Научная статья на тему 'Некоторые методические рекомендации по составлению учебно-методического комплекса'

Некоторые методические рекомендации по составлению учебно-методического комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫК / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирзоидова Нигора Авазовна

Профессиональная деятельность педагога требует умения составлять учебно-методический комплекс. Обновленные государственные образовательные стандарты внесли в них изменения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые методические рекомендации по составлению учебно-методического комплекса»

Применительно к обучению компьютерные и интернет технологии предоставляют возможность создания и использования:

1) обучающих программ (электронных учебников, тренажеров, лабораторных практикумов, тестовых систем);

2) обучающих систем на базе мультимедийных технологий с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на дисках;

3) интеллектуальных и обучающих экспертных систем;

4) распределенных баз данных;

5) средств телекоммуникации (электронной почты, сети обмена данными, телеконференций);

6) электронных библиотек [1, с. 59].

Таким образом, использование современных технологий обучения позволяет преподавателям и студентам пользоваться целым арсеналом средств, которые направлены на развитие и совершенствование всех компонентов образовательной системы.

Список литературы

1. Материалы XI международной научной конференции «Высшее образование для XXI века». 27-29 ноября 2014 года. М., 2014. 143 с.

НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА Мирзоидова Н.А.

Мирзоидова Нигора Авазовна — преподаватель, кафедра практических дисциплин, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: профессиональная деятельность педагога требует умения составлять учебно-методический комплекс. Обновленные государственные образовательные стандарты внесли в них изменения.

Ключевые слова: язык, студент, преподаватель.

Развитие системы высшего образования в Республике Узбекистан направлено на кардинальное совершенствование содержания подготовки квалифицированных конкурентоспособных специалистов [1, с. 1]. В этих целях в нашей республике организована Государственная инспекция по надзору за качеством образования. Для того чтобы выпускники вузов были подготовлены к профессиональной деятельности, необходимо внести коррективы в учебно-методическую литературу. Это касается рабочих программ, учебно-методических комплексов, которые представляют собой систему дидактических средств обучения, созданную в целях наиболее полной реализации образовательных и воспитательных задач, сформированных программой по данной дисциплине. Значит, цель создания учебно-методического комплекса заключается в обеспечении качественного методического оснащения учебно-воспитательного процесса. В структуру учебно-методического комплекса входят: титульный лист; содержание учебно-методического комплекса; требования из рабочей программы к представлениям, знаниям, умениям по теме; тезисы лекций для теоретического занятия или методические разработки для преподавателя; методическая разработка для студента; методическое пособие для самоподготовки студента; дидактический, иллюстративный и раздаточный материал по теме; средства контроля знаний (тестовые задания, ситуационные задачи и др.); глоссарий; основная и дополнительная литература для подготовки; вопросы для самоподготовки по теме. План учебного занятия - это документ, разрабатываемый преподавателем на каждое занятие для обеспечения эффективной реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития студентов, формирования у них прочных знаний, умений и навыков. Это начало творческого поиска, средства эффективности занятия, реализация замысла педагога, фундамент вдохновения и талантливой импровизации. В нем отражается тема и цель учебного занятия, краткое содержание материала, определяются форма организации учебно-познавательной деятельности студентов, методы, средства обучения, система заданий, формирование новых научных понятий и их применение в различных ситуациях обучения, контроль и коррекция от незнания к знанию, от неумения к умению совершать на этом пути необходимые и достаточные познавательные и практические действия при решении запланированных на уроке учебно-познавательных и практических задач.

45

Поурочный план занятия необходим каждому педагогу, независимо от его стажа, эрудиции и уровня педагогического мастерства. Составляется он на основе содержания рабочей программы учебной дисциплины, где преподаватель на основе мыслительного эксперимента осуществляет прогнозирование будущего занятия, его мысленное проигрывание, разрабатывает своеобразный сценарий своих действий и действий, обучаемых в их единстве. Определение конкретной цели обучения является принципиальным моментом в организации учебного процесса. Если не определить цель занятия, то нельзя точно определить объем учебного материала, форму, этапы его представления студентам. Цель как мотив мобилизует желание студента добиться результата.

К вариантам конструирования образовательных целей относятся: способствовать формированию и развитию умений и навыков (специальных и общеучебных); способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов; способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания количественных характеристик изучаемых объектов и явлений; способствовать осознанию основного технологического материала; способствовать осознанию существенных признаков понятий, технологических процессов.

К вариантам конструирования развивающих целей относятся: способствовать развитию речи обучающихся; способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности студентов; способствовать развитию сенсорной сферы обучающихся; способствовать развитию двигательной сферы; способствовать формированию и развитию познавательного интереса студентов к дисциплине; способствовать овладению обучающимися всеми видами памяти; формированию и развитию их самостоятельности.

К вариантам конструирования воспитательных целей относятся: способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических и других качеств личности; способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.

Список литературы

1. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» // Учитель Узбекистана. Т., 2017. № 16 (2463). 21 апреля. С. 1-3.

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В КАЧЕСТВЕ ОСНОВНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ

АРАБСКОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ Рахимова Ш.М.

Рахимова Шахрибону Мирзохидовна — преподаватель, кафедра интенсивного обучения второму иностранному языку, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье подчеркивается, что арабский язык является одним из шести рабочих языков ООН. Названо основное назначение изучения арабского языка в вузе. Ключевые слова: арабский язык, вуз, студент, преподаватель.

В современных условиях арабский язык наряду с другими мировыми языками (русским, английским, французским, испанским, китайским) входит в рабочие языки Организации Объединенных Наций. Это свидетельствует о том, что на нашей планете огромное количество людей разговаривают на данном языке. Арабский язык является одним из древних восточных языков и сегодня он объединяет не только всех арабов, но и мусульман всего мира. Значит, этот язык был широко распространен за пределами арабских стран. Благодаря этому в словарном запасе языков народов, исповедующих ислам, стало бытовать большое количество арабских лексем, в некоторых языках достигающих 40-50% словарного запаса. Внедрение арабского языка происходило исторически с распространением ислама. Тюркские народы воспринимали арабскую культуру, филологию и содействовали ее развитию. Не все дошедшие до нас арабские филологические труды по тюркским языкам написаны самими арабами, значительная их часть создана тюрками, усвоившими арабскую культуру. Литература на арабском языке сохраняла свою жизненность до второй четверти ХХ столетия, когда люди владели литературным арабским языком и среди них были те, «кто владел всеми традиционными приемами арабской классической поэзии, легко пользовались ее формами в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.