Научная статья на тему 'Принципы креативности в построении программы учебной дисциплины «Инновации в профессиональной деятельности»'

Принципы креативности в построении программы учебной дисциплины «Инновации в профессиональной деятельности» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
711
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ПРИНЦИПЫ КРЕАТИВНОСТИ В ОБУЧЕНИИ / ИННОВАТИВНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / ПРОБЛЕМНЫЙ ПРИНЦИП ИЗЛОЖЕНИЯ / INNOVATIONS IN PROFESSIONAL ACTIVITY / ACADEMIC DISCIPLINE / CREATIVITY PRINCIPLES IN TEACHING / INNOVATIONS IN EDUCATION / THE PROBLEMATIC PRINCIPLE OF EXPOSITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьев Олег Евгеньевич

В современных условиях преподавание вузовских дисциплин должно основываться на принципах креативности изложения и представления учебного материала, быть проблемно-ориентированным, содержать значительный процент проблемных ситуаций различных видов, проблемного обсуждения как во время лекционных, так и во время практических (семинарских) занятий. В статье представлен опыт разработки программы учебной дисциплины «Инновации в профессиональной деятельности» на основе принципов креативного обучения для студентов направлений «Туризм», «Гостиничное дело», «Сервис», обозначены приемы и методы организации занятий лекционного и семинарского типов. Приводятся и обосновываются задачи учебной дисциплины, обеспечивающих формирование цикла необходимых образовательных компетенций. Концепция курса базируется на исходном положении о связи инновативности с креативностью, на нем основана «формула дисциплины». Основная цель курса разбудить творческое сознание, воодушевив студентов удачными примерами креативной деятельности. Курс включает большое количество примеров (кейсов) инновативного подхода в различных областях и сферах; практические задания для формирования устойчивой потребности в развитии своих творческих ресурсов и применении их на практике. В статье представлена разработанная модель траектории образовательной дисциплины в виде ее тематической структуры. Обоснована содержательная составляющая занятий лекционного и семинарского типов. Сделан вывод о важности креативно-инновативного подхода и использования проблемного принципа организации преподавания учебной дисциплины в вузе туристско-сервисного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афанасьев Олег Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVITY PRINCIPLES IN THE PROGRAM DEVELOPMENT OF THE DISCIPLINE «INNOVATIONS IN PROFESSIONAL ACTIVITY»

In the modern conditions, teaching of university disciplines should be based on the creativity principles of exposition and presentation of educational material; it also should be problem-oriented and should contain a lot of problem situations of different types and have a great part of problem discussion, both during lectures and training sessions (workshops). The article presents the experience of the program development of the discipline «Innovations in professional activity” based on the principles of creative teaching for students studying on training program «Tourism», «Hospitality», and «Service», and discloses the methods and techniques of lectures and workshops. The author provides and explains the cycle of tasks of the discipline, ensuring the formation of the essential educational competencies. The course concept is based on the assumption that innovativeness and creativity are connected; it creates «the formula of discipline». Awakening the creative consciousness by invigoration the students with successful examples of creative activities is the main goal of the course. The course includes a large number of examples (cases) of innovative approach in various fields and areas; training sessions for the formation of the sustainable needs for development of student’s creative resources and applying them in practice. The article presents the developed model of the trajectory of educational discipline in the form its thematic structure. The author justifies substantial component of lectures and workshops. The conclusion about the importance of creative and innovative approach and usage the problem principle of the organizing the teaching of the discipline at university of tourism and service profile is made.

Текст научной работы на тему «Принципы креативности в построении программы учебной дисциплины «Инновации в профессиональной деятельности»»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА

УДК 387.147(075.8) DOI: 10.12737/21128

ПРИНЦИПЫ КРЕАТИВНОСТИ В ПОСТРОЕНИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИННОВАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Афанасьев Олег Евгеньевич,

доктор географических наук, профессор кафедры бизнес-технологий в туризме и гостеприимстве, olafn_dp@mail.ru,

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация

В современных условиях преподавание вузовских дисциплин должно основываться на принципах креативности изложения и представления учебного материала, быть проблемно-ориентированным, содержать значительный процент проблемных ситуаций различных видов, проблемного обсуждения как во время лекционных, так и во время практических (семинарских) занятий. В статье представлен опыт разработки программы учебной дисциплины «Инновации в профессиональной деятельности» на основе принципов креативного обучения для студентов направлений «Туризм», «Гостиничное дело», «Сервис», обозначены приемы и методы организации занятий лекционного и семинарского типов. Приводятся и обосновываются задачи учебной дисциплины, обеспечивающих формирование цикла необходимых образовательных компетенций. Концепция курса базируется на исходном положении о связи инноватив-ности с креативностью, на нем основана «формула дисциплины». Основная цель курса — разбудить творческое сознание, воодушевив студентов удачными примерами креативной деятельности. Курс включает большое количество примеров (кейсов) инновативного подхода в различных областях и сферах; практические задания для формирования устойчивой потребности в развитии своих творческих ресурсов и применении их на практике. В статье представлена разработанная модель траектории образовательной дисциплины в виде ее тематической структуры. Обоснована содержательная составляющая занятий лекционного и семинарского типов. Сделан вывод о важности креативно-инноватив-ного подхода и использования проблемного принципа организации преподавания учебной дисциплины в вузе туристско-сервисного профиля.

Ключевые слова: инновации в профессиональной деятельности, учебная дисциплина, принципы креативности в обучении, инновативный подход в образовании, проблемный принцип изложения

Введение. Анализ показывает, что пока немного научных публикаций посвящено аспектам применения принципов креативности при изложении вузовских дисциплин из цикла подготовки бакалавров по направлениям «Туризм», «Гостиничное дело», «Сервис». Как представляется, в современных условиях преподавание поточных дисциплин студентам-бакалаврам должно основываться на принципах креативности изложения и представления учебного материала, быть проблемно-ориентированным, содержать значительный процент проблемных ситуаций различных видов (когнитивно-рациональных, эмоционально-экспрессивных, ориентированных на практическое применение приобретаемых

компетенций), проблемного обсуждения как во время лекционных, так и во время практических (семинарских) занятий и т.п. Большие возможности для реализации креативного подхода при изложении предоставляет, в частности, дисциплина «Инновации в профессиональной деятельности», которая взята нами в качестве примера в данной статье.

Исходные предпосылки. Содержание обучения в вузе заключается в том, чтобы развить способности студентов, заставить работать их ум, дать необходимую сумму знаний, научить самостоятельно ориентироваться в бурном потоке информации, которую придется осваивать в будущем. Решение этих задач осуществляется

многими путями, и в их числе — принцип креативного обучения, рассматриваемый как одно из средств развития умственных сил, самостоятельности и творческого мышления студентов

[2]. На сегодняшний день имеется немало публикаций по вопросам теории и практики креативного обучения, накоплен некоторый опыт его реализации в вузе. Теорию креативного обучения разрабатывают уже достаточно давно в мировой педагогике и психологии. Среди тех, кто в разработке концептуальных положений креативного обучения достиг существенных результатов, следует отметить Г.И. Кирилову и О.Н. Волик

[3], Г.М. Клочкову [4], В.В. Попова и Ю.Г. Кру-глова [5], К.Г. Кречетникова [6], А.В. Морозова и Д.В. Чернилевского [8, 14], А.И. и О.Ф. Остроумовых [9], В.Н. Петрову [10], Н.К. Чапаева и М.А. Чошанова [12], М.Н. Черкасова [13], А. Крафт [15, 16], А. Крупли [17] и др. Главная психолого-педагогическая цель креативного обучения — развитие профессиональной способности мыслить не стандартно, на основе проблемного, проектного мышления. Однако научных публикаций, касающихся проблематики креативного подхода к разработке учебных программ для обучающихся по направлениям «Туризм», «Гостиничное дело», «Сервис», практически не представлено.

Цели, задачи статьи. Целью публикации является изложение опыта разработки программы учебной дисциплины «Инновации в профессиональной деятельности» на основе принципов креативного обучения для студентов направлений «Туризм», «Гостиничное дело», «Сервис», освещение приемов и методов организации занятий лекционного и семинарского типов.

Изложение основного материала. Несмотря на то, что уже написано значительное количество научных статей и монографий, посвященных проблематике реформирования образовательного процесса в вузе, обоснованию важности и необходимости отхода от традиционных образовательных технологий и фактологических принципов обучения, данная проблема продолжает сохранять свою актуальность. В.Н. Петрова справедливо считает, что современная высшая школа, поставив целью формирование качеств гуманной, креативной, компетентной личности, должна уйти от репродуктивной стратегии обучения, которая строится на соответствии знаний, умений и навыков образовательным стандартам, в которой содержание образования сводится к вузовской программе. В связи с этим возрастает

роль самообразования в процессе учения, целенаправленного развития опыта креативной деятельности, повышения качества знаний [10].

Как отмечает Г.М. Клочкова [4], модернизация образования связана с разработкой новых парадигмальных оснований организации педагогического процесса — развитием креативности. Креативность связывается со способностью к восприятию иного, с готовностью к порождению нового, отличного от прежнего, с творческим постижением и преобразованием мира. Достижение этой цели связано с созданием педагогических условий, обеспечивающих формирование креативной среды, которая мотивирует обучаемых к творческому восприятию окружающего мира. Креативная образовательная среда, обеспечивая максимальную степень индивидуализации за счёт широкого использования информационных и телекоммуникационных технологий, должна быть многоуровневой, обладать принципиальной избыточностью и неисчерпаемостью. И в этом заключается одна из парадиг-мальных основ современного подхода к организации педагогического процесса — в развитии креативности.

Для современного молодого поколения характерно изменение форм восприятия информации, способов мышления и общения [3]. Однако традиционная система обучения вошла в конфликт с современной информационной системой, создающей потенциально неограниченный доступ обучающихся к информационным ресурсам. Проблема заключается в том, что современный студент в основной своей массе не стремится добывать информацию, а готов потреблять все то, что «лежит на поверхности», оказывается в первых пяти-семи строках результатов выдачи на запрос в поисковой системе интернет-браузера. Далеко не всегда в этих результатах выдается качественная и достоверная информация, чаще всего наиболее доступными оказываются те информационные интернет-агрегаторы (сайты), в SEO-продвижение которых вкладываются определенные финансовые ресурсы с целью заработка их владельцами посредством размещения рекламного контента. Поэтому они нередко наполняются информацией низкого качества, не достоверной, случайной, цель которой одна — за счет попадания в результаты выдач по запросам пользователей в первых строках, привлекать на свои страницы посетителей. Большее число посетителей позволяет выставлять рекламодателям более высокие счета за рекламу. О качестве

информационного контента того или иного сайта, информационного ресурса, и влиянии на потребителя никто не задумывается. Аналогичную, но еще более деструктивную роль играют всевозможные «свалки» рефератов, эссе, курсовых и прочих, предлагающихся как на бесплатной основе, так и за относительно невысокую плату. Подобные и многие иные модели доступности информации способствуют «упрощению» мыслительного процесса студента, позволяют не задумываться о качестве «скачанной» информации, ее актуальности и реальности. Не редки сегодня и такие студенты, которые за 4 года обучения на бакалавриате того или иного направления подготовки, ни разу не были в научной библиотеке и не открыли ни одного учебника. Игнорировать роль и функциональность интернет-среды, в том числе популярных социальных сетей, в получении информации сегодня нельзя. Необходимо выработать методики, которые позволят поставить эту среду на службу образованию, повысить ее полезность в процессе получения и использования информационного контента. Поэтому одной из задач современного вузовского образовательного процесса должна стать необходимость научить студента методам поиска, обработки, интерпретации качественной информации и, главное, формирования на этой основе новых компетенций — знаний, умений и навыков.

Как отмечают Г.И. Кирилова и О.Н. Волик, сегодня для образовательного процесса крайне важно предоставить обучающимся возможности для понимания природы происходящих процессов, возможности строить долгосрочный, достаточно достоверный прогноз на основе современных (на данный момент) достижений в своей и смежных областях знаний [3]. При этом одной из важнейших задач профессионального образования является создание педагогических условий для развития креативных способностей и качеств творческой личности студента, которые нужны ему для творческой деятельности, независимо от будущей конкретной профессии [4]. Именно формирование креативной образовательной среды позволяет каждому обучающемуся сформировать индивидуализированную образовательную траекторию.

По мнению А.И. и О.Ф. Остроумовых [9], объективная потребность современного общества в формировании творческой личности сделала задачу исследования проблемы творчества и креативного обучения весьма актуальной.

М.Н. Черкасов считает, что креативное обучение как форма инновационного метода обучения предполагает свободный доступ каждого студента к ресурсам сети Интернет и базируется на следующих принципах [13]: 1) основой креативного обучения является предполагаемый образовательный продукт, который будет создан студентом; 2) соответствие внешнего образовательного продукта студента его внутренним потребностям;

3) индивидуальная образовательная траектория учащегося в образовательном пространстве;

4) интерактивность занятий, осуществляемых с помощью телекоммуникаций; 5) открытая коммуникация по отношению к создаваемой студентом образовательной продукции.

Несмотря на то, что теория креативности в педагогическом процессе уже не может считаться новой ни в отечественной, ни в зарубежной науке, тем не менее, ее практическое проникновение в образовательную систему вуза может считаться фрагментарной и ограниченной. Так, нам не удалось найти ни одной научной публикации, посвященной принципам, формам, технологиям применения принципов креативности в подготовке специалистов сферы туризма, гостиничного дела, сервиса гостеприимства. Сравнивая модели туристского образования в различных странах, Е.С. Сахарчук отмечает, что стремительно развивающийся глобальный туризм представлен достаточно эффективными инновационными моделями подготовки кадров, опыт которых был бы особенно интересен в настоящий период, когда российская система образования в сфере туризма находится в стадии перемен, связанных с переходом на стандарты нового поколения и поиска оптимальных форм и технологий организации педагогического процесса в профильном образовании [11].

Эффективными формами учебной работы по внедрению в образовательный процесс инновационных процессов и формированию ключевых профессиональных компетенций будущих специалистов является применение различных активных форм и методов обучения: создание проектов, подготовка публичных выступлений, дискуссионное обсуждение профессионально важных проблем, обучение в сотрудничестве, разбор (case-study) и создание проблемных ситуаций, подготовка профессионально направленных видеофильмов и презентаций и т.д. [13]. Все эти и иные аналогичные формы обучения способствуют тому, что обучающийся вынужден самостоятельно искать решения поставленных

проблемных ситуаций по той причине, что готовых ответов он не может найти в сети Интернет, но главное — он вынужден применять и методы нестандартного, креативного подхода к их решению. Именно сфера туризма, гостеприимства, сервиса туруслуг предоставляет неограниченные возможности для формирования креативного способа мышления на основе множеств примеров практики.

В ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» (РГУТИС) учебным планом бакалавриата направлений подготовки «Туризм», «Гостиничное дело», «Сервис» предусмотрено освоение студентами дисциплины «Инновации в профессиональной деятельности». Это поточная учебная дисциплина, читаемая на втором курсе, содержание которой охватывает круг вопросов, связанных с концептуальными и методологическими аспектами использования инновационных методов и технологий в профессиональной деятельности будущих выпускников применительно к их направлению и профилю подготовки. Учебная дисциплина ставит перед собой цикл задач (рис. 1), обеспечивающих формирование ряда необходимых образовательных компетенций (рис. 2).

В основе технологии обеспечения нововведений должен лежать такой подход к их изучению, в рамках которого возможно одновременное рассмотрение различных сторон взаимодействия социальной среды и инноваций, выявление тех сторон этого взаимодействия, которые в большей степени влияют на успешность инновационных процессов, а также распознавание и предвидение возможных проблем инновационной практики.

Курс включает большое количество примеров (кейсов) инновативного подхода в различных областях и сферах; практические задания для формирования устойчивой потребности в развитии своих творческих ресурсов и применении их на практике. Концепция курса базируется на исходном положении о связи инновативности с креативностью, на чем основана так называемая «формула дисциплины» (рис. 3). Основная цель курса — разбудить творческое сознание, воодушевив студентов удачными примерами креативной деятельности.

Знания, полученные на занятиях лекционного типа, и практические умения и навыки, выработанные во время проведения занятий семинарского типа, позволят решать задачи

Цеди и задачи дисциплины:

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с концептуальными и методологическими аспектами использования инновационных методов и технологий в профессиональной деятельности будущих выпускников применительно к их направлению и профилю подготовки. Дисциплина призвано:

дать общее представ- научить принципам ление о формах и типах инновационного инноваций в профессио- мышления, выявления нальной сфере деятель- инновационных ности, критериях и процессов

принципах отнесения к инновационным тех или иных объектов, явлений, разработок

развивать навыки

эффективного

использования

творческих

способностей

для повышения

производительности

работы

развивать способности к поиску нестандартных решений и способов поведения а стандартных ситуациях

дать представление об общих принципах моделирования инновационных кластеров

сформировать представление об увеличении эффективности за счет создания новых форм и схем в профессиональной деятельности

заложить основы методологии выделения типов инноваций по степени новизны, объектам и масштабам применения, причинам возникновения, эффективности и другим признакам

формировать осознание неиспользуемых собственных ресурсов в сфере инициативности, инновационного мышления, креативности, развивать навыки их постоянного расширения

Рис. 1. Цели и задачи дисциплины «Инновации в профессиональной деятельности»

Формируемые компетенции:

Рис. 2. Формируемые в ходе изучения учебной дисциплины «Инновации в профессиональной деятельности» компетенции

"Формула" дисциплины:

ш Ж

Инновации

последователей

Концепция курса базируется на исходном положении о связи инновативности с креативностью. Основная цель дисциплины -разбудить творческое сознание, воодушевив студентов удачными примерами креативной деятельности

Рис. 3. «Формула» учебной дисциплины «Инновации в профессиональной деятельности»

инновационного характера в профессиональной деятельности будущего выпускника.

Общая трудоемкость дисциплины «Инновации в профессиональной деятельности», согласно учебному плану для студентов дневной формы обучения, составляет 180 академических часов (5 зачетных единиц), включая 34 часа занятий лекционного типа, 36 часов занятий семинарского типа, 106 часов самостоятельной работы обучающихся. Итоговая аттестация по дисциплине осуществляется в форме экзамена.

С целью обеспечения указанных целей и задач дисциплины автором разработано специальное тематическое содержание программы изложения дисциплины «Инновации в профессиональной деятельности» (см. таблицу), которое по своему логическому построению и структуре основывается на проблемном методе обучения. Проблемное обучение при этом осуществляется в трех основных формах [7]: а) проблемного изложения материала преподавателем на занятиях лекционного типа (так называемые проблемные лекции) б) частично-поисковой деятельности студентов с участием преподавателя во время проведения занятий семинарского типа; в) самостоятельного исследования и решения проблемных ситуаций, осуществляемых студентами под руководством преподавателя при подготовке заданий индивидуального типа (или, в качестве альтернативы, подготовки научного сообщения для научной конференции). При организации занятий преподавателем системно подаются студентам определенные проблемные факты, сведения, модели проблемных ситуаций, на которые отдельные студенты выражают свою точку зрения, видение, варианты возможного решения, и путем научной дискуссии, управляемой и направляемой преподавателем, аудитория пытается выработать общий взгляд, общепринятую теорию и т.п.

Программой дисциплины в счет перераспределения включенных часов аудиторной (контактной) работы обучающихся также предусмотрена возможность организации выездных занятий с посещением событийного мероприятия в сфере инновационных технологий (выставка инноваций, семинар и т.п., в том числе на базе инновационного центра «Сколково») в соответствии с календарным графиком организации и проведения мероприятий, и посещение студентами открытых лекций гостей из иностранных университетов, работодателей, специалистов в сфере инновационного менеджмента, стратегий,

проектирования любой из отраслей сферы услуг, которых достаточно часто приглашает РГУТИС.

Общая структура, концептуальное содержание дисциплины и более детализированное содержание занятий лекционного и семинарского типов с фрагментами методического их сопровождения представлена в свободном доступе в сети Интернет, распространяется по лицензии Creative Commons CC-BY-NC (CC Attribution No Derivatives) и доступна в формате презентации Prezi.com по постоянно действующей ссылке1.

Предложенная модель построения программы дисциплины предусматривает разнообразные формы изложения и представления преподавателем материалов на занятиях лекционного и семинарского типов. Одной из таких форм является широкое использование иллюстративно-информационных ресурсов инфографики, имеющей важное значение в современных подходах к организации обучения [1].

Как видно из таблицы 1, тематика лекций и структура занятий семинарского типа сформулированы как содержащие в себе проблемную ситуацию, которую предстоит решить в ходе занятия, попробовать найти ответ на проблемные вопросы, которые стоят сегодня перед обществом в сфере развития инноваций посредством креативных, нестандартных подходов. Перечень тем лекционных и семинарских занятий выдается обучающимся преподавателем на первом занятии в семестре с той целью, чтобы студенты на лекционные занятия приходили уже подготовленными и в целом разбирались в той теме, которая будет рассматриваться, имели возможность на высоком теоретико-практическом уровне участвовать в проблемном научном диспуте. Занятия семинарского типа могут быть организованы в двух формах — как собственно в виде семинара, так и в виде практического занятия.

Структура семинаров разработана таким образом, чтобы рассмотреть одну или несколько проблем инновационного развития в комплексе с основой на системной, систематической, модельной научных парадигмах. В ходе семинара рассматриваются программные вопросы в последовательности, определенной планом, по принципу «доклад эксперта в вопросе — дополнение отдельных моментов доклада

1 Проект программы общеуниверситетской дисциплины Б.1.Б.Ю «Инновации в профессиональной деятельности» (разработчик: О.Е. Афанасьев). URL: http://prezi.com/ nuhbpaihoemb/?utm_campaign=share&utm_medium=copy (дата обращения: 29.06.2016).

Таблица

Структура изложения дисциплины «Инновации в профессиональной деятельности» для студентов-бакалавров направлений «Туризм», «Гостиничное дело», «Сервис» в ФГБОУ ВО «РГУТИС»

Раздел Тема занятия Форма проведения занятия

Занятия лекционного типа

1. Открытие инноваций: вечный двигатель прогресса Л.1.1: Понятие, роль и функции инноваций в эволюции общества. Теория инновационных процессов Й. Шумпетера. Классификация инноваций: формы, виды, типы Лекция с мультимедийным сопровождением

Л.1.2: Представление об инновациях в зарубежной науке. Лекция ведущего мирового эксперта по инновациям Ларри Кили «Генетический код инноваций» Видео-лекция Л. Кили с последующим обсуждением

2. Креативность инновационной среды Л.2.1: Инновационная среда и процессы. Теория диффузии инноваций. Жизненный цикл инноваций Лекция с мультимедийным сопровождением

Л.2.2: Креативность как основа инновации: виды, технологии, свойства креативности. Креативность в бизнесе Лекция-диспут

3. Опыт инновационного развития в отдельных странах мира Л.3.1: Инновационный кластер как наиболее распространенная модель инновационной экономики зарубежных стран Лекция с мультимедийным сопровождением

Л.3.2: Глобальный рейтинг инновационного развития стран мира компании Bloomberg и другие аналогичные рейтинги Лекция с мультимедийным сопровождением

4. Инновационное развитие экономики России Л.4.1: Становление инновационной экономики в России: модели, этапы, состояние и тенденции Лекция-визуализация (лекция приглашенного эксперта, работодателя)

Л.4.2: Кластерные проекты в России: инновационные кластеры, общенациональные технологические платформы, особые экономические зоны, ведомственные кластеры Лекция с мультимедийным сопровождением

5. Субъекты инновационного предпринимательства Л.5.1: Субъекты инновационного предпринимательства. Роль предпринимателя в инновационных процессах Лекция с мультимедийным сопровождением (лекция приглашенного эксперта, работодателя)

Л.5.2: Типы инновационных предприятий. Классификация предприятий по типу инновационного поведения Лекция с мультимедийным сопровождением (выездная лекция на инновационное предприятие)

6. Инновационные стратегии на предприятии Л.6.1: Инновационная стратегия предприятий. Классификация инновационных стратегий Лекция с мультимедийным сопровождением

Л.6.2: Анализ спроса на инновационную продукцию предприятий Лекция с мультимедийным сопровождением

7. Инновационные проекты. Менеджмент инновационного проекта Л.7.1: Понятие, сущность и классификация инновационных проектов. Этапы разработки и участники инновационных проектов Лекция с мультимедийным сопровождением

Л.7.2: Организационные структуры управления проектами. Менеджмент инновационных проектов Лекция с мультимедийным сопровождением

8.Основы риск-менеджмента инновационных проектов Л.8.1: Понятие риск-менеджмента инновационного проекта. Виды и классификация рисков в инновационных проектах Лекция-визуализация

9. Инновационные процессы по отдельным отраслям сферы услуг Л.9.1: Инновационная деятельность в отраслевых компаниях сферы услуг Кейс-лекция с визуализацией (лекция приглашенного эксперта, работодателя)

Л.9.2: Креативные инновации в отраслевых компаниях сферы услуг Лекция приглашенного эксперта, работодателя

Занятия семинарского типа

1. Открытие инноваций: вечный двигатель прогресса СЗ-1: 10 типов инноваций: Практики корпоративных инновационных проектов 28 ведущих мировых компаний Case-box с презентацией результатов работы в малых группах. Обсуждение

2. Креативность инновационной среды СЗ-2: Структурный анализ инновации: методика и практика декомпозиции, креативные техники и атрибуты генерации инноваций Панельная дискуссия по техникам и атрибутам генерирования идей

С3-3: Тренинг «Технологии фасилитации инноваций». Технология разработки продуктовой стратегии Групповое обсуждение по технологиям «Open spase», «World Café», «Поиск будущего»

3. Опыт инновационного развития в отдельных странах мира СЗ-4: Сравнительная характеристика модели инновационных кластеров двух стран мира Ролевая игра в формате пресс-конференции с дискуссией

4. Инновационное развитие экономики России СЗ-5: Показатели и параметры инновационности экономики России по отдельным отраслям Панельная дискуссия. Пост-релиз

5. Субъекты инновационного предпринимательства СЗ-6: Сравнительная характеристика деятельности инновационных кластеров в различных отраслях сферы услуг США и России Ролевая игра. Модель инновационного предпринимателя США и РФ

6. Инновационные стратегии на предприятии СЗ-7: Контент-анализ Интернет-ресурсов, посвященных тенденциям развития отраслей для инновационных проектов (20 сайтов) Практическая работа - анализ. Работа в малых группах

7. Инновационные проекты. Менеджмент инновационного проекта СЗ-8: Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации Семинар-практикум. Работа с юридическими новеллами

8.Основы риск-менеджмента инновационных проектов СЗ-9: Индикаторы инновационной деятельности: статистическая визуализация Инфографический практикум -работа в малых группах с докладом-презентацией результатов работы

9. Инновационные процессы по отдельным отраслям сферы услуг СЗ-10: Комплекс современных технологий для отрасли сферы услуг Разработка спектр-бука инноваций и его презентация

10. Заключительные обобщения СЗ: Итоговое тестирование Интерактивный тестовый контроль знаний

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

слушателями — групповое обсуждение проблемы и поиск общего подхода или решения». Таким образом, чтобы иметь возможность дополнить доклад эксперта, выразить собственное суждение по проблемному вопросу, защитить свою точку зрения, каждый студент должен комплексно подготовиться ко всем вопросам семинара, найти документальное, информационное подтверждение собственной точки зрения в научных информационных источниках (прежде всего — в самых оперативных из них — периодической печати и публикациях информационных ресурсов сети Internet). При этом преподавателем поддерживается общий проблемно ориентированный характер дискуссии, предлагаются отдельные варианты точек зрения на проблему, которая рассматривается. Важно при этом, чтобы преподаватель избегал «искушения» навязать студентам свою личную собственную точку зрения, чтобы ему хватало педагогического мастерства выражать и такие взгляды и мнения на проблему, которая идут вразрез с его собственными

предпочтениями, пытался предложить аудитории на определенный аргумент контраргумент, побуждая тем самым студентов к логическому мышлению и основательному осмыслению вопросов, выработке личной точки зрения на основе аргументов среди многообразия мнений и взглядов на проблему.

Практические занятия предполагают выполнение обучающимися учебных заданий с четко сформулированными преподавателем алгоритмом и порядком действий, конкретным итоговым результатом, но неограниченным потенциалом для самостоятельного творчества, поиска и представления результата. Одним из видов практических работ являются ситуационные задачи и case-study, сформулированные на реальной основе, или моделируемые ситуации и проблемы с вариативными механизмами их решения. Преподаватель должен быть готов к нестандартным идеям и решениям от студентов, увидеть рациональное в любом предложении или идее.

Значительный объем учебного времени отводится на самостоятельную (внеаудиторную) работу обучающихся. Целью такой работы является обучение навыкам работы с научно-теоретической, периодической, научно-технической и методической литературой, необходимыми для углубленного изучения дисциплины «Инновации в профессиональной деятельности», а также развитие у студентов устойчивых способностей к самостоятельному изучению и изложению полученной информации. Основными задачами самостоятельной работы обучающихся являются: овладение конкретными методиками; наработка профессиональных навыков; приобретение опыта творческой и исследовательской деятельности; развитие творческой инициативы, самостоятельности и ответственности, закрепление сформированных компетенций. Самостоятельная работа студентов по дисциплине обеспечивает: закрепление знаний, полученных в процессе занятий лекционного и семинарского типов; формирование навыков работы с периодической, научно-технической литературой и технической документацией; приобретение опыта творческой и исследовательской деятельности; развитие творческой инициативы, самостоятельности и ответственности. Реализуется данный вид деятельности через подготовку к дискуссиям, систематизацию полученных знаний, изучение

научной и научно-методической базы по поставленной проблематике и др.

Представленная модель программы дисциплины «Инновации в профессиональной деятельности» предполагает возможности для ее последующего расширения и углубления посредством выхода на дополнительные образовательные программы, углубленное изучение в магистратуре по направлению «Туризм» и др. (рис. 4).

Выводы. Представленный в статье опыт построения программы дисциплины «Инновации в профессиональной деятельности» на основе принципов креативности и использования проблемного подхода к преподаванию дает основания сделать вывод, что подобный принцип проектирования образовательной траектории учебной дисциплины позволяет обучающемуся закрепить личностные навыки выработки собственной позиции на основе имеющейся разнообразной информации, соотнести их с собственными убеждениями, найти среди них те, которые соответствуют или противоречат собственным взглядам, и на основе этого выработать свое отношение к тем или иным процессам. В данном процессе формирование соответствующих компетенций возможно исключительно через «пробуждение» креативного мышления и способов деятельности. Формируемое при этом информационное мировоззрение студента

На "выходе" дисциплины:

Комплект аудио-, виде о- мате р и ал о в по дисциплине, цикл мультимедиа-презентаций; Дистанционный курс, готовый к использованию современными интерактивными средствами дистанционного и онлайн-обучения; Партнерские отношения с ведущими работодателями, организациями; Программа ДПО "Тренинг креативности"

■ Преемственность курса обеспечивается пролонгированием в программе магистратуры в рамках дисциплины "Инновационные технологии в сервисе и туризме" Научные публикации (статьи, монография). учебно-методическое пособие,не имеющее аналогов

Рис. 4. Возможные направления «выхода» дисциплины «Инновации в профессиональной деятельности»

является открытым для уточнения, углубления, изменения. Это особенно важно на начальном этапе профессионализации обучения студентов, ведь они должны быть свободно мыслящими личностями, способными выделить из всего информационного потока современного мира те отдельные рациональные, объективные факты,

на основе чего могли бы формировать личностную позицию, а не «послушно повторять» то, что можно услышать из средств массовой информации. Поэтому именно креативный подход и проблемное обучение мы видим основным способом формирования современного «мыслящего гражданина».

Литература

1. Афанасьев О.Е. Использование технологий туристской инфографики в образовательном процессе // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2015. Т. 9. № 4. С. 55-63. DOI: 10.12737/14584.

2. Афанасьев О.Е. Особенности применения проблемного обучения в магистерском курсе студентов-географов// Проблемы непрерывного географического образования и картографии. Киев: ИПТ, 2009. С. 7-13.

3. Кирилова Г.И., Волик О.Н. Актуальные вопросы креативного образования как основы развития личности в информационном обществе // Образовательные технологии и общество. Т. 11. 2008. № 4. С. 297-305.

4. Клочкова Г.М. Педагогические условия формирования креативной образовательной среды // Вектор науки ТГУ. 2011. № 3 (17). С. 307-309.

5. Креативная педагогика: Методология, теория, практика / Под ред. В.В. Попова, Ю.Г. Круглова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 319 с.

6. Кречетников К.Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе: Монография. М.: Госкоор-центр, 2002. 296 с.

7. Леончиков В.Е. Проблемное обучение в вузе как фактор формирования информационного мировоззрения // Парадигмы XXI века: мировоззрение, информационная культура: Мат. междунар. научной конф. Краснодар, 2002. С. 339-401.

8. МорозовА.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. М.: Акад. проект, 2004. 560 с.

9. Остроумов А.И., Остроумова О.Ф. Креативность и креативное обучение как слагаемые модернизации образования в России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 2-1. С. 149-153.

10. Петрова В.Н. Формирование креативной личности в процессе обучения в вузе // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2009. № 7. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/7/Petrova/ (дата обращения: 26.06.2016).

11. Сахарчук Е.С. Модель образования в сфере туризма как инвариантная совокупность организационно-педагогических условий и принципов // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 9. 2015. № 3. С. 54-61. DOI: 10.1273712530.

12. Чапаев Н.К., Чошанов М.А. Креативная педагогика: проблемы, противоречия, пути их разрешения // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 3. С. 30-40.

13. Черкасов М.Н. Инновационные методы обучения студентов // Инновации в науке. 2012. № 14-2. С. 124-129.

14. Чернилевский Д.В., Морозов А.В. Креативная педагогика и психология. М.: МГТА, 2001. 301 с.

15. Craft A. Creativity and Education Futures: Learning in a Digital Age. London: Trentham Books Ltd., 2010. 208 p.

16. Creativity in Education / Ed. by A. Craft, B. Jeffrey, M. Leibling. London: Continuum, 2001. 204 p.

17. CropleyA.J. Creativity in Education & Learning. London, NY: Routledge Falmer, 2001. 202 p.

CREATIVITY PRINCIPLES IN THE PROGRAM DEVELOPMENT OF THE DISCIPLINE «INNOVATIONS IN PROFESSIONAL ACTIVITY»

Afanasiev Oleg Evgenievich, PhD (Dr. Sc.) in Geography, Professor at the Department of business technologies in tourism and hospitality, olafn_dp@mail.ru, Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation

In the modern conditions, teaching of university disciplines should be based on the creativity principles of exposition and presentation of educational material; it also should be problem-oriented and should contain a lot of

problem situations of different types and have a great part of problem discussion, both during lectures and training sessions (workshops). The article presents the experience of the program development of the discipline «Innovations in professional activity" based on the principles of creative teaching for students studying on training program «Tourism», «Hospitality», and «Service», and discloses the methods and techniques of lectures and workshops . The author provides and explains the cycle of tasks of the discipline, ensuring the formation of the essential educational competencies. The course concept is based on the assumption that innovativeness and creativity are connected; it creates «the formula of discipline». Awakening the creative consciousness by invigoration the students with successful examples of creative activities is the main goal of the course. The course includes a large number of examples (cases) of innovative approach in various fields and areas; training sessions for the formation of the sustainable needs for development of student's creative resources and applying them in practice. The article presents the developed model of the trajectory of educational discipline in the form its thematic structure. The author justifies substantial component of lectures and workshops. The conclusion about the importance of creative and innovative approach and usage the problem principle of the organizing the teaching of the discipline at university of tourism and service profile is made.

Keywords: innovations in professional activity, academic discipline, creativity principles in teaching, innovations in education, the problematic principle of exposition

References

1. Afanasiev O.E. Ispol'zovanie tekhnologii turistskoi infografiki v obrazovatel'nom protsesse [Tourism infographics: potential for educational process of training specialists in tourism] // Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. 2015. V. 9. № 4. P. 55-63. DOI: 10.12737/14584.

2. Afanasiev O.E. Osobennosti primeneniya problemnogo obucheniya v magisterskom kurse studentov-geografov [The features of problem studying in teaching of students of master's degrees of geography] // Problemy nepreryvnogo geogra-ficheskogo obrazovaniya i kartografii [Problems of continuous geographical education and cartography]. Kiev: IPT, 2009. P. 7-13.

3. Kirilova G.I., Volik O.N. Aktual'nye voprosy kreativnogo obrazovaniya kak osnovy razvitiya lichnosti v informatsion-nom obshchestve [Current issues of creative education as a foundation for person's development in civilized society] // Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo [Educational Technology & Society]. V. 11. 2008. № 4. P. 297-305.

4. Klochkova G.M. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya kreativnoi obrazovatel'noi sredy [Creative educational environment of the university as a pedagogical condition for the development of creative students] // Vektor nauki TGU. 2011. № 3 (17). P. 307-309.

5. Kreativnaya pedagogika: Metodologiya, teoriya, praktika [Creative pedagogy: Methodology, theory, practice] / Editors V.V. Popova, Yu.G. Kruglova. M.: BINOM. Laboratoriya znanii, 2014. 319 p.

6. KrechetnikovK.G. Proektirovanie kreativnoi obrazovatel'noi sredy na osnove informatsionnykh tekhnologii v vuze: Monografiya [Projecting creative educational environment on the basis of information technologies in the University: Monograph.]. М.: Goskoor-tsentr, 2002. 296 p.

7. Leonchikov V.E. Problemnoe obuchenie v vuze kak faktor formirovaniya informatsionnogo mirovozzreniya [Problem-based learning in the University as a factor of formation of informational worldview] // Paradigmy XXI veka: mirovozz-renie, informatsionnaya kul'tura: Mat. mezhdunar. nauchnoi konf. Krasnodar [Paradigm of the XXI century: ideology, information culture: Proceedings of international scientific conference in Krasnodar], 2002. P. 339-401.

8. MorozovA.V., ChernilevskiiD.V. Kreativnaya pedagogika i psikhologiya [Creative pedagogy and psychology]. M.: Akad. proekt, 2004. 560 p.

9. Ostroumov A.I., Ostroumova O.F. Kreativnost' i kreativnoe obuchenie kak slagaemye modernizatsii obrazovaniya v Ros-sii [Creativity and creative teaching as components of education modernization in Russia] // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice]. 2013. № 2-1. P. 149-153.

10. Petrova V.N. Formirovanie kreativnoi lichnosti v protsesse obucheniya v vuze [Formation of a Creative Personality in the Education Process in University] // Informatsionnyi gumanitarnyi portal «Znanie. Ponimanie. Umenie» [informational portal "Knowledge. Understanding. Skill"]. 2009. № 7. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/7/Petrova/ (Accessed on June 26, 2016).

11. Sakharchuk E.S. Model' obrazovaniya v sfere turizma kak invariantnaya sovokupnost' organizatsionno-pedagogicheskikh uslovii i printsipov [Model of education in the sphere of tourism as an invariant set of organizational-pedagogical conditions and principles] // Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. V. 9. 2015. № 3. P. 54-61. DOI: 10.1273712530.

12. Chapaev N.K., Choshanov M.A. Kreativnaya pedagogika: problemy, protivorechiya, puti ikh razresheniya [Creative pedagogy: issues, contradictions and ways to resolve them] // Innovatsionnye proekty i programmy v obrazovanii [Innovative projects and programs in education]. 2012. № 3 . P. 30-40.

13. CherkasovM.N. Innovatsionnye metody obucheniya studentov [Innovative methods of students' training] // Innovatsii v nauke [Innovations in science]. 2012. № 14-2. P. 124-129.

14. Chernilevskii D.V., Morozov A.V. Kreativnaya pedagogika i psikhologiya [Creative pedagogy and psychology]. M.: MGTA, 2001. 301 p.

15. Craft A. Creativity and Education Futures: Learning in a Digital Age. London: Trentham Books Ltd., 2010. 208 p.

16. Creativity in Education / Ed. by A. Craft, B. Jeffrey, M. Leibling. London: Continuum, 2001. 204 p.

17. CropleyA.J. Creativity in Education & Learning. London, NY: Routledge Falmer, 2001. 202 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.