, Басаев Заурбек Валерьевич

Рассматривается современная система государственного регулирования венчурного финансирования в России. Цель статьи проанализировать основные меры прямого и косвенного регулирования, способствующие стимулированию развития венчурного финансирования инновационных проектов. В работе исследованы такие методы прямого государственного регулирования венчурной деятельности, как предоставление субсидий и грантов, бюджетные инвестиции, раскрыта роль различных институтов развития в финансировании инновационной деятельности, проанализированы особенности мер косвенного регулирования, в том числе финансирование создания имущественной инфраструктуры инновационного предпринимательства, предоставление льгот по уплате налогов и сборов, финансирование специальных образовательных проектов, поддержка спроса на инновационную продукцию. Даны рекомендации по совершенствованию мер государственного регулирования венчурного бизнеса и финансирования инновационной деятельности в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF THE GOVERNMENT REGULATION OF VENTURE FINANCING IN RUSSIA

The current system of the government regulation of venture financing in Russia is considered. The purpose of the work was the analysis of the principal measures of direct and indirect regulation to facilitate the promotion of the venture financing of innovative projects. The paper examines methods of direct government regulation of the venture business such as provision of subsidies and grants, budgetary investments, etc., and reveals the role of various development institutions in the financing of innovation activities. Also analyzed are the specific features of the indirect regulation measures, particularly, financing the establishment of the assets infrastructure of the innovative business, providing taxes and fees incentives, financing special educational projects, support of the innovative product demand. Recommendations for improvement of the government regulation of the venture business and financial support of the innovative activity in the Russian Federation are given.

Текст научной работы на тему «Особенности государственного регулирования венчурного финансирования в России»

УДК 338.242.4:330.322(045)

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЕНЧУРНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В РОССИИ

СЕДАШ ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА, канд. экон. наук,

доцент кафедры «Инвестиции и инновации» Финансового университета

E-mail: t_sedash@mail.ru

БАСАЕВ ЗАУРБЕК ВАЛЕРЬЕВИЧ, бизнес-икубатор «Формула роста» E-mail: basatizaur@gmail.com

Рассматривается современная система государственного регулирования венчурного финансирования в России. Цель статьи - проанализировать основные меры прямого и косвенного регулирования, способствующие стимулированию развития венчурного финансирования инновационных проектов. В работе исследованы такие методы прямого государственного регулирования венчурной деятельности, как предоставление субсидий и грантов, бюджетные инвестиции, раскрыта роль различных институтов развития в финансировании инновационной деятельности, проанализированы особенности мер косвенного регулирования, в том числе финансирование создания имущественной инфраструктуры инновационного предпринимательства, предоставление льгот по уплате налогов и сборов, финансирование специальных образовательных проектов, поддержка спроса на инновационную продукцию. Даны рекомендации по совершенствованию мер государственного регулирования венчурного бизнеса и финансирования инновационной деятельности в Российской Федерации.

Ключевые слова: государственное регулирование; инновации, венчурное финансирование; инновационная сфера.

Specifics of the Government Regulation of Venture Financing in Russia

TATYANA N. SEDASH, PhD (Economics), associate professor the Investments and Innovations Department, Financial University

ZAURBEK V. BASAYEV, business incubator «Formula Rosta»

The current system of the government regulation of venture financing in Russia is considered. The purpose of the work was the analysis of the principal measures of direct and indirect regulation to facilitate the promotion of the venture financing of innovative projects. The paper examines methods of direct government regulation of the venture business such as provision of subsidies and grants, budgetary investments, etc., and reveals the role of various development institutions in the financing of innovation activities. Also analyzed are the specific features of the indirect regulation measures, particularly, financing the establishment of the assets infrastructure of the innovative business, providing taxes and fees incentives, financing special educational projects, support of the innovative product demand. Recommendations for improvement of the government regulation of the venture business and financial support of the innovative activity in the Russian Federation are given.

Keywords: government regulation; innovations, venture financing; innovation business.

Формы регулирования инновационной сферы

Хотя современный зарубежный опыт свидетельствует о том, что венчурное финансирование является наиболее эффективным способом создания инновационной экономики, в России до настоящего времени не предпринималось, по нашему мнению, достаточно усилий по его развитию. К тому же, по данным компании РпсенгМегкошеСоорегБ, в 2014 г. он уменьшился на 26% по сравнению с показателями 2013 г. [1, 2].

Государственное регулирование инновационной сферы включает прямое и косвенное финансирование.

Прямое финансирование, т.е. непосредственное бюджетное финансирование инновационных продуктов и разработок, широко применяется во всем мире и зачастую определяет вектор развития инновационной сферы благодаря поддержке приоритетных исследований и отраслей [3, с. 29].

К косвенному регулированию инновационной сферы относятся меры по созданию благоприятных условий для использования рыночного механизма привлечения средств. На практике косвенное финансовое регулирование зачастую предполагает финансирование со стороны государства института развития, осуществляющего поддержку венчурной деятельности, либо создание инфраструктуры, обеспечивающей венчурную деятельность, а также налоговую, амортизационную политику государства, затрагивающую эту сферу.

Основные методы прямого государственного регулирования

Прямое государственное регулирование венчурной деятельности в Российской Федерации включает:

1) субсидирование и предоставление грантов.

Особую форму государственной поддержки представляет собой грант, который является своеобразным аналогом субсидии, применяющейся за рамками бюджетного процесса, т.е. не из средств федерального или регионального бюджета. Грант может предоставляться физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями на безвозмездной и безвозвратной основе.

Рассмотрим различные виды субсидий и грантов, предоставляемые в целях поддержки венчурной деятельности:

а) Премия Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых, присуждаемая гражданам Российской Федерации «за результаты научных исследований, внесших значительный вклад в развитие естественных, технических и гуманитарных наук и за разработку образцов новой техники и прогрессивных технологий, обеспечивающих инновационное развитие экономики и социальной сферы, а также укрепление обороноспособности страны». Ежегодно присуждаются четыре премии в размере 2,5 млн руб. каждая;

б) средства, предоставляемые государственными институтами развития, осуществляющими субсидирование субъектов венчурной деятельности, среди которых можно выделить:

• Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника);

• Фонд развития центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд Сколково).

В соответствие с постановлением Правительства РФ от 26.10.2000 № 811 Фонд Бортника ежегодно получает 1,5% средств, предусмотренных в федеральном бюджете на финансирование науки. Согласно правилам деятельности Фонда проекты финансируются исходя из следующих лимитов:

• общий объем финансирования — не более 6 млн руб., из которых в первый год выделяется не более 1 млн руб., во второй год — не более 2 млн руб., и в третий год — не более 3 млн руб. При этом инновационные компании ежегодно должны подтверждать свое право на финансирование на конкурсной основе [4];

• Фонд Сколково финансирует инновационные проекты, предоставляя безвозмездные и безвозвратные гранты в виде траншей при условии достижения определенных измеримых результатов проекта, указанных в грантовом соглашении [5].

Фонд Сколково и Фонд Бортника выполняют схожие функции по субсидированию венчурных предпринимателей с той лишь разницей, что

№ 1/2016

они ориентированы на разные типы проектов. Фонд Сколково финансирует проекты глобального характера, в то время как Фонд Бортника — в основном небольшие проекты. Средний размер гранта Фонда Сколково (около 25 млн руб.) значительно превышает размер грантов, предоставляемых Фондом Бортника (немногим более 1 млн руб.). При этом Фонд Бортника ежегодно выделяет более 2000 грантов, в то время как Фонд Сколково — 120 грантов;

2) бюджетные инвестиции.

Статья 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями или унитарными предприятиями. Механизм инвестирования с вхождением в уставный капитал целесообразен на этапах раннего развития компании, когда венчурный предприниматель уже обладает определенными активами по меньшей мере в виде патента на свое изобретение.

На федеральном уровне механизм бюджетного инвестирования в венчурные проекты не применяется. Средства вкладываются только в институты развития. Но на уровне субъектов Российской Федерации осуществление государством функции венчурного инвестора может оказаться целесообразным. Классическая схема венчурного инвестирования предполагает участие инвестора в управлении компанией — получателем венчурных инвестиций. Если в качестве инвестора выступает субъект Российской Федерации (например, в лице соответствующего министерства регионального правительства), он контролирует использование вложенных средств и оказывает при необходимости организационную поддержку. Поскольку венчурное инвестирование предполагает привнесение инвестором технологий управления, основанных на опыте реализации множества высокотехнологичных проектов, представители органов власти могут оказать существенную помощь в управлении венчурной компанией, если они обладают необходимыми знаниями и навыками, что является эффективной формой государственной поддержки. Однако до настоящего времени субъекты Российской Федерации редко направляют

бюджетные инвестиции в венчурные компании. Одной из причин такого положения является отсутствие разработанной методологии по осуществлению бюджетных инвестиций в высокорисковые проекты. Сдерживающим фактором также служит недостаток специалистов в сфере управления венчурными проектами, которые способны вести соответствующую работу от лица органа государственной власти. Преодолеть указанное ограничение возможно посредством финансирования специальных образовательных программ по подготовке специалистов и повышению квалификации работников органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В свою очередь, распространенной формой государственного регулирования венчурной деятельности в Российской Федерации являются инвестиции, осуществляемые государственными институтами развития, которые можно подразделить на два типа:

1) вклад в уставный капитал компании — получателя венчурного капитала (государство выступает в роли венчурного инвестора);

2) вклад в уставный капитал венчурного инвестора (повышение капитализации венчурных фондов).

На инвестициях первого типа специализируется ОАО «Роснано», а на инвестициях второго типа — ОАО «Российская венчурная компания» [6]. Роснано инвестирует проекты на этапах их раннего и устойчивого роста, т.е. практически замещает деятельность венчурных фондов. Но финансирование осуществляется лишь в объемах, необходимых для создания привлекательных условий для частных инвесторов. Выход института развития из проекта происходит, как только частный капитал готов к самостоятельному финансированию проекта и возврат инвестиций может осуществляться на заранее установленных условиях.

В качестве основных целей деятельности Российской венчурной компании (далее — РВК) декларируются стимулирование развития венчурного инвестирования в России и увеличение капитала венчурных фондов. Через канал РВК государством стимулируются венчурные инвестиции посредством увеличения капитала частных фондов.

РВК осуществила в 2014 г. инвестиции общим объемом в 10 млрд руб. в 140 компаний. В соответствии со стратегией РВК основным показателем развития венчурного рынка в России являются объемы сделок по инвестированию в инновационные компании и венчурные фонды, а также сделок по слиянию и поглощению соответствующих активов [7].

Следует отметить, что оба института претендуют на статус структуры, координирующей меры по поддержке инноваций. При этом с точки зрения объемов инвестирования более влиятельным институтом выглядит Роснано. Однако, как показывает мировой опыт, по мере развития рынка венчурного капитала государственные вложения замещаются частными инвестициями. Учитывая вышеизложенное, можно ожидать, что в среднесрочной перспективе роль РВК как субъекта регулирования венчурной деятельности будет расти.

Методы косвенного государственного регулирования венчурной деятельности

Косвенное государственное регулирование венчурной деятельности в России включает:

1) финансирование имущественной инфраструктуры.

Одним из ключевых косвенных методов финансового регулирования венчурной деятельности является финансирование создания имущественной инфраструктуры инновационного предпринимательства. Согласно мировой практике развитие венчурных компаний осуществляется вокруг специализированных центров, обеспеченных необходимой инфраструктурой. Имущественные комплексы, соединяющие в себе элементы инфраструктуры, необходимой для развития малых инновационных предприятий, имеют вид технопарков, бизнес-инкубаторов или технополисов. Для эффективного развития венчурного бизнеса имущественный комплекс должен:

а) обладать офисными помещениями, предоставляемыми инновационным предприятиям на льготных условиях;

б) обеспечивать доступ к лабораториям, научному оборудованию;

в) возможность организации промышленного производства;

г) иметь производственные помещения, склады, соответствующую транспортную доступность;

д) находиться по близости от университета, обеспечивающего научную базу и квалифицированные кадры;

е) обладать выставочным центром, конференц-залами;

ж) иметь гостиницу, апартаменты, жилые помещения;

з) обладать рекреационной инфраструктурой;

2) предоставление налоговых льгот (освобождений) по уплате налогов.

Применяемые льготы можно подразделить на несколько групп: применяемые ко всем организациям и применяемые в рамках специальных налоговых режимов (режим функционирования особой экономической зоны либо Инновационного центра «Сколково»).

В первую очередь рассмотрим льготы по налогам и страховым взносам, применяемые ко всем инновационным организациям. К ним относятся:

а) освобождение от НДС при реализации НИОКР, относящихся к созданию новых или усовершенствованию существующих технологий, в том числе осуществляемых за счет средств бюджетов и специальных фондов;

б) освобождение от НДС при реализации прав на результаты интеллектуальной деятель -ности;

в) включение расходов на НИОКР в расчет налоговой базы. Так, расходы на НИОКР (в том числе не давшие положительного результата), относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции и направленные на развитие приоритетных технологий, подлежат налоговому учету у заказчика таких работ исходя из фактического размера расходов с коэффициентом 1,5 (по 120 видам НИОКР);

г) инвестиционный налоговый кредит, представляющий собой форму отсрочки уплаты налога на прибыль сроком до пяти лет на условиях возврата предоставленного кредита и начисленных процентов (по ставке не более % ставки рефинансирования Банка России);

д) пониженная ставка обязательных страховых взносов. Для компаний, занимающихся

№6/2015

разработкой программного обеспечения, совокупная ставка по всем взносам устанавливается в размере 14%.

Особыми льготами обладают резиденты Инновационного центра «Сколково»:

а) налоговые каникулы сроком на 10 лет по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество и земельному налогу;

б) возможность выбора по освобождению от НДС;

в) совокупная ставка по страховым взносам, устанавливаемая на уровне 14% для компаний, годовая выручка которых не превышает 1 млрд руб.;

г) право на ведение упрощенного бухгалтерского учета и предоставление в налоговые органы только отчета о прибылях и убытках для компаний, годовая выручка которых не превышает 1 млрд руб. [8];

3) возможность ускоренной амортизации основных средств.

Венчурным предпринимателям предоставляется возможность ускоренной амортизации основных средств посредством амортизационной премии — немедленного списания на расходы до 10% (для 3-7 амортизационных групп — до 30%) первоначальной стоимости основных средств и расходов капитального характера, а также возможность применения нелинейного метода начисления амортизации;

4) информационную, организационную и административную поддержку венчурных предпринимателей.

Предполагается финансирование институциональной инфраструктуры инновационного бизнеса [9]. Например, Фонд Сколково в качестве управляющей компании Инновационного центра предполагает оказывать различные виды поддержки инновационным компаниям: помощь в подготовке документации для получения гранта Фонда, бухгалтерское сопровождение, финансовое планирование, подбор персонала, юридическое обеспечение, кадровую и административную поддержку.

Соответствующую поддержку венчурным предпринимателям оказывает и Роснано. Инструмент поддержки институциональной инфраструктуры венчурной деятельности создан также в РВК. Советом директоров в июне 2010 г.

была одобрена концепция создания ООО «Инфраструктурные инвестиции РВК» (далее — Инфрафонд РВК). В начале 2011 г. Инфрафонд РВК начал свою работу. В качестве основной задачи он декларирует развитие организаций, обеспечивающих венчурные компании консалтинговыми услугами в области интеллектуальной собственности, юриспруденции, финансов, маркетинга и других. Таким образом, Инфрафонд РВК оказывает финансовую поддержку консалтинговым компаниям в сфере венчурной деятельности. Лимит выделяемых одной компании средств — 100 млн руб. Уставный капитал Фонда составляет 500 млн руб. (планируется увеличить его до 2 млрд руб.).

В 2011 г. появился еще один институт развития, которые может оказывать поддержку инновационным компаниям на этапе их устойчивого роста, — Агентство стратегических инициатив, созданное для поддержки среднего предпринимательства. В рамках направления «Новый бизнес» оно оказывает предпринимателям следующую поддержку:

а) содействует в продвижении и реализации проектов;

б) улучшает предпринимательский климат, выявляет и преодолевает имеющиеся барьеры развития бизнеса;

в) распространяет лучшие практики поддержки предпринимательства в субъектах Российской Федерации.

Финансирование этого Агентства осуществляется Внешэкономбанком в размере 100200 млн руб. в год. Отдельно необходимо отметить, что институты административной и организационной поддержки венчурного бизнеса действуют и на региональном уровне;

5) финансирование специальных образовательных проектов.

Создание творческой среды — это базовый элемент политики любого государства, ориентирующегося на развитие высоких технологий. Помимо восприимчивости к новейшим технологиям, менеджер венчурной компании должен учитывать особенности деятельности своей отрасли, быть готовым взаимодействовать с потенциальными инвесторами, а также с государственными институтами, созданными для оказания поддержки инновационного бизнеса.

Например, в Роснано осуществляется комплекс образовательных программ повышения квалификации и переподготовки специалистов. Одной из новых тенденций стало осуществление программ, ориентированных на сотрудников сразу нескольких проектных компаний. При этом проектные компании, формулируя запрос на подготовку кадров, все чаще делают акцент на образовательные программы, сочетающие специфические для компаний инженерно-технологические знания с формированием менеджерских и предпринимательских навыков в области управления инновациями, коммерциализации технологий.

Более масштабный проект реализуются в рамках создания Инновационного центра «Сколково». Помимо бизнес-школы, которая становится одним из ключевых элементов системы повышения квалификации предпринимателей и инвесторов в сфере венчурной деятельности, на территории Инновационного центра создается Сколковский институт науки и технологий. В июне 2011 г. заключено соглашение между фондом «Сколково» и Массачусетским технологическим институтом об организации совместного проектного обучения и обмене модулями в рамках программ MBA;

6) поддержка спроса на инновационную продукцию.

Значительную часть потенциального спроса на инновационную продукцию формируют крупные государственные компании. Ежегодные закупки 15 крупнейших компаний с государственным участием и госкорпораций оцениваются в 5% ВВП, т.е. порядка 2 трлн руб. Некоторые компании на сегодняшний день составляют системообразующую часть своей отрасли. Например, государственная корпорация «Росатом» фактически является единственным отечественным потребителем на рынке инноваций в сфере атомной энергетики

(и основным производителем таких инноваций в силу того, что основные научно-исследователь -ские ресурсы в данной отрасли консолидированы в рамках ОАО «Росатом»).

Предложения по развитию венчурной деятельности

Несмотря на значительную государственную поддержку инновационной сферы, необходимо, по нашему мнению, особое внимание уделять следующим мерам, способствующим развитию венчурного финансирования в России, а именно:

• созданию благоприятных условий и стимулов для сохранения российской юрисдикции инновационными компаниями;

• «тонкой настройке» налоговой системы в части поддержки развития инновационного бизнеса, например выделению высокотехнологичных стартапов в особую категорию предприятий, которая была бы освобождена от ежеквартальной отчетности и т.п.;

• совершенствованию законодательной системы защиты прав интеллектуальной собственности, созданию структур по ее коммерциализации. Создание в России центров трансфера технологий не только позволит более эффективно управлять интеллектуальной собственностью, но и может стать важным источником доходов для вузов и научных учреждений [8, с. 87];

• выработке критериев и инструментов повышения эффективности использования государственных средств, направляемых на поддержку российской науки;

• повышению качества стартапов и инновационных проектов. Данную проблему нужно решать путем формирования и накопления компетенций в институтах развития.

Литература

1. Ежегодный обзор венчурной индустрии России «MoneyTree™: Навигатор венчурного рынка» / MoneyTree™: Россия, 2014

2. PricewaterhouseCoopers / National Venture Capital Association Money Tree™ Report, Data: Thomson Reuters. URL: http://nvca.org.

3. Бурутин А.Г., Седаш Т.Н., Сетченкова Л. А. Особенности механизма финансирования инновационных процессов модернизации экономики // Финансы и кредит. 2012. № 33. С. 28-37.

4. Официальный сайт Фонда Бортника. URL: http://fasie.ru (дата обращения: 17.04.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Официальный сайт Инновационного центра «Сколково». URL: http//sk.ru (дата обращения: 10.04.2015).

№ 6/2015

6. Россия: курс на инновации. Открытый экспертно-аналитический отчет о ходе реализации «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» (Выпуск II), РВК, 2014.

7. Официальный сайт Российской венчурной компании. URL: http://www.rusventure.ru/ru/ (дата обращения: 16.05.2015).

8. Зинин В. Л. Создание Инновационного центра «Сколково» как комплексный метод государственного финансового регулирования венчурной деятельности // Экономика и управление: проблемы и решения (Часть II). Материалы международной заочной научно-практической конференции (21 ноября 2011 г.) Новосибирск: изд. «Сибирская ассоциация консультантов», 2011. С. 50-59.

9. Удальцова Н.Л., Басаев З.В. Источники финансирования инновационных проектов в России и за рубежом // Вопросы экономики и права. 2014. № 8. С. 85-88.

10. Актуальные проблемы развития налоговой системы России в первом десятилетии XXI века: монография / под науч. ред. Л.И. Гончаренко. М.: Финуниверситет, 2011. 316 с.

References

1. Annual Survey of venture capital industry in Russia «MoneyTree ™: Venture Market Navigator» [Ezhegodnyj obzor venchurnoj industrii Rossii «MoneyTree™: Navigator venchurnogo rynka»]/MoneyTree ™: Russia, 2014

2. PricewaterhouseCoopers / National Venture Capital Association Money Tree™ Report, Data: Thomson Reuters. URL: http://nvca.org.

3. Burutin A. G., Sedash T.N., Setchenkova L. A. Features of the mechanism of financing of innovative processes of modernization of economy [Osobennosti mehanizma finansirovanija innovacionnyh processov modernizacii jekonomiki]. Finance and credit, 2012, No 33, pp. 28-37.

4. The Official Website of the Bortnik Fund. URL: http://fasie.ru (accessed 17.04.2015)

5. The official website of the Innovation Center «Skolkovo». URL: http // sk.ru (accessed 04.10.2015).

6. Russia: a course on innovation. Outdoor expert- analytical report on the implementation of the «Strategy of innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020» (Issue II) [Rossija: kurs na innovacii. Otkrytyj jekspertno-analiticheskij otchet o hode realizacii «Strategii innovacionnogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda» (Vypusk II)], RVK, 2014.

7. The official website of the Russian Venture Company. URL: http://www.rusventure.ru (accessed 05.16.2015).

8. Zinin V. L. Creating Innovation Center «Skolkovo» as a comprehensive method of state regulation of the financial venture activities. [Sozdanie Innovacionnogo centra «Skolkovo» kak kompleksnyj metod gosudarstvennogo finansovogo regulirovanija venchurnoj dejatel'nosti]. Jekonomika i upravlenie: problemy i reshenija (Chast' II). Materialy mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (21 nojabrja 2011). Novosibirsk: Izdatel'stvo «Sibirskaja associacija konsul'tantov», 2011, pp. 50-59.

9. Udaltsova N. L., Basayev Z.V. Sources of financing innovative projects in Russia and abroad [Istochniki finansirovanija innovacionnyh proektov v Rossii i za rubezhom]. Voprosy jekonomiki i prava, 2014, No 8, pp. 85-88.

10. Actual problems of development of tax system of Russia in the first decade of the twenty-first century. The monograph / under the guidance of L. I. Goncharenko, Moscow, Financial University, 2011, p. 316.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.