Научная статья на тему 'Преподавание экономической теории в условиях новой парадигмы образования'

Преподавание экономической теории в условиях новой парадигмы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
433
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика / прагматическое обучение / экономическое мышление / фасилитация / economics / pragmatic teaching / economic reasoning / innovative pedagogical technologies / facilitation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаев Виталий Алексеевич

В статье обосновывается необходимость полноценного изучения экономической науки в высшей школе, анализируются проблемы преподавания экономики студентам неэкономических направлений и представлен инновационный опыт их решения, ориентируемый на современную модель образовательного процесса, и который позволяет реализовать учебные цели и развить соответствующие компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаев Виталий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF TEACHING OF ECONOMIC THEORY IN TERMS OF NEW EDUCATIONAL PARADIGM

The article proves the necessity of full studying of Economic Theory at the Higher School in frames of which some problems of teaching Economics to students of noneconomic specialization are analyzed. And it presents an innovative method of solving of these problems which is focused at an actual model of the educational process. It also proposes a certain algorithm of pedagogical approaches based on empirical methods of pedagogical research that allows implementing of learning goals and developing of appropriate competences.

Текст научной работы на тему «Преподавание экономической теории в условиях новой парадигмы образования»

Необходимо также отметить, что 38 % респондентов считают, что не испытывают проблем при оценивании общих компетенций. Что касается единых критериев оценки ОК, понятных всем участникам образовательного процесса, то 49 % опрошенных ответили, что единые критерии для всего педагогического коллектива разработаны, а 46 % — считают, что единых критериев нет. Данная ситуация является характерной для каждой из опрошенных ПОО и оставляет открытым вопрос о наличии в организации единых критериев оценки сформированности общих компетенций. В образовательных организациях, где методист ведет активную работу среди педагогов, чаще отмечают, что единые критерии оценки общих компетенций разработаны.

Можно констатировать, что, испытывая сложности с оценкой общих компетенций, в том числе по причине отсутствия в их формулировках педагогически измеримых результатов и универсальных способов деятельности, педагогические работники усложняют ситуацию выделением в качестве показателей оцен-

ки результата неизмеримые или требующие разработки дополнительные критерии оценки сегментов.

Анализ предоставленных ПОО горного профиля данных позволяет сделать вывод о том, что в организациях проводится работа по определению уровня сформированности общих компетенций обучающихся, однако в ПОО отсутствуют единые критерии оценки общих компетенций, понятные всем участникам образовательного процесса. Выводы о степени сформированности общих компетенций делаются, как правило, на основе субъективного мнения преподавателя. Инструментарий оценки общих компетенций прописывается в программной документации только для промежуточного контроля, а не для комплексного оценивания на итоговом квалификационном экзамене.

1. Акимова О. Б., Павлова О. А. Развитие интеграционных процессов в условиях среднего профессионального образования // Человек и образование. — 2015. — № 1 (42).

УДК/UDC 378:330 В. А. Николаев

Vitaliy Nikolaev

ПРЕПОДАВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

PROBLEM OF TEACHING OF ECONOMIC THEORY IN TERMS OF NEW EDUCATIONAL PARADIGM

В статье обосновывается необходимость полноценного изучения экономической науки в высшей школе, анализируются проблемы преподавания экономики студентам неэкономических направлений и представлен инновационный опыт их решения, ориентируемый на современную модель образовательного процесса, и который позволяет реализовать учебные цели и развить соответствующие компетенции.

The article proves the necessity of full studying of Economic Theory at the Higher School in frames of which some problems of teaching Economics to students of non-economic specialization are analyzed. And it presents an innovative method of solving of these problems which is focused at an actual

model of the educational process. It also proposes a certain algorithm of pedagogical approaches based on empirical methods of pedagogical research that allows implementing of learning goals and developing of appropriate competences.

Ключевые слова: экономика, прагматическое обучение, экономическое мышление, фасилитация.

Keywords: economics, pragmatic teaching, economic reasoning, innovative pedagogical technologies, facilitation.

В современных условиях общественного развития главным фактором экономического роста и социального прогресса отдельного государства является образованный че-

ловек с высокой квалификацией и высоким уровнем профессионализма. Страны, не способные обеспечить достаточный уровень образования населению, обречены на статус «сырьевого придатка» передовых стран, скапливающих глобальный интеллектуальный потенциал, а также на зависимость от внешних источников финансирования. Развитие человеческого потенциала является приоритетной задачей российского государства и связано с модернизацией системы высшего образования и внедрением компетент-ностного подхода к обучению, отвечающего требованиям рынка труда.

Высшая школа традиционно занималась формированием и развитием профессиональных ресурсов, подготовкой кадров, способных транслировать знания и ценности, необходимые для инновационной экономики. Однако внедрение ФГОС третьего поколения может негативно отразиться на способности студентов к активной деятельности и профессиональному творческому труду, поскольку они лишаются возможности получить всестороннее и гармоничное образование, что связано с абсолютным сокращением трудоемкости обучения дисциплинам общегуманитарной направленности.

Проблема преподавания экономической теории определяется не только жесткими рамками аудиторных часов, но и самим содержанием экономической теории как дисциплины с множеством различных теорий, направлений, школ, законов, категорий, правил, моделей. Экономическая теория отражает реальную действительность экономической жизни общества с его метаморфозами, подъемами и падениями, реакцией на которые является появление новых представлений о жизни и изменение самого хода общественной мысли.

Экономическая теория как научное руководство к познанию экономической действительности является своего рода языком экономической грамотности, влияющей на качество жизни и общественные отношения.

Выпускники высших учебных заведений в XXI в. должны уметь разбираться с широким кругом экономических вопросов, понимать свою роль в развитии общественных отношений и общественного производства, быть готовым к практической деятельности и иметь соответствующие знания и навыки поведения. К сожалению, предполагаемого программой высшего образования объема

учебных часов по экономическим дисциплинам недостаточно для формирования у студентов развитого экономического мышления.

«Человек экономический» (homo economicus) при принятии важных решений руководствуется соображениями экономической выгоды, т. е. главными мотивами его деятельности и самовыражения выступают максимальное удовлетворение собственных потребностей и реализация материальных интересов при минимальных затратах. Другими словами, экономическое мышление — это способность видеть окружающий мир через призму принципов доходности и эффективности и в соответствии с этим выстраивать свое поведение.

Успехи в экономической деятельности, в частности в сфере производства, основанные на экономическом мышлении, способствуют развитию общества и высоким достижениям технического прогресса. Экономика стран с такой стратегией за последние триста лет росла в 8 раз быстрее. Рост ВВП в развитых странах составил более чем в 124 раза, в то время как в странах «третьего» мира экономика выросла чуть более чем в 15 раз [5, с. 4].

Экономическая теория и сегодня имеет огромное значение в формировании мышления, определяя поведение современного человека в обществе и его отношение к общественно полезной деятельности.

Экономическая составляющая высшего образования предполагает: во-первых, умение студента ориентироваться в различных экономических системах; во-вторых, владение навыками, позволяющими студенту адаптироваться и приспосабливаться к динамично развивающейся и противоречивой социально-экономической среде, в-третьих, экономическое мышление отвечает за успешность личности не только в профессиональном поле деятельности.

Но как привить экономическое сознание в условиях резкого сокращения аудиторных часов, отведенных на освоение экономики, и особенно при преподавании экономической теории у студентов первых курсов неэкономических специальностей, которые в большинстве своем при слове «экономика» испытывают страх и отчуждение, приравнивая экономическую дисциплину к высшей математике и другим точным наукам? Ответ на этот вопрос дает современная парадигма учебного процесса, обусловливающая неотвратимость обновления содержания

и методики обучения, предусматривающих применение инновационных педагогических технологий, внедрение прогрессивных форм организации образовательного процесса и активных методов с акцентом на практику.

Обновление содержания преподаваемой дисциплины имеет ярко выраженную гуманистическую направленность, которая при низком уровне подготовки бывших абитуриентов и их мотивации к активному участию в учебном процессе создает серьезные трудности дидактического характера и предпосылки к вульгарному упрощению изучаемого материала, возможному выхолащиванию мировоззренческой составляющей из образовательного процесса студентов неэкономических специальностей [1, с. 91].

Преподавателям, работающим в условиях новой парадигмы, приходится искать, разрабатывать и применять такие методические приемы, формы и средства обучения, которые повышали бы интерес, самостоятельность, творческую активность студентов, мотивировали на получение знаний и формирование требуемых компетенций и навыков. Для того чтобы задать ориентир дальнейшего совершенствования педагогического мастерства и помочь студентам познать способы и комплексные формы экономического мышления, предлагаются: методика обучения,последова-тельно раскрывающая цели и задачи экономической науки вообще, принципы, содержание, средства, формы и методы обучения, соответствующие требованиям пропедевтики.

В первую очередь для максимальной активизации мышления обучающегося, независимо от его желания, следует создать благоприятные условия посредством установления доверительных отношений между субъектами образовательного процесса, предполагающих особый стиль общения педагога, основанный на постоянном взаимодействии с аудиторией.

При диалоге со студентами педагогу необходимо переносить акценты с трансляции информации на фасилитацию процесса получения знаний, протекающего в атмосфере благожелательности. Лекции должны быть наполнены таким содержанием и выстроены таким образом, чтобы изучаемый материал был простым и понятным, доступным и интересным, максимально приближенным к условиям реальной жизни, к быту отдельно взятого студента. Необходимо, чтобы слушатели смогли ощутить непосредственную

связь с экономикой, почувствовать необходимость в ее изучении.

Экономика — это гуманитарная наука, исследующая, наравне с философией, историей, социологией, общество и отношения людей в нем. В отличие от точных наук, дающих однозначный ответ на тот или иной вопрос, многие экономические положения можно отнести к спорным и неоднозначным. Для примера можно привести закон спроса и парадокс Веблена.

На первой лекции следует доказать необходимость изучения экономики, ее правил, принципов организации и законов экономической деятельности, а также убедить, что все, с чем студенты сталкиваются в обыденной жизни, тесно связано с экономикой. Поэтому вводная лекция должна быть максимально «живой» и эмоциональной, от содержания которой во многом зависит интерес к предмету, а для этого следует приводить наглядные примеры, аналогии и сравнения.

Например, все мы ходим в магазин и совершаем покупки. При этом большинство из нас даже не задумывается о том, что с точки зрения экономики мы каждый раз решаем проблему рационального выбора. Рациональный выбор означает, что вложения ресурсов должны быть организованы таким образом, чтобы приносимые жертвы отказа от чего-либо точно соответствовали тем потребностям, которые человек удовлетворяет в результате определенного действия. Экономика учит и помогает находить правильные решения различных экономических проблем, позволяет управлять семейным бюджетом, регулировать баланс доходов и расходов, дает ответы на вопросы, связанные с ценами, инфляцией, кредитом, налогами, ценными бумагами, заработной платой, социальными гарантиями.

Компетенции, относящиеся к структурам и процессам экономики, сравнимы с практической помощью в решении жизненных проблем [3, с. 6]. Поэтому знание экономических законов и принципов экономики, основ ее функционирования так же важно, например, как знание правил дорожного движения, незнание которых может привести к печальным последствиям. «Что может случиться, если пешеход будет переходить улицу в непредусмотренном для этого месте и на запрещающий сигнал светофора?» или «Как можно устроить свой быт, не зная, где расположена кухня, столовая, ванная комната, спальня, телевизор?», или «Почему в семье дети с самых ранних лет

постоянно ссорятся между собой?» (конкурентные отношения за родительское внимание и ласку) — эти и подобные вопросы можно адресовать аудитории.

Другие аналогии связаны с направлениями экономической мысли и ролью государства в экономических процессах. Так, учение представителей классической политической экономии можно сравнить с самозаводящимися часами, а кейнсианское направление — с механическими. Основных субъектов экономики (домохозяйства, фирмы и государство) можно сравнить с участниками дорожного движения (пешеходами, водителями и инспектором). Трансформационный кризис можно сравнить с квартирным переездом.

Очень важно для установления связи с аудиторией обращаться к ней с вопросами. В таком случае пассивная форма лекции трансформируется в активную или как минимум приобретает активные элементы. На лекции как можно чаще следует задавать наводящие вопросы. Так, на вступительной лекции поинтересоваться: «Есть ли иногородние студенты?» Получив положительный ответ, снова спросить: «Получают ли студенты деньги от родителей, и как часто?» И предположив, что, как правило, на одну неделю, узнать: «Почему именно на этот срок?» Объяснить это следует пониманием родителей возможности неэффективного использования денежных ресурсов их чадами.

Или почему некоторые студенты-первокурсники опаздывают на первую лекцию в своей жизни?! Поскольку не знают расположения университетских корпусов, факультетов и аудиторий, и в связи с этим не ориентируются в пространстве, что происходит и в экономической среде при отсутствии экономических знаний.

На семинарском занятии по теме вводной лекции уже после прослушанного раздела по «Основам экономической теории» студентам следует задать следующие вопросы, на которые они должны ответить в форме небольшого эссе:

1. Необходимо ли мне знать экономику?

2. Мое место и роль в экономической системе?

3. Нужны ли перемены экономике России? Какой путь развития необходим российскому обществу?

В преддверии политических выборов дополнительно выяснить у студентов их отношение к участию в этом процессе.

В конце семинара, подводя итоги, важно отметить, что те студенты, которые выступали за революционный подход к экономическим преобразованиям, имеют большую склонность к предпринимательству, выделяющемуся новшеством, риском, инициативностью и самостоятельностью.

После каждой лекции при помощи студенческого коллектива очень важно делать яркие, запоминающиеся выводы. Например, по теме «Предмет и функции экономической теории. Основные направления современной экономической мысли» предложить следующий вывод: «Экономистом можешь ты не быть, но экономику знать обязан!». По теме «Основы общественного воспроизводства» — «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда!». По теме «Рыночный механизм в современной экономике» — «Хочешь жить — умей вертеться!». По теме «Предпринимательство и его основные формы. Издержки производства и прибыль» — «Любишь кататься, люби и саночки возить!». По теме «Цикличность рыночной экономики. Макроэкономическая динамика» — «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих!» По теме «Государственное регулирование экономики» — «На государство надейся, а сам не плошай!» По теме «Денежно-кредитная система и ее роль в государственном регулировании экономики» — «Храните деньги в надежном банке», если они у вас есть, конечно!

Обязательно перед началом каждой лекции с целью развития экономической логики и повторения пройденного материала проводить связь с предыдущей темой. При этом, начиная с вводной лекции, акцентировать внимание на базовых принципах экономики — ограниченности ресурсов и безграничности потребностей, и предмете современной экономической теории — решении проблемы эффективности в таких условиях.

Во второй теме «Основы общественного производства» следует связать все последующие темы курса, посвященные экономическим системам, рынку, предпринимательству и конкуренции. Изучая потребности и ресурсы, студенты обязательно должны знать их свойства безграничности и ограниченности соответственно. Этого возможно добиться путем активного диалога. Например, в результате обмена мнениями о достоинствах и недостатках ограниченности ресурсов и безграничности потребностей слушатели должны самостоятельно прийти к основной

проблеме экономической теории — проблеме эффективности. Для этого привести пример эволюции водопроводных кранов: от колодца и водопроводных колонок до кранов с электронной регулировкой. Этот пример одновременно воспитывает бережливое отношение к ресурсам, в том числе и природным.

Другой пример связан с развитием средств связи (голубиная почта, телеграф, телефон, сотовая связь, Интернет). Он показывает определяющую роль потребностей в функционировании и развитии экономики как хозяйственной системы, где главная роль в создании экономических благ в настоящее время отводится такому фактору производства, как человеческий капитал. Образованный человек, обладающий знаниями, умениями, навыками, способностями, здоровьем, является генератором новых идей и технологий, например Стив Джобс.

На семинарском занятии для проверки степени усвоения теоретического материала можно задать студентам следующий вопрос: «В чем смысл жизни?». Опираясь на ключевые принципы экономики, студенты должны прийти к выводу о том, что смысл жизни — жить в гармонии с собой и окружающим миром!

Важно на второй лекции предварительно выяснить, какое благо является самым важным в нашей жизни. Предвосхищая изучение тем, связанных с рыночными отношениями, указать студентам на свободу вообще и экономическую свободу в частности! При изучении сущности рынка вновь обозначить эту проблему и дать характеристику товарного производства и показать причины его развития, что исходным, неотъемлемым условием рыночного хозяйства является именно свобода (обособление субъектов хозяйствования — общественное разделение труда — товарное производство). Рыночной экономике свойственна свобода предпринимателя и потребителя, основанная на частной собственности, что обусловливает свободную конкуренцию и делает ее эффективной и восприимчивой к научно-техническому прогрессу.

При изучении предпринимательства, напоминая об основополагающем условии рыночных отношений, необходимо призывать студенческую аудиторию к самостоятельности, инициативности, активности, прививая чувство свободы и независимости, а также ответственности за результаты своей де-

ятельности. В теме «Совершенная и несовершенная конкуренция. Модели рынков», проводя параллели с предыдущими темами, вернуться к вопросу о свободе и уточнить у аудитории: «В чем же заключается совершенство конкуренции?» И резюмировать: «В развитии конкуренции без ограничений, механизм которой обусловливает развитие рынка в качестве саморегулирующейся и самокорректирующейся системы, что выражает суть рынка и рыночной экономики».

Для качественного усвоения теоретического материала на каждой лекции стараться мотивировать студентов полезной для них информацией, подкрепляя академические термины и определения практическими примерами, связывая их с текущими новостями российской и мировой экономики, которыми большинство первокурсников не интересуются и часто, к сожалению, даже не понимают, о чем идет речь. Поэтому курс лекций по экономике может просветить слушателей и исправить подобную ситуацию. Особенно этому способствует кафедральная мульти-медиалекция на тему «Мировой финансово-экономический кризис» с видеорепортажами новостных каналов [4].

Студенты должны понимать, что экономика — это не наука «о космических кораблях, бороздящих просторы Вселенной», а наука о реальной жизни! Так, при изучении предпринимательства можно выяснить у студентов, что они знают о предпринимательстве, для чего и в каких случаях необходимо знать структуру предпринимательства и его организационно-правовые формы, и указать на необходимость поиска будущего места работы, от которого во многом зависят уровень жизни и доход, степень и стабильность удовлетворения своих потребностей.

В теме «Финансовая система и бюджетно-налоговая политика» как можно больше давать прагматических знаний, чтобы слушатели понимали, что налоги — это не абстрактное понятие, а непосредственно связанная с ними категория. Так, для устройства на работу необходимо встать на учет в налоговом органе и получить ИНН (идентификационный номер налогоплательщика). Подать заявление физического лица о постановке на учет, узнать ИНН или задолженность по налогам, получить и распечатать налоговые уведомления и квитанции на уплату налоговых платежей и многое другое позволяет сервис Федеральной налоговой службы России. Для

оформления банковского кредита может потребоваться справка о доходах физического лица формы 2-НДФЛ. Можно получить стандартные, социальные (обучение, лечение) и имущественные вычеты и т. д. Для осознания студентами своей причастности к налоговой системе России поинтересоваться у них, являются ли они налогоплательщиками и, если ответ положительный, уточнить, каких конкретно налогов. Или спросить у студентов о том, что они будут делать, если после окончания университета не найдут работу. Рассказать о государственной службе занятости и ее основных направлениях деятельности, в том числе о признании безработными, назначении и выплате пособия по безработице, для получения которого необходимо открыть счет в банке. А для этого надо знать виды банковских счетов, что представляет собой банк, какие функции и операции он выполняет.

Объективно вынужденной мерой в педагогической практике для проверки усвоения изложенной информации является широкое применение не только на лекциях, но и на семинарских занятиях активных методов обучения [7]. В сложившихся условиях кардинально поменялась методика проведения семинарского занятия: от традиционного устного опроса и проблемного характера экономической теории до анализа конкретных ситуаций (case-study), деловых и ролевых игр, «мозгового штурма».

Задания к семинарским занятиям необходимо максимально приблизить к реалиям современности, создать имитацию рыночных отношений, определить рыночные условия. Для этого подходят как групповые, так и индивидуальные методы активного обучения.

Так, при проведении семинарских занятий по темам «Рынок в современной экономике» или «Конкуренция» в начале пары можно объявить, что семинар будет проходить в свободной форме, то есть все отвечают по собственному желанию, но по рыночным законам, где предъявлять «спрос на товар» в виде знаний будет преподаватель, а студенты будут их предлагать в обмен на оценки, выступающие в роли денег. Сделка совершается единожды, то есть отработка занятия не допускается.

Иногда приходится ждать, пока сработает «рыночный механизм», напоминая о действии закона убывающей предельной полезности и о том, что время занятия ограничено. В качестве стимула выступают высокие оцен-

ки, которые следует снижать по мере увеличения повторов студенческих ответов, что создает конкурентную среду студенческой аудитории. Очень важно создавать и поддерживать конкуренцию в студенческой среде, на семинарах важно как количество обучающихся, так и качество знаний, которыми они владеют. Поэтому на парах следует свободно запускать и выпускать студентов из аудитории, указывая им на это обстоятельство и сравнивая модели рынков с «полностью открытой дверью», «приоткрытой дверью», «закрытой дверью» и «закрытой дверью на ключ». Преподаватель может выступать в роли государства, регулятора происходящих в аудитории процессов, устанавливать меры надзора и контроля по мере необходимости, опять-таки указывая на это студентам.

Иногда может возникнуть ситуация, когда некоторые студенты приходят неподготовленными к семинарскому занятию. В таком случае можно выявить недобросовестных студентов и посадить их отдельно (дифференцировать), напомнив студентам о значительной дифференциации доходов и имущества как об одной из негативной особенности рыночной системы.

Студенты должны понимать, что рыночным условиям, в которых мы живем, не присущи принципы гуманизма, морали и нравственности (доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость). Действуют законы — «Кто раньше встал, того и тапки!», «Еда за животом не ходит!», «Кто успел, тот и съел!», «Кто сильнее, тот и прав!» Проведение семинарских занятий в подобной форме должны учить студентов активности, решительности, инициативности, самостоятельности и ответственности.

Вместе с тем необходимо развивать у студентов экономическое мышление и учить студентов эффективному поведению. Например, на одном из факультетов есть лекционная аудитория с двумя входами — в начале и в конце зала. Преподаватель открывает только одну дверь в конце помещения и спрашивает у студентов: «Почему именно так, а не иначе?» Ответ очень прост: «Поскольку электрический выключатель находится у задней двери». Аналогично следует требовать от студентов, чтобы их выход к доске тоже был эффективным.

Для реализации воспитательной функции и провозглашенного в вузе индивидуального подхода [2] идеально подходят различные

методы активных форм обучения на семинарском занятии, которые включают практические исследовательские работы и индивидуальные практикумы в виде проектов, тренировок и заданий. В первую очередь следует говорить о подготовке и защите мини-проектов по экономике как об обязательном виде учебной работы научно-исследовательского и научно-инновационного характера, выполняемой студентами в составе рабочей группы из 3-5 человек, способствующей формированию и развитию экономического мышления и поведения обучающихся [6].

В рамках темы, посвященной предпринимательству, можно разработать, опираясь на изученные экономические принципы и законы, небольшой бизнес-проект или бизнес-идею с обязательным обоснованием выбора сферы, вида предпринимательства и оценкой всех рисков, преимуществ и недостатков, а также ожидаемых издержек и доходов. Затем провести конкурс и сравнение студенческих идей и проектов, которые могут проходить в форме дискуссии. При изучении вопроса об издержках можно дать дополнительное задание, связанное с характеристикой всех видов издержек на примере собственных расходов.

По теме «Факторные рынки и доходы собственников ресурсов» можно использовать технологию case-study, предложив, например, найти наиболее выгодное решение по применению квартиры, полученной в наследство от любимой бабушки. Условия задачи можно варьировать в различных семинарских группах, либо каждому студенту поставить конкретные условия задачи (количество комнат, этажность, состояние квартиры, район), для решения которой студенты должны обязательно использовать метод сравнения альтернативных издержек.

Прагматическое обучение, ориентация на создание ситуации выбора, обучение через анализ собственного опыта особо запоминаются студентам, развивают способности творческого мышления, содействуют применению полученных знаний для инновационного, креативного решения задач, направленных на повышение их конкурентоспособности.

Таким образом, ЭКОНОМИКА должна учить ЖИЗНИ, для успешного функционирования в которой необходимо обладать экономическим мышлением, сформированным либо опытным путем, либо путем изучения курса экономической теории на базе осво-

ения студентами ее следующих основных принципов:

1) ограниченности ресурсов и всевозрастающих потребностей;

2) рациональности деятельности «человека экономического» — минимизации затрат и максимизации выгоды;

3) альтернативности выбора;

4) приращения предельных величин;

5) равновесного анализа.

Эти принципы определяют поведение индивида, вырабатывая в нем дисциплинированность, организованность, ответственность, активность, самостоятельность, независимость. В итоге студент должен стать идеальным, рациональным, мыслящим, бережливым, прогрессивным человеком, умеющим объективно и адекватно оценивать окружающий мир, отстаивать и защищать свои интересы и права, гражданские позиции. Студент должен осознавать, что «антиблага» (табак, алкоголь, наркотики) несут вред ограниченному ресурсу здоровья, в то время как существует множество нереализованных потребностей.

Предложенная концепция преподавания экономики может быть рационально использована в образовательном процессе. Сочетая в себе различные формы инноваций, она не только способствует высокому восприятию информации, генерации идей и мотивации самостоятельного поиска эффективных решений в различных ситуациях, но и формирует многогранность мышления, развивает способности к совершенствованию и адаптивности, трансформируя их в навыки и умения.

1. Дегтярева И. В., Яковлева Т. Н. Модернизация системы образования и институциональные проблемы преподавания экономики в технических вузах // Образование и общество. - №1 (84). - С. 88-92.

2. Интегрирующая генеральная содержательно-смысловая образовательно-воспитательная, научно-исследовательская и проективно-инновационная стратегия и основная методическая задача ПГЛУ как поворот к соответствию сути новой наступившей эпохи [Электронный ресурс]. — URL: http://www.pglu.ru/strategy.php#2.2.1.

3. Камински Х. Совершенствование экономического образования в общеобразовательной школьной системе // Экономика. Вопросы школьного экономического образования. — 2009. — № 3. — С. 5-13.

4. Касаева Т. В., Михайлюк О. В. О проблемной мульти-медиалекции по экономике на тему «Мировой финансово-экономический кризис» // Новации и инновации в образовании : II Коллективная монография / под ред. Ю. С. Давыдова. — М. — Пятигорск, 2010. — С. 175-186.

5. Мельтенисова Е. Н., Горюшкин А. А. Экономический взгляд на мир: за и против // Экономика. Вопросы школьного экономического образования. — 2014. — №1. — С. 3-8.

6. Методические рекомендации по подготовке мини-проектов по дисциплинам кафедры экономической теории : метод. пособие / О. В. Михайлюк [и др.] — Пятигорск : ПГЛУ, 2012. — 21 с.

7. Николаев В. А. Реализация компетентностного подхода в учебном процессе вуза // Высшее образование сегодня. — 2012. — № 10. — С. 4-9.

УДК/uDC 378-054.7

А. А. Кушнарева Anna Kushnareva

к вопросу о реализации равных образовательных возможностей студентов-мигрантов в современном вузе

to the question of promoting equal educational opportunities of migrant-students in modern higher educational institutions

В данной статье автор на основе ключевых понятий исследования и анализа литературы впервые представляет основные критерии, позволяющие оценить работу вуза в контексте реализации равных образовательных возможностей студентов-мигрантов.

In this article the author first presents the main criteria, based on the key concepts and the literature review of the research, to assess the performance of the modern higher educational body in the context of promoting equal educational opportunities of migrant-students.

Ключевые слова: студент-мигрант, равенство образовательных возможностей, вуз, критерии.

Keywords: migrant-student, equality of educational opportunities, higher educational body, criteria.

Тенденции глобализации мирового пространства побуждают к поиску иной образовательной среды и индивидуальных маршрутов, что, соответственно, повлияло на увеличение академической мобильности и привело к увеличению числа иностранных студентов в вузах. Миграционные потоки значительно видоизменяют этнический состав принимающих стран. Подобные изменения коснулись большинства стран Евросоюза. Так, например, в Великобритании проживают, работают и учатся представители практически всех существующих на данный момент народностей. Значительно изменилась и демографическая карта крупных голландских городов. В трех из них количество проживающих молодых людей в возрасте до 20 лет из числа этнических меньшинств почти на 17 % больше, чем коренных жителей Голландии этого же возраста.

Если сравнивать возрастную группу до 10 лет, то процент проживающих мигрантов увеличился до 25 %. В целом представители стран Азии и Африки составили 22 % от всего голландского населения.

По данным ООН, в 2005 г. Россия занимала 2-е место по количеству мигрантов в мире [26]. Самой распространенной этнической группой являлись русские, но в последнее время их количество уменьшилось. Стабильно высокое количество приезжих отмечается из бывших союзных республик: Узбекистана, Таджикистана, Молдовы, государств Закавказья. По мнению некоторых экспертов [4], миграционные потоки повлекли за собой усложнение этнической структуры некоторых регионов России (например, регионы Центральной и Южной России, юг Сибири).

Растущее этническое разнообразие диктует необходимость особого внимания к приезжим. Оптимальным механизмом их интеграции может выступать образование, поскольку его система всегда представляла собой уникальную возможность для осмысленного и планомерного воздействия на процесс формирования жизненных ориентиров молодежи.

Студенты-мигранты являются особой группой, которую помимо очевидных возрастных особенностей отличают:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— опыт миграции. Например, мигранты 1-го поколения, т. е. рожденные за пределами страны проживания, 2-го поколения, т. е. рожденные в стране проживания. На международной конференции в сентябре 2012 г. в Кембридже «Образование, мобильность и миграция: люди, идеи и ресурсы» [17] были приведены данные о том, что мотивация на получение высшего профессионального образования гаснет к 3-му поко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.