Научная статья на тему 'Стратегия инновационного развития промышленных предприятий (машиностроительной отрасли) Пензенского региона'

Стратегия инновационного развития промышленных предприятий (машиностроительной отрасли) Пензенского региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
465
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ОТРАСЛЬ МАШИНОСТРОЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / STRATEGY / INNOVATION ACTIVITY / INNOVATIONS / INVESTMENTS / INDUSTRIES / INDUSTRY ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Володин Виктор Михайлович, Солдатова Светлана Сергеевна, Скворцова Валентина Алексеевна, Скворцов Алексей Олегович, Будина Валентина Ивановна

Актуальность и цели. В данной статье рассмотрены основные принципы разработки стратегии инновационного развития промышленных предприятий; проанализированы статистические данные, характеризующие общее состояние промышленности Пензенской области, а также уровень инновационной активности машиностроительных предприятий; выявлена и обоснована необходимость совместной работы органов государственной власти и высшего менеджмента хозяйствующих субъектов в целях повышения эффективности процесса стратегического развития инновационной сферы. Авторы подчеркивают важность и актуальность стратегии развития высокотехнологичного, конкурентоспособного промышленного производства в Пензенском регионе в рамках реализации утвержденной Президентом РФ программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Материалы и методы. Реализация поставленных задач авторами была достигнута на основе анализа теоретической и методологической базы стратегического управления инновационной сферой; изучения нормативно-правовой документации по данной тематике; исследования официальной статистики показателей, характеризующих уровень развития промышленности Пензенской области и отдельных ведущих машиностроительных предприятий региона. Результаты. Авторами обоснована необходимость модернизации стратегии развития промышленных предприятий Пензенской области, перевод ее на принципиально новый качественный уровень, позволяющий сформировать технологические платформы для интенсификации инновационных преобразований в производственно-коммерческой деятельности субъекта, учитывающий специфику и особенности современной внешнеполитической обстановки, которая характеризуется обострением глобальной конкуренции, политической напряженностью и экономическим давлением на Россию со стороны ряда западных держав. Выводы. Авторы статьи подчеркивают, что стратегия инновационного развития промпредприятий должна быть направлена на повышение конкурентоспособности высокотехнологичных товаров российского производства, что позволит не только реализовать правительственную программу по импортозамещению в отраслях, обеспечивающих экономическую безопасность страны, а также направит вектор развития российских промышленных предприятий на экспортную деятельность. При этом авторы уточняют роль федеральной и региональной власти в процессе стратегического развития инновационной сферы Пензенского региона; предлагают оптимизировать механизмы государственной поддержки инновационной деятельности машиностроительных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Володин Виктор Михайлович, Солдатова Светлана Сергеевна, Скворцова Валентина Алексеевна, Скворцов Алексей Олегович, Будина Валентина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRATEGY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISES (ENGINEERING BRANCH) IN PENZA REGION

Background. This article describes the main principles of development of strategy of innovative development of industrial enterprises; statistical data describing the General state of the industry of the Penza region, as well as the level of innovation activity of engineering enterprises; identified and the necessity of joint work of state authorities and top management of economic entities to enhance the effectiveness of the strategic development process of the innovation. The authors emphasize the importance and relevance of the development strategy of high-tech, competitive industrial production in the Penza region in the framework of implementation approved by the RF President program “the Digital economy of the Russian Federation”. Materials and methods. Implementation of the tasks, the authors reached on the basis of analysis of theoretical and methodological bases of strategic management of innovation field; study of legal documents on the subject; study of official statistics of the indicators characterizing the level of development of the industry of the Penza region and the leading engineering companies in the region. Results. The authors justified the necessity of upgrading of the development strategy of industrial enterprises of the Penza region, the transition to a fundamentally new qualitative level, in order to form a technological platform for the intensification of innovative transformations in the production and commercial activities of the entity, taking into account the specifics and peculiarities of the current foreign policy situation, which is characterized by the aggravation of global competition, political tensions and economic pressure on Russia by a number of Western powers. Conclusions. The authors emphasize that the strategy of innovative development of industrial enterprises should be directed on increase of competitiveness of high-tech Russian goods, which will allow not only to implement the government program on import substitution in the industry, ensuring economic security of the country and will send a vector of development of Russian industrial enterprises on export activity. The authors clarify the role of the Federal and regional authorities in the process of strategic development of the innovation sphere of the Penza region; propose to optimize the mechanisms of state support of innovative activity of engineering enterprises.

Текст научной работы на тему «Стратегия инновационного развития промышленных предприятий (машиностроительной отрасли) Пензенского региона»

УДК 332.02; 338.45

Б01: 10.21685/2072-3016-2017-4-20

В. М. Володин, С. С. Солдатова, В. А. Скворцова, А. О. Скворцов, В. И. Будина

СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ) ПЕНЗЕНСКОГО РЕГИОНА

Аннотация.

Актуальность и цели. В данной статье рассмотрены основные принципы разработки стратегии инновационного развития промышленных предприятий; проанализированы статистические данные, характеризующие общее состояние промышленности Пензенской области, а также уровень инновационной активности машиностроительных предприятий; выявлена и обоснована необходимость совместной работы органов государственной власти и высшего менеджмента хозяйствующих субъектов в целях повышения эффективности процесса стратегического развития инновационной сферы. Авторы подчеркивают важность и актуальность стратегии развития высокотехнологичного, конкурентоспособного промышленного производства в Пензенском регионе в рамках реализации утвержденной Президентом РФ программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Материалы и методы. Реализация поставленных задач авторами была достигнута на основе анализа теоретической и методологической базы стратегического управления инновационной сферой; изучения нормативно-правовой документации по данной тематике; исследования официальной статистики показателей, характеризующих уровень развития промышленности Пензенской области и отдельных ведущих машиностроительных предприятий региона.

Результаты. Авторами обоснована необходимость модернизации стратегии развития промышленных предприятий Пензенской области, перевод ее на принципиально новый качественный уровень, позволяющий сформировать технологические платформы для интенсификации инновационных преобразований в производственно-коммерческой деятельности субъекта, учитывающий специфику и особенности современной внешнеполитической обстановки, которая характеризуется обострением глобальной конкуренции, политической напряженностью и экономическим давлением на Россию со стороны ряда западных держав.

Выводы. Авторы статьи подчеркивают, что стратегия инновационного развития промпредприятий должна быть направлена на повышение конкурентоспособности высокотехнологичных товаров российского производства, что позволит не только реализовать правительственную программу по импортоза-мещению в отраслях, обеспечивающих экономическую безопасность страны, а также направит вектор развития российских промышленных предприятий на экспортную деятельность. При этом авторы уточняют роль федеральной и региональной власти в процессе стратегического развития инновационной сферы Пензенского региона; предлагают оптимизировать механизмы государственной поддержки инновационной деятельности машиностроительных предприятий.

Ключевые слова: стратегия, инновационная деятельность, инновации, инвестиции, промышленность, отрасль машиностроения, экономическое развитие.

V. M. Volodin, S. S. Soldatova, V. A. Skvortsova, A. O. Skvortsov, V. I. Budina

THE STRATEGY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISES (ENGINEERING BRANCH)

IN PENZA REGION

Abstract.

Background. This article describes the main principles of development of strategy of innovative development of industrial enterprises; statistical data describing the General state of the industry of the Penza region, as well as the level of innovation activity of engineering enterprises; identified and the necessity of joint work of state authorities and top management of economic entities to enhance the effectiveness of the strategic development process of the innovation. The authors emphasize the importance and relevance of the development strategy of high-tech, competitive industrial production in the Penza region in the framework of implementation approved by the RF President program "the Digital economy of the Russian Federation".

Materials and methods. Implementation of the tasks, the authors reached on the basis of analysis of theoretical and methodological bases of strategic management of innovation field; study of legal documents on the subject; study of official statistics of the indicators characterizing the level of development of the industry of the Penza region and the leading engineering companies in the region.

Results. The authors justified the necessity of upgrading of the development strategy of industrial enterprises of the Penza region, the transition to a fundamentally new qualitative level, in order to form a technological platform for the intensification of innovative transformations in the production and commercial activities of the entity, taking into account the specifics and peculiarities of the current foreign policy situation, which is characterized by the aggravation of global competition, political tensions and economic pressure on Russia by a number of Western powers.

Conclusions. The authors emphasize that the strategy of innovative development of industrial enterprises should be directed on increase of competitiveness of hightech Russian goods, which will allow not only to implement the government program on import substitution in the industry, ensuring economic security of the country and will send a vector of development of Russian industrial enterprises on export activity. The authors clarify the role of the Federal and regional authorities in the process of strategic development of the innovation sphere of the Penza region; propose to optimize the mechanisms of state support of innovative activity of engineering enterprises.

Key words: strategy, innovation activity, innovations, investments, industries, industry economic development.

В условиях глобальной конкуренции, усиления политического и экономического давления на Россию со стороны ряда западных держав перед правительством государства остро стоит вопрос активизации инновационного развития экономики страны. На решение данной проблемы направлена «Стратегии инновационного развития России на период до 2020 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р) [1], в которой определен вектор социально-экономического развития и направления институциональных преобразований, нацеленных на укрепление конкурентоспособности российского товаропроизводителя, усиление наукоемкости

производимой промышленной продукции и обеспечение национальной безопасности страны [2-4].

Правительство Пензенской области в рамках реализации утвержденного государственного курса инновационного развития, а также в целях создания благоприятной социально-экономической среды, обеспечивающей получение стратегических конкурентных преимуществ для промышленности региона, разработало и утвердило «Стратегию инновационного развития Пензенской области до 2021 года и прогнозный период до 2030 года» [5, 6]. Необходимо отметить, что данный документ, разработанный достаточно грамотно, прописывающий точки опоры для инновационного развития региона, требует максимального внимания и немалых усилий для эффективного применения в практической деятельности как самого правительства области, так и каждого промышленного предприятия в отдельности.

Стратегия развития промышленных предприятий региона должна опираться на создание промышленных кластеров, объединяющих научно-производственный потенциал предприятий машиностроения и металлургии, которые способны производить продукцию, не имеющую аналогов российского производства: крупнотоннажное оборудование, трубопроводная арматура для добычи, транспортировки и переработки газа, нефти и нефтепродуктов. С учетом экономических санкций, частичного запрета импорта в Российскую Федерацию некоторых категорий машиностроительных товаров (Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 656) [1], пензенские производители компрессорного оборудования, продукции станкостроения и специализированной техники находятся в выгодном конкурентном положении, выражающемся в том, что само государство оказывает прямую финансовую поддержку данной отрасли (в 2016 г. Фондом развития промышленности РФ было выделено 1064,9 млн руб. [7]), а также применялись механизмы косвенной поддержки отечественного машиностроения и станкостроения через программы импортозамещения и экспортоориентирования [1].

Необходимо отметить, что данные программы за прошедшие три года дали неплохие результаты: например, индекс роста производства машиностроительного комплекса составил 15-20 %; в 2016 г. совокупный объем российского рынка нефтегазового оборудования составил 480 млрд руб., при этом на долю отечественных производителей пришлось 251 млрд руб.; за этот же период доля машиностроения в несырьевом экспорте РФ оценивается в 50 %, увеличение экспорта легковых автомобилей оценивается в два раза, механического оборудования - на 24,6 % [7].

В течение анализируемого периода позитивные результаты показала отрасль машиностроения, являющаяся ведущей отраслью промышленности Пензенской области (табл. 1, составленная на основе результатов исследования официальной статистики [8]).

Машиностроительную отрасль Пензенского региона представляют более 60 крупных и средних промышленных предприятий, крупнейшими из которых являются [5, 6, 9]:

1) ОАО «Пензтяжпромарматура» - ведущий российский производитель трубопроводной арматуры, используемой в атомной и тепловой энергетике, в секторе нефтяной и газовой добычи и транпортировке, металлургической и химической промышленности;

ю

Таблица 1

Показатели развития промышленности Пензенской области

Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Индекс физического объема ВРП (в сопоставимых ценах в процентах к предыдущему году) 95,3 101,8 107,9 106,7 104,6 103,5 103,9

ВРП в текущих ценах, млн руб., в том числе: 147 185,1 172 166,7 213 401,2 239 962,5 270 436,8 295 238,7 336 489,8

- в обрабатывающем производстве, млн руб. 34 113,9 40 224,7 45 562,6 56 714,5 55 479,1 64 601,6 34 113,9

- в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, млн руб. 6052,7 7170,1 8363,3 7471,5 8738,2 12 628,1 11 401,6

Совокупный экспорт региона, в процентах к предыдущему году 84,3 129,6 131,8 67,2 82,9 193,3 96,0

Доля экспорта машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме экспорта, % 55,7 44,5 47,8 60,8 44,1 34,3 71,3

Совокупный импорт региона, в процентах к предыдущему году 143,1 125,8 117,3 119,6 76,7 76,9 103,8

Доля импорта машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме импорта, % 52,0 42,8 38,9 57,2 61,3 51,2 51,6

5

п> о

3 §

о;

0

Е

§

■с

П> 0\

1 О" й (и

0 <»

П> О, П>

1 С Сс

О <»

§ N

о *

с Сс 43 п> со С

0

1

I

П>

43 -ч

о

о П>

п>

о. §

<5" о

п> <3 о'

3

2) ОАО «Пензхиммаш» является производителем уникального крупнотоннажного оборудования для добычи, переработки и транспортировки нефти (нефтепродуктов) и газа, обустройства нефтяных месторождений, в химической промышленности, также данное предприятие производит оборудование для металлургической, угольной, пищевой отраслей;

3) ОАО «Пензадизельмаш» (входит в «Трансмашхолдинг») специализируется на производстве дизелей и турбокомпрессоров, является единственным российским производителем дизелей типа Д50 мощностью 1000-1200 лошадиных сил;

4) ЗАО «Сердобский машиностроительный завод» специализируется на производстве прицепов для легковых и грузовых автомобилей, запасных частей и комплектующих к автомобильному ряду ВАЗ, ЗИЛ;

5) ОАО «Завод ГРАЗ» - одно из ведущих российских предприятий по производству автоцистерн для транспортировки и хранения нефтепродуктов (автоцистерны, нефтевозы, мазутовозы, битумовозы, прицепы-цистерны и полуприцепы-цистерны, аэродромные топливозаправщики, гидрантные дис-пенсеры, вакуумные машины для сбора отработанных или пролитых нефтепродуктов);

6) ООО «МашСталь» является одним из лидеров в Центральном регионе России в сфере литейного производства, специализируется на серийном изготовлении отливок для трубопроводной арматуры, приводных устройств к ней, а также производстве отливок из чугуна, стали и цветных металлов различных марок;

7) ОАО «Электромеханика» (входит в партнерство «Объединение производителей железнодорожной техники») является одним из ведущих промышленных предприятий региона, выпускает бортовые информационно-измерительные системы для железнодорожного транспорта, средства для автоматизированных систем управления (АСУ) для атомных и тепловых электростанций, приборы контроля параметров движения для локомотивов и электропоездов;

8) ОАО «Завод Белинсксельмаш» производит почвообрабатывающую и посевную технику, занимает лидирующие позиции на рынке России по производству сельхозтехники;

9) ООО «Пензенский кузнечно-прессовый завод» занимается изготовлением штамповок и поковок для организаций, работающих в атомной и тепловой энергетике, для железнодорожного транспорта, для предприятий металлургической, газовой, нефтяной, химической отраслей российской промышленности.

Таким образом, в машиностроительном комплексе Пензенской области существует научно-производственная база, есть технологические возможности для реализации амбициозных планов правительства по преодолению им-портзависимости страны от зарубежного оборудования и техники. В качестве конкурентных преимуществ предприятий машиностроительного сектора экономики Пензенского региона можно выделить следующее:

- богатый производственно-хозяйственный опыт, так как большинство крупных машиностроительных предприятий области свою историю ведут с 40-50-х гг. XX в., когда в военное и послевоенное время страна активно увеличивала объемы промышленного производства;

- выгодное территориальное положение Пензенской области в центре России способствует налаживанию коммерческих связей как с западными, так и с восточными соседними регионами и странами;

- достаточно высокий кадровый потенциал региона (действуют пять государственных вузов и пять филиалов; 31 среднее специальное учебное заведение и колледж [5]) обеспечивает промышленные предприятия высококвалифицированными кадрами;

- стратегическое развитие экономики России, опирающееся на рост объемов производства в ряде приоритетных отраслей, требует существенных преобразований, модернизации производственной базы крупнейших отечественных предприятий, корпораций, холдингов, а это означает, что в ближайшем будущем гарантируется рост заказов в сфере дизелестроения, в производстве оборудования для нефтехимической и газовой отрасли; в автомобильном производстве, в том числе по производству автомобильной спецтехники.

Однако помимо положительных факторов на машиностроительный комплекс Пензенского региона существенное влияние оказывает ряд негативных общесистемных факторов, характерных для российской экономики: технологическая отсталость производственной базы, низкая производительность труда, высокий уровень энергоемкости и материалоемкости производства, высокая степень износа сетей электро- и теплопередачи, недостаток собственных финансовых ресурсов и ограничения по привлечению заемного капитала вследствие дорогих кредитных ресурсов.

Анализ официальной статистики [5, 8, 9] позволяет сделать вывод, что за последние десять лет наблюдается рост показателей, характеризующих инновационную активность предприятий промышленности Пензенской области: доля организаций, реализующих инновационные проекты (рис. 1), возросла с 4,4 % в 2002 г. до 11,3 % в 2016 г.; доля предприятий, осуществлявших технологические инновации, - с 3,8 до 10,0 %, что выше общероссийского уровня (9,1 %); увеличивается объем инновационной промышленной продукции, если до кризиса в 2007 г. данный объем оценивался в 3224,2 млн руб., то в 2015 г. он составил 9113,5 млн руб. [5]. В целом по индексу промышленного производства (+13 %) в 2016 г. регион занял лидирующие позиции по Приволжскому федеральному округу, при этом объем отгруженных товаров машиностроительного комплекса составил 100 млрд руб. (увеличение относительно 2015 г. на 11,9 %), в сфере деятельности «Производство машин и оборудования» прирост объема производства наблюдался на 33,3 % [9].

Еще одним важным показателем, характеризующим степень развития инновационной сферы деятельности пензенских предприятий, является структура источников финансирования данного направления (рис. 2). Наблюдается тенденция снижения доли собственного капитала промышленных предприятий в общем объеме финансирования исследований и разработок, и, как следствие, выросли затраты областного бюджета на реализацию программных мероприятий, нацеленных на развитие инновационной инфраструктуры.

В 2016 г. на реализацию программы «Развитие инвестиционного потенциала, инновационной деятельности и предпринимательства Пензенской области на 2014-2020 годы» (утверждена Правительством Пензенской облас-

ти 21.10.2013 № 780-пП) направили более 2,3 млрд руб. [6]. Распределение объемов финансирования по годам реализации данной программы выглядит следующим образом: 2014 г. - 884,465 млн руб.; 2015 г. - 521,599 млн руб.; 2016 г. - 134,925 млн руб.; 2017 г. - 174,775 млн руб.; план на 2018 г. -145,717 млн руб., на 2019 г. - 145,216 млн руб. и 2020 г. - 300,566 млн руб. [6].

% 12,00 -

10,00 8,00 6,00 4,00 2,00 0,00

/ / / ✓ /

Рис. 1. Удельный вес промышленных предприятий Пензенской области, реализующих инновационные проекты (в добывающей, обрабатывающей отраслях, в энергетическом комплексе) [6]

прочие источники

■ средства предпринимательского сектора

■ средства внебюджетых фондов

средства организаций государственного сектора

■ средства организаций предпринимательского сектора

■ средства бюджетов всех уровней

Рис. 2. Источники финансирования инновационной деятельности промышленных предприятий Пензенской области [6]

Данные меры господдержки, выраженные в прямом финансировании научно-исследовательской и инновационной деятельности, отражают позицию власти Пензенской области относительно наиболее приоритетных отраслей экономики региона, как ключевых факторов реализации стратегии инновационного развития:

1) дизелестроение. Дизелестроение исторически является ведущим сектором промышленности области, обладающим производственной мощностью и производственно-техническим потенциалом, способным выпускать дизельные двигатели и их компоненты нового поколения, которые найдут применение в ВПК России;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) производство трубопроводной арматуры различного диаметра. Специализированные предприятия (ОАО «Пензтяжпромарматура», ОАО «Пензенский арматурный завод») выпускают промышленную трубопроводную арматуру для тепловой и атомной энергетики, нефтяной, газовой, химической отраслей промышленности, жилищно-коммунального хозяйства. Инвестиции в расширение производственной инфраструктуры предприятий и увеличение объемов выпуска позволят занять лидирующую позицию на российском рынке, а также реализовать экспортноориентированную стратегию;

3) производство оборудования для нефтехимической отрасли. В данной сфере деятельности акцент ставится на производство уникального крупнотоннажного оборудования для добычи, переработки и транспортировки нефти и газа, оборудования для металлургической промышленности, а также оборудования для обустройства нефтяных месторождений. В данной отрасли образовался кластер, в состав которого входят более десяти предприятий (ОАО НПП «Химмаш-Старт», ОАО «НИИПТхиммаш», ООО «Пензагидро-маш», ЗАО «Химмаш», ООО НПО «Нефтемаш» и др.), что позволяет делать оптимистические прогнозы на рост объемов производства наукоемкой и модернизированной продукции;

4) производство автомобильных компонентов. Это динамично развивающееся направление производства широкой номенклатуры продукции для российских производителей автомобилей (ЗАО «Сердобский машиностроительный завод», ЗАО «Автополимер», филиал ООО «Сфера», ОАО «ЗиФ плюс», ООО «Технотекс»). Так как объем автомобильного рынка в России постоянно растет, то можно говорить о перспективности развития данного сектора промышленности Пензенской области;

5) производство спецтехники для перевозки и хранения нефтепродуктов. Лидером в данной сфере является ОАО «Завод ГРАЗ», которое активно занимается реализацией программы импортозамещения на российском рынке товаров стратегического назначения (бензовозы, топливозаправщики, спецтехника для авиации и др.).

Таким образом, государственные меры нацелены на стимулирование технического перевооружения промышленных предприятий, на рост объемов машиностроительного производства, на повышение конкурентоспособности промышленности Пензенской области. Однако помимо государственного интереса в инновационном развитии экономики, перевода ее на принципиально новые позиции («Цифровая экономика России» [1]) сами хозяйствующие субъекты должны быть заинтересованы в преобразованиях собственной производственно-технической базы, в инвестировании финансовых ресурсов на долговременной основе, в повышении конкурентоспособности выпускаемой продукции, в укреплении кадрового потенциала предприятия.

Поэтому стратегия инновационного развития промышленных предприятий, в том числе и машиностроительных компаний Пензенской области, должна базироваться на следующих позициях:

1) сформировать технологические платформы [1], позволяющие увеличить интенсивность инновационных преобразований в производственно-коммерческой деятельности предприятий, что само по себе будет способствовать нейтрализации влияния глобальной конкуренции на внутреннем рынке и защите интересов российских производителей наукоемкой продукции на мировой арене;

2) концентрировать имеющиеся ресурсы (финансовые, материально-технические, трудовые, информационные) на приоритетных направлениях развития предприятий как с точки зрения самого хозяйствующего субъекта, так и с позиции развития региона, а также обеспечения национальной безопасности государства (особенно это касается предприятий военно-промышленного комплекса);

3) развивать инструменты кооперации, коммерческого сотрудничества и взаимодействия промышленных предприятий с целью совершенствования процессов совместной выработки технологических решений, применения инжиниринговых и консультационных услуг со стороны научно-исследовательских организаций, что по совокупности позволит быстрее и результативнее реализовывать масштабные инновационные проекты;

4) активизировать инновационные разработки в таких сферах, как энергосбережение, использование альтернативных источников энергии, поиск новых композитных материалов, новых способов применения существующих материально-вещественных ценностей [10];

5) разработать принципиально новые конкурентоспособные виды машиностроительной продукции, существенно модернизировать действующий ассортимент с целью повышения конкурентоспособности высокотехнологичных товаров российского производства и реализовать правительственную программу по импортозамещению в отраслях нефтегазового комплекса, тяжелого машиностроения и ВПК [1], а также направить вектор развития промышленных предприятий на экспортную деятельность.

Государство в лице федеральной и региональной власти должно разработать и внедрить механизмы активной поддержки инновационной деятельности машиностроительных предприятий, а также реализовать ряд мероприятий, направленных на устранение существующих ограничений в данной сфере:

- устранить проблемы межведомственного взаимодействия на федеральном и на региональном уровне, четко разделить полномочия и ответственность между федеральной и региональной властью в процессе регулирования хозяйственной деятельности промышленных субъектов, в обеспечении социальных и правовых гарантий;

- выстроить эффективную государственную систему сдерживания и противовеса бюрократическим и коррупционным схемам контроля бизнеса (работы промышленных предприятий в том числе), так как без ликвидации данных негативных явлений в российском обществе, бизнесе, власти невозможно достичь значимого социально-экономического эффекта от преобразования в производственно-инновационной сфере и в экономике страны в целом;

- усовершенствовать нормативно-правовую базу в сфере функционирования промышленности, банковской деятельности, налогового и таможенного законодательства с целью оптимизации и повышения прозрачности взаимоотношений промышленных предприятий с элементами финансовой системы, а также создания общего благоприятного климата в бизнес-среде;

- реализовать комплексную территориально-отраслевую программу по инвестиционно-инновационному развитию регионов России, которая поможет решить проблему поляризации экономического пространства Российской Федерации, изменить сложившиеся в течение 2000-х гг. тенденции углубления межрегиональной дифференциации по основным социально-экономиче-

ским параметрам. На сегодняшний день Правительство РФ пытается смягчить эту негативную ситуацию за счет точечных инвестиций (бюджетные субвенции в экономически слабые регионы для поддержания наиболее важных промышленных и сельскохозяйственных предприятий; бюджетные трансферты для решения социальных проблем региона);

- активизировать инновационную деятельность во всех сферах экономики, так как только модернизация жизненного пространства, повышение общего уровня жизни и рост производительности бизнеса - все это в совокупности даст необходимый экономический эффект, позволит преодолеть проблемы промышленных предприятий;

- модернизировать промышленную политику, перевести ее на принципиально новые позиции, направленные на преодоление сырьевой ориентации России.

Правительство РФ подписало Распоряжение от 28 июля 2017 г. № 1632-р «Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации" [1]: «... создание экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, в которой обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан; создание необходимых и достаточных условий институционального и инфраструктурного характера... развития высокотехнологических бизнесов... повышение конкурентоспособности на глобальном рынке как отдельных отраслей экономики РФ, так и экономики в целом».

Таким образом, общая стратегия развития государства определена, и российским промышленным предприятиям необходимо откорректировать собственную стратегию инновационного развития с учетом тех точек опоры, которые выбрало правительство и президент для стратегического развития нашей страны.

Библиографический список

1. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. - URL: http://govern ment.ru/

2. Володин, В. М. Стратегическое управление инновационной деятельностью предприятия / В. М. Володин, С. С. Солдатова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. - 2017. - № 2 (6).

3. Тактарова, С. В. Управление инновациями : учеб. пособие / С. В. Тактарова, С. С. Солдатова. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2017. - 308 с. - URL: http://elib.pnzgu.ru/ library/8323000

4. Скворцова, В. А. Становление сектора наукоемких отраслей промышленности // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2013. - № 1 (25). - С. 163-169.

5. Официальный сайт Правительства Пензенской области. - URL: http://pnzreg.ru/

6. Стратегия инновационного развития Пензенской области до 2021 года и прогнозный период до 2030 года. - URL: http://penza7.com/2014/02/21/i3970.htm

7. Доклад о целях и задачах Минпромторга России на 2017 год и основных результатах деятельности за 2016 год. - URL: http://minpromtorg.gov.ru/common/upload/ files/Minpromtorg_blok_15.03_final_for_web.pdf

8. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области. - URL: http://pnz.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/pnz/ru/

9. Официальный сайт Министерства промышленности, транспорта и инновационной политики Пензенской области. - URL: http://prom.pnzreg.ru/about/direction_activity/ industry

10. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. - URL: http://static.government.ru/media/files/ 41d457592e04b76338b7.pdf

References

1. Ofitsial'nyy sayt Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii [Official website of the Government of the Russian Federation]. Available at: http://government.ru/

2. Volodin V. M., Soldatova S. S. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Ekonomicheskie nauki [University proceedings. Volga region. Economic sciences]. 2017, no. 2 (6).

3. Taktarova S. V., Soldatova S. S. Upravlenie innovatsiyami: ucheb. posobie [Innovation management: tutorial]. Penza: Izd-vo PGU, 2017, 308 p. Available at: http://elib.pnzgu. ru/library/8323000

4. Skvortsova V. A. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchest-vennye nauki [University proceedings. Volga region. Social sciences]. 2013, no. 1 (25), pp. 163-169.

5. Ofitsial'nyy sayt Pravitel'stva Penzenskoy oblasti [Official website of the Government of Penza region]. Available at: http://pnzreg.ru/

6. Strategiya innovatsionnogo razvitiya Penzenskoy oblasti do 2021 goda i prognoznyy period do 2030 goda [The strategy of innovative development of Penza region till 2021 and the forecasting period till 2030]. Available at: http://penza7.com/2014/02/21/ i3970.htm

7. Doklad o tselyakh i zadachakh Minpromtorga Rossii na 2017 god i osnovnykh rezul'ta-takh deyatel'nosti za 2016 god [A report on goals and objectives of the Ministry of Industry and Trade of Russia in 2017 and main results of the activity in 2016]. Available at: http://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/Minpromtorg_blok_15.03_final_for_ web.pdf

8. Ofitsial'nyy sayt Territorial'nogo organa Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Penzenskoy oblasti [Official website of the Territorial body of the Federal Service of State Statistics in Penza region]. Available at: http://pnz.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/pnz/ru/

9. Ofitsial'nyy sayt Ministerstva promyshlennosti, transporta i innovatsionnoy politiki Penzenskoy oblasti [Official website of the Ministry of Industry, Transport and Innovation policy of Penza region]. Available at: http://prom.pnzreg.ru/about/direction_ activity/industry

10. Prognoz dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda [The forecast of long-term socioeconomic development of the Russian Federation till 2030]. Available at: http://static.government.ru/media/files/ 41d457592e04b76338b7.pdf

Володин Виктор Михайлович доктор экономических наук, профессор, кафедра менеджмента и экономической безопасности, декан факультета экономики и управления, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: [email protected]

Volodin Viktor Mikhaylovich Doctor of economic sciences, professor, sub-department of management and economic security, dean of the Faculty of Economics and Management, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Солдатова Светлана Сергеевна кандидат экономических наук, доцент, кафедра менеджмента и экономической безопасности, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: [email protected]

Soldatova Svetlana Sergeevna Candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of management and economic security, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Скворцова Валентина Алексеевна доктор экономических наук, профессор, кафедра экономической теории и международных отношений, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: [email protected]

Skvortsova Valentina Alekseevna Doctor of economic sciences, professor, sub-department of economics and international relations, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Скворцов Алексей Олегович кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономической теории и международных отношений, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: [email protected]

Skvortsov Aleksey Olegovich Candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of economics and international relations, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Будина Валентина Ивановна

кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и финансов, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: [email protected]

Budina Valentina Ivanovna Candidate of economic sciences, professor, head of sub-department of economics and finances, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

УДК 332.02; 338.45 Володин, В. М.

Стратегия инновационного развития промышленных предприятий (машиностроительной отрасли) Пензенского региона / В. М. Володин, С. С. Солдатова, В. А. Скворцова, А. О. Скворцов, В. И. Будина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. -2017. - № 4 (44). - С. 191-202. DOI: 10.21685/2072-3016-2017-4-20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.