Научная статья на тему 'Инновационный подход в методике преподавания русского языка как неродного'

Инновационный подход в методике преподавания русского языка как неродного Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
633
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКОВ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алленова Ирина Владимировна, Ташева Умида Темуровна

В статье рассматриваются современные методики обучения русскому языку. Подчеркивается необходимость инновационного подхода как к содержанию языкового материала, так и к правильному выбору технологий, действенных методов обучения, контроля знаний русского языка в узбекских группах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход в методике преподавания русского языка как неродного»

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НЕРОДНОГО Алленова И.В.1, Ташева У.Т.2

1Алленова Ирина Владимировна - старший преподаватель;

2Ташева Умида Темуровна - старший преподаватель, кафедра языков, факультет организации и управления водного хозяйства, Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются современные методики обучения русскому языку. Подчеркивается необходимость инновационного подхода как к содержанию языкового материала, так и к правильному выбору технологий, действенных методов обучения, контроля знаний русского языка в узбекских группах. Ключевые слова: инновации, словарный запас, компьютерные технологии, изучение языков, методы обучения, узбекский язык.

Важной составляющей в образовательном процессе является познавательный интерес, являющийся основополагающей мотивацией к активной деятельности обучающегося. Интерес к предмету помогает лучше усвоить материал. На сегодняшний день главной задачей обучения является не только передача определенных знаний и умений, но и формирование у обучающегося личностных и профессионально значимых качеств. Эту задачу решают инновационные подходы в обучении, смещающие акцент с активности преподавателя на активность обучаемых.

Известно, что трудности усвоения нового языка связаны с адаптацией обучающегося к иной культуре, обычаям, традициям, истории, ценностям другого народа. Поэтому для эффективного развития речи на неродном языке необходимы методы, способствующие приобретению умений и навыков разговора, чтения и перевода [1]. Мы видим решение в применении инновационных подходов к разработке методики преподавания русского языка для узбекских студентов.

Для выражения мыслей на неродном языке недостаточно знаний одних только правил, необходимо, прежде всего, расширение словарного запаса. Для этого еще на этапе знакомства с новыми текстами мы используем упражнения, заключающиеся в составлении догадок о содержании текста по контексту ключевых слов. Разбираем синтаксические конструкции, выявляем характерную русскую лексику, изучаем контекст использования ключевых слов.

Восприятие правил русского языка у обучаемых происходит через грамматику родного языка, что является причиной совершаемых интерференционные ошибок в орфографии и пунктуации. Разработка методики преподавания русского языка с акцентом на типичных ошибках, характерных для студентов, говорящих на узбекском языке, позволило ускорять процесс усвоения языкового материала.

В процессе обучения русскому языку важное значение имеет работа со словарём. Эффективными приемами на занятиях русского языка стали синхронные переводы с русского на узбекский язык и обратно, выстраивание ассоциативного ряда, графическое изображение слова, использование других мнемотехник. Действенным подходом в методике обучения является работа в группах по парам, что позволяет создавать различные речевые ситуации. Для полноценной реализации коммуникативной компетенции привлекаются носители русского языка.

В настоящее время при изучении иностранных языков широко используются информационные компьютерные технологии. Они способствуют развитию самостоятельности студентов в процессе познания языкового материала. С помощью обучающих программ и приложений можно расширять границы знаний, формировать новые методы и способы самообучения и самореализации. Кроме того,

осуществление компьютеризированной проверки знаний помогает реализовать принцип индивидуализации образования [2]. На занятиях русского языка нами проводятся медиа уроки. Такие занятия вызывают интерес обучающихся, позволяют заострить их внимание на нужных моментах, стимулировать активность, выявить творческие способности. Интересное занятие способствует более быстрому и легкому усвоению языкового материала. Также проводятся интернет-тестирования как для проверки знаний студентов по конкретным темам, так и для выявления имеющихся пробелов в давно изученном материале, самооценки способностей.

Подытожив, можно сделать вывод, что применение инновационных технологий на практических занятиях русского языка в группах с узбекским языком обучения способствует повышению коммуникативных навыков. Кроме того, использование современных технологий мотивирует педагога к внедрению новых методов в образовательный процесс.

Список литературы

1. Киличева Ф.Б. Методы реализации педагогических технологий при обучении студентов русскому языку как неродному // Достижения науки и образования, 2018. № 12 (34). С. 45-46.

2. Эгамова М.Х. Возможности ИКТ в обучении русскому языку в неязыковых вузах // Проблемы педагогики, 2018. № 5 (37). С. 14-15.

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Абдукаримова Ш.М.

Абдукаримова Шохсанам Муроджон кизи - стажер-преподаватель, кафедра социальных дисциплин, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрывается проблема совершенствования процесса подготовки будущих педагогов с точки зрения развития культуры познавательной деятельности в процессе обучения в вузе с целью повышения качества профессиональной педагогической деятельности.

Ключевые слова: личностное развитие, культура познавательной деятельности, будущий преподаватель, образование.

Настоящее время ознаменовано быстрым развитием рыночной экономики, усложнением различных социальных процессов в силу усиленной борьбы в области экономических, политических, религиозных и философских взглядов; обострением проблем культурной и нравственной жизни. В то же время наблюдается рост личностных устремлений индивидуумов, формирование новых тенденций как в науке, так и в социальной сфере. Актуальным требованием к специалистам XXI века является быстрая и действенная адаптация к условиям современной жизни, оперативное овладение необходимыми знаниями, чтобы благодаря им достигать новых вершин. Именно поэтому отмечается внимание к развитию и усовершенствованию системы образования, которое в наши дни является требованием времени, помогающим достигать результаты во всех сферах деятельности [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.