Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на приток иностранных инвестиций в регионы'

Факторы, влияющие на приток иностранных инвестиций в регионы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8766
903
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РЕГИОНЕ / FOREIGN INVESTMENT / ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ECONOMIC AND MATHEMATICAL MODELING / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / REGIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорова Е.А.

Целью исследования является оценка факторов, влияющих на привлечение инвестиций в регионы, так как доказательство того, что существует фактор, однозначно влияющий на принятие инвестиционного решения, отсутствует. Для определения причин неравномерного распределения прямых иностранных инвестиций в российских регионах, а также выявления наиболее привлекательных для иностранных инвесторов регионов были определены следующие показатели: высокий уровень экономического развития региона; отсутствие доверия инвесторов к региональной администрации; социальное развитие региона; наличие границы региона с иностранным государством; особые льготные условия для иностранных предпринимателей в рамках инвестиционных проектов. Эмпирическая база включала в себя данные 83 регионов Российской Федерации за 2011 г., метод линейная регрессия. В результате оценки были выявлены значимые факторы, влияющие на объем поступивших прямых иностранных инвестиций в субъект Российской Федерации. Для привлечения прямых иностранных инвестиций администрации субъекта следует продолжить работу по улучшению эффективности использования основных фондов (субсидирование покупки оборудования, возмещение затрат на подключение к электросетям), сокращению убыточных организаций за счет мер финансовой поддержки (субсидирование процентной ставки по кредитам, предоставление налоговых льгот), улучшению социального климата, развитию инновационных проектов, развитию обрабатывающей промышленности. На примере Пензенской области показано, что принятие мер на основе выявленных в работе факторов способно привлечь иностранные инвестиции на сумму 982,41 млн руб. Улучшение инвестиционного климата в регионах создаст благоприятные условия для привлечения в Россию иностранных инвестиций и будет способствовать устойчивому экономическому росту и развитию рыночной экономики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Федорова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors affecting the inflow of foreign investment to the regions

The aim of the study is to assess the factors influencing the attraction of investment to the regions. There is no systematic evidence that there is a factor, which clearly influences the investment decision. To determine the cause of the uneven distribution of FDI in the Russian regions, as well as to identify the most attractive regional potentials for foreign investors, the author formulated the following potential factors: the high level of economic development of the region; the lack of investor confidence to the regional administration; the social development of the region; the availability of border region with a foreign State; the special favorable conditions for foreign businessmen within the framework of investment projects. The empirical base included the data of 83 regions of the Russian Federation for 2011, and the method of linear regression. In the result of the evaluation, the author identified the significant factors affecting the volume of incoming direct foreign investment in the constituent territory of the Russian Federation. In order to attract FDI, the administration of the constituent territory should continue to work to improve the efficiency of fixed assets (subsidizing the equipment purchase, reimbursement of charges for connection to the power grid), reduction of unprofitable organizations through the financial support measures (interest rate subsidies on loans, and also providing of tax breaks), improving of the social climate, an innovative projects development, and the manufacturing industry development. The paper, by the example of the Penza region, demonstrates that the measures based on the factors identified in the research are able to attract the foreign investment amounted to 982.41 million rubles. The improvement of the investment climate in the regions will create favorable conditions for attracting foreign investment to Russia and as a result will promote the sustainable economic growth and market economy development.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на приток иностранных инвестиций в регионы»

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА

УДК 332.1

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРИТОК ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕГИОНЫ*

Е.А. ФЕДОРОВА, доктор экономических наук, профессор кафедры финансового менеджмента

E-mail: ecolena@mail.ru Финансовый университет при Правительстве РФ

Целью исследования является оценка факторов, влияющих на привлечение инвестиций в регионы, так как доказательство того, что существует фактор, однозначно влияющий на принятие инвестиционного решения, отсутствует. Для определения причин неравномерного распределения прямых иностранных инвестиций в российских регионах, а также выявления наиболее привлекательных для иностранных инвесторов регионов были определены следующие показатели: высокий уровень экономического развития региона; отсутствие доверия инвесторов к региональной администрации; социальное развитие региона; наличие границы региона с иностранным государством; особые льготные условия для иностранных предпринимателей в рамках инвестиционных проектов.

Эмпирическая база включала в себя данные 83 регионов Российской Федерации за 2011 г, метод -линейная регрессия. В результате оценки были выявлены значимые факторы, влияющие на объем поступивших прямых иностранных инвестиций в субъект Российской Федерации. Для привлечения прямых иностранных инвестиций администрации субъекта следует продолжить работу по улучшению эффективности использования основных фондов (субсидирование покупки оборудования, возмещение затрат на подключение к электросетям), сокращению убыточных организаций за счет мер финансовой поддержки (субсидирование процентной ставки по кредитам, предоставление налоговых льгот),

* Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по Государственному заданию Финуниверситету 2014.

улучшению социального климата, развитию инновационных проектов, развитию обрабатывающей промышленности. На примере Пензенской области показано, что принятие мер на основе выявленных в работе факторов способно привлечь иностранные инвестиции на сумму 982,41 млн руб. Улучшение инвестиционного климата в регионах создаст благоприятные условия для привлечения в Россию иностранных инвестиций и будет способствовать устойчивому экономическому росту и развитию рыночной экономики страны.

Ключевые слова: иностранные инвестиции в регионе, экономико-математическое моделирование, региональная политика

Среди многообразных форм экономической деятельности в современных условиях все большее значение приобретает осуществление иностранных инвестиций, которые становятся одним из важнейших элементов инвестиционной составляющей в экономике различных стран [3, 6]. Одним из ключевых источников экономического роста России является привлечение иностранного капитала в экономику наряду с наращиванием выпуска продукции высоких технологий и диверсификацией экономики. Особенность прямых иностранных инвестиций состоит в том, что они могут гарантировать устойчивость экономического роста в силу своей специфики: притока технологий и ноу-хау. В то же время привлечение прямых иностранных инвестиций способствует экономическому росту

региона, причем качество такого роста предпочтительнее, так как реципиент приобщается к глобальным стандартам производства [4].

Актуальность данной темы обусловливается тем, что участие России в процессах международного движения капитала является важным фактором ускорения рыночных реформ, а также средством развития экономики страны. Иностранные инвестиции содействуют общей социально-экономической стабильности в стране, в связи чем необходимо точно определить стратегию их привлечения, в частности по созданию благоприятного инвестиционного климата страны как решающего фактора в принятии решения о направлении в страну инвестиций.

Рейтинг инвестиционной привлекательности России остается низким. В 2013 г. Всемирный банк поставил Россию на 112-ю строчку между Палау и Сальвадором. Несмотря на то, что макроэкономическая и политическая стабильность экономики, обилие сырьевых ресурсов и большой потребительский рынок стимулируют приток инвестиций в страну, слабость государственных институтов, высокий уровень коррупции и обилие бюрократических барьеров заставляют инвесторов проявлять осторожность. Россия привлекает меньше всех прямых иностранных инвестиций по сравнению со странами БРИКС. В 2012 г. чистые прямые иностранные инвестиции в экономику Бразилии и Индии составили 2,7 и 2% от ВВП соответственно, то в России они существенно ниже уже не один год подряд. Основными барьерами на пути привлечения иностранных инвестиций в страну являются низкий уровень диверсификации экономики, низкая эффективность государственного управления и коррупция, а также иные проблемы. Целью исследования является оценка факторов, влияющих на привлечение инвестиций в регионы. Доказательства того, что существуют факторы, влияющие на принятие инвестиционного решения, отсутствуют. Для определения причин 0неравномерного 0рас-пределения прямых иностранных инвестиций в российских регионах, а также выявления наиболее 0привлекательных для иностранных инвесторов региональных потенциалов сформулированы гипотезы, которые необходимо доказать с помощью системы регрессионных уравнений.

Гипотеза 1. Высокий уровень экономического развития региона является существенным фактором, определяющим межрегиональное распределение инвестиций в России.

Характеристики экономической конъюнктуры значительно варьируются между российскими регионами, создавая различия в стимулах для потенциальных иностранных инвесторов к прямым иностранным инвестициям. Зарубежные инвесторы, стремящиеся продавать, а также производить на целевом рынке, заинтересованы в первую очередь в экономическом потенциале данного региона. Уровень валового регионального продукта (ВРП) данного региона точно отражает этот потенциал. В частности, чем выше уровень ВРП, тем больше потенциал внутреннего спроса и тем более привлекателен регион для потенциальных инвесторов [7].

Региональные направления основных потоков отечественных и иностранных инвестиций в целом во многом совпадают. Однако сопоставление относительных показателей инвестиций, приходящихся на ведущие регионы, свидетельствует о наличии специфики локализации этих двух видов инвестиционных ресурсов. Так, если характерной чертой распределения инвестиций в основной капитал выступает их концентрация в столичном и тюменском регионах, то территориальное размещение иностранных вложений отличается высокой степенью поляризации в одном субъекте Российской Федерации - Москве [1]. Представляя собой крупнейший в стране промышленный и финансовый центр с развитой инфраструктурой рынка и наиболее высоким платежеспособным спросом населения, Москва с момента либерализации внешнеэкономической деятельности остается для иностранных инвесторов своеобразным инвестиционным ядром. Конкурентные преимущества столицы позволяют ей аккумулировать львиную долю иностранных инвестиций, значительно опережая по данному показателю остальные регионы страны. В Российской Федерации 20% субъектов практически не привлекают иностранные инвестиции. Это регионы, отличающиеся низким уровнем экономического развития: агропромышленные республики Северного Кавказа (Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия - Алания и др.) и национальные образования Сибири и Дальнего Востока (Республика Тыва и др.).

Для определения экономической конъюнктуры региона необходимо проанализировать показатели деятельности. Уровень ВРП региона всегда точно отражает экономический потенциал региона. В частности, чем выше уровень ВРП, тем больше потенциал внутреннего спроса, и тем более привлекателен регион для потенциальных инвесторов [7].

Развитие транспортной сети (плотность автодорог и железнодорожных путей, наличие аэропортов и транспортных узлов) облегчает процесс доставки необходимых ресурсов, а также способствует более быстрому и эффективному распределению произведенной продукции между потребителями. Наличие современных средств коммуникации, уровень развития кредитно-финансовой инфраструктуры также являются неотъемлемыми факторами, способствующим притоку прямых иностранных инвестиций в регион.

Исследование мировых тенденций отраслевой направленности прямых иностранных инвестиций дает возможность В.В. Типанову утверждать, что обрабатывающая промышленность по-прежнему остается самым привлекательным сектором глобальной экономики по объемам привлекаемых прямых иностранных инвестиций - 660 млрд долл. в 2011 г.1. Основная доля прямых иностранных инвестиций, как и раньше, поступает из развитых стран мира. Исследователь Х.Х. Валиуллин подтверждает, что региональные предпочтения иностранных инвесторов базируются главным образом на экономических соображениях и часто не совпадают с предпочтениями инвесторов-резидентов [1]. Анализ данных позволил ему сделать вывод о том, что для зарубежных инвесторов наиболее предпочтительны те российские территории, которые отвечают следующим базовым требованиям: емкий рынок сбыта, относительно высокая платежеспособность населения.

Исследователь Л.В. Матраева с помощью стратегического анализа подтверждает влияние факторов внешней и внутренней среды на результативность инвестиционной деятельности [5]. В качестве статистической базы использован индекс глобальной конкурентоспособности, представленный в ежегодных отчетах Всемирного экономического форума. Индекс представляет собой средневзвешенное значение более чем 150 различных показателей, определяющих «профиль» страны. Для расчета компонент индекса используют метод скользящего среднего, при этом последние актуальные данные (за 2010-2011 гг.) имеют вес, больший по сравнению с данными предыдущих лет, использовавшихся при расчете. Все последующие изменения, которые вносятся в методику расчета индекса, построены в рамках единообразной методологии, что позволяет

1 Типанов В.В. Прямые инвестиции: тенденции и перспективы развития // Вестник финансового университета. 2013. № 1. С. 82-91.

проследить эволюцию показателя и одновременно совершенствовать модель расчета.

Чтобы выявить факторы, благоприятствующие или препятствующие устойчивому притоку прямых иностранных инвестиций в Российскую Федерацию, был произведен отбор показателей-индикаторов, отражающих влияние факторов, определяющих инвестиционную привлекательность страны.

Гипотеза 2. Субъективный фактор отсутствия доверия инвесторов к региональной администрации играет существенную роль в принятии инвестиционного решения, сдерживает приток инвестиций в регион.

Несмотря на значительную роль институциональных шагов региональных органов власти, существующие характеристики руководства и администрации региона являются важным условием текущего и будущего экономического благополучия территории. По данным исследования Ernst & Young's European attractiveness survey2, снижение уровня коррупции является основной мерой, необходимой (по мнению инвесторов) для улучшения инвестиционного климата в регионах России (рис. 1).

Далее Л.В. Матраева приводит анализ показателей-индикаторов, влияющих на инвестиционную привлекательность регионов России [5], который показал, что за период с 2008 по 2011 г. к наиболее существенным тенденциям, положительно влияющим на инвестиционную позицию России, можно отнести лишь изменения в институциональной сфере. Выросли значения следующих показателей-индикаторов:

- доверие к политикам (коэффициент относительного прироста составляет 0,27);

- воздействие правил для прямых иностранных инвестиций на бизнес (коэффициент относительного прироста - 0,1).

Необходимо отметить, что степень доверия инвесторов к органам власти, а также прозрачность бюрократических структур довольно сложно определить. В связи с этим уровень коррупции в регионе будет определен на основе статистики поданных жалоб во Всероссийскую антикоррупционную общественную приемную «Чистые руки», а также на основе числа зарегистрированных преступлений по ст. 285. Злоупотребление должностными полномочиями.

2 Ernst & Young: European Attractiveness Survey 2014.

URL: http: //www. gtai.de/GTAI/Navigation/EN/Invest/Service/ publications,did=330898.html.

Содействие экономическому росту и развитию малого и среднего бизнеса

Снижение уровня бюрократии

Повышение эффективности законодательства (снижение уровня коррупции)

Повышение прозрачности системы регулирования предпринимательской деятельности

Рис. 1. Основные меры, необходимые для улучшения инвестиционного климата в России (по мнению инвесторов), в % от общего количества опрошенных

Гипотеза 3. Наличие границы региона с иностранным государством положительно влияет на привлечение инвестиций.

Содержание и интенсивность связей между соседними территориями России и зарубежных стран, с одной стороны, отражает их экономическую и культурную специфику, а с другой - общий уровень межгосударственных отношений и особенности проводимой экономической политики. Размещение прямых иностранных инвестиций преимущественно направлено в приграничный периметр.

Определяющими показателями были выбраны:

- наличие границы с иностранным государством;

- коэффициент миграционного прироста.

Согласно данным Ernst & Young European

Investment Monitor3, инвесторы, начинающие деятельность в России, незначительно продвигаются вглубь страны: 49% инвестиционных проектов реализуются в Москве и Петербурге (при этом на Москву приходится 37% проектов). Другие 10 регионов, в которых располагается большое число проектов, находятся в западных регионах России, часто около границы с соседними странами. Кроме того, Х.Х. Валиуллин и ЭР. Шакирова отмечают выгодное экономико-географическое положение региона и его близость к внешним границам как основные факторы привлечения прямых иностранных инвестиций в регионы России [1].

Гипотеза 4. Регионы, имеющие более высокие оценки социального развития, имеют лучшую

конкурентную позицию территории для привлечения иностранных инвестиций.

Относительно высокий уровень средней заработной платы также может являться положи -тельным фактором для иностранных инвесторов, так как территория реги -она рассматривается потенциаль-ным инвестором не только с позиции размещения производства, но и с точки зрения дополнительного рынка сбыта своей продукции. В силу этого уровень жизни населения в регионе свидетельствует не только о потенциале рынка, но и о социальной стабильности в нем. Кроме того, о благоприятной экономической обстановке в регионе свидетельствует и низкий уровень преступности. На решение зарубежных инвесторов, инвестировать в данный регион или нет, оказывают влияние как стоимость, так и качество факторов производства в данном регионе. Среди самых важных факторов производства, специфических для региона, является труд. Качество рабочей силы играет ключевую роль в принятии решения об инвестировании.

Кроме того, осуществление инноваций, направленных на совершенствование производства и повышение экологической безопасности, положительно влияет на привлечение инвесторов. Эта гипотеза подтверждается в работе А.А. Трофимен-ко, утверждающем, что инвестиционный имидж является главным препятствием для инвесторов, которые еще не пришли в Россию4. В частности, криминогенная обстановка и проблемы с трудовой дисциплиной останавливают многих потенциальных инвесторов. Определение тесноты связи между прямыми иностранными инвестициями и средними доходами населения, нормой безработицы было подтверждено С.Л. Ереминой и

3 Ernst & Young: European Investment Monitor. URL: http:// www.eyeim.com/press.htm.

4 Трофименко А.А. Прямые иностранные инвестиции в России: проблемы и перспективы // Известия ИГЭА. 2011. N° 3. C. 119-122

Т.В. Калашниковой5. Анализ связи прово-дился с помощью ко -эффициента корреля -ции. При исследовании зависимости между инвестициями и средними доходами насе -ления был получен коэффициент корреляции 0,0438. При исследовании зависимости между инвестициями и нор -мой безработицы был получен коэффициент корреляции 0,0291. Отрицательное значение свидетельствует о наличии обратной зависимости между исследуемыми признаками. В рассмотренных случаях коэффициент корреляции очень близок к нулю (<0,1), это свидетельствует об отсутствии линейной зависимости рассмотренных показателей. В ходе анализа Л.В. Матраевой [5] были выявлены показатели, по которым Россия утратила конкурентное преимущество в течение рассматриваемого периода: «Качество системы образования», «Корпоративные затраты на НИОКР», «Оплата и производительность труда». На рис. 2 представлена структура мнений инвесторов относительно наиболее привлекательных черт российской экономики (по данным Ernst & Young European Investment Monitor).

Стоимость рабочей силы и уровень квалификации местных кадров оцениваются инвесторами примерно одинаково. Доказать влияние квалификации кадров региона на объем привлечения прямых иностранных инвестиций предстоит путем эмпирического анализа панели данных. Инвесторы дают положительную оценку действиям правительства, направленным на улучшение инвестиционного климата. Они верят в возможности России: 70% участников исследования убеждены в будущей инвестиционной привлекательности России. Это очень высокий показатель - он более чем в 2 раза выше аналогичного показателя Франции (31% опрошенных инвесторов уверены в будущей инвестиционной привлекательности Франции), а также

5 Еремина С.Л., Калашникова Т.В. Прямые иностранные инвестиции: эффекты регулирования // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 279. С. 133-138.

Гибкость трудового законодательства в части найма, увольнения и продолжительности работы

Рис. 2. Наиболее привлекательные черты российской экономики (по мнению инвесторов), в % от общего количества опрошенных

выше оценок Германии или Великобритании (47%). Российская экономика является привлекательной для инвесторов. Путем принятия энергичных мер, широко освещаемых в СМИ, правительство будет стараться обеспечить инвестиционную привлекательность России для иностранных инвесторов в долгосрочной перспективе.

Гипотеза 5. Особые льготные условия для иностранных предпринимателей в рамках инвестиционных проектов являются ключевым критерием при осуществлении иностранного инвестирования. Это обеспечивается посредством:

- привлечения материальных и финансовых ресурсов зарубежных паритетов и отечественных предпринимателей;

- внедрения передовой техники и технологий;

- создания экспортно ориентированных производств и увеличения на этой основе валютных поступлений;

- освоения передового опыта управления и организации маркетинга;

- создания новых рабочих мест;

- освоения зарубежных рынков сбыта и др. Размер и период предоставленных льгот, возможность получения инвесторами гарантии со стороны региональной администрации способствуют снижению риска и создают более благоприятные условия для предпринимательства (практика создания льготных условий для иностранных предпринимателей сопровождается увеличением размера льгот, их периода и гибкостью предоставления по мере охвата регионов страны этой законодательной

инициативой). На уровне субъектов Российской Федерации выработка эффективной политики в отношении прямых иностранных инвестиций должна включать меры по созданию совместных предпринимательских проектов. Данного мнения придерживается С.В. Василевская [2]. Реализация такой политики на региональном уровне может обеспечить приток прямых иностранных инвестиций в требуемых объемах и направлениях. Данные цели должны преследовать участники инвестиционного взаимодействия - государство (на уровне органов региональной и муниципальной власти), а также местный предпринимательский сектор.

Сформулированные гипотезы, а также определяющие параметры приведены в табл. 1.

Таблица 1

Гипотезы эмпирического исследования

Окончание табл. 1

Гипотеза 1. Высокий уровень экономического развития региона определяет межрегиональное распределение инвестиций в Российской Федерации

Гипотеза

Гипотеза 2. Субъективный фактор отсутствия доверия инвесторов к региональной администрации играет существенную роль в принятии инвестиционного решения, сдерживает приток инвестиций в регион

Определяющие параметры

Доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

Стоимость основных фондов. Степень износа основных фондов. Число предприятий и организаций. Удельный вес убыточных организаций.

Плотность железнодорожных путей общего пользования. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием.

Количество международных аэропортов.

Доля городского населения в субъектах Российской Федерации. Показатели, характеризующие развитие телематических услуг и услуг сети передачи данных. Отраслевая структура валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности

Количество поданных жалоб во Всероссийскую антикоррупционную общественную приемную «Чистые руки» на коррупцию в регионах

Гипотеза

Гипотеза 3. Регионы, имеющие более высокие оценки социального развития, имеют лучшую конкурентную позицию территории для привлечения иностранных инвестиций

Гипотеза 4. Наличие границы региона с иностранным государством положительно влияет на привлечение инвестиций

Гипотеза 5. Особые льготные условия для иностранных предпринимателей в рамках инвестиционных проектов являются ключевым критерием при осуществлении иностранного инвестирования

Определяющие параметры

Уровень безработицы. Число зарегистрированных преступлений среди населения. Число собственных легковых автомобилей.

Численность безработных. Среднедушевые доходы населения. Численность экономически активного населения.

Выпуск специалистов с высшим профессиональным образованием. Число организаций, выполняющих научные исследования и разработки.

Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками.

Удельный вес организаций, осуществлявших инновации, обеспечивающие повышение экологической безопасности в производстве товаров, работ, услуг, в общем числе организаций, осуществлявших экологические инновации. Объем инновационных работ, услуг

Наличие границы с иностранным государством.

Коэффициент миграционного прироста

Наличие свободных экономических зон.

Разработка регионального инвестиционного проекта

Эмпирический анализ опирался на статистические данные, указанные в сборниках Госкомстата России «Регионы России»6. Временной и региональный охват рассматриваемых данных определил структуру панели, по которой проводился эмпирический анализ. Панель данных строилась на 2011 г. для 83 субъектов Российской Федерации, в качестве оценки была применена линейная регрессия.

6 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.URL: http://www.gks.ru/.

В результате оценки были выявлены семь значимых параметров, влияющих на объем поступивших прямых иностранных инвестиций в субъект Российской Федерации (табл. 2).

Оценки уравнения регрессии свидетельствуют, что существует общая положительная корреляция предложения инвестиций и регионального экономического развития. При этом не существенными для инвесторов являются такие факторы, как уровень доходов субъекта, число предприятий и организаций, стоимость основных фондов.

Статистически значимым и отрицательным является фактор степени износа основных фондов, что подтверждает гипотезу о важной роли высокого уровня экономического развития региона. Эффект от сокращения числа убыточных организаций также дает положительную оценку экономике региона. Исследователи М. Blomstrom и А. Кокко также пришли к заключению, что существует положительная и значимая связь между экономическим ростом и прямыми иностранными инвестициями в регионе [8].

Полученные оценки свидетельствуют, что фактором, определяющим размер прямых иностранных инвестиций, является объем отгруженной продукции (работ и услуг) по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства». Инвестиционная привлекательность профильных секторов является высокой, поэтому перелив капи-

Результаты экономет]

тала продолжает осуществляться преимущественно в эти секторы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из оценок регрессии видно, что дефицит инвестиций характерен для регионов с более благоприятной отраслевой структурой производства, но менее развитой сферой услуг. Деятельность, связанная с вторичным сектором, включает в себя металлургию, автомобилестроение, химическую и нефтехимическую промышленность, легкую и пищевую промышленность, а также строительство. В отличие от первичного сектора экономики влияние, оказываемое прямыми иностранными инвестициями на промышленный сектор, более ощутимо, как и связь данного сектора с другими видами деятельности в экономике. Вторичный сектор обычно использует различные виды продукции, произведенные другими секторами, как промежуточные материалы в своем производственном процессе [4].

Кроме того, иностранные инвесторы стремятся вложить свои деньги в различные предприятия страны (в которой они планируют свою деятельность) в целях получения прибыли скорее от их функционирования на внутреннем рынке, чем от экспорта. В связи с этим достижение поставленной цели стимулирует иностранных инвесторов к созданию новых рабочих мест, развитию новых технологий и методов управления, проведению различных тренингов для работников, что в результате повышает общую конкурентоспособность сектора [10].

Таблица 2

ческого исследования

Variable Coefficient Std. Error t-Statistic Prob.

Удельный вес убыточных организаций -0,045127 0,052057 0,620376 0,5369

Расходы консолидированных бюджетов субъектов Рос- 0,129753 0,153512 3,320605 0,0014

сийской Фдерации в 2011 г. на социальную политику

Степень износа основных фондов -0,175415 0,295890 -1,990869 0,0502

Объем инновационных работ, услуг 0,130914 0,023065 5,675883 0,0000

Выпуск специалистов с высшим профессиональным -0,235722 0,108208 -4,950877 0,0000

образованием

Численность персонала, занятого научными исследова- 0,231861 0,129794 4,174775 0,0001

ниями и разработками

Объем отгруженной продукции (работ и услуг) по виду -0,003946 0,004691 -0,841230 0,4029

экономической деятельности «Обрабатывающие произ-

водства»

C 450,431749 6 828,030 1,104042 0,2732

R-squared 0,828637 Mean dependent var 7 676,950

Adjusted R-squared 0,812427 S . D . dependent var 18 505,88

S . E . of regression 8014,832 Akaike info criterion 20,90844

Sum squared resid 4,75E+09 Schwarz criterion 21,14325

Log likelihood -849,2462 Hannan-Quinn criter. 21,00271

F-statistic 51,11896 Durbin-Watson stat 2,218532

Prob(F-statistic) 0,000000 - -

Расчеты не подтвердили гипотезу о том, что чем выше оценка доверия инвесторов к администрации региона, тем больший объем прямых иностранных инвестиций направляется в регион. Факторы, отражающие уровень коррупции в регионе, а также число зарегистрированных преступлений по. ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» не являются значимыми. Степень доверия инвесторов к органам власти, а также прозрачность бюрократических структур определить довольно трудно. Это связано в первую очередь с низкой эффективностью институционального контроля за коррупцией.

Гипотеза о положительном влиянии наличия границы региона с иностранным государством на привлечение инвестиций не нашла подтверждения значимостью определяющих факторов, основная часть инвестиционных проектов реализуется в Москве и Петербурге. Регионы, входящие в первую десятку по уровню привлечения иностранных инвестиций, в основном находятся в западных регионах России. Зависимость инвестиций от наличия границы с другим государством не установлена. Мнение Х.Х. Валиуллина и Э.Р. Шакировой о близости региона к внешним границам как об основном факторе привлечения прямых иностранных инвестиций в регионы России [1] в проведенном исследовании не подтверждено.

Однако подтверждается гипотеза о том, что регионы с более высокими оценками социального развития имеют лучшую конкурентную позицию для привлечения иностранных инвестиций. Для объема прямых иностранных инвестиций не являются существенными факторами:

- уровень безработицы;

- число зарегистрированных преступлений среди

населения;

- число собственных легковых автомобилей;

- численность безработных;

- среднедушевые доходы населения;

- численность экономически активного населения.

Инвестиционная привлекательность региона прямо пропорциональна числу высококвалифицированных кадров.

Уровень расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на социальную политику является положительным и значимым фактором для привлечения инвестиций. Высокие оценки развития инновационной деятельности

связаны с существенными факторами, такими как выпуск специалистов с высшим профессиональным образованием, численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками для предоставления льгот отдельным предприятиям и отраслям, которые вряд ли могут привлечь инвесторов. Приток прямых иностранных инвестиций более распространен в регионах с высокой долей специалистов с высшим образованием. Вполне естественной является значимая положительная корреляция объема прямых иностранных инвестиций с численностью персонала, занятого научными исследованиями и разработками.

Необходимо отметить, что технологии жизненно необходимы для экономического роста, ведущего к накоплению капитала, улучшению торговли и изменениям в организации социальных и производственных отношений. Передача технологий осуществляется посредством оказания технической помощи поставщикам и потребителям, показательного воздействия на местные компании при выборе технологии и методов управления, а также доступа к международным каналам распределения. Эффективный процесс передачи технологий, а также новые совместные разработки невозможны без наличия в регионе достаточного количества высококвалифицированных специалистов, занятых научными исследованиями и разработками [9]. Гипотеза об особых льготных условиях для иностранных предпринимателей в рамках инвестиционных проектов как о ключевом критерии при осуществлении иностранного инвестирования в исследовании не подтвердилась. Факторы наличия свободной экономической зоны в регионе и регионального инвестиционного проекта также не являются значимыми для иностранных инвесторов.

Далее рассмотрим инвестиционную политику принимающего государства, обеспечивающую гарантии зарубежным инвесторам, эффективное и стабильное функционирование правовой системы. Эта политика реализуется на национальном уровне, который, несомненно, является основным, а также на трех других уровнях: двустороннем, региональном и многостороннем. Каждый из указанных уровней регулирования имеет свою специфику и степень влияния на приток иностранных инвестиций [10].

Рассмотрим изменение ключевых факторов, влияющих на объем прямых иностранных инвестиций, на примере Пензенской области. Эта область обладает невысоким инвестиционным потенциа-

лом, так как не наделена большим количеством природных ресурсов и уровень развития региональной экономики у нее не очень высок. Однако при существующих условиях можно говорить о том, что руководством региона предпринимаются все возможные усилия, направленные на привлечение инвестиций и развитие экономики. Общий комплекс мер, применяемых для привлечения инвестиций в регион, дал положительный результат, о чем свидетельствуют статистические данные (прослеживается тенденция роста инвестиций в основной капитал)7. Объем поступивших из-за рубежа прямых инвестиций в 2011 г. составил 898,94 млн руб.

Необходимо рассчитать и проанализировать, как изменится объем прямых иностранных инвестиций в плановом периоде, если будут приняты необходимые меры по улучшению инвестиционной привлекательности региона в рамках значимых факторов.

Сокращение удельного веса убыточных организаций, а также степени износа основных фондов предприятий возможно за счет мер финансовой поддержки, к которым можно отнести:

- предоставление грантов начинающим предпринимателям;

- возмещение затрат на подключение к электросетям;

- субсидирование процентной ставки по кредитам в размере 2/3 ставки рефинансирования Банка России;

- возмещение затрат на регистрацию компании;

- субсидирование договоров лизинга;

- субсидирование покупки оборудования. Данные меры представляют интерес для

небольших инвестиционных проектов, но, к сожалению, не являются решающим фактором для иностранных инвесторов при принятии решения об открытии предприятия на территории региона. Для привлечения иностранных инвесторов регион имеет право предоставлять налоговые льготы по региональным налогам: налог на прибыль (снижение с 20 до 16%); нулевые ставки по налогу на транспорт и на имущество. Сокращение удельного веса убыточных организаций, а также степени износа основных фондов предприятий может привести к пятипрцентному изменению притока прямых иностранных инвестиций. Прирост по рассчитанной

7 Официальная статистика Федеральной службы государственной статистики.URL: http://www.gks.ru/.

модели составит 0,06 % по сравнению с данными базового периода.

Региональное объединение бизнес-инкубаторов включает в себя 11 бизнес-инкубаторов, расположенных в различных районах области. За период их существования было реализовано большое количество проектов в сферах интернет-технологий, энергосбережения и других отраслей, получивших высокую оценку российского бизнес-сообщества. Данная мера государственной поддержки в Пензенской области является актуальной для малого и среднего бизнеса, объем инвестиций в которые крайне незначителен. Ни один иностранный инвестор на территории Пензенской области не воспользовался площадями бизнес-инкубаторов. Одним из возможных действий, направленных на повышение привлекательности бизнес-инкубаторов для крупных иностранных инвесторов может быть создание на базе бизнес-инкубатора центра, оказывающего услуги международным компаниям, в штате которого будут специалисты со знанием иностранных языков и специфики проблем. Повышение показателя «Объем инновационных работ, услуг» (Х40) на 5% увеличит прирост иностранных инвестиций на 5,1% по сравнению с данными базового периода.

Открытое акционерное общество «Корпорация развития Пензенской области» реализует приоритетные для области инвестиционные проекты. Эта компания занимается привлечением инвесторов для реализации проектов, проводит презентации инвестиционного потенциала области, содействует развитию государственно-частного партнерства на региональном уровне, непосредственно участвует в повышении качества инвестиционного климата в регионе, занимается созданием инфраструктуры, необходимой для развития инвестиционных проектов, а также рядом других функций, направленных на содействие развитию экономики региона. Благодаря этому в регион «пришло» несколько инвесторов, работающих в сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности и в машиностроении. Дальнейшее развитие приоритетных отраслей позволит расширить перспективы обрабатывающей промышленности и увеличить объем прямых инвестиций в Пензинскую область. Увеличение показателя «Объем отгруженной продукции (работ и услуг) по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» на 5% увеличит прирост инвестиций на 3,05% по сравнению с данными базового периода.

Пензенская область активно использует возможности федеральных институтов развития для улучшения социально-экономической обстановки в регионе. Государственные корпорации и бюджетные инвестиции имеют большую долю в общем объеме привлеченных денежных средств в Пензенскую область. Значительную роль в региональной экономике играет государственная компания «Внешэкономбанк». С участием ВЭБа и китайских инвесторов на территории Пензенской области реализуется проект по строительству цементного завода стоимостью 280 млн долл. При запуске производства мощность предприятия составит 1 800 тыс. т цемента ежегодно. Проект внесет значительный вклад в региональный бюджет, средства из которого в дальнейшем также могут быть направлены для финансирования инвестиционных проектов. По оценкам специалистов, суммарный объем налоговых поступлений в региональный и федеральный бюджеты будет равен 1,5 млрд руб. ежегодно. В настоящее время проект еще не вышел на запланированную мощность, за I квартал 2012 г. было создано 81 рабочее место, а сумма налоговых отчислений равнялась 284,5 млн руб.8. Государственные средства в инвестиционные проекты Пензенской области поступают не только из российского бюджета, но также и из бюджетов других стран. В настоящее время правительством Пензенской области подписан ряд соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем, Казахстаном, Молдовой. Благодаря установлению контактов и подписанному в 2007 г. Соглашению между правительством Пензенской области Российской Федерации и Народным правительством провинции Цзилинь Китайской Народной Республики об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве в 2011 г. правительство провинции Цзилинь выделило 4 млн юаней (700 000 долл.) на реализацию пилотного проекта в Пензенской области.

В области необходимо развитие учебных учреждений для выпуска высококвалифицированных сотрудников, но при отсутствии благоприятного инвестиционного климата (а также мер государственной поддержки инвестиционных проектов) работа может не дать никакого результата, поэтому необходимо комплексно совершенствовать механизмы

8 Строительство цементного завода в Пензенской области. URL: http://veb.prognoz.ru/.

привлечения инвестиций и систему экономического развития региона.

Таким образом, рассмотрены различные механизмы привлечения инвестиций в Пензенскую область и проблемы их функционирования. Необходимо отметить, что любой субъект Российской Федерации сталкивается с недостатком финансовых ресурсов, необходимых для модернизации существующих основных фондов, создания новых высокотехнологичных предприятий и развития существующих отраслей экономики. По этой причине перед руководством субъектов стоит задача привлечения инвестиций.

В настоящее время при введении санкций со стороны развитых стран были внедрены следующие меры, которые ограничивают иностранные инвестиции в Российскую Федерацию от развитых стран (например, итальянская нефтеперерабатывающая компания Saras отложила планы по созданию совместного предприятия с ОАО «Роснефть» по продаже нефти и нефтепродуктов). Также в I квартале 2014 г. инвесторы вывели из России 70 млрд долл., больше, чем за весь 2013 г., в результате чего экономический рост России замедлился до 0,8%, что заметно ниже существовавших прогнозов. Поэтому регионам надо проводить активную и обдуманную политику для привлечения иностранных инвестиций. Основные выводы проведенного исследования следующие: в целях максимизации действия значимых факторов для привлечения прямых иностранных инвестиций администрации субъекта следует продолжить работу по улучшению эффективности использования основных фондов (субсидирование покупки оборудования, возмещение затрат на подключение к электросетям), сокращению убыточных организаций за счет мер финансовой поддержки (субсидирование процентной ставки по кредитам, предоставление налоговых льгот), улучшению социального климата, и развитию инновационных проектов, развитию обрабатывающей промышленности. Без решения этих структурных проблем дорогостоящие финансовые стимулы для привлечения дополнительных прямых иностранных инвестиций будут менее эффективными, и регион упустит шанс воспользоваться благоприятными условиями. Улучшение инвестиционного климата в регионах создаст условия для привлечения в Россию иностранных инвестиций и, как следствие, для устойчивого экономического роста и развития рыночной экономики страны.

Список литературы

1. Валиуллин Х.Х., Шакирова Э.Р. Неоднородность инвестиционного пространства России: региональный аспект // Проблемы прогнозирования. 2011 № 1. С. 157-165.

2. Василевская С.В. Организационно-экономические аспекты управления прямыми иностранными инвестициями в регионе в целях развития предпринимательства // Экономика и управление народным хозяйством. 2010. № 3. С. 193-198.

3. Голещихин О.С. Прямые иностранные инвестиции и экономическое развитие // Российское предпринимательство. 2012. № 24. С. 21-26.

4. Каримов М.М. Прямые иностранные инвестиции как фактор повышения конкурентоспособности экономики Узбекистана // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. 2013. № 8. С. 27-38.

5. Матраева Л.В. Анализ инвестиционной позиции России на мировом рынке прямых иностранных инвестиций // Вопросы региональной экономики. 2013. № 2. С. 55-62.

6. Хазанович Э.С. Иностранные инвестиции: учеб. пособие. М.: КноРус. 2013. 320 с.

7. Alfaro L. Foreign Direct Investment and Growth: Does the Sector Matter? Harvard Business School. Boston . 2003 . 31 p .

8. Blomstrom M., Kokko A . The Economics of Foreign Direct Investment Incentives. SSE. Working Paper 168.2009.25 p.

9. Bruce A. Blonigen A. Review of the Empirical Literature on FDI Determinants // Atlantic Economic Journal. 2011. № 33. P. 383-403.

10. Lipsey R., Sjoholm F. Host Country Impacts of Inward FDI: Why Such Different Answers? The European Institute of Japanese Studies, Working Paper series 192. 2010. 34 p.

Regional economics: theory and practice Region investment policy

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

FACTORS AFFECTING THE INFLOW OF FOREIGN INVESTMENT

TO THE REGIONS

Elena A. FEDOROVA

Abstract

The aim of the study is to assess the factors influencing the attraction of investment to the regions . There is no systematic evidence that there is a factor, which clearly influences the investment decision To determine the cause of the uneven distribution of FDI in the Russian regions, as well as to identify the most attractive regional potentials for foreign investors, the author formulated the following potential factors: the high level of economic development of the region; the lack of investor confidence to the regional administration; the social development of the region; the availability of border region with a foreign State; the special favorable conditions for foreign businessmen within the framework of investment projects The empirical base included the data of 83 regions of the Russian Federation for 2011, and the method of linear regression. In the result of the evaluation, the author identified the significant factors affecting the volume of incoming direct foreign investment in the constituent territory of the Russian Federation. In order

to attract FDI, the administration of the constituent territory should continue to work to improve the efficiency of fixed assets (subsidizing the equipment purchase, reimbursement of charges for connection to the power grid), reduction of unprofitable organizations through the financial support measures (interest rate subsidies on loans and also providing of tax breaks), improving of the social climate, an innovative projects development and the manufacturing industry development. The paper, by the example of the Penza region, demonstrates that the measures based on the factors identified in the research are able to attract the foreign investment amounted to 982.41 million rubles. The improvement of the investment climate in the regions will create favorable conditions for attracting foreign investment to Russia and as a result will promote the sustainable economic growth and market economy development

Keywords: foreign investment, economic and mathematical modeling, regional policy

References

1. Valiullin Kh.Kh., Shakirova E.R. Neodnorod-nost' investitsionnogo prostranstva Rossii: regional'nyi aspect [Heterogeneity of the Russian investment space: a regional perspective]. Problemyprognozirovaniya -Problems of forecasting, 2011, no. 1, pp. 157-165.

2 . Vasilevskaya S .V. Organizatsionno-ekonom-icheskie aspekty upravleniya pryamymi inostran-nymi investitsiyami v regione v tselyakh razvitiya predprinimatel'stva [Organizational and economic aspects of foreign direct investment management in the region for the purpose of entrepreneurship development]. Ekonomika i upravlenie narodnym khozyaistvom -Economics and national economy management, 2010, no.3,pp.193-198.

3. Goleshchikhin O.S. Pryamye inostrannye investitsii i ekonomicheskoe razvitie [Foreign direct investment and economic development]. Rossiiskoe predprinimatel 'stvo - Russian journal of entrepreneur-ship, 2012, no. 24, pp. 21-26.

4. Karimov M.M. Pryamye inostrannye inves-titsii kak faktor povysheniya konkurentosposobnosti ekonomiki Uzbekistana [Foreign direct investment as a factor of improving the Uzbekistan economic competitiveness]. Sovremennaya ekonomika: problemy, tendentsii, perspektivy - Modern economy: problems, trends and prospects, 2013, no. 8, pp. 27-38.

5. Matraeva L.V. Analiz investitsionnoi pozitsii Rossii na mirovom rynke pryamykh inostrannykh investitsii

[An analysis of the investment position of Russia on the global FDI market]. Voprosy regional 'noi ekonomiki - Issues of regional economics, 2013, no. 2, pp. 55-62.

6. Khazanovich E.S. Inostrannye investitsii [Foreign investment]. Moscow, KnoRus Publ., 2013, 320 p.

7. Alfaro L. Foreign Direct Investment and Growth: Does the Sector Matter? Boston, Harvard Business School, 2003, 31 p.

8. Blomstrom M., Kokko A. The Economics of Foreign Direct Investment Incentives. SSE Working Paper 168, 2009, 25 p.

9. Blonigen B.A. A Review of the Empirical Literature on FDI Determinants. Atlantic Economic Journal, 2011, no. 33, pp. 383-403.

10. Lipsey R., Sjoholm F. Host Country Impacts of Inward FDI: Why Such Different Answers? The European Institute of Japanese Studies. Working Paper series 192, 2010, 34 p.

Elena A. FEDOROVA

Financial University under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation ecolena@mail . ru

Acknowledgments

The article was prepared on the basis of the results of the research carried out at the expense of the budget funds for the State job to the Financial University in 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.