Научная статья на тему 'Государственная инновационная политика, механизмы регулирования сферы инноваций в России'

Государственная инновационная политика, механизмы регулирования сферы инноваций в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2986
456
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / INNOVATIONS / INNOVATIVE ACTIVITY / ECONOMIC DEVELOPMENT / PUBLIC POLICY / NATIONAL SECURITY STATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Володин Виктор Михайлович, Тактарова Светлана Викторовна, Солдатова Светлана Сергеевна

Актуальность и цели. В данной статье рассмотрены основные принципы формирования государственной инновационной политики России на современном этапе ее развития. Анализ особенностей трансформации экономических, социальных и политических процессов в мире, частично выражающихся в усилении давления на Российскую Федерацию со стороны западных стран, диктует требования к активизации инновационной деятельности российских компаний и увеличении объемов финансирования сферы инноваций со стороны государства. Авторы особо подчеркивают важность и актуальность развития науки и инновационной сферы в военно-промышленном комплексе, как приоритетном направлении, являющемся элементом системы национальной безопасности государства. Материалы и методы. Реализация поставленных задач была достигнута на основе оценки и анализа основных форм государственной поддержки сферы инноваций, разработанных Правительством страны в соответствии со стратегией «Инновационная Россия 2020». Информационной базой исследования явилась статистическая информация, представленная на официальных сайтах Президента Российской Федерации, Правительства РФ, а также профильных Министерств РФ. Результаты. В результате исследования информации из средств массовой информации, официальных отчетов Правительства РФ, а также данных, характеризующих государственное участие в финансировании фундаментальных исследований, был выполнен критический анализ ситуации в российской сфере инноваций. Авторы подчеркивают, что специфика и особенности государственной поддержки инновационных разработок на сегодняшний день такова, что правительство уделяет внимание технологическому прорыву в военно-промышленном комплексе, в ущерб развитию гражданской науки, техники и технологий. Выводы. В данной статье представлены основные направления совершенствования государственной инновационной политики. Авторы подчеркивают необходимость модернизации методов и средств реализации государственной политики в сфере инноваций, увеличения объемов финансирования данного направления, повышения эффективности государственного управления инновационными процессами во всех сферах жизни человека, и прежде всего в системе обеспечения национальной безопасности страны, что является приоритетной задачей в условиях нагнетания русофобских настроений в ряде западных стран, нарастающего внешнеполитического давления на Россию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Володин Виктор Михайлович, Тактарова Светлана Викторовна, Солдатова Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE INNOVATION POLICY, MECHANISMS OF REGULATION OF THE SPHERE OF INNOVATIONS IN RUSSIA

Background. This article describes the main principles of formation of state innovation policy of Russia at the present stage of its development. The analysis of peculiarities of transformation of the economic, social and political processes in the world, partly reflected in increasing pressure on the Russian Federation from Western countries, dictates the requirements for activation of innovation activity of Russian companies and increase the financing of innovation by the state. The authors emphasize the importance and relevance of science and innovation sector in the military-industrial complex as a priority direction of a member of the national security system of the state. Materials and methods. Implementation of the tasks was achieved through the evaluation and analysis of the main forms of state support of innovations developed by the Government in accordance with the strategy “Innovative Russia 2020”. The study was statistical information presented on the official websites of the President of the Russian Federation, the Government of the Russian Federation and the profile Ministries of the Russian Federation. Results. The study of information from mass media, official records of the Government of the Russian Federation, as well as data characterizing the state participation in the funding of fundamental research was performed a critical analysis of the situation in the Russian sphere of innovation. The authors emphasize that the specifics and peculiarities of state support of innovative development to date is that the government pays attention to technological breakthroughs in the military-industrial complex, to the detriment of the development of civil science, engineering and technology. Conclusions. This article presents the main directions of improving the state innovation policy. The authors stress the necessity of modernization of methods and means of realization of the state policy in the sphere of innovations, increase in volumes of financing of this direction, improving the efficiency of state management of innovation processes in all spheres of human life, especially in the system of ensuring national security of the country, which is a priority in terms of discharge russophobian sentiment in several Western countries, the growing international pressure on Russia.

Текст научной работы на тему «Государственная инновационная политика, механизмы регулирования сферы инноваций в России»

УДК 338.23

Б01 10.21685/2072-3016-2018-2-18

В. М. Володин, С. В. Тактарова, С. С. Солдатова

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА, МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИИ! СФЕРЫ ИННОВАЦИЙ В РОССИИ

Аннотация.

Актуальность и цели. В данной статье рассмотрены основные принципы формирования государственной инновационной политики России на современном этапе ее развития. Анализ особенностей трансформации экономических, социальных и политических процессов в мире, частично выражающихся в усилении давления на Российскую Федерацию со стороны западных стран, диктует требования к активизации инновационной деятельности российских компаний и увеличении объемов финансирования сферы инноваций со стороны государства. Авторы особо подчеркивают важность и актуальность развития науки и инновационной сферы в военно-промышленном комплексе, как приоритетном направлении, являющемся элементом системы национальной безопасности государства.

Материалы и методы. Реализация поставленных задач была достигнута на основе оценки и анализа основных форм государственной поддержки сферы инноваций, разработанных Правительством страны в соответствии со стратегией «Инновационная Россия - 2020». Информационной базой исследования явилась статистическая информация, представленная на официальных сайтах Президента Российской Федерации, Правительства РФ, а также профильных Министерств РФ.

Результаты. В результате исследования информации из средств массовой информации, официальных отчетов Правительства РФ, а также данных, характеризующих государственное участие в финансировании фундаментальных исследований, был выполнен критический анализ ситуации в российской сфере инноваций. Авторы подчеркивают, что специфика и особенности государственной поддержки инновационных разработок на сегодняшний день такова, что правительство уделяет внимание технологическому прорыву в военно-промышленном комплексе, в ущерб развитию гражданской науки, техники и технологий.

Выводы. В данной статье представлены основные направления совершенствования государственной инновационной политики. Авторы подчеркивают необходимость модернизации методов и средств реализации государственной политики в сфере инноваций, увеличения объемов финансирования данного направления, повышения эффективности государственного управления инновационными процессами во всех сферах жизни человека, и прежде всего в системе обеспечения национальной безопасности страны, что является приоритетной задачей в условиях нагнетания русофобских настроений в ряде западных стран, нарастающего внешнеполитического давления на Россию.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, экономическое развитие, государственная политика, национальная безопасность государства.

© 2018 Володин В. М., Тактарова С. В., Солдатова С. С. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by/ 4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.

V. M. Volodin, S. V. Taktarova, S. S. Soldatova

STATE INNOVATION POLICY, MECHANISMS OF REGULATION OF THE SPHERE OF INNOVATIONS IN RUSSIA

Abstract.

Background. This article describes the main principles of formation of state innovation policy of Russia at the present stage of its development. The analysis of peculiarities of transformation of the economic, social and political processes in the world, partly reflected in increasing pressure on the Russian Federation from Western countries, dictates the requirements for activation of innovation activity of Russian companies and increase the financing of innovation by the state. The authors emphasize the importance and relevance of science and innovation sector in the military-industrial complex as a priority direction of a member of the national security system of the state.

Materials and methods. Implementation of the tasks was achieved through the evaluation and analysis of the main forms of state support of innovations developed by the Government in accordance with the strategy "Innovative Russia - 2020". The study was statistical information presented on the official websites of the President of the Russian Federation, the Government of the Russian Federation and the profile Ministries of the Russian Federation.

Results. The study of information from mass media, official records of the Government of the Russian Federation, as well as data characterizing the state participation in the funding of fundamental research was performed a critical analysis of the situation in the Russian sphere of innovation. The authors emphasize that the specifics and peculiarities of state support of innovative development to date is that the government pays attention to technological breakthroughs in the military-industrial complex, to the detriment of the development of civil science, engineering and technology.

Conclusions. This article presents the main directions of improving the state innovation policy. The authors stress the necessity of modernization of methods and means of realization of the state policy in the sphere of innovations, increase in volumes of financing of this direction, improving the efficiency of state management of innovation processes in all spheres of human life, especially in the system of ensuring national security of the country, which is a priority in terms of discharge rus-sophobian sentiment in several Western countries, the growing international pressure on Russia.

Key words: innovations, innovative activity, economic development, public policy, national security state.

Государственная инновационная политика - это система взаимозависимых целей и задач, которые решает государство в сфере инноваций, а также формы и направления работы органов государственной власти в области научно-исследовательской, опытно-конструкторской деятельности (НИОКР). Инновационная политика государства является неотъемлемой частью стратегии социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу.

Современная государственная инновационная политика России сформирована с учетом следующих принципов [1, 2]:

- инновационная деятельность является приоритетным направлением, способствующим росту эффективности национального производства, техно-

логическому развитию и повышению конкурентоспособности наукоемкой продукции и, как следствие, улучшению качества жизни населения страны;

- процесс государственного регулирования и корректировки направления инновационной деятельности хозяйствующих субъектов должен быть реализован в сочетании с эффективным функционированием рыночного механизма, обеспечивающего свободную конкуренцию в инновационной сфере;

- государственные финансовые ресурсы должны быть сконцентрированы на поддержке инновационной деятельности по созданию и коммерциализации базисных инноваций, которые обеспечат существенные структурные сдвиги в экономике или будут основой принципиально новых качественных изменений в технике и технологиях;

- государство, посредством реализации рациональной инновационной политики, должно создать условия для развития рыночных отношений в инновационной сфере, т.е. государство несет ответственность за обеспечение конкуренции на рынке инноваций;

- сочетание рациональной инновационной политики с грамотной инвестиционной госпрограммой является условием возникновения благоприятного инвестиционного климата в стране, в том числе и в сфере инновационной деятельности;

- государство несет ответственность за международное сотрудничество России в инновационной сфере, в частности за соблюдение авторских прав на инновационные разработки российских ученых;

- инновационная политики государства должна быть направлена на укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности России.

В Федеральном законе «Государственная поддержка инновационной деятельности» прописано: «Государство оказывает поддержку инновационной деятельности в целях модернизации российской экономики, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках, улучшения качества жизни населения» [2], при этом в данном законе указаны основные положения, определяющие государственную поддержку инноваций [2]:

- точная формулировка целей при планировании и реализации мер государственной поддержки в программе инновационного развития страны;

- наличие господдержки на всех стадиях инновационной деятельности, в том числе ее доступность для субъектов малого и среднего инновационного бизнеса;

- развитие инновационной инфраструктуры в стране, нацеленной на опережающее развитие как отдельного региона (территория опережающего развития), так и экономики государства в целом;

- обеспечение публичности, прозрачности и понятности для всего общества программы государственной поддержки инновационной деятельности, что может быть реализовано посредством размещения информации об оказываемых мерах господдержки инноваций в средствах массовой информации, а также в информационной сети Интернет;

- приоритетность процесса коммерциализации и диффузии результатов инновационной деятельности, что однозначно будет способствовать дальнейшему развитию инновационной сферы;

- использование рыночных инструментов, механизмов государственно-частного партнерства и методов прямого финансирования инновационной сферы из средств федерального бюджета, что позволит защитить права частных интересов, обеспечит целевое использование бюджетных средств по программе господдержки сферы инноваций;

- приоритет роста эффективности господдержки инновационной деятельности субъектов российской экономики для целей социально-экономического развития Российской Федерации.

Правительством РФ в 2011 г. была разработана стратегия «Инновационная Россия - 2020», в которой определены «двадцать ключевых факторов успеха», способствующих развитию экономики государства [1]. В качестве приоритетных направлений модернизации механизмов государственного регулирования и координации экономических, политических и социальных процессов в разработанной Правительством РФ стратегии были определены: государство; инфраструктура; территории инноваций; инновационный бизнес; инновационный человек; эффективная наука; политика; глобализация [1].

Стратегия «Инновационная Россия - 2020» декларирует, что «Россия ставит перед собой амбициозные цели долгосрочного развития - обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. <.. .> Подобная постановка задачи означает, в свою очередь, необходимость формирования экономики лидерства и инноваций. Количественные параметры такой экономики: к 2020 г. доля России на глобальных рынках высокотехнологичных и интеллектуальных услуг по 5-7 позициям должна быть в размере 5-10 %, при этом увеличение доли высокотехнологичного сектора в ВВП страны планируется с 13 до 17-18 %, также прогнозируется рост доли инновационной продукции в совокупном объеме продукции промышленности в четыре-пять раз, а доля инновационных предприятий должна составить не менее 40-50 %» [1].

На сегодняшний день, согласно отчетам, опубликованным на официальном сайте Правительства РФ [1], при реализации утвержденной стратегии развития «Инновационная Россия - 2020» не получилось переломить ряд значимых негативных тенденций в экономике страны:

1) не удалось кардинально ускорить процесс интеграции российской инновационной системы в глобальное экономическое пространство, что отчасти связано с внешним давлением на экономику России в виде экономических санкций и политического шантажа со стороны западных держав;

2) к сожалению, не получилось создать адекватную конкурентную среду, стимулирующую использование инноваций (новаций, научных открытий) в производственно-коммерческой деятельности российских компаний, и, как следствие, инвестиционная активность экономических субъектов в сфере инноваций в России остается по-прежнему на низком уровне;

3) не в полной мере были отлажены механизмы кооперации и взаимодействия науки и бизнеса, что не позволило повысить уровень коммерциализации российских научных разработок (инноваций);

4) не совсем корректно созданы механизмы оценки экономической эффективности процесса финансирования научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности вузов, НИИ, научно-производственных орга-

низаций за счет средств государственного бюджета, поэтому нет четкой ответственности данных субъектов за дистрибуцию инноваций;

5) не решена проблема кадрового обеспечения инновационных организаций, и поэтому зачастую процесс реализации инновационного проекта сталкивается не только с финансовыми трудностями, но и с нехваткой квалифицированных кадров. Надо отметить, что в целом российская наука нуждается в омоложении научных кадров.

Следствием данных нерешенных проблем является низкий спрос на инновации во всей российской экономике, а особенно в сельском хозяйстве, отраслях легкой и перерабатывающей промышленности. Несколько активизировалась отрасль машиностроения, положительную роль в которой сыграла «Государственная программа импортозамещения» [1], нацеленная на внедрение собственных новых разработок инновационного оборудования и технологий, как бы в противовес популярной в 1990-х стратегии закупки готового импортного оборудования и технологий. «Программа импортозамещения», сформированная Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг РФ), направлена на отказ от импортной продукции в следующих отраслях: радиоэлектронике и электротехнике; судостроитель-стве; гражданском авиастроении; станкостроении; химической, фармацевтической, медицинской промышленности; нефтегазовом и энергетическом комплексе; сельскохозяйственном машиностроении; машиностроении для пищевой и перерабатывающей промышленности. Планируется, что к 2020 г. доля российских товаров на внутреннем рынке должна быть от 70 до 80 %, а в сельскохозяйственной и пищевой промышленности 100 %.

К сожалению, на сегодняшний день инновационная составляющая не стала определяющим фактором развития нашей страны, доля России не превышает 0,3 % от мирового производства наукоемкой продукции [3]. Сильные позиции в данной сфере по-прежнему занимают такие страны, как США, Великобритания, Германия, Франция, Япония, совокупная доля этих стран в общем мировом объеме наукоемкой продукции составляет 80-90 % [3-5].

Как известно, инновации, основанные на научных открытиях, зарождаются в системе НИОКР, особенно в той части, которая сопряжена с фундаментальными исследованиями. Государственное участие в финансировании системы НИОКР в годы существования СССР было стопроцентным. Также СССР лидировал в таком показателе, как численность занятых в науке специалистов с высшим профессиональным образованием, а также лиц, имеющих ученое звание (кандидат, доктор наук). Возможно, именно поэтому в космос первым полетел советский человек, да и на долю СССР приходилась четверть всех изобретений в мире. Например, в 1987 г. в СССР было зарегистрировано 83,7 тыс. научных изобретений, в то же время в США - 82,9 тыс., в Японии - 62,4 тыс., в Германии и Великобритании - по 28,7 тыс. [5]. Далее грянула перестройка, разрушение СССР, последующие «лихие» 90-е гг. и, как результат, почти полный развал российской науки. В результате наше государство экономически ослабло, утратило не только политические позиции в мире, но и перестало восприниматься сильными державами как конкурент в сфере инноваций.

Безусловно, в настоящее время Правительство РФ предпринимает активные попытки преломить данную ситуацию, но государственное финанси-

рование фундаментальных исследований по-прежнему осуществляется не на должном уровне. Всего на гражданскую науку в 2017 г. было потрачено около 336 млрд руб. из федерального бюджета РФ (примерно на 25 % меньше, чем в 2014 г., до введения экономических санкций), при этом только 117,5 млрд руб. пошли на фундаментальные научные исследования [3, 4]. Крупнейшим получателем бюджетных средств является Федеральное агентство научных организаций (ФАНО): ему выделены 67,5 млрд руб. при общем объеме финансирования ФАНО в 74,6 млрд руб. [3], необходимо подчеркнуть, что финансирование продолжает снижаться, несмотря на утвержденную стратегию «Инновационная Россия - 2020» (в 2016 г. бюджет ФАНО составлял около 86 млрд руб., из них 72,5 млрд руб. - бюджетные средства [3]).

Еще одним крупным получателем государственных средств на гражданскую науку является НИЦ «Курчатовский институт»: эта организация в 2017 г. получила из бюджета 13,5 млрд руб., в том числе 3 млрд руб. на фундаментальные научные исследования и 9,4 млрд руб. на прикладные исследования в области общегосударственных вопросов [4].

В сфере прикладных исследований лидером остается «Роскосмос», так как по статье «Прикладные научные исследования в области национальной экономики» государственное финансирование в 2017 г. оценивается в 85,6 млрд руб. [6]. В качестве приоритетных направлений государственной поддержки прикладных исследований в области гражданской науки, развития техники и технологий выделены: «Государственная космическая программа» - финансирование в 2017 г. в размере 90,2 млрд руб.; «Гражданское авиастроение» - 24,6 млрд руб. [6].

Финансирование Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в 2017 г. наблюдалось на уровне 2016 г. в размере 11,6 млрд руб. [1, 6], что противоречит президентскому Указу № 599 от 7 мая 2012 г., который предписывает увеличить бюджетное финансирование РФФИ к 2018 г. до 25 млрд руб. [7].

Ситуация с государственным финансированием инновационных разработок в военно-промышленном комплексе за последние пять-семь лет немного улучшилась. Так, на правительственном совещании 19.05.2017 прозвучала государственная доктрина, связанная с формированием новой госпрограммы вооружений до 2025 г. На данном заседании Президент РФ В. В. Путин озвучил: «. программа закупки вооружения для отдельных видов Вооруженных сил и родов войск. может составить около 17 трлн руб.» [7]. Также Президент особо подчеркнул, что для успешной реализации госпрограммы необходимы фундаментальные исследования и модернизация системы управления НИОКР оборонного назначения в целях ее адаптации к сложной ситуации финансово-экономических ограничений. Практическая реализация госпрограммы, в частности, в области фундаментальных исследований, направленных на качественно новый прорыв в военных технологиях, возложена на Фонд перспективных исследований. Необходимо отметить, что НИОКР военного назначения из государственного бюджета финансируется в полной мере [1, 7, 8].

Однозначно, это правильная позиция руководства страны, учитывающая сложную внешнеполитическую ситуацию, русофобские настроения на западе и искусственное нагнетание антироссийских настроений вокруг наших

границ. В суровых экономических условиях ограничения бюджетного финансирования ряда статей расходов экономить на науке и инновациях, которые работают на обеспечение национальной обороноспособности государства, -совершенно недальновидная политика. Отчасти поэтому на господдержку гражданской науки приходится малая доля государственного внимания, выражающаяся в применении стимулирующих косвенных механизмов активизации инновационной деятельности. В российском законодательстве предусмотрен ряд налоговых льгот для субъектов, реализующих инновационные проекты и осуществляющих научно-техническую деятельность на территории Российской Федерации:

1) инвестиционный налоговый кредит предусматривает возможность отсрочки налоговых платежей на начальном этапе реализации инновационного проекта;

2) льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС), льготы по земельному налогу для некоторых субъектов инновационной деятельности;

3) льготы по налогу на прибыль для следующих субъектов: участникам проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации инноваций (центр «Сколково»); для организаций участников Особой экономической зоны в Магаданской области; участникам свободной экономической зоны Республики Крым и города федерального значения Севастополя; для резидентов территории опережающего социально-экономического развития свободного порта Владивосток [1, 7].

Таким образом, роль государства как координатора инновационных процессов проявляется в его функциях:

а) распределительная функция - распределение финансовых ресурсов на научные исследования и инновации как в гражданской науке, так и научных исследованиях и разработках военного характера;

б) стимулирующая функция - поощрение конкуренции в сфере инновационной деятельности, предоставление налоговых льгот участникам инновационных проектов, развитие научно-инновационной инфраструктуры в стране;

в) правовое обеспечение: государство упорядочивает инновационную деятельность посредством совершенствования законодательной базы в данной сфере;

г) информационное обеспечение: государство должно способствовать коммерциализации инноваций, распространению нововведений во всех сферах жизни человека, информатизации и компьютеризации общества;

д) обеспечение общественного статуса: реклама инновационной деятельности, как наиболее перспективного бизнеса, пропаганда научно-технических достижений и открытий в средствах массовой информации, повышение престижа научной деятельности и высшего образования в целом;

е) защита интересов российских инноваций: государство должно быть гарантом обеспечения авторских прав отечественных новаторов на международной арене, при этом оно должно максимально защищать интересы российских товаропроизводителей (производителей инновационных продуктов и услуг) на внутреннем рынке.

Все это по своей совокупности позволит Российской Федерации радикально преобразовать собственную экономику, нацелить ее на формирование нового технологического ядра, на обновление производственной сферы, на

обеспечение технологической безопасности государства. При этом инновационная политика страны направлена на повышение инвестиционной активности в систему НИОКР, на научно-техническое развитие и координацию инновационной деятельности всех хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации.

Учитывая все сказанное выше, еще раз подчеркнем, что если Правительство страны не на «бумаге», а в практической деятельности реализует все, что прописано в стратегии «Инновационная Россия - 2020», то наше государство совершит инновационный прорыв (в российской истории были подобные примеры: индустриализация СССР в 30-х гг. ХХ в.; скачок в развитии наукоемких отраслей промышленности СССР в 50-60-е гг. ХХ в.). Инновационный прорыв позволит изменить инерционно-сырьевой вектор развития экономики России, обеспечить достойный уровень жизни граждан, что само по себе будет гарантировать стабильность социально-политической обстановки в стране.

При таком сценарии развития ситуации Российская Федерация будет надежно защищена от внешнего посягательства на ее суверенитет и независимость, так как все потенциальные агрессоры увидят силу и мощь нашего государства, выражающуюся в способности отстоять свои интересы и территориальную целостность. К сожалению, современный мир воспринимает на равных только сильные государства как в экономическом, так и в военном смысле. Поэтому государственная инновационная политика должна быть нацелена на укрепление обороноспособности России.

Библиографический список

1. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. - URL: http://govern ment.ru/

2. О внесении изменений в ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике : Федер. закон от 21.07.2011 № 254-ФЗ, Глава IV.1. Государственная поддержка инновационной деятельности. - URL: https://giod.consultant.ru/page.aspx? 1567338

3. Государственное финансирование инновационной деятельности в российской экономике. - URL: http://www.ibl.ru/konf/130510/39.html

4. Осадчиков, И. С. Государственное финансовое стимулирование инновационной деятельности в инновационной сфере / И. С. Осадчиков // ЭГО: Экономика, государство, общество. Электронный журнал научных публикаций студентов и молодых ученых. - 2016. - № 1. - URL: http://ego.uapa.ru/ru/issue/2016/04/!/

5. Бердашкевич, А. П. Российская наука: состояние и перспективы / А. П. Бер-дашкевич. - URL: http://ecsocman.hse.ru/data/871/013/1220/016.BERDASHKEVIT CH.pdf

6. Демина, Н. Основной удар придется на московские и петербургские институты / Н. Демина // ПОЛИТ.РУ. - URL: http://polit.ru/article/2016/12/29/onishenko/

7. Официальный сайт Президента Российской Федерации В. В. Путина. - URL: http://www.kremlin.ru/

8. Финансирование оборонных научно-исследовательских работ в России увеличится. - URL: http://bmpd.livejournal.com/2623149.html

References

1. Ofitsial'nyy sayt Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii [Official website of the Government of the Russian Federation]. Available at: http://government.ru/

2. O vnesenii izmeneniy v FZ «O nauke i gosudarstvennoy nauchno-tekhnicheskoy poli-tike: Feder. zakon ot 21.07.2011 № 254-FZ, Glava IV.1. Gosudarstvennaya podderzhka innovatsionnoy deyatel'nosti [On amendment to the Federal Law "On science and state science and technology policy: Federal Law from 21.07.2011 № 254-FZ, Chapter IV.1. State support of innovation]. Available at: https://giod.consultant.ru/page.aspx71567338

3. Gosudarstvennoe finansirovanie innovatsionnoy deyatel'nosti v rossiyskoy ekonomike [State financing of innovation activities in the Russian economy]. Available at: http:// www.ibl.ru/konf/130510/39.html

4. Osadchikov I. S. EGO: Ekonomika, gosudarstvo, obshchestvo. Elektronnyy zhurnal nauchnykh publikatsiy studentov i molodykh uchenykh [ESS: Economy, state, society. Electronic journal of scientific publications of students and young scientists]. 2016, no. 1. Available at: http://ego.uapa.ru/ru/issue/2016/04/1/

5. Berdashkevich A. P. Rossiyskaya nauka: sostoyanie i perspektivy [Russian science: state and prospects]. Available at: http://ecsocman.hse.ru/data/871/013/1220/016.BER DASHKEVITCH.pdf

6. Demina N. Osnovnoy udar pridetsya na moskovskie i peterburgskie instituty [The main blow will be in Moscow and St. Petersburg institutions]. POLIT.RU. Available at: http://polit.ru/article/2016/12/29/onishenko/

7. Ofitsial'nyy sayt Prezidenta Rossiyskoy Federatsii V. V. Putina [The official website of the President of the Russian Federation V. V. Putin]. Available at: http://www. kremlin.ru/

8. Finansirovanie oboronnykh nauchno-issledovatel'skikh rabot v Rossii uvelichitsya [Financing of defense research projects in Russia will increase]. Available at: http:// bmpd.livejournal.com/2623149.html

Володин Виктор Михайлович доктор экономических наук, профессор, кафедра менеджмента и экономической безопасности, декан факультета экономики и управления, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: ieu@pnzgu.ru

Тактарова Светлана Викторовна

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента и экономической безопасности, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: staktarova@yandex.ru

Солдатова Светлана Сергеевна кандидат экономических наук, доцент, кафедра менеджмента и экономической безопасности, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: sssoldatova@mail.ru

Volodin Viktor Mikhaylovich Doctor of economic sciences, professor, department of management and economic security, dean of the faculty economics and management, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Taktarova Svetlana Viktorovna Candidate of economic sciences, associate professor, head of the department of management and economic security, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Soldatova Svetlana Sergeevna Candidate of economic sciences, associate professor, department of management and economic security, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

УДК 338.23 Володин, В. М.

Государственная инновационная политика, механизмы регулирования сферы инноваций в России / В. М. Володин, С. В. Тактарова, С. С. Солдатова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2018. - № 2 (46). - С. 154-163. - Б01 10.21685/20723016-2018-2-18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.