Научная статья на тему 'Информационные технологии в обучении иностранному языку'

Информационные технологии в обучении иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4275
533
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аниматор / слушать / компьютерная программа / интерактивная доска / мультимедийные материалы / активность / рефлексия / внутренняя мотивация / изучение / занятие / применение / контроль. / animator / listening / software / interactive desk / multimode data / active reflection / internal motivation / learning / lesson / implementation / controle

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярашева Д., Ибрагимова С.

В статье раскрываются возможности использования современных информационных технологий в процессе обучения иностранным языкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN TEACHING OF FOREIGN LANGUAGES

There are considered in the article an opportunities of modern information technologies in teaching of foreign languages.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в обучении иностранному языку»

Ярашева Д.,

заведующая кафедрой узбекского и иностранных языков Узбекского государственного института физической культуры; Ибрагимова С.,

старший преподаватель кафедры информатики и информационных технологий Узбекского государственного института физической культуры

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

ЯРАШЕВА Д., ИБРАГИМОВА С. ЧЕТ ТИЛЛАРНИ УЦИТИШДА АХБОРОТ ТЕХНОЛОГИЯЛАРИ

Маколада чет тилларини укитиш жараёнида замонавий ахборот технологияларидан фойда-ланишнинг имкониятлари баён этилган.

Таянч суз ва тушунчалар: аниматор, эшитиш, компьютер дастури, интерфаол доска, мульти-медиали материаллар, фаоллик, рефлексия, ички мотивация, урганиш, машFулот, куллаш, назорат.

ЯРАШЕВА Д., ИБРАГИМОВА С. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В статье раскрываются возможности использования современных информационных технологий в процессе обучения иностранным языкам.

Ключевые слова и понятия: аниматор, слушать, компьютерная программа, интерактивная доска, мультимедийные материалы, активность, рефлексия, внутренняя мотивация, изучение, занятие, применение, контроль.

YARASHEVA D. IBRAGIMOVA S. IMPLEMENTATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN TEACHING OF FOREIGN LANGUAGES

There are considered in the article an opportunities of modern information technologies in teaching of foreign languages.

Keywords: animator, listening, software, interactive desk, multimode data, active reflection, internal motivation, learning, lesson, implementation, controle.

На современном этапе реформ школьного образования серьезные изменения связаны с внедрением информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс.

В последние годы вопросы применения новых информационных технологий становятся все более актуальными. Под применением новых информационных технологий в обучении иностранным языкам понимают не только использование современных технических средств и технологий, но и использо-

вание новых форм и методов преподавания иностранного языка и новый подход к процессу обучения в целом.

Еще совсем недавно обучение иностранному языку основывалось на традиционном подходе, который заключается в сообщении преподавателем суммы теоретических знаний

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 5

и выработке у учащихся умений и навыков по изучаемой дисциплине. В условиях аудиторной формы обучения преподаватель не всегда имеет возможность уделить должное внимание каждому студенту. Поэтому многие из них теряют мотивацию к обучению, что приводит к существенному снижению уровня их знаний, умений и навыков. Исходя из этого, одной из основных задач учителя является активизация деятельности каждого учащегося в процессе обучения, создание ситуации для их творческой активности. В этой связи использование компьютера и мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей обучающихся, их уровня знаний.

Существующее сегодня программное обеспечение, в которое входят такие компоненты как электронный учебник, тренажер, электронная тестирующая программа, компьютерные модели анализа и оценки знаний, позволяет выводить на экран компьютера информацию в виде текста, звука, видеоизображения, игр. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельную работу каждого студента. Подбор обучающих программ зависит, прежде всего, от текущего учебного материала, уровня подготовки обучаемых и их способностей.

Использование информационных технологий позволяет решить основное противоречие современной системы образования -противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. В последнее время всё больше и больше педагогов-практиков понимают, что использование информационных технологий в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися.

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках дает возможность в любой момент извлечь из памяти и использовать языковой материал, относящийся к разным разделам изучаемого иностранного языка, проводить углубленное структу-

рирование данного материала, располагать его в любой приемлемой форме (линейно-блочном виде, в виде трехмерного пространства), использовать цвет, анимацию, графические и звуковые возможности, регулировать динамическую последовательность их предъявления. Более адекватная форма презентации языковых знаний дает положительный психологический эффект, в результате обеспечивается лучшее понимание языкового материала.

Процесс обучения английскому языку является сложной, постоянно развивающейся системой. Компьютеризация обучения иностранному языку помогает облегчить доступ к информации и сократить время изучения языка.

Сегодня все образовательные учреждения Республики Узбекистан: вузы, лицеи, колледжи и школы - получили доступ к информационным ресурсам Всемирной сети Интернет. А исследователи, педагоги и методисты всё большее внимание уделяют эффективности использования в учебном процессе новых информационных и компьютерных технологий.

Современный компьютер, на наш взгляд, представляет собой эффективное средство оптимизации обучения иностранным языкам, в частности, английскому языку. Этим обусловлена содержательная основа массовой компьютеризации, её возможности по созданию условий для умственного труда студента.

Информатизация общества в настоящее время обеспечивает:

■ высокий уровень информационного обслуживания, доступность для студентов и преподавателей к достоверной информации;

■ активное использование интеллектуального потенциала печатного фонда во всех сферах деятельности человека, в том числе научной, педагогической, методической и т. д.;

■ интеграцию информационных технологий, интеллектуализацию образовательного процесса.

Применение открытых информационных систем в учебном процессе способствует реализации возможностей программных средств

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 5

учебного назначения в качестве эффективного наглядного средства обучения, средства коммуникации и средства обработки информации.

Реализация возможностей программных средств учебного назначения на уроках английского языка в настоящее время успешно и активно осуществляется во многих учебных заведениях Республики Узбекистана.

Учителя английского языка используют различные формы работы с компьютерными обучающими программами, которые включают:

а) изучение лексики;

б) отработку произношения;

в) обучение диалогической и монологической речи;

г) обучение письму;

д) отработку грамматических явлений.

На уроках английского языка с помощью компьютера можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи студентов; пополнять словарный запас учащихся; формировать у студентов устойчивую мотивацию к изучению английского язы-

В настоящее время компьютер можно рассматривать как специфический вид технических средств обучения, который в силу своих технических возможностей определяет новые перспективы совершенствования учебного процесса. Данный вид технических средств обучения предоставляет возможность адаптировать учебный материал в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, обеспечивать многотерминальность, то есть одновременную работу группы пользователей, осуществлять интерактивность, а также контролировать индивидуальную работу учащихся во внеурочное время. Внедрение компьютера в учебный процесс придает ему новый характер: являясь по форме индивидуальным и самостоятельным, он становится по сути контролируемым и управляемым. Компьютер также способствует накапливанию статистической информации в ходе учебного процесса. Анализируя статистические данные

(количество ошибок, правильных/неправильных ответов, обращений за помощью, времени, затраченного на выполнение отдельных заданий и т.п.), преподаватель судит о степени и качестве сформированности знаний у учащихся определенной ступени обучения за определенный промежуток времени. С помощью специальных программ или баз данных учителя в процессе организации занятия могут обратиться практически к любому оригинальному тексту на изучаемом языке.

Ценным представляется и использование на уроках английского языка Flash-анимаций. Очень часто учителя на занятиях прибегают к заучиванию текста песни с флэш-анимацией, к технологии караоке, т. е. возможности повторения песни построчно за дикторами-носителями языка, а также используют тексты, сопровождающиеся анимацией. Запись, сделанная носителями языка, удобный интерфейс и игровая форма позволяют заинтересовать ученика и добиться определенных результатов на самом значимом этапе урока изучения английского языка - listening - на котором осуществляется понимание иностранной речи на слух. Кроме этого, подобные флэш-анимации с озвученным текстом можно использовать и во время объяснения определенных тем в качестве примеров.

Появление в образовательных учреждениях интерактивных досок вывело обучение английскому языку на новый этап. Все интерактивные доски, невзирая на модель и фирму-изготовителя, отличаются следующими особенностями их использования:

1) активное комментирование материала: выделение, уточнение, добавление дополнительной информации посредством электронных маркеров с возможностью изменить цвет и толщину линии;

2) полноценная работа по переводу текста и отдельных предложений с указанием связей и взаимоотношений между словами;

3) набор посредством виртуальной клавиатуры любого текста задания в любом приложении и его демонстрацию в режиме реального времени;

4) не только знакомство с тестовыми заданиями в режиме просмотра, но и пока-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 5

зательное тестирование отдельного ученика или группы учеников для всей аудитории, если отсутствует компьютерный класс или он не может быть предоставлен преподавателю в данный момент;

5) сохранение результатов в отдельном файле в виде картинок или в HTML и PDF-формате.

Таким образом, используя интерактивную доску, мы можем организовать постоянную работу учащегося в электронном виде. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе.

Возможности интерактивной доски позволяют успешно использовать видео и игровые программы для обучения, способствуя развитию творческой активности обучаемых, увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения ими навыками выступления перед аудиторией и устной речи, что обеспечивает, в конечном счете, эффективность усвоения материала на уроках иностранного языка.

Наверное, одной из самых больших трудностей обучения с применением современных технологий является поддержание динамичного взаимодействия с учащимися, каждый из которых сидит за своим компьютером. Электронные интерактивные доски помогают справиться с этой трудностью и обогащают возможности компьютерных технологий, предоставляя большой экран для работы с мультимедийными материалами вручную. Этот экран, который могут видеть все присутствующие в классной комнате, выводит взаимодействие учащихся с преподавателем на новый уровень. Перед аудиторией, работая с доской, стоит один человек, а благодаря ее размерам участниками разворачивающегося процесса чувствуют себя все.

Интерактивная сущность электронной доски и возможности поставляемого в комплекте программного обеспечения позволяют устраивать в учебном кабинете мероприятия, в которых участвуют все присутствующие. Применение интерактивной доски на уроке положительно влияет на повышение

мотивации учащихся к изучению английского языка. Хотя учащиеся могут одинаково стремиться к выполнению какой-либо задачи, источники их мотивации бывают различными. У одних мотивация внутренняя, через рефлексию и активное участие в уроках. У других она внешняя - желание получить поощрение или первым решить поставленную преподавателем задачу.

Использование информационно-

коммуникационных технологий предоставляет возможность выделять дополнительное время слабым ученикам для практики, осмысления учебного материала и ликвидации проблемных мест, а сильным ученикам - ускорить продвижение в обучении, посильно усложнить материал, внести в процесс обучения элементы креативности в соответствии с целями и задачами обучения, а также с учетом особенностей познавательной деятельности. Влияние информационно-коммуникационных технологий на содержание обучения английскому языку имеет три аспекта:

- позволяет расширить содержание обучения, сделать его более емким;

- создаёт условия для корректировки содержания, пересмотра его структуры и компонент;

- предоставляет возможность обогатить методику изучения иностранных языков в целом новыми формами и примерами, сделать ее более эффективной за счет решения новых задач с помощью компьютера.

В заключении необходимо подчеркнуть, что внедрение в учебный процесс компьютерных технологий вовсе не исключает использования традиционных методов обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Однако использование современных компьютерных технологий позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать у студентов стремление к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 5

Литература:

1. Вильямс Р., Макли К. Компьютеры в школе. - М.: "Просвещение", 1988.

2. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // ИЯШ, № 2,3 2001 г.

3. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // ИЯШ № 2, 3, 2000 г.

4. Полилова Т.А., Пономарева В.В., Внедрение компьютерных технологий в преподавание иностранных языков. // ИЯШ, 1997.

5. Павлюк Н. А., Журавлев А.П. «Язык и компьютер». - М.: "Просвещение", 1999.

6. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам. - М.: «Просвещение», 1991.

7. Салистра И.Л. Очерки методов обучения иностранным языкам. - М.: «Высшая школа», 1966.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.