УДК 378.172 ББК 74.580 М 12
Р.Р. Магомедов
Доктор педагогических наук, профессор кафедры физической культуры Ставропольского государственного педагогического института; E-mail: [email protected]
В.Н. Зиненко
Старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Ставропольского государственного аграрного университета; E-mail: [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
АГРОИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА
(Рецензирована)
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы обновления технологии организации учебного процесса в агроинженерном вузе в связи с изменением современной парадигмы образовательного процесса, обусловленной изменением объекта обучения - специалиста-бакалавра как фактора формирования эффективного образовательного пространства физической культуры студентов. Приведены результаты педагогического исследования эффективности функционирования физкультурного компонента образовательного пространства агроинженерного вуза к занятиям различными видами физической культуры как важного средства здоровьесбережения. Эффективными средствами, способствующими повышению познавательной деятельности студентов и развитию у них интеллектуальных способностей, являются компьютерные технологии. Исследование позволило определить особенности формирования эффективного образовательного пространства физической культуры студентов агроинженерного вуза.
Ключевые слова: физическая культура, компоненты образовательного пространства, знания, компьютерные технологии, учебно-познавательная деятельность.
R.R. Magomedov
Doctor of Pedagogy, Professor of Physical Culture Department, Stavropol State Pedagogical Institute; E-mail: [email protected]
V.N. Zinenko
Senior Lecturer of Physical Education and Sports Department, Stavropol State Agrarian University; E-mail: [email protected]
STUDY OF THE EFFICIENCY OF FUNCTIONING OF THE PHYSICAL CULTURE COMPONENT IN EDUCATIONAL SPACE OF AGRO-ENGINEERING
INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION
Abstract. The paper deals with the questions related to renovation of training process technology in Agro-Engineering Institute of Higher Education. This is connected with a change of the contemporary paradigm of educational process, caused by a change of the object of instruction. Specialist was substituted for the bachelor to form the effective educational space of the physical culture of students. The authors provide the results of pedagogical study showing the efficiency of functioning of the physical culture component in different forms of physical training as the important means of health saving. Computer technologies are the effective means, which facilitate an increase in the cognitive activity of students and the development in them of intellectual abilities. A study made it possible to determine the special features of shaping the effective educational space of the physical culture of the students at Agro-Engineering Institute of Higher Education.
Keywords: physical culture, the component of educational space, knowledge, computer technologies, educational-cognitive activity.
Введение. Структура основных образовательных программ (ООП) бакалавриата
ГОСТа нового поколения в разделе Б 4 по дисциплине «Физическая культура» определяет обязательный объем знаний в области физической культуры и спорта [1].
Целью дисциплины «Физическая культура» является оказание образовательных услуг по развитию у студентов готовности методически обоснованно и целенаправленно использовать технологии базовой, спортивной, реабилитационной, рекреационной и адаптивной физической культуры, позволяющие выпускнику сформировать индивидуальную здоровьесберегающую жизнедеятельность, обеспечивающую его социальную мобильность, профессиональную надежность и устойчивость на рынке труда.
Основные задачи, которые поставлены перед дисциплиной:
1. Сформировать у студентов знания по теории, истории и методике физической культуры на основе инновационных технологий обучения.
2. Обучить студентов практическим умениям и навыкам занятий различными видами спорта, современными двигательными и оздоровительными системами.
3. Обеспечить у студентов высокий уровень физического здоровья:
-физическое развитие (весо-ростовая гармонизация);
- состояние функциональных систем организма (костно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной);
- развитие основных физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, силовых, выносливости, гибкости).
4. Развивать у студентов индивидуально-психологические и социально-психологические качества и свойства личности, необходимые для успешной профессиональной деятельности, средствами физической культуры.
5. Развивать у студентов устойчивую положительную мотивацию к мониторингу физического здоровья как важному компоненту управления здоровьем.
6. Сформировать у студентов готовность применять традиционные, современные и инновационные спортивные и оздоровительные технологии для достижения высокого уровня физического здоровья и поддержания его в процессе профессионального становления.
7. Использовать возможности образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура» в решении проблемы формирования у студентов готовности к инновационной деятельности на основе проведения научных междисциплинарных исследований, участия в выполнении экспериментальной работы по разработке и внедрению новых технологий обучения.
В результате освоения дисциплины студенты должны:
1. Иметь представление: о сущности феномена физической культуры в современном обществе, ее возможности в воспитании гармонически развитого человека, в решении социальных задач по укреплению здоровья, подготовке к профессиональному труду и защите Родины; целях и задачах массового спорта, спорта высших достижений, их роли и значимости в современном обществе; об учебной дисциплине как интегральной составляющей в профессиональной подготовке специалиста, ориентированной на личностное развитие будущих профессионалов посредством расширения и углубления общегуманитарной образовательной базы в целом; об особенности воздействия на организм условий и характера различных видов профессионального труда по избранной специальности, динамику утомления для направленного использования средств физической культуры и спорта в целях профилактики утомления и восстановления работоспособности, повышения адаптационных резервов организма; о понятийным аппарате в сфере физической культуры и спорта; личном опыте, умениях и навыках повышения своих функциональных и двигательных способностей; должном уровне физической подготовленности, необходимом для ускорения освоения сугубо профессиональных умений и навыков в процессе обучения в вузе; об обеспечении полноценной социальной и профессиональной деятельности после окончания учебного заведения; навыках рефлексии и самокоррекции, с использованием методов и средств самоконтроля за своим состоянием; о широком спектре ценностей мировой и отечественной физической культуры, спорта, оздоровительных систем для
самоопределения, самосовершенствования и саморазвития в сфере физической культуры.
2. Знать: сущность понятий «физическая культура личности» (ее содержание, структура, критерии и уровни проявления в социуме и личной жизни); «здоровье» (его физическое, психическое, социальное и профессиональное проявления); «здоровый образ жизни» (его составляющие); «готовность к развитию в сфере физической культуры» (сущность, структура, показатели, критерии, уровни); «готовность к самообразовательной деятельности в сфере физической культуры» (сущность, структура, показатели, критерии, уровни, социально-биологические и педагогические основы); «физическое развитие»; «состояние функциональных систем организма»; «физические способности»; «мониторинг здоровья»; «управление формированием высокого уровня здоровья»; «двигательная активность»; «профессионально-прикладная физическая подготовка»; «здоровьесберегающая профессиональная деятельность».
3. Уметь (иметь навыки): формировать знания по теории, истории и методике физической культуры на основе инновационных технологий обучения, необходимые для самоопределения в видах спорта и оздоровительных системах; самостоятельно заниматься различными видами спорта, современными двигательными и оздоровительными системами; формировать и удерживать высокий уровень физического здоровья (физическое развитие, состояние функциональных систем организма, развитие основных физических способностей) средствами традиционных, современных и инновационных спортивных и оздоровительных технологий; развивать индивидуально-психологические и социальнопсихологические качества и свойства личности (нравственно-волевые, коммуникативные, организаторские, лидерские, самодисциплины, гражданственности, патриотизма и другие), необходимые для успешного карьерного роста; применять данные мониторинга здоровья для саморазвития в сфере физической культуры; использовать возможности образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура» в решении проблемы внутрипрофессиональной или межпрофессиональной мобильности на основе проведения научных междисциплинарных исследований, участия в выполнении экспериментальной работы по разработке и внедрению новых технологий обучения [1; 2; 3; 4].
Задачи исследования.
1. Проанализировать результаты применения традиционных технологий обучения по дисциплине «Физическая культура» студентов сельскохозяйственного вуза.
2. Разработать рекомендации по созданию новой технологии обучения с учетом современных концепций развития высшего профессионального образования.
3. Обновление и углубление содержания образования в сфере физической культуры, прежде всего, связано с наиболее полной реализацией его культурообразующей и гуманизирующей функций. Его социокультурная сущность - в формировании нового образа мира и новой, вписанной в этот образ, системы культурной деятельности личности.
Таким образом, повышение мотивационно-ценностного отношения студентов к занятиям физической культурой будет эффективным, если предлагаемые технологии обучения будут строиться с учетом запросов и потребности студентов в сфере физической культуры, с учетом возрастно-половых и социально-демографических особенностей [5; 6; 7].
Методы и организация исследования. Для разработки технологии организации учебного процесса по дисциплине «Физическая культура», которая бы соответствовала целям и задачам модернизации образования в России, обеспечивала бы высокий уровень физического здоровья студентов, готовности его к саморазвитию в сфере физической культуры, проведен констатирующий эксперимент на базе ФГБОУ ВПО Ставропольского государственного сельскохозяйственного университета.
В связи с этим нами было проведено социологическое исследование отношения студентов к дисциплине «Физическая культура». В опросе приняли участие студенты третьего курса, которые прошли полный курс обучения по дисциплине «Физическая культура», набора 2011/2012 учебного года в количестве 426 человек.
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты показали позитивное
стремление к получению знаний, умений и навыков в физкультурной деятельности. На вопрос «Считаете ли Вы обязательным включение предмета «Физическая культура» в образовательный стандарт?» - 70,7 % ответили положительно; 8,7 % - отрицательно; 20,6 % -сомневаются.
На вопрос: «Какой направленности Вы предпочитаете учебную программу?» студенты ответили следующим образом: 27,1 % - оздоровительной направленности; 18,4 % -профессионально-прикладной; 54,5% - спортивной.
Ориентация на тренирующий эффект является оптимизирующим фактором для развития основных физических способностей, что необходимо для юношеского возраста, когда происходят активные процессы физического развития. Однако стремление достичь высоких результатов развития физических способностей престижно для ограниченного круга студентов. Об этом свидетельствует анализ мотива физического совершенствования: поддержание уровня физической подготовленности - 4,9%; улучшение осанки - 2,7%; оптимизация веса - 3,9%; коррекция фигуры - 2,8%; продление активного долголетия - 1,5%.
Следовательно, выбор технологии спортивной направленности является потребностью студентов. Однако в процессе обучения у них не было сформировано положительной устойчивой мотивации саморазвития и самосовершенствования в различных видах спорта, что необходимо учитывать при новой организации учебного процесса.
Одной из задач дисциплины является формирование устойчивой мотивации к учебной и самообразовательной деятельности. В соответствии с этой целью посещаемость учебных и внеучебных (самостоятельных) занятий рассматривается нами как интегральный показатель сформированного уровня положительной мотивации к занятиям различными видами спорта, оздоровительными и двигательными системами. Посещаемость оценивалась по процентному соотношению занятий, которые посетили студенты к количеству запланированных учебным планом по специальностям подготовки.
Ретроспективный анализ данных позволил проследить динамику показателей эффективности учебного процесса студентов с 2006/2007 по 2008/2009 учебные годы. Тенденция к увеличению наблюдается с пиком прироста в 2006/2007 учебном году и составляет 25,2% к уровню посещаемости в 2008/2009 учебном году В целом, посещаемость занятий студентами рассматривается нами как «низкая», так как в среднем этот показатель составляет 67,1%.
Также нами проанализирована динамика прироста (среднегодовая и общая) показателя посещаемости студентами самостоятельных занятий (элективный курс, секционных). Данные свидетельствуют об увеличении рассматриваемого показателя со значительными приростами. Среднегодовой прирост составил - 94,2%; общий - 117,7%.
На наш взгляд, это объясняется, с одной стороны, повышением в России уровня пропаганды современных двигательных систем (современные двигательные и оздоровительные системы и т.д.), с другой стороны, в вузах имеются специализированные залы, оборудование, квалифицированные преподаватели, что позволяет реализовать потребности студентов. В целом выявлен общий прирост посещаемости элективного курса: на 22,6% выше, чем основного. Этот факт свидетельствует о наметившейся тенденции индивидуального выбора двигательной активности. Следовательно, для повышения мотивации студентов необходимо включать в учебную программу не только традиционные виды спорта, но и современные, привлекательные для молодежи виды спортивной деятельности (таблица1).
Таблица 1.
Сформированный уровень показателей мотивации у студентов к учебной и самостоятельной
деятельности на основе применения традиционных технологий обучения (2004/2005 гг., М±ш)
Критерии оценки К= ?1 /100
Посещаемость учебных занятий, баллы 46,9±,09 0,47
Посещение внеучебных занятий (самостоятельные занятия по видам спорта, современным двигательным системам), баллы 20,2±0,4 0,20
Участие в соревнованиях, баллы 38,6±0,5 0,39
Итого в среднем:_____________________________________________________________ 35,3±0,9 0,35
Примечание: К - коэффициент эффективности технологии; Pi - оценка изучаемого критерия.
Анализ организации учебного процесса в вузе показывает, что в процессе обучения не наблюдается статистически достоверного прироста показателей посещаемости, участия в соревнованиях. Этот факт говорит о низкой эффективности традиционных средств, методов и организационных форм обучения. Коэффициент эффективности равен 0,35 (таблица1).
Среди студентов третьего курса только 2,3% желают знать о формировании своего физического здоровья и готовы управлять его развитием; 28,2% - желают знать о формировании своего физического здоровья, но не готовы управлять его развитием; 47,4% -не желают знать о своем физическом здоровье и не готовы управлять его развитием; 21,6% -не желают знать о формировании своего физического здоровья, но готовы управлять его развитием.
Анализ готовности у студентов к развитию в сфере физической культуры показал следующие данные (Диаграмма 1).
Следовательно, у большинства студентов по окончании курса по физической культуре не сформирована потребность в дальнейшем получении знаний о формировании физического здоровья и управлении этим процессом в дальнейшей профессиональной деятельности.
Таким образом, основные задачи предметной деятельности по формированию устойчивой положительной мотивации к мониторингу физического здоровья, как важному компоненту управления здоровьем и формированию у студентов готовности применять традиционные, современные и инновационные спортивные и оздоровительные технологии для достижения высокого уровня физического здоровья и поддержания его в процессе профессионального становления, решаются недостаточно эффективно.
Другой задачей дисциплины является формирование у студентов знания по теории, истории и методике различных видов физической культуры. Поэтому следующим показателем является успеваемость (оценка знаний теории на основе базовых лекций и методических занятий).
Анкетирование студентов показало, что основным источником информации по физической культуре остаются не специальные издания, а массовые газеты, журналы, телевидение (54,2%). В этой связи неудивительно, что только 9,3% респондентов оценивают свои знания на «хорошо» и «отлично» по вопросам физической культуры, гигиеническим нормам и требованиям к режиму дня, питанию и закаливанию. И лишь только 4,2% опрошенных дает такие самооценки относительно влияния физических упражнений на организм занимающихся.
Сегодня средняя школа таких знаний практически не дает: лишь 16,7% опрошенных студентов первого года обучения отметили, что с ними в школе регулярно проводились занятия по теории физической культуры; 31,3% респондентов указали, что такие занятия проводились иногда. Знаний, необходимых для понимания значимости двигательной деятельности в профилактике заболеваемости, не получили 52,0% опрошенных.
%
10
20
30
40
50
□ не желают знать о формировании своего физического здоровья, но готовы управлять его развитием
□ - не желают знать о своем физическом здоровье и не готовы управлять его развитием
□ желают знать о формировании своего физического здоровья, но не готовы управлять его развитием
□ желают знать о формировании своего физического здоровья и готовы управлять его развитием
Диаграмма 1. Анализ сформированного уровня мотивации студентов к саморазвитию в
сфере физической культуры.
Опрос студентов первого курса показал (Диаграмма 2), что они имеют определенные знания по таким разделам физкультурно-спортивной работы, как составление комплекса утренней гимнастики, общие основы осуществления контроля за физической нагрузкой занимающихся, разработка для себя оптимального двигательного режима, рекомендация средств, предупреждающих травматизм при занятиях спортом, организация и проведение судейства соревнований по видам спорта.
50 60 70 80 90 100
1-111 1-1Н |- 1
- составить комплекс утренней гимнастики; 2 - методически правильно провести учебнотренировочное занятие по виду спорта; 3 - осуществлять контроль за физической нагрузкой занимающихся во время тренировки; 4 - разработать для себя оптимальный двигательный режим занятий физическими упражнениями; 5 - рекомендовать
0
оптимальный режим питания; 6 - дать рекомендации по применению сауны, бани, массажа и закаливания; 7 - рекомендовать средства, предупреждающие травматизм при занятиях спортом; 8 - оказать первую медицинскую помощь; 9 - организовать и провести судейство соревнований по виду спорта; 10 - провести беседу о значении физической культуры и спорта в организации здорового образа жизни; 11 - рассказать о специфике воздействия определенных видов физических упражнений на организм человека.
Диаграмма 2. Динамика качества знаний студентов.
К сожалению, данное преимущество студентов первого курса временное и оно постепенно утрачивается в процессе учебной деятельности, так как не находит практического подкрепления, о чем свидетельствуют результаты остаточных знаний по теоретическому разделу рабочей программы. Только 46,8% студентов получили положительные оценки по программированному опросу, что свидетельствует об обратимости знаний. Следовательно, целесообразно внедрить в систему физкультурного образования студентов дополнительные средства и методы, позволяющие не только увеличить объем информации, но и качество ее усвоения.
Анализ успеваемости студентов первого курса показал, что уровень знаний в области физической культуры не соответствует государственному образовательному стандарту, что выражается в низкой их оценке (средний показатель рейтинговой оценки составил 38,4 ± 2,8 балла), что не позволяет вывести студента на уровень готовности к самопознанию.
Одной из наиболее значимых причин низкого уровня знаний является тот факт, что знания студенты приобретали преимущественно посредством средств массовой информации. Традиционная система физического воспитания не ориентировала педагогов на формирование знаний в области физической культуры.
Смена парадигмы образования в сфере физической культуры в образовательных учреждениях предопределила необходимость разработки наиболее эффективной технологии обучения, где знаниевый компонент стал приоритетным. Это позволит гармонично сочетать как развитие физических способностей занимающихся, чему в традиционных программах по физическому воспитанию в вузе уделяется значительное время, так и усвоение ими теоретических знаний, необходимых для понимания значимости роли здоровьесберегающей компетенции для успешного профессионального становления.
В среднем прирост показателя успешности освоения теоретической информации составляет 17,6 %. Этот факт говорит о наметившейся положительной тенденции повышения интереса к дисциплине. Готовность студентов по этому параметру составляет К=0,43, что свидетельствует о «низком» уровне полученных знаний (таблица 2).
Следовательно, полученная нами информация позволяет сделать вывод о том, что формы представления теоретического раздела учебной программы являются недостаточно эффективными и не повышают познавательную активность студентов в сфере физической культуры.
Таблица 2.
Динамика показателей успешности освоения студентами дисциплины «Физическая культура»
Показатели Годы обучения К=Рі/100
2011 2012 2012 2013
Успеваемость 40,9 ± 2,3 42,7 ± 2,3 39,1± 2,2 48,1 ± 2,4 0,43
Примечание: К - коэффициент эффективности технологии; Pi - оценка изучаемого критерия (средний
балл).
Одним из путей интенсификации учебно-познавательной деятельности студентов является широкое использование технических средств обучения, которые нами приводятся в
таблице 3.
Наиболее эффективными средствами, способствующими повышению познавательной деятельности студентов и развитию у них интеллектуальных способностей, являются компьютерные технологии. Анализ причин недостаточного использования знаний компьютерных технологий в учебном процессе показывает, что наиболее весомые факторы -это низкий уровень компьютерной подготовленности респондентов (36,0%-43,8%) и отсутствие возможности реализации этих знаний в учебном процессе по физическому воспитанию (22,0%-21,3%). Интересен тот факт, что подавляющее число респондентов (93,3%-98,4%) указывает, что не знали о возможности применения новых технологий в учебном процессе по дисциплине «Физическая культура» (таблица 3).
Таблица 3.
Изучение возможности использования современных технологий студентами в учебном процессе, % от числа опрошенных
п/п Показатели Контингент
Студенты 1- Студенты 3-
го курса (п=956) го курса (п = 873)
1. Желаете ли вы использовать компьютерные технологии при изучении теоретического раздела по физической культуре:
- да; -нет; -сомневаюсь. 48,0 13,6 38,4 78.1 3.1 18,8
2. Умеете ли вы пользоваться компьютером:
- хорошо; 14,0 26,3
- поверхностно; 36,0 67,5
- нет. 50,0 6,2
3. Умеете ли Вы использовать компьютер для получения дополнительных знаний:
- да; 7,2 13,1
-нет. 92,8 86,9
4. Основные причины недостаточного
использования компьютерных знаний в учебном процессе: - низкий уровень компьютерной подготовлен- 36,0 43,8
ности респондента;
- низкий уровень преподавания предмета; 4,0 6,3
- не интересовал предмет; 22,0 21,3
- не вижу возможности реализаций знаний; 29,2 19,3
- другие. 8,8 3,1
Таким образом, в результате исследования вскрыты причинно-следственные связи и зависимости, проявляющиеся в форме предпосылок, которые определяют стратегию организации учебного процесса с ориентацией на внедрение новых информационных технологий при изучении теории и методики физической культуры, применения смешанных форм обучения (традиционных и дистанционных).
Оценка результата обучения - сформированный высокий уровень готовности у студентов к саморазвитию в сфере физической культуры определялся по показателям, отражающим рефлексию: готовность к познанию (ГП), готовность к
самосовершенствованию (ГСС) и готовность к саморазвитию (ГСР).
Проведенные исследования студентов 1-3 курсов (1285 человек) показали, что 39,3 % -желают узнавать о себе и могут совершенствоваться в сфере физической культуры; 60,7% -не желают узнавать о себе и не могут изменяться, что свидетельствует о неудовлетворительном уровне сформированной рефлексивной позиции (К=0,39), которая приводит к обратимости знаний, умений и навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности и не позволяет осуществить переход процесса развития в саморазвитие.
Далее анализировался сформированный уровень готовности студентов к
саморазвитию (ГС). Нами выделены границы зон интегрального показателя ГС, согласно
теории вероятности, они находятся в пределах и соответствуют: «высокий» уровень - от 6,1
до 7,0; уровень «выше среднего » - от 4,6 до 6,0; «средний» уровень - от 3,1 до 4,5; уровень «
ниже среднего» - от 1,6 до 3,0; «низкий»уровень - от 0 до 1,5.
Результаты анкетирования позволили установить, что 4,8 % студентов находятся на
«высоком» уровне; 7,4 % - «выше среднего»; 25,6 % - «среднем»; 35,4% - «ниже среднего» и
26,8 % - «низком». Следовательно, только 12,2% студентов находятся на «высоком» и «выше
среднего» уровне ГС, что свидетельствует о сравнительно низком качестве образовательного
процесса по дисциплине «Физическая культура» в вузе на основе традиционных технологий
обучения (Диаграмма 3).
40 т
35
30
25
20
15
10
5
0
Высокий Выше среднего Средним Нн:+е оеднего -изши Диа
грамма 3. Сформированные уровни готовности у студентов к саморазвитию в сфере физической
культуры
Оценка функционирования технологий обучения рассматривается как объект системы управления их качеством. Под управлением качества технологий обучения подразумевается совокупность целенаправленных действий по достижению запланированного, гарантированного результата. Для этого необходимы диагностично поставленные цели, наличие средств и методов диагностирования параметров и показателей качества, правила определения возможного отклонения их от нормативных.
Диагностичные цели задаются через число учебных элементов N параметры усвоения Ра , параметры фундаментальности Рь изучаемого материала, которые определяют качество учебной информации. Параметры успешности Ру и автономности Ра определяют качество ее усвоения студентами. Комплексная оценка качества на основе теории свертывания определяется величиной критерия качества (К), функционально зависящего от параметров Р
а , Рь, Ру, Ра, и рассчитывается по формуле:
К =
л/(Р« ' РЬ) Ру
Ра
при этом 0 < К < 1.
Этот критерий отражает природу изучаемого материала и динамику его освоения всеми обучаемыми, выражается одним числом, не требует сложных измерений, прост в вычислении, реально воспринимается и обеспечивает диагностичность качества учебного процесса. При К < 0,45 результат неудовлетворительный, а при К > 0,8 - высокий. Рассматриваемый критерий К является критерием эффективности технологии обучения.
В исследования при описании результатов формирующего педагогического эксперимента нами выдержана вышеописанная схема определения уровня готовности студентов к развитию в сфере физической культуры и эффективности авторской интегративной технологии обучения.
На диаграмме 4 показана динамика эффективности традиционной технологии обучения по дисциплине «Физическая культура» студентов 1-3 курсов 2011-2013 годов обучения и специалитета (4 курса). В течение каждого семестра проводилось три среза (М1-Мз, М4-Мб) исследуемых показателей, определяющих эффективность работы по традиционной технологии обучения.
Как видно из диаграммы 4, учебные достижения студентов во времени представляют собой вид затухающих колебаний. На втором курсе обучения эффективность применения традиционных средств, методов и организационных форм выходит на высокий уровень, который должен был обеспечить процессы саморазвития студентов в сфере физической культуры.
М 1 М 2 М 3 М 4 М 5 М 6
Диаграмма 4. Динамика эффективности традиционной технологии обучения по дисциплине
«Физическая культура»
Однако летние каникулы, снижение в два раза объема организованных учебных занятий на вторых, третьих и четвертых курсах не позволили удержать сформированный высокий уровень учебного процесса, и он стал затухать.
Заключение. Следовательно, отмечается затянувшийся процесс выхода на высокий уровень функционирования технологии и перехода ее в саморазвитие. Поэтому при проектировании новой технологии обучения необходимо создать такие организационнопедагогические условия, которые бы вывели показатели эффективности технологии организации учебного процесса на высокий уровень функционирования через 1,5-2 месяца после начала обучения.
Таким образом, управление эффективностью технологии с позиции повышения качества процесса обучения наиболее эффективно реализуется в условиях системы рейтинг-контроля и мониторинга. Следовательно, этому аспекту организации учебного процесса в новых условиях модернизации образования необходимо уделить особое внимание.
Примечания:
1. Примерная программа дисциплины «Физическая культура». Для всех направлений подготовки (специальностей) и профилей подготовки. Квалификации (степени) выпускника бакалавр. М.: Минобрнауки РФ, 2011.
2. Магомедов Р.Р. Физическая культура в педагогическом вузе: учеб.-метод. комплекс. Программно-методическое обеспечение / под общ. ред. Р.Р. Магомедова. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. 316 с.
3. Магомедов Р.Р., Бгуашев А.Б. Формирование антропологических знаний в области физической культуры у студентов, будущих педагогов: учеб. пособие. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2011. 300 с.
4. Физическая культура: программно-методическое обеспечение: учеб.-метод. пособие / под ред. Г.М. Соловьева. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004. 289 с.
5. Виленский М.Я. Физическая культура в профессионально-ценностных ориентациях студентов и процесс их формирования: методология и теория // Теория и практика физической культуры. 1991. № 11. С. 27-30.
6. Виленский М.Я. Целеполагание в образовательном процессе по физическому воспитанию студентов и подходу к реализации его содержания // Физическая культура молодежи в XXI веке: материалы 1-й науч.-практ. конф. вузов ЦЧР России. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001. С. 19-23.
7. Виленский М.Я., Авчинников С.О. Методический анализ общего и особенного в понятиях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» // Теория и практика физической культуры. 2004. № 1. С. 2.
References:
1. An approximate programme of the discipline «Physical culture». For all training areas (specialties) and training profiles. Qualifications (degrees) of a graduate bachelor. M.: The RF Ministry of Education and Science, 2011.
2. Magomedov R.R. Physical culture in a teachers’ training higher school: educational and method. complex. Programme and methodological support / ed. by R.R. Magomedov. Stavropol: The SGPI publishing house, 2008. 316 pp.
3. Magomedov R.R., Bguashev A.B. Formation of anthropological knowledge in the field of physical culture of students, future teachers: a manual. Stavropol: The SGPI publishing house, 2011. 300 pp.
4. Physical culture: programme and methodological support: a manual / ed. by G.M. Solovyev. Stavropol: The SGU publishing house, 2004. 289 pp.
5. Vilensky M.I. Physical culture in professional and value orientations of students and process of their formation: methodology and theory // Theory and practice of physical culture. 1991. No. 11. P. 27-30.
6. Vilensky M.Ya. Goal-setting in educational process in physical training of students and approach to implementation of its contents // Physical culture of youth in the XXI century: materials of the 1 scient. and pract. conf. of higher schools of the Central part of Russia. Voronezh: The VGU publishing house, 2001. P. 19-23.
7. Vilensky M.Ya., Avchinnikov S.O. The methodological analysis of the general and special in the concepts «a healthy way of life» and «healthy lifestyle» // Theory and practice of physical culture. 2004. No. 1. P. 2.