оптимальные параметры, за пределами которых их развитие экономически нецелесообразно. Интегральные и дифференциальные особенности терминов «селекция» и «семеноводство», внедрение в производство сортов, специфически ориентированных на благоприятные погодные условия или на их вероятное ухудшение, способствует расширению посевов под сортами, устойчивыми к вредителям и болезням, существенно снижает опасность загрязнения окружающей среды, сокращает потери урожая и издержки производства.
Семеноводство - это отрасль сельскохозяйственного производства, основой которой является массовое размножение сортовых семян при сохранении биологических и урожайных качеств.
Семеноводство решает две важнейшие задачи: размножение высококачественных сортовых семян новых, вводимых в производство сортов до объемов, определяемых потребностью сельскохозяйственных товаропроизводителей, входящих в зону районирования данного сорта.
Список литературы
1. Новикова Е.В., Абдылъманова РХ. Методические указания по освоению дисциплины Б1.Б2 Иностранный язык: направление обучения «Селекция и семеноводство сельскохозяйственных растений. Омск, 2017. 15 с.
МЕТОД ПРОЕКТОВ - ЭФФЕКТИВНЫЙ ПРИЁМ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА Каримова Н.Х.
Каримова Нилуфар Хабибуллаевна — старший преподаватель, кафедра теории и практики французского языка, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: использование метода проектов в обучении французского языка позволяет повысить качество знаний у студентов. Метод проектов позволяет правильно направить способности и возможности обучающихся.
Ключевые слова: французский язык, вуз, студент, преподаватель.
Сегодня само время требует иного подхода к обучению студентов французскому языку, так как мир стремительно меняется. В традиционном обучении данному языку как иностранному в вузе студент вначале получает знания, а затем применяет их. В современном личностно ориентированном обучении студент изначально конструирует знания в исследуемой области реальности, опираясь на личный образовательный потенциал и технологию своей деятельности. Поэтому он должен не только воспроизводить культурные традиции народа изучаемого языка, но и создавать новое, иными словами, творить, поскольку именно в творчестве возможно всестороннее развитие личности. Значит, творчество - это, прежде всего, воплощение индивидуальности, форма самореализации личности и возможность выразить своё неповторимое отношение к миру. Образовательной средой творческого типа можно назвать среду, в наибольшей степени обеспечивающую развитие свободы и активности студента, дающую максимум возможностей для приобретения обучаемыми жизненного социального опыта. Система работы в этом направлении предполагает несколько принципов, положенных в основу методической концепции, разработанной А.В.Хуторским [1, с. 28]. Одним из основополагающих принципов, применяемых в соответствии с данной технологией, является принцип личностного целеполагания обучающегося на учебном занятии, который предусматривает необходимость осознания целей творческой работы, как студентом, так и преподавателем. Именно творческий педагог помогает студенту сформулировать цель и достичь её. Одним из эффективных технологий является метод проектов, который даёт обучающимся возможность ставить и достигать собственных целей, когда новая информация вводится на занятии не через передачу готового знания, а через «открытие», постижение её студентами. По словарю, метод (греч. шеШоЛ^ - путь к чему-либо, прослеживание, исследование) - это способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического и практического освоения действительности [2, с. 499], а проект (лат. ргсуейш -выступающий вперед) - прототип, прообраз предлагаемого объекта [2, с. 699]. Значит использование метода проектов в обучении и развитии студентов нацелено на достижение результата с помощью выполнения некоторого набора действий. Метод проектов позволяет правильно направить свои способности и возможности, мотивировать потребность обучающихся в знаниях и позволяет развить
41
активные формы обучения. Здесь речь идет о принципе личностного содержания. Такой подход позволяет существенно увеличить прочность знаний и повысить познавательную мотивацию обучаемых. И тогда личностный компонент студента становится компонентом его обучения, а содержание образования создаётся в процессе его умственной деятельности. Третьим принципом данной методической концепции является принцип выбора обучаемым компонентов своего образования: смысла учения, целей и задач, приёмов и методов, темпа работы на занятии и системы контроля. Использование метода проектов на занятиях даёт возможность студенту совершить осознанный и ответственный выбор образовательной траектории, реализуемой как способность к управлению собственным образованием.
Исходя из этого, задача преподавателя заключается в том, чтобы не только предоставить студентам выбор, но и научить их действовать осмысленно в ситуации выбора, вооружать необходимым деятельностным инструментарием. Это принцип педагогической поддержки, наиболее ярко реализуемый при выполнении различных учебных и социальных проектов. Проектная методика обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и способствует развитию самостоятельности, креативности, коммуникабельности, доброжелательности по отношению к преподавателю и студентов друг к другу. По этому поводу С. Френе пишет: «метод проектов предполагает обучение через «ум, руки и сердце», то есть включение студента в эмоциональную, умственную и практическую деятельность» [3, с. 85]. В проектной методике знания добывает сам студент. Данная методика направлена на свободное самовыражение и самореализацию студента. Она создаёт благоприятную среду, способствующую естественному и живому воспитанию, ведёт личность к настоящему подъёму. При этом первостепенная задача педагога заключается в том, чтобы учитывать интересы учащейся молодёжи, помогать добиваться успехов в выбранном ими направлении.
Список литературы
1. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. 320 с.
2. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия / Глав. научн. ред. С.Ю.Солодовников. Мн.: Минская фабрика цветной печати, 2002. 1008 с.
3. Френе С. Избранные педагогические сочинения. М., 1990.
РОЛЬ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ
ЯЗЫКОВ Абдукаримова Б.И.
Абдукаримова Барно Изатиллаевна — преподаватель, кафедра интенсивного обучения второму иностранному языку, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: изучение английского и арабского языков сегодня весьма актуально. Об этом свидетельствуют инновационные и демографические процессы, происходящие в мире. Ключевые слова: английский язык, арабский язык, студенческая молодежь, педагог, учебное заведение.
Велением нынешнего времени стал вопрос об овладении людьми, в том числе и представителями студенческой молодежи, иностранными языками. К ним относятся, в первую очередь, языки Организации Объединённых Наций: русский, английский, арабский, французский, испанский, китайский. Нами рассматривается изучение студентами английского и арабского языков. Известно, что 77% информации в мире котируется на русский язык, преобладающее количество развитых стран ведут обучение на двух языках (государственном и английском языках), почти все восточные страны изучают арабский язык. Само собой разумеется, что эти языки стали интересными для изучения не только среди людей старшего поколения, но, в первую очередь, среди молодежи. А значит, стоит вопрос об овладении ими на должном уровне, чтобы не только общаться, обмениваться информацией, но и вести деловые встречи, коммерческие переговоры и т.д. В современных условиях растет роль обучения не только самому языку, но также иноязычной культуре носителей этого языка. В методике обучения иностранному языку нет единого подхода к выделению компонентов содержания обучения.
42