Научная статья на тему 'Информационные технологии в учебном процессе Омского аграрного техникума'

Информационные технологии в учебном процессе Омского аграрного техникума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
564
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ / ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ / ТРЕНАЖЕРЫ / ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / COMPUTER TECHNOLOGIES / INFORMATION TECHNOLOGIES / COMPUTERIZATION / TRAINING PROGRAMS / EXERCISE EQUIPMENT / PERSONAL COMPUTER / LEARNING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комиссарова Екатерина Юрьевна

В статье анализируется процесс внедрения информационных технологий в сферу образования, а также влияние компьютеризации на качество обучения. Автор делает вывод, что за последние несколько лет компьютеризация образования значительно повлияла на скорость и качество обучения, а также на заинтересованность учащихся в образовательном процессе. В сфере образования обнаруживается тенденция к увеличению роли программных средств и продуктов для повышения качества обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Комиссарова Екатерина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information Technologies in the Educational Process of Omsk Agrarian College

The article analyzes the process of implementation of information technologies in education, and the impact of computerization on the quality of teaching. The author concludes that over the past few years, the computerization of education significantly influenced the speed and quality of learning as well as on the interest of students in the educational process. In the field of education the role of software tools and products for enhanced learning tends to increase.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в учебном процессе Омского аграрного техникума»

Комиссарова Е.Ю. Информационные технологии в учебном процессе Омского аграрного техникума // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№3(6) июль - сентябрь. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/2016-god/5/29-statya-2016-2/372-00122. - ISSN 2413-4066

УДК 377.031

Комиссарова Екатерина Юрьевна

Преподаватель

ОАТФГБОУВО Омский ГАУ, г.Омск eyu.komissarova@omgau.org

Информационные технологии в учебном процессе Омского аграрного техникума

Аннотация. В статье анализируется процесс внедрения информационных технологий в сферу образования, а также влияние компьютеризации на качество обучения. Автор делает вывод, что за последние несколько лет компьютеризация образования значительно повлияла на скорость и качество обучения, а также на заинтересованность учащихся в образовательном процессе. В сфере образования обнаруживается тенденция к увеличению роли программных средств и продуктов для повышения качества обучения.

Ключевые слова: компьютерные технологии, информационные технологии, компьютеризация, обучающие программы, тренажеры, персональный компьютер, процесс обучения.

Современное общество характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые успели проникнуть практически во все сферы человеческой деятельности. Необходимой частью происходящего является внедрение компьютерной техники в образование. На сегодняшний день происходит активное становление новейшей системы образования, которое направлено на вхождение в мировое информационно -образовательное пространство. Современные исследования показали, что существует значительная разница в знаниях людей, обучаемых при наличии компьютера, и людей, процесс обучения которых проходил без наличия «чудесной машины». Информационные технологии (ИТ) должны стать неотъемлемой частью всего образовательного процесса, значительно повышающей эффективность, а не дополнением в обучении.

За последние несколько лет, число людей, владеющих навыками работы на компьютере, возросло примерно в 15 раз. Тем не менее, установлено, что, в основном, компьютер используется для игр и развлечений. Это значит, что для решения учебных задач компьютер используется недостаточно.

Под информационными технологиями понимаются процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов применяя средства вычислительной техники при выполнении этих функций.

«Информационные технологии» - термин нередко выступающий синонимом термина «компьютерные технологии» (КТ), так как все ИТ в настоящее время связаны с применением персонального компьютера (ПК). Тем не менее, понятие «информационные технологии» значительно шире и содержит в себе «компьютерные технологии» в качестве элемента составляющей. При этом ИТ, базирующиеся на использование современных ПК и сетевых средств, формируют термин «Современные информационные технологии». [1]

Компьютерное оборудование различного предназначения, при обеспечении процесса образования, относится к числу инноваций последнего десятилетия. При компьютеризации процесса образования сегодня, возможно, выделять основные направления использования компьютерных технологий как:

- инструмента обучения, познания себя и действительности;

- средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего качество и результативность;

- в качестве объектов изучения;

- средства автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;

- средства творческого развития обучаемого;

- коммуникаций на основе использования средств ИТ для передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;

- средств современных ИТ для организации интеллектуального досуга;

- интенсификация и совершенствование управления образовательным учреждением и процессом обучения используя системы современных информационных технологий. [2]

Внедрение компьютерного оборудования направлено не только на методические потребности студенческого образования, но и на организационно-педагогические предоставляя такие возможности как:

- графические;

- вычислительные;

- моделирующие;

- комбинаторные;

- трансдьюсерные. [3]

Вторжение современного компьютерного оборудования в область образования позволяет преподавателям качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Задачей этих технологий в процессе образования является: повышение уровня эффективности качества обучения, повышение активности обучаемых к познавательной деятельности, оптимизация поиска необходимой информации, развитие мышления, освоение навыков работы с информацией и различными программными продуктами. Также необходимо, чтобы компьютерное образование было согласовано с учебным планом. Компьютерные программы обучающего назначения заявили о себе сразу же в период появления ПК, но, несмотря на это, они начали приобретать признание только в последние несколько лет. Наиболее широким понятием, применимым ко всем обучающим программам, учебникам и другим компьютерным продуктам, является программное средство учебного назначения. Программные средства учебного назначения имеют несколько задач: осуществление контроля и диагностики ошибок, облегчение образовательного процесса, представление учебной информации в удобном и интересном виде обучающемуся. Рассмотрим наиболее подробно программные средства учебного назначения, которые широко использующиеся в образовании.

В свою методическую работу преподаватели все с большей готовностью вводят современные ИТ. Чаще всего используются программные ресурсы учебного назначения -обучающие программы (ОП) или проекты. ОП - это учебное пособие, которое предназначено для самостоятельной работы обучающегося. Эти программы позволяют управлять своей деятельностью, а также способны повысить активность обучаемого. Данные программы обязательно должны быть связаны с учебной программой изучаемой дисциплины, отвечать ее требованиям. Наиболее часто такие ОП используют для визуализации в образовательном процессе, самостоятельной работе, а также для использования в качестве справочников и средств, помогающих расширить кругозор обучающихся. Наиболее распространенными обучающими программами являются различные курсы иностранных языков и различные мультимедийные энциклопедии.

Электронный учебник - это обучающая система, включающая в себе методические и дидактические справочные материалы по учебной дисциплине. Он подходит как для традиционного обучения, так и для самостоятельного. Электронный учебник наполнен по своему содержанию, достаточно информативен и имеет удобный интерфейс, привлекающий внимание обучающегося. Данный вид учебника может стать отличным помощником для самоподготовки обучающихся, а также для преподавателей при разработке и проведении учебных занятий. Одним из преимуществ является представление информации в виде гипертекста, т.е. учебный материал имеет ссылки на другие части материала или другие дополнительные источники. Мультимедиа - еще один из плюсов электронного учебника. Использование звуковых файлов, видеороликов, графических изображений, анимации и других видов информации, в значительной степени помогают повысить эффективность качества обучения, сосредоточить внимание обучающегося. Еще одной сильной стороной такого учебника является система проверки изученного материала. Обучающийся способен оценить собственные знания по изученному материалу, с помощью различных тестов или контрольных работ и проанализировать сделанные ошибки. В отличие от типографских учебников, электронные имеют четкую структуру изложенной информации и удобное ее представление в виде различных списков и глав с краткими и емкими заголовками.

Интернет - всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Создание сети Интернет показало людям совершенно новый способ общения и передачи информации в любую точку планеты. Достоинством сети Интернет является использование уникальных ресурсов. С помощью данной сети можно с легкостью перевести текст с иностранного языка, воспользовавшись опНпе-переводчиком, провести химический виртуальный опыт, просмотреть интересные обучающие видеоролики. Еще одним из преимуществ сети Интернет является развитие мотивации и поощрение потенциала обучающихся. Например, публикации лучших сочинений, научно-исследовательских работ, рефератов, докладов на просторах глобальной сети. Несмотря на многочисленные положительные стороны Интернета, существует и обратная сторона медали. В настоящее время найти необходимый доклад или какой-либо другой учебный материал с помощью Интернета не составит особого труда.

Дистанционное образование (ДО) - взаимодействие преподавателя и обучающихся между собой на расстоянии, которое отражает все компоненты, присущие обыкновенному образовательному процессу. ДО обеспечивает равные возможности получения образования для всех людей. Его положительным моментом является свобода выбора места, времени и скорости процесса образования. При помощи данного вида образования, можно поступить и в зарубежный ВУЗ и в результате получить диплом, который будет цениться на мировом рынке. Препятствием для развития ДО является малая осведомленность людей о подобной системе. Но, несмотря на это, дистанционное образование набирает популярность. Считается, что в ближайшем будущем около 40-50% людей будут обучаться дистанционно.

Проникновение в образование ИТ заставляет смотреть на процесс обучения как на информационный процесс, в котором происходит получение информации обучающимися, ее переработка и использование. Поэтому информатизацию процесса обучения необходимо рассматривать не просто как использование компьютера и других электронных средств обучения, а как новый подход к организации образования. Благодаря современным ИТ, таким как электронная почта и Бкуре общение между преподавателем и обучающимся может быть распределено в пространстве и во времени. Например, преподаватель и обучаемый могут общаться между собой, находясь в разных странах, в удобное для них время. Такой диалог, может быть, растянут во времени - вопрос может быть задан сегодня, а ответ на него получен спустя некоторое время. С помощью таких средств предоставляется возможность обмена информацией (задания для самопроверки, интересующие вопросы, контрольные работы), что позволяет обучаемым и преподавателям проанализировать полученные сообщения и ответить на них в удобное время. Главным направлением в информатизации образования должен стать переход от освоения навыков работы с компьютерами и

программными продуктами к обучению правильному содержательному формированию, отбору и корректному использованию образовательных электронных учебников, обучающих программ, энциклопедий и ресурсов. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИТ, но и быть специалистом компетентным в применении новых компьютерных технологий в своей профессиональной. Современные ИТ с помощью компьютерного моделирования значительно увеличили наглядность обучения во многих дисциплинах: появилась возможность проводить и изучать различные химические и физические опыты, которые нельзя проводить в стандартных условиях, теперь можно просмотреть опНпе-трансляции из различных зоопарков мира или препарировать виртуальную лягушку.

Для того чтобы выявить коэффициент сформированность знаний, умений и навыков, уровня самостоятельности от применения ИТ на занятиях мной было проведено исследование по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности в Омском аграрном техникуме (ОАТ).

При помощи ИТ решали такие дидактические задачи как:

- самоподготовка обучающихся, повышение ее продуктивности;

- повышение индивидуализации обучения;

- совершенствование процесса преподавания;

- активизация процесса обучения;

- привлечение обучающихся к исследовательской работе;

- мотивация к обучению;

- гибкость процесса обучения.

Проанализировав необходимую психолого-педагогическую литературу, богатый и разнообразный опыт внедрения информационных технологий в процесс обучения, была разработана система занятий дисциплины. Система занятий в компьютерном кабинете с использованием презентаций, наглядных иллюстраций и тренажеров в процессе обучения позволяет решить все многообразие задач как воспитательных так учебных. Она соответствует активной природе обучающихся поэтому представляет большую значимость в учебном процессе.

В этом процессе использованы мультимедийные программы учебного назначения, которые можно разделить на две группы:

1. Интерактивные.

На этих занятиях, где преподаватель с большого экрана ведёт объяснение, обучающиеся выполняют задания. А затем предлагаются различного рода симуляторы на закрепление определённых понятий. Обучающиеся могут проверить правильность своего решения, в случае ошибки попробовать исправить её. Так же была проведена работа по изучению программам студентами второго курса группы 21 С.

2. Тренировочные.

Эти занятия ориентированы на доведение навыков до автоматизма. Такие программы называют тренажёрами, обучающий компьютер выступает инструментом, который организует самостоятельную работу обучающегося и управляют ею.

На занятиях, когда основное обучающее воздействие и управление передается ПК, мы получаем возможность видеть, фиксировать проявление таких качеств у обучающихся, как логическое мышление, осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, заинтересованность к пополнению недостающих познаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это дает возможность планировать собственную работу по управлению и постепенному развитию креативного отношения студентов к обучению.

Предоставление эталонов с целью проверки своих учебных действий (при помощи учебных заданий или компьютерных программ), дает возможность проанализировать и разобрать причины ошибок, позволяет постепенно обучать самоконтролю и самокоррекции в учебной и познавательной деятельности, что должно присутствовать на каждом занятие. Постепенное применение мулимедийных презентаций и компьютерных программ стало на

занятиях не только достоянием преподавателя. А так же приобщением в этот процесс самих студентов, которые уже на втором занятие готовили в электронном виде презентации и рефераты.

Были сформированы у обучающихся соответствующие навыки и практические умения работы с информацией. На данном этапе предложена групповая работа, которая позволила совместно преодолевать возникающие трудности, помочь друг другу, обмениваяся мыслями, рассуждать, опираясь на полученные знания, факты. Эта работа выполнялась студентами по электронной почте, в режиме online. Задание выдавалось на группу одно, роли распределялись самими обучающимися. Выполненное небольшими группами задание пересылалось преподавателю и оценивалось им за работу отдельно всех обучающихся группы и всей группы в целом. Мотивация учебной деятельности в образовательном процессе значительно выше, так как обучающиеся обращались к информационным средствам обучения вполне осознанно, желая получить знания.

По итогам применения информационных технологий в процессе обучения второго курса было выявлено, что данный эксперимент оказал влияние на результативность процесса обучения студентов, а так же, на качество их знаний, сформированность умений и навыков, общих компетенций, развитие самостоятельности у обучающихся.

По критериям результативности данной деятельности, в ходе процесса обучения были определены:

- уровень сформированности знаний;

- уровень сформированности умений;

- уровень сформированности навыков;

- самостоятельность студентов;

•S качество успеваемости обучающихся.

Проанализировав данные сведения по итогам двух тестирований, следует вывод, что экспериментальной группе, по результатам первого тестирования, увеличилось количество обучающихся с высоким уровнем самостоятельности на четыре человека, показатели со средним уровнем увеличилось на одного человека, таким образом, количество студентов снизилось пять человек. После проведения второго тестирования уровень обучающихся с высоким коэффициентом сформированности знаний в экспериментальной группе увеличилось на пять человек, со средним уровнем увеличилось на одного человека; соответственно, количество студентов с более низкими показателями оказалось снижено на шесть человек. В таблице приведены проценты соотношения результатов к общему количеству человек в группе.

Таблица 1

Уровни самостоятельности

Уровни Первое Количество Второе Количество

тестирование человек тестирование человек

Высокий 26,31 4 21,05 5

Средний 5,26 1 5,26 1

низкий 31,57 5 26,31 6

На диаграмме наглядно представлены изменения по результатам двух тестирований

низкии

Уровни

самостоятельности

Средний

Второе тестирование

■ Уровни

самостоятельности

Первое тестирование

Высокий

0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00%

Подведя итоги тестирований у обучающихся группы 21С в составе 19 человек, процент качества знаний, умений, и практических навыков повысился на 31,57% (что составляет 78,94%), процент успеваемости повысился на 10,52% (что составляет 100%), средний балл стал выше на 0,7. В ходе подведения итогов, по результатам внедрения информационных технологий в образовательный процесс, выявилось повышение результатов успеваемости, а также, приобщение обучающихся к плодотворной самостоятельной работе.

Проанализированные сведенья двух тестирований дают возможность заявлять, о результативности проводимой нами работы.

Из этого следует, что компьютеризация образовательной деятельности ведет к изменению существенных сторон процесса обучения. Изменяется деятельность преподавателя и обучающегося. Обучающийся имеют право обращаться к большому количеству разнообразной информации, обрабатывать ее, имеет возможность моделировать процессы. Преподаватель также освобождается от рутинных действий и получает возможность анализировать процесс обучения, отслеживать эффективность развитие обучающегося. Но опять-таки большое количество преподавателей с большим стаже работы не готова к переходу от традиционных методов обучения к использованию ИТ в процессе образования. Компьютерная техника пока применяется в основном как вспомогательное средство в обучении. Эксплуатирование информационных технологий способствует улучшению образовательной деятельности, расширению границ процесса обучения, повышению эффективности индивидуальной деятельности учащихся. Также эксплуатация ИТ в процессе обучения помогает подготовить специалистов более квалифицированных по разработке и применению технологий и средств компьютеризации образования. Кроме основной образовательной функции, КТ помогают развить и творческие навыки учащегося, а также значительно расширить его кругозор. За исключением основных учебных дисциплин, обучающийся может получать и дополнительное образование, например, начать изучать какой-либо иностранный язык, с помощью опНпе-курсов, тренажеров, а также при помощи переписки с оппонентом носителем языка в какой-либо социальной сети. Вдобавок, получать нужные знания можно независимо от возраста и места проживания. В настоящее время всемирная паутина сети Интернет и различные программные продукты предоставляются в огромном ассортименте и многообразии. Можно изучить курсы по математике, информатике, программированию или основы макроэкономике, находясь дома. При помощи современным ИТ в полной мере реализуется замысел непрерывного образования. Из этого следует, что компьютеризация в большей степени повышает мотивацию людей к обучению, проведению различных научно-исследовательских работ (НИР), экспериментов, созданию проектов и статей. Я считаю, что в XXI веке, чтоб обучающийся был готов к жизни и работе в современном информационном обществе просто необходимо применение ИТ в образовательном процессе.

Ссылки на источники:

1 Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М.:Школа-Пресс, 1994.

2 Абылгазиева И.И., Ильина И.В. Инновационные технологии в образовании / Под ред. Абылгазиева И.И., Ильина И.В. / Сост. Земцов Д.И. - М.: МАКС Пресс, 2011. - 141 с.

3 Корнеев И.К., Ксандопуло Г.Н., Машурцев В.А. Информационные технологии. - М.: ТК Велби, Проспект, 2009. - 224 с.

Ekaterina Komissarova

Information Technologies in the Educational Process of Omsk Agrarian College

Abstract: The article analyzes the process of implementation of information technologies in education, and the impact of computerization on the quality of teaching. The author concludes that over the past few years, the computerization of education significantly influenced the speed and quality of learning as well as on the interest of students in the educational process. In the field of education the role of software tools and products for enhanced learning tends to increase.

Key words: computer technologies, information technologies, computerization, training programs, exercise equipment, personal computer, learning process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.