Научная статья на тему 'Коммуникативная культура информационного общества'

Коммуникативная культура информационного общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1713
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ / THEORY OF CULTURE / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / COMMUNICATION CULTURE / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / ТЕХНО-КОММУНИКАЦИЯ / TECHNO-COMMUNICATION / КИБЕРПРОСТРАНСТВО / CYBERSPACE / КИБЕРКУЛЬТУРА / CYBERCULTURE / ОНЛАЙН-КОММУНИКАЦИЯ / СЕТЕВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / NETWORK RELATIONS / ONLINE-COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Соловьев Александр Васильевич

Коммуникативная культура информационного общества основана на новом типе социальных сетевых отношений, который изменяет модели поведения людей, язык общения, трансформирует ценности, генерирует новые культурные предпочтения и привычки, обеспечивает новые уровни самовыражения личности. Сетевое общение становится новой сложной культурной формой, содержащей множество субкультурных форм с соответствующим набором ожиданий, пониманий, смыслов и соглашений, воздействующим на поведение участников коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communication culture ofinformation society is based on a new type ofsocial network relations that changes models ofhuman behavior, language of communication, transforms values, generates new cultural preferences and habits, provides new levels of personal self-expression. Network communication becomes a new complex cultural form containing a multitude of subcultural forms with corresponding sets of expectations, understandings, meanings and agreements, influencing behavior of communicating participants.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная культура информационного общества»

А. В. Соловьев

КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Коммуникативная культура информационного общества основана на новом типе социальных сетевых отношений, который изменяет модели поведения людей, язык общения, трансформирует ценности, генерирует новые культурные предпочтения и привычки, обеспечивает новые уровни самовыражения личности. Сетевое общение становится новой сложной культурной формой, содержащей множество субкультурных форм с соответствующим набором ожиданий, пониманий, смыслов и соглашений, воздействующим на поведение участников коммуникации. Ключевые слова: теория культуры, коммуникативная культура, информационное общество, техно-коммуникация, киберпространство, киберкультура, он-лайн-коммуникация, сетевые отношения.

Communication culture ofinformation society is based on a new type ofsocial network relations that changes models ofhuman behavior, language of communication, transforms values, generates new cultural preferences and habits, provides new levels of personal self-expression. Network communication becomes a new complex cultural form containing a multitude of subcultural forms with corresponding sets of expectations, understandings, meanings and agreements, influencing behavior of communicating participants. Keywords: theory of culture, communication culture, information society, techno-communication, cyberspace, cyberculture, online-communication, network relations.

Роль техно-коммуникации, основанной на ресурсах сети Интернет, мобильных телефонах и коммуникаторах, в современной культуре продолжает возрастать. Культурные дискурсы разворачиваются в блогосфере, форумах, онлайн-дневниках, на «страницах» уже ставших привычными вебсайтов, в записях телеконференций, подкастах. В киберпрос-транстве размещаются книги, статьи, кинофильмы, произведения искусства, которые становятся объектами активного обсуждения. Люди из маленьких городов и деревень (в случае, если у них есть достаточные техно-коммуникационные возможности) могут принимать участие в этих обсуждениях наравне с жителями мегаполисов и крупнейших культурных центров не только своей страны, но и мира. В такой ситуации можно констатировать существование киберпространства как социальной конструкции, основанной на виртуальной коммуникации. Однако, по утверждению Дж. Филана, киберпространство «не является заменителем для обучения мышлению, дружбы, путешествий или изучения искусству письма, или настолько же сложному искусству чтения

сложных текстов. Хотя киберпростран-ство может быть привлекательным местом и источником приобретения вещей, местом вопросов и ответов, это не мир первичного опыта» (9, с. 45).

В современной социокультурной информационной среде присутствует несколько видов коммуникации на уровне участников этого процесса: человек-человек, человек — машина (коммуникация человека с соответствующим образом сконфигурированными компьютерами и микропроцессорами: сотовыми серверами, вебсайтами (вебсерверами, автоматизированными телефонными системами, роботами и т.д.)), машина — машина (коммуникация между соответствующим образом сконфигурированными компьютерами и микропроцессорами). Поэтому сеть — это не только люди, передающие друг другу сообщения, это коллективное взаимодействие триллиона объектов и людей посредством различных каналов коммуникации, это соединение всего со всем (людей, ботов, объектов, машин) (11).

Архитектура коммуникационных сетей построена на идеях-принципах мультицентральности, взаимозависимо-

сти, взаимозаменяемости, разрушении дихотомии «центр — периферия». Как это влияет на культуру? Первый вывод очень прост: культура становится более глобальной,а значит, более гомогенной. Второй вывод состоит в том, что в рамки культуры включается технология не в качестве «мертвых» индустриальных машин, а в качестве «анимированных» объектов, без которых уже не может обойтись ни рабочая, ни досуговая среда. «Включенность» в общество начинает определяться не просто как участие в различных группах, а как «подключен-ность», т.е. наличие сотового телефона, компьютера с подключением к сети (или, по крайней мере, электронного адреса, ICQ, Skype), принадлежность к сетевым сообществам и наличие вебсайта или блога. Доступ из технического термина превращается в культурный.

Крупные посредники-коммуникаторы активно используют в своей деятельности новые коммуникационные методы-модели, постепенно становящиеся культурными формами коммуникации: персонализированные новости, инфор-мация,развлечения; блоги; социальные сети; on-line видео; вирусный маркетинг (5). Например, вирусный маркетинг, представляющий собой маркетинговую технику и использующий существующие социальные сети для повышения осведомленности о бренде/товаре/услуге, построен на привычке людей делиться интересной, по их мнению, информацией с окружающими: пользователи транслируют сообщение, содержащее нужную информацию, добровольно, потому что она им интересна. Эта техника принимает самые различные формы: видео, фото, флэш-игры, текст (2).

Для воспроизводства системы культурных кодов и связанного с ними процесса коммуникации, необходимо поддержание механизмов воспроизводства идентичностей участников этого процесса. Под идентичностью, вслед за М. Кастельсом, мы понимаем процесс, через который социальный актор опознает себя и конструирует смыслы, глав-

ным образом - на основе заданного культурного атрибута или совокупности атрибутов, исключая более широкую соотнесенность с другими социальными структурами (8, с. 22). Фиксируя увеличение дистанции между глобализацией и идентичностью, между сетью и «Я», Кастельс утверждает, что оно связано с кризисом той модели идентичности, которая была сконструирована греческими философами более двух тысячелетий назад. Этот кризис запустил процесс поиска новой системы связей, построенной вокруг разделяемой, реконструированной идентичности. Проявлениями поиска этой новой идентичности являются, по мнению Кастельса, локальные кризисы, связанные с подъемом национализма и религиозного фундаментализма (например, европейские этнические кризисы, кризисы на постсоветском пространстве). В данном случае вектор поиска направлен в прошлое: люди ищут почву под ногами, обращаясь к опыту прошлого, которое, как правило, мифологизируется в коллективной памяти как «место» истинного знания и юдоли покоя и стабильности, несмотря на свидетельства о войнах, конфликтах и других событиях с явно негативным социальным потенциалом. Вектор, направленный в будущее, не обладает такой привлекательностью, как возврат в прошлое, так как модель идентичности информационного общества не сконструирована, а ее нарождающиеся элементы часто имеют скорее пугающий, нежели придающий чувство уверенности характер. Например, современные диагностические технологии, основанные на компьютерном программном обеспечении, вторгаются на генный уровень, достигают точки зачатия индивида, последняя идентифицируется с началом жизни человека, а значит, с его сущностью или (в религиозной традиции) с его душой. При движении по этому вектору встают вопросы, связанные с самим пониманием того, что есть человек, и насколько информационные технологии, включая нано- и биотехнологии, могут

изменить его сущность. Кроме указанных проблем, связанных с идентичностью в информационном обществе, важна проблема частичного изменения идентичности или попыток ее полной замены в процессе коммуникации. Этот аспект достаточно хорошо освещен в современной критической литературе, в основном психологической (3). В связи с этим следует упомянуть несколько взаимосвязанных аспектов. Во-первых, информационно-коммуникационные технологии позволяют обычным пользователям (в отличие от пользователей, которых можно отнести к профессионалам — таких, как программисты, системные администраторы, 1Т-менеджеры и т.д.) сохранять анонимность при общении с такими же пользователями, что обеспечивает им более высокий, чем при общении лицом к лицу, уровень свободы. Это часто выражается в нарушении культурных кодов, заложенных в самоидентичность человека в процессе социализации и инкультурации и связанных с восприятием возраста, пола, этнично-сти, религии, языка, гражданства и т.д. Во-вторых, попытки частичной замены идентичности выражаются в приобретении прозвищ («ников») и нового образа («аватаров») для общения в киберпрос-транстве. Этот процесс генерирует огромное количество знаков, символов и образов, так или иначе связанных с уже устоявшимися образами социокультурной реальности и оказывающими влияние на нее. В-третьих, некоторые пользователи производят практически полную замену идентичности с различными целями, например, просто из соображений безопасности в «сети, наполненной кибер-маньяками» или с целью совершения каких-либо действий, за которые предусмотрены определенные наказания. Наиболее интересной формой создания новой идентичности являются такие сетевые проекты, как проект «Вторая жизнь» (13). Уже само название подразумевает, что пользователи не просто перенесут в киберпространство свою существующую идентичность, а создадут

желаемый образ себя, свое второе Я. Слоган проекта «Твой мир. Твое воображение» также отражает неограниченность «ре-изобретения» себя в процессе конструирования своей новой идентичности. Создание своего виртуального второго Я в конечном счете приводит к созданию симулякра как образа, лишенного объекта, и к коммуникации между симулякрами или симулякрами и людьми, все это формирует новые ценности, новые отношения и оценки, а значит, и новые культурные коды.

Интернет-технологии сформировали парадоксальную ситуацию: в реальном мире люди становятся более осторожными стараются защитить их личную информацию, а в виртуальном мире с измененными правилами социального взаимодействия достаточно свободно обмениваются личной информацией. Этот парадокс культуры информационного общества уже отразился в новой культурной форме: киберпреступности, связанной с кражей личной информации или, как этот принято называть, «кражей идентичности» (identity theft). Федеральное Бюро Расследований США, например, ведет огромное количество дел, связанных с данным преступлением. Одно из дел имело 30 тысяч потерпевших по всем США. У этих людей были украдены банковские сбережения, на кредитные карточки были наложены фальшивые платежи, а замена адресов на банковских счетах привела к тому, что новые кредиты, чеки и дебетовые карточки направлялись прямо к злоумышленникам (12). В рамках ФБР создан специальный центр, который предназначен для того, чтобы граждане имели возможность сообщить об «интернет-преступлении». Среди основных киберпреступлений, с которыми работает центр, упоминаются: дела, связанные с интеллектуальной собственностью, вторжением в компьютеры (хакерство), экономический шпионаж (кража коммерческих секретов), онлайновые вымогательства, международное отмывание денег и кража идентичности (14).

Возникающие в информационном обществе формы культурной отрасли (цифровые инсталляции, медиа-галереи, онлайн-музеи, виртуальные сообщества дизайнеров, художников, писателей и поэтов) изменяют процесс коммуникации, способы доступа к информации и способы ее усвоения. Благодаря интерактивности этих новых форм процесс коммуникации перестает быть просто односторонним процессом восприятия и превращается в процесс взаимообмена, взаимного конструирования, а иногда и сотворчества. Одним из примеров нового коммуникационного медиа-творчества является «Первая Интернет-опера» [10], которая является всемирным веб-проектом в течение четырех лет по созданию кибер-оперы не усилиями одного человека, использующего один компьютер, а усилиями множества людей из разных стран мира. Например, в написании либретто и сценария оперы приняли участие 60 человек с глубоким знанием того, как формируются и разрушаются виртуальные взаимоотношения в киберпространстве. Персонажи оперы поют и печатают их слова в постоянном потоке интернет-информации. Их фраг-ментированная сетевая коммуникация приводит к недопониманиям, сложным философским установкам, конфронта-циям, опасностям и любви. Этот проект является исследованием с помощью средств искусства сложных способов онлайн-коммуникации и сетевых отношений, в которые вовлечен современный человек.

Процессы онлайн-коммуникации и сетевых отношений особенно явно проявляются в сфере средств массовой информации - ведущей отрасли производства культурных образов на сегодняшний день. Роль средств массовой информации кардинально меняется в новой коммуникативной культуре информационного общества:

- возрастает интерактивность (онлайн-, sms-опросы в ходе радио- и телепередач, вплоть до технологий «user-defined content», т.е. «содержание,

определяемое пользователем»);

— возрастает насыщенность и интенсивность образов(например, в новостях сокращается аналитический материал и возрастает визуальный компонент с акцентом на событие в «реальном времени»);

— возникают новые альтернативные внеинституциональные средства немассовой (индивидуальной) информации (блоги, форумы, виртуальные сообщества), создающие свой контент, так как зачастую институциональные СМИ освещают только те темы или события, которые соответствуют корпоративной политике.

Блогосфера и виртуальные сообщества (социальные сети) являются несомненными лидерами техно-коммуникации. Пожалуй, только сотовая связь (SMS, MMS) могут сравниться с ними по объему передаваемых данных. Например, в блогосфере, наряду с коммуникацией в рамках традиционных языков, идет активное словотворчество, связанное с новой культурной средой информационного общества, создаются новые термины, описывающие новую социокультурную реальность, что отражается в следующем примере блог-коммуника-ции (в цитате сохраняется орфография и пунктуация блоггеров):

«По поводу слова года №3 "Блог". Находясь с русскими писателями в Оксфорде, Миссисипи и сидя утром на болоте (местная достопримечательность), рассуждали по поводу слова "блог". Вот только маленькие кусочки: "Блог с тобой!", "блоговерный", "бло-гозвучный", "безбложный", "блогона-дежный", "блогиня".

(Добавить комментарий) [info]megajid

2008-04-12 04:38 am UTC (ссылка) Отслеживать

Блогоданный, блогоподанный [info]al_soloviev

2008-04-13 01:59 am UTC (ссылка) Отслеживать

"Блогоподанный" - особенно хорошо. Эдакий блого-гражданин.

[info]megajid

2008-04-15 04:31 рт ПТО (ссылка) Отслеживать

вообще-то мы в Украине истосковались за дисциплиной, к слову поддержите, по возможности, защиту кипарисов в Алупке, рубят-собаки [т^]а1_зо1оь{еь

2008-04-13 02:03 ат ПТО (ссылка) Отслеживать

Хотя, прошу прощения. Видимо устал и Нью-Йорк давит: поданный значит данный, а я подумал про "подданного". :))

(Анонимно)

2008-04-18 06:48 ат ПТО (ссылка) Отслеживать

Еще один пример - шоколад "Бла-блаевский"... [info]stabrk

2008-08-17 11:08 рт ПТО (ссылка) Отслеживать

"блог" = "чушь" [т^]аШоп2оь

2008-08-21 05:56 рт ПТО (ссылка) Отслеживать

Кстати - как замечательно все-таки русский язык усваивает заимствования. Какое дивное и какое русское слово - "безбложный!» (1).

В процессе формирования информационного общества изменения коммуникационных практик затрагивают все социальные институты, включая и те, которые обычно относят к традиционному обществу. Например, религиозные организации также оказываются вовлеченными в процесс формирования культуры информационного общества. Это происходит как на уровне принятия новых информационно-коммуникационных технологий (использование компьютеров, сотовой связи, создание вебсайтов, блогов, форумов и т.д.) (6), так и на уровне гносеологического дискурса, который выражается в возникновении работ теологов и богословов, представляющих собой апологию технологий информационного общества с точки зрения религиозных идей, встроенных

в идеологию культуры информационного общества (4). Например, некоторые православные авторы признают Интернет не только мощным средством связи, но и некоей духовной реальностью, а также средством, активно влияющим на кругозор и мировоззрение людей, с ним связанных (7). В религиозной сфере киберпространство принимает и еще одно культурное измерение: оно начинает рассматриваться как «миссионерская территория», в которой миссия может осуществляться тремя способами: 1) через предоставление информации на странице, 2) через участие в открытых беседах — телеконференциях или интернет-форумах, наконец, 3) через личную переписку (7). Кибер-коммуникация, при ее известных существенных недостатках и негативных чертах, имеет позитивные возможности с точки зрения развития и трансформации религиозной жизни: «Наш язык часто или беден, или копирует стиль синодальных изданий прошлого века. Ясно, что для миссии в современных условиях такой язык не подходит — надо говорить более живо и динамично. Присутствие в Интернете порождает знакомство и переписку с различными людьми, так что сейчас Интернет может возродить в некоторой степени культуру слова, позабытую из-за распространения телефонной связи» (7).

Итак, в коммуникативной культуре информационного общества новый тип социальных сетевых отношений изменяет модели поведения людей, язык общения, трансформирует ценности, генерирует новые культурные предпочтения и привычки, обеспечивает новые уровни самовыражения личности, благодаря возможности соответствовать своей реальной идентичности или быть другим в сетевом общении.

Процесс коммуникации в информационном обществе активизирует связи и пересечения между устойчивой традиционной культурой (ценности, религия, знания, унаследованные от предыдущих поколений) и динамичной массовой культурой (видеоклипы, сериалы, видео-

и компьютерные игры, блоги и т.д.), между элитарной и популярной культурой, между этнической, национальной и инородной культурой. Основными принципами коммуникативной культуры информационного общества являются мультицентральность, взаимозависимость, взаимозаменяемость, разрушение дихотомии «центр — периферия». Культура информационного общества

более глобальна и более гомогенна. Несмотря на гомогенность, вызванную стандартами технологии, сетевое общение, которое становится новой сложной культурной формой, содержит множество субкультурных форм с соответствующим набором ожиданий, пониманий, смыслов и соглашений, воздействующих на поведение участников коммуникации.

Примечания

1. Ассоциация Искателей Слов и Терминов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://community.livejournal.com/ru_words/48045.html.

2. Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/B^ русный_маркетинг.

3. Гуманитарные исследования в Интернете / под редакцией А. Е. Войскунского. - М.: Можайск-Терра, 2000.

4. Кураев А. Кино: перезагрузка богословием / А. Кураев. - М.: Фома, 2004.

5. Международная Академия Брэнда [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// masterbrand.ru/rus/leaders/l220359492.htm.

6. См.: Официальный вебсайт Римско-католической церкви [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.vatican.va; официальный вебсайт Русской Православной церкви [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mospat.ru; Всемирная Лютеранская федерация [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lutheranworld.org. Независимый исламский информационный канал "Islam.ru" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.islam.ru; Ассоциация «Буддизм в Интернете» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://buddhist.ru.

7. Судариков В. А. Миссия Православной Церкви в современных средствах массовой информации [Электронный ресурс] / В. А. Судариков. - Режим доступа: http:// www.people.nnov.ru/sva/orthonet.html.

8. Castels M. The Rise ofthe Network Society / M. Castels // The Information Age: Economy, Society and Culture. - M. - Oxford, 1996. - Volume I.

9. Communication and Cyberspace: Social Interaction in an Electronic Environment. -Cresskill, NJ: Hampton Press, 1996.

10. Honoria in ciberspazio [Electronic resource]. - Http://www.cyberopera.org.

11. Kelly K. New Rules for the New Economy [Electronic resource] / K. Kelly. - http:// www.wired.com/wired/archive/5.09/newrules_pr.html. Visited on Oct. 22, 2008.

12. No Ordinary Case Of Identity Theft. The Largest in U.S. History. FBI official website [Electronic resource]. - Http://www.fbi.gov/page2/oct04/uncoveridt101504.htm

13. Second Life [Electronic resource]. - Http://www.secondlife.com.

14. The Internet Crime Complaint Center [Electronic resource]. - Http://www.ic3.gov.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.