Научная статья на тему 'Применение компьютерных технологий в изучении узбекского языка русскоязычными обучающимися'

Применение компьютерных технологий в изучении узбекского языка русскоязычными обучающимися Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ ТЕХНИКА / МОТИВАЦИЯ / ИЗУЧЕНИЯ УЗБЕКСКОГО ЯЗЫКА РУССКОЯЗЫЧНЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахимова Камила Напасовна

В статье проанализированы инновационные подходы к изучению узбекского языка русскоязычными обучающимися на базе мультимедиа и компьютерных технологий. Обосновывается целесообразность введения современных методов изучения узбекского языка и их отличие от традиционных методов. Приведены преимущества применения современных технологий и проблемы их внедрения в образовательный процесс, а также описывается роль педагога в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение компьютерных технологий в изучении узбекского языка русскоязычными обучающимися»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗУЧЕНИИ УЗБЕКСКОГО ЯЗЫКА РУССКОЯЗЫЧНЫМИ

ОБУЧАЮЩИМИСЯ Рахимова К.Н.

Рахимова Камила Напасовна - кандидат филологических наук, доцент, кафедра языков, факультет организации и управления водного хозяйства, Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье проанализированы инновационные подходы к изучению узбекского языка русскоязычными обучающимися на базе мультимедиа и компьютерных технологий. Обосновывается целесообразность введения современных методов изучения узбекского языка и их отличие от традиционных методов. Приведены преимущества применения современных технологий и проблемы их внедрения в образовательный процесс, а также описывается роль педагога в учебном процессе.

Ключевые слова: компьютерные технологии, аудиовизуальная техника, мотивация, изучения узбекского языка русскоязычными обучающимися.

Имеющиеся исследования и практика преподавания показывают, что обучающиеся в высшей степени заинтересованы применением инновационных технологий при изучении языков и больше предпочитают их использование на занятиях, в противовес традиционным методам обучения. С применением современных компьютерных технологий студенты больше вовлекаются в учебный процесс и воспринимают информацию с интересом. Зачастую обучающиеся адаптируются к такой методике значительно быстрее преподавателей. Кроме того, использование на уроках компьютерных технологий способствует снижению беспокойства студентов, поскольку их не оценивают так, как на традиционных занятиях и вследствие чего, они чувствуют себя более расслабленными и получают удовольствие от процесса обучения. Следовательно, благодаря применению аудиовизуальной техники, подход к изучению языков становится более интересным, в результате чего происходит лучшее усвоение языкового материала [1].

Сегодня, несмотря на то, что в Республике Узбекистан государственным языком является узбекский, большинство русскоязычных обучаемых говорят на родном языке и затрудняются при изучении узбекского языка. В академических группах наблюдается разная степень владения языком, что диктует необходимость индивидуального подхода к обучаемым. Внедрение современных компьютерных технологий в традиционную методику преподавания узбекского языка позволяет интенсифицировать процесс изучения языка и обеспечить индивидуальны подход к каждому.

Так как аудиторные часы изучения узбекского языка ограничены по времени, целесообразным решением для закрепления учебного материала является увеличение объема самостоятельной работы, чтобы студенты могли самостоятельно изучать язык. В этом случае стоит прибегнуть к использованию компьютерных технологий и интернет ресурсов. Различные электронные программные материалы позволяют заниматься самостоятельным изучением узбекского языка: игровые рассказы, ребусы, загадки, различные головоломки, электронные словари для ускорения работы и усвоения неизвестных слов и словосочетаний, а также упражнения для проверки лексики и освоения грамматики. Использование компьютерных технологий способно внести большую пользу в формирование языковых компетенций при условии и разумного их применения. Преимущества использования ИКТ в самостоятельной

22

работе студентов позволяют справиться с языковым барьером обучаемых, свести на нет психологические комплексы. Заметно повышается интерес и мотивация русскоязычных обучаемых к изучению узбекского языка. Интернет ресурсы способствуют формированию навыков межкультурной коммуникации и освоения знаний другой культуры [2]. Перечисленные преимущества свидетельствуют о необходимости активного использования компьютерных технологий в системе изучения узбекского языка.

Учитывая преимущества методик применения аудиовизуальных средств обучения, компьютерных технологий и информационных интернет-ресурсов [3], необходимо понимать, что действенный результат образовательного процесса зависит не только от них. Следует руководствоваться принципом целесообразности, стремиться к тому, чтобы студенты самостоятельно искали ответы на вопросы во избежание пассивного потребления знаний, так как для достижения фундаментального закрепления знаний в области изучения узбекского языка, необходима именно активная деятельность студентов, как на занятиях, так и в ходе самоподготовки. Догматичная позиция педагогов даже при условии применения ИКТ, способна негативно отразиться на мотивации и интересе обучающихся. Преподавателям необходимо пересмотреть свои взгляды и традиционные представления для успешного выполнения своей роли в современной среде обучения.

Однако, это ни в коем случае не означает, что преподавателю следует легко передать инициативу в руки студентов, предоставляя им возможность самостоятельного изучения материала, пусть и посредством проверенных обучающих ресурсов. Не стоит отказываться от системы традиционных занятий в пользу самостоятельной работы. Преподаватель должен преподносить языковой материал, знакомя с общими принципами, образовательными целями и затем переходить к рациональному использованию компьютера и аудиовизуальной техники в решении коммуникативных задач [4]. Такое обучение станет базой для творческой самостоятельной работы студентов и сделает инновационные решения неотъемлемой частью и эффективным инструментом процесса обучения.

Эффективность использования компьютерных технологий проявится лишь в том случае, когда преподаватели смогут при с их помощью быстро выявлять и решать проблемы обучающихся при усвоении языкового материала, путем разработки индивидуальных программ обучения, учитывающих уровень владения узбекским языком. Тем не менее, данный подход к изучению узбекского языка требует исследований и тестирования. Если педагоги будут совершенствовать современные методики, объединять опыт и постепенно улучшать методы преподавания, тогда данный подход сможет внести благоприятные изменения в процесс изучения узбекского языка в русскоязычных группах.

Список литературы

1. Рахимова К.Н. Сфера применения информационных компьютерных технологий при изучении узбекского языка // Наука и образование сегодня. 2018. № 4 (27). С. 64-65.

2. Миркурбанова Р.А., Арипджанова М.К. Положительные аспекты использования ИКТ при обучении русскому языку // Достижения науки и образования. 2018. № 4 (26). С. 53-55.

3. Курбанова Ю.И., Роль интернет-ресурсов в обучении узбекскому языку // Проблемы науки. 2018. № 10 (34). С. 55-56.

4. Киличева Ф.Б., Информационные компьютерные технологии при обучении русскому языку // Academy. 2018. № 4 (31). С. 74-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.