Научная статья на тему 'Формирование у студентов коммуникативной компетенции в качестве основного назначения изучения арабского языка в вузе'

Формирование у студентов коммуникативной компетенции в качестве основного назначения изучения арабского языка в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРАБСКИЙ ЯЗЫК / ВУЗ / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахимова Шахрибону Мирзохидовна

В статье подчеркивается, что арабский язык является одним из шести рабочих языков ООН. Названо основное назначение изучения арабского языка в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование у студентов коммуникативной компетенции в качестве основного назначения изучения арабского языка в вузе»

Поурочный план занятия необходим каждому педагогу, независимо от его стажа, эрудиции и уровня педагогического мастерства. Составляется он на основе содержания рабочей программы учебной дисциплины, где преподаватель на основе мыслительного эксперимента осуществляет прогнозирование будущего занятия, его мысленное проигрывание, разрабатывает своеобразный сценарий своих действий и действий, обучаемых в их единстве. Определение конкретной цели обучения является принципиальным моментом в организации учебного процесса. Если не определить цель занятия, то нельзя точно определить объем учебного материала, форму, этапы его представления студентам. Цель как мотив мобилизует желание студента добиться результата.

К вариантам конструирования образовательных целей относятся: способствовать формированию и развитию умений и навыков (специальных и общеучебных); способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов; способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания количественных характеристик изучаемых объектов и явлений; способствовать осознанию основного технологического материала; способствовать осознанию существенных признаков понятий, технологических процессов.

К вариантам конструирования развивающих целей относятся: способствовать развитию речи обучающихся; способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности студентов; способствовать развитию сенсорной сферы обучающихся; способствовать развитию двигательной сферы; способствовать формированию и развитию познавательного интереса студентов к дисциплине; способствовать овладению обучающимися всеми видами памяти; формированию и развитию их самостоятельности.

К вариантам конструирования воспитательных целей относятся: способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических и других качеств личности; способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.

Список литературы

1. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» // Учитель Узбекистана. Т., 2017. № 16 (2463). 21 апреля. С. 1-3.

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В КАЧЕСТВЕ ОСНОВНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ

АРАБСКОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ Рахимова Ш.М.

Рахимова Шахрибону Мирзохидовна — преподаватель, кафедра интенсивного обучения второму иностранному языку, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье подчеркивается, что арабский язык является одним из шести рабочих языков ООН. Названо основное назначение изучения арабского языка в вузе. Ключевые слова: арабский язык, вуз, студент, преподаватель.

В современных условиях арабский язык наряду с другими мировыми языками (русским, английским, французским, испанским, китайским) входит в рабочие языки Организации Объединенных Наций. Это свидетельствует о том, что на нашей планете огромное количество людей разговаривают на данном языке. Арабский язык является одним из древних восточных языков и сегодня он объединяет не только всех арабов, но и мусульман всего мира. Значит, этот язык был широко распространен за пределами арабских стран. Благодаря этому в словарном запасе языков народов, исповедующих ислам, стало бытовать большое количество арабских лексем, в некоторых языках достигающих 40-50% словарного запаса. Внедрение арабского языка происходило исторически с распространением ислама. Тюркские народы воспринимали арабскую культуру, филологию и содействовали ее развитию. Не все дошедшие до нас арабские филологические труды по тюркским языкам написаны самими арабами, значительная их часть создана тюрками, усвоившими арабскую культуру. Литература на арабском языке сохраняла свою жизненность до второй четверти ХХ столетия, когда люди владели литературным арабским языком и среди них были те, «кто владел всеми традиционными приемами арабской классической поэзии, легко пользовались ее формами в

своей литературной практике». Потом постепенно данный язык вытеснился другими языками, но интерес к нему у людей не иссяк. Сегодня, изучая арабский язык в высших учебных заведениях, педагоги обращают внимание студентов на то, что его надо начинать изучать с грамматики арабского языка, постепенно переходя к изучению строения речи и различных способов выражения мысли на этом языке. Поскольку в семантическое поле этого языка вписана понятийная структура, которая обозначена центральным словом или термином, пересекается с другими семантическими полями и оказывается соотнесенной с их структурами. Кроме того, в этом языке выработана оригинальная система письма, содержащая особые надстрочные и подстрочные знаки, облегчающие понимание простых и сложных синтаксических конструкций. Важно то, что основное назначение изучения арабского языка в вузе состоит в формировании у студентов коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих.

Среди них: учебно-познавательная (для дальнейшего развития общих и специальных учебных умений); а также речевая, языковая, социокультурная (приобщение студентов к культуре, традициям арабских стран) компетентности. Магистральными видами подготовки студентов в рамках изучаемых дисциплин являются практические занятия, которые являются основной частью профессионально-языковой подготовки студентов, обеспечивающей развитие их общей, коммуникативной и профессиональной компетенции. Обучающийся должен приобрести правильные произносительные навыки, уметь свободно и грамотно пользоваться грамматическими конструкциями арабского языка, усвоить лексический материал для использования во всех видах коммуникативной деятельности, отобранный в соответствии с речевыми действиями, универсальными понятиями, темами и ситуациями.

В качестве основных форм учебной деятельности на практических занятиях можно использовать различные методы: объяснение материала, опрос, выполнение упражнений, беседа, обсуждение, дискуссии. Эффективность освоения учебной дисциплины определяется комплексным преподаванием арабского языка. Взаимосвязь и взаимообусловленность всех сторон языка обеспечивается подбором учебного материала, системой упражнений и единством требований, сочетающей в себе отработку грамматической, лексической и фонетической правильности речи.

В период практики устной и письменной речи студенты работают индивидуально, а преподаватель должен объяснить им, как работать с учебниками, учебными пособиями и справочной литературой. Это должно сопровождаться повышением лингводидактических требований к качеству учебных текстов и учебников по арабскому языку, которые должны быть интересны и эмоциональны, «направлены на индивидуализацию обучения средствами специально сконструированных учебных текстов, ориентированных на разные познавательные стили» [1, с. 11]. Это весьма конструктивный подход, который может быть успешно реализован с привлечением ресурса современных образовательных технологий.

Таким образом, студенты с удовольствием изучают арабский язык в качестве второго иностранного языка, потому что это открывает еще больше возможностей для самореализации молодежи.

Список литературы

1. Джураев Р.Х. Основные принципы создания современного учебника в образовательных учреждениях // Гармонично развитое поколение - условие стабильного развития Республики Узбекистан: Сборник научно-методических статей. Ч. 2. Т.: УзНИИПН, 2019. С. 10-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.