Научная статья на тему 'Информационные революции и искусство'

Информационные революции и искусство Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1423
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ КАНАЛ / ОРГАНЫ ЧУВСТВ ЧЕЛОВЕКА / ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ В ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ / РАЗРЫВ В ОПЫТЕ ПОКОЛЕНИЙ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бессонов Александр Александрович

Кратко рассматривается влияние информационных революций, которые пережило человечество, на трансформацию ранее имевшихся и появление новых информационных каналов, тесно связанных с различными формами искусства, а также их взаимодействие с властью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные революции и искусство»

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В ЖУРНАЛИСТИКЕ

А. А. Бессонов

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕВОЛЮЦИИ И ИСКУССТВО

Кратко рассматривается влияние информационных революций, которые пережило человечество, на трансформацию ранее имевшихся и появление новых информационных каналов, тесно связанных с различными формами искусства, а также их взаимодействие с властью.

Ключевые слова: информационная революция, информационный канал, органы чувств человека, передача информации в пространстве и времени, разрыв в опыте поколений, компьютерные игры, виртуальная реальность.

Человеческая цивилизация за всю историю своего развития пережила целый ряд информационных революций, кардинальным образом изменявших всю сферу культуры своего времени, и, в частности, искусства, как формы культуры (любая форма культуры строится на информационных процессах). В [1] мы рассматривали, как информационные революции влияют на систему обучения молодого поколения в обществе. Попробуем воспользоваться тем же подходом для анализа влияния информационных революций на искусство.

Как известно, [6] искусство - форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения. Искусство оказало и оказывает большое влияние на развитие человеческой цивилизации, формируя своими средствами качества личности, необходимые для общественного развития.

На протяжении всего хода исторического развития общества человечеством выработано множество средств и способов передачи информации, называемых информационными коммуникациями, в том числе и в сфере искусства. Способ передачи информации определяет информационный канал - специально созданную в обществе траекторию, по которой осуществляется движение информации. Смена одного типа коммуникации другим объясняется несоответствием пропускной способности имеющихся информационных каналов и объема информации, должной продвигаться по ним. Возникает противоречие между относительно постоянной и всегда ограниченной пропускной способностью каналов и всё возрастающим в ходе общественной практики объёмом информации. В результате возникают

информационные заторы, «пробки», приводящие к информационным революциям. Каждая информационная революция разрешает на определённое время это противоречие созданием принципиально новых каналов с большей пропускной способностью.

Суть коммуникации заключается в осуществлении связи между пространственно разделёнными объектами. Эта связь осуществляется чаще всего путём передачи информации. Соответственно, такие коммуникации, в которых связь между разделёнными объектами осуществляется путём передачи информации, называются информационными [5].

Искусство воздействует на эмоциональную сферу человека, через органы чувств последнего. Мы знаем пять чувств - тех, что всем нам известны с детства, то есть зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.

Ряд исследователей добавляет к ним ещё ряд чувств:

• чувство тепла (или его отсутствия) на нашей коже;

• чувство равновесия и положения тела в пространстве;

• восприятие боли кожей, суставами и органами тела;

• чувство времени и ряд других чувств.

В нашем кратком обзоре мы ограничимся рассмотрением информационных каналов, связанных с традиционной пятёркой чувств.

Теперь обратим внимание на тесную взаимозависимость искусства и власти, рассматривая власть (светскую или религиозную) как средство поддержания определённого порядка в обществе и способ управления деятельностью людей. Если религиозная власть, как правило, выполняет в обществе стратегические управленческие задачи, то светская - так-

Появление естественного языка

Первая информационная революция связана со стихийно возникшей в процессе совместной трудовой деятельности членораздельной речью - человеческим языком. Благодаря появлению и развитию естественного языка можно говорить о формировании на этом этапе развития общества устной, графической и комбинированной формы информационного обмена. Непосредственная связь с мышлением обеспечивала языку возможность осуществлять коммуникативную функцию. Характерное время распространения - десятки тысяч лет. Социальная сущность языка проявилась в эпоху палеолита, и на протяжении тысячелетий устная речь объединяла племена людей одним речевым кодом. Благодаря этому появились и развились мифы, героические саги, сказания, былины и т.п. формы устного творчества (слуховой канал), в какой-то мере дошедшие до нашего времени усилиями народных сказителей, передававших информацию от одного поколения к другому из уст в уста. Одновременно с этим зародились и развивались, к примеру, наскальные изображения тотемных животных или сцен охоты, призванные вселять в человека чувство уверенности в своих силах при охоте на крупную добычу (зрительный канал). Помимо зрительного и слухового информационных каналов в групповых танцах могли быть использованы обонятельные и тактильные ощущения, а в ритуальных обрядах, ввиду их общественной важности, использовались также и вкусовые ощущения, т.е. задействова-лись, как правило, все пять чувств человека (их композиция). Характерной особенностью этих форм информационных каналов было требование нахождение источника информации и приёмника в одном месте пространства.

Изобретение письменности

По мере накопления объёма информации назрела необходимость в создании других, дополнительных способов хранения и передачи информации в пространстве и времени. Изобретение письменности представляло собой вторую революцию, которая привела к возможности передачи информации между различными поколениями. В связи с изобретением письменности претерпел изменения и образ мышления людей. Величайшим достижением в древнем мире стала рукописная книга - главный инструмент освоения культурного опыта предшествующих поколений. Обычно рядом с переписчиками рукописей работали художники, которые копировали цветные миниатюры, буквицы и другие элементы художественного оформления рукописных книг. Однако ручное копирование требует очень больших затрат труда и времени, а даёт только одно-единственное повторение оригинала. Характерное время распространения - тысячи лет. Письменность - это система закрепления на материале (глине, папирусе, выделанной телячьей коже, бумаге и т.п.) звуков речи и слов языка средствами условных знаков с целью передачи их содержания от одного человека другому. При этом возникли условия для появления и дальнейшего развития всех литературных жанров. Тексты в письменном виде вобрали в себя всё многообразие форм устного обмена информацией, а нотная грамота дала способ записывать и передавать звуки музыки новым поколениям. Важной особенностью новых способов распространения информации была принципиальная возможность её передачи в пространстве и времени на основе композиции слухового (ритмика языка или высота музыкальных звуков) и зрительного (вид условных знаков для записи нужной информации) каналов связи. Мы здесь наблюдаем не противостояние звукового и визуального, а сочетание, композицию двух разных способов передачи информации, её осмысления и переработки.

Изобретение книгопечатания

Конфликт между объёмом информации и потребностями общества привёл к третьей информационной революции. В середине XVI века новая революция была совершена с изобретением в Германии Иоганном Гутенбергом книгопечатания, изменившего общество, его культуру и организацию деятельности. Первыми в Европе цветную печать освоили немецкие типографы. Это, в частности, было необходимо для того, чтобы издававшиеся печатные книги могли конкурировать с богато оформленными и обильно иллюстрированными рукописями, которым они пришли на смену. Характерное время распространения - сотни лет. С изобретением книгопечатания в информационную инфраструктуру общества вошли новые социальные институты - книжные лавки и типографии, возникли новые виды изданий -газеты, журналы, географические карты, ноты и др. Это в значительной мере способствовало сохранению разнообразных произведений искусства и культуры во всех её видах, инициировало появление архивов, музеев, художественных галерей, библиотек - специальных учреждений хранения, передачи и обработки информации. Главной особенностью появившихся новых способов записи и распространения информации была реальная передача информации (научных, религиозных и светских текстов, а также произведений живописи и нотной записи музыки) в пространстве и времени в частично зашифрованном виде благодаря композиции слухового и зрительного каналов связи.

Освоение электроэнергии

Четвёртая революция свершилась в конце Х1Х-го, начале ХХ-го века с освоением электроэнергии. Были усовершенствованы старые и изобретены новые способы связи в основном для звуковой и слуховой формы информационного обмена. Возросли скорости и объёмы передаваемой информации. Характерное время распространения - десятки лет. Произошедшие изменения технических возможностей человечества затронули, главным образом, систему обработки информации по зрительному и слуховому каналам связи.

информационный канал информация в статике новое качество

слуховой звукозапись кинематограф

зрительный фотография

информационный канал информация в динамике новое качество

слуховой радио телевидение

зрительный кинематограф

Достижения техники этого времени дали возможность человечеству сохранять и передавать в пространстве и реальном времени по зрительному и слуховому информационным каналам любые произведения видеокультуры в незашифрованном виде.

Появление компьютеров

В связи с изобретением в 70-е годы XX века микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера на наших глазах свершается пятая информационная революция. Быстро развиваются компьютерные сети, оперативные системы накопления и передачи данных, наблюдается лавинообразный рост систем сотовой телефонии с постоянным обновлением и усложнением предлагаемых сервисных функ- Информационно-коммуникационные технологии нашего времени используют несравненно большие объёмы памяти и скорости передачи информации в реальном времени не только по слуховому и зрительному каналам. Современный мир глобально расширился посредством общего цифрового языка, с помощью которого информации создается, хранится, извлекается, обрабатывается и передается,

ций, появились портативные и планшетные компьютеры и т. д. Многие информационные процессы стали автоматизированными.

Характерное время распространения - время жизни одного поколения.

тические. Искусство, разумеется, развивается по своим законам (рассмотрение их сейчас не входит в наши планы), но, в частности, во все времена оно было нужно любой власти, как инструмент воздействия на людей через их эмоции. В свою очередь, получая от власти материальную и моральную поддержку, искусство получало более благоприятные условия для своего существования.

1. В эпоху, когда ещё не было письменности, зародились мифы, имевшие, как правило, религиозный характер, в них люди пытались объяснить происхождение всего, что их окружало: явлений природы, отношений между людьми. В мифах вымысел всегда теснейшим образом переплетался с действительностью. Часто власти использовали этот информационный канал для упрочения своего положения и авторитета, например, инициируя мифы о своём божественном происхождении. Такая конструкция управления давно усвоена человечеством, когда информация и знания задают границы «разрешенного» мира. Таким примером является религия. Она достаточно успешно работает в плане создания границ разрешенного/ неразрешенного поведения [8].

2. Изобретение письменности дало дополнительные возможности для распространения подобной информации в пространстве и времени. Письменность является выдающимся достижением человеческого разума, положив начало формированию письменной истории человечества. Она оказала колоссальное влияние не только на материальную, но и на духовную жизнь людей, а кроме того, стимулировала интенсивное развитие общества, рост грамотности среди представителей всех классов.

Письменная речь до сих пор остается важной формой хранения и передачи информации.

3. Начало книгопечатания на Руси, как и в других странах, было первоначально связано с желанием властей унифицировать богословские тексты, и было воплощено в жизнь при издании в 1564 году знаменитой книги «Апостол», первого труда московских печатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. Но, как это ещё не раз будет происходить в будущем, новый информационный канал быстро перешагнул предусмотренные для него властями рамки. Третья информационная революция во всех странах резко увеличила число прямых связей (от источника информации к приёмнику), и это очень скоро стало мощным средством распространения и сохранения идей и знаний, развития науки, культуры, образования, роста национального самосознания, орудием социальной и идеологической борьбы [5].

4. Как и всякая революция, четвёртая информационная тесно связана с переделом собственности. С появлением кинематографа и, особенно, телевидения, власти получили в свои руки новый рычаг формирования общественного мнения уже в глобальном масштабе, широко используя в своих целях слуховой и зрительный каналы, круглосуточно работающие в режиме реального времени. Такой мощный информационный канал как телевидение неизбежно втягивает в орбиту своего влияния не только представителей власти (заказчика) и искусства (исполнителя), но и людей из многих других слоёв общества.

Так Бурдьё [3], анализируя произведения искусства, ещё в 1982 году писал: «Производителем ценности книги или картины является не

автор, а поле производства, которое, в качестве универсума веры, производит ценность произведения искусства как фетиша, продуцируя веру в творческую силу автора. Произведение искусства существует как символический объект, представляющий ценность, только когда оно распознано и признано, т. е. социально ин-ституировано как произведение искусства читателями или зрителями, обладающими диспозицией и эстетической компетентностью, необходимой для того, чтобы распознать и признать его в этом качестве. Следовательно, наука о произведениях искусства должна рассматривать в качестве своего объекта не только материальное, но и символическое производство - т. е. производство ценности произведения, - или, иными словами, производство веры в ценность произведения. Эта наука должна учитывать не только непосредственных изготовителей произведения в его материальности (художников, писателей и т. п.), но также и целый ансамбль агентов и институтов, участвующих в производстве ценности произведения посредством производства веры в ценность искусства вообще и веры в отличительную ценность того или иного шедевра. Сюда входят критики, историки искусства, издатели, арт-дилеры, владельцы галерей, музейные кураторы, покровители, коллекционеры, канонизующие инстанции (салоны, академии, жюри конкурсов и т. п.). Нужно также учесть систему политических и административных органов, уполномоченных заниматься делами искусства (различных, в зависимости от эпохи, министерств, таких как Управление Национальных Музеев или Управление Изящных Искусств), которые могут воздействовать на рынок искусств либо посредством вердиктов о канонизации, связанных или не связанных с экономическими поощрениями (заказами, пенсиями, премиями, стипендиями), либо посредством регламентации (налоговых льгот для меценатов или коллекционеров). И, наконец, нельзя упускать из вида представителей институций, занятых в производстве производителей (школы изящных искусств и т. п.) и в производстве потребителей, способных признать произведение искусства как таковое, т. е. как ценность, начиная с учителей и родителей, ответственных за первоначальное усвоение артистических диспозиций».

Конечно, это слишком большая цитата, но она наглядно и убедительно показывает, как широк круг тех, кто прямо или косвенно вовлечён в процесс символизации продукта ис-

кусства. Это всегда плод труда большого числа людей разнообразных профессий.

Мы видим, как с развитием цивилизации информационный поток неуклонно нарастает, и необходимость изменения способа обработки этого потока наступает через всё меньшие промежутки времени. Но обычно темпы наступавших затем изменений были сравнительно невелики, и время происходивших преобразований всегда было существенно больше времени средней продолжительности человеческой жизни. По крайней мере, три последовательных поколения людей жили в примерно одинаковых условиях и успевали приспособиться к наступавшим переменам. Даже четвёртая информационная революция, свершившаяся на протяжении нескольких десятилетий, ещё давала возможность и дедам и их внукам «разговаривать на одном языке». У старшего поколения было, пусть и не очень большое, время оценить плюсы и минусы нововведений (в том числе и в области искусства) и как-то скорректировать процесс воспитания молодёжи.

5. Пятая информационная революция и, связанная с ней глобальная компьютеризация общества, привела к появлению так называемой виртуальной реальности - принципиально новому информационному каналу, позволяющему необычайно сильно воздействовать на эмоции, мироощущение и сознание людей. Виртуальная реальность - искусственно созданная компьютерными средствами среда, в которую можно проникать, меняя её изнутри, наблюдая трансформации и испытывая при этом реальные ощущения. Попав в этот новый тип аудиовизуальной реальности, можно вступать в контакты не только с другими людьми, но и с искусственными персонажами. Некоторые исследователи даже считают, что мы имеем дело с формированием новой культуры XXI века, идущей на смену эпохе письменности [6]. На наш взгляд это слишком сильно сказано, ибо даже прочтение книги и просмотр кинофильма (а также погружение в виртуальную реальность) связано с работой разных участков мозга человека. Каждый из нас не раз сталкивался с ситуацией, когда внутренние мысленные образы, рождающиеся, например, при чтении какого-либо романа, могут резко отличаться от предлагаемого нам извне аудиовизуального ряда фильма, поставленного по тому же роману. Письменная культура в значительной степени помогает сформироваться образному мышлению и способствует развитию творческого воображения человека, требуя от

него определённых интеллектуальных усилий. В этом случае читатель выступает как бы со-творцом автора книги, активно создавая в своём воображении живые картины прочитанного. Предлагаемые же извне аудиовизуальные формы искусства требуют для своего восприятия значительно меньших усилий, при этом зритель зачастую становится просто потребителем.

Стремительность протекания очередной информационной революции и всеобщая компьютеризация общества привела к небывалой в истории человечества ситуации - разрыву в опыте поколений, когда не только деды и внуки, но, зачастую, родители и дети вынуждены были «разговаривать на разных языках», поскольку в сложившихся условиях старшие не могли передавать свой опыт младшим, просто по причине отсутствия такового.

Возможности мира виртуальной реальности и психологические последствия (положительные и отрицательные) длительного пребывания в ней человека трудно в настоящее время оценить в полном объёме, они ещё только изучаются. Попробуем обозначить некоторые, видимые уже сейчас, особенности этого нового информационного канала.

Ещё в 1928 году французский поэт, публицист и философ Поль Валери [4], рассуждая об искусстве, предсказал появление новых средств его восприятия. Он утверждал, что в ближайшем будущем «станет возможным передавать куда угодно и воссоздавать где угодно систему ощущений, или, точнее, раздражителей, вызываемых каким-либо объектом или явлением». Тогда это было чистой фантастикой, но в наши дни слова «виртуальная реальность» никого не удивляют. Зрение обманывают, передавая по локальным сетям или интернету изображение к глазам через особые очки, слух - с помощью наушников, для передачи осязания созданы специальные костюмы и перчатки [10], [11], [12], а обоняние можно заставить ощущать то, что нужно, распыляя вещества из особых капсул [7]. Чувство равновесия человека можно обмануть, помещая испытателя во вращающуюся установку с гироскопами. Но даже передача запахов через интернет кажется вполне обычным делом, если узнать, что существуют исследователи, работающие над передачей на расстоянии вкусовых ощущений.

Всё это, конечно, пока далеко от совершенства, но техника не стоит на месте. По словам ученых, чувство осязания - это очень эффективный способ обучения человека, во многих

случаях гораздо более эффективный, чем зрение или слух. Стоит мышцам один раз «прочувствовать» правильную позицию и напряжение, необходимые для, например, правильного удара теннисной ракеткой по мячу или кием по бильярдному шару, - и мозг никогда уже этого не забудет. В то же время, можно до бесконечности смотреть по телевизору мастерски забитые голы известных футболистов, но это вряд ли научит кого-нибудь играть в футбол. В будущем врачи смогут ставить диагноз по интернету, например, произведя виртуальную пальпацию живота. Остеопаты смогут учить своих подопечных целительному искусству на примере своих собственных ощущений, а там уже и до стопроцентно безопасного секса недалеко, полагают в Русской службе Би-би-си [10].

Кроме того, новая технология позволяет записывать информацию, полученную от «человека-генератора», и проигрывать её сколько угодно раз. Именно поэтому исследователи возлагают на эту новинку столько надежд. Они считают, что её можно будет использовать как обучающий инструмент для врачей, хирургов, спортсменов и даже музыкантов и скульпторов. В перспективе нас ждут системы, более тесно связанные с органами чувств или даже непосредственно с мозгом. Ведь наши чувства - не что иное как сигналы, идущие по нервам от органов чувств и воспринимаемые мозгом. Если ученые смогут вводить в нервы ложные сигналы, подменяя или подавляя реальные, мозг не почувствует никакой разницы. Так что, возможно, показанный в фильме «Матрица» способ мгновенного обучения любому искусству и ремеслу не так фантастичен, как нам сейчас кажется [11].

Новые технологии порождают новые игры, и теперь в жизни современного ребёнка, а порой и вполне взрослого человека, прочно обосновались компьютерные игры. Сейчас почти в каждой семье есть компьютер или игровая приставка. Игра может занимать довольно много времени (при этом - не всегда свободного). Тем не менее, многие люди предпочитают провести время именно за компьютером. Часто приходится слышать истории о том, как дети и подростки готовы буквально часами сидеть у мониторов, позабыв обо всём на свете. Родители никак не могут понять, как же можно столько времени посвящать «этим идиотским монстрам», «стрелялкам», гонкам и прочей чепухе. И действительно, со стороны порой невозможно понять, чем же так привлекают

компьютерные игры. Почему это происходит? В этом подробно разбирается Л.Блинова в [2].

Недавно психологи прояснили механизм, который ответственен за получение удовольствия от видеоигр (http://lenta.ru/news/2011/08/04/ gamers/). Свои результаты они опубликовали в издании Psychological Science, а их краткое изложение приводится в пресс-релизе на сайте Американского психологического общества.

Учёные установили, что игроки получают от компьютерных игр удовольствие только тогда, когда решения, принимаемые в виртуальном пространстве, согласуются с их представлением о поведении «идеального себя» в данной ситуации. При этом ученые констатировали улучшение самочувствия у людей в том в случае, когда им давали шанс побыть в игре идеалом хотя бы несколько минут. Не будем забывать, что компьютерные игры - не просто времяпрепровождение, это процесс творения и конструирования миров. Термин «конструирование миров» ввёл в научный обиход отечественный психолог А. Г. Асмолов. Конструирование миров - процесс создания образа мира в человеческой психике. Компьютерные игры позволяют человеку погрузиться в красочный мир виртуальной реальности, в котором действуют простые, понятные правила, и в нём можно управлять по своей воле любыми событиями. В этом мире сущее исчезает, его место занимает фантомный объект, не отражающий реальность, но вытесняющий и заменяющий её гиперреальной копией. Становление «ком-пьютографа», активно конкурирующего в настоящее время с кинематографом, основано на абсолютизации игровой модели бытия при погружении в виртуальную реальность, в которой границы между реальным и воображаемым исчезают.

В области массовой культуры и прикладной сфере на основе виртуальной реальности возникла целая индустрия интерактивных развлечений и услуг нового поколения, использующая принцип обратной связи и эффект присутствия - разнообразные видеоигры, рекламные видеоклипы, ярмарки, телешопинги, интерактивные образовательные программы, электронные тренажёры, виртуальные конференц-залы, ситуационные центры и т.д. Массовая постпродукция (игрушки, гаджеты, воспроизводящие популярные кино- и телеперсонажи и др.) провоцировала своеобразную ролевую метаморфозу, превратив искусство в своего рода виртуальную рекламу такого рода

товаров [6]. Интересно отметить, что телевидение в последнее время также становится интерактивным и часто использует в своей работе некоторые приёмы, присущие компьютерным играм: это и разнообразие предлагаемых на всевозможные вкусы программ, и поощрение в виде множества разыгрываемых призов, и изменение сюжета или направления развития сценического действия по итогам интерактивного голосования среди телезрителей (контролируемая навигация), и возможность принять в реальном времени заочное участие в игровой программе, сообщая свои ответы по телефону или интернету (соревновательность).

Кроме того, государственное телевидение позволяет создавать и показывать зачастую лишь нужную власти информацию о жизни общества, тем самым формировать общественное мнение, навязывать вкусы, мораль, моду, язык и стиль поведения членам общества. Телевизионные новости даже в норме способны трансформировать мир под себя. Но они становятся вдвойне более действенными, когда такая трансформация становится планируемой заранее. При этом отражение реальности является лишь одним из параметров, которым должна следовать журналистика. Например, в «Принципах американской журналистики» названы следующие пять ключевых функций журналистики в демократической системе (Craft S. a.o. Principles of American journalism: an introduction. - New York, 2013):

a) журналистика информирует, анализирует, интерпретирует и объясняет,

b) журналистика расследует,

c) журналистика порождает публичный разговор,

d) журналистика помогает создавать социальную эмпатию,

e) журналистика способствует открытости.

Как видим, отражение реальности тут представлено достаточно слабо, зато вовсю присутствует отражение или даже создание социальной реальности [8] При этом лоббисты, представляющие в органах власти экономические интересы производителей той или иной продукции, законодательно оформляют требования большого капитала, а все государственные СМИ оказывают информационную поддержку этим требованиям, используя психологические и эмоциональные средства воздействия на население. Современные масс-медиа открыли новые возможности воздействия, что позволяет перенести их с позиции чисто описывающих

на позиции, которые формируют ситуацию [9]. Тем самым масс-медиа производят для населения своего рода виртуальную реальность.

«Революция пожирает своих детей» - слова, сказанные перед казнью знаменитым деятелем Великой французской революции Жоржем Жаком Дантоном (1759- 1794), видимо, применимы и к информационным революциям. Люди с не устоявшейся психикой, особенно молодые, часто и длительно погружающиеся в компьютерных играх в мир виртуальной реальности, могут бессознательно переносить её правила и в реальную жизнь, начиная относиться к ней как к игре, в которой при неудаче позволено всё начать снова, не задумываясь о последствиях своих действий. Возможно, поэтому удары ракетами в мирное время с беспилотных аппаратов по чужой территории могут оператором восприниматься лишь как эпизод очередной компьютерной игры, а не участие в реальных боевых действиях; во всём мире участились случаи немотивированного применения огнестрельного оружия в банальных бытовых конфликтах, может быть, срабатывают рефлексы, отработанные во всевозможных «стрелялках»; вполне вероятно, что бешеные автомобильные гонки на реальных дорогах устраиваются чаще всего теми, кто активно практикует это в компьютерных «догонялках»; даже в недавнем столкновении гидросамолёта с вертолётом над Истринским водохранилищем усматривается элемент бравады пилота самолёта, пренебрегшего всеми правилами реального полёта, но он вполне укладывается в логику поведения в виртуальной реальности.

Что день грядущий нам готовит?

Нужны серьёзные и систематические фундаментальные и прикладные исследования в этой области.

Список литературы

1. Бессонов, А. А. Вопросы компьютерной дидактики в практике преподавания общей

физики : монография [Текст] / А. А. Бессонов, К. А. Дергобузов. - Челябинск : Полиграф-Мастер, 2015. - 472 с.

2. Блинова, Л. Почему привлекают компьютерные игры? [Электронный ресурс] / Л. Блинова. - URL: http://ricolor.org/rus/5/gam/3/.

3. Бурдьё, П. Поле литературы [Электронный ресурс] / П. Бурдьё. - URL: http://bourdieu. name/content/pole-literatury

4. Валери, П. Об искусстве [Текст] / П. Валери. - М.: Искусство, 1993. - 523 с.

5. Дулатова, А. Н. Информационная культура личности. Учеб. пособие [Текст] / А. Н. Дулатова, Н. Б. Зиновьева. - Краснодар.: КГУКИ, 2005. - 208 с

6. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 1. [Текст] / Гл. ред. Левит С.Я. - СПб.: Университетская книга; 000 Алетейя, 1998. - 1393 с.

7. Куриченкова, Е. По материалам журнала «Discovery» [Электронный ресурс] / Е Куриченкова, Е. Петрова, Т. Эшкрофт. - URL: http:// www.discovery-russia.ru/

8. Почепцов, Г. Г. Новости под давлением неновостных тенденций [Электронный ресурс] / Г. Г. Почепцов. - URL: http://psyfactor. org/lib/medianews2.htm

9. Почепцов, Г. Г. Психологические войны [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М.: Рефл-бук, К.: Ва-клер, 2002. - 528 с.

10.Источник: по материалам Русской службы Би-би-си [Электронный ресурс]. -URL: http://www.cnews.ru/news/top/index. shtml?2003/07/14/146260

11.Источник: Нано Дайджест - интернет-журнал о нанотехнологиях [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nanonewsnet.ru/ news/2013/polyaki-nauchilis-peredavat-taktilnye-oshchushcheniya-na-rasstoyanii

12.Тактильные ощущения передаются по интернету [Электронный ресурс]. - URL: http:// psychology.net.ru/news/content/1058289581.html

A. A. Bessonov

THE INFORMATION REVOLUTION AND ART

Briefly examines the impact of information revolutions that have experienced humanity on the transformation of previously existing and new information channels that are closely associated with various forms of art, as well as their interaction with the authorities.

Keywords: information revolution, information channel, human senses, information transfer in space and time, the gap in the experience of generations, computer games, virtual reality.

References

1. Bessonov, A. A., Dergobuzov K. A. (2015) Voprosyi kompyuternoy didaktiki v praktike prepodavaniya obschey fiziki : monografiya [=Questions of computer didactics in teaching practice of general physics: monograph], Chelyabinsk, Poligraf-Master, 472 p. (In Russ.).

2. Blinova, L. Pochemu privlekayut kompyuternyie igryi? [=Why involve computer games?], available at: http://ricolor.org/rus/5/gam/3/, accessed: 23.01.2015. (In Russ.).

3. Burdieu, P. Pole literaturyi [=Field literature], available at: http://bourdieu.name/content/pole-literatury, accessed: 23.01.2015. (In Russ.).

4. Valeri, P. (1993) Ob iskusstve [=On the Art], Moscow, Iskusstvo, 523 p. (In Russ.).

5. Dulatova, A. N., Zinoveva, N. B. (2005) Informatsionnaya kultura lichnosti. [=Personal Information Culture], Krasnodar., KGUKI, 208 p. (In Russ.).

6. Kulturologiya. XXvek. Entsiklopediya (1998) [= Cultural Studies. XX century. Encyclopedia], ed. Levit S. Ya.,Vol. 1, SPb., Universitetskaya kniga; 000 Aleteyya, 1393 p. (In Russ.).

7. Kurichenkova, E., Petrova, E., Eshkroft, T. Po materialam zhurnala «Discovery» [=According to the magazine «Discovery»], available at: http://www.discovery-russia.ru/, accessed: 23.01.2015. (In Russ).

8. Pocheptsov, G. G. Novosti pod davleniem nenovostnyih tendentsiy [=News pressurized non-news trends], available at: http://psyfactor.org/lib/medianews2.htm, accessed: 23.01.2015. (In Russ.).

9. Pocheptsov, G. G. (2002) Psihologicheskie voynyi [=Psychological War], Moscow, Refl-buk, K., Vakler, 528 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Istochnik: po materialam Russkoy sluzhbyi Bi-bi-si [=Source: Adapted from BBC Russian Service], available at: http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2003/07/14/146260, accessed: 23.01.2015. (In Russ.).

11. Istochnik: Nano Daydzhest - internet-zhurnal o nanotehnologiyah [=Source: Nano Digest -online magazine about nanotechnology], available at: http://www.nanonewsnet.ru/news/2013/polyaki-nauchilis-peredavat-taktilnye-oshchushcheniya-na-rasstoyanii, accessed: 23.01.2015. (In Russ.).

12. Taktilnyie oschuscheniyaperedayutsyapo internetu [=Tactile sensations are transmitted over the Internet], available at: http://psychology.net.ru/news/content/1058289581.html, accessed: 23.01.2015. (In Russ.).

Бессонов Александр Александрович — кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей и прикладной физики физического факультета Челябинского государственного университета.

baa@csu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.