Научная статья на тему 'Литература и словотворчество в информационную эпоху'

Литература и словотворчество в информационную эпоху Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1149
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭПОХА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЛИТЕРАТУРА / СЛОВОТВОРЧЕСТВО / АВТОР / ОТКРЫТОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / СВОБОДНОЕ/ОТКРЫТОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / КИБЕРПРОСТРАНСТВО / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ГИПЕРТЕКСТ / FREE/OPEN SOURCE / INFORMATION REVOLUTION / INFORMATION EPOCH / INFORMATION SOCIETY / DIGITAL TECHNOLOGY / LITERATURE / LOGO-CREATIVITY / AUTHOR / OPEN PRODUCT / CYBERSPACE / INTERACTIVITY / HYPERTEXT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Соловьёв Александр Васильевич

Статья посвящена влиянию информационной революции на язык как одну из основных форм культурного бытия и фиксации культурных форм, а также на то, как человек относится к классическим формам словесности, как протекает литературный процесс и как это выражается в повседневной культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dedicated to the impact of the information revolution on language as one of the basic forms of cultural realm and fixation of cultural forms as well as on human attitude to the classical language forms, on literary process development, and how it is expressed in the everyday culture.

Текст научной работы на тему «Литература и словотворчество в информационную эпоху»

А.В. Соловьёв

ЛИТЕРАТУРА И СЛОВОТВОРЧЕСТВО В ИНФОРМАЦИОННУЮ ЭПОХУ

Статья посвящена влиянию информационной революции на язык как одну из основных форм культурного бытия и фиксации культурных форм, а также на то, как человек относится к классическим формам словесности, как протекает литературный процесс и как это выражается в повседневной культуре.

информационная революция, информационная эпоха, информационное общество, цифровые технологии, литература, словотворчество, автор, открытое произведение, свободное/открытое программное обеспечение, киберпространство, интерактивность, гипертекст.

Информационная революция оказала огромное влияние не только на язык как на одну из основных форм культурного бытия и фиксации культурных форм, но и на то, как человек относится к классическим формам словесности, как протекает литературный процесс и как это выражается в обыденной культуре. Как указывает У. Эко, в какой-то момент показалось, что эра галактики Гут-тенберга закончилась и началась эра изображений: «Все стали теленеграмотными - пока не появился компьютер, снова перевернувший положение вещей: чтобы им пользоваться, нужно уметь читать, и очень быстро» 180. А. Зиновьев в своей антиутопии «Глобальный человейник» не разделяет оптимизма У. Эко и следующим образом описывает литературное творчество эпохи информационнокоммуникационных технологий: «К компьютерному искусству ошибочно подходить со старыми эстетическими критериями. Это - явление качественно иной природы. Нет никакого секрета в том, как оно делается. Его технология разъясняется в специальных пособиях. При желании любой может овладеть ею. Ты сам видел, как делаются картины и скульптуры. Аналогично делаются и литературные произведения. Автор или группа авторов делают схематичное описание персонажей, видов природы, зданий, квартир, магазинов, учреждений и т.д., короче говоря - того, что должно фигурировать в книге. Компьютеру дается задание «оживить» это по определенным образцам и описаниям. Творческая работа авторов сводится к построению схемы событий и поступков героев, в которую включаются персонажи из компьютерного склада. Автор, например, дает задание компьютеру построить описание сцены, в которой герой попадает в лапы гангстеров. Компьютер из имеющихся элементов должен скомбинировать сцену, какой еще не было в других книгах. И он делает это в какие-то минуты. Такие компьютерные книги делаются бесконечными сериями» 181. Технология, опи-

Эко У. Картонки Минервы. СПб. : Симпозиум, 2008. С. 194.

Зиновьев А.А. Глобальный человейник. М. : Эксмо, 2003. С. 266.

санная А. Зиновьевым в 2003 году, получила реальное воплощение в 2008 году, когда вышел роман «Настоящая любовь^Л», автором которого был объявлен компьютер (программа PC Writer 1.0) 182. Издательство объявило, что это роман, целиком написанный компьютером. Команда из программистов и филологов составила программу, которая из сюжетных коллизий «Анны Карениной» и текстов 13 авторов сделала роман «Настоящая любовь^Л». Сюжетную основу первого «компьютерного» романа составила любовная коллизия персонажей «Анны Карениной». Действие происходит на неизвестном острове в похожие на наши дни времена. В основе стиля книги - лексика, языковые средства и приемы 13 отечественных и зарубежных авторов XIX-XXI веков. Для создания текста группа разработчиков и филологов использовала программу PC Writer 2008, разработка которой заняла 8 месяцев. Филологами были созданы файлы каждого героя, которые включали описание внешности, лексики, психологический портрет и другие характеристики. Кроме того, была написана начальная ситуация романа, на основе которой программа «сгенерировала» текст романа за три дня непрерывной работы компьютера. Несмотря на то, что многие литераторы полагают, что роман создал живой реальный писатель, имеющий в активе более десятка произведений, изданных под чужим именем, а IT-специалисты заявили, что достижения в области искусственного интеллекта не достигли необходимого для написания романа уровня, культурный эффект достигнут. В сознании людей создан образ современного романа информационного общества. Эксперименты в этой сфере будут возрастать лавинообразно. Проект медиахудожника Сергея Тетерина - машина по имени «Кибер-Пушкин» - компьютер, на котором, по словам автора, «всего лишь эксплуатируются примитивные программки для генерации русскоязычных стихов», выставлялся в 2006 году в Эрмитаже, в 2003 году - в Museumsquartier (Вена, Австрия) в рамках фестиваля Roboexotica 183. Описанное выше можно обозначить как «смерть автора». Однако колоссальный рост персональных веб-сайтов и блогов приводит к «тираническому авторскому присутствию», где возведение личного и частного на общественный уровень только укрепило культ автора: «Мы все - авторы сегодня. Мы все auteurs. Мы все - писатели. Мы все - режиссеры. И все мы - теоретики, потому что то, что мы создаем, теоретизирует себя» 184

Автор-компьютер, мыслящий компьютер - одна из тем технологической сингулярности, которая заняла прочное место в популярной культуре, в первую очередь, благодаря писателям-фантастам, среди которых Вернор Виндж, Уильям Гибсон, Чарльз Стросс, Карл Шрёдер, Грег Иган, Дэвид Брин, Иэн Бэнкс, Нил Стивенсон, Тони Баллантайн, Брюс Стерлинг, Дэн Симмонс, Дэмиен Бродерик, Фредерик Браун, Яцек Дукай, Нагар Танигава, Кори Доктороу. Кен Маклеод в романе «Подразделение Кассини» (The Cassini Division, 1998) определяет сингулярность как

PC Writer 1.0. Настоящая любовь.%'!1 М. : АСТ, 2008.

183 Издается роман, написанный компьютером // Вечерний Харьков. 2007. 7 дек. URL : Http://www.vecherniy.kharkov.ua/news/17880.

184 Rombes N. The Rebirth of the Author // Critical Digital Studies / Ed. by A. Kroker, M. Kroker. Toronto : University of Toronto Press, 2008. P. 437.

«вознесение для нердов». Идея сингулярности присутствует и в литературном киберпанке. Например, в «Нейроманте» Уильяма Гибсона показан самоулучшающий-ся искусственный интеллект, а роман «Метаморфозы Высшего Интеллекта» Роджера Вильямса посвящен жизни после сингулярности, запущенной искусственным интеллектом. Антиутопичные взгляды на сингулярность представлены в прозе Харлана Эллисона, Чарльза Штросса и комиксах Уоррена Эллиса.

Вневременность (условность времени) киберпространства вызвала к жизни произведения, настоящее в которых приобретает гротескные формы примитивного и извращенного прошлого. Например, главный герой романа Д. Рашкоффа «Стратегия исхода» (действие романа происходит в XXIII веке) описывает настоящее XXI века как «рыночный фашизм», в котором ценность измерялась в долларах, а «итоги» развития общества буквально означали строку «итого» в балансовом отчете 185. С «рыночным фашизмом» Д. Рашкофф связывает возникновение среды без сопротивления, даже без реальной контркультуры, что противостояла бы тираническим прелестям рынка. Не последнюю роль в этом сыграл Интернет, как новая технология, создавшая «бесконечное множество историй, на которые финансовое сообщество приманивало начинающих неопытных инвесторов» 186. В этой оценке также проявляется негуманистическая идеология культурных созидателей, креативного класса, глубоких экологов и адептов свободного киберпространства с их нематериальными, коммунитаристскими ценностями. Роман Д. Рашкоффа - классический пример «открытого произведения», «совместного проекта», пример реализации идеи «свободного/открытого ПО» (free/open source): «Я так наслаждался, пока писал примечания и переживал настоящее с точки зрения будущего, что решил пригласить в игру читателей. Почему экспериментировать должен я один? И я выложил всю книгу онлайн, чтобы читатели стали писателями и комментировали ее голосами специалистов XXIII столетия»

187

Нарратив самостоятельных потоков образов-символов, утверждающих фрагментарность как основную характеристику реальности, утверждается в романе Д. Коупленда «Поколение Х»: «...мир слишком разросся - мы уже не можем его описать, потому и остались с этими клочками впечатлений, озарениями и обрывками мыслей на бамперах» 188. Коупленд определяет эту культурную ситуацию двумя, на первый взгляд, противоположными терминами»: «недозировка истории» («время, когда, похоже, ничего не происходит») и «передозировка» истории» («время, когда кажется, что происходит слишком многое»)». По сути дела эти «противоположности» составляют единство современности, так как обладают одними и теми же распространенными симптомами: болезненным пристрастием к чтению газет и журналов, к теленовостям 189. В колоссальном потоке текстов-

Рашкофф Д. Стратегия исхода. М. : Эксмо, 2003. С. 14.

Там же. С. 8.

Там же. С. 10-11.

Коупленд Д. Поколение Х. М. : АСТ, 2003. С. 14.

Там же. С. 17-18.

образов люди, пытаясь адаптироваться к его скорости, теряют способность анализировать, отделять шум от информации, факты от вымысла. Постоянные попытки успеть, перемежающиеся постоянными «опозданиями», рождают ощущение «не-дозировки» или «передозировки» истории. В современной литературе это активно отражается через либо ироничное отношение к реальности, либо через виктимизацию человека, не понимающего, а часто и не желающего понять, что происходит. Роман В. Пелевина «Generation «П» наполнен постмодернистской постгума-нистической виртуальностью 190. Экранная «реальность» оказывается «заэкран-ной» виртуальностью, в которой отставка правительства оказывается банальным «обрушением» сервера, генерирующего «реальность». Персонаж романа предлагает следующий способ борьбы с этой псевдореальностью: «Сначала ты смотришь телевизор с выключенным звуком. Примерно полчаса в день, свои любимые передачи. Когда возникает мысль, что по телевизору говорят что-то важное и интересное, ты осознаешь ее в момент появления и тем самым нейтрализуешь. Сперва ты будешь срываться и включать звук, но постепенно привыкнешь. Главное, чтобы не возникало чувства вины, когда не можешь удержаться. Сначала так со всеми бывает, даже с ламами. Потом ты начинаешь смотреть телевизор с включенным звуком, но отключенным изображением. И наконец, начинаешь смотреть выключенный телевизор. Это, собственно, главная техника, а первые две - подготовительные. Смотришь все программы новостей, но телевизор не включаешь. <...> Если так смотреть телевизор десять лет подряд хотя бы по часу в день, можно понять природу телевидения» 191.

Если использовать терминологию У. Эко, произведения в киберпространстве становятся по-настоящему открытыми, благодаря его интерактивности: в текст можно играть, выбирая сценарии развития сюжета, текст можно комментировать в блогах, текст можно писать коллективно, можно дописывать и переписывать. Как указывает Б.Г. Соколов, «гипертекстовая мультимедийная модель, модель использующая систему организации мира Интернет, сеть гиперссылок, возможность включения видео- и аудиоцитат является на сегодняшний день наиболее оптимальной моделью исторического повестования» 192. Это можно в полной мере отнести и к литературе. Компьютерная сетевая гипертекстуальность привела к возникновению книг-квестов, книг-игр, книг на основе электронных энциклопедий, игр, книг-блогов. Книга Б. Акунина «Квест» - это и книга, и компьютерная игра одновременно. По мысли автора, она представляет собой первый унибук, «универсальную книгу» - текст, использующий самые разнообразные возможности компьютера: «Эту книгу можно просто читать, с ней можно играть, можно заглядывать за пределы повествования и т.д. Подобно традиционному квесту, книга разделена на уровни сложности. Нулевой уровень находится в открытом

190

191

192

Пелевин В. «Generation «П». М. : Вагриус, 2000.

Там же. С. 269-270.

Соколов Б.Г. Гипертекст истории / С.-Петерб. филос. о-во. СПб., 2001. С. 159.

доступе. Затем вам надо будет решить, хотите ли вы читать дальше. Если хотите -покупайте входной билет» 193.

В информационную эпоху книги могут становиться вторичным продуктом изначально цифрового сетевого продукта. Например, книги «История красоты» и «История безобразного» под редакцией У. Эко первоначально вышли в формате CD-ROM энциклопедий, а позднее были опубликованы в виде книг с частичным сохранением структуры гипертекста 194 В информационном обществе литературный сетевой цифровой продукт начал независимое полноправное существование в форме «кибературы» и «сетературы». Проект «Словесность» (полное и более точное название - «Сетевая словесность») представляет собой сетевой литературный журнал, электронную библиотеку и лабораторию сетера-турных исследований 195. Это многосоставное определение отражает специфику информационной среды, в которой возник данный проект. Интернет размывает границы между традиционными институциями и различными формами текстуальной активности; рождаются гибридные, зыбкие, ранее не существовавшие формы, названия которых только формируются. «Словесность» использует старый термин «журнал», поскольку в нем публикуются новые произведения. Но журнал предполагает периодичность, дискретность выпусков, а в данном случае публикации добавляются к уже существующим в континууме индивидуального и коллективного творчества. Нет выпусков, нет номеров, есть естественно образующиеся конфигурации «текстов-авторов-тем-жанров-мотивов». С этой точки зрения «Словесность» представляет собой скорее не журнал, а библиотеку или хранилище текстов. Но в библиотеку попадают уже опубликованные произведения, здесь же они в большинстве случаев предстают перед публикой впервые. Кроме того, авторы проекта «Словесность» называют его лабораторией словесного творчества в электронной среде - как теоретического, так и практического (разнообразные эксперименты в построении гипертекстовых и мультимедийных произведений). При принятии решения о публикации предпочтение отдается произведениям, использующим возможности, которые предоставляет электронная среда (гипертекст и пр.).

Такие хранилища текстов и масса подобных хранилищ, а также персональных веб-сайтов, электронных сервисов для создания онлайн-дневников, всякого рода хронологий, генеалогий и жизнеописаний поднимают проблему скриптизации бытия 196 в условиях информационного общества. Жанры, такие, как дневник, воспоминания, хроники, «летописи», исповедь, письма, «истории по жизни», в культуре информационного общества становятся одним из ведущих модусов бытия, обмирщаясь совершенно, лавинно наполняя обыденную

Акунин Б. Квест. URL : Http://www.elkniga.ru/akunin.

194 История красоты. М. : Слово, 2005 ; On Ugliness / Ed. Ьу U. Eco. L. : Harvill Secker, 2007.

195 Сетевая словесность. URL : Http://www.netslova.ru/index.html.

196 Тульчинский Г.Л. Скриптизация как проблема и жанр философствования // Философские науки. 2008. № 9. С. 80.

медиасреду человека. Человек самозабвенно расстается с частной жизнью, предавая ее публичности по собственному желанию. По утверждению некоторых литературных критиков и обозревателей, Интернет сместил представление

о том, что есть литература в сторону интимности 197. Информационное общество породило феномены «новой искренности», «супернаивности» и «непосредственности» в литературе. Благодаря развитию и распространению «живых журналов» (live journal) и их разновидностей «маленький человек» стал автором. Родился новый жанр - книга-блог. Евгений Гришковец опубликовал роман «Год жжизни», который представляет собой интернет-дневник в «Живом журнале», состоящий из записей, сделанных в течение одного года 198. Отзывы на блог-книгу на сайте онлайнового книжного магазина «Ozon.ru» свидетельствуют о возникновении нового сообщества «маленьких читателей» и «маленьких авторов»:

«20 декабря 2008 г. Гришковец - хороший актер и очень плохой писатель. Пролистал книжку и подарил соседке, она как раз только и читает книги, написанные актерами, музыкантами и предпринимателями. К сожалению, чтения у нее все больше - скоро только такие книги и будут издавать - кого по ящику показали, тот и писатель. Muromets Ilia».

«19 декабря 2008 г. Давно слежу за творчеством Гришковца, поэтому и «Год жизни» купила практически сразу, как только она появилась в Питере. Гришковец теряется в книгах без своих жестов, взглядов, мимики. Но почему-то именно в «Годе жизни» (которую Евгений, самое удивительное, как книгу не писал) он чувствуется! Тем более, это настоящая находка для тех людей, которым сложно читать с компьютера и которые не шибко любят Интернет. Зачитываюсь этой книгой, роняю сумку, наступаю на ноги прохожим, врезаюсь в них, но глаза от нее не поднимаю. Эдакий ЖЖ онлайн в моей руке. А главное я очень, очень много улыбаюсь. Уж такой он писатель - хороший. А главное, что ни слово, то сплошная правда! Куземко Ольга».

«12 февраля 2009 г. Книга очень понравилась. Я стюардесса печальноизвестной АК Дальавиа. Прекрасно понимаю автора, когда он меняет города, очень много впечатлений и хороших и всяких, а сборы сумки в дорогу - это отдельный ритуал! Мне интересно узнать, а есть у Евгения Валерьевича какая-либо вещь, которая ВСЕГДА находится в сумке, и неважно, куда направляется хозяин сумки? вот у бортпроводников такая вещь - купальник или купальные плавки. Мохова Наталья» 199.

Блоги, ставшие одной из ведущих культурных форм информационного общества, породили массовые словоформирующие игры с корнем «блог»: «блогбастер», «блогонадежный», «блогонравный» и т.д. Блогосфера и виртуальные сообщества (социальные сети) являются несомненными лидерами технокоммуникации. Пожалуй, только сотовая связь (SMS, MMS) может сравниться с ними по объему передаваемых данных. Например, в блогосфере, наряду с коммуникацией в рамках тради-

Горлова Н. Вот блог, а вот порог // Литературная газета. 2009. 18-24 февр. №

7/6211.

198 Гришковец Е. Год жжизни. Минск : АСТ : Астрель, 2008.

199 Ozon.ru. ЦКЬ :

Http://www.ozon.ru/context/detaMd/4148647/?type=3&img=1#comments.

ционных языков, идет активное словотворчество, связанное с новой культурной средой информационного общества, создаются новые термины, описывающие новую социокультурную реальность, что отражается в следующем примере блог-коммуникации (в цитате сохраняется орфография и пунктуация блоггеров):

«По поводу слова года № 3 «Блог».

Находясь с русскими писателями в Оксфорде, Миссисипи и сидя утром на болоте (местная достопримечательность), рассуждали по поводу слова «блог». Вот только маленькие кусочки: «Блог с тобой!», «блоговерный», «блогозвучный», «безбложный», «блогонадежный», «блогиня».

(Добавить комментарий)

[info]megajid

2008-04-12 04:38 ат иТС (ссылка)

Блогоданный, блогоподанный [info]al_soloviev

2008-04-13 01:59 ат ИТС (ссылка)

«Блогоподанный» - особенно хорошо. Эдакий блого-гражданин. [info]megajid

2008-04-15 04:31 рт ИТС (ссылка)

Вообще-то мы в Украине истосковались за дисциплиной, к слову поддержите, по возможности, защиту кипарисов в Алупке, рубят-собаки [info]al_soloviev

2008-04-13 02:03 am ИТС (ссылка)

Хотя, прошу прощения. Видимо устал и Нью-Йорк давит: поданный -значит данный, а я подумал про «подданного». :))

(Анонимно)

2008-04-18 06:48 am ИТС (ссылка)

Еще один пример - шоколад «Бла-блаевский»...

[info]stabrk

2008-08-17 11:08 рт ИТС (ссылка)

«блог» = «чушь»

[info]anton2ov

2008-08-21 05:56 рт ИТС (ссылка)

Кстати, как замечательно все-таки русский язык усваивает заимствования. Какое дивное и какое русское слово - «безбложный»!» 200.

Информационная перегрузка, которая является одной из особенностей информационного общества, затрагивает все без исключения сферы человеческой жизнедеятельности, включая не в последнюю очередь и сферу языка как одну из ведущих систем символизации окружающего мира. Говоря о логосфере информационного общества, необходимо учитывать, что ее возрастающее внутреннее давление приводит к нескольким последствиям: 1) ее дальнейшему расширению и стремлению к созданию единого и бесконечного «гипертекста»,

2) попыткам снизить давление путем отказа от больших словесных (литератур-

Ассоциация искателей слов и терминов. ЦКЬ Http://community.livejournal.com/ru_words/ 48045.Мт!

ных) форм (романов, повестей и даже рассказов) или путем конструирования «супертекста», после создания которого никакие другие тексты не будут нужны,

3) постоянной репликации и комментировании уже существующих текстов,

4) революционному словотворчеству, которое пытается описать новую информационную реальность в новых, ранее не существовавших терминах. Информационная и шумовая перегрузка современного человека сделала уже обыденными тексты следующего содержания: «Где stuff? Почему так? Да от обилия информации. Её слишком много. Мои ровесники сами сознаются, что если предыдущее поколение обладает энциклопедическими знаниями по всем сферам жизни, то новое жёстко фильтрует информацию - её объём чрезмерен. Узнал - использовал - забыл. Тотальное деление на «свой - чужой», «герой - тряпка», «секс-символ - лох». Без этого упрощения просто не совладать с информационным потоком» 201.

Филолог М. Эпштейн призывает отпустить читателя на волю, ограничить себя минимумом слов 202. Иначе процессы «информифизации» (мифологизации информации), и «инфонтилизации» (информация + инфантилизация, поглощение мыслительной деятельности информационными потоками/стоками, приводящего к ее замещению простыми (инфантильными) функциональными актами) станут необратимыми 203.

В ответ на слова немецкого слависта Энрики Шмидт о том, что HTML, все-соединяющий язык программирования, наделяется чертами божественного Логоса, как раньше тайное имя Бога - JHWE, а деятельность «прокладывания» ссылок оказывается метафорой, обозначающей человеческое стремление «связать все воедино» с целью создания в Интернете всеобъемлющего текста 204, пользователь «Живого Журнала» doctorhouse_2 предлагает свою версию всеобъемлющего текста: «А чего тут создавать? Вот он этот текст: 1 0. Альфа и Омега. «Алеф» Борхеса. Молчание Дзэн. ...И к черту программирование! Оно только компилирование этого Текста, его многократно усиленное эхо. Кричи своими программами!!! Там услышат только бесконечное 1 0. И ничего не «вместо», а «вместе»: все только отражение Его. Только не разглядеть, потому что разглядываемого нет. Только

1 0. И когда смотришь на что-то, считай, что Его видишь и одновременно не Его, потому что 1 и потому что 0, и потому что сочетания бесконечны» 205. Эта попытка борьбы с турбулентностью современной логосферы вызывает к жизни новый «корпускулярный метод творчества», который выдвигает новые жанры, почти бесплотные, но начиненные лучистой энергией самораспада, такие, например, как «трактат-бонзай» 206. Самыми лаконичными «текстами» культуры информацион-

Living Is Easy With Eyes Closed. URL : Http://tafmtsev.livejournal.com/1015.html.

202

Эпштейн М.Н. Знак пробела: о будущем гуманитарных наук. М. : Новое литературное обозрение, 2004. С. 71.

203 Мир культуры Соловьева. URL : Http://soloviev.blogspot.com/ 2008/02/books-review-spacesignby-mikhail.html.

204 Шмидт, Э. Бестелесные радости. URL :

Http://www.netslova.ru/schmidt/radosti.html.

205 Текст 1 0. URL : Http://doctorhouse-2.livejournal.com/18714.html.

206 Эпштейн М.Н. Знак пробела: о будущем гуманитарных наук. С. 70-72.

ного общества сегодня являются «облака тэгов», то есть навигационных закладок авторов веб-сайтов, блогов: именно их читает наибольшее количество пользователей сети, и можно говорить о возникновении «языка тэгов» 207.

Словоформы «как бы» и «типа», присутствующие в речевой и письменной практике как слова-паразиты, отражают состояние виртуализации современного этапа развития общества: вокруг очень мало реального, много симулякров, ничего нельзя сказать наверняка, все непостоянно, все текуче, поэтому все «как бы». Все легко копируется, все похоже друг на друга, отличия минимальны, поэтому все «типа».

Условность «как бы» и «типа» объясняется и с помощью ставшей вполне обыденной приставки «кибер», которая, например, в 90-е годы XX столетия была одной из наиболее часто использовавшихся приставок, обозначающей все, связанное с ми-

208 -г,

ром компьютеров и опытом внетелесного существования . Все те, кто ищет порожденную компьютером трансцендентность, кто отправляется в долгий путь по киберпространству, называются кибернавтами 209. Слово «киберпанк», появившееся в конце 80-х годов XX столетия для определения одного из видов научной фантастики, стало определением для описания вторжения будущего в настоящее и тотальное внедрение высоких технологий в жизнь обычного человека 210.

Информационная революция, начавшаяся с момента перехода компьютера в статус персонального, произвела и революцию переименования: телевизор стал монитором (дисплеем), письмо стало набором текста, а выбор вариантов стал меню 211. Массы людей (хакеры, игроки в компьютерные игры, новая гик-элита), вовлеченных в эту революцию, создали и продолжают создавать компьютерный интернет-, киберсленг. Этот процесс экспоненционально ускорился после того, как закрытые компьютерные сети стали основой Всемирной паутины, доступной обычным пользователям. Этот этап характеризуется расширением компьютерного сленга до сетевого сленга «Нетспика» (Netspeak). И здесь старые слова приобретают новые смыслы:

— серфинг (surfing) - акт скольжения по Сети, преследование поездов мысли от одного веб-сайта к другому посредством линков;

— червь (worm) - интернет-вирус, передаваемый посредством электронной почты;

— место (place) - страница в гиперпространстве;

— путешественник (traveler) - человек, бороздящий Сеть;

— позвоночник (backbone) - скоростная линия или серия соединений,

212

создающая основной путь внутри сети .

Simons J. Tag-elese or The Language of Tags. URL : Http://j ournal. fibreculture.org/issue 12/ issue 12_simons.html.

208 Аппиньянези Р., Гэрретт К. Знакомьтесь: постмодернизм. СПб. : Академический проект, 2004. С. 129.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

209 г,,

I ам же.

210 Там же. С. 129.

211 Dickson P. Slang. A Topical Dictionary of Americanisms. N.Y., 2006. P. 75.

212 Dickson P. Slang. A Topical Dictionary of Americanisms. N.Y., 2006. P. 220-227.

Виртуальная среда становится «виртогенной средой», которая способствует созданию слов с корнем «вирт»: виртушка, виртеп, виртушок, виртелка, вир-тяник, виртянка, виртист, виртец, виртун, виртухай, виртячество, виртечество, виртяк, виртусовка, виртус, виртография, виртония, виртология, виртория, вир-тизан, виртизанка, виртолет, виртосома, виртина, виртоголь, виртоголик, вир-такса, виртоксикация, виртосоник, виртоник, виртовка, виртономика, виртайм, виртанк, виртономия, виртономика, виртензия, виртилятор, виртихвост(ка), вир-тезвитель, виртопатология, виртонос, виртеменность, виртик, вирталец, вирток, виртизация, виртовод, виртевня, вирторик, вирторианец, виртомат, виртогляд, виртоход, виртаназия, виртуон, виртоскоп, виртило, виртело, виртижабль, вир-типед, виртицикл, виртолов, виртолоид, виртофон, виртомет, виртогон, вирто-лаз. Этот, на первый взгляд, случайно генерированный набор слов конструирует словесные миры виртуальной реальности: слова могут быть разделены на группы и классифицированы. Например, жители виртуального мира: вирталец, вир-торианец, виртолов, виртоголик, виртизан(ка), виртяник, виртянка, вирти-хвост(ка), виртист, виртун, виртухай, виртолаз 213. Транспортные средства виртуального мира: виртушка, виртолет, виртанк, виртоход, виртижабль, виртипед, виртицикл. Классификация может быть продолжена.

Возникает новый «вир» в терминологии М. Эпштейна. «Вир» (сокращение от «виртуальный» и одновременно аналог слова «мир») - это виртуальный мир, обладающий свойствами реального мира. Вир воздействует на все органы чувств и практически неотличим от реального мира, но создан и управляем человеком. Это уже не знакомая нам по компьютерам «виртуальная реальность», а другой уровень искусственного мирообразования: реальная виртуальность, как называют ее изобретатели «виртуального кокона», только что продемонстрированного в Англии 214 В качестве примеров словоприменения «вира» М. Эпштейн приводит следующие:

«У нас в городе скоро построят многоэтажный вир, в каждую вир-комнату будет стоять очередь жаждущих хоть на час (длина сеанса) побыть наедине со своими грезами.

Я тебя одну не отпущу в этот вир, мало ли что там случится, давай вместе.

Для виров не нужно большой реал-площади, лишь бы человек втеснился в кабинку. Маленькая дверь - а далее везде.

У меня дома есть только захудалый вирок, он с обонянием плохо работает, немножко резиной отдает, и осязание иногда западает» 215.

Динамичное, подвижное, скоростное информационное пространство и виртуальное пространство, как его часть, требуют новых обозначений для «путешественников» по ним. Инфонавт - искатель, открыватель, добытчик, поставщик информации. Виртонавт - плаватель по виртуальным мирам, тот, для кого воображение не только умственная способность, но и технически оснащенный способ

Ассоциация искателей слов и терминов. URL : Http://community.livejoumal.com/ ru_words/ 66330.html.

214

Эпштейн М.Н. Вир - виртуальный мир. :

Http://community.livejournal.com/ru_words/ 70213.Мт^1еи=212549Ш12549.

215 ^

Т ам же.

бытия в воображаемых мирах. Виртонавтика - странствие, «плавание» по виртуальным мирам. В отличие от инфонавтики, которая связана с поиском информации, виртонавтика указывает на растущую чувственную достоверность виртуальных миров, образующих все более жизнеподобную среду обитания. Речь идет о множественности воображаемых, символических миров, которые постепенно становятся все более осязаемыми, вплотную подступают к нам через развитие электронных технологий и раскрывают возможность трансфизических путешествий. Как указывает создатель этих терминов М. Эпштейн, «наши теперешние нырки в компьютерный экран - это все равно как хождение босиком по пенной кромке океана. У нас уже мокрые ступни, но мы еще понятия не имеем о том, что такое - плавать. Дальнейшее движение в виртуальный мир, виртонавтика, предполагает исчезновение берега, то есть самого экрана компьютера - и создание трехмерной среды обитания, воздействующей на все органы чувств» 216. В этой трехмерной среде обитания человек получит самые разнообразные проекции: Homo Informabilis (человек невещественный, не принимающий (внешних) форм, то есть невещественный), Homo Cassus (человек пустой), Homo Blogicus (блого-человек), Homo Interneticus (Интернет-человек), Homo Informicus (человек информированный), Homo Informaticus (человек информационный), Homo Aestheticus-informaticus (А. Ярвинен, «знаниенасыщенный человек), Homo Cyber Sapiens (Л. Стилс, «технологически улучшенный человек»), Homo Electricus (К. Майкл и М. Дж. Майкл, «человек с имплантированными микрочипами»).

Интеграция и конвергенция всех видов медиа на основе «интернет-цемента» рождает целый список новых гибридов: «интернетизированное» телевидение, «интернетизированный» телефон, «интернетизированное» радио, «интер-нетизированная» газета (журнал), «телевизированный» Интернет, «телефонизированный» Интернет 217.

Культурные проекции информационного общества включают в себя и разнообразные приставки, самыми важными из которых являются смысловые приставки «пост-» 218 и «прото-» 219. Это означает, что термин «информационное общество» достаточно хорошо проработан и описан как культурная модель. Основными характеристиками постинформационного общества, например, считаются:

— снижение роли наукоемких отраслей промышленности и науки в целом (выражается в переносе исследовательских лабораторий в менее богатые страны, такие, как Индия);

Эпштейн М.Н. -навтика и -навты // Новая газета. 2008. 30 мая. №20. URL : Http://www. novayagazeta.ru/data/2008/color20/02.html.

217 Новая медийность. URL : Http://community.livejournal.com/ru_words/59028.html.

218 Janin H. The Post-Information Society. URL : Http://www.vqronline.org/articles/1994/winter/ janin-post-information-society ; Ruzic, F. Mobinets: PostInformation Society Reality with Wireless/ Mobile e-Technologies. Communications of the IBIMA. 2008. Vol. 3. URL : Http://www.ibima.org/ CIBIMA/volume3/v3n23.pdf.

219 Jaschko S. The Cultural Value of Urban Screens. URL : Http://www.sujaschko.de/down-loads/274/urbanscreens.

— занятость большинства населения развитых стран в индустрии развлечений: культура (включая шоу-бизнес, моду, гуманитарные науки и т. д.), рестораны, туризм и прочее;

— падение престижа всех так называемых «серьезных» профессий в ведущих странах (ученые, программисты, инженеры), а также умственного труда и рационализма и соответственно возрастание популярности демонстративно беззаботных профессий (фотомодель, культуролог, парикмахер), а заодно мистики, религии, иррационализма 220.

В.В. Савчук использует термины «постинформационное состояние общества», «постинформационная ситуация», которые отражают не «отключение» информации как таковой, не тотальную депривацию человека, но какое-то иное ее качество 221. При такой постановке проблемы постинформационное общество рассматривается как альтернатива информационному, основанному на массовом потреблении информации, в котором человек поражен неизлечимой «информационной болезнью», лишающей информацию смысла, сопереживания и чувства. Последствием этой болезни становится парадоксальный дефицит информации в эпоху информационного общества, в котором гипертрофированность аудиовизуальной информации достигает невиданных масштабов. Используя термин «протоинформационное общество», М. Эпштейн предлагает прямо противоположный взгляд на состояние современности: «Мы живем не после (модернизма, структурализма, утопизма, коммунизма...), но в самом начале нового периода, который лучше всего характеризуется приставкой «прото-»: протоглобальный, протоинформационный, протовиртуальный.» 222

По его мнению, такие «прото» вездесущи на рубеже веков. Растущие мощности компьютеров - свидетельство становления искусственного протоинтеллекта; генетические эксперименты, в частности клонирование, - намек на возможность искусственной протожизни; всемирная электронная сеть - зародыш протог-лобального сотрудничества умов и коллективного проторазума 223.

В целом анализ литературы и словотворчества в информационную эпоху показывает, что на изменения в этой сфере влияют те же факторы, которые изменяют и другие виды искусства современности. Цифровые технологии позволяют осуществить следующий шаг эволюции искусства, доведя воспроизводимость до невиданных масштабов: подлинник стал копией, а копия является подлинником в силу их цифровой тождественности. Художники и писатели фокусируются на Сети как на феномене и часто используют технологические сети как инструмент производства и распространения. Это изменяет привычные художественные практики и каналы распространения художественных произведений, а также понятия «произведение», «происхождение», «право», которые рассматриваются в данной среде, как ограничивающие свободу действия автора. В информационной

Скоглунд И. Постинформационное общество. URL

Http://zhurnal.lib.ru/s/skoglund_i/ postinformacionnoyeobshchestvo.shtml.

221

Савчук В.В. Конверсия искусства. СПб. : Петрополис, 2001.

222 Эпштейн М.Н. Знак пробела: о будущем гуманитарных наук. С. 24.

223 Там же. С. 25-26.

пространственно-временной среде искусство как произведение, как предмет, многократно воспроизведенный, теряет свое присутствие во времени и пространстве, свое уникальное существование в месте, где ему случилось быть. Присутствие и субъекта, и объекта искусства заменяется телеприсутствием, при котором произведение теряет свою привязанность к локальности: зритель не подходит к произведению, а произведение не направлено исключительно к отдельному зрителю. Это также относится и к литературному произведению.

Конвергенция цифровых технологий, идущая параллельно с процессом конвергенции искусства, науки и технологии, приводит к исчезновению отдельных видов искусства и отдельных медиа. Характеристиками искусства в культуре информационного общества можно считать воспроизводимость как технологический цикл, а шифр-код как модель и основу воспроизводимости. Таким образом, один из векторов развития новой эстетики в культуре информационного общества - это «расшифровывание» кодов цифровых произведений искусства, а не фиксирование на средствах выражения авторского замысла. В литературе это проявляется в «разгадывании» гипертекстовых романов, однозначное прочтение которых невозможно в принципе, в связи с изначально заложенной в них открытой и неконечной «кодировкой». В культуре информационного общества возникает новая эстетика, основанная на понятиях информационной эпохи: информация, данные, интерфейс, полоса пропускания, поток, хранение, копирование, сжатие и т.д. Единственным и неосязаемым средством - носителем искусства - становится программное обеспечение с заложенной в нем мощностью кода. Более того, программное обеспечение проецируется в прошлое культуры, заставляя относиться ко всему культурному наследию человечества как к информационной базе данных.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

1. Акунин, Б. Квест. [Электронный русурс] / Б. Акунин. - Режим доступа : Http:// www.elkniga.ru/akunin.

2. Аппиньянези, Р. Знакомьтесь: постмодернизм [Текст] / Р. Аппиньянези, К. Гэр-ретт. - СПб. : Академический проект, 2004.

3. Ассоциация искателей слов и терминов [Электронный русурс]. - Режим доступа: Http://community.livejournal.com/ru_words/48045.html.

4. Ассоциация искателей слов и терминов [Электронный русурс]. - Режим доступа : Http://community.livejournal.com/ru_words/66330.html.

5. Горлова, Н. Вот блог, а вот порог [Текст] / Н. Горлова // Литературная газета. -2009. - 18-24 февр. - № 7/6211.

6. Гришковец, Е. Год жизни [Текст] / Е. Гришковец. - Минск : АСТ ; Астрель, 2008.

7. Зиновьев, А.А. Глобальный человейник [Текст] / А.А. Зиновьев. - М. : Эксмо, 2003.

8. Издается роман, написанный компьютером [Электронный русурс] // Вечерний Харьков. - 2007. - 7 дек. - Режим доступа : Http://www.vecherniy.kharkov.ua/news/17880.

9. История красоты [Текст]. - М. : Слово, 2005.

10. Коупленд, Д. Поколение Х [Текст] / Д. Коупленд. - М. : АСТ, 2003.

11. Мир культуры Соловьева [Электронный русурс]. - Режим доступа : Http:// solo-viev.blogspot.com/ 2008/02/books-review-spacesign-by-mikhail.html.

12. Новая медийность [Электронный русурс]. - Режим доступа : Http://community. livej ournal. com/ru_words/59028. html.

13. Пелевин, В. «Generation «П» [Текст] / В. Пелевин. - М. : Вагриус, 2000.

14. Рашкофф, Д. Стратегия исхода [Текст] / Д. Рашкофф. - М. : Эксмо, 2003.

15. Савчук, В.В. Конверсия искусства [Текст] / В.В. Савчук. - СПб. : Петрополис, 2001.

16. Сетевая словесность [Электронный русурс]. - Режим доступа : Http://www.netslova.ru/index.html.

17. Скоглунд, И. Постинформационное общество [Электронный русурс] / И. Ског-лунд. - Режим доступа : Http://zhurnal.lib.ru/s/skoglundji/postinformacionnoyeobshchestvo.shtml.

18. Соколов, Б.Г. Гипертекст истории [Текст] / Б.Г. Соколов ; С.-Петерб. филос. о-во. - СПб., 2001.

19. Текст і 0 [Электронный русурс]. - Режим доступа : Http://doctorhouse-2.live-journal.com/18714.html.

20. Тульчинский, Г.Л. Скриптизация как проблема и жанр философствования [Текст] / Г.Л. Тульчинский // Философские науки. - 2008. - № 9.

21. Шмидт, Э. Бестелесные радости [Электронный русурс] / Э. Шмидт. - Режим доступа : Http://www.netslova.ru/schmidt/radosti.html.

22. Эко, У. Картонки Минервы [Текст] / У. Эко. - СПб. : Симпозиум, 2008.

23. Эпштейн, М. Н. -навтика и -навты [Электронный русурс] / М.Н. Эпштейн // Новая газета. - 2008. - 30 мая. - № 20. - Режим доступа : Http://www.novayagazeta.ru/data/ 2008/color20/02.html.

24. Эпштейн, М.Н. Вир - виртуальный мир [Электронный русурс] / М.Н. Эпштейн. - Режим доступа : Http://community.livejournal.com/mjwords/70213.html?view= 212549#t212549.

25. Эпштейн, М.Н. Знак пробела: о будущем гуманитарных наук [Текст] / М.Н. Эпштейн. - М. : Новое литературное обозрение, 2004.

26. Dickson, P. Topical Dictionary of Americanisms [Text] / P. Dickson, A. Slang. -N. Y., 2006.

27. Janin, H. The Post-Information Society [Electronic resource] / H. Janin. - Режим доступа : Http://www.vqronline.org/articles/1994/winter/janin-post-information-society.

28. Jaschko, S. The Cultural Value of Urban Screens [Electronic resource] / S. Jaschko. -Режим доступа : Http://www.sujaschko.de/downloads/274/urbanscreens.

29. Living Is Easy With Eyes Closed [Electronic resource]. - Режим доступа : Http: //tafintsev. livej ournal .com/1015. html.

30. On Ugliness [Text] / Ed. by U. Eco. - L. : Harvill Secker, 2007.

31. Ozon.ru [Electronic resource]. - Режим доступа : Http://www.ozon.ru/context/detail/ id/4148647/?type=3&img=1#comments.

32. PC Writer 1.0. Настоящая любовь^П [Текст]. - М. : АСТ, 2008.

33. Rombes, N. The Rebirth of the Author [Text] / N. Rombes ; Ed. by A. Kroker, M. Kroker // Critical Digital Studies. - Toronto : University of Toronto Press, 2008.

34. Ruzic, F. Mobinets: Post-Information Society Reality with Wireless/Mobile e-Technologies. Communications of the IBIMA [Electronic resource] / F. Ruzic. - 2008. - Vol. 3. -Режим доступа : Http://www.ibima.org/CIBIMA/volume3/v3n23.pdf.

35. Simons, J. Tag-elese or The Language of Tags [Electronic resource] / J. Simons. -Режим доступа : Http://journal.fibreculture.org/issue12/issue12jsimons.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.