Научная статья на тему 'Основное назначение изучения студентами арабского языка в вузе'

Основное назначение изучения студентами арабского языка в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / АРАБСКИЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раджабова Мухтасар Давранбековна

Статья посвящена изучению арабского языка как второго иностранного языка в вузе. Показана взаимосвязь и взаимообусловленность всех сторон арабского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основное назначение изучения студентами арабского языка в вузе»

ОСНОВНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ СТУДЕНТАМИ АРАБСКОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ Раджабова М.Д.

Раджабова Мухтасар Давранбековна - преподаватель, кафедра интенсивного преподавания второго иностранного языка,

Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена изучению арабского языка как второго иностранного языка в вузе. Показана взаимосвязь и взаимообусловленность всех сторон арабского языка. Ключевые слова: вуз, студент, преподаватель, арабский язык.

Арабский язык является одним из древних восточных языков, принадлежащих к южной ветви семитских языков. В истории развития арабского языка различают три периода: 1) древний; 2) классический; 3) современный литературный язык. Литературный арабский язык объединяет мусульман всего мира. В словарном запасе языков народов, исповедующих ислам, бытует большое количество арабских лексем (в некоторых языках -до 40-50% словарного запаса). Ученые подчеркивают научную природу арабского языка, его точность, широту семантического поля терминов. В традиционной мусульманской школе овладеть арабским языком было очень сложно, большинство из учащихся лишь механически заучивало его. Объясняется это тем, что, во-первых, арабский язык по лексическому составу и грамматическому строю далек от родного языка детей и не был связан с повседневной жизнью. Тем не менее, некоторые исследователи отмечали, что учащиеся готовятся весьма последовательно и даже, по-видимому, рационально, начиная с грамматики арабского языка и, переходя постепенно к изучению строения речи и различных способов выражения мысли на этом языке. В современных образовательных учреждениях арабский язык изучается в рамках трех дисциплин: Иностранный язык (арабский); «Практический курс арабского языка; «Язык сакральных текстов». Основное назначение изучения арабского языка состоит в формировании у студентов коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих - учебно-познавательной (для дальнейшего развития общих и специальных учебных умений); а также речевой, языковой, социокультурной (приобщение обучаемых к культуре, традициям арабских стран в рамках тем и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам студентов). Основными видами подготовки обучаемых в рамках изучаемых дисциплин являются практические занятия по дисциплинам «Иностранный язык (арабский)» и «Практический курс арабского языка» являются основной частью профессионально-языковой подготовки обучающихся, обеспечивающей развитие их общей, коммуникативной и профессиональной компетенции.

Обучающийся должен приобрести правильные произносительные навыки, уметь свободно и правильно пользоваться грамматическими конструкциями арабского языка, усвоить для использования во всех видах коммуникативной деятельности лексический материал, отобранный в соответствии с речевыми действиями, универсальными понятиями, темами и ситуациями [1, с. 15].

В качестве основных форм учебной деятельности на практических занятиях используются различные методы: объяснение материала, опрос, выполнение упражнений, беседа, обсуждение, дискуссии и др. Эффективность освоения учебной дисциплины определяется комплексным преподаванием языка. Взаимосвязь и взаимообусловленность всех сторон арабского языка обеспечивается подбором учебного материала, системой упражнений и единством требований. Комплексной, то есть сочетающей в себе отработку грамматической, лексической и фонетической правильности речи выступает практика устной и письменной речи.

Преподаватель организует самостоятельную работу в аудитории так, что на определенный отрезок времени отдельный обучающийся, несколько студентов или вся группа выполняют какие-либо задания, причем присутствие преподавателя дает им

возможность получить от него любую необходимую справку по ходу выполнения задания и педагог может в любой момент проконтролировать ход работы обучающихся. Самостоятельная работа в аудитории должна опираться на развитые умения и навыки чтения с непосредственным пониманием и аудированием с целью организации беседы или дискуссии с участием преподавателя. Вне учебного заведения студенты работают индивидуально, преподаватель должен объяснить им, как работать с учебниками, учебными пособиями и справочной литературой. Особое значение приобретает вопрос контроля качества усвоения обучаемыми пройденного материала как надежной основы для формирования профессиональных умений и навыков.

Совершенствование технологии обучения иностранному языку - прежде всего, подразумевает отход от монолога как традиционно превалирующей формы учебной деятельности и развитие таких форм обучения, как общение, беседа и обсуждение.

Список литературы

1. Курбанова Р. Инновационные технологии обучения и преподавания иностранных языков в вузах: Материалы республиканской конференции «Чет тилларини укитишни жадаллаштиришнинг инновацион йуналишлари». Т., 2014. С. 14-17.

О НЕКОТОРЫХ МЕТОДАХ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО

ЯЗЫКА Усманова Ф.Р.

Усманова Феруза Рахматжановна - преподаватель, кафедра теории аспектов английского языка,

Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются некоторые методы обучения иностранным языкам в вузах. Особое внимание уделяется грамматико-переводному, аудиовизуальному, аудиолингвальному и коммуникативному методам обучения студентов в вузе. Ключевые слова: английский язык, метод, вуз, студент, преподаватель.

Все более активное изучение английского языка в образовательных учреждениях -фактор не только активного интереса к английскому языку, но и приобретения более совершенных знаний по данному языку. Поскольку в современном мире английский язык пользуется огромной популярностью. Более того, данный язык является языком международного общения. Сегодня существует огромное множество методов для эффективного преподавания английского языка в высших образовательных учреждениях. Каждый из методов имеет определенные особенности, некоторые из них обладают большей популярностью и востребованностью, а некоторые меньшей. Кроме того, регулярно разрабатываются новые методы обучения иностранного языка, поэтому теперь каждый преподаватель вуза может выбрать для себя оптимально подходящую методику работы. При преподавании иностранного языка в высших учебных заведениях чаще всего используются классические методы. К ним относятся: прямой метод, грамматико-переводной метод обучения, аудиовизуальный метод, аудиолингвальный метод, коммуникативный метод.

Прямой метод обучения иностранному языку заключается в том, что преподаватель больше внимания уделяет изучению непосредственно разговорного языка, который используют в повседневной жизни. При обучении английскому языку путем такого метода роль преподавателя в успешном усвоении знаний студентами является ключевой. То есть речь его должна быть абсолютно четкой и правильной, а произношение должно быть идеальным, так как обучаемые постоянно будут повторять слова именно за преподавателем.

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.