Научная статья на тему 'Приоритетные направления развития экономики регионов РФ в контексте привлечения инвестиций'

Приоритетные направления развития экономики регионов РФ в контексте привлечения инвестиций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2049
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ / ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ / REGIONAL ECONOMY / DEVELOPMENT PRIORITIES / INVESTMENT ATTRACTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чуприкова Наталья Владимировна

В статье проведена сравнительная характеристика регионов ЦФО по приоритетным направлениям привлечения инвестиций в региональное развитие. Обосновано, что эффективное инвестиционное обеспечение выступает одним из ключевых факторов его экономического развития. Выявлено, что основными приоритетными направлениями привлечения инвестиций в экономику Воронежской области выступают: формирование конкурентоспособных кластеров в агропромышленном комплексе; развитие высокотехнологичных производств и формирование кластеров в авиастроении, ракетостроении, радиоэлектронике, железнодорожном машиностроении, автомобильном машиностроении, атомном и энергомашиностроении, химической промышленности. Установлено, что приоритетной отраслью для инвестиций Белгородской области является сельское хозяйство. Также в регионе уделяется особое внимание развитию фармацевтики, альтернативной энергетике, промышленному производству. Инвестиционной стратегией Липецкой области установлены такие приоритетные направления привлечения инвестиций в регион, как: машиностроение; металлообработка; аграрный сектор экономики; пищевая и перерабатывающая промышленность; альтернативная энергетика; логистическая инфраструктура; туризм и рекреация; развитие минерально-сырьевой базы региона; авиационная промышленность; производство сельскохозяйственной, автомобильной техники и компонентов; фармацевтика и биотехнологии. Определено, что комплексное развитие Тульской области возможно обеспечить за счет привлечения российских и иностранных инвестиций в приоритетные для региона отрасли промышленности: машиностроение, металлообработка, химия, электроника и переработка продуктов сельхозпроизводства. Выявлены направления инвестиционной деятельности Тамбовской области, являющиеся приоритетными: производство или переработка сельскохозяйственной продукции; развитие обрабатывающих производств; развитие индустрии строительных материалов; развитие транспортной, инженерной и логистической инфраструктуры; развитие социальной инфраструктуры области и др. Сделаны выводы о необходимости: 1) учета отраслевых приоритетов стратегического развития региона при отборе приоритетных инвестиционных проектов на региональном уровне; 2) создания на территории региона специального совещательного органа, реализующего государственную поддержку. Доказано, что каждая территория может быть инвестиционно привлекательной при грамотном и эффективном управлении уникальным набором имеющихся и привлекаемых ресурсов региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF ECONOMY REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF ATTRACTING INVESTMENTS

In the article the comparative characteristics of the Central Federal District in the priority directions of attraction of investments in regional development. It is proved that an effective investment support is a key factor in its economic development. It was revealed that the main priorities for attracting investment in the economy of the Voronezh region are: the formation of competitive clusters in the agro-industrial complex; the development of high-tech industries and the formation of clusters in aviation, rocketry, electronics, railway engineering, automotive engineering, and atomic power engineering, chemical industry. It is established that a priority sector for investment Belgorod region is agriculture and its main direction: hothouse facility, dairy farming, animal feed production. Also in the region pays special attention to the development of pharmaceuticals, alternative energy, industrial production. Investment Strategy of the Lipetsk region are set such priority areas for attracting investment to the region, such as: mechanical engineering; metal processing; the agricultural sector of the economy; food and processing industry; alternative energy; logistics infrastructure; tourism and recreation; the development of the mineral resource base of the region; the aviation industry; agricultural, automotive equipment and components; pharmaceuticals and biotechnology. It was determined that the comprehensive development of the Tula region may be achieved through attracting Russian and foreign investments in priority for the region's industries, for example, mechanical engineering, metal processing, chemical, electronics and processing of agricultural products. The authors identified such direction of investment activity of the Tambov region, which is a priority: the production or processing of agricultural products; the development of processing industries; development of the building materials industry; development of transport, engineering and logistics infrastructure; the development of housing and social infrastructure and others the authors describe the main mechanisms to support investors of Tambov region. Are drawn conclusions on the need: 1) about accounting sectoral priorities of the strategic development of the region in the selection of priority investment projects at the regional level; 2) about creation in the region a special advisory body that implements the state support. It is proved that each area can be attractive for investors with a unique set of effective management of available resources in the region, using the experience of successful practices of other regions in the formation of a favorable investment climate.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления развития экономики регионов РФ в контексте привлечения инвестиций»

УДК 330.322 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-11-105-111

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ РФ В КОНТЕКСТЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ

ЧУПРИКОВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

В статье проведена сравнительная характеристика регионов ЦФО по приоритетным направлениям привлечения инвестиций в региональное развитие. Обосновано, что эффективное инвестиционное обеспечение выступает одним из ключевых факторов его экономического развития. Выявлено, что основными приоритетными направлениями привлечения инвестиций в экономику Воронежской области выступают: формирование конкурентоспособных кластеров в агропромышленном комплексе; развитие высокотехнологичных производств и формирование кластеров в авиастроении, ракетостроении, радиоэлектронике, железнодорожном машиностроении, автомобильном машиностроении, атомном и энергомашиностроении, химической промышленности. Установлено, что приоритетной отраслью для инвестиций Белгородской области является сельское хозяйство. Также в регионе уделяется особое внимание развитию фармацевтики, альтернативной энергетике, промышленному производству. Инвестиционной стратегией Липецкой области установлены такие приоритетные направления привлечения инвестиций в регион, как: машиностроение; металлообработка; аграрный сектор экономики; пищевая и перерабатывающая промышленность; альтернативная энергетика; логистическая инфраструктура; туризм и рекреация; развитие минерально-сырьевой базы региона; авиационная промышленность; производство сельскохозяйственной, автомобильной техники и компонентов; фармацевтика и биотехнологии. Определено, что комплексное развитие Тульской области возможно обеспечить за счет привлечения российских и иностранных инвестиций в приоритетные для региона отрасли промышленности: машиностроение, металлообработка, химия, электроника и переработка продуктов сельхозпроизводства. Выявлены направления инвестиционной деятельности Тамбовской области, являющиеся приоритетными: производство или переработка сельскохозяйственной продукции; развитие обрабатывающих производств; развитие индустрии строительных материалов; развитие транспортной, инженерной и логистической инфраструктуры; развитие социальной инфраструктуры области и др. Сделаны выводы о необходимости: 1) учета отраслевых приоритетов стратегического развития региона при отборе приоритетных инвестиционных проектов на региональном уровне; 2) создания на территории региона специального совещательного органа, реализующего государственную поддержку. Доказано, что каждая территория может быть инвестиционно привлекательной при грамотном и эффективном управлении уникальным набором имеющихся и привлекаемых ресурсов региона.

Ключевые слова: экономика региона, приоритеты развития, привлечение инвестиций

В современных условиях развитие любого хозяйствующего субъекта, включая регион, невозможно представить без привлечения достаточного объема инвестиционных ресурсов. Эффективное инвестиционное обеспечение выступает одним из ключевых факторов его экономического развития. Особенно актуальна проблема привлечения инвестиций на уровне регионов, поскольку они постоянно соперничают между собой [1].

Проведем сравнительную характеристику некоторых регионов ЦФО по приоритетным направлениям привлечения инвестиций в регион.

Воронежская область

В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом плани-

ровании в Российской Федерации» и в целях определения приоритетов, целей и задач социально-экономического развития во всех российских регионах приступили к разработке стратегии социально-экономического развития региона на долгосрочный период. Воронежская область не стала исключением и в рамках подобной стратегии определила цель по кратному увеличению объема инвестиций в экономику области для обеспечения пропорционального ускоренного роста ВРП к 2020 г., выделив при этом основные приоритетные направления привлечения инвестиций: формирование конкурентоспособных кластеров в агропромышленном комплексе (АПК) Воронежской области; развитие высокотехнологичных производств и формирование

кластеров в авиастроении, ракетостроении, радиоэлектронике, железнодорожном машиностроении, автомобильном машиностроении, атомном и энергомашиностроении, химической промышленности, а также кластера строительной индустрии Воронежской области [2].

Администрацией Воронежской области поставлены следующие задачи для привлечения инвестиций в формирование конкурентоспособных кластеров в АПК:

- содействовать увеличению объемов привлекаемых финансовых ресурсов коммерческих банков, лизинговых компаний к инвестированию в модернизацию существующих предприятий АПК области;

- привлекать инвестиционные ресурсы с целью модернизации, реконструкции, а также создания новых предприятий в областном АПК, предоставлять инвесторам максимально возможный комплекс мер господдержки;

- обеспечивать создание необходимой инженерной и бизнес-инфраструктуры для предприятий АПК области.

Задачи для привлечения инвестиций в развитие высокотехнологичных производств и формирование кластеров в приоритетных отраслях промышленности Воронежской области:

- активизировать роль органов региональной власти в содействии приоритетным секторам промышленности и ведущим промышленным предприятиям по включению в федеральные программы, крупномасштабные проекты и проекты государственно-частного партнерства;

- активизировать роль исполнительных органов государственной власти в процессе создания и развития индустриальных зон и др.;

- повысить инвестиционную активность предприятий области за счет льготного налогообложения, а также совершенствования иных мер налогово-бюджетной политики;

- повысить инвестиционную привлекательность индустриальных зон области для российских и иностранных инвесторов.

- привлекать инвестиционные ресурсы с целью развития высокотехнологических производств в приоритетных секторах промышленности области и предоставлять инвесторам максимально возможный комплекс мер государственной поддержки;

- обеспечить развитие существующей инженерной и бизнес-инфраструктуры для приоритетных секторов промышленности области в соответствии с увеличением производственных мощностей [2].

В настоящее время в Воронежской области действует Программа социально-экономического развития на 2012-2016 гг., в рамках которой по состоянию на 2015 г. реализовывался 81 инвестиционный проект, с общим объемом инвестиций более 300 млрд. руб. На территории области функционирует двухуровневая система индустриальных парков: 3 государственных индустриальных парка, 1 частный индустриальный парк.

Всего по итогам 2015 г. рост объема инвестиций Воронежской области составил 103,0 %, в то время как по РФ 98,3 %. ВРП Воронежской области в 2015 г. в стоимостном выражении составил 732 млрд. руб. Более 60 % произведенного ВРП области составили: промышленное производство, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь и др. [3]. Можно предположить, что многие экономические показатели увеличились за счет инвестиций.

Отметим, что область в 2015 г. заняла шестое место в рейтинге «Регионы с минимальными рисками инвестирования», улучшив свои позиции в рейтинге на 17 пунктов и вошла в десятку лучших субъектов РФ с наиболее благоприятными условиями для предпринимательской деятельности [4]. По инвестиционной привлекательности Воронежская область относится к 4 группе, т. е. регион со средней инвестиционной привлекательностью. Это означает, что у области есть условия и потенциал для роста, но пока он не реализован в должной мере. Однако работа в данном направлении ведется, например, для активного привлечения инвесторов в области создано и функционирует «Агентство по привлечению инвестиций Воронежской области».

Белгородская область

В Белгородской области действует целевая региональная программа «Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата в Белгородской области на 2014-2020 годы», которая объединила мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности области для российских и иностранных инвесторов и определила дальнейшие перспективы совершенствования условий развития инвестиционной деятельности и механизмов ее поддержки и стимулирования.

Приоритетной отраслью для инвестиций Белгородской области является сельское хозяйство и его основные направления: тепличное овощеводство, молочное производство, кормопроизводство и др. Также в регионе уделяется особое внимание развитию фармацевтики, альтернативной энергетике, промышленному производству.

В 2015 г. объем инвестиций Белгородской области составил 113,7 %, большую часть которых составили привлеченные средства предприятий и организаций, в том числе кредиты банков и бюджетные средства. ВРП области в 2015 г. возрос на 3,0 % к уровню 2014 г. и составил 655 млрд руб. [5].

По рейтингу инвестиционной привлекательности регионов Белгородская область в 2015 г. относится ко 2 группе - высокая инвестиционная привлекательность. По оценке экспертов, в области уделяется большое внимание созданию благоприятного инвестиционного климата и существует большой выбор инвестиционных возможностей. А в рейтинге «Регионы с минимальными рисками инвестирования» область занимает 4 место [4].

В области разработан Стандарт деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании, реализация которого была предусмотрена в дорожных картах муниципальных районов и городских округов в течение 2014-2015 гг. Реализация муниципального инвестиционного стандарта направлена на создание условий для увеличения притока инвестиций, упрощение процедур ведения предпринимательской деятельности повсеместно на территории региона, повышение уровня деловой репутации муниципальных образований.

Липецкая область

Инвестиционная стратегия Липецкой области на период до 2020 г. определила приоритетные направления привлечения инвестиций в регион, основанные на существующих конкурентных преимуществах региона, целевой установке по модернизации традиционных отраслей промышленности и развитии новых видов экономической деятельности: машиностроение; металлообработка - реализация проектов, направленных на встраивание в международные технологические цепочки; обеспечение выпуска современных конкурентоспособных строительных материалов в объемах, удовлетворяющих потребности не только Липецкой области, но и соседних регионов; аграрный сектор экономики; пищевая и перерабатывающая промышленность; альтернативная энергетика; логистическая инфраструктура; туризм и рекреация; развитие минерально-сырьевой базы региона; авиационная промышленность (авиация общего назначения); производство сельскохозяйственной, автомобильной техники и компонентов; фармацевтика и биотехнологии. В результате будут созданы кластеры: инновационно -промышленный; по производству и сборке сельскохозяйственной техники; по производству автоком-

понентов; фармацевтический; машиностроительный; туристско-рекреационный; автотуристский.

Для инвесторов созданы и функционируют специальные территории с особыми условиями осуществления хозяйственной деятельности: особые экономические зоны (ОЭЗ) федерального и регионального уровней, индустриальные парки - это, так называемая, трехуровневая система создания и развития точек экономического роста, где 1 уровень (ОЭЗ промышленно-производственного типа «Липецк») - это площадка для крупного бизнеса; 2 уровень (региональные ОЭЗ) - наилучшие условия ведения бизнеса для средних предприятий; 3 уровень (частные индустриальные парки в муниципальных центрах) - учитывают потребности малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей. На каждом уровне для инвесторов предусмотрены меры государственной поддержки:

- предоставление активов залогового фонда Липецкой области для обеспечения исполнения обязательств субъектов инвестиционной деятельности, реализующих инвестиционные проекты на территории области, по кредитам финансово-кредитных организаций;

- предоставление государственных гарантий Липецкой области по инвестиционным проектам предприятиям и организациям при привлечении кредитных ресурсов для осуществления инвестиций в форме капитальных вложений сроком до 15 лет;

- предоставление налоговых льгот (категория налогоплательщика: резиденты ОЭЗ ППТ «Липецк»; участники ОЭЗ регионального уровня; резиденты индустриальных парков и др.).

В 2015 г. объем инвестиций в основной капитал составил 116,6 млрд руб., или 100,7 % к уровню прошлого года. ВРП в рассматриваемом году вырос на 0,8 % за счет хороших показателей металлургического сектора и составил 455,4 млрд руб. [6].

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА» за 2015 г. Липецкая область отнесена к группе со средней инвестиционной привлекательностью и с минимальным уровнем инвестиционного риска, заняв 2 место в рейтинге [4].

Активно поддерживаются проекты с использованием механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП): инфраструктурные проекты, проекты в жилищно-коммунальной сфере и инновациях. В области создан специальный координационный орган по развитию механизмов ГЧП в регионе, выполняющий функцию регионального оператора и консалтингового центра, - НП «Региональный центр развития ГЧП Липецкой области».

Следует отметить, что государственно-частное партнерство выгодно и частным компаниям, которые извлекают доход от инвестиций, и государству, поскольку проекты партнерства имеют значительный социальный эффект при одновременной экономии бюджетных средств и направлены на реализацию общественных интересов [7].

Тульская область

В 2013 г. в Тульской области была принята инвестиционная декларация, направленная на комплексное развитие территорий за счет привлечения российских и иностранных инвестиций и активизации инновационной деятельности, в первую очередь, в приоритетных для региона отраслях промышленности: машиностроение, металлообработка, химия, электроника и переработка продуктов сельхозпроизводства.

В рамках принятой декларации поддержку инвестиционной активности регион осуществляет через: предоставление субсидий из бюджета области; предоставление налоговых льгот; предоставление государственных гарантий и др., т. е. руководство Тульской области уделяет внимание качеству привлекаемых инвестиций, характеру создаваемых производств, их социальной значимости, уровню инновационности, что позволит в будущем повысить конкурентоспособность региона и добиться высоких финансово-экономических показателей.

По итогам 2015 г. общий объем инвестиций в основной капитал региона составил 105,6 млрд руб. (рост на 14,5 % по отношению к прошлому году (133,2 %). ВРП Тульской области вырос на 2,4 % к уровню 2014 г. и составил 430 млрд руб. Регион вошел в число лидеров промышленного роста в ЦФО, поэтому показателю регион вышел на седьмое место по промышленному росту в ЦФО и на 38-е - в России [8].

Согласно рейтингу «Эксперт РА» в 2015 г. Тульская область заняла 11 место в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов России и возглавила группу регионов с минимальными рисками инвестирования [4].

В целях формирования благоприятного инвестиционного климата и развития инвестиционного потенциала в регионе функционируют следующие органы по улучшению инвестиционного климата: Инвестиционный клуб при Губернаторе Тульской области; штаб и рабочие группы (проектных офисов) по внедрению лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата Тульской области (благодаря работе этого органа область заняла четвертое место среди регионов России по уровню комфортности предпринимательской среды); Региональная ин-

вестиционная комиссия; Корпорация развития Тульской области. Отметим, что опыт работы Корпорации развития вошел в сборник лучших практик по созданию благоприятного инвесткли-мата, подготовленный Агентством стратегических инициатив. Также осуществляет работу инвестиционный фонд Тульской области по предоставлению средств из бюджета области на конкурсной основе для реализации инвестиционных проектов на ее территории на принципах государственно-частного партнерства.

Активная целенаправленная работа вышеупомянутых органов по улучшению инвестиционного климата региона создаст условия для положительной динамики инвестиций в основной капитал, как крупных российских, так и зарубежных компаний (на территории региона в настоящее время успешно работают более 200 предприятий с участием иностранного капитала).

Тамбовская область

Одним из основных направлений Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 г. является активная инвестиционная политика. В Тамбовской области утвержден государственный реестр инвестиционных проектов, включающий в настоящее время 65 приоритетных проектов, и перечень приоритетных направлений инвестиционной деятельности, по которым предоставляется государственная поддержка.

Согласно реестру, приоритетными направлениями инвестиционной деятельности в регионе на 2016 г. являются: производство или переработка сельскохозяйственной продукции; развитие обрабатывающих производств; развитие биотехнологий и генной инженерии; развитие индустрии строительных материалов; развитие транспортной, инженерной и логистической инфраструктуры в области; развитие жилищного строительства и социальной инфраструктуры области; развитие индустрии туризма и рекреационного потенциала области; производство экспортоориентированной и импортозамещающей продукции; внедрение технологий, направленных на улучшение экологии, энергосбережения, сохранение и развитие ресурсной базы Тамбовской области; развитие биомедицинских и ветеринарных технологий; развитие нанотехнологий [9].

Приоритетные направления инвестиционной деятельности с предоставлением государственной поддержки определяются ежегодно постановлением администрации области в связи с внедрением в Тамбовской области Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта по

обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. Данный Стандарт предусматривает создание условий для увеличения притока инвестиций в Тамбовскую область путем внедрения лучшей российской и международной практики взаимодействия региональных органов власти с предпринимателями, где основными положениями являются требования по осуществлению региональными органами власти комплекса мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности региона, защиту прав инвесторов, повышение прозрачности системы поддержки предпринимателей [10].

В целях регулирования отношений между органами исполнительной власти Тамбовской области и субъектами инвестиционной деятельности по улучшению инвестиционного климата в регионе принята Инвестиционная декларация Тамбовской области. Инвестиционная декларация разработана с целью создания благоприятного инвестиционного климата в регионе, реализации инвестиционных проектов на территории региона в кратчайшие сроки, их административной поддержки, обеспечения быстрых процедур согласования.

Объем инвестиций по Тамбовской области в 2015 г. составил 122,5 млрд руб. или 100,1 % к предыдущему году. В структуре инвестиций наибольшую привлекательность для инвесторов сохранило сельское хозяйство (29 %), обрабатывающее производство (18,7 %), транспорт и связь (15,6 %), производство и распределение электроэнергии (более 14 %) и др. [11].

По данным Международного рейтингового агентства «Эксперт РА» Тамбовская область в 2015 г. признана безусловным лидером в России по повышению комплексной инвестиционной привлекательности за последние двадцать лет. Также область заняла третье место в рейтинге «Регионы с минимальными рисками инвестирования», а в рейтинге инвестиционного потенциала регион находится на 50 месте [4].

Отметим, что в области созданы следующие механизмы поддержки инвесторов Тамбовской области: прогрессивное инвестиционное законодательство; Межведомственный совет по инвестиционной политике; сопровождение инвестиционных проектов по принципу «Одного окна»; информативный инвестиционный портал Тамбовской области; Институт муниципальных инвестиционных уполномоченных и муниципальный инвестиционный стандарт. В результате эффективной работы механизмов поддержки инвесторов возрастет конкурентоспособность экономики и инвестиционная привлекательность Тамбовской

области; будут эффективно использоваться ресурсы региона; развиваться человеческие ресурсы и расти благосостояние населения.

Итак, кратко охарактеризовав обозначенные выше регионы, можно сделать следующие выводы:

1. Инвестиционные проекты с предоставлением государственной поддержки, стоит отметить ряд моментов:

- при отборе приоритетных инвестиционных проектов на региональном уровне важно руководствоваться не только количественными показателями стоимости проекта, а именно так в большинстве случаев во многих регионах в настоящее время происходит. Помимо этого важно учитывать отраслевые приоритеты стратегического развития региона. За рубежом, во многих государствах инвестиционная политика опирается на отраслевые приоритеты, особенно на переходном этапе или в период кризиса [12];

- создание на территории региона специального совещательного органа, реализующего государственную поддержку в регионе, с одной стороны, облегчает работу, так как позволяет оперативно реагировать на экономическую ситуацию. Но, с другой - создает поле для коррупции - приоритет может быть отдан заранее определенным проектам.

Таким образом, вследствие возможной недооценки конечного результата может произойти неправильный выбор объекта вложения государственных средств. Отбор проектов должен основываться на совокупном анализе параметров самого проекта и деятельности предприятия (региона), планирующего реализовывать данный инвестиционный проект.

2. Инвестиционные проекты, ориентированные на категорию инвесторов - то, что имеет принципиальное значение для малого бизнеса, может быть абсолютно незначимым для крупных инвесторов. Отраслевые приоритеты по категориям инвесторов:

Малый бизнес:

- сельское хозяйство;

- здравоохранение;

- научно-техническая сфера;

- образование;

- информационные технологии.

Средний бизнес:

- сельское хозяйство;

- лесопереработка;

- строительство жилых зданий;

- жилищно-коммунальное хозяйство.

Крупный бизнес:

- металлургия;

- целлюлозно-бумажная промышленность;

- сельскохозяйственное машиностроение;

- строительство промышленных объектов;

- нефтехимическая промышленность;

- производство бытовой техники.

3. Во всех рассмотренных регионах наблюдается рост ВРП, следовательно, можно предположить, что реализуемые инвестиционные проекты в регионе оказывают положительное влияние на его экономику.

Следует добавить, что значительное ослабление регулирующей роли государства, выраженное в сокращении государственных инвестиций в региональное развитие, отмене большинства региональных экономических и социальных компенсаторов, обуславливает необходимость стимулирования опережающего развития пространственных полюсов экономического роста [13]. Это связано, прежде всего, с повышением инвестиционной привлекательности отдельных регионов и территорий.

По нашему мнению, каждая территория может быть инвестиционно привлекательной при грамотном и эффективном управлении уникальным набором имеющихся и привлекаемых ресурсов региона, используя при этом опыт успешных практик других регионов в формировании благоприятного инвестиционного климата. Инвестиционную привлекательность нужно выявить, сформировать и развивать таким образом, чтобы территория стала исключительной.

Литература

1. Мазница Е. М. Проблемы и тенденции инновационного развития экономики городских агломераций // Фундаментальные исследования. 2014. № 3-1.

2. Официальный сайт администрации Воронежской области. URL: http://econom.govvm.ru

3. Официальный сайт ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам». URL: http ://www. invest-in-voronezh. ru

4. Регионы с минимальными рисками инвестирования. URL: http://raexpert.ru.

5. Официальный сайт Губернатора и Правительства Белгородской области. URL: http://belregion.ru.

6. Официальный сайт администрации Липецкой области. URL: http://www.admlip.ru.

7. Меньшикова В. И., Пахомов М. А. Партнерство бизнеса и власти как эффективный инструмент экономического сотрудничества // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2012. № 11. (115). С. 41-45.

8. Официальный сайт Правительства Тульской области. URL: http://tularegion.ru.

9. Федеральная база инвестиционных площадок. URL: http://fbip.ru.

10. Инвестиционный паспорт Тамбовской области. URL: http://test3012.invest.tmbreg.ru.

11. Официальный сайт администрации Тамбовской области. URL: http://www.tambov.gov.ru.

12. Смирнов А. И., Кацик Д. Е., Руйга И. Р. Механизм активизации инвестиционной деятельности в регионе. Новосибирск: ЦРНС, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Меньщикова В. И., Аксенова М. А. Формирование поляризованного пространства как одно из направлений государственного регулирования территориального развития // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 1 (35). С. 103-106.

References

1. Maznica E. M. Problemy i tendencii innovacion-nogo razvitiya ekonomiki gorodskih aglomeracij [Problems and trends of innovation development of economy of urban agglomerations] // Fundamental'nye issledovaniya. 2014. № 3-1.

2. Oficial'nyj sajt administracii Voronezh-skoj oblas-ti [The official website of Voronezh region administration]. URL: http://econom.govvrn.ru

3. Oficial'nyj sajt OGBU «Agentstvo po inve-sticiyam i strategicheskim proektam» [The official website OGBU «Agency for Investments and Strategic Projects»]. URL : http ://www. invest-in-voronezh. ru

4. Regiony s minimal'nymi riskami investirovaniya [Regions with minimal investment risk]. URL: http://raexpert.ru

5. Oficial'nyj sajt Gubernatora i Pravitel'stva Belgo-rodskoj oblasti [The official website of the Governor and the Government of the Belgorod Region]. URL: http://belregion.ru

6. Oficial'nyj sajt administracii Lipeckoj oblasti [The official website of the Lipetsk Administration]. URL: http://www.admlip.ru

7. Men'shchikova V. I., Pahomov M. A. Partnerst-vo biznesa i vlasti kak effektivnyj instrument eko-nomicheskogo sotrudnichestva [Business Partnership and power as an effective instrument of economic cooperation] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitar-nye nauki. 2012. № 11. (115). S. 41-45.

8. Oficial'nyj sajt Pravitel'stva Tul'skoj oblasti [The official website of the Tula Region Government]. URL: http://tularegion.ru

9. Federal'naya baza investicionnyh ploshchadok [The federal database of investment sites]. URL: http://fbip.ru

10. Investicionnyj pasport Tambovskoj oblasti [Investment Passport of the Tambov region]. URL: http://test3012.invest.tmbreg.ru

11. Oficial'nyj sajt administracii Tambovskoj oblasti [The official website of the Tambov region administration]. URL: http://www.tambov.gov.ru

12. Smirnov A. I., Kacik D. E., Rujga I. R. Mekha-nizm aktivizacii investicionnoj deyatel'nosti v regione [The mechanism of investment activity in the region]. Novosibirsk: CRNS, 2009.

13. Men'shchikova V. I., Aksenova M. A. Formirova-nie polyarizovannogo prostranstva kak odno iz napravlenij gosudarstvennogo regulirovaniya territo-rial'nogo razvitiya [Formation of the polarized space as one of the directions

of state regulation of territorial development] // Social'no-ekonomicheskie yavle-niya i processy. Tambov, 2012. № 1 (35). S. 103-106.

* * *

PRIORITY DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF ECONOMY REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF ATTRACTING INVESTMENTS

CHUPRIKOVA NATALYA VLADIMIROVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

In the article the comparative characteristics of the Central Federal District in the priority directions of attraction of investments in regional development. It is proved that an effective investment support is a key factor in its economic development. It was revealed that the main priorities for attracting investment in the economy of the Voronezh region are: the formation of competitive clusters in the agro-industrial complex; the development of high-tech industries and the formation of clusters in aviation, rocketry, electronics, railway engineering, automotive engineering, and atomic power engineering, chemical industry. It is established that a priority sector for investment Belgorod region is agriculture and its main direction: hothouse facility, dairy farming, animal feed production. Also in the region pays special attention to the development of pharmaceuticals, alternative energy, industrial production. Investment Strategy of the Lipetsk region are set such priority areas for attracting investment to the region, such as: mechanical engineering; metal processing; the agricultural sector of the economy; food and processing industry; alternative energy; logistics infrastructure; tourism and recreation; the development of the mineral resource base of the region; the aviation industry; agricultural, automotive equipment and components; pharmaceuticals and biotechnology. It was determined that the comprehensive development of the Tula region may be achieved through attracting Russian and foreign investments in priority for the region's industries, for example, mechanical engineering, metal processing, chemical, electronics and processing of agricultural products. The authors identified such direction of investment activity of the Tambov region, which is a priority: the production or processing of agricultural products; the development of processing industries; development of the building materials industry; development of transport, engineering and logistics infrastructure; the development of housing and social infrastructure and others the authors describe the main mechanisms to support investors of Tambov region. Are drawn conclusions on the need: 1 ) about accounting sectoral priorities of the strategic development of the region in the selection of priority investment projects at the regional level; 2) about creation in the region a special advisory body that implements the state support. It is proved that each area can be attractive for investors with a unique set of effective management of available resources in the region, using the experience of successful practices of other regions in the formation of a favorable investment climate.

Key words: regional economy, development priorities, investment attraction

^ 11, № 11, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.