Научная статья на тему 'Эффективность применения информационно-коммуникативных технологий в процессе профессиональной подготовки специалистов физической культуры'

Эффективность применения информационно-коммуникативных технологий в процессе профессиональной подготовки специалистов физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ADVANCED COMPUTER TECHNOLOGY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ПЛАНШЕТНЫЙ ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР / TABLET PC / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якимова Л.А., Емтыль Т.Х.

В связи с глобализацией информационных технологий в мире мы предлагаем внедрение их в учебный процесс ссузов и вузов физической культуры. Информационно-компьютерные технологии позволяют не только «насытить» студентов большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности, обучить навыкам самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации, проявлять активную позицию в самообучении. В связи с этим образовательным учреждениям приходится адаптироваться к информационному веку, внедряя информационно-компьютерные технологии в учебный процесс. В данном проекте происходит осмысление уже имеющегося опыта передовых знаний о применении информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе и получение новых теоретических аспектов по использованию их в профессиональной подготовке специалистов физической культуры и спорта среднего и высшего звена. Необходимость освоения студентами большого количества информации в условиях нехватки бюджета времени, связанной с усиленным тренировочным процессом, приводит к целесообразности замены в профессиональном обучении стандартных форм на новые. Целью нашей работы явилось выявление эффективности применения персональных планшетных компьютеров в образовательном процессе ссузов и вузов физической культуры. Применяемые методы: анализ научно-исследовательской литературы, анкетирование, педагогический эксперимент, математическая статистика. Результаты экспериментального проекта положительная динамика посещения учебных занятий разного типа студентами по циклу общепрофессиональных дисциплин физкультурных ссузов и вузов, повышение успеваемости студентов и активности учебной аудитории по окончании учебного года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якимова Л.А., Емтыль Т.Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficiency of application of information and communication technologies during preparation of specialists at physical education colleges and universities

In connection with the globalization of information technologies in the world We offer their introduction in the educational process of physical education colleges and universities. Indeed, today digital technology is developing very quickly, and people must be already competent in information technology at the time of their education. Information and computer technology make it possible not only to give students a lot of knowledge, but also to develop intelligent, creative abilities of students, to teach them to acquire new knowledge by themselves, to work with different sources of information, to be proactive in self-learning. In this connection, educational institutions have to adapt to the information age, implementing information and computer technology in the educational process. In this project there is understanding of existing experience of advanced knowledge about the use of information and computer technologies in educational process and obtaining new theoretical aspects for their use in the preparation of physical education and sports specialists of middle and high levels. The need for the obtaining of a large number of information by students with a shortage of time connected with enhanced training process leads to the feasibility of replacement of old professional training forms to new standard forms. The aim of our work was efficiency detection of the use of personal tablet computers in the educational process of physical education colleges and universities. Applied methods: analysis of the research literature, questionnaires, pedagogical experiment, mathematical statistics. The results of the pilot project: positive dynamics of students' attendance of different types of educational sessions in a cycle of general disciplines at physical education colleges and universities, improving of students' performance and activity in classrooms at the end of the school year.

Текст научной работы на тему «Эффективность применения информационно-коммуникативных технологий в процессе профессиональной подготовки специалистов физической культуры»

УДК 378.14:004

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Л. А. Якимова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, истории и методики физической культуры,

Т. Х. Емтыль, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, истории и методики физической культуры,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: Lusia.ya@mail.ru

В связи с глобализацией информационных технологий в мире мы предлагаем внедрение их в учебный процесс ссузов и вузов физической культуры. Информационно-компьютерные технологии позволяют не только «насытить» студентов большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности, обучить навыкам самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации, проявлять активную позицию в самообучении. В связи с этим образовательным учреждениям приходится адаптироваться к информационному веку, внедряя информационно-компьютерные технологии в учебный процесс.

В данном проекте происходит осмысление уже имеющегося опыта передовых знаний о применении информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе и получение новых теоретических аспектов по использованию их в профессиональной подготовке специалистов физической культуры и спорта среднего и высшего звена. Необходимость освоения студентами большого количества информации в условиях нехватки бюджета времени, связанной с усиленным тренировочным процессом, приводит к целесообразности замены в профессиональном обучении стандартных форм на новые.

Целью нашей работы явилось выявление эффективности применения персональных планшетных компьютеров в образовательном процессе

ссузов и вузов физической культуры.

Применяемые методы: анализ научно-исследовательской литературы, анкетирование, педагогический эксперимент, математическая статистика.

Результаты экспериментального проекта - положительная динамика посещения учебных занятий разного типа студентами по циклу общепрофессиональных дисциплин физкультурных ссузов и вузов, повышение успеваемости студентов и активности учебной аудитории по окончании учебного года.

Ключевые слова: современные компьютерные технологии; образовательный процесс; планшетный персональный компьютер; профессиональные компетенции; образовательные учреждения физической культуры.

Современные информационные технологии, применяемые во всех сферах общественной жизни, привели к глубоким переменам, в том числе и в системе образования. Изменение социально-информационных условий в обществе предъявляет к образованию новые требования, особенно к содержанию, методам, технологии, структуре обучения.

По мнению специалистов бизнес-школы «Сколко-во», в процессе обучения одним из устаревших видов учебных занятий становится лекция. Хотя именно за счет подобных занятий обучающиеся получают большую часть теоретических знаний. Чтобы поднять у студентов рейтинг занятий лекционного типа, необхо-

димо изменить не только методику преподавания, но и обратиться к развитию инновационных технологий в образовании.

Одним из современных условий развития образования является внедрение в учебный процесс информационно-коммуникативных технологий. Эффективное их применение может способствовать подготовке высококвалифицированных специалистов. Может повысить качество обучения за счет использования преподавателями специальной информации и расширения диапазона информационных потребностей различных категорий учащихся, обеспечения прозрачности и объективности системы мониторинга качества образования, устранить территориальные барьеры в процессе образования за счет дистанционных форм обучения по теоретическим дисциплинам, существенно ускорить движение управленческой информации, автоматизировать процессы организации и управления образовательным процессом. Роль информационных технологий в учебном процессе при подготовке специалистов уже доказана [5, 6]. Это:

- рациональная организация познавательной деятельности обучающихся с развитием у студента конструктивного, алгоритмического мышления;

- яркая мультисенсорная интерактивная среда обучения с почти неограниченными возможностями, которые оказываются в распоряжении преподавателя и студента;

- индивидуализация образовательного процесса с собственной траекторией обучения;

- обеспечение мотивированной самостоятельной работы студентов в овладении профессией;

- реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества [1, 2, 4, 6].

В практике подготовки специалистов в направлении внедрения информационных технологий сделано уже очень много. Это компьютерные классы, выход в Интернет, создание системы компьютерного пространства, электронные библиотеки и др. Вместе с тем, на наш взгляд, не удается качественно продвинуться в направлении организации процесса обучения на основе современных информационных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются такие технические средства, как персональные планшетные компьютеры.

В отличие от клавиатурных компьютеров планшеты имеют ряд преимуществ: бесшумность, мобильность, Интернет-ресурсы, технологии Wi-Fi, он-лайн общение на форумах и конференциях, возможность применять образовательные приложения в индивидуальном режиме, а также сохранение информации в сжатых форматах. С помощью компьютерных планшетов можно проводить лекционные, семинарские и практические занятия. Легко и доступно представить иллюстрационный материал, показать видеоролики и вывести графики. В режиме он-лайн можно протестировать студентов и оценить результаты освоения учебного материала. Преподаватель может использо-

вать планшетный компьютер как электронный учебник, накапливать учебный материал для лекционных и семинарских занятий, вести электронный журнал посещаемости и успеваемости студентов и многое другое.

Изучив опыт зарубежных стран, приходим к выводу, что в университетах США, Англии, Германии уже доказали эффективность применения информационно-коммуникативных технологий при подготовке специалистов. Студенты охотно осваивают новые формы лекций, когда одновременно с рассказом преподавателя на дисплей их планшетов выводится изображение. Информационно-коммуникативные технологии позволяют проявлять большой интерес к лекциям, лабораторным и практическим занятиям, студенты считают, что он и помогает учиться и работать за пределами университета.

В нашей стране в образовательных учреждениях профессиональной направленности к применению планшетного персонального компьютера (или ноутбука) пока относятся с опаской и недоверием. И причины, по мнению опытных педагогов, следующие: потеря навыков письма, отсутствие индивидуальной тетради обучающегося, нехватка материальных средств для приобретения планшета, низкий уровень компьютерной грамотности и другие. Хотя любое современное достижение науки немыслимо без использования компьютерных технологий. Поэтому проведенное нами исследование в этой области является актуальным и своевременным.

Целью нашей работы явилось выявление эффективности применения персональных планшетных компьютеров в образовательном процессе ссузов и вузов физической культуры. Для студентов, стремящихся успешно совместить учебу с регулярными тренировочными и соревновательными нагрузками, применение таких мобильных цифровых устройств в обучении особенно актуально.

Для достижения поставленной цели были определены задачи: выявление уровня «компьютерной грамотности» студентов ссузов и вузов физической культуры; внедрение в учебный процесс основной профессиональной образовательной программы по специальности «Физическая культура» проекта «Электронный конспект»; установление особенностей динамики изменения подготовленности студентов ссузов и вузов физической культуры к учебным занятиям.

Объект исследования - образовательный процесс в ссузах и вузах физической культуры.

Предмет исследования - применение персональных планшетных компьютеров на учебных занятиях лекционного типа.

Предполагалось, что использование персональных планшетных компьютеров будет способствовать мотивации современного студента к формированию профессиональных компетенций на учебных занятиях, повышению уровня активности и успеваемости студенческой аудитории, повышению качества интерак-

тивного преподавания, совершенствованию учебного процесса.

В стратегии реализации проекта предусматривался анализ успехов и неудач, а также выявление возможностей, потенциально полезных в будущем.

Методика. Настоящее исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» в период с 2013 по 2015 год. В эксперименте участвовали студенты III курса специальности «Физическая культура» Гуманитарного колледжа и университета в количестве 61 человека. На первом этапе необходимо было изучить уровень «компьютерной грамотности» студентов ссузов и вузов физической культуры. Для решения обозначенной проблемы была проанализирована успеваемость студентов по информатике, в результате чего установлено, что уровень уверенного пользователя имеют 84 % студентов, средний уровень «компьютерной грамотности» - 12 %, низкий - 4 %. Самостоятельно используют возможности программного обеспечения - 15 % студентов из общего числа обучающихся, возможности Интернета - 70 %, остальные 15 % просят помощи по этим вопросам у педагогов информатики. Отсюда можно дать достаточно высокую оценку умениям и навыкам работы на компьютерах у студентов ссузов и вузов физической культуры.

Также среди этих студентов проведено анкетирование и собеседование на тему «Применение персональных планшетных компьютеров в учебном процессе». Результаты показали, что из всего числа опрошенных за применение персональных планшетных компьютеров в учебном процессе - 68 % студентов. Удобство и экономичность ведения конспектов, написания лекций и составления презентаций именно на компактном ноутбуке или персональном планшетном компьютере отметило 48 % студентов. О том, что компьютерные технологии ускоряют процесс познания учебной дисциплины высказались 68 % участников опроса. Более надежную сохранность информации обеспечивает жесткий носитель, такое мнение высказало 60 % от числа опрошенных студентов. При этом 64 % студенческой аудитории не хотели, чтобы на смену учителю пришел компьютер.

Полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что компьютер в сознании студенческой молодежи является рабочим инструментом, средством решения интеллектуальных и коммуникативных задач.

Вторым этапом экспериментальной работы стала разработка экспериментального проекта «Электронный конспект» и внедрение его в учебный процесс. Информационные технологии применялись на занятиях по общепрофессиональным дисциплинам, в процессе изучения которых студенты получают необходимые для профессии компетенции. Рассмотрев общепринятые методики использования информационных технологий в образовательном процессе, мы определили следующие составляющие проекта:

• демонстрационные программные средства, предназначенные для наглядного представления теоретического материала дисциплин общепрофессионального цикла основной образовательной программы специальности «Физическая культура»;

• воспроизведение учебного материала (текста лекций, рисунков, таблиц) в электронном виде;

• использование информационно-поисковых программных систем и информационно-справочных программных средств, формирующих умения и навыки систематизации информации;

• применение учебно-игровых программных средств для «проигрывания» учебных ситуаций;

• применение программных средств-тренажеров для отработки умений, навыков учебной деятельности, самоподготовки, контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом.

Выше обозначенные составляющие проекта использовались на всех этапах учебного занятия: проверка знаний, изучение нового материала, закрепление материала. При таком обучении каждый студент получил возможность развития навыков исследовательской деятельности, моделирования биологических процессов разного уровня и направленности, разной степени сложности.

В индивидуальном режиме со студентами, желающими углубленно изучать предмет, проводилось обучение работе и с другими типами компьютерных средств. Это электронные учебники и энциклопедии, программы-тренажеры для подготовки к дифференцированному зачету, обучающие игры, он-лайн обучение.

В результате проведенной экспериментальной работы отмечены положительная динамика посещения учебных занятий разного типа по циклу общепрофессиональных дисциплин, повышение успеваемости студентов и активности учебной аудитории.

Так, в начале года учебные занятия по общепрофессиональным дисциплинам посещало 37,7 % от списочного состава студентов. Узнав, что лекционные и семинарские занятия по общепрофессиональным дисциплинам стали проводиться с использованием информационных технологий, к середине учебного года учебой заинтересовалось 77 % студентов, а к концу учебного года посещение дисциплин общепрофессионального цикла студентами увеличилось до 82,7 %.

Динамика показателя активности студенческой аудитории к концу учебного года также позволяет судить о том, что текущих оценок к концу учебного года стало вдвое больше (на 51,7 %) (рисунок) [10, 11].

Анализируя динамику текущих оценок за все виды аудиторной и самостоятельной работы в течение учебного года, мы увидели следующее. В начале учебного года средняя успеваемость студенческой аудитории составила 3,54 балла, к концу V семестра изменения были незначительными, и средний балл составил всего 3,61 балла, спустя месяц с начала VI семестра показатель успеваемости в среднем составил 3,8 балла, а в конце учебного года, после применения персональ-

ного планшетного компьютера на учебных занятиях, средний балл успеваемости возрос до 4,35 балла. Как видно из вышеизложенного, успеваемость студентов к концу учебного года существенно улучшилась. Различия между средним баллом успеваемости в начале учебного года и средним баллом успеваемости в конце года статистически достоверны (1=6,13, при р<0,001). Достоверность различий нами рассчитывалась по интервальной шкале или шкале отношений на основе 1-критерия Стьюдента (таблица).

□ Посещаемость студентов(%) ■ Активность студентов (%)

Рис. Динамика показателей посещаемости, активности студенческой аудитории в течение учебного года

Таблица

Достоверность различий среднего балла успеваемости в начале и в конце учебного года

диционного обучения, внесло в учебный процесс новые возможности сочетания высокой экономической эффективности и гибкости учебного процесса. А это в целом позволило более эффективно реализовывать профессиональные компетенции специалиста.

Заключение. Исходя из результатов нашего исследования, мы пришли к выводу, что современные информационные технологии должны являться составной частью современного образовательного процесса и обеспечивать единство образовательного пространство, развивающих и воспитательных функций обучения.

Проведенные нами исследования показали:

1. Современная студенческая молодежь активно использует современные информационные технологии и имеет высокий уровень компьютерной грамотности.

2. Разработанный нами проект использования персональных планшетных компьютеров, включающий в себя демонстрационные программные средства, воспроизведение учебного материала в электронном виде, учебно-игровые программные средства для «проигрывания» учебных ситуаций, создает необходимые условия и предпосылки для более качественного осуществления образовательного процесса в ссузах и вузах физической культуры.

3. Использование персональных планшетных компьютеров в учебном процессе ссузов и вузов физической культуры будет способствовать повышению уровня знаний у студентов.

ЛИТЕРАТУРА:

1.

Показатель учебного процесса Начало учебного года (сентябрь 2014 уч. год) Окончание учебного года (май 2015 у.г) t-критерий Стьюдента Уровень достоверности, р 2.

Успевае-

мость 3.

студентов 3,54 4,35 6,13 <0,001

(средний

балл) 4.

Из чего следует, что в результате внедрения в образовательный процесс экспериментального проекта «Электронный конспект» в течение учебного года произошел значительный прирост в показателях успеваемости студентов ссузов и вузов физической культуры.

С точки же зрения воспитательного аспекта можно сказать, что применение на учебных занятиях персонального планшетного компьютера привело к развитию у студентов аккуратности, ответственности, самостоятельности, творчества и коммуникативности.

Таким образом, применение компьютерных технологий способствовало позитивному изменению аудиторного преподавания и решению проблем тра-

Андреев А. А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования / А. А. Андреев // Школьные технологии. - 2001. - № 3. - С. 154-169. Андрюшкова О. В. Планшет (digitizer) как средство управления лекцией-презентацией / О. В. Андрюшкова // Ежеквартальный бюллетень НГТУ и Ассоциации «Сибирский открытый университет» [Электронный ресурс]. - 2015. - № 5. - С. 13. Режим доступа: http://bit.edu.nstu.ru/archive/print-2-2005/planshet_ digitizer_kak_sredstvo_upravl_80. Дата обращения 12 декабря 2015.

Босова Л. Л. Типовая модель электронного учебника / Л. Л. Босова // Открытое и дистанционное образование. - Томск. - 2012. - № 2 (46). - С. 58-65. Воробьева И. Н. Внедрение в учебный процесс компьютерных технологий на уроках специальных дисциплин / И. Н. Воробьева // Инновационные педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения: материалы Международной заочной научно-практической конференции. - Чебоксары: ЦДИП «INet», 2013. - С. 7-9.

Горохова М. Ю. Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе / М. Ю. Горохова // Социальная сеть работников образования nsportal.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/obshc hepedagogicheskieekhnologii/library/2013/10/11/ informatsionno-kommunikativnye.Дата обращения 25 ноября 2015.

6. Дворецкая А. В. Основные типы компьютерных средств обучения / А. В. Дворецкая // Педагогические технологии. - 2004. - № 2. - С. 32-37.

7. Каминский В. Ю. Использование образовательных технологий в учебном процессе: информационные технологии / В. Ю. Каминский // Завуч. - 2005. - № 3. - С. 4-14.

8. Мирзоева Е. В. Использование современных компьютерных технологий в преподавании математических дисциплин при подготовке магистров физической культуры / Е. В. Мирзоева, И. В. Леонова // Молодой ученый. - 2016. - № 1(105). - С. 735-740.

9. Овакимян Ю. О. Моделирование структуры и содержания процесса обучения / Ю. О. Овакимян. - М., 2009. - 123 с.

10. Емтыль Т. Х. Подготовка специалистов в системе профессионального образования сервисных специальностей / Т. Х. Емтыль // Курорты. Сервис. Туризм. 2009. - № 1. - С. 93-96.

11. Якимова Л. А. Использование персональных планшетных компьютеров в учебном процессе ссузов и вузов физической культуры / Л. А. Якимова // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. Труды научно-исследовательского института проблем физической культуры и спорта КГУФКСТ / под ред. А. И. Погребного. - Том 17: сборник трудов. - Краснодар: КГУФКСТ, 2015. - С. 162-165.

EFFICIENCY OF APPLICATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES DURING PREPARATION OF SPECIALISTS AT PHYSICAL EDUCATION COLLEGES AND UNIVERSITIES

L. Yakimova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Theory, History and Methods of Physical Education Department,

T. Emtyl, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Theory, History and Methods of Physical Education Department,

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161, e-mail: Lusia.ya@mail.ru

In connection with the globalization of information technologies in the world We offer their introduction in the educational process of physical education colleges and universities. Indeed, today digital technology is developing very quickly, and people must be already competent in information technology at the time of their education. Information and computer technology make it possible not only to give students a lot of knowledge, but also to develop intelligent, creative abilities of students, to teach them to acquire new knowledge by themselves, to work with different sources of information, to be proactive in self-learning. In this connection, educational institutions have to adapt to the information age, implementing information and computer technology in the educational process. In this project there is understanding of existing experience of advanced knowledge about the use of information and computer technologies in educational process and obtaining new theoretical aspects for their use in the preparation of physical education and sports specialists of middle and high levels. The need for the obtaining of a large number of information by students with a shortage

of time connected with enhanced training process leads to the feasibility of replacement of old professional training forms to new standard forms. The aim of our work was efficiency detection of the use of personal tablet computers in the educational process of physical education colleges and universities. Applied methods: analysis of the research literature, questionnaires, pedagogical experiment, mathematical statistics. The results of the pilot project: positive dynamics of students' attendance of different types of educational sessions in a cycle of general disciplines at physical education colleges and universities, improving of students' performance and activity in classrooms at the end of the school year.

Keywords: advanced computer technology; educational process; Tablet PC; professional competence, educational institutions of physical education.

References:

1. Andreev A. A. Computer and telecommunication technologies in education. Shkol'nyetekhnologii[School of technology], 2001, no 3, pp. 154-169 (in Russian).

2. Andryushkova O. V. Tablet (digitizer) as a management 6. tool lecture-presentation. Ezhekvartal'nyybyulleten'

NGTU i Assotsiatsii «Sibirskiyotkrytyyuniversitet» [Quarterly Bulletin of the NSTU and the Association "Siberian 7. open University"], 2015, no 5, pp. 13. Available at: http:// bit.edu.nstu.ru/archive/print-2-2005/planshet_digi-tizer_kak_sredstvo_upravl_80. (Accessed 12 december 2015) (in Russian). 8.

3. Bosova L. L. A model of the electronic textbook.Otkrytoe i distantsionnoeobrazovanie [Open and distance education], 2012, no 2 (46).pp. 58-65 (in Russian).

4. Vorob'eva I. N. Introduction in educational process of 9. computer technology at the lessons of special disciplines. Innovatsionnyepedagogicheskietekhnologii v uchebno-vospitatel'nomprotsessesovremennogoobrazo 10. vatel'nogouchrezhdeniya: materialyMezhdunarodnoyza-ochnoynauchno-prakticheskoykonferentsii [Innovative pedagogical technologies in educational process of modern educational institutions: materials of Interna- 11. tional correspondence scientific-practical conference],

2013, pp. 7-9(in Russian).

5. Gorokhova M. Yu. Information and communication technologies in the educational process.Sotsial'naya set' rabotnikovobrazovaniya nsportal.ru [Social network for educators education nsportal.ru]. Available at: http://ns-portal.ru/shkola/obshchepedagogicheskieekhnologii/ library/2013/10/11/informatsionno-kommunikativnye. (Accessed25 November 2015) (inRussian).

Dvoretskaya A. V. Main types of computer means of teaching.Pedagogicheskietekhnologii [Educational technology], 2004, no 2, pp. 32-37 (in Russian). Kaminskiy V. Yu. The use of educational technologies in the educational process: information technology. Za-vuch [Director of studies], 2005, no 3, pp. 4-14 (in Russian).

Mirzoeva E. V. The use of modern computer technologies in teaching mathematical disciplines in the preparation of master of physical culture. Molodoyuchenyy [Young scientist], 2016, no 1(105), pp. 735-740(in Russian). Ovakimyan Yu. O. Modelirovaniestruktury i soderzhani-yaprotsessaobucheniya [Modeling of the structure and content of the learning process]. Moscow, 2009, 123 p. Emtyl' T. Kh. Training for professionals in the office of professional education specialties. Kurorty. Servis. Tur-izm. [Resorts. Service. Tourism], 2009, no 1, pp. 93-96(in Russian).

lakimova L. A. The use of personal tablet computers in the educational process of the colleges and universities of physical culture. Aktual'nye voprosy fizicheskoi kul'tury i sporta. Trudy nauchno-issledovatel'skogo insti-tuta problem fizicheskoi kul'tury i sporta KGUFKST [Topical issues of physical culture and sports. Proceedings of the scientific-research Institute of physical culture and sports CHURCHST], 2015, no 17, pp. 162-165 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.