Научная статья на тему 'Инвестиционная деятельность Пензенской области как определяющий вектор экономической основы уставного строя региона'

Инвестиционная деятельность Пензенской области как определяющий вектор экономической основы уставного строя региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
412
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ СУБЪЕКТА РФ / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / НАПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИРОВАНИЯ / ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / INVESTMENT ACTIVITY THE RUSSIAN FEDERATION SUBJECT / ECONOMY OF THE REGION / DIRECTION OF INVESTMENTS / ACTIVITIES OF STATE SUPPORT OF ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артёмова Дарья Игоревна

Актуальность и цели. Одной из составляющей экономической основы является процесс инвестирования. В идеале приоритетные направления инвестирования должны соответствовать имеющемуся потенциалу региона (чтобы быть привлекательными для инвестора) и учитывать тенденции и желаемые направления развития региона (чтобы быть привлекательными для администрации, реализующей определенную стратегию развития региона). Определение властями приоритетных направлений развития говорит как о существующих возможностей региона, так и о формировании видения направления развития региона. Автором представлены основные направления инвестиционной деятельности Пензенской области. Рассмотрены приоритетные задачи инвестирования региона как важной составляющей экономической основы уставного строя. Анализируется доступность указанной информации для заинтересованных лиц. Определены факторы динамичного развития инвестиционной стратегии Пензенской области. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа законодательных актов Российской Федерации и Пензенской области. Проанализированы информационные сайты органов власти субъектов Российской Федерации Воронежской, Ростовской, Омской, Калужской областей. В работе были использованы научные статьи известных ученых-юристов и практиков. Результаты. Инвестиционный подъем в Пензенской области в настоящее время во многом обусловлен дальнейшим формированием законодательной и нормативной базы, обеспечивающей защиту прав инвесторов, совершенствованием налоговой базы, успешностью проведения реформы предприятий и осуществления амортизационной политики, повышением инвестиционной направленности процесса приватизации предприятий, стимулированием привлечения сбережений населения в инвестиционную сферу, наращиванием объемов лизинговой деятельности, стимулированием притока иностранного капитала. Правительство области заинтересовано в привлечении инвестиций, в том числе иностранных, прежде всего для развития производства экспортируемой и импортозамещающей продукции. Выводы. В Пензенской области осуществляются меры, направленные на привлечение и защиту инвестиций, в том числе иностранных, обеспечивается свободное перемещение товаров, услуг, информации, финансовых средств, свобода экономической деятельности. В целях стимулирования привлечения инвестиций на территорию региона с 2000 г. применяется Патронажный сертификат губернатора Пензенской области. На сегодняшний день выдано 20 таких сертификатов. Их получателями стали компании, реализующие на территории области крупные и социально значимые проекты. Главная цель инвестиционной политики Пензенской области на ближайшую перспективу повышение эффективности вложений инвестиций в производства, позволяющие создать конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынках продукцию, сохраняя на этой основе стадию роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT ACTIVITY OF PENZA REGION AS A DEFINING FORCE IN THE ECONOMIC BASIS OF THE STATUTORY STRUCTURE OF THE REGION

Background. One of the components of the economic basis is the investment process. Ideally, the priority investment areas must meet the existing potential of the region (to be attractive to investors) and to consider trends and desired directions of development of the region (in order to be attractive for the administration, implementing the development strategy of the region). Determination of the priority directions of development by the authorities displays the existing opportunities in the region, and formation of a vision of the direction of development of the region. The article presents the main directions of investment activity of the Penza region and considers priority objectives of investment in the region, as an important part of the economic basis of the statutory system. The author analyzed availability of specified information to the interested parties, the factors of the dynamic development of the investment strategy of the Penza region. Materials and methods. The research task was achieved on the basis of the analysis of the legislative acts of the Russian Federation and the Penza region. The author analyzed websites of authorities of the Russian Federation subjects Voronezh, Rostov, Omsk, Kaluga regions. The work analyzes scientific articles by pro­minent scholars, lawyers and practitioners. Results. The rise of investments in the Penza region at the present time is mainly caused by further formation of the legislative and regulatory framework ensuring protection of investors’ rights, improvement of the tax base, the success of the enterprise reform and implementation of the amortization policy, the increase of investment orientation of the privatization process of enterprises, attraction of people’s savings into the investment sphere, the increase of the volume of leasing activity, promotion of the inflow of foreign capital. The government is interested in attracting investments, including foreign ones, primarily for development of the production of exportable and import-substituting products. Conclusions. The measures implemented in the Penza region are aimed at attraction and protection of investments, including foreign ones; the government supports free movement of goods, services, information, financial resources, freedom of economic activity. In order to attract investments to the region since 2000 there has been implemented the Patronage certificate of the Governor of the Penza region. So far there has been issued 20 such certificates. The beneficiaries are the companies that implement large and socially important projects within the region. The main objective of the investment policy of the Penza region in the near future is to improve the efficiency of investments in production, allowing to create products competitive on the domestic and foreign markets, and maintaining the growth stage on the basis thereof.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная деятельность Пензенской области как определяющий вектор экономической основы уставного строя региона»

№ 4 (32), 2014

Общественные науки. Право

УДК 342.417

Д. И. Артёмова

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ВЕКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ УСТАВНОГО СТРОЯ РЕГИОНА

Аннотация.

Актуальность и цели. Одной из составляющей экономической основы является процесс инвестирования. В идеале приоритетные направления инвестирования должны соответствовать имеющемуся потенциалу региона (чтобы быть привлекательными для инвестора) и учитывать тенденции и желаемые направления развития региона (чтобы быть привлекательными для администрации, реализующей определенную стратегию развития региона). Определение властями приоритетных направлений развития говорит как о существующих возможностей региона, так и о формировании видения направления развития региона. Автором представлены основные направления инвестиционной деятельности Пензенской области. Рассмотрены приоритетные задачи инвестирования региона как важной составляющей экономической основы уставного строя. Анализируется доступность указанной информации для заинтересованных лиц. Определены факторы динамичного развития инвестиционной стратегии Пензенской области.

Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа законодательных актов Российской Федерации и Пензенской области. Проанализированы информационные сайты органов власти субъектов Российской Федерации - Воронежской, Ростовской, Омской, Калужской областей. В работе были использованы научные статьи известных ученых-юристов и практиков.

Результаты. Инвестиционный подъем в Пензенской области в настоящее время во многом обусловлен дальнейшим формированием законодательной и нормативной базы, обеспечивающей защиту прав инвесторов, совершенствованием налоговой базы, успешностью проведения реформы предприятий и осуществления амортизационной политики, повышением инвестиционной направленности процесса приватизации предприятий, стимулированием привлечения сбережений населения в инвестиционную сферу, наращиванием объемов лизинговой деятельности, стимулированием притока иностранного капитала. Правительство области заинтересовано в привлечении инвестиций, в том числе иностранных, прежде всего для развития производства экспортируемой и импортозамещающей продукции.

Выводы. В Пензенской области осуществляются меры, направленные на привлечение и защиту инвестиций, в том числе иностранных, обеспечивается свободное перемещение товаров, услуг, информации, финансовых средств, свобода экономической деятельности. В целях стимулирования привлечения инвестиций на территорию региона с 2000 г. применяется Патронажный сертификат губернатора Пензенской области. На сегодняшний день выдано 20 таких сертификатов. Их получателями стали компании, реализующие на территории области крупные и социально значимые проекты. Главная цель инвестиционной политики Пензенской области на ближайшую перспективу -повышение эффективности вложений инвестиций в производства, позволяющие создать конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынках продукцию, сохраняя на этой основе стадию роста.

Ключевые слова: инвестиционная активность субъекта РФ, экономика региона, направление инвестирования, виды деятельности, государственная поддержка предпринимательства.

Social sciences. Law

29

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

D. I. Artemova

INVESTMENT ACTIVITY OF PENZA REGION AS A DEFINING FORCE IN THE ECONOMIC BASIS OF THE STATUTORY STRUCTURE OF THE REGION

Abstract.

Background. One of the components of the economic basis is the investment process. Ideally, the priority investment areas must meet the existing potential of the region (to be attractive to investors) and to consider trends and desired directions of development of the region (in order to be attractive for the administration, implementing the development strategy of the region). Determination of the priority directions of development by the authorities displays the existing opportunities in the region, and formation of a vision of the direction of development of the region. The article presents the main directions of investment activity of the Penza region and considers priority objectives of investment in the region, as an important part of the economic basis of the statutory system. The author analyzed availability of specified information to the interested parties, the factors of the dynamic development of the investment strategy of the Penza region.

Materials and methods. The research task was achieved on the basis of the analysis of the legislative acts of the Russian Federation and the Penza region. The author analyzed websites of authorities of the Russian Federation subjects - Voronezh, Rostov, Omsk, Kaluga regions. The work analyzes scientific articles by prominent scholars, lawyers and practitioners.

Results. The rise of investments in the Penza region at the present time is mainly caused by further formation of the legislative and regulatory framework ensuring protection of investors’ rights, improvement of the tax base, the success of the enterprise reform and implementation of the amortization policy, the increase of investment orientation of the privatization process of enterprises, attraction of people’s savings into the investment sphere, the increase of the volume of leasing activity, promotion of the inflow of foreign capital. The government is interested in attracting investments, including foreign ones, primarily for development of the production of exportable and import-substituting products.

Conclusions. The measures implemented in the Penza region are aimed at attraction and protection of investments, including foreign ones; the government supports free movement of goods, services, information, financial resources, freedom of economic activity. In order to attract investments to the region since 2000 there has been implemented the Patronage certificate of the Governor of the Penza region.

So far there has been issued 20 such certificates. The beneficiaries are the companies that implement large and socially important projects within the region. The main objective of the investment policy of the Penza region in the near future is to improve the efficiency of investments in production, allowing to create products competitive on the domestic and foreign markets, and maintaining the growth stage on the basis thereof.

Key words: investment activity the Russian Federation subject, economy of the region, direction of investments, activities of state support of entrepreneurship.

Уставный строй субъекта РФ - определенная форма реализации и соблюдения важнейших основ жизни общества (экономической, социальной, политической, духовной) с учетом особенностей субъекта Федерации [1].

Экономической основой уставного строя Пензенской области является находящееся в стадии развития социальное рыночное хозяйство, в рамках ко-

30

University proceedings. Volga region

№ 4 (32), 2014

Общественные науки. Право

торого производство и распределение товаров и благ осуществляются в основном посредством рыночных отношений. Их участниками выступают частные субъекты хозяйствования, конкурирующие между собой. Пензенская область, являясь субъектом Российской Федерацией, поддерживает эту конкуренцию на своей территории и принимает меры к предотвращению монополий и осуществляет должный контроль.

Согласно Уставу Пензенской области «экономическую основу деятельности органов государственной власти Пензенской области составляют находящиеся в собственности Пензенской области имущество, средства бюджета и внебюджетных фондов Пензенской области, а также имущественные права Пензенской области»1.

Одной из составляющей экономической основы является процесс инвестирования.

В идеале приоритетные направления инвестирования должны соответствовать имеющемуся потенциалу региона (чтобы быть привлекательными для инвестора) и учитывать тенденции и желаемые направления развития региона (чтобы быть привлекательными для администрации, реализующей определенную стратегию развития региона). Определение властями приоритетных направлений развития говорит как о существующих возможностях региона, так и о формировании видения направления развития региона.

Около трети регионов определили для себя приоритетные виды деятельности для инвестиций. Детальность проработки приоритетных направлений варьирует от достаточно общих положений - промышленность и сельское хозяйство в Воронежской области2, до более детализированных - производство бумаги и картона в Пензенской области3.

В ряде случаев в регионах виды деятельности, являющиеся приоритетными, определяются по отчетным данным, что относится к тому, что уже состоялось (в Омской области «приоритетными инвестиционными направлениями являлись транспорт и связь...»), а задача состоит в указании того, что намерены развивать [2].

Встречаются также случаи, когда государственная поддержка инвестиционной деятельности хоть и осуществляется по приоритетным направлениям, однако сами эти направления не уточнены.

На этом фоне выделяется ряд субъектов РФ, которые наилучшим образом определяют приоритетные виды деятельности:

1. Выделение направлений инвестирования, наиболее эффективных в краткосрочной и в долгосрочной перспективе, как это сделано в Тверской области. Так, в краткосрочном периоде в Тверской области приоритетными остаются электроэнергетика, машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность . В долгосрочной перспективе выделены другие приоритетные направления, например создание наукоемких, инновационно ориен-

1 Пензенские вести. - 1996. - № 133-134.

2 Воронежская область. Официальный портал органов власти. - URL: http:// www.govvrn.ru

3 Экономика Пензенской области. - URL: http://regnum.ru/news/economy/ 1750451.html

4 Правительство Тверской области. - URL: http://www.region.tver.ru

Social sciences. Law

31

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

тированных производств. В Ростовской области приоритетные отрасли для инвестирования были даже указаны с точностью до года1.

2. Выделение основных направлений развития административно-территориальных единиц субъекта РФ, которые могут представлять интерес для потенциальных инвесторов (как уже сложившиеся, так и перспективные). Такая информация представлена на сайте Калужской области2.

Анализ инвестиционной активности регионов показывает, что преимущественная концентрация вновь создаваемых промышленных производств происходит там, где имеется в наличии развитая инженерная инфраструктура и возможность привлечения квалифицированных трудовых ресурсов.

Среди субъектов Российской Федерации ведется постоянная конкуренция за создание более привлекательного инвестиционного климата с целью увеличения объемов инвестиций, вкладываемых инвесторами в развитие региональной экономики.

Пензенской области, имеющей все предпосылки для привлечения как внутренних, так и внешних инвестиций, необходимо формировать и постоянно актуализировать банк инвестиционных предложений, в том числе свободных земельных участков, производственных помещений, ресурсных площадок. Так, в целях повышения инвестиционной привлекательности Пензенской области создается центр регионального развития Пензенской области «Промышленный парк “Кижеватово”».

Для стабилизации экономики региона необходимо развивать и поддерживать сектор малого и среднего предпринимательства, который в настоящее время является мощным рычагом для решения комплекса социально-экономических проблем, гарантом устойчивого развития региональной экономики.

В настоящее время на территории Пензенской области сформирована система развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, сочетающая в себе разные формы и виды поддержки: финансовую, образовательную, имущественную и др. Созданная региональная инновационная система поддержки включает в себя институты развития, сопровождающие научные разработки от идеи до вывода готового изделия на рынок.

В рамках ранее указанной Государственной программы на территории области будет реализована государственная политика, направленная на дальнейшее развитие и поддержку предпринимательства, в том числе инновационного.

Это позволит создать основу для значительного экономического роста в регионе, способствовать развитию науки, образования, культуры и повышению качества жизни населения.

Как отмечено в Распоряжении Правительства РФ от 07.02.2011 № 165-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 года», промышленность Пензенской области представлена электроэнергетикой, черной металлургией, машиностроением и металлообработкой, производством строительных материалов, топливной, химической и нефтехимической, лесной, деревообрабатывающей

1 Администрация Ростовской области. - URL: http://www.donland.ru

2 Портал органов власти Калужской области. - URL: http://www.admoblkaluga.ru

32

University proceedings. Volga region

№ 4 (32), 2014

Общественные науки. Право

и целлюлозно-бумажной, стекольной и фарфорово-фаянсовой, легкой, пищевой и мукомольно-крупяной и комбикормовой отраслями1.

Область является зоной интенсивного ведения сельскохозяйственного производства, где развиты как животноводство, так и растениеводство.

Конкурентными преимуществами социально-экономического развития Пензенской области являются: высокий уровень оснащенности основными инженерными инфраструктурами, высокая плотность транспортного сообщения, близкое расположение к главным транспортным магистралям и развитая система перевозок различными видами транспорта; наличие подготовленной минерально-сырьевой базы для реализации инвестиционных проектов в сфере производства строительных материалов и для развития аграрного комплекса; развитая инфраструктура инновационной деятельности, наличие готовых для реализации инновационных проектов2.

Основными стратегическими приоритетами социально-экономического развития Пензенской области до 2020 г. являются: достижение роста производства в базовых секторах за счет модернизации оборудования и технологических процессов; повышение качества продукции и ее конкурентоспособности; формирование новых производств, ориентированных на глубокую переработку сельскохозяйственной продукции, древесины, природных ресурсов; развитие высокотехнологичных видов производства, сектора услуг; внедрение энергосберегающих технологий в производство и социальную сферу3.

В Пензенской области организована работа по созданию технопарка высоких технологий, специализацией которого станет разработка и производство программного обеспечения, телекоммуникационного оборудования высокотехнологичных изделий медицинского назначения.

Положительная динамика инвестиций в экономику региона и внешнеторгового оборота области связана как с наличием на территории области привлекательных объектов для финансирования, так и с активной инвестиционной политикой Правительства Пензенской области.

Еще раз отметим, что инвестиционная политика региона включает в себя ряд мероприятий для создания на территории области благоприятного инвестиционного климата для потенциальных инвесторов, в том числе иностранных.

Международное и внешнеторговое сотрудничество - важный фактор динамичного развития хозяйственного комплекса Пензенской области, внедрения передового опыта и прогрессивных технологий, привлечения внешних инвестиций в Пензенскую область. Развитие взаимовыгодных международных и внешнеэкономических связей позволяет привлечь дополнительные средства в бюджет Пензенской области и направлять их на решение наиболее значимых региональных социально-экономических задач.

Для развития взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества и привлечения иностранных инвестиций в экономику Пензенской области

1 Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 8. - Ст. 1142.

2 Официальный портал Правительства Пензенской области. - URL: http://www. penza.ru/main_news/2013/07/23/18481853

3 Инвестиционная деятельность в Пензенской области в 2007 году. - URL: http://www.archive.pnzreg.ru/invest/investments/list13/list11

Social sciences. Law

33

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

необходимы деловые встречи и личные контакты с зарубежными партнерами, презентации экономического и инвестиционного потенциала Пензенской области. В последние несколько лет регион посетили десятки иностранных делегаций как представителей официальных властей, так и деловых кругов многих зарубежных стран. Упрочивается экономическое, научно-техническое и культурное сотрудничество, а также сотрудничество в образовательной сфере между Пензенской областью и регионами стран СНГ. Официальные делегации и делегации деловых кругов из Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Беларуси в последнее время неоднократно посещали Пензенскую область. Установлены тесные контакты с представителями бизнеса вышеназванных государств.

В свою очередь официальные делегации Правительства Пензенской области и пензенских предприятий неоднократно осуществляли визиты в зарубежные страны с целью налаживания прямых торгово-экономических и культурных контактов с регионами данных государств. Визиты в страны СНГ давно стали частью развивающегося многогранного «диалога» Пензенской области с регионами стран Содружества, в первую очередь Республики Беларусь, Республики Казахстан, Украины, Узбекистана и других членов СНГ.

Как связующее звено между производителями и потребителями товаров (услуг) и способ продвижения продукции на внешние рынки выступают выставки, ярмарки, форумы. Они становятся местом сосредоточения деловой активности конкретных секторов рынка и представляют собой пока еще до конца не используемый ценнейший источник информации о положении дел и перспективах развития производственных отраслей, региональных рынков. Рассматривая выставочную деятельность как наиболее эффективную форму продвижения пензенских товаров и услуг, следует применять скоординированный подход к планированию по срокам и тематике приоритетных выставочных мероприятий в регионе, России и за рубежом, в которых принимает участие экспозиция Пензенской области.

Согласно Прогнозу долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года1 в 2012-2030 гг. наибольшими темпами роста ВРП будут характеризоваться Республики Башкортостан (300 %), Мордовия (345 %), Татарстан (282 %), Чувашская Республика (299 %), Самарская (332 %), Пензенская (278 %), Саратовская (269 %) области.

Приволжский федеральный округ в 2012-2030 гг. будет характеризоваться высоким ростом инвестиций в основной капитал, их темпы будут примерно соответствовать средним по стране, что будет являться следствием крупных частных (отечественных и иностранных) и государственных инвестиций в машиностроение, организацию территориально-производственных кластеров на территории федерального округа, в развитие транспортных и логистических сетей. Высокий темп роста инвестиций в основной капитал приведет к увеличению к 2030 г. доли округа в суммарных инвестициях.

На протяжении прогнозного периода рост конечного потребления в Приволжском федеральном округе будет близок к общероссийскому показателю, опередив его только в период 2016-2020 гг., в целом за период доля ре-

1 Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. - URL: http://www.economy.gov.ru

34

University proceedings. Volga region

№ 4 (32), 2014

Общественные науки. Право

гиона в суммарном конечном потреблении немного снизится, что будет соответствовать небольшому снижению доли округа в численности населения страны.

По динамике промышленного производства Приволжский федеральный округ в 2012-2030 гг. будет лидировать среди федеральных округов, предполагается, что округ будет лидировать также по объемам производства инновационной продукции. Основным фактором роста промышленного производства будут выступать обрабатывающие производства, поскольку доля округа в добыче полезных ископаемых в перспективе снижается.

Лидерами роста промышленного производства в 2008-2020 гг. окажутся Республики Мордовия (500 %), Башкортостан (373 %), Марий Эл (353 %), Татарстан (306 %), Ульяновская (403 %) и Пензенская (371 %) области. Существенно будет отставать рост промышленного производства Удмуртской Республики (102 %).

Здесь необходимо отметить, что реализация любого проекта, программы невозможна без предоставления инвестору доступной, коммуникативной, воспринимаемой информации, отраженной на сайтах субъектов РФ, посвященных вопросам инвестиций и инвестиционной деятельности.

Первый шаг в привлечении инвестиций на территорию субъекта РФ -создание сайта органов власти и, что немаловажно, публикация актуальной, периодически обновляемой информации на нем.

При ближайшем рассмотрении интернет-ресурсов субъектов РФ, представленных в Интернете, можно сказать, что все они выполняют разные задачи - от краткой визитки региона с контактной информацией до полноценного портала с актуальной нормативно-правовой базой, действующими информационными и новостными ресурсами и т.п. По-разному на сайтах отражены и вопросы инвестиционной привлекательности субъекта РФ для инвестора. Представляя общую картину, можно сказать, что субъектов РФ, где не занимаются вопросами инвестиций, нет. Можно отметить, что практически все субъекты Федерации так или иначе проявляют инвестиционную активность, о чем свидетельствуют существование структурных подразделений, занимающихся вопросами инвестиций, наличие отчетов об инвестиционной привлекательности, законов и программ по поддержке инвестиционной деятельности и т.п., хотя не все субъекты РФ вопрос инвестиций волнует в равной степени [3].

Достаточно обширная информация, интересная для потенциального инвестора, представлена на сайтах следующих областей: Тверской, Калининградской, Ленинградской, Орловской, Ростовской; Краснодарского края; Республики Татарстан, Чувашской Республики; Нижегородской, Ульяновской, Томской и Пензенской областей.

С другой стороны, существует ряд субъектов Федерации, на сайтах которых представлена не самая полезная информация. Например, в Сахалинской области, занимающей второе место среди субъектов РФ по объему инвестиций на душу населения, поддерживается сайт Комитета по экономике Сахалинской области, отвечающего за вопросы привлечения инвестиций в регион. Здесь представлен достаточно обширный раздел, посвященный инвестиционной деятельности: инвестиционный климат, инвестиционный по-

Social sciences. Law

35

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

тенциал, внешнеэкономическая деятельность, инфраструктура. Однако представленная информация имеет скорее статистический характер1.

Кроме этого, следует отметить слабое использование возможностей по представлению информации в Интернете. Речь идет не только и даже не столько о возможностях создания интерактивных карт, расширенных баз данных с возможностями сортировки, фильтрации и выборки, сколько об отсутствии минимальной размещенной информации в режиме свободного доступа.

При обобщении результатов анализа официальных сайтов властей субъектов РФ можно сказать, что во многих субъектах РФ ведется активная деятельность по привлечению инвестиций: в большинстве случаев информация носит статистически-отчетный характер, некогда созданные разделы на сайтах об инвестиционной деятельности не поддерживаются в актуальном состоянии, и даже представленная информация не систематизируется в удобном для инвестора виде, а существующие органы, ответственные за привлечение инвестиций, зачастую занимаются только вопросами реализации целевых программ. Но все же на этом фоне выделяется ряд субъектов РФ и муниципальных образований с достаточно полной информацией по всем направлениям, интересующим инвестора.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечателен в этом плане сайт города Пензы Пензенской области (http://www.penza-gorod.ru), где в разделе «Ивестиции» представлены такие группы информации, как «Инвестиционные площадки», «Инвестиционная политика», «Инвестиционные проекты», «Инвестиционные программы организаций коммунального комплекса», «Инвестиционный паспорт», «В помощь инвестору», «Справочная информация», «Контакты», «Предложения инвестору». В частности, в указанном разделе «В помощь инвестору» содержится четкая информация о согласовательных процедурах, нормативноправовой базе, видах поддержки инвестиционной деятельности.

В качестве видов поддержки инвестиционной деятельности на сайте предлагаются налоговые льготы (например, снижение ставки по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджет Пензенской области, в зависимости от удельного веса выручки, полученной от реализации приоритетного инвестиционного проекта, в общей сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг) (от 1,25 до 4 %)), кредитная поддержка (например, возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным промышленными предприятиями на пополнение оборотных средств, в целях освоения новой конкурентоспособной продукции, включая товары народного потребления), субсидирование (например, возмещение части затрат предприятиям-экспор-терам на аренду выставочных площадей и уплату регистрационных сборов при участии в международных и межрегиональных выставочных мероприятиях), предоставление муниципального имущества (предоставление муниципального имущества субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках реализации их преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества) и т. д.

Вышеизложенное позволяет прийти к выводу, что в области активно формируются электронные базы данных, материалы которых используются

1 Официальный сайт губернатора и Правительства Сахалинской области. -URL: http://www.admsakhalin.ru/

36

University proceedings. Volga region

№ 4 (32), 2014

Общественные науки. Право

для формирования оперативных печатных презентационных материалов (каталоги инвестиционных возможностей, профили площадок и т.п.).

Инвестиционный подъем в Пензенской области в настоящее время во многом обусловлен дальнейшим формированием законодательной и нормативной базы, обеспечивающей защиту прав инвесторов, совершенствованием налоговой базы, успешностью проведения реформы предприятий и осуществления амортизационной политики, повышением инвестиционной направленности процесса приватизации предприятий, стимулированием привлечения сбережений населения в инвестиционную сферу, наращиванием объемов лизинговой деятельности, стимулированием притока иностранного капитала.

Правительство области заинтересовано в привлечении инвестиций, в том числе иностранных, прежде всего для развития производства экспортируемой и импортозамещающей продукции.

В Пензенской области осуществляются меры, направленные на привлечение и защиту инвестиций, в том числе иностранных, обеспечивается свободное перемещение товаров, услуг, информации, финансовых средств, свобода экономической деятельности.

В целях стимулирования привлечения инвестиций на территорию региона с 2000 г. применяется Патронажный сертификат губернатора Пензенской области. На сегодняшний день выдано 20 таких сертификатов. Их получателями стали компании, реализующие на территории области крупные и социально значимые проекты.

Главная цель инвестиционной политики Пензенской области на ближайшую перспективу - повышение эффективности вложений инвестиций в производства, позволяющее создать конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынках продукцию, сохраняя на этой основе стадию роста1.

Список литературы

1. Артемова, Д. И. Устав Пензенской области: конституционно-правовое исследование : дис. ... канд. юрид. наук / Артемова Д. И. - М., 2006. - 181 с.

2. Коссов, В. В. Потребность субъектов Российской Федерации в привлечении инвестиций / В. В. Коссов // Государственная власть и местное самоуправление. -2012. - № 4. - С. 39.

3. Акопян, О. А. Законодательство в области инвестирования в капитальные вложения / О. А. Акопян // Журнал российского права. - 2010. - № 2. - С. 14.

References

1. Artemova D. I. Ustav Penzenskoy oblasti: konstitutsionno-pravovoe issledovanie: dis. hand. yurid. nauk [The Charter of Penza region: constitutional-legal research: dissertation to apply for the degree of the candidate of juridical sciences]. Moscow, 2006,

181 p.

2. Kossov V. V. Gosudarstvennaya vlast’ i mestnoe samoupravlenie [State authority and local self-government]. 2012, no. 4, p. 39.

3. Akopyan O. A. Zhurnal rossiyskogo prava [Journal of the Russian law]. 2010, no. 2, p. 14.

1 Инвестиционная деятельность. - URL: http://www.archive.pnzreg.ru/invest/ investments/

Social sciences. Law

37

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

Артёмова Дарья Игоревна кандидат юридических наук, доцент, кафедра правосудия, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

Artemova Dar'ya Igorevna Candidate of juridical sciences, associate professor, sub-department of justice, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

E-mail: [email protected]

УДК 342.417 Артёмова, Д. И.

Инвестиционная деятельность Пензенской области - как определяющий вектор экономической основы уставного строя региона /

Д. И. Артёмова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2014. - № 4 (32). - С. 29-38.

38

University proceedings. Volga region

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.